Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как разговаривать и общаться с ребёнком до года. Как разговаривать с 6 месячным ребенком


Общение с ребенком от 3 до 6 месяцев

А мы продолжаем учиться общаться правильно! В данной статье, третьей по счету (кто присоединился к нам только сейчас, почитайте статьи «Учимся общаться правильно» для новорожденных от 0 до 1 месяца и для 1-3 месячных), ребеночек уже подрос и ему от 3 до 6 месяцев! Основной принцип педагогики на каждый день остается неизменным!

Любите просто так, за то, что маленький человечек появился в вашей жизни. И не забывайте показывать малышу вашу любовь через правильное общение с ним!

Но возможности ребеночка не стоят на месте, а развиваются! Значит и наше общение с ним немножко меняется. Давайте посмотрим, какие возможности есть у малыша в возрасте от 3 до 6 месяцев.

  1. Ваш малыш свободно может поворачивать головку на звуки голоса или на звуки любимой погремушки.
  2. Даже если источник звука не виден малышу, он будет поворачивать головку и искать его.
  3. Любит рассматривать, щупать игрушки висящие над ним.
  4. Пальчики малыша хорошо держат игрушку, может взять ее из рук взрослого.
  5. Игры с игрушкой становятся активными (рассматривает, тянет в ротик).
  6. Свои ручки – тоже замечательная игрушка, играет с ними.
  7. Улыбается осознанно на разговор с ним (напомню, раньше улыбка была физиологической, т.е. отражала душевное состояние счастья вашего малыша).
  8. Долго может гулить, «петь песни».
  9. Радуется при встрече с мамой-папой, близким человеком, узнает их.
  10. Различная реакция на знакомых и незнакомых.
  11. Различает строгие и ласковые обращения.
  12. Яркие проявления «комплекса оживления» (напомню, данный комплекс появляется в период 2 месяцев, в него входят активная улыбка, гуление, движение ручками и ножками, изгиб спинки, повороты на предметы и человека).
  13. Начинается лепет, малыш произносит отдельные слоги.
  14. Подражает вашей мимике.
  15. Сам берет соску.
  16. Бутылочка хорошо держится в руках.
  17. Самостоятельно переворачивается со спинки на живот, потом на бок и как захочет, крутится. Ползает вперед, назад.
  18. Опирается ножками на опору, когда взрослый держит под мышки (как этому научить почитайте в предыдущей статье).
  19. Малыш научился переступать, конечно, когда его держат под мышки.Когда игрушка нравится, тянет к ней свои ручки.

Как много умеет ваш малыш! Конечно, многие действия он закрепляет, но многие появились впервые! Дорогие родители, вы можете завести «дневник достижений» вашего малыша. И вам, и будущему взрослому человечку будет приятно прочитать такой дневник!

Маленький человечек узнает своих маму и папу. Он очень сильно любит, когда его держат на ручках, прижимают к телу, целуют, гладят, «перебирают» его пальчики. Смыслом общения в этот период так же остается взаимная любовь, радость оттого, что малыш есть в вашей жизни, а вы в его. Физический контакт, назовем его телесная терапия,- является замечательным способом вести диалог с вашим малышом без слов.

Хочу напомнить, что в данный период ребеночек становится инициатором вашего общения. И он расстраивается (!), если вы не поддерживаете его.

Улучшение зрения и слуха

Важным этапом этого периода является улучшение зрительных и слуховых реакций. Зрительную и слуховую концентрацию малыш уже закрепил на предыдущем этапе, теперь с помощью вас, он будет ее совершенствовать. Что же для этого необходимо?

Давайте начнем с путешествия по вашей квартире, конечно же, на руках у взрослого! Показывайте ему разнообразные предметы, отличающиеся по форме, цвету, объему. Может, они будут издавать новые и интересные звуки. Пусть только они будут безопасны для малыша. Еще один прекрасный вариант ознакомления с миром – это манеж! Или может быть тахта. Только при присмотре взрослого! Лежа на животике, малыш сможет рассматривать новый и удивительный мир. Маленький человечек с удовольствием будет наблюдать и за действиями взрослого!

