Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Способы закаливания ребенка в домашних условиях. С чего начать закаливание ребенка 6 лет


КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЛИВАТЬ РЕБЕНКА

 

 

 

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЛИВАТЬ РЕБЕНКА

Дети болеют. Этот грустный факт так же непреложен, как и тот, что дети растут. Но, в отличие от последнего, детские болезни не доставляют радости ни им самим, ни родителям. Высокая температура, ломота во всем теле, слабость, капризы... Микстуры, градусники, горчичники, таблетки... Бессонные ночи. Беспокойные дни. Ну ладно бы еще «детские» инфекции. Куда обиднее, когда ребенок постоянно простужается. Не хотите, чтобы малыш болел, — закаляйте его. Закаливание — воздействие контрастных температур на организм, цель которого — укрепить организм, его иммунные системы. Принципы закаливания, разработанные учеными: В.В. Гориневский (1900): 1. В основе всякого закаливания лежит привычка к известного рода раздражителю. 2. Привычка образуется, когда раздражитель действует в течение более или менее продолжительного времени с некоторым постоянством. 3. Должен быть постепенный переход от слабых к сильным раздражителям. 4. Чтобы удержать за организмом результат его приспособляемости к раздражителю, т.е. чтобы закал сохранился, нужно поддерживать привычку к раздражителю. 5. Все приемы закаливания, пользующиеся раздражителями большой силы, в особенности в раннем возрасте, должны быть отвергнуты как опасные и вредные. Г.Н. Сперанский (1910): 6. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка. 7. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст. 8. Закаливающие мероприятия проводятся при положительных эмоциональных реакциях ребенка. 9. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительнее теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается и нарастание их должно быть более постепенным, чем в теплое время года). 10. Воздействия должны осуществляться систематически. 11. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий. 12. Возобновление процедур после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливания, но нарастание воздействий должно идти быстрее, чем при начальном периоде закаливания. Е.А. Аркин (1951): 13. Необходима предварительная подготовка организма для закаливания. 14. Нужна большая осторожность в первых шагах закаливания, т.е. при применении закаливания к ребенку впервые. 15. Требуется контроль, который может быть осуществлен лишь при активном участии врача. А.И. Подшибякин (1980): 16. Важна тренировка организма к слабым и сильным, коротким, замедленным и средним по силе и времени воздействия охлаждениям с тем, чтобы выработалась готовность организма к оптимальному реагированию на широкий диапазон перепадов температуры. 17. Выполнять закаливающие процедуры необходимо как в покое, так и при различной двигательной активности. 18. Требуется сочетанность общего и местного закаливания. Оптимальная устойчивость достигается только в том случае, если закаливанию подвергаются как наиболее уязвимые к действию физического агента части тела (стопы, шея, поясничная область, когда-то травмированные места), так и все тело. 19. Необходим учет предшествующей деятельности организма, связанной с уменьшением дозы действия закаливающего агента из-за возможной суммации реакций организма на закаливание с оставшимися изменениями (следовыми процессами), вызванными необычными мышечными, а также непривычными эмоционально-психологическими нагрузками. 20. При использовании нескольких закаливающих воздействий в течение дня следует делать между ними перерывы с тем, чтобы избежать переохлаждений, перегреваний и пр. Каждую последующую процедуру следует выполнять только после полного восстановления температуры кожи. Г.В. Терентьева (1983): 21. Проводить закаливающие мероприятия следует на фоне теплового комфорта. 22. Для эффективной тренировки аппарата терморегуляции необходимо усиление закаливающих воздействий, которые должны быть достаточно сильными, но ограниченными во времени. А что, собственно, происходит с организмом в процессе закаливания? Почему закалка помогает побеждать болезни? Организм человека устроен так, чтобы температура внутри него постоянно поддерживалась на уровне 37°С. Постоянство температуры — важное условие для нормальной работы всех физиологических систем. По этой причине, когда нам жарко, мы потеем: испаряющийся пот охлаждает тело. Когда нам холодно, мы начинаем согреваться: либо включаем мышечную дрожь, либо прыгаем или бегаем. Если сохранить тепло не удается, то наступает переохлаждение — верный путь к простуде. Почему так происходит? Дело в том, что охлаждение — общее или местное — ведет к быстрому сужению поверхностных кровеносных сосудов. Это вполне целесообразная физиологическая реакция с точки зрения заботы организма о поддержании постоянства температуры, но из-за этого поверхностно расположенные клетки, на которые пришлось основное воздействие холода, недополучают питания и кислорода. Ухудшение условий питания дестабилизирует работу клеток, а главное — тормозит активность иммунных систем. Защитный барьер ослабевает, и вредные микроорганизмы беспрепятственно проникают внутрь нашего тела. Там, в условиях постоянной, оптимальной для них температуры и неограниченных питательных ресурсов, они быстро размножаются и отравляют человека своими выделениями: мы заболеваем. Как с этим бороться? Есть только один разумный путь — приучить клетки нашего организма к частой смене температур, и тогда они не будут реагировать на кратковременное или локальное охлаждение. У ребенка система терморегуляции (т.е. поддержания постоянной температуры тела и его частей) еще несовершенна, как и его иммунитет. Поэтому приучение детского организма к температурным перепадам очень эффективно оберегает его в дальнейшем от разнообразных простуд. Мягкие закаливающие процедуры можно (и нужно!) применять начиная с 2–3-месячного возраста, но учтите: организм младенца не способен «запомнить» эффекты закаливания, его нужно тренировать к воздействию разных температур постоянно. Если почему-либо произошел перерыв в закаливании, потом надо будет все начинать сначала. А вот в период от 5 до 7 лет формирующиеся в организме нервные и гуморальные механизмы усваивают закаливающие «уроки» гораздо лучше. В организме остается «физиологическая память», которая значительно дольше сохраняется, да и потом, после некоторого перерыва, позволяет гораздо быстрее восстановить достигнутый раньше уровень сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. В старшем дошкольном возрасте закаливание оказывается наиболее эффективным, это оптимальный для него период. В медико-педагогической литературе существует несколько классификаций методов закаливания. В зависимости от используемых природных средств выделяют:

  • закаливание воздухом: хорошая вентиляция помещения, облегченная одежда, прогулки и дневной сон с доступом свежего воздуха, воздушные ванны, хождение босиком;
  • закаливание водой — бывает местное и общее. К местному относят умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса, местное обмывание ног, контрастное обливание. Общее включает купание в бассейне или открытых водоемах, обтирание или обливание всего тела;
  • закаливание солнцем и ультрафиолетовое облучение.

Есть методы, которые напрямую нельзя отнести к закаливающим, но они очень важны для общего успеха оздоровления ребенка. Это так называемые неспецифические закаливающие процедуры:

  • неспецифические воздушные процедуры — поддержание микроклимата в помещениях в пределах гигиенических нормативов; рациональная и гигиеничная одежда; ежедневные воздушные ванны при переодевании ко сну или на физкультурное занятие; занятия физкультурой и проведение различных мероприятий на свежем воздухе; хождение босиком в летнее время по траве, песку, гравию, а также при утренней гимнастике и физкультурных занятиях в комнате с теплым полом; прогулки и сон на свежем воздухе;
  • неспецифические водные процедуры — гигиенические ванны, подмывания, мытье рук и лица, мытье ног перед сном, игры с водой, купание в водоемах и т.д.

