Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок в 2 года не разговаривает. Что делать? Ребенок в 2 6 не говорит


Ребенок в 2 года не разговаривает. Что делать?

Ребенок в 2 года не разговаривает. Проблема нередкая, но ее нужно четко определить:

Ребенок что-то мычит или вовсе не издает ни звука. В такой ситуации обязательно нужно проконсультироваться у врача, ведь в таком случае на лицо задержка развития речевого центра. Существуют методы лечения, программы развития, занятия с логопедом.

Малыш выработал определенную систему звуков, которая означает тот или иной предмет или процесс. При этом его родные преимущественно понимают. Здесь все гораздо проще, ведь ребенок все же разговаривает, но на своем языке, который взрослые понимают. В этом возрасте малышу, может быть, просто нечего больше сказать этому миру, ведь мама и папа понимают его простые просьбы, прошедший день он обдумывает или вспоминает образами, поэтому сложная взрослая речь ему пока ни к чему. Как только в его головке заведутся более сложные мысли, то он скажет.

Ребенок говорит слогами, по две буквы из слова. Картина такая же, как и в предыдущем случаи. Маленькому человеку пока такой кодировки достаточно, если он видит, что его понимают. Главное, что эти слоги и парные звуки есть, в противном случае это уже патология.

«Человечек чуть начал говорить, а потом опять вернулся к звукам». Часто жалуются родители на такое поведение чада, ведь хочется видеть только прогресс, что наши дети самые лучшие. Эта ситуация показывает на сколько дети хитрюшки, как они умело манипулируют родителями. Если возвращение к более примитивной форме общения ребенка с окружающим миром не обусловлена травмой, физической или психологической, то смело можно заключить, что малышу в какой-то момент надоело учиться, стараться и проще вернуться к уже отработанной кодировке. Задача родителей не прогнуться и каждый раз доносить до детеныша, что его больше не понимают, ведь он может лучше. Конечно, нужно правильно мотивировать, не ругать и, ни в коем случаи, не срываться на малыше, когда тот начинает лепетать, ведь вообще может закрыться в себе.

Выше приведены общие жалобы родителей. Конечно, причин, по которым дети отказывают говорить гораздо больше и все они индивидуальны, как и сами дети. Важно уделять детям достаточное количество внимания, что не означает сидеть над ним круглосуточно. Безусловно с крошками нужно много разговаривать, читать, показывать, но и не менее важно оставлять их наедине с собой.

Двухлетний ребенок должен уметь занять себя игрой, размышлениями. Если связной речи нет, это не значит, что он глупый или заторможен в развитии, но наблюдать нужно обязательно. Взрослые часто хотят помолчать, чтоб разгрузить речевой аппарат, дать ход мыслям и так далее, а дети тоже люди. У них в душах и в головах тоже что-то происходит. Задача родителей создавать комфортные условия для жизни и развития. Стоит заметить, что светлейшие умы истории в детстве имели те или иные задержки в развитии, но это не помешало их родителям дальше заниматься воспитанием и просветлением маленьких умов.

kindbi.com

Почему ребенок в 2 года не разговаривает

Когда ребенок начинает произносить первые звуки, у родителей появляется ощущение непередаваемого счастья. Надеются, что у него все будет хорошо. К сожалению, не всегда желания бывают реальностью, и по мере взросления появляются проблемы с речью. Она может быть несвязной, произносятся лишь некоторые звуки, малыш не разговаривает вообще. Почему ребенок в 2 года не разговаривает, а лишь мычит, указывает на видимые предметы пальцем? Физиологические ли тому причины или может неправильное воспитание, разберемся в ситуации, обрисовав имеющиеся причины.

Содержание:

Статьи по теме:

Симптомы задержки развития речи у малыша

Когда ребенок не говорит в 2 года, но все схватывает на лету, у него развит интеллект, активно общается с родителями, окружающими людьми, обычно родители не бьют тревогу. Напрасно. Это явление называется экспрессивной речью. В логопедии и педиатрии выделяются несколько причин, которые объединены в группы: физиологические, психологические и социальные.

Физиологические

Изменения в наследственности, внутренние отклонения развития организма.