Дорогие родители, также очень важно не забывать про восприятие музыки малышом! Утренние песенки, колыбельные, классическая музыка, танцевальная – какой большой выбор! На любой случай. Используйте записи любимой ребеночком музыки. Играйте на детских музыкальных инструментах, колокольчик, дудочки вам в помощь.

Очень важный этап данного периода, это согласование движения глаз и рук вашего малыша. Надо помочь малышу брать и держать, а попозже и хватать. Давайте на выбор разные игрушки. Игрушки должны быть удобны для захватывания. Погремушки, кольца, деревянные ложки – выбор велик. Когда малыш научится захватывать их, можете менять величину, форму и цвет игрушек. Игрушки по ощущениям должны быть разнообразные: гладкие, ребристые. Из разных материалов: деревянные, резиновые, тряпичные, пластмассовые.

Меняйте комплекты через 2-3 дня. Такие комплекты вы прекрасно можете дополнить домашними вещами. Пластмассовые бутылочки, клубки ниток. Самое главное правило – это безопасность! Но и не забываем про интерес, ребенок должен получать удовольствие от игры.

Речевое развитие

Теперь перейдем к речевому развитию. Поощряйте малыша в данном, нелегком начинании. Радуйтесь гулению и лепету, «пению песен» вашего маленького человечка. Говорите с ним чаще. Делайте это с нежностью и любовью. Не забывайте про улыбку. Говорите на его языке! Повторяйте за ним. Четко и с интонацией говорите сами, и также повторяйте за ним. Ваше общение должно быть направлено именно на малыша. Смотрите ему в глаза!

У деток, которые испытывают дефицит общения, своя речь появляется позже.

Движение — это развитие малыша

Скоро ваш малыш будет непоседой! Но пока надо создать все нужные условия для двигательного развития. Каждое новое движение – это итог правильного развития. Повороты на бок, на животик, обратно на спинку, проползти вперед, назад – стимулируйте и мотивируйте такую активность! И самый лучший стимул – это игрушки! Эти маленькие движения прекрасно укрепляют мышцы вашего малыша! А также благотворно сказываются на дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системах!

Наиболее полезны те движения, когда малыш лежит на животике. Но обязательно следует чередовать вертикальное и горизонтальное положение тела. Самое любимое вертикальное положение малыша – это на ручках у любящего взрослого. Но малыш уже научился ходить и переступать препятствия, когда его держат под мышки. Не забываем, а закрепляем!

На мой взгляд, самый интересный период, который наступает у малыша в этом возрасте, это социальное развитие! Ваш маленький человечек реагирует на других людей, кроме мамы и папы, и реагирует он по-разному. Он понимает интонацию, с которой к нему обращаются! Проследите, как малыш реагирует на других знакомых и незнакомых людей.

Если вы хотите, чтобы малыш вырос общительным человеком, попросите близких и знакомых, пообщаться с ребеночком, поиграть с ним, рассмешить его. Постоянно разговаривайте, целуйте, обнимайте, читайте ему стихи и добрые сказки, пойте песни.

Когда надо – утешайте, выражайте сочувствие. Малыш нуждается в этом. Любовью вы не разбалуете его. Любовь – мощная сила, которая оберегает вашего ребеночка, создает все условия для него.

И напоследок, маленький секрет, объятия снимают стресс у детей. И не только у детей. Не скупитесь на объятия.

Поделиться ссылкой:

Автор публикации:

Детский психолог

Центр дружественного отношения к подросткам и молодежи

Другая информация по теме

www.mapapama.ru

Как разговаривать и общаться с ребёнком до года

Когда в семье появляется ребёнок, на маму сразу же обрушивается огромное количество забот. Бессонные ночи, постоянные кормления, переодевания, смена подгузников, а, кроме того, уже привычные уборка, готовка, глажка, магазины и прочие дела по дому.

Времени на общение с новорожденным при таком графике просто не остаётся. Но оно необходимо для его психического и умственного развития. Время на разговор выделить всё же можно. Например, когда кормите ребёнка, купаете, делаете зарядку или укладываете малыша спать.

Что говорить ребёнку

Можно рассказывать малышу, что именно вы сейчас делаете, как прошёл день, что вы чувствуете или каким видите его в будущем. И не важно, что он вас пока не понимает, зато он чувствует общение, слышит мамин голос, улавливает интонации. И это его успокаивает.

