Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок-молчун: психологические причины. Ребенок молчун в 6 лет


Ребенок-молчун - Статьи - Дети 3-7 лет

Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь. Они развиты не хуже, чем их сверстники. Они играют в те же игры, с той же легкостью собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем случае, они используют отдельные слова. В худшем - молчит или объясняется только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в порядке?

Читайте также

Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?

Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличимы по своему развитию.

Если у Вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и побольше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.

Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Так же следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, Вы просто торопите события.

До трех-трех с половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.

В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь. Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.

Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.

Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников. Самый тяжелый случай, это задержка речевого развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные методики которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции, формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и обычные дети.

Помните: Ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями , но он догонит своих сверстников. А Вы ему в этом поможете.

deti.mail.ru

Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

сборка советов из разных источников. Хочу применять их сама по очереди, так как мы не разговариваем ещё и может кому тоже пригодится.

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной.

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу. http://www.colady.ru/lyubimye-detskie-knizhki-i-skazki-v-3-goda.html
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

http://www.colady.ru/wp-content/uploads/2016/04/rebenok_2-3_goda_ne_govorit.jpg

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки. *************************************************

Ежедневно делайте с ребёнком миогимнастику. Это «поцелуйчики» — вытягивание губок, с последующим чмоканьем; надувание щёчек и медленный выдох через сжатые губки кулачками; цоканье язычком; произнесение повторяющихся согласных «д-д-д», «в-в-в», «т-т-т» и др. Ежедневно выполняйте пальчиковую http://otvetymamam.ru/post/dinamicheskaya-gimnastika-dlya-grudnichkov-i-ee-polza-127.html.

При занятиях творчеством, используйте натуральные природные материалы: камешки, шишки, листики деревьев, крупы. Тактильные ощущения напрямую влияют на развитие речи.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его на какую-то определенную тему, а реально интересоваться его проблемами, впечатлениями от посещения того или иного места, мнением по поводу того или иного предмета, явления. Обязательно подключите в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает ему о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

  • Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.
  • «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
  • «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» — непременно делайте паузу — дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро пожаловать!»

www.baby.ru

Неговорящие дети: как научить "молчуна" говорить?

В последнее время тема «молчащих» детей становится все более актуальной. Когда я лично столкнулась с этой проблемой, я обратила внимание на то, что буквально у каждого моего собеседника обязательно находится рассказ, а то и не один, про знакомых или родственников, у которых есть неговорящий ребенок.

Чаще всего, такие рассказы заканчиваются «хэппи эндом»: «молчал до трех, пяти, шести лет и чудесным образом заговорил», «не обращай внимания, мальчики все поздно начинают разговаривать», «ему просто не надо, вот он и молчит». И начинает казаться, что это и не проблема вовсе, делать с ней ничего не нужно, а нужно просто ждать.

Это в корне не верно, действовать надо начинать уже тогда, когда вы заметили первые признаки речевого отставания. Речевая задержка может понести за собой ряд неприятных моментов: это и проблемы с коллективом, и задержки в психоэмоциональном развитии, и другие неприятные осложнения. Да и сами представьте, что будет, если вы попадете в коллектив, в котором вас никто не понимает?

Почему мой ребенок не говорит?

Давайте для начала разберемся, какие бывают причины речевой задержки.

Причина 1: Проблемы со слухом

Многие из вас помнят стандартную проверку слуха в наших детских поликлиниках. Врач шепотом говорит что-нибудь ребенку, ребенок отреагировал правильно – молодец, неправильно – начинают разбираться дальше. Так вот, этот подход недостаточно информативен. При речевом отставании рекомендовано проводить компьютерную диагностику, которая позволяет отследить состояние слухового анализатора на всем его протяжении, то есть, до самой слуховой коры головного мозга. Подробно останавливаться на слуховых проблемах я не буду, но поверьте, их достаточно много.

Причина 2: Проблемы с воспроизведением речи

Часто речевые проблемы связаны с нарушениями самого речевого аппарата: это врожденные и приобретенные дефекты речевых органов, слабая подвижность языка или губ, и даже неправильный прикус.

Причина 3: Невостребованность речи

Обратите внимание на то, как часто вашему ребенку необходима речь. Если малыш растет в гиперзаботливой среде, в которой он получает все, что нужно по первому жесту или взгляду, речь ему попросту не нужна.

