malushata.ru Если ребенок не хочет ходить в детский садПришло время отправлять ребенка в детский сад, и тут выяснилось, что малыш не хочет туда ходить. Конечно, мама и папа стараются объяснить, что в детском саду хорошо, много деток, с которыми можно играть, но ребенок, сходив пару раз, категорически отказывается снова туда идти. Почему ребенок может отказываться ходить в детский сад, который он сразу, вроде, посещал с удовольствием? Стоит ли поддаваться на нежелание ребенка идти в детский садЕсли ребенок сообщил, что не хочет идти в детский сад, не стоит сразу же идти на поводу его каприза и оставлять дома, лихорадочно отыскивая того, кто с ним посидит, или же опрашиваться с работы. Прежде всего, попытайтесь выяснить, что стало причиной его отказа. Если ребенок начинает говорить, что у него болит голова, животик, нога или еще что-то, не спешите уличать его во лжи, просто попытайтесь поговорить с ним и все же отвести в детский сад. Стоит помнить, что дети – очень хорошие манипуляторы и, поддавшись раз на уговоры ребенка оставить его дома, вам придется все время слышать, что он не хочет идти в сад, у него что-то болит или отыщутся еще какие-либо причины, мешающие вашему ребенку посещать детский сад. Причины нежелания ребенка идти в детский садСуществует много причин, которые могут спровоцировать нежелание ребенка идти в детский сад. Детские психологи называют три причины, по которым ребенок не хочет идти в садик. Для родителей важнейшей задачей является выявить причину и правильно отреагировать на отказ ребенка ходить в детсад. Если причина ясна, тогда можно попытаться как-то повлиять на ребенка и исправить ситуацию. Причиной может быть отсутствие друзей, боязнь чужих людей, отсутствие взаимопонимания с воспитательницей. Отсутствие друзейКогда ребенок только начинает ходить в детский сад, ему приходится многому научиться, прежде всего, ему придется придерживаться режима дня, соблюдать определенные правила поведения, слушаться воспитателей, общаться со многими абсолютно разными по характеру и темпераменту детьми. Ребенок должен получить новый опыт, который далеко не всегда дается легко. Если малыш попадает в уже сформированную группу, первое время ему придется приспосабливаться к заведенному в ней порядку. К тому же, если ребенок плохо говорит, другие дети с ним долго не будут играть, пока не привыкнут и не станут понимать его. Решить такую проблему иногда достаточно просто. Вам стоит выяснить у своего малыша, с кем бы он хотел играть, и попробовать помочь им подружиться. Можно поговорить с другими родителями и предложить вместе выйти на прогулку в парк или на детскую площадку. И если, кроме детских интересов, у родителей тоже найдутся общие интересы, детям станет еще проще подружиться. Отсутствие взаимопонимания с воспитателемНежелание ребенка посещать детский сад из-за отсутствия взаимопонимания с воспитательницей можно выявить с помощью небольшого теста. Поговорите с ребенком, расскажите сказку с отрицательным женским персонажем и если заметите, что малыш явно боится сказочную плохую героиню, значит, у него отсутствует взаимопонимание с воспитателем. Поговорите с воспитателем без эмоций и обвинений, постарайтесь найти общий язык, выразите свою готовность к совместному решению проблемы. Если ничего не получилось и ребенок все также отрицательно воспринимает воспитателя, тогда стоит поменять группу или даже детский сад. Боязнь окружающего мираРебенка пугает чужое помещение, новая обстановка, незнакомые люди — все это может привести к отказу идти в детский сад. Стоит попытаться поговорить с ребенком, объяснить ему, что вы понимаете его опасения, а так же то, что все чего-то бояться и в этом нет ничего плохого. Можно рассказать сказку о сильном и смелом богатыре, в котором малыш узнает себя, и это поможет ему преодолеть страх. Главное — будьте терпеливы и помогите ребенку преодолеть свои слабости и неуверенность, а не просто заставьте его переломить себя, и не идите сами на поводу у прихотей ребенка. udoktora.net ищем причину и решаем проблемуЗдравствуйте, уважаемые родители! Не всегда поход в садик является праздником. Иногда малыш так капризничает, что хоть вешайся. Что делать, если ребенок не хочет ходить в садик? Какие могут быть причины его такого поведения? Сегодня я предлагаю поговорить о том, что делать с детским нежеланием ходить в садик, чего вам точно ни при каких обстоятельствах не стоит делать и как понять истинные причины. Разбираемся почему так происходитПочему малыш раскапризничался и кричит во все горло, что никуда не пойдет? Иногда найти причину очень легко, потому что она лежит на поверхности. Но не всегда бывает так просто. Иногда надо копнуть глубже, потратить немало времени на то, чтобы узнать в чем дело. Очень важно, чтобы родители слушали своего малыша, а не просто кричали на него в ответ, мол собирайся и все тут. Насильно мил не будешь, помните об этом. Вы не должны выступать в роли тирана, который заставляет ребенка делать то, чего он совсем не хочет. Конечно, необходимо прививать чувство