Все о детях и их родителях. Развитие ребенка в 1 6 годика
Развитие ребенка в 1 год.
Ребенку исполнился 1 год. Это начало периода первых шагов к независимости. Все вокруг такое интересное, хочется поскорее все изучить, пощупать и поэкспериментировать.
Вы замечаете за крохой, что вот, только что, он стоял возле вас, а через секунду он уже перемещается в пространстве, ведь впереди он увидел что-то любопытное.
Одни чувства малыша сменяются другими: радость и смех - при желании познания и достижения интересующего предмета, страх и обида - когда реальность сообщает о том, что он не может еще что-то сделать. Все эти чувства малютка не только испытывает, но и выражает.
Давайте отметим умения годовалого карапуза. Он такой еще крошечный, но ему уже есть чем гордиться.
Физическое развитие.
Учится ходить без опоры либо уже ходит.
Хорошо ползает, садится на корточки.
Залезает и слезает с дивана, кровати.
Пытается выбраться из закрытого высокого стульчика.
Толкает впереди себя игрушку-каталку на палке.
Самостоятельно садится на лошадку-качалку, раскачивается, наклоняясь вперед.
Сморкает носик маме в салфетку.
Умеет жевать гомогенизированные продукты. Навык жевания не связан с наличием зубов, присутствие которых к одному году составляет 6-8 штук.
Моторика.
Юный исследователь. Трогает все, что можно ухватить.
Нажимает кнопки.
Щелкает выключателем в комнате.
Выдвигает ящики.
Опустошает коробки.
Толкает дверь, чтоб открыть.
Дергает висящие шнуры.
Играет со струей воды.
Намыливает руки мылом.
Ест ложкой густую пищу.
Пьет из чашки.
Водит расческой по волосам, имитируя расчесывание.
Хлопает своими ладошками.
Ставит кубики друг на друга.
Рисует карандашом каляки-маляки.
Подбрасывает мяч и следит, куда катится.
На просьбу: «Скажи всем - до свиданья!» - машет ручкой.
Развитие речи, связь и общение.
Словарный запас: Ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, нет (произносит и машет головой в стороны), ням-ням, на-на-на (говорит, когда дает и когда просит что-то), ка-ка, кхх, ксс – на кошку.
Интеллектуальное развитие.
Складывает пирамидку.
Ставит кубики один на другой.
Подбирает соответствующие по форме крышки к кастрюлькам.
Проталкивает геометрические фигуры в подходящие отверстия сортера.
Может показать пальцем «Один год!», если перед этим мама неоднократно повторит вопрос и продемонстрирует на пальцах ребенка нужный ответ.
Знает, какие вещи куда надевать: носки, колготки, обувь – на ноги, шапку – на голову, кофту – на руки.
Приседает в танце пружинящими движениями и виляет попкой.
Умеет повторять за мамой элементарные движения – потирать ручки, хлопать в ладоши, поднимать руки вверх в игре «Полетели, полетели, на головку сели!»
Выполняет простые просьбы: иди сюда, дай, на.
Реагирует на слова - нельзя, стоп, опасно.
Откликается на свое имя, поворачивая голову.
Провожает маму взглядом, если та выходит из комнаты.
Помнит, где спрятана игрушка, если накрыть ее платком.
Что любит и хочет.
Играть в «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая», «Полетели, на головку сели!».
Игры в мяч: бросать, ловить - сидя, придерживая ногами, бить по мячу как футболист и смотреть, куда катится.
Листать журналы, рвать листы.
Толкать впереди себя палку-каталку с гремящей игрушкой на конце.
Раскачиваться на лошадке-качалке.
Кататься на качелях.
Любит кружиться, сидя на карусели либо офисном крутящемся стуле.
Сидеть верхом на спине или плечах мамы или папы и кататься в таком положении.
Слушать, когда читают книжки, смотреть картинки, слушать детские песни из мультфильмов.
Смотреть мультфильм «38 попугаев», «Винни-Пух».