Причина 4: Генетические заболевания и поражения головного мозга

Сюда также относятся и любые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве, и травмы, и даже осложнения в родах.

Вам будет интересно: Детское питание: 5 вкусных и полезных блюд

Что делать, если ребенок не говорит?

После того, как вы прошли все необходимые исследования и выяснили точную причину отсутствия речи у вашего малыша, пора переходить к активным действиям. В любом медицинском центре вам конечно назначат занятия с «речевыми» специалистами: логопедами, психологами, дефектологами и т.д. Также могут предложить и другие процедуры, направленные на стимуляцию определенных клеток мозга, отвечающих за речь. Об эффективности этих процедур мы поговорим в другой раз, а сегодня хотелось бы рассказать, как можно помочь своему ребенку в домашних условиях.

Как заниматься с неговорящим ребенком в домашних условиях?

Любой квалифицированный специалист скажет вам, что без домашних занятий хорошего и быстрого прогресса добиться очень сложно. Ведь педагоги и врачи работают с вашим ребенком всего несколько часов в неделю, и они не знают всех особенностей его характера.

Вот несколько способов помочь малышу научиться разговаривать:

Массаж шейной зоны:

Массаж нужно делать легкими движениями, без сильного нажима: проведите руками от основания шеи вниз по позвоночнику до самой поясницы. Затем от основания шеи по плечам и вниз до кистей рук. И опять от основания шеи, по плечам, но спускаемся уже по грудине до живота. Каждое упражнение нужно делать 6-8 раз два раза в день.

Артикуляционные упражнения:

В интернете вы найдете массу упражнений для артикуляции, я опишу только самые основные:

  • Широко открываем рот – закрываем рот
  • Вытягиваем вперед сомкнутые губы с напряжением
  • Язык далеко высовываем изо рта и заводим его максимально вправо-влево
  • Надуваем и сдуваем щеки
  • Улыбаемся, широко растягивая рот, с сомкнутыми зубами
  • Открываем рот и кончиком языка проходим по нижним и верхним зубам с внутренней стороны

Вам будет интересно: Промываем нос правильно: как, чем и зачем?

Речевые упражнения:

Пусть ваш ребенок повторяет за вами простые гласные: А, У, О, И. Когда с этим упражнением не будет проблем, переходите к более сложным. Таким образом учим по порядку:

  • Гласные
  • Согласные
  • Простые слоги: ма, па, ба, му и т.д.
  • Слова из двух одинаковых слогов: ма-ма, ба-ба, па-па
  • Слова из двух разных слогов: во-да, е-да, от-дай
  • Слова из трех слогов

Основные правила занятий:

  • Не ругайте ребенка, если у него не получается
  • Хвалите ребенка, даже если получилось не очень хорошо
  • Превратите занятия в игру, а не в школьный урок
  • Ведите дневник, чтобы отслеживать динамику развития речи
  • Если ребенок смог попросить что-нибудь с помощью речи, в дальнейшем он должен получать это что-нибудь только после речевой просьбы

И помните, пусть занятия не дадут эффекта сразу, но терпение и труд со временем принесут успех.

Неговорящие дети: что делать с ребенком-молчуном?, 4.6 out of 5 based on 9 ratings

medic.ua

Ребенок-молчун: психологические причины

Молчание – золото. Так нас учили в детстве. Однако для некоторых молчание становится наказанием. Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок что-то хочет сказать, но не может? Или же Вы видите, как Ваш малыш дома тараторит без умолку, а стоит только ему попасть в окружение других людей, как он становится молчуном? Или, скажем, дома Ваше чадо рассказывает стих на 5 с плюсом, а в школе ни слова не произносит? Сегодня говорим о том, почему детки могут быть молчунами.

Причина №1 – Страх совершить ошибку

Присмотритесь к своему малышу внимательнее, есть ли у него следующие проявления:

  • Хочет только выигрывать и очень расстраивается, если проиграл
  • Ревнует к братику или сестричке
  • Всегда старается быть первым
  • Болезненно переносит критику

Если у ребенка наблюдаются перечисленные выше характеристики, тогда, скорее всего, в основе его «молчунства» лежит детский страх совершить ошибку. Детки, которые очень болезненно воспринимают свои неудачи, могут выбирать такую стратегию: «Не буду говорить - не ошибусь».

