Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок не выговаривает букву "р". Если ребенок в 6 лет не выговаривает букву р


Как научить ребенка выговаривать букву "р"

Родители часто паникуют, потому что малыш не может полноценно произносить букву «р». Он картавит, поэтому мамы и папы, сразу пытаются принимать меры, чтобы исправить ситуацию. Очень мало деток, которые могут свободно начать разговаривать, не испытывая некоторых затруднений.

Первые признаки нарушения

Дети начинают разговаривать уже с года. Но это не совсем нормальная речь. Больше набор звуков и обрывки слов. Но, даже, при этом, можно заметить некоторые нарушения в разговоре крохи. Родителям не стоит раньше времени беспокоиться и принимать радикальные меры. Когда ребенку нет еще 5 лет, то это совсем нормальная ситуация. Если малыш не может высказывать свои мысли молчит, вот это прямой повод обратиться к врачу.

Когда ребенку исполняется 6 лет, но изменений не наступило, тогда родители могут помогать ему правильно произносить буквы и слова.

В большинстве случаев, маленькие дети не могут произносить букву «р» за счет физиологических недостатков. Например, неправильно сформированный кончик языка, но это крайне редкое явление. Причиной может быть неправильный прикус или слабое развитие ротовых мышц. Также, проблемой может быть и короткая уздечка маленького языка. Если родители обнаружили один из этих недостатков, следует обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, логопеду или стоматологу. Такие нарушения нужно в обязательном порядке исправлять.

Это если проблема, например, в неправильно сформированном кончике языка.

Другое дело, когда причиной, из-за чего ребенок не произносит букву «р», является неправильный прикус. В таком случае понадобится операбельное вмешательство. Процедура не сложная, но дорогая.

Необходимость в специальных курсах отпадает сама. Если не принять меры вовремя, дефект картавости останется навсегда, и будет беспокоить уже в зрелом возрасте.

Как проводить упражнения

Если родители заметили, что малышу уже 5 лет, а он не произносит полноценно букву «р» или заменяет ее другой согласной, тогда можно с ним самостоятельно потренироваться.

  1. Лучше всего, если ребенок будет видеть себя в зеркале, когда будет упражняться. Он будет наблюдать, как расположены язык и губы во время произношения буквы «р».
  2. Для начала следует выполнять подготавливающие упражнения. Таким образом будут укрепляться мышцы языка.
  3. Выполняя гимнастику малыш должен сидеть удобно, спина прямая.
  4. В зеркале он должен видеть не только себя, но и родителя, который вместе с ним будет произносить буквы.
  5. Чтобы получить положительный результат, придется набраться терпения. Каждый день на упражнения необходимо выделять минимум 15 минут.
  6. Перед тем, как начинать заниматься, родителям следует самим разучить упражнения.
  7. Прежде, чем начать гимнастику, ребенку необходимо рассказать, какие органы используются в процедуре. Где они расположены.
  8. Каждый раз ускорять выполнение упражнений. В первый раз медленно произносить буквы, потом быстрее. Постепенно увеличивая скорость произношения.
  9. Если у малыша не получается, не стоит сразу сердиться. Необходимо дать ему время, и тогда все будет хорошо.
  10. Чтобы привлечь внимание ребенка к таким упражнениям, можно придумывать различные и интересные истории. Кроме того, в гимнастике можно применять и любимые игрушки крохи.

Полезные занятия

  1. Ребенок смотрит в зеркало с открытом ртом. Надо показать ему, как правильно должен кончик языка соприкасаться с верхним небом. В таком положении следует держать язык 10 секунд, после чего можно расслабиться. Упражнение следует выполнять 5 раз.
  2. Кончик языка прикусить, оставив губы открытыми. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение повторять по 10 раз в день.
  3. Ударять кончиком языка по верхнему небу в области передних зубов. При этом каждый раз выговаривать букву «Д».
  4. Произносить звуки, которые издает лошадь, когда скачет или цокает копытами. Можно выполнять такое упражнение, играя с ребенком. Скорость произношения периодически необходимо менять. Сначала лошадь скачет быстрее, а потом медленно.
  5. Выполнять щелчки языком. Резкими движениями проводить кончиком языка по верхнему небу. Затем, возвращаться в спокойное состояние. Такие упражнения следует повторять 10 раз.
  6. Касаться кончиком языка верхних зубов, затем нижних. При этом, упражнение делать перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как происходит процесс. Губы открытые. Упражнение выполняют по 10 раз в день.