Другие методы прямо направлены на адаптацию детского организма к перепадам температур и повышению его устойчивости к микробам, поэтому они называются специфическими закаливающими процедурами. К ним относятся воздушные, свето-воздушные, солнечные ванны; ультрафиолетовое облучение; водные процедуры, в том числе плавание, обливание, обтирание, контрастный душ; массаж, гимнастика и физические упражнения. Как видно из этого перечня, закаливание в детском возрасте врачи рекомендуют сочетать с физическими упражнениями. Следует отметить, что для взрослых благотворность такого сочетания менее очевидна, есть даже эксперименты, доказывающие, что некоторые виды физических нагрузок могут противоречить закаливанию. В этом одно из важных различий детского и взрослого организмов. Методы закаливания различают также по «охвату» воздействия. К местным процедурам относят закаливание особо чувствительных участков тела: обливание стоп с постепенным снижением температуры воды, хождение босиком, полоскание горла водой комнатной температуры. К общим процедурам относят душ, общее обливание из шланга (летом), частичное обливание до пояса, купание в естественных водоемах и бассейнах, воздушные ванны в движении, некоторые виды спорта (конькобежный, лыжный, плавание и др.), солнечные ванны. Физиологи считают, что сильным закаливающим эффектом для детей обладает так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат. При создании пульсирующего микроклимата используются холод и тепло, т.е. те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевания ребенка. К этим методам относятся, в частности, контрастные воздушные ванны и души. Эффективными бывают не отдельные приемы и методы, а их умелое сочетание, позволяющее обеспечить «разносторонний закал», как выражались врачи в начале XX в. Специалисты Научно-исследовательского института педиатрии рекомендуют такие сочетания: обмывание водой температурой 14–16 °С шеи, груди, рук; воздушные ванны с утренней гимнастикой; максимальное по длительности пребывание детей на свежем воздухе; контрастное обливание ног водой 28–16–28 °С после прогулки; дневной сон на свежем воздухе при открытых окнах летом и форточках зимой. Кроме того, детям нужно давать витамины с оротатом калия, благотворно влияющие на иммунные процессы. Известный отечественный возрастной физиолог Ю.Ф. Змановский предлагает для закаливания дошкольников и младших школьников использовать ежедневную ходьбу босиком в помещении (в течение 15 минут), прогулки в течение 3 часов, воздушные ванны до и после дневного сна, ежедневную утреннюю гимнастику (10 минут), физкультурные занятия не менее 2 раз в неделю по 35–45 минут с предварительным проведением самомассажа рук и ног (5–7 минут). Специалисты в области гигиены закаливания рекомендуют наряду с утренней гимнастикой, регулярными занятиями по развитию движений, прогулками на свежем воздухе проводить дополнительно специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, обливания ног прохладной водой) и занятия в плавательном бассейне 2 раза в неделю. При подборе процедур для закаливания важно опираться на два основных принципа:

  • все закаливающие процедуры основаны на попеременном воздействии тепла и холода. Суть физиологической адаптации, происходящей в процессе закаливания, — приспособление детского организма к частым сменам температуры окружающей среды;
  • закаливание, как и любая другая физиологическая адаптация, — процесс довольно медленный, состоящий из нескольких последовательных стадий. Сократить время на прохождение любой из этих стадий, а тем более «пропустить» какую-то стадию невозможно, организм просто не справится с новыми нагрузками, и ребенок заболеет даже не в результате столкновения с новыми, незнакомыми возбудителями, а просто потому, что вы своим нетерпением исчерпали его резервные возможности.

Воздействие должно начинаться с небольших зон и перепадов температуры и лишь постепенно захватывать все большую поверхность (объем воздействия) и достигать все большей разницы температур (интенсивность воздействия). В процессе закаливания соблюдайте очередность в наращивании объема и интенсивности воздействия. Если вы постепенно увеличиваете охлаждаемую площадь тела (например, пытаетесь перейти от обмывания водой одних стоп к обмыванию всей голени ниже колена), то уж температуру воды при этом ни в коем случае понижать не следует. И наоборот, если используете воду из-под крана, а ее температура резко снизилась (наступили холода), то не увеличивайте некоторое время площадь охлаждаемой поверхности. При этом имейте в виду, что наиболее эффективны на начальных этапах закаливающие процедуры, воздействующие на конечности — руки и ноги. Это связано с особенностями строения кожи на конечностях человека. Чтобы достичь успеха, важно знать специфику выбранных вами закаливающих процедур и методически грамотно их проводить. Итак, по порядку:

Воздушные и солнечные процедурыВентиляция помещения — может быть пассивной и активной. При пассивной открывают форточки и фрамуги, при активной к этому добавляют включенный вентилятор, который располагают вблизи открытого окна с таким расчетом, чтобы он засасывал воздух с улицы и нагнетал его в комнату. Таким путем проветривание удается существенно ускорить, особенно если комната имеет продолговатую форму, а форточка или окно невелики по размеру.Ванны воздушные — простейшая закаливающая процедура, используемая для оздоровления даже новорожденных. Совершенно естественно дети принимают воздушные ванны при подготовке ко сну и после пробуждения: для этого ребенку достаточно просто спокойно полежать на кровати без одеяла в одной майке либо без нее. Закаливающий эффект для детей старше 5 лет будет только при температуре воздуха менее 20 °С.Ванны воздушные в движении — например, при проведении утренней гигиенической гимнастики, а также во время подвижных игр на улице.Ванны воздушные контрастные — используются в холодное время года для закаливания детей в некоторых детских учреждениях. Для этого подходят две смежные комнаты, в одной из которых окна открыты (холодный воздух), а в другой — закрыты (теплый воздух). В теплом помещении дети раздеваются до трусиков, и им предлагается подвижная игра, по ходу которой они должны перебегать из одной комнаты в другую. Продолжительность игры зависит от разницы температур в двух комнатах.Ванны солнечные — проводятся (при температуре воздуха не ниже 22 °С и не выше 32 °С в тени) через 1,5–2 часа после еды. Обычно их принимают лежа на топчане или на подстилке из теплоизолирующего материала. Голову обязательно надо накрыть панамкой, платочком или кепкой.Ванны свето-воздушные — комбинированное воздействие солнца и воздуха. Легче переносятся при подвижности воздуха (ветерок). Принимаются либо в положении лежа, либо при неинтенсивном движении (при температуре воздуха не ниже 19 °С).Дневной сон на свежем воздухе — обычно организуется в летнее время на даче, но возможен также и на балконе поздней весной и ранней осенью.Прогулки — должны быть ежедневными во все времена года, так как дети имеют биологическую потребность в движении, которая не удовлетворяется лишь организованными физическими занятиями. Одежда должна быть удобной, не сковывать движений ребенка и не приводить к его перегреванию.Пульсирующий микроклимат — специальный режим закаливания, обеспечиваемый микроклиматическими установками (например, кондиционером, включаемым попеременно на охлаждение и нагревание воздуха, каждый цикл составляет 3–4 минуты, общее число циклов — от 2 до 5). Сильнодействующее средство, особенно при большой разнице температур и высокой мощности вентилятора. Не рекомендуется начинать закаливание с использования этого средства.Ультрафиолетовое облучение (солярий) — современное средство, предлагаемое оздоровительными центрами. Закаливающий эффект невелик, однако общеукрепляющий результат может быть весьма сильным, если нет противопоказаний. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом. Методика зависит от типа прибора и определяется (с учетом возраста) обслуживающим персоналом солярия.

