Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет. Ребенок в школу в 6 лет


Во сколько лучше отдать ребенка в школу – в 6 лет или в 7?

Интерьвью с психологом

На вопросы отвечает Наталья Храмцова – психолог, стаж работы в государственном детском саду более 15 лет.

КакНадо: Наталья, есть ли какой-то единый критерий, общие рекомендации для родителей, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

Наталья Храмцова: Лучше всего отдавать ребенка в школу тогда, когда он полностью готов к обучению: хочет учиться, способен слышать задания и выполнять инструкции учителя. И, к сожалению, невозможно с абсолютной точностью сказать, к какому возрасту такая готовность будет сформирована. Некоторые дети бывают готовы к школе уже к 6 с небольшим годам, а некоторым удается обрести необходимые качества только к 7 – 7,5 годам.

КН: По моим наблюдениям, чаще всего возникают вопросы у мам и пап детей, родившихся зимой (с декабря по март). Тогда возраст похода ребенка в школу нужно выбрать между 6.5 и 7.5 лет. Детей, родившихся летом, обычно (в 90% случаев) отправляют ровно в 7 (7 и 1 месяц, 7 и 2) без колебаний. Лишь редкие мамы решаются отдать ребенка в 6 лет ровно. Если ребенок родился в Сентябре (октябре, ноябре), то тоже чаще всего отдают в школу в неполные семь лет, мотивируя это тем, что на следующий год ребенку будет почти 8 и это вроде бы как совсем поздно.

НХ: Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» – комплексное, многокомпонентное (см. рис. 1). Выделяют три основных линии – это физическая готовность (общий уровень здоровья, моторики и т.д.), психологическая готовность (мотивация к обучению, произвольность, внутренняя позиция школьника и др.) и специальная готовность (умение читать, писать).

 

Возраст ребенка при определении степени готовности ребенка к учебе – критерий не единственный и далеко не самый главный. Нельзя сказать, что вот ребенку исполнилось 7 лет, и он точно готов идти учиться. Опираться в данном случае только на возрастную характеристику – это все равно, что выбирать автомобиль, ориентируясь только на его размер без учета остальных характеристик.

КН: Нужно ли бояться, что ребенок будет самым старшим в классе (если пойдет почти в 8 лет)? Или, наоборот, что будет самым младшим (если пойдет в шесть с хвостиком)? Что лучше для ребенка?

НХ: Будет ли комфортно ребенку в коллективе, как станут формироваться его отношения с другими детьми, будет зависеть не только от его возраста. Гораздо важнее оценить, легко ли ребенку заводить новых друзей, насколько он открыт, коммуникабелен. Очень важен предыдущий опыт ребенка адаптации в новых условиях (например, как привыкал он к детскому саду, осваивался среди друзей по дополнительным занятиям). Если будущий первоклассник застенчив, боязлив, тревожен, ему будет непросто приобретать друзей и в 6, и в 7 лет. Общительному, активному ребенку несложно освоиться в коллективе в любом возрасте.

КН: Есть мнение, что отдавать надо к хорошей учительнице начальных классов, а во сколько – в шесть лет или в семь идти – не важно. Часто детей отдают конкретному педагогу не потому, что ребенок готов к школе, а потому что этот педагог в этом году набирает класс. Хорош ли такой подход?

НХ: В том, что родители подбирают для своего ребенка определенного учителя, школу, нет ничего плохого. Действительно, в первом классе личность учителя играет очень важную роль для ребенка. Грамотно построенный процесс поддержки ребенка в период адаптации к школе, укрепление познавательной активности, развитие мотивации к обучению – всему этому хороший учитель уделит внимание.

 

Однако стоит помнить и о том, что даже самый замечательный педагог не в силах уделять внимание только вашему ребенку в процессе урока, ведь наполняемость классов достаточно высокая. Если ребенку с дефицитом внимания требуются дополнительные пояснения и контроль выполнения работы, как это обеспечить учителю на общем уроке? Педагог не всесилен, и есть трудности, с которыми лучше разобраться до поступления в первый класс.

КН: Дети, которым учеба дается с трудом, скорее всего пойдут в школу в 7 или в 7.5 лет. А если ребенок хорошо читает, считает, сообразителен и способен, да к тому же усидчив – нужно ли его отдавать в школу в 6 или 6.5 лет? Стоит ли таких деток держать в садике лишний год?

НХ: Как мы с вами уже выяснили, понятие готовности к школе включает в себя достаточно много разных критериев. Если к 6 – 6,5 годам большинство этих показателей достигнуты или близки к достижению, то ребенка можно отдавать в школу. Но ведущим показателем все равно остается желание самого ребенка, его отношение к учебе. Если родители видят, что дошкольник здоров, готов и стремится учиться, то ходить еще год в детский сад не имеет смысла.

Родителям детей, которые и к 6,5 – 7 годам имеют трудности с обучением, у которых отсутствует желание идти в школу, нужно обязательно получить консультацию детского психолога, нейропсихолога. Важно определить, какие именно компоненты готовности не сформированы, организовать работу по их развитию и коррекции в последний год посещения детского сада. Рекомендации специалистов пригодятся и педагогам школы, чтобы строить индивидуальный маршрут обучения вашего ребенка.

КН: Я читала, что ребенку в 6 лет физически и психологически сложно высидеть подряд несколько уроков. Есть ли дети, которые в шесть лет действительно готовы к такой нагрузке?