  1. В роду были родственники с задержкой речи, то есть начали произносить первые звуки поздно.
  2. Нарушение развития органов артикуляции – короткая уздечка языка, пониженный тонус лицевых мышц, врожденные патологии неба, языка, губ.
  3. Не развитость слуховых органов: тугоухость, отсутствие слуха.
  4. Расстройства нервной системы.
  5. Аутизм.
  6. Перенесенные травмы.

Психологические

Причины характеризуются психологической обстановкой в семье.

  1. На ребенка не обращают внимания.
  2. Родители находятся в постоянной ссоре, не разговаривают друг с другом.
  3. Ссоры, драки происходит на глазах малолетнего.
  4. Вредные привычки мамы или папы, или совместные.
  5. Воспитывают мать или отец одиночки.

Социальные

Причины связаны с внешними факторами, действующими на малыша:

  1. Постоянное сюсюканье, коверканье слов родителями. Ребенок не может понять правильность и смысл произношения слов.
  2. Отсутствие мотивации к разговору. Мама с папой обычно все выполняют за него. Чувствуя опеку, чрезмерную заботу, малыш не стремится к разговорам.
  3. Зависимость родителей от работы. Обычно такие родители мало проводят времени с ребенком, сидят за компьютером, планшетом, телевизором и не общаются с чадом. Ребенок говорить вообще не сможет.
  4. Двуязычие – мама, папа говорят на разных языках. Пытаясь понять смысл слов и их произношение ребенку становится трудно. Он замыкается в себе, перестает участвовать в беседе.
  5. Излишнее давление – нельзя требовать, нужно только подталкивать его к разговорам.

Не стоит откладывать поход к врачу, так как проблема в дальнейшем только усугубляется. Придется обращаться за помощью к специалистам.

Норма речевого развития в детском возрасте

Как определить правильно ли формируется речь у малыша? У ребенка за речь отвечает несколько органов, единого речевого органа нет. Слова формируются с помощью: дыхательной системы, жевательных и глотательных рефлексов. Прежде всего за речь отвечает определенный отдел головного мозга.

Этапы становления детской речи:

  1. 0 — 10 месяцев. Обычно младенец напоминает родителям, что голоден, нужно сменить памперс при помощи определенных сигналов: агуканье, гуление, крик. С возрастом, прислушиваясь к словам взрослых, он начинает произносить слоги. Часто это первые буквы словоформ. Например, слово мама, произносится как «ма» и т. д.
  2. 10 месяцев — 2 года. У ребенка появляются эмоции, он понимает фразы, сказанные взрослыми, но отвечает жестами. Ему свойственно звукоподражание. Например, слово конфетка, может быть заменено на «ляльку». Часто мама, чтобы облегчить малышу задачу, придумывает сокращенные названия предметам, животным, следуя из своего детства (машина – би-би и т. д.).
  3. 2 года и старше. В 2-3 года ребенок может соединять слова, превращать их в смысловую конструкцию. Его запас должен быть не менее 300 слов.

Практически в каждом кабинете педиатра на стене висят стенды, на которых расписаны нормы языкового развития младенца. С каждым месяцем, при посещении врача, он задает вопросы маме о том, какие звуки произносит малыш. Такое необходимо, чтобы заранее определить имеется ли патологии речевых особенностей.

Важно! У девочек развитие идет быстрее. Дочери всегда, начиная с раннего возраста, пытаются подражать матери в поведении и в разговорах. У мальчиков первыми словами чаще всего бывают слова, обозначающие действие.

Признаки «молчунов»

Определяют задержку в речи по некоторым симптомам, их должна знать каждая заботливая мама:

  1. У малыша отсутствует реакция на слова, жесты матери.
  2. В возрасте от 2 месяцев младенец пассивно ведет себя, не оказывает внимания на окружающее.
  3. Отсутствие речевых возгласов в возрасте до 1 года.
  4. В год он не произносит даже слоги, не реагирует на просьбу показать тот или иной предмет.
  5. Когда в 1 год 6 месяцев маленький не может сказать слово мама.
  6. В 2 года ребенок не может составить простые словосочетания, произносит слова неправильно, ему легче показать предмет рукой, нежели сказать, как он называется.
  7. Старше 3 лет дети не могут составить простые предложения, часто слово не произносят полностью, съедают окончания. Их речь не разборчива.