Такая простая гимнастика не займет много времени. Чтобы заинтересовать ребенка, лучше создать для него игровую обстановку, и произносить буквы чаще.

Можно почитать с ребенком скороговорки, где ударение падает на букву «р». Сначала пусть читает родитель, а потом вместе с малышом. Если он почувствует, что у него получается, тогда и самостоятельно будет произносить их, с большим удовольствием.

Другие методы

В любом случае, главное вовремя принять меры. То же самое касается и ситуации, когда ребенок полноценно не произносит букву «р». Как правило, точно проблему сможет определить только логопед. Если малыш не произносит букву «р», достаточно будет несколько занятий с квалифицированным специалистом, чтобы исправить ситуацию.

Если у малыша неправильное развитие, тогда на исправление этой проблемы уйдет не меньше, чем полгода. Например, если это дефекты, связанные со строением языковой уздечки. Тогда логопед расскажет, какие упражнения помогут растянуть ее.

Семейная обстановка может стать причиной задержки речевого развития. Там, где детей любят и заботятся о них, они разговаривают внятно и без дефектов. 

zhenomaniya.ru

Что делать, если ребенок не выговаривает букву - р

Если вы услышали, что ваш ребенок не может правильно произносить букву «р», точнее не может воспроизвести сам звук – не торопитесь переживать и пугать ребенка чрезмерными просьбами порычать, в надежде на то, что ситуация измениться. Очень не многие детки начинают разговаривать сразу внятно и понятно, не испытывая затруднений в произношении.

Для начала разберемся с тем, сколько вашему ребенку лет. Уже с первого года своей жизни детки начинают пытаться разговаривать, конечно, это сложно назвать речью, скорее это набор звуков или обрывки слов, но уже тогда родители могут различить некоторые нарушения речи. Не спешите прибегать к радикальным мерам. Если вашему малышу до 5 лет, то все незначительные фонетические трудности считаются абсолютно нормальными (обратите внимание что именно незначительные трудности остаются в рамках нормальности, если ребенок молчит или не может переносить свои мысли на слова, тогда нужна квалифицированная помощь доктора!). До этого возраста ребенок должен сам стараться справиться со сложными звуками, а вот если к началу 6 года никаких изменений не произошло, тогда стоит ребенка немного подтолкнуть в правильном направлении и помочь ему.

Основной причиной того, почему дети не произносят букву «Р» является физиологические недостатки. Например, неправильная форма кончика языка (очень редкое явление), слишком короткая уздечка маленького язычка, плохо развитые ротовые мышцы или неправильный прикус. Если вы нашли у малыша любой из этих недостатков обратитесь к стоматологу и логопеду, все это можно и обязательно нужно исправить. К сожалению, все проблемы (кроме неправильного положения зубов, то есть прикуса) решаются с помощью хирургического вмешательства, операции не сложные, но часто дорогостоящие. Обычно после операции дети практически сразу самостоятельно начинают выговаривать все звуки правильно (включая и сложный звук «р») и необходимость в каких-либо курсах по развитию правильной речи отпадает сама собой. Но следует помнить, что несвоевременное устранение таких физиологических особенностей может привести к картавости и другим дефектам речи в зрелом возрасте.

Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р»» (это больше похоже на хрип), то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой и в этом случает обязательно нужно обратиться к специалистам.

В случае если логопед не выявил никаких физиологических нарушений (это значит, что не требуются ни скобы, пластинки на зубы, не требуется подрезать ничего в ротовой полости, и не назначены никакие другие операции), а ребенок по-прежнему не выговаривает этот звук, следует прибегнуть к помощи простых, но эффективных упражнений.