Водные процедурыВанны гигиенические — стандартное средство, широко используемое для закаливания, особенно в сочетании с воздушными ваннами. Прохладная вода благодаря высокой теплоемкости очень быстро охлаждает тело, поэтому ни в коем случае нельзя превышать рекомендованную дозировку. Необходимо прекратить процедуру при первых признаках переохлаждения (посинение кожи, ногтевых лож, губ, «мурашки» по рукам и спине, выраженная дрожь). После выхода из ванны ребенка нужно немедленно накрыть сухим полотенцем, а если он замерз — растереть. Средство сильнодействующее, и его нельзя повторять больше двух раз в неделю.Игры с водой — особенно уместны летом на берегу водоема либо на даче, с использованием бочки или ванны. В этом случае на организм ребенка одновременно воздействуют воздушные, солнечные и водные факторы, что в комплексе дает положительный эмоциональный и физиологический эффект. Если ребенок во время игры намочил одежду, нужно его по окончании игры переодеть.Мытье ног перед сном — простейшая, но весьма эффективная процедура, приучающая ребенка к содержанию своего тела в чистоте и дающая прочный закаливающий эффект, особенно если используется не подогретая вода, а та, которая течет в данное время года из крана. Применение этого приема в детском саду с детьми 5–6 лет позволяет избежать массовых эпидемий в течение осенне-зимне-весеннего периода. Мыть ноги следует струей воды, стоя в тазике или в ванне. После мытья ноги нужно вытереть насухо. Начинать эту процедуру лучше летом, когда вода в кране теплая.Мытье рук и лица — столь же простая и естественная процедура, как и предыдущая, хотя и не столь эффективная с точки зрения закаливания, поскольку подошвенные рефлексогенные зоны более активны, чем все остальные. Руки желательно мыть с мылом, тогда как лицо — без.Умывание холодной водой шеи, груди, рук — более сильная по психологическому воздействию процедура, чем две предыдущие, поскольку на шее и на груди расположено много рецепторов, чувствительных к низкой температуре. Стимуляция этой рефлексогенной зоны — весьма эффективный способ закаливания, но его не следует использовать на начальных этапах, к нему нужно подготовить ребенка. Привычка к этой процедуре позволит поддерживать закалку на протяжении всей жизни.Полоскание горла прохладной водой — очень эффективное, но и весьма мощное средство, способное нанести вред, если его использовать неверно. Начинать нужно непременно с малой интенсивности (температура воды не ниже 26 °С) и коротких сеансов (1 минута), очень постепенно, увеличивая длительность воздействия до 2 минут, затем снижая температуру на 2–3 градуса, вновь сокращая и опять медленно наращивая время и т.д. Полный цикл адаптации должен быть не менее 4–5 месяцев.Обтирания влажным полотенцем — самое мягкое из водных средств закаливания. Намоченным вафельным или махровым полотенцем неторопливыми массажными движениями обтирают сначала руки и ноги (от пальцев вверх), затем грудь и спину (от середины к периферии). Если температура воздуха высока, то вытираться насухо необязательно; если же в помещении или на улице, где проводится процедура, холодно, лучше промокнуть оставшуюся влагу на теле, особенно на груди и спине.Душ — замечательное гигиеническое средство, которое можно применять каждый день. При этом теплый душ не несет закаливающего эффекта, а способен лишь тонизировать организм. Умеренно прохладный душ стимулирует терморегуляцию и немного возбуждает, холодный (комнатной температуры) создает серьезное физиологическое давление на организм, реализуемое в форме закаливающего эффекта. Холодный душ не следует принимать долго, это может привести к переохлаждению.Душ контрастный — еще более эффективный прием, обеспечивающий рефлекторную активацию множества физиологических систем. Чем выше разница температур, тем сильнее воздействие этой процедуры. Поочередное включение горячей и холодной воды (каждая — по 10–15–20 секунд) чередуется без перерывов в течение 1–3 минут. Прием довольно «жесткий», подходить к его использованию следует постепенно, начиная с обычного душа, а затем с маленькой разницы температур. Благотворно сказывается не только на сопротивляемости организма, но и на нервной системе, работе желудочно-кишечного тракта и многих других систем организма.Купание в бассейне или открытых водоемах — наиболее традиционный способ закаливания. Эффективен при сравнительно низкой температуре воды или воздуха. Купаться можно через 1,5–2 часа после еды и за 2–3 часа перед сном. Желательно во время купания плавать или как-либо иначе активно двигаться в воде. Это повышает физиологический эффект купания и предотвращает переохлаждение. Детям до 16 лет не рекомендуется зимнее купание в прорубях, чтобы исключить острые и хронические заболевания, вероятность которых в этом случае велика (свыше 50 %).Обливание до пояса — процедура, которую можно ежедневно производить в ванной. Обычно после обливания проводят растирание сухим полотенцем.Обливание из шланга общее (летом) — одна из форм игры с водой на даче в теплый день. При холодной погоде использовать этот прием не рекомендуется, поскольку обязательно намокает одежда, а длительный контакт мокрой одежды с телом при температуре воздуха ниже 22 °С может привести к простуде.Обливание стоп с постепенным снижением температуры воды — ничем не отличается от ежедневного мытья ног перед сном с той разницей, что может производиться в любое время суток. Одно из самых эффективных водных средств закаливания для детей 5–10 лет.Ножные ванны — вместо проточной воды используется вода в тазике или ванне. Менее эффективны, поскольку проточная вода обладает большей теплоемкостью и не нагревается от контакта с ногами. Менее гигиеничны, если используются в детском учреждении. Однако в некоторых случаях по-другому организовать процедуры трудно. Температуру воды нужно, так же как и в предыдущем случае, снижать очень постепенно.Подмывания — гигиеническая процедура, имеющая свой собственный смысл, но попутно способная решать задачу закаливания. Промежность обладает очень высокой чувствительностью к температуре, поэтому процедуру следует проводить с осторожностью, руководствуясь ощущениями ребенка. Процедура не должна занимать много времени во избежание переохлаждения. Переохлаждение промежности недопустимо, так как это может привести к воспалительным заболеваниям органов малого таза у девочек и яичек у мальчиков.Русская или финская баня — мощное средство, имеющее широкий спектр действия. Закаливающий эффект достигается более всего в сочетании с холодным (20–22 °С) душем или купанием в водоеме. Не рекомендуется применять подобные сочетания в начале закаливания. Только дойдя до второго этапа закаливания, можно приступить к подобным контрастным водным процедурам.