НХ: Дети 6-7 лет действительно прилагают значительные усилия, чтобы сохранять усидчивость в течение учебного дня в школе. К этому возрасту большая часть дошкольников уже научаются достаточно хорошо владеть своим поведением, но детям приходится для этого напрягаться гораздо больше, чем взрослым. Подобная способность называется психологами произвольной регуляцией или произвольностью. И это – один из важнейших компонентов готовности к обучению.

Способность к самоконтролю у детей 6 лет еще не безупречна, и педагоги в школе это, конечно же, учитывают при составлении расписания для первоклассников. Правильное чередование уроков (познавательной и физической направленности), организация физкультминуток на уроках, организация подвижных игр на переменах – все это помогает детям в течение дня справляться с нагрузкой.

Есть дети, которые к 6 годам показывают высокую произвольность, сохраняют хорошую работоспособность достаточно долго. И если в школе образовательный процесс в первом классе выстроен грамотно, то нагрузки переносятся детьми достаточно легко. В этом первокласснику могут помогать и родители, правильно организуя режим дня ребенка после школы.

Другое дело – дети с астеничностью, высокой истощаемостью, гиперактивностью или высоким уровнем тревожности. Таким дошкольникам гораздо труднее дается самоконтроль, им приходится напрягаться гораздо сильнее, чтобы удерживаться в рамках школьных правил. Чтобы справляться с нагрузками, им требуется помощь родителей и специалистов.

КН: Расскажите, пожалуйста, о возрасте психологической готовности ребенка идти в школу. Одинаковая ли она у всех детей или зависит от конкретного ребенка?

НХ: В детской психологии существует понятие – возрастная норма. Это средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов, некий стандарт. Предполагается, что к 6,5-7 годам большинство детей физически и психологически готовы и способны обучаться в школе, то есть сформированы все компоненты готовности к учебе.

Но, как и любой стандарт, возрастные нормы не учитывают индивидуальностей. Поэтому говорить о том, что все без исключения дети готовы к школе в 7 лет, а в 6 – не готовы, нельзя. Все дети разные, и степень готовности ребенка к учебе определяется для каждого дошкольника индивидуально.

КН: Не будет ли способному ребенку скучно учиться с неспособными детьми? Зависит ли это от возраста похода в школу (в шесть лет ему будет менее скучно, чем в семь или наоборот)?

НХ: Вызывают ли уроки интерес у ребенка, развивается ли и поддерживается его любознательность, познавательная активность в школе, во многом зависит от того, как строится процесс обучения в образовательном учреждении. В хорошей школе используют современные учебные программы, направленные на развитие интереса детей к знаниям, стимулируют желание детей узнавать новое.

Но это помогает лишь в том случае, если у дошкольника к моменту поступления в школу были сформированы два важнейших компонента – мотивационная готовность к обучению (я хочу учиться) и внутренняя позиция школьника (см. рис. 2). Это может произойти и в 6, и в 7 лет.

Если у вашего ребенка повышенная познавательная мотивация, он любит узнавать новое, его интересуют различные задачки, его интерес к учебе достаточно устойчив, тогда имеет смысл подыскать для него школу, где все эти способности окажутся востребованными. И не столь важно, сколько лет ему будет.

КН: Постоянно читаю отзывы – чтобы поступить в хорошую школу ходили на подготовительные курсы при школе, учили, зубрили и, наконец, поступили. Но в первом классе ребенок потерял интерес к учебе, потому что в первом классе было только повторение пройденного на курсах. Если способного ребенка отдать в школу в 7.5 лет – не будет ли ему скучно в школе, не потеряет ли он интерес к обучению?

НХ: Не всегда бывает просто определить, чем вызвана потеря интереса к учебе. Иногда отсутствие желания учиться, которое родители ошибочно принимают за скуку, может быть симптомом других проблем. Детям от рождения свойственен интерес к окружающему миру, они по натуре исследователи, экспериментаторы. И если естественное желание понимать, как все устроено, вдруг пропадает, то это повод насторожиться.

Неинтересные уроки, знакомые задания могут быть одной из причин. Побеседуйте с учителями, выясните, действительно ли материал уроков полностью идентичен уже пройденному на курсах? Полностью отсутствует всякая новизна? Как показывает опыт, такое все же бывает редко.

Чаще всего выясняется, что причина в другом. Потеря интереса к обучению может оказаться связанной с ощущением собственной неуспешности, с нежеланием преодолевать трудности, прикладывать усилия. Может дать о себе знать «перекормленность» занятиями, перегруженность интеллектуальных возможностей.

А возможно, отсутствие интереса – такой способ сопротивления родительскому давлению «Давай! Учись! Надо!.. Сейчас запустишь, и потом будет только хуже». Для того, чтобы определить, что именно скрывается за маской скуки, бывает полезно обратиться за помощью к детскому психологу.

КН: Влияет ли возраст на интерес к учебе? Говорят, что если передержать ребенка лишний год в саду, то потом ребенку будет скучно учиться. Так ли это?

НХ: Говорить о том, что интерес к учебе появится сам собой и точно к определенному возрасту, невозможно. На появление желания учиться, мотивации к обучению, очень значительно влияют родители, воспитатели детского сада, другие близкие значимые взрослые. К 6-7 годам у ребенка есть все условия к появлению учебной мотивации, но нельзя рассчитывать на то, что она непременно появится без должных усилий, сама по себе.

