Оставить комментарийДля отображения комментариев нужно включить Javascriptguves.net Ребёнок не слушается – наказывать, терпеть, не замечатьРебёнок не слушается, что делать? Наказывать, терпеть, не замечать?СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы: Что происходит, когда ребёнок не слушается?Ситуация в отношениях родитель-ребёнок, когда ребёнок не слушается родителя, так же естественна, как и сами эти отношения. Более того, сразу замечу, что родителя ребёнок не слушается чаще и сильнее, чем, например, воспитателя, учителя – постороннего человека. И не потому, что чужой человек, обязательно такой строгий или такой хороший, что его не слушаться нельзя. А потому, что он маму с папой не боится, а вот чужого человека, как минимум, опасается. Хотя, конечно, если папа с мамой «дубасят, как сидорову козу» за непослушания, то бояться ребёнок будет и их, и слушать, соответственно. Правда, до поры до времени, как правило, — пока не подрастёт и не сможет отвечать на насилие. Как вы видите, послушание ребёнка вертится вокруг страха не то что даже наказания, а страха ребёнка перед самим человеком, которого нужно слушаться или не слушаться. Что же происходит, когда ребёнок не слушается, каков механизм этого явления? 1. Непослушание ребёнка начинается, как только у него появляется самосознание – его «Я» — центр его начавшей формироваться личности. Это происходит как процесс отделения себя от всего окружающего, на основе формирования сознания, как мира в мире – мира в голове, как отражённого мира в действительности. 2. Если ранее, до 2-3 лет, поведением ребёнка руководили животные инстинкты, в совокупности своих рефлексов, то отныне, с появлением «Я», главными становятся ЕГО ЖЕЛАНИЯ. «Я хочу» или «Я не хочу» — вот, что сейчас определяет поведение ребёнка. 3. А чем обусловлены его желания? Как ни странно, но опять рефлексами. Им руководят два рефлекса в «одном флаконе»: — рефлекс адаптации – приспособления к окружающему миру вещей и людей – поиск своего «Я» и его места в мире; — рефлекс познания, ибо адаптация невозможна без знания своего «Я» и свойств вещей и людей вокруг. Кстати, эти рефлексы и далее остаются у человека уже во взрослой жизни, лишь переходя, у некоторых, с развитым сознанием, в плоскость осознанных действий. А у, извините, тупых, они подавляются комплексом самомнения и кажущегося знания: Я всё знаю и понимаю – не учите меня жить! 4. Вот банальный пример: родитель говорит ребёнку «Не лезь в розетку, током ударит», а ребёнок не слушается — всё равно лезет. Почему? Потому что он не знает, что такое ток и сомневается – не верит, что его, он, действительно ударит. Ему нужны СОБСТВЕННЫЕ знания и собственный опыт – вот гениальное свойство ребёнка, которое, потом, у многих людей, напрочь искореняют в процессе воспитания, делая его послушной и исполнительной марионеткой других людей и их знаний. Как искореняют, кстати? А очень просто: приучением к послушанию ВО ВСЁМ, когда этого послушания добиваются авторитеты – люди, которые в глазах ребёнка, а далее взрослого, «всё знают» и если их не слушаться, не слушать, то будет плохо. Вернее, не слушать их – не слушаться того, чего они хотят, – это есть плохо. Ибо, такого взрослого, ещё с детства приучили к АБСОЛЮТНОМУ послушанию – следованию воле его авторитетов. Кто эти авторитеты: папа, мама, лектор-пропагандист или проповедник, прощелыга-политик или цыганка на улице – это не важно. Главное, что они авторитеты, и они могут наказать за непослушание. Даже, если это наказание только в виде обещания – человека, извините, «тупо стращают»: Тебе будет плохо, если не сделаешь того, что тебе говорю. 5. Ребёнок не слушается, потому что хочет отстоять своё «Я» — путём исполнения того, что «Я хочу». А он хочет того, чего сам не знает, но хочет знать. Это всё, что ребёнок хочет? Конечно, нет: он, как и человек любого возраста, хочет удовольствий для своего тела и для своего не развитого сознания и мозга. Это, как раз то, что мы привыкли называть капризами ребёнка. 6. Мы видим уже два источника непослушания ребёнка: желание САМОМУ узнать и понять вещи и явления вокруг себя, и желание отстоять, защитить своё самосознание – своё «Я». 