Если вы хотите самостоятельно научить ребенка произносить звуки, то начните с себя. Старайтесь разговаривать четко и внятно, не глотайте окончания в словах и используйте больше проблемных для ребенка слов, например, трактор, корректор, пекарь, снегири и так далее. Детки очень хорошо запоминают «на слух», а ваше правильное произношение поможет им.

1. Перейдем к практическим упражнениям. Купите ребенку машинку (трактор, экскаватор) или детский трехколесный мотоцикл и играйтесь с ним, издавая характерные звуки заведенного мотора. Кроме этого в игру можно пустить лошадок (так же предварительно купленных или нарисованных, без примера предмета ребенку просто будет не интересно выполнять упражнения), вместе с малышом издавайте звуки цокающей по гладкой поверхности лошади.

2. Для ребенка можно установить правило «перед едой чистить зубки языком». Все очень просто, попросите малыша открыть ротик и кончиком языка «протереть» внутреннюю сторону каждого зубика. Внимательно следите за тем, чтобы малыш не двигал нижней челюстью, иначе эффекта от упражнения не будет.

3. Показывайте друг другу язычки. Это тоже своего рода упражнения, просто садитесь с малышом и соревнуйтесь в высовывании языка. Если вы пообещаете ребенку сладкий приз после игры, то стараться он будет в два раза лучше. После упражнения обязательно погорите с ребенком на тему того, что играть в «язычки» он может только дома, потому что дразнить людей, показывая им язык, не красиво.

4. Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять регулярно до тех пор, пока речь ребенка не нормализуется, но кроме этого, доктора советуют тренироваться и на других не менее сложных для ребенка звуках (даже если с ними у малыша проблем нет), например, длительные «д» или «з». В комплексе с другими звуками ребенку будет легче выговорить сложную букву «р», а после первых успехов в произношении нужно начинать фонетические тренировки с помощью песенок и стихов.

5. До начала тренировки ребенку нужно показать правильную артикуляцию: попросите малыша поставить кончик языка у бугорков за зубками, боковые края нужно прижать к зубам и создавать вибрации с помощью напора выдыхаемого ребенком воздуха. В таком положении нужно повторять рифмующиеся строчки:

Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора;

Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро;

Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары;

Ри-Ри-Ри, прилетели снегири;

Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор;

Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.

6. После того как малыш закончит выполнять это упражнение, перейдите к следующему (предварительно, конечно, дайте малышу попить водички и немного передохнуть).

7. Это занятие базируется на частой тренировке кончика язычка с помощью быстрого повторения одного и того же звука. Для такого урока лучше выбрать буквы «т», «ж» и «д». В течении нескольких минут малыш должен произносить одну и ту же букву (например, т,т,т,т,т), после этого пусть старается произносить скороговорки, которые содержать в себе тяжелые для произношения звуки, что-то вроде этой – Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.

Все упражнения должны давать результат уже после полугода тренировок. Конечно, кроме самострельного лечения, неплохо было бы обращаться иногда и к врачу, пусть лучше квалифицированный доктор следит за процессом выздоровления. Если проблемой заниматься, то она обязательно исчезнет и малыш перестанет испытывать трудности в произношении буквы «Р».