долга, учить малыша принимать решения и брать на себя ответственность. Но прежде, попытайтесь разобраться, что случилось, почему сын упирается ногами в дверь и отказывается идти. Давайте разберем самые распространенные варианты причин подобного поведения у деток. Новый режим. Каким бы исследователем ни был ваш отпрыск, все детки привыкают к определенному режиму дома. А в садике новый, не всегда приятный режим. Это и может служить нежеланием туда ходить. Например, дома малыш мог есть когда захочет или лечь спать в любое время. А в группе такого нельзя. Нужно есть когда всех позвали, ложиться днем спать в определенное время. И здесь неважно сколько вашему ребенку 3 года или 5 лет. Смена режима всегда является стрессом. Чтобы такого не возникло, старайтесь заранее подготовить малышка к другому режиму. Ложитесь раньше и вставайте раньше. Кушайте в определенное время. Отводите специальные часы для прогулки и игры. Если же вы уже пошли в садик, но ребенку все никак не удается привыкнуть к новому режиму и новым обстоятельствам, то у него всегда должно оставаться чувство дома. Пусть с ним будет любимая игрушка, которая, как и он, отправляется в увлекательное путешествие (так можно завуалировать поход в сад). Еда. Наиболее распространенный фактор — ужасная детсадовская еда. Манная каша с комочками, отвратительная пенка на молоке, безвкусные морковные котлеты или жидкое пюре. Есть заведения, в которых родителям разрешают давать свою еду. Если это не ваш вариант, то просто не кормите малыша с утра завтраком. На ужин положите меньшую порцию. Еще ни один ребенок не пострадал от недоедания в садике. Захочет есть — будет есть. Главный совет — не давайте ему с собой сладкое. Во-первых, тем самым вы вызовите ненужный ажиотаж среди других деток. Во-вторых, вы только перебьете его аппетит и он никогда так и не начнет есть детсадовскую еду. Можете готовить дома разные вкусняшки, но при условии, что малыш будет хорошо питаться в садике. Превратите этот процесс в игру. Воспитательница. Быть хорошим учителем — тяжелый труд и не все с этим справляются. Именно поэтому очень важно перед тем, как отдавать малыша в садик познакомиться не только с руководством, но и с воспитателями. Помните, на первый взгляд они могут показаться очень приятными и профессиональными. Но случается такое, что ребенок не может найти общего языка с ней. Она не уделяет достаточного внимания, позволяет деткам издеваться друг над другом, строго наказывает и так далее. Что же вам делать? Выяснить эту причину тяжелее всего. Не все детки могут запросто рассказать о проблемах с воспитателем. Легче всего выяснить эту причину будет в игровом процессе. Попробуйте поиграть в детский сад дома. Выберете игрушки, посмотрите какую роль себе выбрал ваш ребенок и внимательно наблюдайте за всей игрой. Выход здесь один — поговорить с воспитательницей. Если это не поможет через какое время, то, скорее всего, придется менять учреждение. Усталость. Дети тоже устают и не высыпаются. И это может быть серьезной причиной для нежелания никуда идти. Представьте, что вас подняли ни свет ни заря, начали одевать, а потом еще куда-то повели. Вряд ли у вас будет хорошее настроение. Соблюдайте режим. Не позволяйте заигрываться допоздна. С утра старайтесь делать легкую зарядку вместе с малышом, так он проснется и немного взбодрится. Если чадо никак не хочет идти в кровать, то можно устроить теплую ванну с пузырями и игрушками. Теплая вода расслабляет и отлично готовит ко сну. Запомните! Никаких гаджетов за час перед сном. Экран отвлекает сознание и не дает ему спокойно перейти в режим сна. Из-за этого часто возникают проблемы со сном. Не готов. Одной из причин может быть то, что ваш ребенок просто пока не готов ходить в детский сад. Прочитайте статью «Когда отдать ребенка в садик». В этом случае просто заберите его документы и подождите еще годик. Ничего страшного не случится. Главное — не забывайте заниматься с ним дома. Чего точно стоит избегатьЕсли вы уже оделись сквозь слезы, дошли до нужного места в истерике, то ни в коем случае нельзя менять решение и разворачиваться перед дверями садика. Вы смотрите на малыша и ваше сердце кровью обливается от его слезок. Но если вы вдруг поддадитесь, то он будет знать, что криками, истерикой и слезами он может манипулировать, добиваться своего. Одна моя клиентка выяснила, что ее сын рыдает навзрыд только когда она водит его в сад, но когда его отводил папа, ничего подобного не происходило. Он умело объяснял сыну, что это его работа — ходить в садик и он как мужчина должен сохранять спокойствие. Возможно вам подойдет такой подход, с мамами дети позволяют себе больше слабости. Если малыш плачет, но вы совершенно не знаете что делать, то вам в обязательном порядке необходимо прочитать статью «Как остановить истерику у ребенка». Благодаря этой статье вы раз и навсегда научитесь справляться с подобными ситуациями. Помните, все дети индивидуальны и некоторые приемы могут не сработать с вашим малышом. Пробуйте разные варианты, ищите и вы обязательно справитесь! Совершенно