7. Но есть ещё, как минимум, и третье, что заставляет ребёнка не слушаться родителей и других людей. Это, так называемый, детский идиотизм, который, кстати, легко переходит во взрослый идиотизм: Желание ВСЁ делать вопреки обстоятельствам и людям. Этот идиотизм, вообще-то, в норме, присущ всем детям и взрослым. НО, как всегда, если в норме, — это положительное качество этого свойства: не подчиняться слепо воле людей и обстоятельств. Но, если это свойство переходит в своё абсолютное качество: всё и всегда делать вопреки воле и желанию других людей и обстоятельств, то это уже становится порочным свойством человека. То, что в быту, мы и привыкли называть идиотизмом. Скажите, а разве этот детский идиотизм, переходящий во взрослый, не плоды воспитания родителей? Нет, ну, конечно, если у ребёнка врождённая психопатия и социопатия, то тут отдельный разговор. Ну, а когда нормального ребёнка, буквально, делают идиотом, делая его «Я» и мир вокруг него таковыми, что они становятся врагами – человек, с детства, никак не может примирить себя с окружающими людьми, вещами и обстоятельствами? А сделать это проще простого: как раз, абсолютным послушанием родителям. Родители, тогда, буквально, довлеют над ребёнком – полностью ограничивают свободу ребёнка в его миропроживании. А так как сердиться и не любить родителей, тоже «Нельзя», то потребность в свободе прорывается в агрессии к остальным людям и вещам: С вами, я, что хочу, то и делаю, вопреки вашим желаниям и предназначениям — ребёнок не слушается, уже в такой форме. Если ребёнок не слушается? Наказывать, терпеть, не замечать?Если ребёнок не слушается, что делать? Да, не только наказывать, терпеть, не замечать, а иногда, возможно, и поощрять. Как вы поняли из выше написанного, главное, в ситуации, когда ребёнок не слушается, ведь, нужно понять: А почему он не слушается? 1. Если ребёнок не слушается, потому что он хочет сам узнать что-то и приобрести собственный опыт, то на это нужно «закрыть глаза». С тем же током в розетке: 99% детей не угомонятся, пока их не ударит током. Главное здесь: или убрать запреты вообще, или добиваться их строгого соблюдения, в тех случаях, когда не послушание ребёнка реально грозит обернуться опасностью его здоровью, жизни и психики. Лучше всего, потратить время и добиться того, чтобы ребёнок понял БЕЗУСЛОВНОСТЬ выполнения этого требования в жизни. Как? – да, надо просто, его научить, показать, объяснить, что, почему и как, — чтобы это стали ЕГО знания и опыт. Конечно, родителю легче и быстрее сказать «Нельзя!», чем позаниматься с ребёнком, объясняя и показывая. Ну, так, на то и воспитание ребёнка, а не просто, чтобы отвязаться от него. 2. Если ребёнок не слушается, потому что хочет самоутвердиться в этой ситуации или событии, если ему необходимо отстоять своё «Я» — показать свою самостоятельность, то тут родителю надо быть очень осторожным. Ибо, с одной стороны, нельзя подавлять его самостоятельность и принижать его самосознание. А с другой стороны, недопустимо, чтобы он, ребёнок, возомнил о себе слишком много. В частности, то, что, ему позволено не слушаться родителей, да и других людей, вообще. То есть, позиция родителя здесь должна быть такая: Молодец, что мыслишь сам и сам принимаешь решение, даже вопреки тому, что я тебе сказал, НО, «не зарывайся» — слушаться меня, ты, всё равно, обязан. Кстати, крайне желательно, несколько раз, до полного усвоения ребёнком, в особенности подростком, объяснить ему принципы и необходимость его послушания. Ну, типа: Пока ты живёшь с нами, на полном нашем обеспечении, пока ты ребёнок и мы отвечаем за тебя, ты ОБЯЗАН нас, родителей (меня, как твоего отца, мать), слушаться. Если нет — не будешь слушаться, то я тебя буду заставлять делать это. Далее перечислить санкции за непослушание по возрастающей: от порицания, до порки. 3. Если ребёнок не слушается, потому что идиотничает, а тем более, при этом закатывает истерики и прочее, то это нужно жёстко и немедленно пресекать, как говорится, на корню. А иначе, после нескольких удачных, безнаказанных попыток изобразить из себя идиота, чтобы ослушаться родителей, ребёнок быстро возьмёт это себе в привычку, а бедные родители начнут его «таскать» по психологам и психиатрам. Способы и формы наказания, когда ребёнок не слушаетсяА какие способы наказания ребёнка за непослушание? У нас, их, как известно, только два: воздействовать на сознание ребёнка и физическое воздействие. В каких формах можно воздействовать на сознание ребёнка, в попытках заставить его слушаться1. «Читать ему морали». Эта форма становится действенной только тогда, когда ребёнок подрос и у него сформированы основы нравственности. Притом нравственности общечеловеческой, а не нравственности, например, девочки, мальчика, которые делают что хотят, ибо им никто не указ. Бесполезно взывать к совести, если её нет, и не может быть, если у ребёнка нет нравственных ценностей и идеалов. В том числе о том, как нужно себя вести среди людей, со старшими, что позволено человеку, а что нет, и так далее. 