Примерный режим дня ребенка в 1 год.
7:30-8:00 Подъем
8:00-8:30 Завтрак
10:30-11:00 Завтрак второй
11:00-13:00 Сон
13:00-13:30 Обед
15:30-16:30 Сон второй
16:30-17:00 Полдник
19:00-19:30 Купание
19:30-20:00 Ужин
20:00-07.30 Ночной сон
Если у вас появились дополнительные вопросы, непременно задавайте их в комментариях либо напрямую в чате и делитесь своим опытом.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Вам будет интересно
rebenokplus.ru
Развитие ребенка в 1 год: психическое, физическое, моторика и речь, что должны уметь дети в 12 месяцев
Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.
Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.
За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.
Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:
Среднее значение в 1 год
Окружность грудной клетки
При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
Кроха знает способ использования разных предметов.
Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:
Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.
Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.
Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой — эксперта по интеллектуальному развитию.
Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.
На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.
На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:
Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.
Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:
Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.
Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:
Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
Лепить из соленого теста.
Приклеивать наклейки на себя или на листок.
Рисовать пальчиковыми красками.
Играть со шнуровками.
Наматывать нитки на клубок.
Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
Закручивать и откручивать крышечки.
Играть с сортером и рамками-вкладышами.
Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
Играть с прищепками.
Заниматься с сенсорной коробкой.
На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.
Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:
Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
Выполнять артикуляционную гимнастику.
Делать гимнастику и массаж пальчиков.
Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.
Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.
Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка
Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.
Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:
o-detyah.ru
Календарь развития ребенка 1 год
Поздравляем! Вашему чудесному малышу исполнился год! За это время он значительно изменился, повзрослел, вырос примерно на 20 см, научился брать в руки игрушки и небольшие предметы, самостоятельно пить и, даже, сделал первые шаги. Ваше драгоценное счастье, наверняка, знает свое имя, пытается общаться, произнося простые слова, выполняет просьбу отдать или подать игрушку, понимает слово «нельзя», «кушать», «до свидания», «привет» и многое другое. Согласитесь, довольно много достижений, поэтому Вам есть чем похвастаться!
А что же дальше? Как же правильно воспитывать ребенка, если ему уже 1 год?
После того, как стартовал второй год жизни, происходит дальнейшее развитие малыша, закрепление и усовершенствование его умений, повышается двигательная активность, ходьба становится уверенной и к полутора годам перерастает в бег.
Какой же рост ребенка в 1 год? Какой же вес ребенка 1 год?
Для более наглядного объяснения, посмотрите таблицу среднестатистических данных, которая была составлена ведущими терапевтами.
Возраст ребенка
Девочка
Мальчик
рост (см)
вес (кг)
рост (см)
вес (кг)
1 год
73,8
9,5
75,5
10,3
1 год 1 месяц
75,0
9,8
76,8
10,6
1 год 2 месяца
76,1
10,05
78,0
10,85
1 год 3 месяца
77,2
10,3
79,0
11,1
1 год 4 месяца
78,3
10,57
80,0
11,3
1 год 5 месяцев
79,3
10,78
81,0
11,5
1 год 6 месяцев
80,3
11,0
82,0
11,7
1 год 7 месяцев
81,3
11,2
83,0
11,9
1 год 8 месяцев
82,2
11,38
83,9
12,07
1 год 9 месяцев
83,1
11,57
84,7
12,23
1 год 10 месяцев
84,0
11,73
85,6
12,37
1 год 11 месяцев
84,9
11,88
86,4
12,53
Если, посмотрев эту таблицу, Вы заметили несоответствие на 6-7%, то это не повод волноваться! Специалисты допускают такое отклонение от нормы.
Если вес вашей крохи на 20-25% больше или меньше, то это говорит о том, что родителям нужно обратиться к доктору за консультацией и рекомендациями.
Что касается роста ребенка, то отклонения допускаются до 10%. Если этот показатель превышает 10 %, то стоит проконсультироваться у педиатра.