Что конкретно рассказывать зависит от возраста ребёнка. Но есть некоторые формы общения, которые подходят всем детям. Например, ритмичные песенки и стишки. Прибаутки легко воспринимаются ребёнком на слух и откладываются в памяти.

Для каждого ритуала можно подобрать свою песенку, присказку или прибаутку. Малыш будет постепенно привыкать, что после определенной песенки или слов, надо быть готовым к определенным действиям. Пока он воспринимает это как игру.

С песенками или сказками можно укладывать ребёнка. Например, хорошо всем известные сказки Корнея Чуковского отлично успокаивают ребёнка, как и обычные колыбельные. Вместо колыбельной подходят и другие песни. Они должны быть монотонными и спокойными, такими, чтобы ребёнку было спокойно засыпать.

Общение с ребёнком в часы бодрствования

Во время бодрствования ребёнка нужно озвучивать свои действия или рассказывать о происшествиях прошедшего дня. Некоторые родители считают это бессмысленным занятием, поскольку ребёнок всё равно ничего не поймёт.

Это отчасти правда. Малыш, безусловно, не может всего осознать и воспринять смысл, но он довольно быстро начинает понимать, что сказанное адресовано именно ему. Постепенно он начинает копировать звуки.

Разговоры с малышом о том, что видишь, чувствуешь, думаешь, создают для него эталон мышления и поведения. Это крайне важно для дальнейшего умственного развития малыша.

Разговор с ребёнком в сложных ситуациях

Детям зачастую не по нраву прививки и прочие болезненные процедуры, тяжело они переживают и долгие отлучки мамы. В таком случае можно обстоятельно "побеседовать" с ребёнком. Нужно разъяснить, что сейчас случится, когда это закончится, что делает мама и зачем ей надо уйти и, главное, показать, как относится к событию взрослый.

Малыш тогда воспринимает тон, голос и интонацию матери, которые передают чувства. Вот почему объясняя что-либо, родители должны быть спокойны и терпеливы.

Такие разговоры лучше всего вводить в привычку с самых первых дней жизни. Со временем они сделают отношения родителей с ребёнком доверительными, ведь он будет чувствовать, что с его мнением и с ним самим считаются.

Ласковый мамин голос, одобряющий взгляд, и добрая улыбка способны поднять ребёнку настроение. Надо помнить об этом, при переодевании малыша, проведении массажа, купании, или его пробуждении. К этому можно дополнительно добавить взгляд глаза в глаза.

Кормление грудью - не только питание

Кормление ребёнка грудью приносит пользу малышу не только потому, что оно обеспечивает ему лучшее в мире питание. В минуты сосания также происходит психологическое общение между мамой и ребёнком.

Уже в возрасте 2 - 3 месяцев кроха начинает ассоциировать мамин образ со спокойствием, теплом и уютом.

Приёмы и способы общения с ребёнком

На каждом возрастном этапе есть свои приёмы и способы общения с ребёнком.

С рождения до двух месяцев

С самого появления на свет до двух месяцев длится первый период общения мамы с ребёнком - так называемая "психологическая улыбка" или комплекс оживления.

Он проявляется, как только малыш видит маму, папу или другого близкого человека. Ребёнок фиксирует взгляд на лице взрослого, улыбается, приветствует его звуками и активным движением ручек и ножек.

В этом возрасте он должен научиться фиксировать взгляд на родных, отличать маму от папы. Нужно звать ребёнка, приучать его к своему голосу, побуждая его поднять на вас взгляд и зафиксировать его хотя бы на несколько секунд.

Поначалу время контакта будет небольшим, но постепенно оно начнёт увеличиваться. Расстояние, с которого малышу удобнее всего разглядывать лицо - 50 см.

Пока что ребёнок чаще всего информирует родных о своих потребностях плачем. Не надо сразу давать ему соску, для начала можно попробовать просто поговорить, пытаясь разобраться, что стало причиной дискомфорта. Ребёнок же будет чувствовать, что его пытаются понять.

С двух до четырёх месяцев

В 2 - 4 месяца малыш начинает осмысленно улыбаться маме. Очень скоро настанет и очередь других домочадцев.

Постепенно звуки становятся громче, эмоциональная окраска ярче. Можно попробовать двигаться, тогда малыш начнёт следить за вами. Главное - делать всё постепенно, медленно и не напугать ребёнка.