2. Давать знания. Нужно, просто, объяснять ребёнку, как должно быть, и как будет, если он не будет слушаться, к каким последствиям это приведёт, и тому подобное. 3. Воспитывать ребёнка – постоянно, всеми средствами и во всём, формировать адекватную, социализированную, нравственную личность ребёнка. И это самое главное. Ибо, чем более родитель будет продвигаться в воспитании своего ребёнка, тем более он будет его слушаться. Вернее, даже: тем менее будет возникать моментов в отношениях ребёнок-родитель, когда один должен сказать, что нужно делать и как, а второй это должен будет исполнить. 4. Осуждать ТАКОЕ поведение ребёнка. Эта форма наказания за непослушание эффективна только, когда, опять же, заложены основы нравственности и когда отношения ребёнок-родитель имеют сильную любовно-чувственную основу. То есть, ребёнку, у которого нет понимания того, что он сделал плохо, и которому всё равно, что и как переживает родитель, осуждение со стороны родителя, извините, до одного места. Наказывать или не наказывать ребёнка физически?На мой взгляд, и теоретический и опытно-практический, если ребёнок не слушается, физическое наказание, как форма крайнего наказания, — когда другое уже ничего не действует, просто-таки необходимо. Только, оговариваю, сразу, что я понимаю под физическим наказанием: это не постоянное и не регулярное избиение ребёнка, а разовое болевое воздействие, соизмеримое с самим фактом применения к ребёнку. Шлепок, подзатыльник, удар, но в рамках разумного, а не животного бесконтрольного избиения. Важен сам факт такого физического наказания, а не чтобы «запомнил, как будет больно». Кроме того, в арсенале физического наказания ребёнка, есть ещё его телесные ограничения: угол, лишение прогулок, сладостей, других телесных удовольствий. Например, игр. Зачем, как, когда и почему необходимы физические наказания? 1. В возрасте, когда у ребёнка не сформировано сознание, он подчинён, в основном, животным инстинктам поведения. В том числе, и страху быть наказанным за плохое поведение. Ответьте мне, противники физического наказания детей: А как вы остановите истерику ребёнка по поводу «Я хочу, — дай!?». А я вам отвечу, что все ваши словесные увещевания и пассы, типа «погладить по головке», только ещё больше будут вводить ребёнка в состояние истерики. А лишь один шлепок и окрик: Замолчи! – заставит его остановиться и успокоиться. 2. В вопросе физического наказания детей, люди, как обычно в таких «скользких» проблемах, предпочитают быть ханжами. Ну, задумайтесь: и социум и государство готовы обречь человека на пожизненные физические страдания в тюрьмах, а то и убить и растерзать, за неповиновение социальным и государственным правилам и законам поведения. А теперь, представьте, сколько людей попало под физическое наказание — в КПЗ, лагеря, тюрьмы, ибо с детства не ведало, что такое физическое наказание? Не ведало на уровне «подкорки» и на уровне животного страха, потому что в детстве их «все любили и позволяли делать всё, что они захотят». Когда было, что ребёнок не слушается — это было нормой его бытия. Ребёнок должен знать, что за неповиновение родителю -если он не слушается, он может быть жёстко наказан, в том числе и физически. Это знание ему социально необходимо и это крайний регулятор отношений ребёнок-родитель: ребёнок должен знать, что в некоторых случаях неповиновения он будет наказан физически. Ибо только это может его остановить от многих поступков, которые опасны и социально, и лично ему, и его семье. Например, оба моих сына, по очереди, два раза чуть не спалили дом: любят они игры с огнём, как все дети. Притом, я не преувеличиваю: от пожара спасло то, что дети не остаются у нас без присмотра более, чем на несколько минут, в возрасте до 5-7 лет. Если бы я, жена, увеличили бы этот интервал хотя бы до получаса, то дом бы уже горел два раза, и неизвестно, что было бы с детьми, ибо поджигали они его изнутри. Думаю, что только моя угроза следующий раз быть побитыми ремнём, прекратила их дальнейшие попытки разводить огонь без разрешения папы. 3. Применять физическое наказание к ребёнку, когда ребёнок не слушается, можно лишь тогда, когда ребёнок знает, что это его вина: папа, мама наказывают его за его поведение и непослушание, а не потому, что им так захотелось. 