Физическая активностьМассаж  — сам по себе не является закаливающим средством, но способен усиливать адаптацию к перепадам температуры. Массаж следует проводить регулярно в положении лежа или сидя, используя технику, описанную в многочисленных руководствах по массажу. Направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов: на руках — от пальцев к подмышкам; на ногах — от стопы к колену и далее к паху; на груди — от центра к периферии. Лимфатические узлы массировать нельзя. Проводить массаж лучше с использованием кремов и масел, облегчающих контакт с кожей. Допускается использование резиновых, холщовых и других массажных принадлежностей. Сила массажа для ребенка должна быть умеренной.Самомассаж рук и ног — процедура, к которой ребенок может привыкнуть самостоятельно. Проводится по тем же правилам, что и массаж.Утренняя гимнастика — непременный компонент физического развития и закаливания. Проводится после подъема, перед водными процедурами, в легкой одежде (трусы, майка), при открытой форточке независимо от погоды (избегать прямого сквозняка). Включает упражнения на растяжения, дыхательные, прыжковые, бег на месте, приседания, повороты и наклоны, вращение головой и конечностями, отжимания от пола или низкой скамейки. Если есть турник, то комплекс может быть дополнен подтягиваниями и другими гимнастическими упражнениями. Лучше выполнять под музыку.Физкультурные занятия — необходимое для ребенка условие нормального развития. Проводится обычно по гигиенически обоснованной программе подготовленными специалистами, что способствует правильному гигиеническому и физическому воспитанию детей.Ходьба босиком в помещении — стимулирует подошвенную рефлексогенную зону, очень важную для реализации адаптации организма к факторам внешней среды.Ходьба босиком на улице — действует, как и предыдущее средство, но значительно сильнее за счет большего разнообразия поверхностей контакта и большего перепада температур. После зимнего перерыва ходить босиком бывает трудно, поэтому начинать следует с травянистой или песчаной поверхности и лишь затем переходить на контакт с галькой, гравием и другими видами поверхностей. Ввиду значительного отвода тепла из организма через контакт с землей время этой процедуры следует ограничивать, особенно когда земля достаточно холодная. Лучше в этом случае устраивать 2–3 сеанса в день продолжительностью по 30–40 минут каждый.Занятия физическими упражнениями и игры на открытом воздухе — весьма эффективны, особенно в осенне-зимний период. Желательно использовать для этого выходные дни, а также чаще проводить на воздухе физкультурные занятия. Во всех случаях важно тщательно подбирать одежду: она должна быть удобна, обеспечивать необходимый тепло- и влагообмен, не сковывать движения, пропускать воздух, но при этом сохранять достаточное количество тепла.Спорт — особенно высоким закаливающим эффектом обладают такие виды, как плавание, лыжи, коньки. Занятия этими видами рекомендуется проводить 2–3 раза в неделю, но только для тех детей, которые уже имеют опыт закаливания другими средствами. И в заключении десять советов родителям:Совет 1. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что вызывает у него сильные отрицательные эмоции.Совет 2. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что вы сами ни за что не согласились бы выполнить.Совет 3. Не забывайте, что закаливание — это физиологическая адаптация, а стало быть, зависит не только от вашего желания, но и от возможностей детского организма. Адаптация не может произойти мгновенно, каждая стадия должна пройти от начала до конца, только в этом случае можно рассчитывать на стабильные результаты.Совет 4. Не перескакивайте через этапы в процессе закаливания: это не только ведет к психоэмоциональному напряжению, но и способно вызвать у ребенка стойкое отвращение к предлагаемым ему упражнениям и процедурам.Совет 5. Любая адаптация, в том числе и закаливание, требует повышенных ресурсов. Особенно в такой период организм нуждается в витаминах. Летом и осенью проблем с этим нет — много ягод (особенно полезна смородина, богатая аскорбинкой) и фруктов, а зимой постарайтесь, чтобы у ребенка всегда были в достатке апельсины, бананы, яблоки, а чай после душа лучше пить с лимоном.Совет 6. Если ребенок, несмотря на закаливание, заболел, это всего лишь означает, что его иммунитет еще не полностью созрел. Придется начинать все сначала после его полного выздоровления, и, может быть, неоднократно. Зато каждый следующий раз будет легче: ведь вам уже известна эта дорога, по крайней мере ее часть!..Совет 7. Начинайте закаливание ребенка с самого простого и приятного — обтирания мягким влажным полотенцем в жаркий летний день. Это доставит ребенку удовольствие, и у него установится положительная связь между процедурой закаливания и его собственными ощущениями. Совет 8. Помните, что на ребенка большое впечатление производит ваш собственный пример. Если вы кутаетесь в десять одежд при малейшем сквозняке, как огня боитесь холодной воды и никогда не ходите в баню, предпочитая собственную теплую ванну, то все ваши усилия закалить ребенка окажутся тщетными. Попробуйте пройти все процедуры вместе с ним — вам обоим это доставит в конце концов удовольствие.Совет 9. Одевайте ребенка так, чтобы ему было легко, удобно и сухо. Если он укутан в лишнюю одежду, это лишь ограничивает его подвижность и приводит к потливости, а это — полпути к простуде. Если зимой мороз ниже 10 °С, то шерстяная одежда предпочтительнее меховой. Летом, весной и осенью главное — чтобы не намокали ноги: проверяйте, сухие ли носки (чулки, колготки) у ребенка, когда он вернулся с прогулки. Прочная обувь не роскошь, а средство сохранения здоровья.

Совет 10. Занявшись закаливанием ребенка, не устраивайте соревнований с родными, соседями и знакомыми и не позволяйте другим членам семьи втянуть вас в подобную конкуренцию. Никакого рекорда вам поставить все равно не удастся, а вот испортить хорошее дело ненужным ажиотажем можно очень легко. Не переживайте, если другим детям что-то лучше удается, чем вашему, помните поговорку: «Цыплят по осени считают».

 

dsluchik.narod.ru

Закаляем ребенка правильно

Что такое закаливание? Зачем закаливать ребенка? Стоит ли закаливать и если да, тогда с чего начинать. Наверное, многие родители задаются этими вопросами, ведь так хочется, чтобы ребенок был здоров и никогда не болел.

Что такое закаливание

Что нам говорит наука о закаливании? Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, которая включает в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. В результате этих процедур в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне. Как видим, это вполне определенная система тренировок, а значит, начав их, необходимо придерживаться систематичности, чтобы ребенок действительно получил пользу, а не просто однажды начав, а затем, столкнувшись с определенными сложностями, бросить, тем самым напрасно подвергнув детский организм стрессу.

Зачем закаливать ребенка

Стоит отметить, что новорожденный ребенок в закаливании не нуждается, так как он закален природой и ее естественным отбором. Но благодаря тому, что родители с первых же дней жизни младенца всеми силами защищают его от естественных природных проявлений, со временем он теряет свою адаптивную способность и при малейшей перемене условий начинает болеть. Значит, следует постараться организовать уход за новорожденным так, чтобы природные адаптационные механизмы не исчезли. Однако, если уж стоит задача закаливания ребенка, чтобы избежать различных заболеваний, для укрепления иммунитета необходимо соблюдать определенные правила.

С чего начинать закаливание

Начать необходимо с того, что принципиально изменить образ жизни, приблизив его к естественному.

Прежде всего необходимо повысить двигательную активность ребенка, причем на открытом воздухе. Количество одежды на ребенке должно быть умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение. Питание должно быть эквивалентно энергозатратам.

Затем можно начать приучать организм ребенка не реагировать на сквозняк: как известно, именно этот фактор вызывает простудные заболевания. Поэтому, приучив ребенка бывать на сквозняке сначала кратковременно, побыв возле открытого окна секунд 20, а затем более длительно, организм привыкнет к этому и не будет болезненно реагировать. Примерно через 3 месяца ребенок будет спокойно спать при открытой форточке.

Мокрые ноги очень часто заканчиваются простудой, поэтому, чтобы избежать этого нужно делать ванночки для ног сначала с тепленькой водичкой, чтобы малыш в ней попрыгал перед сном 2-3 минуты. Затем постепенно делать воду холоднее, а находиться в ней он должен тоже немного дольше. Примерно через полгода ребенку уже не будут страшны лужи.

