Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причиныКак помочь? Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше. —Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном. -Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов. -Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений. -Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады. —Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте -Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат. -Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения. —Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения. У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка. —Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте. Успехов вам! логопед Гречихина Надежда Александровна Советую прочитать дополнительно по этой темеlogopedrunet.ru Ребенок не любит читать - как помочь ему полюбить книгиС этой проблемой сражается огромное количество специалистов: педагоги, психологи, библиотерапевты, детские писатели, книгоиздатели, библиотекари… По проблемам детского чтения защищаются научные труды и издаются книги. И все же основной «удар» должны принять на себя родители: полюбит ли ребенок чтение, зависит главным образом от них! А что делать, если родители делают все возможное, а ребенок не любит читать все равно? Советы – на женском сайте «Красивая и Успешная»! Не любит, потому что… не умеет!С 6 до 8 лет ребенок в норме должен полностью научиться читать – то есть уметь читать примерно так же, как и взрослые: «пробегать» страницу, знакомясь с текстом, а затем вчитываться в смысл подробнее. Скорость чтения вслух должна достигать минимум 200 слов в минуту. Но разные дети достигают этих результатов в разные сроки – один идет в первый класс, уже бодро читая самостоятельно, а другой и ко второму классу еле-еле сливает слоги в слова! Естественно, во втором случае ребенок сразу попадает в категорию «не читающих двоечников» — ведь ему приходится сражаться с ненавистными текстами не только на уроке чтения, но и на всех остальных предметах! Учителя и родители начинают стыдить и ругать малыша за плохую успеваемость, хотя причина ее кроется не в том, что школьник не понимает изучаемых дисциплин, а в том, что он банально не успевает прочесть заданный параграф в отведенный отрезок времени! В итоге ребенок начинает не любить чтение, потому как все его попытки что-то прочесть обычно заканчиваются порицанием. Почему же у него не получается?Многие родители видят эту проблему наоборот: «Ребенок мало читает, поэтому выходит плохо!». Это не так! В обучении чтению есть очень важный «Рубикон», перейдя который ребенок начинает воспринимать чтение принципиально по-новому. Речь идет о «мысленной визуализации» описанного в тексте образа. Пока малыш видит текст как набор знаков, обозначающих определенные звуки, он не может быстро «нарисовать в голове» картинку того, о чем написано! Например, многие дети сначала читают по одному слову в предложении вслух, а потом перечитывают заново целиком, пытаясь сложить в целостный сюжет набор разрозненных образов. Понятно, что пока ребенок « с боем» пробирается через технические сложности, читать он не полюбит! Как помочь?Существует масса методик обучения чтению, позволяющих поскорее решить эту проблему — причем они не предполагают заставлять читать ребенка помногу, в надежде, что он «вычитается»! Явным признаком того, что ребенок действительно научился читать, является переход к чтению «про себя». Последи за малышом – шевелит ли он губами, читая, произносит ли отдельные фразы вслух, водит ли пальчиком по строкам (и сколько раз возвращается к одному и тому же отрывку)? Если все эти признаки присутствуют, то надо подтягивать технику чтения, а не винить ребенка в том, что он не любит читать! Однако если ребенок совсем плохо читает и пишет с большим количеством ошибок и в 8-9 лет, то, возможно, следует проконсультироваться с детским психологом или логопедом – речь может идти о таких особенностях, как дислексия или дисграфия.Дети-«глазастики» и дети-«ушастики»Иногда бывает так: родители вовсю подсовывают ребенку интересные и полезные книжки, и читает-то он вроде неплохо, и в отсутствии рвения к учебе его не упрекнешь – а вот художественную литературу «для души» ребенок читать не любит! Да и за «программные» произведения садится с тяжким вздохом — «потому что так надо»! Почему? Современная психология выделяет доминирующий «канал восприятия» информации, который с рождения заложен в каждом человеке и не меняется в результате воспитания и обучения. То есть один человек лучше воспринимает и запоминает информацию, поступившую через зрительные образы – нечто увиденное (в том числе и прочитанное!). По-научному таких людей называют «визуалы». А люди-«аудиалы» лучше взаимодействуют с информацией, полученной через слух – устной речью, музыкой и т.