бессмысленно водить ребенка в садик один или два раза в неделю. Он должен привыкать к нормальному режиму. Лучшим вариантом будет, если вы договоритесь с воспитателем и будете забирать малыша после обеда домой. Но ходить в садик нужно каждый день. Кроме того, часто родительские эмоции и становятся главным фактором. Если вы боитесь его отпускать, плачете, переживаете, то помните, что ребенок все прекрасно это видит и чувствует. А мамины и папины переживания для него очень страшная вещь. Поэтому наберитесь мужества и будьте спокойны. Предлагаю вашему вниманию статью «Как научить ребенка слушать с первого раза». В ней вы найдете много полезных идей и множество интересных мыслей, которые точно пригодятся вам. Как вы думаете, почему ваш ребенок не хочет идти в детский сад? Вспомните свои первые впечатления: вам было комфортно или вы хотели скорее уйти домой? Как вы справляетесь с его капризами? Идете ли на поводу или у вас есть особые приемы? Всего вам наилучшего. Любите своих детей! ezy-life.ru Нужно ли ребенку ходить в детский садНужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе. До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно «садиковые» дети. Зачастую дети переходили целыми группами из «дворового» детского сада в такую же «дворовую» (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов «трудоустройства» дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным «багажом»: кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел. И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садиковых». Конечно, везде есть свои исключения, но, в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто «хранить» драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств. Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить. Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться. С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы. Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь «садикового» образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный «джентльменский набор» обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет, и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад? В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития. Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя «в обществе», соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности. «Домашний» ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой. Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию «посторонних» нередко попадают вообще все другие люди - в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками). Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире! Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить «график посещений», по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный «детский сад» «работает» всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму. Обращайте больше внимания на то, как ваш ребенок общается с другими детьми на площадке, в гостях. Легко ли он знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и если годам к пяти ребенок так и не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит посоветоваться с детским психологом и подыскать какую-то замену детскому саду - группу развития, игровую группу, детский клуб и т. п. Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?Самый оптимальный возраст для выхода «в свет» - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что «чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет»! Потому что это неправда. Годовалый карапуз, конечно, может «привыкнуть» к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша. Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко. Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются «неблагополучные» детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок... поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш «заигрался», слишком увлекся какими - то своими важными малышовыми делами. Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать - самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников. Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди «пасти» ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно найти какую-то альтернативу яслям. Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие. При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья. Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к «учреждению» прямо сейчас. Поговорка «стерпится - слюбится» в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут «домашние» детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам. В нашем случае применима такая народная мудрость: «Скупой платит дважды». Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое «вложение» вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка - как физического, так и психологического? Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из «педагогических» соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его «домашние» сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки - а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения. Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка. И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни. Маме на заметкуРебенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания. Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие «прелести», как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться «нормальными». Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям. В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе. Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное. В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам. Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня. Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по «щадящему» режиму. Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира. Маме на заметкуВот очень важное, хотя и чисто «техническое» предупреждение. Все советы, которые дают психологи, авторы различных книг и пособий (в том числе и автор этой статьи) относительно детского сада несколько теоретичны. Плавная, мягкая и неспешная адаптация к детскому саду - идеал, к которому можно стремиться. Но на деле, если только вы не обладаете достаточными финансовыми возможностями, чтобы определить свое чадо в частный «семейный « детский сад (а у большинства из нас таких возможностей как раз и нет), будьте готовы к тому, что жизнь внесет свои коррективы в вашу идеальную схему. И первое, с чем вы столкнетесь, - это очередь. Да-да, старая «добрая» очередь в детский сад времен вашего собственного детства. Еще лет семь-восемь назад мамы действительно могли неспешно переходить от одного садика к другому, сравнивать и выбирать тот, что получше. Рождаемость в стране была низкой, детские сады пустовали и закрывались, а те, что оставались на плаву, готовы были принимать в свои стены едва ли не всех желающих, независимо от прописки в нужном микрорайоне. (Ясли, кстати, всегда оставались переполненными, но их и гораздо меньше, чем детских садов.) Сегодня детей стало больше, а количество детских садиков сократилось - как раз в те «бездетные» годы. И в самый простой, «дворовый» садик нужно записываться по крайней мере за год до того, как ребенок туда пойдет. С теми же садами, которые в вашем районе пользуются особой популярностью, можно смело начинать «дружить» еще во время беременности. В последние годы все более распространенной становится такая практика. Ребенка в два года отдают в ясли, он к ним привыкает с трудом, и родители решают еще на год оставить его дома. Но при этом ни в коем случае не забирают документы! Уговаривают администрацию «придержать местечко», исправно оплачивают ежемесячные квитанции, чтобы сохранить возможность без проблем отправить ребенка в садик через год или даже два. Так что делайте выводы. Детский сад нужно подыскивать заранее, по крайней мере за год, в идеале - еще раньше. Проявляйте активность, не ждите подарков от судьбы. Гуляя по улицам с колясочкой, в которой лежит ваш новорожденный, знакомьтесь с мамами детишек постарше, выясняйте, в какие сады они ходят, довольны ли они ими. Кроме того, большую помощь в поисках хорошего детского сада может оказать Интернет. На многочисленных «родительских» сайтах существуют рейтинги школ и детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития. К тому же у вас появится возможность задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет. Ребенок совсем не хочет идти в садик...Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду? Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют - «несадиковые». Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду? Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать. По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы. Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания. Вторая группа - дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, «всего лишь» начинающие часто болеть. Третья группа - это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей. Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс «прижиться» там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет. В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется слишком много времени. Детский сад - стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится «плавать». Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе. Несмотря на все мои старания, ребенок так и не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело? Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше). Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход «в свет» еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком - ходить на прогулки, подружиться на «нейтральной территории» с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу. Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент - врожденная характеристика, его нельзя изменить, но «зато», к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики - они просто не успевают за остальными. А в садике это важно - шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание... Внимательно понаблюдайте за своим малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с «неудобным» для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя «неподобающим» образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому. Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным. Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается «аварийное торможение», и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками - темп, но не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и вверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки. Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего «тихохода», тем быстрее он «выровняется», привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно. А что же делать с теми самыми торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш «буйствует» не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего «ураганного» ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их - если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться - бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!). Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, - что ж, в этом случае лучше всего поискать других воспитателей. (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.) Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно «выводить в свет», хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми «дозами». Очень неплохо определить такого «затворника» в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день. Кому лучше остаться домаВ обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с «обычным» (если только такие бывают на свете!) ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены - большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет. Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно «оздоравливать» малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи - начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь «школу развития», игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку «отрывался « от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен. www.psychologos.ru Ребенок не хочет идти в сад?Разница между домом и садом настолько огромна, что малышу потребуется несколько месяцев, чтобы привыкнуть к новым правилам игры. Но если кроха уже сейчас всячески демонстрирует вам, что не в восторге от детского сада, попробуйте проанализировать три важных пункта. новая кухня В саду ребенку придется привыкать к новой, «детсадовской» кухне: местные блюда и на вкус, и на цвет и на запах совсем не такие, как дома. Но вы можете заметно сгладить и ускорить этот переход, если будете готовить крохе те же блюда.Желательно с полным набором ключевых ингредиентов, которые входят в официальный рецепт. Просто задумайтесь: если он никогда в жизни не пробовал борща, печеночных биточков или пшенной каши, вряд ли он полюбит их с первого раза. Стандартное детсадовское меню – никакая не тайна, его вывешивают на всеобщее обозрение, а узнать точный рецепт вам наверняка поможет нянечка. Но будьте готовы к тому, что первые два месяца, а именно столько в среднем длится период адаптации, очень многие дети плохо едят в детском саду. К этому надо морально подготовится особенно тем мамам, которые сильно переживают за аппетит своих чад. А в первые дня два большинство детей и вовсе наотрез отказываются вкушать казенную стряпню. Это тоже нормально. Если у вас появится непреодолимое желание докармливать кроху после сада или даже кормить его завтраком до выхода из дома, попробуйте объективно оценить ситуацию. Если малыш будет завтракать дома, то в саду он, скорее всего, быстро привыкнет пропускать утренний прием пищи. Лучше предложить ему поесть вечером, но если он откажется, настаивать не стоит. Иначе есть риск перекормить ребенка или сбить программу, которая регулирует чувство голода. Однако если со временем аппетит не налаживается, стоит проконсультироваться с детским психологом или педиатром. Принятие пищи – такой же интимный процесс, как и дефекация, и для отправления естественных нужд нам всем необходимо расслабиться и почувствовать себя в безопасности. Когда же аппетит хромает, это может быть признаком психологического дискомфорта. на связи!Многие дети первое время очень болезненно переносят разлуку с родителями, поэтому так важно дать им почувствовать, что ваша связь не ослабла. Постарайтесь хотя бы 15-20 минут в день, желательно в одно и то же время, играть с малышом в ту игру, которую он сам выберет, и по тем правилам, которые он сам озвучит. И путь это будет время, когда ваш телефон или планшет будут выключены, а все ваше внимание будет всецело посвящено ему. Тихий час Еще один потенциально болезненный пункт в детсадовском распорядке – это дневной сон. Будьте готовы к тому, что малыш не сразу привыкнет засыпать в компании десяти или двадцати детей, поэтому первое время будут случаться всевозможные казусы. Чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее, можно предложить ему взять из дома, которую он будет брать с собой в кровать. И пусть он сам