Стоит ли закалять?

Конечно же, закалять ребенка стоит, но правильно и понимать под закаливанием не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а коррекцию образа жизни. Начинать необходимо с составления правильного распорядка дня ребенка, интенсивности обучения, еды, сна, детской комнаты, одежды, спорта.

Ребенок должен гулять в любую погоду, он должен постоянно проявлять двигательную активность, нужно свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому, при этом самостоятельно определяя количество вещей.

Дозировать стоит не свежий воздух, а просмотр телевизора, уроки, дозировать неподвижное состояние.

Схема закаливания

Прежде всего физические нагрузки, пробежки на свежем воздухе в течение 5-10 минут, затем 5-10 минут гимнастических упражнений. Затем дома провести водные процедуры, душ или обливание из ковшика теплой водой, почистить зубы. Затем завтрак, посещение школы или дошкольного учреждения. Необходимо постепенно увеличивать длительность пробежек, усложнять гимнастические упражнения, уменьшать количество одежды.

Начав заниматься с ребенком закаливанием, необходимо соблюдать несколько основных принципов. Во-первых, систематичность; во-вторых, постепенность и плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий; в-третьих, учет индивидуальных особенностей ребенка, таких как возраст, психологическая настроенность ребенка, сопутствующие болезни и бытовые факторы. И главное, закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие.

udoktora.net

Закаливание: детей, водой, летом, методы, в детском саду, дошкольное, как начинать

Все без исключения родители знают о пользе закаливания. Оно нужно для того, чтобы ребенок легче и без осложнений переносил простудные заболевания, не начинал болеть при малейшем дуновении ветерка или чихе простуженного ребенка из детсадовской группы. Но почему-то закаливание детей у всех ассоциируется с чем-то очень трудоемким, требующим чуть ли не ежедневного вставания в 5 утра.

Это совсем не так! Закаливание – это и прогулки на свежем воздухе, и физические упражнения на свежем воздухе, и купание. То есть то, что обязательно выполняет каждый адекватный родитель. Главное – выполнять эти действия систематически, с постепенным увеличением раздражителя. Только тогда иммунитет сможет укрепиться.

О том, какие процедуры используются при закаливании, как их правильно выполнять, чтобы не навредить ребенку любого возраста, мы и поговорим.

Об иммунитете

Иммунитет – это внутренняя система защиты организма от микробов, опухолевых клеток и таких молекул, которые могут принести вред (при их поступлении иммунная система «включает» аллергию). Иммунитет состоит из большого количества различных молекул, которые превращаются друг в друга, и должны включаться в определенном порядке. Основой иммунной системы являются клетки-лейкоциты двух основных видов:

  • одни из них прямо уничтожают угрожающие организму молекулы – поглощают и переваривают их;
  • другие образуют различные антитела – иммуноглобулины:

а) иммуноглобулины класса A находятся в слизистых оболочках, которые первыми контактируют с чужими молекулами (например, с пищей, веществами, имеющимися в воздухе). Они сразу «вступают в бой», если замечают угрозу;

б) иммуноглобулины класса M. Они вырабатываются не с первого дня болезни, но активно помогают клеткам-«пожирателям» микробов бороться с ними;

в) иммуноглобулины G-класса. Они появляются еще позже, когда ребенок уже практически выздоровел и «дирижируют» уже «финальными аккордами» борьбы. Но именно эти антитела формируют иммунологическую память: когда в организм попадет уже «знакомый» микроб, они включают сценарий «быстрой борьбы» с ним, в результате ребенок или не заболевает, или переносит болезнь в легкой форме.

У ребенка до 6 месяцев в крови «плавают» иммуноглобулины G к тем микробам, с которыми «знакомилась» его мама. Но в дальнейшем они исчезают – и тогда ребенку приходится нарабатывать свои собственные. Как? Двумя путями:

  1. переболевая;
  2. в результате вакцинации, когда в организм вводят или сильно ослабленный микроб, или частички микроба, или ослабленный токсин (продукт жизнедеятельности) микроорганизма.

Формируется иммунитет в то время, как ребенок находится в утробе матери. Тогда лейкоциты образуются в костном мозге, а затем часть из них (лимфоциты) идут в тимус на «обучение». Тимус – это центральный орган иммунитета, находящийся за грудиной. Он работает только у детей, а у взрослых в норме постепенно атрофируется и замещается жировой тканью.

«Обучение» лимфоцитов состоит в следующем: они должны «запомнить» антигены, которые имеются на собственных клетках (с тем, чтобы их не трогать), и научиться активировать вспомогательные иммунные молекулы при столкновении с чужеродной структурой. «Обученные» лимфоциты и те, которым обучение не нужно, располагаются у ребенка в тимусе и в лимфоузлах. Они готовы сразу же «броситься на помощь», как только первый барьер (это кожа или слизистые оболочки) сообщит, что в организм попал «чужой» в том количестве, с которым клетки-«пожиратели» и иммуноглобулины A самостоятельно справиться не могут.

Иммунитет и закаливание

Поскольку иммунитет – это клетки и молекулы, находящиеся в крови, то иммунная защита определенного органа зависит от того, насколько хорошо он кровоснабжается. Это можно заметить по коже и слизистым оболочкам (например, горла): когда они воспаляются, то краснеют и отекают. Так организм увеличивает в них кровообращение.

Когда микроб попадает не локально (в участок кожи или слизистой), а в кровь, организм призывает клетки и молекулы иммунитета к экстренной мобилизации. Для этого он вырабатывает вещества, которые повышают температуру, – пирогены. В этом состоянии сосуды массово расширяются, увеличивается частота сердцебиения, почки фильтруют кровь быстрее – организм старается поскорее вывести микроб и продукты его жизнедеятельности из организма.

Когда вы занимаетесь закаливанием организма, то суть воздействия такая:

  1. сначала на тело действует холод: кожные сосуды суживаются, а кровообращение внутренних органов усиливается;
  2. при согревании сосуды расширяются – кровь распределяется по всему организму «как положено», при этом кровоснабжение увеличивается.

Когда такое воздействие оказывается постоянно, мышечный слой сосудов увеличивается (он «качается», как обычные мышцы) и кровоснабжение органов улучшается. То есть, улучшается и их защита. И когда ребенок, имея такие «накачанные» сосуды, выходит на холод, организм уже готовится к тому, что скоро ему нужно будет усиливать кровообращение. Тогда, при попадании в тепло, кровообращение усиливается гораздо сильнее, чем обычно. И микробы, которые могли осесть на слизистые оболочки дыхательных путей, уже встречают усиленную защиту, которая не пускает их дальше.

Получается, что закаливание действует через тренировку системы терморегуляции. Главный орган этой системы – гипоталамус. Он одновременно является и «главнокомандующим» всей эндокринных органов, и основным «ответственным» за стресс. Обычно при стрессе иммунитет снижается. Но когда гипоталамус «натренирован» через терморегуляцию, он повышает сопротивляемость организма при стрессе.

Все это возможно, если соблюдать принципы закаливания.

