Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Эти-Дети . Возрастная психология, развитие и воспитание детей. Как раскрепостить ребенка 6 лет


Застенчивый ребенок: как побороть детскую стеснительность?

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Помнится мне, когда мои детки шли первый раз в сад, я сталкивалась с их нежеланием остаться среди чужих людей без мамы. Наверное, я не первая, да и не  последняя: каждый родитель в той или иной мере проходит эти горючие слёзы, когда малыш переступает порог детсадовской группы. И это абсолютно естественная адаптация детей к новым для них условиям, страшного в этом ничего нет, проходит.

Но бывают случаи, когда держаться за мамину юбку и прятаться за родительскую спину деткам приходится даже, когда все рядом и никто никуда не собирается уходить. «Глазки в пол, палец во рту и настойчиво молчалив» — знакомая картина? Некоторых она умиляет: «Какой стеснительный!», многих родителей, как правило, подбешивает: «Давай, расскажи стишок, чего молчишь-то, язык проглотил?»

Почему так происходит и чего боятся наши дети, ища в такие минуты защиты у близких людей? И вообще, как быть, если в семье растёт застенчивый ребёнок?

Хорошо ли быть робким трусишкой?

Вот уж действительно, почему так происходит: один буквально «по щелчку» громко читает стихи на табурете для огромной взрослой аудитории, наслаждаясь бурными аплодисментами, а из другого при встрече так трудно вытянуть обычное «Привет!»? Почему один среди сверстников – душа компании и организатор активных развлечений, а другой молчаливо и в одиночестве в уголке собирает конструктор или рисует карандашами?

Научные факты! Психологи говорят, что в возрасте до 7 лет застенчивых стесняшек около 40-42%!

Хорошо это или плохо быть застенчивым? Если вернуться в давние советские времена с давно забытым пионерско-комсомольско-партийным воспитанием, застенчивость была одним из «стандартов коммунистической породы», такой человек являлся образцом для подражания, и все отклонения от нормы активно выносились на суд партийных присяжных.

Сейчас психологи твердят, что излишняя застенчивость мешает полноценному развитию ребёнка как личности. Почему?

  • Застенчивые детки в обществе малознакомых им людей в условиях вдруг возникшего страха и неуверенности готовы провалиться под землю, лишь бы их не трогали и к ним не обращались.
  • Проблемы начинаются с возраста песочницы, когда малыш боится подойти к другим детям, чтобы поучаствовать в игре или попросить игрушку. Напряженное состояние при чрезмерном внимании к своей персоне они испытывают в детском саду, когда приходиться участвовать в утренниках и на публике читать, петь, танцевать. Свою застенчивость они приносят в школу, становясь обычно невидимками и изгоями: они по списку вроде есть, а по жизни вроде их нет.
  • Остро замечая свои недостатки, они умело лепят себе ненужные, часто мнимые, комплексы, пряча под слоем неуверенности имеющиеся достоинства, считая себя хуже своих сверстников.

И это отнюдь не значит, что такие дети не хотят общаться, и одиночество – это их любимое состояние. Наоборот, в своей детской душе у них спрятано огромное желание к общению, только вот его-то они боятся как огня: а вдруг что-то не так, и со мной не будут дружить?

По своей природе застенчивые дети очень доброжелательны, но вот подтолкнуть их к контакту тяжело, поэтому и слывут они среди одноклассников или высокомерными ботаниками, или трусливыми тихонями.

Особенностью застенчивости является то, что это не кратковременное состояние, как например, стеснение или смущение в результате повышенного внимания или похвалы. Это черта постоянная, с которой даже взрослые способны до пунцовой окраски засмущаться просто наедине сами с собой. Не стоит оставлять такую спутницу в жизни.

Как говорят психологи, хоть это не заболевание, но всё-таки дискомфортное состояние психики, с которым можно и нужно бороться, причём, чем родители это сделают раньше, тем будет для ребёнка лучше, ведь застенчивость способна перерасти в глубокую замкнутость.

Откуда берутся робкие зайчики и пугливые мышки?

Прежде чем выдать какие-то советы, как ребёнку преодолеть свою стеснительность, предлагаю поискать ту капусту, в которой находят скромняшек.

Есть одно устоявшееся мнение: застенчивыми не рождаются, ими становятся! Наверное, доля истины здесь есть. Причины появления застенчивости никак не связаны ни с умственными, ни с интеллектуальными детскими способностями. Что же делают не так родители, что ребёнок становится робким?