выберет ее. Возможно, это будет вовсе не плюшевый зайчик, как вы думали, а любимый железный трактор или резиновый динозаврик. Ваша задача – продумать этот момент заранее и обговорить его с воспитателями. А вот если ваш ребенок к 3 годам перестал спать днем, это может стать проблемой. Причем большой проблемой, ведь дневную сиесту воспитатели воспринимают как двухчасовую передышку. Начнем с того, что на Западе такого понятия, как тихий час, просто не существует. По крайней мере, точно не в том понимании, к какому привыкли мы. Во многих европейских садах спальни и кровати для детей просто не предусмотрены. Считается, что если ребенок захочет спать днем, он устроится на спортивном мате, причем в той же одежде, в которой его в сад привели. В России наблюдается совсем иной подход к дневной сиесте. По наблюдению отечественных детских психологов и воспитателей, большинство детей в возрасте от 3 до 4 лет днем все же спят. Исходя из этой аксиомы, даже если ваш ребенок уже отказался от дневного сна, в саду он снова столкнется с этой необходимостью. Обычно воспитатели придерживаются довольно жесткой позиции: время тихого часа неспящий малыш должен находиться в кровати и лежать тихо, чтобы никого не разбудить. На самом деле, для ребенка в этом возрасте такая задача оказывается непосильной и превращается в пытку. Подумайте, как бы вы чувствовали себя, если бы вы не хотели спать, но вас бы каждый день заставляли лежать по два часа в постели, глядя в потолок. А ведь именно к этому ребенка призывают воспитатели – развлекать вашего кроху тихой беседой или читать ему сказки никто не будет. Отстоять интересы малыша в таких печальных реалиях могут только родители. Поговорите с воспитателями, с заведующей и попробуйте вместе придумать тот вариант, который подойдет вашему ребенку. Например, можно договориться, что во время сиесты малыш тихо заниматься своими делами в игровой зоне или воспитатель будет включать ему аудиосказку в плеере. Тревожный звонокВ период адаптации показателем временного неблагополучия может стать нежелание крохи ходить в туалет «по-большому» в стенах детского сада. Даже если дома он умеет пользоваться горшком или унитазом. Для отправления этой естественной нужды нам необходимо расслабиться и почувствовать себя в безопасности. Если же ребенок «упрямствует» спустя два месяца, стоит обсудить проблему с детским психологом или врачом. Первые драки Дети не сразу привыкают друг к другу и первое время могут драться и даже кусаться. Это естественный процесс: они только учатся общаться и хорошие манеры будут постигать постепенно. Но вы очень поможете крохе, начнете прямо сейчас учить его знакомиться с другими детьми, вежливо просить понравившуюся игрушку и ждать своей очереди. Эти простые уроки можно преподавать малышу во время прогулок на детской площадке. Но полезные навыки не усвоятся сразу. Если в саду ваш ребенок начнет драться, на самотек такие моменты пускать не следует. Обычно родители узнают о драках от воспитателей и такие беседы почти всегда заканчиваются одной и той же многозначительной рекомендацией: «Вы с ним (с ней) дома поговорите». Совет, безусловно, полезный, но не стоит забывать, что на детей 3-5 лет разговоры не очень действуют. Они просто не умеют впитывать информацию, которая имеет форму отвлеченных нотаций. Из ваших длинных поучительных речей ребенок ничего для себя не вынесет. Ноль эффекта будет и от бесконечных нравоучений воспитателя. С маленькими детьми действовать нужно иначе. Самый эффективный способ корректировать агрессивное поведение – действовать непосредственно на месте. В таких случаях работа по коррекции ложится на плечи воспитателей. Отсюда вывод: всегда спрашивайте у педагогов, какая непосредственно работа ведется с их стороны? Ваша задача заключается в том, чтобы оказывать им активное содействие, когда ребенок находится под вашим присмотром. Вы можете рассказывать малышу «терапевтически» сказки, проигрывать конфликтные ситуации на игрушках и контролировать агрессивное поведение крохи на детской площадке или в гостях. Доброе утро! К режиму, приятому в саду, тоже лучше начинать готовиться заранее, в идеале – за 2-3 месяца. Самое главное - отладить отправные пункты в новом графике: часы, когда ребенок просыпается, ест и укладывается на дневной сон. Если к началу учебного года разница между домашним и детсадовским расписаниями составит плюс-минус час, прекрасно. И не забудьте продумать еще один важный момент: ваш собственный новый график, ведь ваша жизнь с началом учебного года тоже изменится. В первую очередь стоит детально распланировать утро. Заранее посчитайте, сколько времени вам потребуется, чтобы собрать ребенка и собраться самим. Если каждое утро будет проходить в раздражении, слезах и спешке, а сборы будут напоминать гонки на выживание, малыш будет приходить в сад во взвинченном состоянии и в совершенно неподходящем настроении. Только представьте, как он проведет свой день после такого «доброго» утра. 25 сентябрь 2017 15:18 Parents.ru Фото: GettyImages Алиса Кобозева www.parents.ru |