Причина №2 – Страх осуждения

Теперь оцените своего малыша по следующим характеристикам:

  • Он очень хочет быть хорошим
  • Ему сложно высказывать свое собственное мнение
  • Он не любит выделяться
  • Ему важно, «что скажут люди»

Если это про вашего малыша, тогда, скорее всего, в основе его молчаливости лежит страх осуждения. Стратегия в таком случае следующая: «Буду молчать – не будут осуждать».

Причина №3 – Страх опозориться

Снова присмотритесь к Вашему малышу. Насколько ему свойственно следующее:

  • Очень переживает, когда над ним подшучивают
  • Зажат, склонен к постоянному самоконтролю
  • Ему тяжело дурачиться
  • Очень не любит неожиданностей, переживает, если что-то идет «не так».

Если это про Вашего малыша, тогда, возможно, он старается лишний раз не говорить, так как боится позора. В таком случае стратегия будет такая: «Не буду высказываться - не смогу опозориться».

Читай также: ТОП-5 причин детского одиночества

www.uaua.info

Ребенок молчун. - Мамин клуб

мнения родителей Все возрасты

Мама, папа , баба – деда – заветные слова которые хотят услышать родители от своего ребенка, но случается так что кроме этих слов ребенок ни чего не говорит, или говорит не понятными для Вас словами – что тогда делать? Как быть? В чем может крыться причина – молчанья ребенка когда стоит беспокоиться, а когда просто стоит подождать, набраться терпения и ждать заветных слов.

Михаил Антонов 23.06.20173991

Мама, папа , баба деда заветные слова которые хотят услышать родители от своего ребенка, но случается так что кроме этих слов ребенок ни чего не говорит, или говорит не понятными для Вас словами что тогда делать? Как быть? В чем может крыться причина молчанья ребенка когда стоит беспокоиться, а когда просто стоит подождать, набраться терпения и ждать заветных слов.

Причины по которым ребенок может молчать. Первая причина когда у ребенка нет общения нет друзей, родители с ним мало разговаривают, заменяют живое общение на телевизор, или компьютер, планшет, а второй вариант может быть наоборот родители очень много уделяют времени ребенку, разговаривают с ним, понимают по жестам ребенка, сразу дают ту вещь которую требует ребенок и у ребенка попросту пропадает желание, и надобность говорить. За него все делают родители.

Еще одной из причин по которым ребенок может молчать = это прорезывания зубов, произошла какая то ситуация в жизни, к примеру его отдали в садик, или пришла новая няня, в такой ситуации ребенку нужно адаптироваться подождать и тогда разговор начнется.

Задержку речевого развития по другим причинам связанным с какими либо отклонениями вправе поставить только врач.

Когда стоит обратиться за помочью к врачу?

Ребенок в период от года до полутора лет не произносит ни каких слов кроме лепета.

Не выполняет ваших поручений, к примеру это может быть просьба подать мяч, машинку, все что угодно а ребенок не понимает.

Ребенок в возрасте от полутора до двух лет резко перестал говорить те слова которые раньше говорил, в словарном запасе в этот период у ребенка должно быть примерно около пятидесяти слов в запасе, звуки животных, тоже считаются за слова, одно слово может произносится ребенком одинаково, по просьбе родителей так же как ребенок годовалого возрасте не выполняет просьбы, добивается все жестами, криком, плачем, а не словарным выражением.

После двух летнего возраста не говорит новые слова. Не строит предложения из 2 и нескольких слов, не может повторить коротких стих.

Вот в этих случаях необходимо обратится к врачу, за консультацией, по необходимости и назначению специалиста сдать всевозможные анализы, если в этом есть необходимость.

Не стоит махать рукой и пускать такое на самотек, все просто так не проходит есть исключения когда дети молчат и до 3,4,5 лет а потом начинают разговаривать хорошо, но это не всегда так.

Лучше проверить ребенка, успокоить себя, если есть причину выявить, если причины не оказалось успокоиться и ждать, играть с ребенком, как можно больше разговаривать, читать гулять и просто общаться.

Михаил Антонов 23.06.20173991

maminclub.kz

Почему ребенок не говорит? Ребенок молчун.

Ребенок молчун

Почему ребенок  не говорит? Ребенок молчун.

