Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Словарный запас деток с 1 года до 7 лет.!!! + к Предыдущему посту. В 6 лет словарный запас ребенка должен составлять


Словарный запас деток с 1 года до 7 лет.!!! + к Предыдущему посту.

1 год  — 1 год 3 месяца. Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов. 

2 года.  На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов.  К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года.  Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года.  В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет.  К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период  от 5 до 7 лет  словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

www.baby.ru

Словарный запас ребенка. Учимся и играем

Количество слов в активном словаре малыша прямо пропорционально его интеллекту. И если вы хотите, чтобы ребенок пошел в своем уровне развития дальше Эллочки Людоедки из знаменитого романа И. Ильфа и Е. Петрова, то желательно немного поучиться. Только не пугайтесь. Речь не идет о многочасовых нудных лекциях с домашними заданиями. Достаточно всего лишь немного поиграть.

Маленький писатель

Вы знаете, что все великие писатели имеют очень хорошее воображение.  И развивать его они начали еще в детстве. Предложите ребенку такую игру. Пусть он постарается описать любой предмет (яблоко, машинку, листочек на дереве и т.д.), используя как можно больше разнообразных слов. Если малыш испытывает трудности с заданием, предложите наводящие вопросы: как называется, какого цвета, формы, большой или маленький, старый или новый, красивый или неприятный и пр. Со временем необходимость в таких подсказках отпадет сама собой.

Кто кого

Это вариант предыдущего задания.  Только описания вы называете по очереди с малышом. Выигрывает тот, за кем осталось последнее слово.

Угадайка

Назовите ребенку свойство предмета, например, низкий, весёлый, холодный, шершавый, желтый.  А теперь придумывайте вместе с ним предметы, которые имеют данный признак. В ходе игры задавайте дополнительные вопросы на сравнение. Пусть ваш ученик расскажет, что выше всего, что ниже, кто  находится посерединке. И так с каждым определением.

Мамины сказки

По дороге домой из детского сада или на прогулке полезно сочинять сказки. Пусть вашим главным героем станет маленький мальчик или девочка, который проснулся сегодня очень рано, чтобы успеть в волшебную страну, где живут… Главное для мамы – не слишком увлекаться, а позволить пофантазировать ребенку. Поверьте, вам обоим это понравится. Возможно, вы даже напишете собственную маленькую книжку занимательных историй и веселых приключений юного естествоиспытателя.

Словарный пазл

Если вы не уверены, что легко справитесь с предыдущим заданием, попробуйте его «облегченный»  вариант. Предложите ребенку 5-7 любых слов, из которых нужно составить логически грамотное предложение.

Слепой и поводырь

Когда будете гулять со своим крохой в парке, сделайте вид, что закрыли глаза и попросите малыша описывать все вокруг. Пусть он представит, что ему необходимо довести вас, таким образом, от одного конца аллеи до другого.

Сыщик

Каждый предмет имеет множество мелких деталей, на которые мы не обращаем внимание с первого взгляда. Пусть юный «сыщик» исследует состав и свойства предметов.  Например, у листочка есть зубчатый край, черенок и дырка, оставленная гусеницей, у ручки – колпачок, паста, зажим и пр.

Редактор журнала

Говорите ребенку предложения со стилистическими ошибками. Задача маленького редактора – исправить их. Примеры: «В этом рассказе рассказывается о волшебном яблоке» (повторение схожих слов), «Соревнования будут в январе месяце» (лишнее слово «месяце»), «Армия наступала внезапно и неожиданно» (использование двух слов, имеющих одинаковый смысл), «Принц уделял много заботы маленькой фее» (заботу можно проявлять, но не уделять) и т.д.

Составляем словарь синонимов

Как вы уже, наверное, догадались, ребенку предлагается слово, к  которому нужно подобрать как можно больше синонимов. Обычно такие задачи оказываются достаточно сложными. Поэтому хорошим помощником маме станет словарик, например, загруженный на смартфон.