п. И если ребенок-«глазастик» (то есть визуал) может на уроке прослушать учителя «вполуха», зато отлично запомнит содержание большого параграфа учебника, то «ушастик» будет вникать в устные пояснения, а чтение считать лишь неизбежным малоприятным дополнением учебного процесса. Логично, что и чтение «для себя» такой ребенок вряд ли полюбит. Альтернатива «книжка – компьютер»Уж эта проблема знакома не понаслышке 99% родителей (особенно родителям подростков)! Современное общество предлагает детям массу возможностей развлечься – кино, телепрограммы, компьютерные игры, шатание по сайтам… Все это неизбежно порождает у детей «умственную лень»: зачем что-то воображать, читая книгу, когда можно включить «голубой экран» — и появится «готовый к употреблению» продукт?! Ребенок утрачивает желание заниматься той самой «мысленной визуализацией», что непременно сказывается на общей способности к размышлениям, логическим умозаключениям, творческому мышлению… Вывод банален – ограничивайте детей в телевизоросмотрении и компьютероигрании, тогда шансы на то, что ребенок полюбит читать, повысятся! А что же делать?!Начинать приучать ребенка к чтению нужно тогда… когда ребенок читать еще не умеет: года в 2-3! В этом возрасте малышу нужно начинать читать сказки вслух, причем так, чтобы он видел книгу в маминых руках, мог сам полистать ее, посмотреть иллюстрацию к каждому эпизоду, высказать свои впечатления… Книга должна стать привычным элементом окружающей среды – как и игрушки! Но не надо и перегружать ребенка «обязательным» чтением (особенно тогда, когда он будет учиться читать самостоятельно) – не стоит устанавливать конкретные часы, когда он должен усесться за книгу, или выдавать ему «норму книг на месяц». Логично, что ребенок не полюбит читать, если будет воспринимать чтение как нечто строго принудительное! К сожалению, современная школьная программа предполагает большие объемы «программной» и «внеклассной» литературы, с которыми справляются далеко не все дети! Возможно, правы те родители, которые «отфильтровывают» этот обязательный список – кое-что ребенок может прочесть для ознакомления в сокращении, зато самое лучшее пусть читает подольше, «с душой», обсуждая прочитанное и возвращаясь к нему! Ищи для ребенка хорошие книги, не иди на поводу у детской «литературной моды». Среди детских бестселлеров так же много низкопробных произведений, как и во взрослой современной литературе! Запиши малыша в библиотеку, бери с собой в книжные магазины – у него должна быть возможность выбрать интересную книгу самостоятельно! С 2-3-летнего возраста у ребенка должна иметься собственная книжная полочка, к которой он мог бы подходить сам и брать книги. К окончанию младшей школы она может разрастись до размеров шкафчика – там должны появиться книги, рассчитанные на долговременное, многоразовое пользование: энциклопедии, справочники и т.д. А женский сайт Красивая и Успешная желает, чтобы твой малыш рос умным и любознательным! ——Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная Копирование этой статьи запрещено! www.sympaty.net Что делать, если ребенок не любит читать. Пять простых советов.Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему – не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» — вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать, ума не приложу!» Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения. «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили, наконец, в покое. Итак, вот пять советов, что делать, если ребенок не любит читать:
11 советов, как превратить чтение в удовольствие:
www.vospitaj.com Скорочтение, Быстрое чтение, Курс скорочтения, Развитие памяти, Развитие внимания » Ребенок плохо читаетТел. в Петербурге: 8 (981) 792-76-95 Ребенок плохо читает© Наталья Грэйс. Скорочтение. 2012Фрагмент книги публикуется с разрешения автора.