Кроме того, желание учиться требует постоянного поддержания на первых порах. Детей стоит увлекать интересными заданиями, давать пищу для ума. Если в подготовительной группе есть возможность развивать познавательный интерес, то лишний год в детском саду не причинит большого вреда. В противном случае, вероятно, лучше сделать выбор в пользу школы.

КН: Каждый родитель считает своего ребенка уникальным. Нужно ли умерить собственные амбиции и дать ребенку насладиться детством (т.е. отдать ребенка в школу в 7.5 и больше лет) или все-таки отдать ребенка в мир раньше? Если возможно, расскажите о том, как влияют наши ожидания успехов ребенка на его развитие, будущее, карьеру.

НХ: Универсального рецепта, к сожалению, нет. Ребенку, не готовому к школе, целесообразнее бывает посещать детский сад и до 7,5 лет, при условии, что будет проводиться работа по формированию компонентов готовности к обучению.

Когда родители отдают в школу ребенка, не принимая в расчет индивидуальные особенности и возможности, не учитывая его интересы, склонности (например, выбирая языковую школу для ребенка с плохой вербальной памятью), они сильно рискуют. В числе возможных последствий такого выбора – потеря желания учиться, необходимость постоянного контроля за выполнением домашних заданий, низкая успеваемость, отказ ходить в школу.

Делая свой выбор – уходить в школу или ходить в детский сад, подумайте, чем вы руководствуетесь. Важнее ли для вас то, что говорят и думают другие (У других вот дети уже к 6 годам в школу ходят, а мой что, хуже?), опираетесь ли вы на традиции (Так принято) или сначала вы стараетесь честно понять, что действительно нужно именно вашему ребенку.

КН: Прокомментируйте такую ситуацию: ребенок ходит в садик в группу, где все детки старше его. Что лучше – выпуститься вместе с друзьями и идти в школу самым маленьким или отходить еще один год в садик в подготовительную группу с другими детками?

НХ: В подобном случае стоит постараться объективно оценить степень готовности ребенка к школе, затем поговорить с ним самим, выяснить его отношение к ситуации, обсудить все возможные последствия. Если окажется, что ребенок вполне готов к обучению, несмотря на возраст, и хочет оказаться в одном классе с друзьями, тогда решение отдать его в школу будет вполне разумным.

Если ребенок не готов к учебе, то отдавать его в школу просто «за компанию» не следует.

КН: Еще одна ситуация: компания мам во дворе отдает своих детишек в школу в этом году. Наши дети уже подружились и мне хочется, чтобы мой ребенок пошел с ними в один класс. Но мой ребенок младше. Что вы посоветуете в такой ситуации?

НХ: Так же, как и в предыдущем случае, нужно первым делом оценить, насколько ребенок готов к школе. Даже если дети дружны, это не поможет избежать проблем с учебой, которые скорее всего появятся, если ребенок не был достаточно подготовлен к обучению.

КН: Влияет ли усидчивость ребенка на успеваемость в школе? Стоит ли ребенка «с шилом в попе» отдавать в школу раньше или, наоборот, позже? Что делать с детьми усидчивыми? По моему опыту, не бывает родителей, довольных своими детьми. Родители усидчивых пытаются их растормошить. Бегучих и прыгучих пытаются успокоить. Должен быть разным подход к таким детям при поступлении в школу?

НХ: То, что родители называют усидчивостью, на языке психологов именуется «произвольностью». Об этом качестве мы уже говорили сегодня.

Произвольность отражает способность ребенка к контролю своего поведения волевыми усилиями. Важным компонентом готовности к школе является произвольность поведения и психических процессов – внимания, памяти, мышления.

Для успешного обучения ребенок должен уметь заставить самого себя слушать объяснения учителя, запоминать информацию, продолжительное время выполнять необходимую работу. Чем лучше умеет это ребенок к моменту поступления в школу, тем проще ему на уроках. Некоторые дети обладают высоким уровнем произвольности уже к 6 годам.

Не все дети способны к произвольному самоконтролю. Например, дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, имеют очень низкий уровень произвольности. И даже к 7 годам не всегда удается это скорректировать. Таким детям необходим особым образом организованный учебный процесс, правильное сочетание умственных и физических нагрузок, специфический режим дня.

И тут уже ответственность родителей – выбрать школу, отвечающую таким требованиям, чтобы ребенку было полезно и комфортно. А если ребенок остается после 7 лет в детском саду, то все равно потребуется работа с психологом. Произвольность сама по себе не возникает, требуется целенаправленная работа по ее формированию. Пока ребенок посещает детский сад, это делать все-таки проще.

Детей, которые больше времени проводят за логическими играми и задачками, хорошо бы деликатно вовлекать в физическую активность. В этом случае важно не настаивать чрезмерно, искать игры, которые смогут приносить удовольствие. Хорошо помогает личный пример родителей. Физическая активность всегда полезна, но она должна радовать.

КН: Есть какие-то рекомендации, советы для родителей как принять правильное решение? Я понимаю, что нужно видеть ребенка, идти на консультацию к психологу вместе с сыном или дочкой, но часто такой возможности нет, особенно у семей, живущих в глубинке. Могли бы вы сформулировать общие рекомендации? Например, скорее да, чем нет, скорее в шесть с половиной, чем в семь с половиной или наоборот.