4. Как только ребёнок повзрослел и, в целом, сформировался как личность, то есть, в 12-14 лет, применять физические наказания к ребёнку недопустимо. И не потому, что уже «поперёк лавки не помещается». А потому, что отношения ребёнок-родитель переходят на уровень межличностного общения, где «физические, телесные аргументы» не приемлемы. Если в этом возрасте ваш ребёнок вас не слушает, то терпите и пожинайте плоды своего его воспитания. Ибо, если бы вы его правильно воспитали и были сами воспитаны, то эксцессов, когда вы хотите одного от ребёнка, а он хочет совершенно противоположного, у вас бы не было. А как вы ведёте себя, когда ребёнок не слушается? Ваши вопросы, мнения, несогласия с автором, пожалуйста, в комментариях. Дополнительно можно почитать: Ребёнок капризничает, психует, закатывает истерики Стервозность – болезнь психики несчастных женщин в больном обществе Насилие в семье – виды, причины и как избежать Истерика, истеричность, истерия. Что делать при истерике? Социопатия. Психопат и социопат возле нас и в каждом из нас Психопат. Как определить психопата? Если психопат рядом Психопатия – личность с отсутствием эмпатии love-family-life.info Как правильно наказывать ребенка - советы психологаОчень важно знать как правильно наказывать ребенка, чтобы он вырос полноценным и психически здоровым человеком. По мнению психологов, наказание – это естественная часть воспитательного процесса. Но делать это правильно тоже нужно уметь. Под словом «наказание» совсем не имеется ввиду, что нужно бить ребенка, запугивать его, ставить в угол на гречку или игнорировать, якобы обижаясь. Благодаря такому воспитанию можно серьезно поломать психику малыша и занизить его самооценку. Не стоит впадать в еще одну крайность – позволять ребенку все. Проступки оставшиеся безнаказанными приведут к тому, что он не сможет разграничить собственное удовольствие с чужим дискомфортом или добро со злом. В этом случае ребенок будет чувствовать себя лишним и невостребованным. Причины непослушания.Очень часто испытывают рамки дозволенности те дети, родители которых ведут себя непоследовательно (например вчера они разрешили до вечера сидеть за ноутбуком, а сегодня вовсе запретили к нему подходить). Такой ребенок просто не понимает, что в конце концов ему можно, а что нет. Иногда кажется, что малыш как будто специально делает все назло. Но это не так. Ребенок не пытается обидеть родителей или причинить им боль, он просто не знает как по-другому привлечь к себе внимание. На подсознательном уровне им движет желание добиться хоть каких-нибудь, пусть даже негативных, эмоций со стороны отца или матери. Также ребенок может не слушаться из-за нервного перенапряжения, которое вызывают компьютерные игры и некоторые мультики. Возбудимость ребенка значительно повышается после нескольких часов наблюдения за монстрами и прочими негативными персонажами, впоследствии он просто не может спокойно уйти спать. Как правильно наказывать?Здесь важно реагировать адекватно, учитывая возраст ребенка, масштабы его проступка, а также тот факт, знал ли он, что этого делать нельзя. Например, пока малыш не осознает себя как личность (примерно до 2-2,5 года), он не запомнит, что плохое поведение ведет к наказанию. Если ребенок хватает за волосы, бьет или щипает, нужно просто остановить его и заинтересовать чем-то другим. До пяти лет дети копируют поведение окружающих людей. Поэтому, если малыш сделал что-то не так, прежде всего стоит проверить не поступает ли также, кто-то из родителей. Следует понять где именно он мог этому научится и объяснить ребенку к каким последствиям может привести его поступок. И самое главное, мама и папа должны сами стать хорошим примером для подражания. Правила безвредного наказания.Ребенка наказывают для того, чтобы помочь ему понять себя, сложившуюся ситуацию и не повторять свои ошибки в будущем. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
И наконец, главное помнить, что правила созданы не для управления чьей-то жизнью, а для ее облегчения. Поэтому их стоит время от времени корректировать. Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:lirunet.ru |