Не оставляйте ребёнка одного, когда он бодрствует, обязательно украсьте кроватку игрушками и играйте с ним.

С четырёх до шести месяцев

С 4 до 6 месяцев малыш начинает более интенсивно шевелиться и даже переворачиваться. Соответственно и действия родителей должны стать более активными.

Надо не просто показывать игрушки, а что-то с ними делать, учить малыша играть. Интересные ему предметы можно отодвигать на расстояние, чтобы он сам пытался их достать.

С шести до восьми месяцев

С полугода до восьми месяцев ребёнок начинает активно передвигаться. Сейчас важно способствовать и интеллектуальному развитию малыша.

Проговаривайте, куда он ползет, заставляйте его самого доставать игрушки, показывайте, как ими играть. Малыш начинает тянуть к маме ручки, сообщая, что хочет к ней. Ему обязательно надо отвечать.

С восьми месяцев до года

С восьми месяцев до года ребёнок всё явственнее начинает сообщать о своих желаниях. Он протягивает ручки, указывает на предметы, передвигается к ним.

Покажите ему, что вы его поняли. Это хороший способ поощрить его в стремлении развиваться. Лучше всего дети развиваются в игре, поэтому такая форма общения наиболее эффективна.

После года малыши начинают разговаривать. Поэтому надо создавать стимулы для общения. Пускай ребёнок попросит или даст явно знать, что он хочет, не предугадывайте его желания. Когда что-то даёте, говорите "на", забираете - просите "дай".

Ольга Меледина

mambest.com

Как разговаривать с 5-6 месячным ребенком

Конечно, другой на моем месте бы обиделся и вообще не разговаривал бы с Шуриком за его капризы. Но я буду выше этого, еще и вас научу говорить с младенцем с помощью моей любимой книжки What To Expect by Heidi Murkoff&Co.

Вы поможете моему (своему) ребенку овладеть искусством речи если будете:

Говорить медленноКогда бэйби только начинает декодировать ваш жаргон, дайте ему шанс различить слова, говорите медленно, просто и понятно.

Фокусироваться на отдельных словахКомментируя происходящее вокруг останавливайтесь на словах, которые употребляются в ежедневной жизни ребенка. Наливая сок в чашку говорите "Я наливаю сок в чашку". Покажите ребенку сок (в пакете что ли? -- я)сословами "Это сок" и чашку со словами "Чашка". Делайте паузы, чтобы дать ребенку время разобраться что к чему.(дааа, 5-месячные дети те еще дурбецалы -- опять я)

Акцентироваться на имитацииНабор звуков которые может воспроизвести бэби уже довольно широк. Если он говорит вам "Ба-ба-ба" весело ответьте ему "ба-ба-ба", если же бэби скажет "Да-да-да", ваш ответ должен быть "да-да-да". И в награду через несколько месяцев вы заметите, что уже ребенок будет пытаться имитировать ваши звуки.(мдааа, родители младенцев тоже выглядят как те еще дурбэцалы. помните, как я машинально стала имитировать попугайчика из клетки в "Селе"? --я)

РазговариватьРассказывайте моему (своему) ребенку обо всем, и ваш день вы проведете вместе. Будьте естественны в разговоре, но используйте дружественные детскому уху (бэби-френдли) модуляции (не путать с сюсюканьем).

Создадите репертуар стихов и песенПовторяйте одно и тоже каждый день. Дети не просто любят повторения, они из них учатся.

Использовать книгиБэби не готов к тому, чтобы выслушивать истории, но простые стихи и яркие картинки привлекут его внимание. Начинайте уже сейчас задавать вопросы типа "Где собачка?" и однажды инфант удивит вас своим правильным ответом.

Ждать ответаНе смотря на то, что ребенок пока не говорит, он уже может передавать информацию, даже если это всего лишь вопль в ответ на то, что его посадили в коляску или хнык, когда его перестали качать.

Командовать!Придет время, и ребенок научится выполнять простые команды, такие как "Помаши ручкой", "Дай маме куклу" или "Поцелуй бабушку" (говорите "пожалуйста", если вам так больше нравится). Не расстраивайтесь, если первые несколько месяцев за командой не последует перфоманса. Помогите ребенку, проделайте все сами: помашите, поцелуйте и т.п. Когда ребенок освоит простые команды, постарайтесь не относится к нему как к дрессированной зверушке и не просите исполнять все это на публике.