Кому нужно закаливание

Детское закаливание нужно каждому ребенку, если у него:

  • достаточное количество гемоглобина;
  • нет неврологических заболеваний, особенно тех, которые сопровождаются судорогами;
  • нет холодовой аллергии;
  • не нарушена функция почек;
  • нет туберкулеза;
  • нет тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний, пороков сердца;
  • нет эпилепсии;
  • нет онкологических заболеваний;

Глубоко недоношенным детям, малышам, которые перестали набирать вес или даже похудели, во время повышения температуры тела, а также на период восстановления после ожогов и травм закаливание следует отложить. Но оно для них очень важно, так как позволит противостоять инфекциям, к которым они изначально менее устойчивы.

Если ребенок страдает аутоиммунными заболеваниями, бронхиальной астмой или эндокринными заболеваниями, закаливаться ребенку можно, но делать это тогда, когда даст добро врач-педиатр.

Когда начинать закаливание

Терморегуляция у маленьких детей не такая как у взрослых: у них тепло «добывается» не благодаря мышечной дрожи, а при помощи расщепления особых жировых клеток – бурого жира (у взрослых его почти нет). Такая система позволяет новорожденному не погибнуть сразу после рождения – когда он попадает из материнского тела (где температура около 37,5-38°C) в окружающую среду с температурой 25°C или ниже. Но в дальнейшем она может ему навредить. Поэтому закаливаться очень важно, и нужно начинать это делать еще в роддоме – с помощью воздушных ванн, продолжительность которых нужно постепенно увеличивать.

Если в роддоме вы этого сделать не успели, то начинайте в любое время, когда ребенок:

  • здоров;
  • не имеет обширных повреждений кожных покровов;
  • восстановился после отравления или травмы.

Начало закаливания – это местные процедуры, после них нужно перейти к процедурам общим.

Правила закаливания

Правильное закаливание – это когда оно выполняет все эти условия:

  1. Выполняется ежедневно, без перерывов, когда в какой-то день были гости или с ребенком находился другой человек. Паузу нужно сделать только на время острого периода болезни, стресса (переезда, развода или сильной ссоры родителей), травмы (например, перелома конечности) или ожога кожи.
  2. Постепенность снижения или повышения температуры воды или воздуха. Сразу резко увеличивать стрессовое воздействие нельзя.
  3. Индивидуальность подхода. Не стоит насильно обтирать или обливать ребенка, если ему это не нравится (то есть он кричит и плачет). Также предполагается применение щадящего подхода к ослабленным болезнью детям.
  4. Оказывается комплексное воздействие природных факторов на кожу: воздуха, воды, солнца. При этом очередность и длительность процедур зависит от времени года и погоды.
  5. Сочетаются местные (полоскание носоглотки, кистей, растирание стоп) и общие (воздушные, солнечные ванны, контрастный душ) процедуры.
  6. Преемственность. Лучше всего иммунитет ребенка укрепится, если он будет получать закаливающие процедуры и в домашних условиях, и в детском саду, и в детском санатории/лагере.

Важно! Укрепление иммунитета происходит в срок 4-6 недель с момента начала закаливания. К сожалению, полезный эффект процедур исчезает довольно быстро – за 2-3 недели. То есть после болезни нужно возвращаться к закаливанию как можно скорее.

Главные враги закаливания

Чтобы закаливание действительно укрепляло иммунитет, а не было механическим действием «для успокоения совести», кроме обтираний-обливаний-воздушных ванн, о которых мы поговорим ниже, важно соблюдать такие правила:

  1. Прекратить тепло одевать и кутать.
  2. Трижды в день устраивать сквозное пятиминутное проветривание комнаты.
  3. Не спешить с приемом жаропонижающих средств, если у ребенка температура не достигла 38,5°C или даже 39°C, но он температуру переносит без судорог.
  4. При любой возможности гулять, выходить на природу.
  5. Не заставлять ребенка есть.
  6. Не перегружать ребенка кружками и секциями.
  7. Свести к минимуму употребление пищи из микроволновой печи.
  8. Ограничить использование бытовой химии в доме.
  9. Если вы прекратили закаливание по причине болезни, продолжить процесс нужно, когда острое состояние минует. Если перерыв длился 5-10 дней, условия закаливания остаются прежними. Если же перерыв длился 10 суток или более, то температуру воды (воздуха) нужно повысить на 2-3°C, по сравнению с таковой при последней закаливающей процедуре.

С чего начинать закаливание

Существует три основных вида закаливания: водное, воздушное и солнечное. Начинать нужно с каждого из них, взяв для начала минимальное воздействие каждого фактора.

Не переживайте: это не сложно и не очень трудозатратно. Мы все подробно разберем ниже.

Водное закаливание дома

Утро

С чего начать закаливание? С умываний и мытья рук более прохладной водой, чем обычно. Так, начиная с температуры 36°C, нужно постепенно ее снизить до 20°C.

Через 2-3 дня к умыванию лица прибавляется умывание области груди и шеи водой чуть более теплой, чем ребенок моет руки и лицо.

В течение дня

Система закаливания ребенка водой состоит из таких этапов, где каждый последующий подключается тогда, когда «освоен» предыдущий:

  1. Ребенок играет с водой, вначале не погружаясь в нее.
  2. После этого закаливание ребенка дошкольного возраста начинается с обтирания. Для этого нужен отрез плотной ткани (тканевая мочалка, полотенце, байковая пеленка). Ее обмакивают в прохладную воду и немного отжимают. Далее обтирают в таком порядке:
  • руки и ноги,
  • грудь,
  • спину,
  • живот.

Обтирающие движения должны быть аккуратными, массажными, но растирать нужно до покраснения кожи. Начинают обтирание с температуры 35°C, постепенно (на 1°C каждые 2-3 дня) снижая ее до 23°C. Чтобы ребенок лучше переносил процедуру, проводите аналогичные процедуры игрушкам.

В течение дня также применяется такой метод закаливания как полоскание горла водой, температура которой снижается от 30 до 18°C. Это поможет слизистой оболочке противодействовать низким температурам, и в результате, став немного старше, ребенок не будет простужаться, если летом попьет воды из холодильника.

  1. Водные обливания. К ним подходят, когда ребенок хорошо переносит процедуру обтирания.

Температура воды зависит от его возраста и постепенно снижается:

Возраст Температура воды зимой Температура воды летом
6-12 месяцев Снижаем с 36°C до 30°C (на 1°C каждые 2-3 дня) Снижаем с 35°C до 28°C (на 1°C каждые 2-3 дня)
1-3 года Снижаем с 34°C до 28°C Снижаем с 33°C до 24°C
4-5 лет Снижаем с 33°C до 26°C Снижаем с 32°C до 22°C
6-8 лет Снижаем с 32 до 24°C Снижаем с 30°C до 20°C
8 лет и старше Снижаем с 31 до 22, а потом и до 18°C Снижаем с 28°C до 18°C

После душа ребенка заворачивают в полотенце, относят в комнату, где обтирают (не трут, а интенсивно поглаживают) кожу. Суть – стимулировать кожные рецепторы, а не повышать кожную температуру. Иначе весь эффект холодной воды будет нивелирован.