Овладение осмысленными звуками у ребёнка, как правило, начинается с полугода. К году у малыша уже есть определённый словарный запас, который в период с года до трёх лет стремительно пополняется. К четырём годам ребёнок уже может описать события, рассказать, что видел в течение дня, с кем встречался, что кушал.

А если к этому времени ребенок лишь изъясняется с помощью жестов, в то время как его сверстники уже строят предложения, на это стоит обратить внимание. Обычно, родители в такой ситуации не понимают, как правильно поступить: обращаться к врачу или еще подождать? Тем более, что их переживания совсем не беспочвенны – ведь, если малыш не научился разговаривать за первые годы жизни, то дальше ему будет гораздо труднее.

Теперь разберемся подробнее, почему наш ребенок молчун, почему ребенок — малыш не говорит, а другие ровесники лепечут — не остановишь!

Основными причинами отсутствия речи у малыша являются:

Поражение или отсутствие слуха. Если малыш плохо слышит, то, следовательно, и плохо воспринимает звуки и речь окружающих. А это приводит к определенным нарушениям в произношении слов, и, как следствие, к тяжелому и позднему овладению собственной речью.

Наследственность. В случае, если отец, или мать, или оба начали разговаривать относительно поздно, малыш может также заговорить позже своих ровесников. Но, в возрасте трёх лет ребёнок обязательно должен разговаривать и изъясняться простыми предложениями.

Ослабленный детский организм в результате тяжелых или хронических заболеваний либо недоношенности вполне может стать причиной задержки созревания центральной нервной системы малыша, а, следовательно, и речи.

Перенесенная гипоксия, вследствие обвития пуповиной, родовая травма, внутриутробное отравление либо инфицирование лекарственными препаратами.

Общая задержка развития вполне может быть причиной задержки речи.

Обычно и ходить, и разговаривать раньше начинают девочки, чем мальчики. Бывают случаи, когда малыши, которые долго молчали, буквально за 1,5-2 месяца навёрстывают и заполняют этот пробел в развитии, начав разговаривать сразу осмысленными предложениями.

Если проблема с речью действительно явная, то первое, что необходимо сделать – установить настоящую причину молчания или плохого произношения у ребенка. Для этого необходимо пройти комплексное обследование. Протестировав малыша, логопед определит, соответствует ли нынешняя речь ребенка уровню его умственного развития. Для того, чтобы подтвердить диагноз малыш отправится к психоневрологу, который обязательно спросит о протекании беременности и родов мамочки. ЛОР-врач протестирует слух и артикуляционный аппарат малыша. Причиной нарушения речи вполне могут быть такие проблемы, как короткая подъязычная уздечка или проблемы со слухом, вот в кратце — почему ребенок не говорит, почему ребенок молчун.

Но и самим родителям необходимо действовать. Обследование у специалистов нужно провести, когда малышу исполнится два-три года. И обязательно общаться с крохой, разговаривать как можно больше. Задавать вопросы, терпеливо дожидаться ответов. Ни в коем случае не кричать на малыша, не ругать и не сравнивать с ровесниками. Помните, что ваша любовь и терпение помогут преодолеть любые преграды.

Чтобы окончательно успокоить родителей, нужно помнить, что граф Толстой, химик Менделеев и великий Энштейн — молчали практически до 5 лет и их считали умственно отсталыми!!! Их родители тоже очень переживали, почему ребенок не говорит, почему ребенок молчун — вот бы все наши молчуны стали такими знаменитыми талантами!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sosed-domosed.ru

Ребенок-молчун – Russian Parent | Журнал для родителей

Большинство малышей в полтора-два года уже способны изъясняться простыми фразами. К трем они уже активно общаются, связно пересказывают события дня.

Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь, развиты не хуже, чем их сверстники, играют в те же игры и с той же легкостью собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем случае, они используют отдельные слова. В худшем – молчат или объясняются только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в порядке?

Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличимы по своему развитию.

Если у вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и побольше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.

Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимания и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Также следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, вы просто торопите события.

До 3-3,5 лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.

В данном случае, основная задача родителей – постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь, начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.

Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.

Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.

Самый тяжелый случай – это задержка речевого развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные методики, которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции, формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и обычные дети.

Помните: ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями, но он догонит своих сверстников. И в этом поможете ему вы.

Агата Колобанова

Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.

russianparent.com