Чрезмерный семейный контроль

Это эффективный способ вырастить робкого тихоню. «Не трогай!», «Не бери!», «Нельзя!» — пригодный инструмент, чтобы лишить малыша самостоятельности и активности и добавить в его характер неуверенности.

Стресс

Иногда он является причиной того, что ребёнок замыкается и перестаёт общаться. Характерным примером может служить смена школы: неизвестный, уже за годы учёбы вместе слаженный коллектив, где новый ученик пока лишний, новые учителя. Не все дети готовы справиться с такой ситуацией.

Излишки воспитания

Да, интеллигентная семья с многолетними семейными устоями тоже может быть недостатком. Разве стоит удивляться тому, что малыш будет чистой воды «ботаником», при первой встрече опускающим глаза и неуверенно бормочущим себе что-то под нос вместо внятных и чётких ответов, когда ребёнком занимается больше бабушка, воспитанная на тех самых советских принципах.

Такой бабушкин любимец будет настороженно относиться ко всему, что предлагает детям современный мир, да к самому этому миру в лице его жителей он будет подходить с опаской.

Наследственность

Оставила эту причину на десерт, потому что причинно-следственную связь между ней и появлением застенчивости многие психологи подвергают критике. Конечно, если родители изначально скромны и стеснительны, то ожидать от ребёнка другого поведения вряд ли можно.

Только вот всё-таки наследственный ли это фактор, а не принятые в семье правила поведения? Но даже если и крепки папо-мамины гены, социальный фактор и правильный поход к воспитанию могут свернуть не только эти горы.

Как раскрепостить скромняжку?

«Ну да, робкий, застенчивый и скромный, вот такой, ну что делать?» — скажут родители. Преодолевать комплексы и учить общаться! Вот некоторые рекомендации родителям, которые выдают психологи в «скромных ситуациях».

  • Похвала и надёжное родительское плечо – эффективное лекарство. Ищите у ребёнка достоинства и учите его ими гордиться. Вместе разбирайте ошибки и обсуждайте за чашкой чая проблемы.
  • Не нужно весить ярлык. Зачем прививать окружающим навязчивое мнение, что у вас застенчивый ребёнок, если изначально он таковым не является? Иначе вы задаёте своему чаду программу поведения, с которой потом будет затруднительно спрыгнуть.
  • Что может быть лучше собственного примера? Расскажите случаи из жизни, когда вы были не уверены в себе — стеснялись выступать перед большой аудиторией или не могли найти слов, чтобы познакомиться, — но сделали шаг и победили. Не было такого? Тогда предлагаю немного слукавить, пусть ваш ребёнок не будет одинок со своей проблемой.
  • Инициируйте игру на общение, разыграйте сценку знакомства с любимыми игрушками, потом друг с другом, а после перенесите ваш выученный урок на улицу.
  • Играйте с застенчивым ребёнком в игру «Кто кого пересмотрит». Пристально глядеть в чужие глаза, не отводя своего взгляда, тоже надо уметь. Почему бы не начать с родных и совсем не страшных родительских глаз? А потом в ход пойдут и соревнования с соседской девчонкой и с совсем незнакомыми сверстниками.
  • Не препятствуйте и не возмущайтесь тому, что ваш застенчивый ребёнок вдруг дал сдачи, поставив завидный синяк местному грубияну. Это первый серьёзный шаг скромняги в преодолении своей неуверенности. Значит – не всё потеряно! Давать ответ для некоторых особо навязчивых иногда очень даже полезно.
  • Родители могут прибегнуть к маленькой хитрости: устройте маленький праздник в школе, найдите любой повод и вместе с ребёнком угостите его одноклассников какими-нибудь вкусняшками. Это немного приблизит к нему его сверстников (по крайней мере, уж жадиной он точно в классе прозван не будет!), а у самого ребёнка поднимет шкалу уверенности чуть выше обычного. Только зачем это всё задумано, застенчивому малышу знать совсем не обязательно, пусть цель такого поступка будет для него тайной.

Ну и давайте еще послушаем мнение детского психолога. Смотрим видео!

Вот так скромно про детскую застенчивость. А у вас дома живут робкие зайчата и трусливые мышки? Расскажите, как вы им помогаете. Давайте будем застенчивы, но только первые пять минут!