При таких проявлениях нужно обратиться к врачу за квалифицированной помощью. А поможет в этом логопед. Раннее обнаружение проблемы позволит вам быстрее установить причину и начать лечение.

Как помочь малышу научиться разговаривать в раннем возрасте

До обращения к врачу заботливые родители должны заниматься со своим чадом. Для этого существуют не очень хлопотные занятия и игры:

  1. Развивающие картинки. Вырежьте из газет, журналов, картинки с изображением животных, транспорта, окружающих предметов и т. д. На усмотрение родителей. Можно купить развивающие карточки в магазине детских игрушек. Ребенок должен достать картинку и назвать, что на ней изображено. Если затрудняется, сами назовите. Потом опустите картинку в общую кучку и снова попросите вытянуть изображение. Если попалась та же карточка, то малыш должен вспомнить, что вы говорили и как назвали.
  2. Купите азбуку для маленьких детей. В таких имеются маленькие четверостишья, которые легко воспринимаются детьми. Обычно они направлены на ассоциативную память. Дети хорошо запоминают их.
  3. Спрашивайте у ребенка кто, как говорит? Например, показав петуха, малыш должен прокукарекать и т. д. Можно также спросить какие звуки произносят предметы: едет машина, работает звонок.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев и рук, которая отвечает за работу головного мозга в области речи.

Таких обучающих игр очень много. Эффект зависит от того, начнет ли ваш малыш произносить слова, которые вы просите от него. Проводить такие игры и упражнения нужно каждый день. Вспоминайте пройденный материал.

Важно! Не давите и не ругайте, чтобы желание учиться не пропало.

Если ваш ребенок не говорит в 2 года и отказывается говорить – это две проблемы. Первую можно исправить, изучив причины появления такого отклонения. Вторая проблема также поправима, но от вас потребуется много времени и желания. Не забывайте про детей, не думайте, что явление само пройдет. Если вовремя не оказать помощь (родительскую или врачебную), в дальнейшем такому ребенку с неправильной речью будет тяжело жить, общаться со сверстниками.

detilehim.ru

Ребенок в 2 года не говорит: когда волноваться

Когда ребенок не говорит в два года или произносит мало слов, родители начинают беспокоиться – правильно ли малыш развивается. Существуют различные гипотезы задержки речи – нарушения слуха, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра. Однако, не всегда задержка речи, оказывается признаком заболевания. Чтобы отличить норму от дисфункции, достаточно знать, как выглядит правильное речевое развитие до трех лет.

Исследования показывают, что у семи из ста детей, наблюдаются специфическое расстройство речи (SLI), не смотря на то, что головной мозг функционирует правильно, слух не нарушен, неврологические и другие расстройства отсутствуют. Половина детей компенсируют недостаток, догоняя сверстников, у других малышей в раннем школьном возрасте диагностируется дислексия. Поэтому, если вы заметили серьезные различия, сравнивая речь ребенка с “говорливостью” сверстников, лучше обратиться к специалисту как можно быстрее.

Ребенок не говорит в два года – допустимые нормы

Развитие речи – это индивидуальный, генетически обусловленный процесс, который не может идти одинаково у всех детей. Речь отражает личность ребенка, окружающую среду, где он растет, количество социальных контактов. Если не читать книг, не знакомить с природой и людьми, отставание вполне естественно, но легко поправимо. Стандарты, указывают на то, что речь ребенка должна развиваться следующим образом:

  • От рождения до первого года жизни. Выделяются два значимых периода, это гуление и становление слогов. Гуление, безусловный рефлекс, формируемый даже у глухих детей, он появляется между первым и третьим месяцем жизни. Слоги формируются на шестом месяце (ма, га, ба и пр.), у деток с нарушением слуха этот навык не развивается.
  • Первый – второй год. Произносит короткие слова, стремится к повторению слов и слогов за взрослым. Отвечает на вербальные команды и вопросы. В 18 месяцев произносит около 50 слов, включая звуковые подражания (как мычит корова, гудит автомобиль, чирикает птичка и пр.).
  • Второй – третий. Становление простых предложений. Сначала, это два связанных между собой слова – мама дай, хочу пить, купи игрушку. Затем, идут вопросительные и восклицательные предложения. В конце третьего года, ребенок должен говорить в среднем 700 слов, минимум 300.