Ссылка на первоисточник при цитировании обязательна. Почему ребенок плохо читает? Причины плохого чтенияЧтобы овладеть методом быстрого чтения, очень важно вначале осознать причины медленного, традиционного чтения и понять их природу. Более тысячи человек были обследованы в российскими учеными в период экспериментального обучения с 1970 г. Большинство из них показали начальную скорость чтения не выше 500 —750 зн./мин. Аналогичные данные получили и зарубежные исследователи. Измерения, проведенные в Англии, показали, что скорость усвоения информации повышается наиболее интенсивно в 13 — 19 лет. Однако оказалось, что большинство школьников старше 13 лет не обучены правильному чтению. Кембриджский университет провел эксперимент, в котором участвовало 250 ученых-добровольцев всех возрастов. Показательно, что 25% из них не смогли прочитать отрывок в 1120 слов за установленные 4 мин. Их средняя скорость чтения составляла меньше 1500 зн./мин, т. е. они не смогли подняться выше среднего американского норматива. Если ваш ребенок плохо читает, наверняка можно выделить пять основных недостатков традиционного метода чтения. Первый из них — артикуляция при чтении. Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей, например) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь. Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь, речь про себя, которая возникает, когда мы читаем не вслух, а молча. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, которые произносим про себя. В зависимости от степени проявления внутренняя речь подразделяется на две формы: развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее примерно с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. Образно говоря, при таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого, как известно, во много раз меньше зрительного. Искусственный прием подавления артикуляции заметно сокращает внутреннюю речь. В этом случае читатель оперирует уже не всеми словами исходного текста, а лишь немногими из них или даже целыми образами. Только при сокращенной внутренней речи появляется возможность быстрого, почти мгновенного схватывания смысла. Как было установлено в опытах, привычка проговаривать слова присуща большинству читателей (взрослым и детям), формируется она в детстве, когда учатся читать. Сначала ребенок произносит слово по буквам, потом по слогам, т. е. звукосочетаниям, и, наконец, читает вслух все слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавли¬вается прочная рефлекторная связь и формируется стереотипный навык – проговаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. И как всякая привычка, она очень устойчива. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. В одном из экспериментов проводилась рентгенокиносъемка глоточных модуляций в процессе чтения. Кинофильм убедительно показал наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро. Этот недостаток — основной и принципиальный из группы следственных факторов, замедляющих наше чтение. Одновременно с этим необходимо сказать, что борьба с таким недостатком наиболее сложна, ибо это условно-рефлекторный стереотип. Когда ребенок или взрослый плохо читает, то большинство зарубежных методик ограничивается обычно общими рекомендациями: читайте как можно быстрее, и артикуляция у вас исчезнет сама собой. В этом случае предлагается воздействовать на следствие, а не на причину. Сомнительность таких рекомендаций очевидна. Читать еще на тему Ребенок плохо читает На главную skorochtenie.ru Как научить ребенка читать и понимать текстКогда в семье, помимо первоклассника, есть еще школьники постарше, взрослые обычно больше внимания обращают на того ребенка, которому ставят отметки, каждый день задают домашнее задание. И тихо радуются, что у малыша нет пока ни «домашек», ни дневника с «двойками». Однако будущие сложности с успеваемостью зарождаются именно сейчас, в первом классе. И хорошо бы вовремя увидеть эту точку напряжения, чтобы справиться с ней, пока она еще не превратилась в проблему. Что нового?Родители могут поддерживать первоклассника вопросами, искренним интересом к тому, что он узнал в школе. Во втором полугодии это уже вполне актуально: попросить объяснить новое правило, придумать похожее задание, показать, что сегодня писали в тетрадях. Это поможет определить, все ли ребенок понимает, адекватно ли воспринимает свои успехи. И, что не менее важно, исподволь приучит малыша к тому, что к школьным занятиям он еще раз возвращается дома. Пока – в необязательном режиме, ненадолго, в полуигровой форме. Если упустить этот момент, со временем выполнение домашних заданий может стать кошмаром для всей семьи. Домашняя школаПредставьте, каждый вечер, дав себе слово быть терпеливой и доброжелательной, мама занимается чтением и русским, папа мучается с математикой, а бабушка глубокой ночью доклеивает аппликацию. Закончив школьную повинность, все с облегчением вздыхают и надеются, что совместный труд даст наконец результаты. Но, увы, ежевечерние семейные подвиги не обеспечивают успеха ученику. День за днем, открывая тетради, родители видят, что ребенок опять чего-то не понял, не успел. И уроки может сделать только с помощью взрослых, более