Всегда ваша, Евгения Климкович

shkolala.ru

Как раскрепостить ребенка — У меня очень стеснительнный ребёнок, незнаю как его раскрепостить? — 22 ответа



В разделе Семья, Дом, Дети на вопрос У меня очень стеснительнный ребёнок, незнаю как его раскрепостить? заданный автором электростатика лучший ответ это Рекомендации родителям застенчивых детейПожалуй, славянским родителям стоит обратиться к опыту еврейских родителей. Детей в Израиле рассматривают как символ жизни и важнейший потенциал нации. Для евреев дети - бесценный дар, а потому и отношение к ним трепетное и бережное.Очевидно, поэтому процент израильтян, назвавших себя застенчивыми (35%), - самый низкий показатель среди 8 стран, обследованных американскими психологами в рамках кросскультурных исследований.В сознании израильтян застенчивость связывается со слабостью, неспособностью справиться с жизненными трудностями, и поэтому родители прилагают все усилия, чтобы оградить детей от тревожности и чувства собственной неполноценности.Родители занимают в жизни ребенка основное место. Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?Мы уже говорили о последствиях, которые наступают вслед за неправильным воспитанием. Поэтому первое, над чем следует задуматься, - это изменение стиля семейного воспитания.Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей написала немало книг, в которых говорит о том, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни. Луиза Хей рекомендует: "Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить".Если мы обратимся к пословицам разных стран и народов, классикам-философам, то всюду найдем мудрые мысли типа: "Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать" (японская пословица), "От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения" (М. Монтень).Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.Основные задачи родителей:- Развить у детей позитивное самовосприятие.- Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.Все это в комплексе даст возможность состояться продуктивному общению с людьми.Позитивное самовосприятиеНе допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья". Естественно, прежде всего сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует, как себя полюбить:- не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек - индивидуальность;- перестать себя оценивать;- принимать себя как данность.Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция - это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы.У хороших родителей должны быть в наличии:- Эмпатия - способность к пониманию ребенка и сопереживанию.Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие.Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя.- Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития.[ссылка появится после проверки модератором]

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: У меня очень стеснительнный ребёнок, незнаю как его раскрепостить?

Ответ от Европейский[гуру]в театральный кружок его

Ответ от Натаорха[гуру]в театральную или танцевальную студию запишите

Ответ от Елена[гуру]А у меня слишком раскрепощенный и самоуверенный, может не нужно ломать им характеры?

Ответ от Пособить[гуру]Почаще хвалите его и давайте возможность принимать самому решения.

Ответ от Людмила[гуру]Если он уже школьного возраста, то поймите, что ему интересно и отведите в соответствующий кружок. Общаясь на интересные ему темы (даже просто, находясь там) , он со временем раскрепостится....

Ответ от BestterGirl[активный]Своди к психологу!!!!

Ответ от Victor Kapoustian[гуру]Смотря по тому, сколько ему сейчас лет. Если всё ещё задаёт массу вопросов, есть святое правило - отвечать серьёзно, просто героически строго и по делу на все заданные вопросы. Если заводится и делает что-нибудь раз за разом (например, влезает на стул и прыгает), не мешайте - идёт отработка навыков. Не мешайте ему повторяться во всём, потому что стеснительность - следствие недостатка навыков!

Ответ от Novoe[гуру]Нет ничего проще, почаще бывайте в шумных многолюдных местах. Побольше стимулируйте его учавствоватьв связях с внешним миром - посылайте за хлебом, советуйтесь в выборе книги в магазине, программы для просмотра по телевизору. Приглашайте чаще гостей и учите на своем примере. Главное, чтоб он не думал, что вы думаете, что он стеснительный.Еще очень действует, на мальчиков, если запрещать - будут делать все наоборот.

Ответ от Пользователь удален[новичек]в танцевальную студию запишите и чтоб у него было много друзей

Ответ от Porta[новичек]Отдайте его в спортивную секцию, в какой-н. командный вид спорта, например, баскетбол или волейбол, как правило дети там становятся более общительны, да и для здоровья хорошо))))

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Раскрепощающие игры для преодоления детской застенчивости

глава из книги Шишовой Т. "Застенчивый невидимка"

Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, это его невероятная скованность. Он напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко. Многие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей.

Характер у таких детей совершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли помогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнести к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не ток-вандо. Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он «как девчонка» (благо и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься «девчоночьим делом». Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле. Займитесь сначала сами раскрепощением своего малыша. Как? - Начните с МИМИКИ и ЖЕСТОВ.

1 .«УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» (для детей 4-10 лет)

Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивиро-вать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.