Ярлыки: know how

alejandroandme.blogspot.com

Как правильно разговаривать с младенцами - Статьи - 1 месяц - 6 месяцев - Дети

Слова вроде «люлюшечка» рождаются у женщин инстинктивно, но иногда приходится оказываться и на месте растерянного мужчины.

Как говорить с малышом

То, что с малышом надо гулять, что его надо кормить и купать, молодым родителям известно, а о том, что у ребенка есть потребность в разговоре, знают далеко не все, считая, что «он еще ничего не понимает». Но уже в 1 месяц дети с интересом прислушиваются к звучащим вокруг голосам, а в 3 месяца отличают высокий голос от низкого и оценивают скорость речи. Если начать говорить рядом с кроваткой быстро, звонко и весело, малыш откликнется на речь движением, а нежная, спокойная, слегка распевная речь может успокоить его. С помощью слов мы вступаем с малышом в более тесный контакт – те младенцы, с которыми много разговаривают родители, раньше и охотнее начинают отвечать им на своем языке: гулить и лепетать.

Что говорить малышу

Речь может быть «обучающая»: когда вы повторяете те звуки, которые издает малыш, подражаете голосам птиц и зверей, показываете и называете части тела ребенка. Рассказывайте малышу о том, что вы сейчас делаете, что собираетесь делать в самое ближайшее время, что происходит вокруг, и используйте короткие предложения: «Сейчас я надену на тебя шапочку. И мы пойдем гулять», «Такая хорошая погода. Солнышко светит. Птички летают» – и так далее. Малыш в полгода начнет подражать вашим интонациям, повторять звуки и слоги – непременно радуйтесь и этим успехам, и любым ответам ребенка на вашу речь. Увидев, как вы рады, он будет продолжать лепетать и совсем скоро сложит слоги в первые слова .

Серьезный разговор с малышом

Беседа с младенцем (стоит напомнить, что младенец – это ребенок до года) может состоять не только из веселых слов, которые вы для него придумаете, не только из описаний ваших действий и игр, которые будут развивать речь малыша. Считается, что с маленьким ребенком можно говорить и о серьезных вещах. Например, вы можете рассказать ему, что вас огорчает, но при этом помните, что младенцы хорошо чувствуют состояние мамы – и если мать напряжена, взволнована, но при этом говорит ласковым голосом, ребенок получает своеобразное «двойное послание», справиться с которым ему трудно.

Не обязательно рассказывать ребенку обо всем, что с вами произошло, но многими специалистами по детской психологии рекомендуется говорить о том, что связано с переменами в жизни семьи. Можно рассказать о том, что папа уехал в командировку, но скоро приедет, или о том, что лето скоро закончится и пора возвращаться с дачи в город: все эти события касаются ребенка, и он должен это знать. Убеждение «он еще не понимает», конечно, в этом случае может останавливать – но бывало, что много плакавшие и плохо спавшие младенцы успокаивались, услышав от мамы, что происходит в семье.

Что делать, когда нет слов

Для ребенка важно слышать и материнский, и отцовский голос. Если мужчина, что иногда бывает, с трудом подбирает слова и фразы, которые можно сказать малышу, он может просто взять детскую книжку и почитать ребенку короткие стишки. То же можно предложить и маме, если у нее возникают трудности при разговоре с малышом – такое бывает у людей, с которыми мало разговаривали, когда они были младенцами. Но, читая стихи и потешки, мы развиваем и собственные таланты, и можем попробовать придумать что-то самостоятельно. И потом, любовь к ребенку можно выразить не только словами – а, например, теплым взглядом, нежным прикосновением или просто внутренним чувством – его ребенок тоже прекрасно понимает.

Когда детям что-то непонятно, они задают вопросы родителям. А когда родителям что-то непонятно в их детях, они могут спросить об этом психолога. И некоторые ответы я постараюсь дать заранее – на проекте «Дети Mail.Ru»

Источники: http://deti.mail.ru/baby/1-6/kak-pravilno-razgovarivat-s-mladencami/

1lustiness.ru