того, лишь «под нажимом» родителей. Всех этих неприятностей вполне можно избежать. Прежде всего, нужно вовремя «ухватывать» намечающиеся пробелы в темах, которые уже пройдены. Кстати, это необходимо делать и с учениками постарше. Например, если третьеклассник все еще не очень уверенно читает, а тексты ему предлагают уже довольно большие. Школьная программа катит вперед на всех парах, и ребенок просто не успевает за ней. Но вас-то программа не толкает в спину, вернитесь к маленьким интересным рассказам с крупным шрифтом, чтобы на самом деле научить ребенка осмысленно читать, довести навык до устойчивого. А для профилактики будущих неприятностей заранее готовить почву для понимания трудного материала: постоянно и ненавязчиво предлагать ребенку задачки, загадки, игровые задания – в свободную минуту, по дороге домой, на прогулке. Поинтересуйтесь у учителя, какие трудные темы предстоит изучить в ближайшем будущем. Спросите, как можно забежать чуть-чуть вперед, занимаясь дома. Соревнуясь с ребенком в придумывании и выполнении заданий, не забывайте «ошибаться»: отслеживание чужих ошибок – тоже тренировка. Не торопитесь и не раздражайтесь: каждому из нас требуется разное время для понимания и усвоения знаний. Вспомните, как вы сами осваивали что-то новое, учились водить машину, изучали трудный предмет. А если бы при этом кто-нибудь стоял у вас над душой и повторял: «Ну, сколько можно объяснять!»? Обязательно хвалите даже за малейшие успехи. Расскажите о достижениях ребенка во время семейного ужина, например. Если вам кажется, что какой-то предмет вызывает особенно большие сложности, несмотря на ваши совместные усилия, подумайте о том, чтобы воспользоваться помощью психолога или нейропсихолога. Возможно, у ребенка по какой-то причине отстает развитие отдельной функции: кратковременной памяти, например, или зрительно-пространственного восприятия. Установив причину затруднений, специалист поможет понять – что делать дальше. Чаще всего родителям вполне под силу справиться с проблемой. Тем более что самые распространенные способы давно и хорошо известны. Читаем правильно и осмысленноПервоклассник к концу учебного года должен уже читать и понимать довольно большие тексты. В дальнейшем обучение по всем предметам так или иначе будет строиться на умении читать: длинные параграфы, сложные задания, художественную литературу. И если ребенок не твердо освоит навык или привыкнет читать «неправильно», нескончаемые учебные проблемы ему обеспечены. Между тем многочисленные тестирования показывают, что далеко не все дети уверенно читают даже к концу начальной школы, не говоря уже о первом классе. Этому есть несколько причин. Взрослому, который давно умеет читает, читает много и с удовольствием, довольно сложно вспомнить, какой это сложный и многоступенчатый процесс — исследования нейрофизиологов и психологов это убедительно подтверждают. Для первоклассника это большая нагрузка, да еще и темп обучения задан высокий. А если учитель требователен, то бесконечные упреки становятся серьезным стрессом. В результате часто складывается такая картина: ребенок нетвердо знает буквы и, опознав несколько первых, пытается угадать конец слова. Он очень старается прочитать быстро и правильно, но сбивается, путается, делает большие паузы, возвращается назад, ставит неправильные ударения в знакомых словах, начинает повышать голос, стремясь компенсировать качество громкостью. Эти признаки – не повод для вашего недовольства, а сигнал о неблагополучии и о том, что необходима помощь. Если ситуацию пустить на самотек, такой способ чтения закрепится, переучивать будет невероятно трудно. Источник подобной неприятности – слишком высокий темп, навязанный ребенку. Так называемая проверка техники чтения – самое иезуитское школьное изобретение. Что делать родителям?Читая с ребенком дома, ни в коем случае не подгоняйте его! По возможности, договоритесь о том же с учителем. Навык складывается постепенно, в индивидуальном темпе. Прежде всего, ребенок должен уверенно узнавать все буквы. Не по азбуке, где рядом картинка, а в «россыпи» и в тексте. Для тренировки напишите или выложите буквы в произвольном порядке – пусть зачеркивает, обводит в кружок сначала простые, хорошо знакомые, потом те, которые путает. То же можно делать с текстами, набранными крупным удобочитаемым шрифтом: найти все буквы «п» или слова, начинающиеся с «ю». Для мотивации – предложите выполнить задание «на спор»: кто больше найдет (не забывайте время от времени проигрывать) или сможет ли ребенок найти все пятнадцать букв «о» (заодно и посчитает лишний раз или найдет шестнадцатую, «не замеченную» вами). Для домашнего чтения выбирайте простые, удобные для чтения книги (с крупным шрифтом!), но незнакомые. Можно попросить прочитать самое начало новой книжки, пока вы домоете посуду, а большую часть дочитайте сами вслух. Или остановитесь на самом интересном месте поближе к концу. Рано или поздно любопытный малыш возьмет книгу и самостоятельно выяснит, чем дело кончилось. Когда ребенок читает вам, просите читать помедленнее. Переспрашивайте, уточняйте: «Куда медведь спрятался, я не расслышала?»