НХ: Чтобы принять решение о том, готов ли ребенок к обучению в школе, постарайтесь как можно более объективно оценить, какие именно компоненты готовности (см. рис.1 и рис.2) уже сформированы у вашего ребенка и в какой степени.

Если большинство компонентов будут отмечены как присутствующие и уровень их развития окажется выше среднего, то можно говорить о том, что ребенок готов к школе. И помните, что возраст в данном случае показатель далеко не главный.

Сейчас есть очень много литературы по теме готовности к школе, можно брать из них задания для проверки, использовать тесты. Важно лишь соблюдать рекомендации авторов, делать это в виде игры, не пугать ребенка; помнить, что полученные результаты – это ориентир, а не диагноз.

КН: Есть ли различия в этом вопросе между мальчиками и девочками?

НХ: В моем опыте эта разница незначительна.

КН: Девочки, с одной стороны, усидчивее и старательнее мальчиков. Поэтому их часто отдают в школу в неполные шесть, в шесть или в шесть с половиной лет. Надо ли старательную девочку отдавать в школу рано?

НХ: Не соглашусь с вами. Мальчики бывают усидчивыми и старательными, и встречаются девочки с низким уровнем произвольности и неустойчивым вниманием.

Если, говоря о старательной девочке, мы подразумеваем ее высокую способность к произвольной регуляции, умение организовывать свою деятельность (сейчас я сделаю это, потом – то, и получится вот что) при минимальной поддержке взрослых, то такая девочка, вероятнее всего, готова к учебе в школе.

При условии, что у нее есть желание пойти в первый класс, есть интерес учиться.

КН: С другой стороны, родители мальчиков потом боятся, что их сыны “загремят” в армию и поэтому стараются отдать детей в шесть лет, чтобы “был один год про запас”.

НХ: Есть объективные факты реальности, против которых трудно спорить. Родители вынуждены учитывать это, планируя будущее ребенка. И здесь трудно советовать, каждый должен оценить все риски самостоятельно.

С одной стороны – вероятность трудностей при обучении, которые могут возникнуть у ребенка, не подготовленного к школе, с другой – опасение попасть в армию, не успев сдать экзамены в ВУЗ.

КН: Что важнее – дать ребенку наиграться, прожить свое детство в играх и гуляньях или приучать его к работе, дисциплине, обучению с ранних лет? Как найти золотую середину в вопросе «полноценное детство – трудолюбивый ребенок»?

НХ: В психологии есть понятие – ведущий тип деятельности. Именно в такой деятельности формируются важные психические качества, которые необходимы ребенку на следующем этапе возрастного развития.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, благодаря ей рождаются предпосылки учебной деятельности. Поэтому важно давать детям возможность играть в игры с правилами, в сюжетно-роевые игры.

В играх дети учатся подчинять себе свое поведение; тренируют память, запоминая считалочки; споря со сверстниками, учатся договариваться, решать конфликты, понимать эмоции других. Логические игры помогают развивать аналитические навыки, обучают операциям сравнения и классификации.

Желание трудиться сначала тоже рождается как часть игры – постирать кукле платье, починить машинку, помыть посуду и т.п. К дисциплине дети приучаются через соблюдение распорядка дня в семье, а затем и в детском саду.

Вот так и рождается произвольность, ради чего-то дети постепенно обретают способность контролировать свои «хочу» в угоду «надо» сначала в игре. А потом и в других делах. Взрослые помогают в этом: поощряют произвольное поведение и укоряют за его отсутствие.

Ответственность в детях не появляется вдруг, ее не выработать за один год, отпущенный на подготовку к школе. Родители формируют ответственность за свое поведение у ребенка постепенно, в течение всей его жизни. Задача непростая, но вполне посильная.

КН: Все твердят, что у современных детей с поступлением в школу детство заканчивается. Нагрузка так велика, что говорить о беззаботном времяпрепровождении уж точно не приходится. Чем опасным может быть для ребенка лишний год, проведенный «на свободе»? Или наоборот, как может негативно сказаться год, полный безделья и беззаботности? Что хуже?

НХ: Нагрузка в современных школах действительно достаточно высока, трудиться приходится много и ученикам, и их родителям. Но то, как будет воспринимать учебу в школе ребенок, во многом зависит от родителей.

Большую роль здесь играет собственный опыт взрослых. Вспомните, чем была школа для вас – тюрьмой или местом, где рассказывают интересные вещи, уроки были наказанием или тренировкой? Если родители видят будущий процесс обучения как трудный, но увлекательный процесс, как интересные задачи, требующие усилий, но интересные и полезные, тогда и ребенок не пугается учебы.

Часто я слышу от детей, что они боятся школы, потому что там будет очень трудно, они опасаются, что не справятся, что родители будут ругаться. Для мам и пап этих детей будущее обучение – сплошная головная боль и проблемы, невыносимая повинность, бесконечная череда заданий, над которыми нужно корпеть дни и ночи. Дети в таких ситуациях не ждут от школы ничего хорошего и теряют интерес к занятиям, даже еще не начав учебу.

Подготовительная группа в детском саду не время для отсутствия любых занятий, не просто «лишний» год. Это – хороший шанс подправить некоторые ошибки, развить полезные для школы качества. Самое главное – разумный подход. Не переусердствовать, не сломать ребенка, а вместе с ним определить нужные линии развития, возможно воспользовавшись некоторой помощью нейропсихолога, логопеда, детского психолога.