Как же происходит развитие ребенка после 1 года? Развитие каждого ребенка происходит в индивидуальном темпе, но в целом существуют определенные нормы, с которыми я хотела бы вас познакомить.
Психологическое развитие:
проявляет свои чувства: целует и обнимает маму, папу, близких родственников, любимую игрушку.
проявляет интерес к тому, что находится в шкафах, тумбочках, комодах и т.д. Открывает дверцы или ящики, вытягивает вещи и предметы, а затем рассматривает и разбрасывает их по комнате.
обожает отвечать на телефонные звонки
рисует «карлючки»
складывает кубики, пирамиду и т.д.
охотно играет с кухонной посудой, обувью, примеряет головные уборы (шляпки, шапки-ушанки и т.д.)
злиться, кричит и плачет, если его желания не выполняются
любит гулять на улице в любое время года, познавать окружающую природу, кормить птиц, котиков, собачек и т.д.
выполняет просьбу: «Дай», «Возьми», «Положи» и т.д.
с удовольствием играет с мячиком, машинками или куклами, интересуется их содержимым.
Физическое развитие ребенка после 1 года:
ходит без поддержки и хорошо ползает (если ползал до 1 года)
с поддержкой ступает по ступенькам
умеет забираться на стул и слазить с него. Кстати, не исключением является и другая мебель
хорошо сидит на стульчике без спинки
пытается самостоятельно кушать, но, как правило, часть пищи разбросано по столу. Учиться правильно держать ложку и чашку
с удовольствием помогает его одеть, самостоятельно засовывая руку в рукав или ставя ножку в обувь
учиться пользоваться предметами личной гигиены: зубной щеткой, мылом, расческой.
Развитие ребенка в 1,5 года ярко выражено в том, что он начинает бегать, самостоятельно преодолевать препятствия. Не удивляйтесь, если за день ребенок преодолеет большие расстояния и не устает. Недаром некоторые родители в шутку говорят, что их ребенок наматывает каждый день по несколько километров.
Ваша кроха будет стремиться все попробовать на зуб, все потрогать, стремится к самостоятельности. А если ему препятствуют, то возмущается, плачет и устраивает истерики (в основном показательные в общественных местах).
Кстати, следует отметить, что каким бы активным не был ребенок, обязанность родителей направлять его энергию в нужное русло, заниматься с ребенком, оказывать помощь в познании окружающего мира, читать ему сказки, играть и рисовать с ним. Иначе ребенок будет отставать от сверстников в интеллектуальном развитии.
Сон ребенка в 1 год
Нормы на сон ребенка в 1 год достаточно приблизительные. Не стоит укладывать ребенка спать, если не поспал норму или будить, если он еще спит. Приведенные нормы – это приблизительный ориентир для родителей. Ведь продолжительность сна может зависеть от многих факторов: от темперамента ребенка, его степени эмоциональной возбудимости, от состояния здоровья и т.д.
Приведу нормы, рекомендованные психиатрами и педиатрами мира:
малыш от 1-го года до 1,5 лет должен спать ночью (10-11 часов) и 2 раза в день (2-2,5 часа -1 сон и 1,5 часа – 2-ой сон)
ребенок от 1,5 до 2 лет спит ночью 10-11 часов и 1 раз днем, в течение 2,5-3 часов.
Какой же режим ребенка в 1 год?
В этом вопросе мнения многих родителей значительно расходятся. Некоторые папочки и мамочки строго придерживаются распорядка дня ребенка 1 года, причем следят за этим с самого рождения! Многие родители годовалой крохи придерживаются только времени кормления и сна. Не исключаем, что есть родители, которые подстраивают режим ребенка под свой, который им удобный и выгодный.
Не будем осуждать или хвалить каких-либо родителей! Хочу обратить ваше внимание на то, что обязательным является сохранение дневного сна и кормление малыша 4-6 раз в день с интервалом не менее 2-3 часов. Позволяйте ребенку делать легкие перекусы фруктами и пресным печеньем, а так же не отказывайте в дополнительном приеме жидкости (компот, сок, вода)