2.«ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (для детей 5-10 лет)

Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие. Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае — психокоррекция, а не установление справедливости.

3.«ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» (для детей 4-10лет)

Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. Т.е. он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, «неподвижными» лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.

4.«ГДЕ МЫ БЫЛИ — МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ» (для детей 5-10 лет)

Задача этой распространенной детской игры — без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

5.«ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ»(для детей 5-10 лет)

Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например: - Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом. - Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше). - Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет. - Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами). - Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю).

6.«РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ» (вариант игры, предложенной М.И. Чистяковой) (для детей 4-10 лет)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии. Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры: Бабушка открывает внуку дверь. Бабушка: Ты где пропадал, озорник? Внук жестами показывает, что он играл в футбол. Бабушка: Ну и как настроение? Внук поднимает большой палец кверху -- дескать, отлично. Бабушка: А почему ты хромаешь? Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания. Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал? Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.

Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится.

7.«ЧЕРЕЗ СТЕКЛО» (игра, предложенная Н.Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет)

Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «пойдем купаться, вода сегодня теплая», « принеси стакан воды, я хочу пить» и т.п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.

8.«РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА» ( упражнение, предложенное В.Леви; годится для детей 7-10 лет)

Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как: - малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги, - глубокий старик, - пьяный, -лев, - горилла, - артист на сцене.

(Разумеется, вариантов может быть намного больше).

www.eti-deti.ru

10 упражнений для застенчивых малышей

Застенчивым малышам трудно находить общий язык с окружающими, но есть игры, которые помогают им воочию убедиться, что у них это отлично получается! Кстати, наши десять упражнений будут крайне полезны для всех детей и взрослых для усовершенствования коммуникативных навыков.

Послушные изи застенчивые?

Застенчивые и замкнутые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый ребёнок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, потому что у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивые дети в коллективе стараются быть незаметными, они послушны и прилежно выполняют просьбы знакомого взрослого. Они бывают часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне такой ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.

Повод задуматься

Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость, очевидно, начинает мешать им и самому ребёнку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху.

Страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребёнка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

градус кипения

Несмотря на внешнюю неэмоционалньость, застенчивые дети испытывают такую же бурю чувств, как и другие дети, не имеющие проблем с общением. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т.д.). Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости: она развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых.

Курс на раскрепощение

Чтобы застенчивый ребенок раскрепостился и начал меньше стесняться, дома, особенно с вами наедине или в компании самых близких людей, можно тренировать навыки актерского мастерства или командные игры.

1. Упражнение «Угадай эмоцию»

Ведущий показывает мимикой какую-нибудь  эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает одно очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно.  Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки  эмоций, скажем, раздражение, возмущение, ярость.  Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть маленькую сценку (либо с использованием кукол, либо вживую с соответствующим сюжетом.

Обычно застенчивые дети стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно строить гримасы на людях. А данное упражнение будет  восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны  взять  на  себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в  роли  артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это получается), вы можете представить мимические, пантомимические и проч.  упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его  приятелей.

 2. Упражнение «Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи Агнии Барто. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка  постепенно  улавливать  и  передавать тонкие оттенки чувств. Малышам больше подойдут стишки  типа "Мишка", Бычок", "Мячик ". Детям постарше - "Обида", "Любочка", "Сонечка", "По дороге в класс" и многие другие.

 3. Игра «Салочки»

Самая распространенная подвижная игра, направленная на развитие подвижности, коллективизма и проявления смелости у ребенка. Водящий должен «осалить» (дотронуться) убегающего и взять его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и так, постепенно, цепочка становится длиннее. Когда цепочка станет достаточно длинной,  их задача – взять в кольцо очередного убегающего. Все это требует координации совместных действий в цепочке.

 4. Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»

Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая  отгадывает. Затем они меняются местами.

 5. Упражнение «Поймай мяч»

Играющие по очереди бросают друг другу мяч и называют какое-либо достоинство того ребенка, которому бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова. Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям.

 6. Упражнение «Разговор с глухой бабушкой»

Ребенок как будто разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Например, где лежат бабушкины очки, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

Или есть похожее упражнение «Через стекло», когда ребенок якобы общается с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должен без слов, пантомимой  передать ему какое-либо сообщение. Например: "Ты  забыл  надеть шапку, а на улице очень холодно", "Пойдем купаться. Вода сегодня теплая", "Принеси стакан воды, я хочу  пить"  и  т.п.

 7. Упражнение «Колючий зверь»

Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат.

Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения.

Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему имя.

Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго и пушистого.

 8. Упражнение «Различная походка»

Предложите стеснительному ребенку походить как:

- малыш, который недавно встал на ножки и  делает свои первые шаги,

- старик,

- лев,

- горилла,

- артист на сцене.

 9. Игра «Клубочек»

Вам понадобится всего лишь клубок ниток. Дети садятся в полукруг. Ведущий становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединились ниточкой, ведущий должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

 10. Упражнение «Расскажи стихи руками»

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он изображает.

www.parents.ru

Как раскрепостить ребенка :: Другое :: Про Детей

Период от рождения до года

Впервые ребенок проявляет интерес к общению от рождения и до одного года. В это время он учится различать лица, голоса, изучает мимику окружающих. Чем шире круг общения малыша в это время, тем лучше он сможет общаться в будущем. Не замыкайтесь в четырех стенах, активно общайтесь с родственниками, друзьями, мамами на детской площадке. Пусть ребенок учится различать разные типы мимики и интонации.

Период от трех до шести лет

Следующий период развития общительности наступает около трех лет. Его можно назвать периодом развития самостоятельности. Именно в этом возрасте дети чаще всего кричат: «Я сам!». Учите ребенка проявлять свою личность, характер, обучайте навыкам самостоятельных действий. В это же время малыша начинает больше тянуть к сверстникам, поскольку он начинает осваивать навыки общения с себе равными. В этом возрасте малышу крайне важно ходить в детский сад или группы развития, где он сможет пообщаться на равных со своими сверстниками.

Подростковый период

В подростковый возраст ваш ребенок должен войти с умением отстаивать свою точку зрения, понимать, кто он в этом мире, чем он отличается от других. Естественные силы психического развития ведут ребенка на стадии подросткового развития снова к сверстникам. И это не напрасно. Именно в среде равных по положению и возрасту проще всего осваивать навыки социальной жизни. Понятия об иерархии, лидерстве и подчинении, инициативе и конформизме в подростковом возрасте получают практическое развитие. Если в школьном возрасте ребенок познает все это в теории – по книгам, фильмам, литературным произведениям. То в подростковом ему интересна практика. Роль родителей на этом этапе – доверять той базе ценностей, которую они вложили в ребенка, стимулировать общение со сверстниками, помогать в решении моральных дилемм и вопросов.

Если вы учтете все эти возрастные особенности развития детской коммуникабельности, вряд ли вам понадобятся специальные методы раскрепощения ребенка. Однако если все-таки вы видите, что они необходимы, можете дополнительно отдать ребенка в кружок, спортивную секцию или отвести на тренинг общения.

www.prodetey.ru

Робкий ребенок – как придать уверенности

Робкий ребенок – как придать уверенности

Почему одни дети общительные и раскрепощенные, а другие робкие и застенчивые? Психологи выделяют 4 типа темперамента, известные многим: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Таким образом, 20% детей, которые относятся к меланхолическому типу, от рождения отличаются робостью и стыдливостью. Родители могут заметить, что их малыш пугается новой обстановки, новых людей, например, когда новый человек заговаривает с ним, он замыкается, молчит, прячется у мамы на груди или в ногах. Внимательные родители сделают все, чтобы их малыш вырос уверенным в себе человеком, поэтому будут стараться развивать в нем смелость, самостоятельность, напористость, активность.

Психологи все время говорят, что все наши проблемы уходят корнями в детство. Неуверенность и заниженная самооценка обычно связаны с тем, как к человеку в детстве относились родители. Зачастую мать и отец предъявляют к ребенку слишком завышенные требования, они дают понять ему, что их любовь и похвалу нужно заслужить. Если малыш не оправдывает их ожидания, они отстраняются от него, это создает в человеке комплекс неудачника. Робкий ребенок замыкается в себе, часто уединяется в своей комнате, редко улыбается.

Бывает, что застенчивость является следствием стресса, пережитого еще в младенчестве, когда малыш был надолго разлучен с матерью, и теперь он боится окружающих, он очень зависим от их эмоционального состояния, такие дети тяжело переносят критику, повышенный тон, ругань. Если вы заметили, что малыш замыкается в себе, обязательно разберитесь, в чем причина и примите меры. Чаще говорите ему, что вы любите его таким, какой он есть, что все люди уникальны и каждый ребенок талантлив по-своему. Чтобы малыш почувствовал уверенность в себе, отдайте его в художественную студию, на танцы, в спортивную секцию. Ребенок должен пробудить и развивать в себе талант, когда он увидит и почувствует свою уникальность и неповторимость, его самооценка будет повышаться.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Часто мамы в сердцах произносят слова типа: «Какой ты неумеха», «Ты неудачник», «У других дети активные, а ты у меня такой мямля»! Однажды произнесенная фраза может надолго засесть в голове ребенка. Если родители не верят в силы своего сына или дочери, то как же другие поверят в них. Если у малыша что-то не получается, подбадривайте его, говорите, что вы верите в него, что может не сейчас, но в другой раз у него все получится.