Интервью провела Елена Хапова.Задать вопросы Наталье лично вы можете в разделе «Психологические консультации».

Как легко выучить историю с ребенком – настольная игра “Таймлайн”Развиваем логику и память – настольная игра “Барбарон”

(2)(0)

kaknado.su

В 6 Лет Или В 7 Лет Отдавать Ребенка В Школу?

Безусловно отдавать в школу нужно с 7 лет. Если, конечно, Вы любите своего ребёнка. Для этого есть ряд причин. Одна из которых банальная нагрузка на мозг. В 6 лет ребёнок не готов потреблять столь обширные объёмы информации. Ведь здесь дело не только в обучении считать-писать, но и в куче другой, как нужной так и не нужной информации.Помните ли Вы когда только начали практиковать обучение в школе с 6 лет. Дети начали испытывать нервные срывы и другие нервные расстройства. Где-то это скрывалось, но шило в мешке не утаишь. Я понимаю, что всем нам хочется что бы наш ребёнок начал учиться как можно раньше, чтобы был умнее и лучше других и вообще самым-самым. Но не стоит забывать, что это ребёнок и его первостепенная задача развиваться физически, что он и старается делать, но загоняя его в школу мы резко ограничиваем его в действиях. И не стоит думать, что если записать его в какую нибудь спортивную секцию, то это поможет - нет, только усугубит дело. Современная жизнь и так требует от человека неимоверных психологических и физических усилий, так зачем их делать ещё больше. Взрослые не всегда способны справиться, что же говорить о детях?! Да и образование современное тоже не "фонтан". Уже давно нужно пересмотреть систему образования, но почему-то это никому не нужно, а наши дети должны страдать. Главное что должен научиться современный человек это читать, писать, считать. Дальше уже не столь всё так категорично. Вы считаете если отдать ребёнка в школу с шести или пяти лет, то он станет умнее? А может те кто пойдёт в 8 или даже в 10 лет не будут столь же умными или не смогут научиться читать-писать? Конечно нет. Ведь здесь большую роль играет то, к чему человек имеет способности. Допустим наш учили в школе и логарифмам, и синусы-косинусы и прочую ерунду, которую из тысячи человек может один-два и используют в жизни. Зачем забивать мозг ненужной информацией? Вывод можно сделать только один - не стоит отдавать ребёнка рано в школу. Всё он успеет и изучить и выучить. Да и большую часть жизни 95% людей после учёбы тратят на что угодно, но только не на использование тех знаний, которые дают в школе. Так к чему тогда мучить своего ребёнка?

otvet.expert

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет

Представления о том, что всему, что должен знать и уметь грамотный человек, ребенка обучат в школе, давно ушли в прошлое. Если прежде большинство родителей полагало, что готовить ребенка к школе и заниматься с ним дома ; только лишать того детства, то теперь такие представления считаются неправильными. Родители стараются отдавать детишек в центры подготовки к школе или заниматься с ними самостоятельно дома. Как подготовить ребенка 6 лет к школе в домашних условиях, чем заниматься с будущим школьником в последний год до поступления в школу ; эти вопросы заботят большинство родителей шестилетних детишек.

Как правильно организовать подготовительные занятия для будущих первоклассников

Правильная организация домашней подготовки ребенка к школе чрезвычайно важна! Родителям стоит отчетливо осознавать одну главную вещь ; в 6 лет ребенка можно заинтересовать в учебе так, что у него будут гореть глаза все десять лет в школе и четыре года в университете, и он будет с удовольствием учиться и узнавать новое всю жизнь. Однако в силах тех же родителей навредить и навсегда отбить у ребенка интерес к учебе. Если подготовка к школе будет напоминать шестилетке увлекательную игру, такого не случится.

Вот десять советов по поводу того, как правильно организовать занятия для дошкольников:

  • Наблюдайте за тем, каков биоритм ребенка в течение суток, желательно обнаружить то время дня, когда у ребенка самая высокая работоспособность. Не бойтесь экспериментировать и пробовать заниматься с ним в разное время, так вы обнаружите удачное время для занятий, у каждого ребенка это время свое.
  • Следите за тем, чтобы ваше настроение во время занятий было хорошим. Ребенок чувствует настроение родителей, и оно передается ему.
  • Занятия не должны быть баловством. Все-таки вы заняты серьезным делом, поэтому выключите телевизор, радио и т.д. Определите ребенку место для занятий, которое затем станет его местом для подготовки домашних заданий в школьные годы.
  • Время занятий для ребенка шести лет не должно быть больше получаса. Однако имейте в виду, что самые первые занятия могут длиться намного меньшее время, это зависит от усидчивости малыша.
  • Не злоупотребляйте усидчивостью ребенка. Даже если шестилетка увлекается занятиями и рад учиться, все-таки 30-35 минут ; предел, иначе он просто переутомится. Всегда нужно заняться чем-нибудь другим, поиграть в подвижную игру и т.д.
  • Для ребенка шести лет нормально отвлекаться от занятия, не сердитесь на него за это. Если вы учитесь читать, а малышу вдруг захотелось рассказать вам увлекательную историю про Серёжку из второго подъезда, пусть выговорится. Затем плавно верните его к занятию.
  • Всегда делайте короткие перерывы каждые 10 минут! Особенно важно прерываться при занятиях письмом, разминать пальчики и тело.
  • Хвалите ребенка за все его достижения! Какими бы умницами ни были его родители, не стоит считать, что успехи ребенка ; само собой разумеющееся. Ребенок должен получать поощрение. Похвалите его за особенно заметные успехи перед лицом родственников, знакомых, соседей ; ребенку нужно уметь чувствовать собственный успех. Главное ; не перехваливайте, чувствуйте меру.
  • Превратите занятия в нечто вроде сериала. Используйте простой прием, которым пользуются производители телесериалов ; оставляйте в конце занятия интригующую зацепку по поводу следующей “серии”.