Домашний театр

Прекрасно, если у вас есть достаточно времени, чтобы организовать настоящий семейный театр. Такое увлечение хорошо развивает дикцию, воображение и умение держаться на публике, помогает найти малышу хороших друзей. Но сейчас не об этом. На практике, большинство из нас не имеют возможности регулярно заниматься столь серьезными вещами. С другой стороны, нередко приходится скучать с малышом, к примеру, в очереди в поликлинику или в автобусе. Захватите с собой парочку фломастеров и нарисуйте на пальчиках рожицы двух человечков: веселую и сердитую. Попросите сына или дочь разыграть маленький диалог между ними. Пусть забавный персонаж рассмешит своего соседа.

lopotun.ru

Этапы развития речи у ребенка. Нервные болезни

Первые полгода

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на обращение: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. В 3 месяца при общении с взрослым малыш оживляется, «гукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

В 5 месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса. К 6 месяцам появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

До года

В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

После года

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас 20 слов.

Второй год развития

2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

После двух - не поздно

3 года. Словарный запас 250-700 слов, ребёнок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.

4 года. В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. Словарный запас увеличивается до 2500-3000. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи; активно употребляет обобщающие слова («одежда», «животные»).

7 лет. Словарь увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила. Ребёнок активно пытается объяснить значение слов, размышляет о роде существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

medportal.ru

Тест для проверки словарного запаса у детей в 8-9 лет

Словарный запас в 8-9 лет

1.В каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить (зачеркнуть).

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. Река, озеро, море, мост, болото. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. Тополь, береза, орешник, липа, осина. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. Число, деление, вычитание, сложение, умножение. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Зима, апрель, весна, лето, осень.

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.

Месяц, день, год, небо, час.

Приехал, прибежал, укатился, приплыл.

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

2. Эти пары слов можно назвать одним определением, например: Брюки, платье... — одежда. Подпиши название к каждой паре.

Метла, лопата...Окунь, карась... Лето, зима... Огурец, помидор... Сирень, шиповник…Шкаф, диван... День, ночь... Слон, муравей... Июнь, июль... 

Час, секунда…

3. Внимательно прочитай эти примеры:

лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книгинужно установить, такую же связь со словом слева, и выбрать подходящее слово из правой части и подчеркнуть его

огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земляучитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометрогород / морковь = сад / забор, яблоня, колодец, скамейка, цветыцветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перьяперчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щеткатемный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врачмашина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волнастул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, стальнаястол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди3. У кого как называется детёныши, подпиши.

У козы -

У собаки -

У свиньи-

У ежа -

У волка -

У курицы -

У коровы -

У лошади -

4. Название профессии, подпиши.

Кто водит машину?

Кто управляет трактором?

Кто готовит еду?

Кто шьет одежду?

Кто учит детей?

Кто водит паровоз?

Кто подстригает?

Кто лечит?

 

5. Антонимы: «Скажи наоборот».

Большой –

Весёлый -

Тяжелый-

Длинный -

Высокий –

Чистый –

Холодный-

Небо –

6. Придумай слова - «приятели» (синонимы) к данным словам:

Здание -

Печаль -

Конь -

Приятель -

Глядеть -

Смелый -

7. Образуй прилагательное от существительного.

- Шкаф сделан из дерева. Значит он какой?

- Варежки из шерсти. Какие они?

- Ваза из стекла-

- Суп из курицы-

- Сок из моркови-

- Кукла из бумаги-

- Кисель из клюквы -

8. «Назови ласково». Воспроизведи уменьшительно - ласкательные формы существительных.

Стол –

Стул –

Огурец –

Помидор –

Вазы –

Салфетка –

Тарелка -

9. Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы -

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни -

Дно, крышка, стенки, ручки -

Палуба, каюта, якорь, корма, нос -

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак –

Крылья, кабина, хвост, мотор -

Глаза, рот, нос, брови, щеки -

Рукава, воротник, манжеты -

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя -

Пол, стены, потолок -

Подоконник, рама, стекло -

 

 10. Придумай по 2 слова, отвечающие на вопросы, «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Осень» (какая? - ранняя, поздняя).

Солнце (какое?) ...