Если малыш с рождения очень пуглив, не усугубляйте ситуацию частой сменой обстановки и выводом его в люди. Если ребенок плачет в гостях, отложите походы в компании на время, малыш подрастет, поймет что в гостях можно познакомиться и поиграть с другими ребятами. Ребенок боится цирка, уйдите с представления, если он расплакался или испугался. В следующий раз попробуйте взять билет в цирк примерно через год, когда воспоминания забудутся, и непременно поговорите предварительно с малышом, расскажите об артистах цирка, объясните, в чем прелесть представления.

Если робкий ребенок боится играть с другими детьми, вводите его в детское общество постепенно, не настаивайте на совместных играх, пусть малыш посидит рядом, посмотрит, чем заняты дети, послушает их разговоры, присмотрится к характерам. Пройдет время, и ребенок сам пойдет в компанию. Внимательно выбирайте детский сад, если в группе воспитатель откровенно забивает малыша, поменяйте заведение или серьезно поговорите с воспитателем. Очень хорошо, когда в детском саду развивают творческие способности детей, занимаются лепкой, танцами, рисованием, устраивают театральные представления, командные игры. Это раскрепощает детей, придает им уверенности. Очень хорошо помогает обрести уверенность сказкотерапия. Подберите сказки, которые будут рассказывать о доверии, дружбе и поддержке сильными слабых. Если ребенок тяжело вливается в новый коллектив, приглашайте его одноклассников к себе домой, покупайте билеты в театр или кино, чтобы ребенок туда шел не один, а с приятелем.

Обязательно приучайте малыша к самостоятельности, не нужно излишне опекать детей, у каждого ребенка должно быть свое личное пространство и интересы. Помогайте ребенку переживать неудачи, объясняйте, что это ценный опыт, который делает нас сильнее. Если вы будете поддерживать ребенка в трудную минуту, объяснять как вести себя в сложных ситуациях, то ему будет намного легче преодолеть свою робость.

novorozhdennyj.ru

Раскрепощающие игры для преодоления детской застенчивости

глава из книги Шишовой Т. "Застенчивый невидимка"

Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, это его невероятная скованность. Он напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко. Многие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей.

Характер у таких детей совершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли помогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнести к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не ток-вандо. Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он «как девчонка» (благо и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься «девчоночьим делом». Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле. Займитесь сначала сами раскрепощением своего малыша. Как? - Начните с МИМИКИ и ЖЕСТОВ.

1 .«УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» (для детей 4-10 лет)

Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивиро-вать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.

2.«ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (для детей 5-10 лет)

Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие. Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае — психокоррекция, а не установление справедливости.

3.«ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» (для детей 4-10лет)

Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. Т.е. он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, «неподвижными» лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.

4.«ГДЕ МЫ БЫЛИ — МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ» (для детей 5-10 лет)

Задача этой распространенной детской игры — без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

5.«ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ»(для детей 5-10 лет)

Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например: - Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом. - Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше). - Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет. - Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами). - Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю).

6.«РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ» (вариант игры, предложенной М.И. Чистяковой) (для детей 4-10 лет)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии. Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры: Бабушка открывает внуку дверь. Бабушка: Ты где пропадал, озорник? Внук жестами показывает, что он играл в футбол. Бабушка: Ну и как настроение? Внук поднимает большой палец кверху -- дескать, отлично. Бабушка: А почему ты хромаешь? Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания. Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал? Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.

Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится.

7.«ЧЕРЕЗ СТЕКЛО» (игра, предложенная Н.Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет)

Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «пойдем купаться, вода сегодня теплая», « принеси стакан воды, я хочу пить» и т.п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.

8.«РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА» ( упражнение, предложенное В.Леви; годится для детей 7-10 лет)

Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как: - малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги, - глубокий старик, - пьяный, -лев, - горилла, - артист на сцене.

(Разумеется, вариантов может быть намного больше).

www.eti-deti.ru