Я логопед. Спасибо за идеи, но хочется уточнить некоторые не совсем верные моменты:1) Прежде всего, название статьи не корректное. «Букву» выговаривать или не выговаривать нельзя, ее можно только видеть или писать. А произнести и услышать можно только звук. Так что речь идет о звуке «Р» (а заодно и «Рь»).2) Не нужно идти «к доктору», речь не идет о болезни и «процессе выздоровления». Обратитесь к логопеду! Да, логопед сидит и в поликлинике, тогда он доктор. Но чаще всего логопед — это педагог. Обратитесь за консультацией и, если нужно, организуйте для своего ребенка занятия с помощью логопеда или займитесь сами.3) Вариантами неверного произнесения звуков могут быть не только искажения (например, гортанное «Р». как написано в статье), но и замены (вместо «Р» ребенок говорит «Л» или «Й») или пропуски звуков (вместо «дырка» говоря «дыка»).4) Автор статьи пишет «Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р», то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой» — может быть, но чаще всего это не связано.5) Причины неверного произнесения звуков разнообразны: это не только физиологические особенности строения языка, зубов, но и другие. Причем, на самом деле очень редко, когда реально понадобятся хирургические вмешательства, например, подрезание уздечки языка, так как все логопеды знают: при помощи специальных упражнений подъязычная уздечка растягивается!6) Если Вы показали своему ребенку перед зеркалом, как Вы произносите какой-либо звук, а у ребенка по подражанию не получилось его повторить, то использовать трудные слова или скороговорки нельзя — так Вы только закрепите неправильное произнесение!7) До начала тренировки, действительно, ребенку нужно показать правильную артикуляцию. Однако, в таком положении ни в коем случае не нужно повторять рифмующиеся строчки. Потому что основной логопедический принцип таков: подготовительный этап (привитие интереса ребенка к занятиям, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, иногда логопедический массаж), потом артикуляционные упражнения, потом вызывание изолированного звука, например, «Ррррр», потом тренировка «Порычи, как тигр, как трактор», потом длительная тренировка звука в слогах Ар, Ор, Ур, Ыр, Эр, Ра, Ро, РУ, Ры, Рэ, потом в простых словах типа «Пар», «Рак» и в слогах со стечением: «Кра», «Тра» и т.д. Только потом в предлагаемых автором статьи словосочетаниях. Тренировать можно только уже верно произносимый звук! И потом еще ведется работа по дифференциации звуков «Р» и «Л», так как ребенок начинает их путать. И только потом от ребенка можно требовать, чтобы он произносил данный звук в собственной речи, например, когда говорит «пРивет».8) Если Вы решили заниматься сами, то сначала начинайте делать с ребенком артикуляционную гимнастику: упражнения для губ, щек, языка. Хорошо использовать для этого книжки с картинками типа «Тру-ля-ля для язычка». Полезно также делать с ребенком пальчиковую гимнастику, так как развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием артикуляционной.9) Среди этих упражнений выделяются упражнения для разных групп сложных звуков: для «Р» и «Рь», для «Л» и «Ль», для свистящих «С», «Сь», «З», Зь» и «Ц» и для шипящих «Ш», «Щ», «Ж» и «Ч». Выберете те, которые нужны вашему ребенку. Заниматься постановкой всех звуков одновременно неправильно.10) Для постановки звуков «Р» и «Рь» подходят упражнения «поцокай, как лошадка», «Красим языком нёбо», «Чистим зубки языком» — только не каждый зубик, а верхние зубки с внутренней стороны — все те упражнения, которые способствуют поднятию языка вверх и приклеиванию его к небу за верхними зубками.11) Упражнение по частому произнесению «д-д-д-д», «з-з-з-з» или «ж-ж-ж-ж» хорошее, но никакой даже взрослый не согласится произносить это несколько минут.12) Можно попробовать «завести мотор» — помочь ребенку почувствовать вибрацию кончика языка: попросите его произносить «д-д-д-д», при этом рот ребенка должен быть чуть приоткрыт, губы в улыбке, язык широкий. Под язык поместите чистый указательный палец ребенка или палочку с шариком на конце (у логопедов есть такой специальный шариковый зонд) и двигайте из стороны в сторону. Иногда у ребенка может получаться звук «Др». И это то, что нужно. Дальше закрепление «Др-р-р», которое постепенно перейдет в «Р». А потом по схеме: звук — слоги — слова — фразы — тексты — собственная речь.И напоследок: у обычного ребенка 4 — 6 лет этап постановки звука «Р» на занятиях у хорошего логопеда занимает около 3 недель (при выполнении рекомендаций родителями дома), а дальше этап автоматизации, то есть введение звука в слоги, слова, фразы и т.д.Занимайтесь, пробуйте. Удачи всем мамам и папам!

Благодарим вас за профессиональную оценку и полезные советы. Рекомендации настоящих специалистов очень ценны, как для нас, так и для посетителей нашего сайта.

Попробуйте 2 слова мне по могло до 7 класса не мог.ТЫ НЕ ФЫКОЛЬПНЕШЬ Я ФЫКОЛЬПНУ

Причём тут фыкольнешь? Тут реч идёт о произношении, о правильном произношении звука «Р»

Я считаю, что если в течении месяца логопед пе смог поставить вашему ребенку легкие звуки ш, например. То Р ставить нужно уже у друголо логопера.