По поводу того, как распределять сложность заданий во время занятий, мнение педагогов расходится. Одни полагают, что правильнее всего поставить сложное задание в начале, а потом выполнять все более легкие. Однако если ребенок почувствует себя бессильным перед таким заданием, все занятие может пойти насмарку. Поэтому экспериментируйте. Попробуйте универсальный вариант, который подойдет большинству ; начинать и заканчивать легкими заданиями, а в середину занятия ставить самое сложное.

Учителя начальных классов, когда просматривают шестилеток как потенциальных кандидатов в свой набор на будущий год, смотрят на определенный набор знаний и умений. Часто получается так, что родители делают упор на чем-то одном, готовя ребенка к школе, пренебрегая некоторыми другими сторонами развития. В итоге получается так, что ребенок может в первый же день в школе понимать счет до тысячи, но не умеет общаться с другими детьми или способен заблудиться в школе в поисках туалета.

Готовя задания для подготовки шестилетнего ребенка к школе, учитывайте, что всесторонне развитый первоклассник должен при поступлении в школу знать следующие вещи:

  • Называть фамилию, имя и отчество как свою, так и родителей, знать домашний адрес, в каком городе и стране он живет.
  • Знать дни рождения свой и родителей.
  • Знать дни недели, месяцы и сезоны года, причем в их последовательности.
  • Знать названия распространенных растений и животных.
  • Знать основные цвета.
  • Знать основы правил дорожного движения.
  • Знать, какие виды спорта существуют, какие профессии бывают, может назвать имена известных писателей и поэтов.
  • Назвать основные праздники в году.
  • Отличать “право” и “лево”.
  • Понимать “больше” и “меньше”, “старше” и “младше”, “короткий” и “длинный”, “одинаковый” и “разный” и т.д.
  • Понимать, в чем разница между улицей, городом и страной.
  • Понимать, чем отличаются друг от друга водоемы, не путать реку и море.
  • Понимать, чем фрукты отличаются от овощей или ягод, а деревья ; от кустарников.
  • Знать, чем буквы отличаются от звуков, а гласные звуки ; от согласных.
  • Понимать, что если задание не понятно, нужно переспросить у взрослого, что тот имеет в виду.

Учителя, проверяя уровень подготовки ребенка к школе, смотрят и на основные умения, которые должны быть у ребенка к шести-семи годам:

  • Решение простых задачек (включая логические), отгадывание загадок.
  • Восстановление последовательности, выделение общего у предметов и умение находить отличия.
  • Описание изображенного на картинке, пересказывание историй, умение заучивать наизусть небольшие стихотворения и прозаические отрывки из 5-6 предложений.
  • Счет до 10 и выполнение простых арифметических действия.
  • Чтение коротких предложений, которые включают до пяти слов. Понимание того, что прочитано.
  • Умение определять, сколько звуков и слогов в коротких словах.
  • Умение вырезать ножницами, в том числе по нарисованному контуру. Умение вырезать геометрические фигуры.
  • Умение владеть карандашом или ручкой: рисование ровных линий без линейки, штриховка и закрашивание не выходя за контур.

Мы перечислили знания и умения, которыми должен владеть ребенок перед школой. В принципе, ничего страшного, если ребенок владеет не всеми этими знаниями и умениями. Насколько неправильно полагать, что в школе детей научат всему, что им нужно, настолько же неверно считать, что все знания и умения ребенок должен непременно получить дома. Главное, чего нужно добиться во время домашних занятий с дошкольником ; подготовить того к школе психологически. Ребенок не должен смущаться, когда его спрашивают о чем-то, что ему известно, он должен смело отвечать на вопросы учителя.

О том, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, мы писали в отдельной статье. Напомним самое главное, о чем нужно помнить постоянно, обучая ребенка чтению:

  • Разучивая буквы, называйте их теми звуками, которые они символизируют. Буква “М” ; это и звук “м”, а не “эм” и не “мэ”. Как правильно называются буквы, ребенок усвоит позже, а сейчас не стоит его запутывать.
  • Читая слоги, учите ребенка читать именно слоги, а не отдельные буквы. Если написано “ЗА”, то читать надо слитно “ЗААА”. Подскажите ребенку, что если он не успел сориентироваться, какой звук следующий, пусть тянет предыдущий: “ЗЗЗЗААА”.

Чтобы научить ребенка писать, используйте в том числе и прописи для детей, которые уже содержать специальные упражнения для обучения письму.

Имейте в виду, что у шестилетнего ребенка еще не окончательно сформировано пространственное мышление, поэтому если тот плохо отличает “право” и “лево”, он скорее всего будет писать буквы неправильно, как бы в зеркальном отражении. Это нормально, но все же нужно ненавязчиво поправлять малыша, а также заниматься с ним, чтобы он крепко усвоил, где лево, а где право.