Дождь ...

Небо ...

Ветер ...

Облака ...

Листья ...

Земля ...

День ...

Трава ...

 

11. Ответь на вопрос: «Что делает…?».

Утка –

Мышь-

Лягушка –

Корова-

Свинья –

Повар-

infourok.ru

Подготовка к школе. Как пополнить словарный запас ребенка дошкольного возраста?

Развитие речи у ребенка, как только он начинает говорить, происходит удивительно быстро. К пяти годам он уже правильно произносит слова, не пропускает буквы и знает большое количество слов. Но достаточно ли этого для поступления в школу? Возможно. Однако, чтобы ваш ребенок учился хорошо, у него должен быть достаточно высокий уровень лексики. Ведь чем шире словарный запас дошкольника, тем легче ему будет учиться. Он сможет выражать свои мысли и знания. Быстрее вспомнит проверочное слово. Ему будет несложно домыслить сюжет и написать сочинение. Для ребенка с богатым словарным запасом не составит труда понять, о чем ведет речь учитель. Следовательно, пополнение словарного запаса - важная часть подготовки ребенка к школе.

 

Как узнать высокий ли уровень лексики у ребенка?

 

Как правило, ребенок в возрасте от пяти до семи лет понимает значение и смысл многих  слов. От него уже можно услышать оценочные суждения. То есть он имеет свой взгляд на вещи.

Дошкольник хорошо понимает пространственные понятия (рано - поздно), может подобрать противоположное слово (горячий – холодный), использует сложные предлоги (из-за). Употребляет в своем разговоре все формы глагола, в том числе и деепричастие. Использует различные формы существительного. Например, заяц-зайчик-заинька. Правильно подбирает соответствующие существительным прилагательные. Знает обобщающие слова (овощи, фрукты).

Старшие дошкольники могут использовать в рассказе сложные определения, от которых предложения приобретают большую образность. Например, «от того, что на дом светит солнце, он стал, как золотой». Понимают слова с переносным значением, например, такие как «время ползет».

Таким образом, если ребенок использует в своей речи разные формы слов, образные выражения, синонимы, то это говорит о высоком уровне развития лексики.

Как обогатить словарный запас ребенка?

 

Однако сам развить свой словарный запас ребенок не может. В этом ему должны помочь взрослые: родители, воспитатели. Итак, главный вопрос. Как расширить словарный запас ребенка? В первую очередь больше с ним разговаривать. Причем речь должна быть правильной и грамотной. Разговаривайте с ребенком чаще, ненавязчиво расспрашивайте. Стимулируйте и побуждайте его к разговору.

В возрасте пяти-семи лет ребенок знакомится с окружающим миром, овладевает навыками общения с людьми. Нужно рассказывать ему не только сказки, но и о реальной жизни. Природа, искусство, люди, в мире огромное количество тем для разговоров. Таким образом, вы пополняете словарный запас вашего дошкольника.

Читайте вместе книги. Особенно с иллюстрациями. Описывайте, что на них изображено. Очень полезно читать ребенку стихи. Они легче запоминаются. Пусть чтение книг с ребенком войдет в вашу каждодневную привычку.

Лучше всего ребенок усваивает любую информацию в процессе игры. Поэтому играйте с ним. В таком возрасте дети любят сюжетно-ролевые игры. Например, играйте в больницу или школу, детский сад или работу. Устраивайте чаепитие и купание куклам. И общайтесь.

Играйте с ребенком в словесные игры. Одним словом занимайтесь и желательно регулярно. И не забывайте, что ребенок подражает речи взрослого человека. Говорите спокойно, внятно и грамотно. Повторяйте новые слова, если хотите, чтобы ребенок их запомнил.

Использование крылатых фраз и образных выражений сделает лексику ребенка более живой, красочной и выразительной. Используйте чаще их в своей речи. Научите ребенка применять их, описывая не только явления природы и сказочные сюжеты, но и реальные события, и человеческие отношения. Пусть общение вашего ребенка с окружающими людьми станет для него интересным и радостным занятием.

 

www.rastut-goda.ru