  1. В летний период, после «освоения» обливаний, в дневное время проводят купание в водоемах – искусственных и естественных. Важно, чтобы во время пребывания в реке, море или бассейне ребенок постоянно двигался.
  2. Когда ребенок уже будет хорошо знаком с процедурой домашнего закаливания, к купанию (летом), или вместо него (в холодное время года) применяется контрастный душ: 3-минутное обливание прохладной водой, после которой тело 3 минуты орошается струями теплой воды. При контакте с холодной водой ребенок должен сделать несколько частых вдохов и выдохов, больше времени уделив именно выдоху. Цель контрастного душа – добиться большой разницы между «верхней» и «нижней» температуры (например, 37 и 17°C). Это возможно не раньше, чем через год от начала закаливания. Заканчивается контрастный душ укутыванием ребенка в полотенце, а затем хорошо растереть.
  3. Холодные ванны. Для них используется вода, чья температура на 2-3°C выше, чем холодная вода из холодного душа. В нее нужно погрузиться всего на 3-5 секунд, с постепенным увеличением времени пребывания до 10 секунд. Потом нужно будет снижать температуру воды. Далее снова снижают температуру воды. После каждой такой ванны кожу нужно тщательно растирать.
  4. «Продвинутый» способ закаливания, которые подключаются по прохождении всех предыдущих этапов – это баня или сауна, после которой следует или обливание холодной водой, или холодный душ, или купание в холодном бассейне (проруби), или обтирание снегом. Для детей первого года жизни метод не предназначен ни в каком виде.
  5. Наиболее экстремальный метод закаливания – моржевание. Оно может применяться только в семьях «моржей», которые подготовили ребенка к этому с помощью предыдущих этапов. Также они должны были предварительно, в течение месяца, заниматься обливанием ребенка холодной водой на морозном воздухе, после чего хорошо растирать его полотенцем.

Правила закаливания гласят: легкий озноб и «мурашки» в начале процедуры – это нормально. Но если озноб долго не проходит, сопровождается ухудшением состояния (ощущением усиленного сердцебиения, тошнотой, рвотой), холодовые тренировки следует прекратить и сходить к врачу. Это означает, что вы или резко начали снижать температуру, или у ребенка имеются сосудистые заболевания.

Вечер

Вечернее закаливание водой обязательно включает обливание стоп прохладной водой. Ее изначальная температура – 35°C, постепенно снижается до 20°C. Время полоскания ног в тазу увеличивается с нескольких секунд до 1-5 минут. Ноги обязательно хорошо растирают полотенцем. Обливание ног (или полоскание их в тазу) обычно выполняют после душа.

Воздушное закаливание

Такое дошкольное закаливание является самым простым, к нему можно прибегать после рождения ребенка – сразу после выписки из роддома.

Оно так же, как и водное, выполняется поэтапно:

  1. Воздушные ванночки – только при смене подгузника. Начиная с 2 минут до 20 минут (при этом в помещении 22-23°C). Закаливание летом проще: можно быстро увеличивать длительность таких «ванночек» и переходить к следующему этапу.
  2. Ежедневные прогулки, в том числе в ветер, снежную погоду, дождь – до 1,5-2 часов в день за 1 раз. Летом с ребенком можно гулять неограниченно, заходя домой, чтобы поесть, принять душ (и сполоснуть ребенка). При прогулках в холодное время суток важно все время щупать кожу малыша под одеждой. Если он вспотел, его немедленно нужно переодеть. То же касается и ситуации, когда кожа холодная.
  3. Воздушные ванны для всего тела. Для них действительны правила пункта №1.
  4. Сон при открытых форточках (летом форточка должна быть открыта всегда).
  5. Дневной сон при сквозном проветривании (при этом ребенок одет в хлопчатобумажную одежду, а в холодное время – укрыт).
  6. Гимнастика у открытого окна.
  7. Гимнастика и массаж у открытого окна.

На воздушное закаливание распространяются те же правила, что и при водном: ухудшение состояния ребенка или сильный озноб говорит о том, что тренировку иммунитета нужно прекратить.

Солнечное закаливание

Солнце – это возможность получить необходимый для иммунитета, а также для костной и мышечной системы витамин D. Он вырабатывается в нашей коже, когда на нее падают определенные солнечные лучи.

Обратите внимание: это происходит не круглый год, а зависит от региона. В среднем, полезные солнечные лучи в нашей стране можно «словить» с марта по сентябрь. Их очень мало в вечернее время суток и рано с утра, они не проникают через одежду и солнцезащитные крема. Оптимальное время для безопасного солнечного закаливания – с 9 до 11:30 утра, а потом – с 16 до 17:30.

Рекомендованные временные промежутки по разным видам закаливания

Суммируем все, что мы знаем о длительности и времени закаливания для детей разного возраста.

Для детей 1-3 лет
Процедура Когда лучше проводить Сколько по времени проводить
Солнечные ванны С 9 до 11:30 утра, с 16 до 17:30 Грудничкам – 1-2 минуты на все стороны тела, детям от года – до 20 минут на все стороны тела
Прогулки на свежем воздухе Любое время, если не надо совмещать с солнечными ваннами 2 раза в день до 2 часов за 1раз
Дневной сон с открытыми окнами (если закаливание – летнее, то сон на свежем воздухе) После второго завтрака и после обеда 1-2 р/день, по 1-1,5 часа
Обтирание Утром, после сна 1-2 минуты
Обливание После гимнастики, солнечных ванн, вечернего купания 15-30 секунд
Голышом (воздушные ванны) Утром, после дневного сна В помещении по 2-15 минут, на воздухе – согласно климату
Душ Утром, после гимнастике Только начиная с 1,5 лет – по 1 минуте
Купание в прохладной воде За 1 час до сна 5-7 минут
Купание в естественном водоеме До, после или во время солнечных/воздушных ванн Только после 1,5 лет – по 2 минуты с увеличением времени до 7 минут
Массаж Через час после завтрака и/или ужина 1-2 раза в день, по 5-15 минут
Физкультура Через час после приема пищи 1-2 раза в день, по 5-15 минут
Активные игры Спустя полчаса после еды От 10 минут
Для детей 3-8 лет
Процедура Когда лучше проводить Сколько по времени проводить
Солнечные ванны с 9 до 11:30 утра, с 16 до 17:30 10-40 минут, на все стороны тела
Воздушные ванны До и после дневного сна По 15-60 минут
Прогулки В любое время, летом – при неактивном солнце 2,5 ч и больше за 1 раз
Дневной сон с открытыми окнами/на свежем воздухе После обеда 1-1,5 ч
Обтирание После сна 2-3 минуты
Обливание После принятия солнечных ванн, гимнастики, вечернего купания 0,5-1,5 минуты
Душ Утром, после гимнастики 1-1,5 минуты
Купание в прохладной воде За 1 час до сна 7-10 минут
Купание в естественном водоеме Во время неактивного солнца; до, после или во время воздушных/солнечных ванн 8-10 минут
Массаж Через час после еды 15 минут или больше* 1-2 р/день
Физкультура Через час после еды 15 минут или больше* 1-2 р/день
Активные игры В любое время, через полчаса после еды От 15 минут

Закаливание в детском саду

Закаливающие процедуры должны проводиться во всех детских садах. Их выполняют не всем одинаково, а делят детей на группы закаливания:

  • 1 группа. Это здоровые дети, которым уже в жизни проводились закаливающие процедуры. На данный момент у них могут быть небольшие нарушения не структуры, но функции одного из органов.
  • 2 группа. Это здоровые дети, которые никогда не закаливались, часто болеющие дети и малыши, которые больны хроническими заболеваниями.
  • 3 группа. Не закаливаются.

В первых двух группах закаливание в детском саду проводится по разным программам. Переводить ребенка из одной группы в другую можно не раньше, чем через 2 месяца. Это возможно, только если за этот период не было отрицательной реакции на закаливающие процедуры.