Для тренировки вы можете периодически просить ребенка показать, где у него находится правое ухо, а где левое. Пусть ребенок расскажет, что происходит справа от него, а что слева. Если ему трудно понять, чем отличаются две эти стороны ; позанимайтесь с ним на этот счет, объясните еще раз эти понятия.

Еще один способ тренировки пространственного мышления, важного для письма ; это игра с кубиками. В шесть лет малыш должен уметь складывать картинку из шести кубиков или разрезанную на шесть квадратиков картинку. Если для него это слишком сложно ; начните с четырех кубиков, потом переходите на шесть.

Еще крайне важно развивать у ребенка мелкую моторику пальцев, для этого ему нужно купить конструктор и мозаику.

Если ребенку с трудом даются некоторые буквы, нарисуйте контуры такой буквы крупно на листе А4 и попросите ребенка закрасить ее. Потом букву можно вырезать, полезно вылепить ее из пластилина. Обсудите с ребенком, на какие еще буквы похожа та, что вызывает сложность. С чем она ассоциируется.

P.S. Помните, что важно заниматься с ребенком регулярно, а не время от времени. Старайтесь работать над тем, чтобы занятия были интересны ребенку, чтобы он ждал нового занятия. На самом деле, в шесть лет малыш тянется к знаниям, хочет узнавать что-то новое, и ему нужно лишь помогать впитывать в себя новые знания и умения, которые пригодятся ему в школе и в целом будут помогать его психо-физиологическому развитию!

o-detyah.ru

Отдать ребенка в школу с 6 или 7 лет?

Здравствуйте!

Довольно часто перед родителями детей шестилеток встаёт вопрос: со скольки лет отдать своего ребенка в школу? На этот вопрос можно ответить и «за», и «против» как для шестилеток, так и для семилеток. Например, если Ваш шестилетний малыш уже довольно развит, подготовлен к школе и самое главное готов к дальнейшему обучению, то почему бы не отправить его в школу и с  шести лет. А если ребенка записывают в первый класс в семь лет, то родители в таком случае говорят, что им нужно было подождать этот год, чтобы не лишать ребенка детства.

Какие же доводы приводят родители?

В пользу 6 лет

Записывая своего ребенка в школу с шести лет, родители обычно говорят:— Ребенок хорошо развит, уже умеет читать, считать и писать.— Ребенок абсолютно здоров, у него крепкий иммунитет,  простудные заболевания случаются редко, хронических заболеваний и недугов нет.— Ребенок адекватный и нет никаких проблем в поведении.— Ребенку уже скучно в детском саду.— Ребенок общителен, умеет дружить и находить друзей в любом коллективе.— Ребенок хорошо ориентируется в своей местности, всегда может назвать свой адрес проживания и найти дорогу домой.— Именно в этом году в выбранной нами школе первый класс набирает замечательный педагог, с которым легко и комфортно как детям, так и родителям.— Школа расположена рядом с домом, до неё легко добираться.

Но если Вы точно также не можете сказать про своего ребенка, то лучше подождать еще один годик.

В пользу 7 лет

Что говорят родители о своих шестилетних детях:— Вот исполнится семь лет, тогда пойдёт в школу, зачем отнимать у ребёнка детство.— Ребенок шести лет ещё плохо общается со сверстниками, ему сложно найти друзей, в незнакомом коллективе плохо адаптируется.— Ребенок шести лет еще не умеет хорошо читать, писать, считать.— Ребенок шести лет ещё очень ранимый и восприимчивый, пока тяжело переживает неудачи, обидные слова, часто реагирует слезами или замыканием в себе.— Ребенка шести лет не рекомендуют отправлять в школу врачи по разным причинам.— Для ребенка обучение в школе — это начало нового этапа, как в жизни самого малыша, так и родителей, поэтому лучше не торопить события.— В этом году детей в первый класс набирает учитель, которому нет большого доверия. А вот в следующем году, когда ребенку будет 7 лет, детей примет отличный педагог.

Какое решение Вам принять? Это решать только Вам.

Взвесьте все «за» и «против». Подумайте очень хорошо, готов ли Ваш ребенок пойти в школу хоть с 6 лет, хоть с 7, сможет ли он справиться с нагрузкой учебной, физической, эмоциональной.

Может, если есть возможность, стоит остаться дома на домашнем обучении. О домашнем обучении можно почитать ===>ЗДЕСЬ:

Выбор всегда за Вами.

С уважением Ваш репетитор – Лидия Витальевна.

vachrepetitor.ru

Во сколько отдавать в школу: в 6 или 7 лет, Журнал Мой ребенок

Для каждой мамы ее ребенок, безусловно, самый умный. Но, твердо решив отдать малыша в школу шестилеткой, подумайте, действительно ли он готов bdquo;грызть гранит наук?

Если вы думаете, что решение, со скольки лет ребенка отдавать в школу, родители принимают, основываясь исключительно на уровне развития малыша, значит, вы… не родитель будущего первоклассника. Мотивы твердого bdquo;Пойдет в школу в шесть лет! у всех разные, начиная с bdquo;Все дети как дети, а мой вундеркинд! и заканчивая традиционным bdquo;А то школу закончит в 18 лет, не успеет в институт поступить, в армию заберут. Надо ли говорить, что подобные аргументы имеют мало общего с интересами самого ребенка.