Если ребенок говорит слогами, указывая на предмет (обувь – бу, коляска – ка), это также вариант нормы.

Когда беспокоиться?

Тревожным признаком служат ситуации, при которых ребенок в два года не понимает обращений взрослого. Вы можете проверить это, попросив кроху указать на игрушку или другой предмет, если он не реагирует надлежащим образом, это важный знак, который нельзя недооценивать. Второй повод посещения специалиста – малыш не подражает звукам животных, не использует кратких слов, не повторяет простые слоги. Избранный способ общения – мимика, жесты, эмоции.

Как ускорить развитие речи

Никогда не игнорируйте, то, что говорит ребенок, он должен понимать, что его слова имеют смысл. При этом, поправляйте неправильную речь, например, если малыш называет юлу “ю”, попросите повторить слово по слогам (не заставляя повторить звуки точно). Практикуйте логопедические упражнения, прежде всего, работайте с улучшением подвижности язычка. Для этой цели можно использовать шоколадную пасту, попросив слизать ее с подбородка, носика, щечек, вытянуть язык лопаткой, где будет лежать “угощение”.

Больше общайтесь! Рассказывайте, объясняйте, показывайте – это самый простой метод, ускоряющий развитие, как общее, так и речевое.

Еще одно эффективное занятие – развитие фонематического слуха с помощью таких игр, как поиск источника звука, узнавание предмета по звуку, который он издает, деление короткого слова на слоги. Самый эффективный способ – знакомство с буквами (запомните! буква “м”, а не “эм” до тех пор, пока не научится читать). Этот метод вызывает много споров, поскольку двухлетние дети очень подвижны, но одновременно, они очень любознательны. Пяти минут в день достаточно для того, чтобы кроха ознакомился с одной буквой и научился ее произносить более четко. Освоение чтения затянется на год, тем не менее, за это время многие слова будут произноситься полно и четко.

Ребенок не говорит в 2 года – причины 

Прежде чем подвести итоги, выделим основных виновников в задержке речи:

  • Нарушения слуха – обнаруживается гораздо раньше, чем на третьем году жизни, так как первый скрининг на слух проводится сразу после рождения.
  • Отсутствие социальных контактов – ребенок большую часть времени проводит в одиночестве или находится рядом с человеком, который говорит очень мало.
  • Речь не поддерживается – если желания малыша выполняются или угадываются раньше, чем он об этом просит, ребенок лишается необходимости говорить. Также это касается тех случаев, когда кроха не имеет права голоса, его часто просят помолчать, играть тихо.
  • Страх – иногда, по какой-то причине ребенок перестает говорить, хотя раньше, речь развивалась по установленному графику. Обычно, ситуация наблюдается после пережитого стресса, например, посещения детского сада. Логофобия лечится ограничением травматических событий и посещением психолога.
  • Нарушение созревания  мозга или артикуляционных органов – слишком медленное развитие приводит к тому, что ребенок не может соотнести просьбу с действием или управлять своей речью. Как правило, такие детки наблюдаются у невролога. Причины различны – от сложной беременности и рождения раньше срока до серьезных неврологических заболеваний.
  • Проблемы с сенсорной интеграцией – малыш гиперчувствителен к окружающим звукам, а речь людей почти не замечает или наоборот, больше уделять внимание произношению слов. В этом случае, способность говорить значительно снижается, так как звуковые элементы воспринимаются как нечто раздражительное и неприятное. Чувствительность полости рта, ощущение положения языка, мышечное напряжение лица и горла, делают произношение некоторых звуков невозможным.

Независимо от того, какая причина подозревается, диагноз ставится только специалистом. Не паникуйте, если опасения подтвердятся. Надлежащее лечение у оториноларинголога, психолога, невролога или логопеда в большинстве случае исправляют положение и ребенок догоняет сверстников. В сложных ситуациях, приобретаются минимальные навыки, позволяющие общаться в социальном обществе.

Смотрите также:

maminmayak.ru