– чтобы выяснить, понимает ли ребенок прочитанное или все силы у него уходят на «озвучивание» написанного. Это довольно распространенная ошибка взрослых: они думают, что навык освоен, если ребенок тараторит текст в «нужном» темпе. Одним из показателей такого бессмысленного озвучивания могут служить несуразные ударения в знакомых словах. Еще одна трудность, чисто техническая, – следить за строчкой. Не усложняйте и без того тяжелую работу, позволяйте водить пальцем, подкладывать под строку линейку или закладку. Некоторые учителя советуют закрывать еще не прочитанный конец слова, сдвигая палец вправо по мере прочтения слогов. И не забывайте, что чтение должно быть актуальным. В школе это просто учебное задание, а дома можно и нужно возвращать ему истинный смысл. Пусть в процессе чтения ребенок узнает полезную для себя информацию. Можно завести грифельную доску, чтобы оставлять друг другу важные записки. Например, о том, что шоколадка лежит в кухонном шкафчике слева. Или о том, что завтра вы идете кормить белок, и нужно положить в карман орешки. Писать, разумеется, придется крупно и разборчиво. При любом удобном случае выясняйте, понял ли ребенок прочитанное. Обязательно приучайте его к тому, что текст нужно понимать. Опытные учителя знают: большинство текстов из учебников переполнены непонятными для детей словами. Составители обожают классические стихи и рассказы, пестрящие устаревшими словами или сельскохозяйственными терминами. На одной педагогической конференции прозвучал пример. В отрывке «Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая» школьники понимают два слова: «пушистые» и «летит». «Взрывая» – современные дети толкуют по-своему. Они объясняют, что в этих строчках – описание воздушного боя, где летательный аппарат «кибитка» взорвал какие-то вражеские «бразды». Проблема не в том, что непонятым останется отдельное стихотворение. В конце концов, ребенок вырастет, перечитает и проникнется его прелестью. Главный вред в том, что маленький читатель привыкает к непониманию. Не понял – и ладно, проехали. Печальные последствия не заставят себя ждать. Условия задач по математике он тоже будет читать с пятого на десятое. И в диктантах не станет уточнять, какое слово имеется в виду: «лук» или «луг», например. Значит, лишние ошибки гарантированы, даже если ребенок знает правило и умеет его применять. Совсем отстраниться от школьных требований, конечно, невозможно. Если ребенок читает пока значительно хуже «положенного» и болезненно реагирует на замечания, попробуйте прочитывать дома завтрашний текст, обсуждайте длинные трудные слова. Это должно хоть немного снизить остроту проблемы и придать уверенности. Иногда успешность в освоении чтения снижается во втором классе. В прошлом году все было хорошо, а теперь учитель жалуется: мол, недавно еще хороший ученик стал лениться. Есть даже такая расхожая формула: может, но не хочет. А с чего это он вдруг перестал хотеть? Никто не задумывается? Психологи говорят, причиной бывает усталость. Весь первый класс малыш старался из последних сил, проблема чтобы соответствовать требованиям взрослых. И этот непрерывный стресс его таки доконал – он больше не может постоянно «стоять на цыпочках», а каждое разочарованное или раздраженное замечание ухудшает ситуацию. Встречается и прямо противоположная картина. Ребенок при поступлении в школу бегло читает, то есть весь первый год обучения расслабляется и бездельничает на уроках чтения. Поэтому когда одноклассники догоняют его по уровню, они оказываются в более выигрышном положении, потому что привыкли к постоянной нагрузке. А прошлогодний отличник никак не может включиться в работу. И если уж вы переусердствовали в подготовке к школе, подумайте, как обеспечить нагрузку своему ребенку во время уроков, посоветуйтесь с учителем. Если педагог считает, что ученику скучновато следовать программе, спросите, какое качественное пособие вы могли бы купить для дополнительных заданий во время урока. А чтобы ваш ребенок не чувствовал себя белой вороной, можно объединиться с родителями других бегло читающих детей. Автор статьи: Елена Куценко mamuriki.ru |