Материалы: http://bebiklad.ru/14-shkola/rebenok-ne-vyigovarivaet-bukvu-r

razvitielife.ru

ИСПРАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОН ПЛОХО ПРОИЗНОСИТ БУКВУ Р

Так, например, буква «з» может обозначать звук в слове “замок”, мягкий звук в слове “зима”, звук в слове “мороз”, мягкий звук в слове “гвоздь”. В возрасте 3 лет, начните индивидуальные занятия с логопедом. 2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки.

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Начать можно с любого из нарушенных звуков.

Здравствуйте! Ребенку 6 лет, скоро в школу. Сменили трех логопедов, не получаются занятия. Отрабатывайте поставленные звуки самостоятельно при чтении стихотворений (вы читаете строку, ребенок за вами повторяет). В возрасте 2.8-3 лет покажите сына логопеду. На данный момен он разговаривает плохо не внято, досехпор не выговаривает букву р. помогите пожалуйста, что нужно делать в этой ситуации? Девочке через 2 месяца будет 4 года. Не выговаривает р, л. И у нее как мне сказали боковое произношение ш,ж. Целесообразно ли сейчас заниматься с логопедом?

Ребенок с ним не справляется. Предлагайте ребенку задания по возрасту. Она не навредит ребенку. Памагите мне пожалуйста,мне 12 лет я не выговариваю букву Л,я этого очень стыжусь.

Дефекты произношения у детей. Что делать, если ребенок не выговаривает букву «Р»?

Довольно часто это — результат привычки, закрепившейся с детства. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны — хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы. Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ( и ) и т.д.

Как исправить произношение во взрослом возрасте.

1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности.

Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса». После переезда в Россию пошел в обычный садик и посещал логопеда.

Как правильно учить ребенка буквам

У нас есть в районе школа и садик для аутистов. Понимаю,что все кверх ногами с этими переездами. Здравствуйте, Алиса! Да, можно. Для этого надо пройти курс занятий с логопедом (в поликлинике, в логопункте или в школе). Что- то у него не получается, он замыкается и плачет потихоньку, хотя начинает занятия с энтузиазмом и охотой. Находитесь на занятии вместе с ребенком, держите его за руку, хвалите за старания.

Все посторонние люди просто лопаются отсмеха, когда он берет за руку из и рассказывает что-то ну очень интересное и неотложное, но его не понимаю даже я. Звучит это примерно так \» гунь-гунь-гунь\».

Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

А когда я пытаюсь с ним говорить широко открывая рот — бьет меня по губам. Доктор говорила, что до 3-х лет переживать не стоит, мол когда в садик пойдет — заговорит.. Плохая речь может быть связанна с двуязычием. Здравствуйте,скажите пожалуйста моей дочке 4 года плохо говорит,в чем может быть причина,нам сказали обратиться к психиатру,логопеду и нервопотологу. 3.6. и не говорит хорошо. Но, лучше выбрать приоритетный язык, тот на котором ребенок будет обучаться в саду и школе, и говорить на нем. Рассматривайте картинки-предметы, картинки-действия.

Были у логопеда она сказала развитие по возрасту, но есть дефект речи (склонность к патологии), сказала заниматься сказкой про веселого язычка. Что вы нам можете посоветовать, это может перейти в патологию, или все же это возрастное? Здравствуйте, Анара! Подождите до сентября, если малыш не заговорит, начните индивидуальные занятия с логопедом 1 раз в неделю. Здравствуйте!Девочка посещала логопедическую группу, с хорошей речью ушла в школу. После года посещения школы вновь появился дефект речи и при разговоре стала сжимать челюсти.

Читайте также:

Здравствуйте, моему сыну 4 года, он поздно начал разговаривать(в 2 года начал разговаривать,не выговаривает буквы). Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма. 4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно. Беседуйте с ребенком, объясняйте, что не все сразу получается, надо стараться (Раньше не умел говорить звук «Л», теперь научился.

Другие посетители сайта сейчас читают:

zdravbaza.ru