В детском саду должны проводиться такие процедуры для укрепления иммунитета:

  • умывание прохладной водой;
  • подвижные игры на обеих прогулках;
  • гимнастика, с элементами дыхательной гимнастики;
  • полоскание рта после каждого приема пищи;
  • сквозное проветривание;
  • воздушные ванны после сна;
  • ходьба босыми ногами по дорожкам из различного материала.

Очень важно, чтобы, если персонал детского сада занимается закаливанием, на выходных и каникулах эта работа была продолжена. Только обеспечивая непрерывное и преемственное воздействие на иммунную систему ребенка, можно ожидать ее отклика.

zdravotvet.ru

Закаливание ребенка малых лет в домашних условиях

Многих родителей отпугивает сама идея закаливания ребенка с юных лет, и очень зря, ведь оно заключается далеко не в обливании ледяной водой и нырянии в снег. Закаливание – это  настоящий образ жизни, который укрепляет организм, тренирует волю, и служит для профилактики от многих болезней. Но, как и любые другие лечебные процедуры, закаляться нужно уметь правильно, и мы собрали несколько полезных правил данной терапии.

Важные правила

Перед тем, как начинать закаливание дома, родителям следует уяснить, что это должно быть осознанным решением, поскольку все ритуалы обязаны проводиться с регулярной систематичностью и строго по инструкции – иначе закаливание не только не принесет пользы, но и может быть крайне вредным.

  • перед началом убедитесь, что ребенок здоров полностью, для чего его желательно лишний раз сводить на консультацию к педиатру. В противном случае малейшее переохлаждение может вызвать тяжелые последствия;
  • вводить процедуры в условиях дома нужно плавно и понемногу, желательно в возрасте с 2-3 лет, чтобы организм успел подготовиться и привыкнуть к непривычному стрессу. Нельзя, чтобы закаливание вызывало у ребенка отторжение или негативные эмоции – лучше, чтобы оно проводилось в виде игры, в которую малыш будет играть с удовольствием и без напоминания;
  • закаливание детей в домашних условиях наиболее эффективно в комплексном виде – то есть не только водой, но и другими видами, которые нужно сочетать в равной мере. Также нужно комбинировать общие и местные методы, закаляя как уязвимые места, вроде шеи поясницы и пяточек, так и все тело целиком;
  • любой применяемый дома способ должен быть на все 100% безопасен для ребенка, чтобы избежать переохлаждения или длительного воздействия крайних температур;
  • при построении плана процедур следует обязательно учитывать индивидуальные особенности здоровья, количество лет, самочувствие и реакции ребенка. Нельзя строго следовать плану, если малыш активно сопротивляется, выглядит вялым или сонным. У детей с хроническими заболеваниями лучше вовсе отказаться от идеи закаливания.

Если вы убедились, что вам под силу выполнить все вышеперечисленные правила дома, и у малыша не имеется никаких противопоказаний, значит можно приступать к постепенному введению процедур.

Видео «Закаливание детей»

С чего начать

Весь смысл ритуалов закаливания состоит в том, чтобы повысить сопротивляемость организма детей к болезнетворным факторам, улучшить кровообращение и тонус мышц.  Ведь патогенные бактерии и вирусы проникают именно тогда, когда сосуды носоглотки, а также дыхательных путей сужаются от холода, в результате чего нарушается кровоток. А вот организм привычный к перепадам перестает на них реагировать и ОРВИ больше не сможет атаковать малыша. Чтобы достичь успехов в этом деле, нужно знать, с чего именно  начать процедуры в домашних условиях.

Самый простой и щадящий метод для детей – это, конечно же, воздушные ванны. Раз в день кожа малыша должна дышать, в начале хотя бы по 10-15 минут. Для ребенка  5-6-7-8 лет можно практиковать теплые, прохладные и холодные воздушные ванны. Первые проводятся при температуре не менее 20 градусов, вторые осуществляются при температуре 20-14 градусов, для третьих допустима температура 14 градусов и ниже. Вначале подобные  мероприятия проводятся в помещении, и только со временем, когда малыш привыкнет, закаливания можно перенести на улицу или на балкон. Однако при сырых и ветреных погодных условиях лучше все же остаться в комнате, и просто открыть форточку.

Задача родителей – внимательно следить за реакцией и состоянием ребенка. Если ваше чадо дрожит, покрывается «мурашками», значит ребенок еще попросту не готов к такой низкой температуре. Но когда практика воздушных ванн войдет в привычку, можно постепенно переходить к закаливанию водой – как правило, до этого этапа проходит пара месяцев.

В данный метод оздоровления детей в домашних условиях входит обтирание, обливание и контрастные души. Для начала температура воды должна быть умеренно теплой, примерно соответствующей температуре тела ребенка. Затем, постепенно, ее нужно понижать на 1 градус с каждым новым разом.  Летом альтернативой обливаниям вполне может стать регулярное купание в открытых водоемах.

Когда ребенок привыкнет к закаливанию воздухом и водой, можно разрабатывать ваш личный алгоритм процедур.

Схема закаливания

В первую очередь нужно проследить, чтобы в вашем порядке присутствовали все виды закаливания детей дома: воздушные и солнечные ванны, душ, банные процедуры, обтирание, обливание ног, умывание и прополаскивание горла прохладной водой, прогулки босиком по разным видам грунта.

В целом же схема закаливания для школьников младших лет основывается на времени года, а также конкретном виде процедур:

  • воздушные ванны в летний период для детей 3-7 и старших лет проводятся при температуре от 22 и до 16 °С, с длительностью от 30 минут. В осенне-зимний – от 20 и до 14 °С,  10-45 минут;
  • обтирание для ребенка осуществляется при помощи полотенца, смоченного водой. В летний период оно проводится при температуре воды от 32 до 16°С, воздуха – 18-20 °С, и должно длиться от 1 до 2,5 минут (то есть в один подход). В зимний период температура воды и воздуха для обтирания может быть примерно такой же;
  • обливание из душика летом, также как и зимой можно делать при температуре воды 33-16 °С, воздуха 18-20 градусов. При этом длительность тоже должна быть небольшой – 1-2,5 минуты;

  • купание в открытом водоеме в летний период для ребенка позволяется, только если вода достигла отметки в 18 °С. При этом продолжительность закаливания не должна превышать 15 минут;
  • время игр на свежем воздухе в теплое время года не ограничивается, а вот зимой прогулки должны длиться 2-3,5 часа и не более;
  • гулять босиком по земле можно, если общая температура воздуха достигла 25 градусов. При этом подойдут любые типы грунта: песок, трава, мягкие еловые иголки, земля и плитка;
  • закрепить эффект от закаливания у ребенка 3-7 лет поможет активная гимнастика дома, а также регулярные пробежки на свежем воздухе. Для детей более старших лет допускается вводить  настоящие занятия спортом.

Можно сделать вывод, что основой успешного закаливания детей в домашних условиях является регулярность и постепенность  всех процедур. А лучше введите себе в привычку проделывать каждый ритуал вместе с ребенком – таким образом терапия превратится в настоящую семейную традицию и будет выполнятся с неизменным удовольствием.

Видео «Советы по закалке»

Из видео вы узнаете, как быстро и, главное, правильно закалять своего малыша с ранних лет.

lechimdetok.ru