Каждый год психологи отговаривают сотни, если не тысячи мам от решения отправлять в школьное плавание малыша, которому к сентябрю едва-едва исполнится шесть лет.

Игра или учеба?

Начинать учиться рано — не вредно. Вопрос лишь в том, как именно учиться. Центры раннего развития выстраивают программу с учетом всех возрастных особенностей дошколят.

А вот программа общеобразовательной школы совсем другая. Человек так устроен, что на разных стадиях развития он познает мир по-разному. Вспомните своего малыша в год–полтора.

Кроха, почувствовав почву под ногами, ринулся исследовать квартиру и пробовать на зуб все, что плохо (да и хорошо тоже) лежит. Шестилетка, конечно, провода не грызет.

Он играет. Вдохновенно и самозабвенно.

Это его основной вид деятельности, так же как для семилетнего — учеба. К слову, многие родители жалуются, что к 13–14 годам у детей резко снижается успеваемость и желание учиться. Ничего удивительного с точки зрения психологии здесь нет.

Ведущий вид деятельности подростка — общение. Но тут приходится брать себя в руки и отрываться от компании друзей ради английского, алгебры и физики.

В 13 лет проявить волю уже можно. А вот шестилетнему ребенку не под силу отодвинуть игрушки подальше и твердо сказать: bdquo;Мама, мне пора заниматься!

Дай-ка, пожалуйста, прописи! Хотя, конечно, именно об этом мечтают практически все родители.

Большая разница

Когда психологи говорят, что ребенок готов к школе, они имеют в виду три аспекта: интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость. Родители же обычно обращают внимание лишь на умение читать и писать — то, что является одним из множества проявлений интеллектуальной зрелости.

Причем далеко не самым важным. Разница между шестилеткой и семилеткой весьма заметна. Это для нас что 30 лет, что 35 — непринципиально, а в детстве один год может значить очень многое.

1.Первое и, пожалуй, главное отличие малышей в шесть лет — непроизвольность их поведения. Ребенку трудно сосредоточивать свое внимание на одном объекте. — Он такой невнимательный! — жалуется мама. — Постоянно отвлекается! А юный ученик, в общем-то, не виноват. Он не может не отвлекаться.

Не освоил еще навыки произвольного поведения! Ему нужно сначала побегать, потом попрыгать… 45 минут урока для него — настоящая мука.

2.Второе отличие в том, что только к шести с половиной годам у ребенка формируется одно из основных психологических качеств, которое специалисты называют константностью восприятия. Суть его в том, что с изменением объекта мы не меняем содержания.

Сложно? Сейчас будет простой пример. Представьте, что вы раскладываете перед ребенком два bdquo;заборчика из палочек.

И в первом, и во втором количество палочек одинаковое. Малыш это видит и полностью соглашается: да, и здесь восемь палочек, и здесь тоже.

А теперь вы сдвигаете в верхнем заборчике палочки ближе друг к другу, так, что он теперь занимает меньше места. Спрашиваете малыша: bdquo;Где теперь палочек больше? Семилетний ребенок пожмет плечами: bdquo;Как было везде восемь, так и осталось восемь. Шестилетка в 80 % случаев начнет утверждать, что в более плотном заборчике палочек меньше. Вы его спросите: bdquo;Я убирала отсюда палочки? — bdquo;Нет. — bdquo;Я добавляла в другой палочки? — bdquo;Нет.

Но вот здесь палочек меньше. А это будет означать, что константность восприятия у крохи еще не сформирована.

И что он будет делать в школе со своим умением считать до сотни, но неумением понять, что килограмм пуха весит столько же, сколько килограмм железа, — непонятно.

3.Третья проблема, которая возникает у маленьких первоклассников, — трудности в абстрагировании. Задайте шестилетке задачу: bdquo;Мама с сыном пошли собирать грибы.

Мама нашла три подберезовика, а сын — два подосиновика. Сколько всего грибов собрали мама и сын? Смышленый малыш расскажет, как здорово гулять по лесу, вспомнит, как прошлой осенью сам нашел белый… Все это замечательно.

Но вот семилетний ребенок в таком случае просто скажет: bdquo;Три плюс два равно пять. Он будет решать эту задачу как учебное задание. А шестилетний — пока нет…

Первый класс, дубль два

Словом, если уж очень хочется отдать шестилетнего малыша bdquo;в ученики (каждый случай индивидуален, бывает, что дети и в шесть лет демонстрируют полную готовность к учебе), проконсультируйтесь со школьным психологом, стоит ли это делать. Любой специалист расскажет массу случаев, когда bdquo;начали учиться в шесть лет, и не получилось. Иногда младшие становятся главными задирами в классе.

Иногда превращаются в тихих троечников. Иногда у них по утрам начинает болеть голова. И они не симулируют, чтобы прогулять школу. Просто их организм сигнализирует таким образом амбициозной маме: bdquo;Дай передышку! Порой и правда приходится давать передышку — забирать ребенка из школы, отдавать обратно в детсад, а через год — снова bdquo;первый раз в первый класс. Теперь представьте, с каким лицом малыш вернется в садик (bdquo;Не справился…) и с каким пойдет в сентябре на школьную линейку (bdquo;Опять это мучение!).

Пусть ваше решение будет верным!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

wallps.ru