Упражнение 6. В звуко-сочетаниях «др», «тр», «рт» не стараться произнести Р, а специально произносить Д: тДава (трава), кДот (крот), дДозд (дрозд), тДуба (труба), боДт (борт), тДамвай (трамвай), тоДт (торт), дДуг (друг), подДужка (подружка). Постановка звука [р] по А.И. Богомоловой (1979)Анна Ильинична Богомолова является автором большого количества пособий для работы логопедов, различных методических указаний по закреплению и отработки коррекции звуков в речи с упражнениями. Особенно ценны её разработки в постановке звука «р» при короткой подъязычной уздечки. Все упражнения следует повторять 5-10 раз:
Как способствовать развитию речи у детейДля полноценного развития речи ребенка использовать следующие приемы:
Нарушения речи лишают ребенка гармоничного развития в социальной среде. Речевые дефекты могут изменить характер и развить неуверенность в себе, замкнутость и обособленность от нормальных отношений. Постановка звука «р» способствует развитию личности ребенка, его творческой самореализации, формируется тяга к знаниям. Однако важно проводить этот процесс с ребенком поэтапно, так как процесс непростой, но необходимый для облегчения общения ребенка в окружающем мире, а также для восприятия и освоения письма, чтения и других школьных знаний. Оформление статьи: Владимир Великий Видео про постановку звука РЭффективные способы постановки звука Р: kidteam.ru Звук Р. Подготовительный этап, постановка звука. - 31 Мая 2013Звук [р] Подготовительный этап Занятие 1 Развитие пространственного восприятия — Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя? Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха «Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот. «Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота». Мимико-артикуляционные упражнения Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз. «Спи, правый глазок. Просыпайся! Спи, левый глазок. Просыпайся! Спите сразу, оба глаза! Просыпайтесь!» Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти — Рот — это домик нашего язычка. Губы — это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок. Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы. Упражнения для губ и щек «Улыбка». — Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке. «Рупор». — Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянуть губы широкой «трубочкой». «Замесим тесто для оладьев». Движения губ и щек вправо-влево, вверх-вниз. Упражнения для языка «Испечем оладушек». Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7. «Почистим зубы». — После еды надо почистить зубы. Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней, а затем с внешней стороны. «Вкусное варенье». — Мы ели оладьи с вареньем. Оближи верхнюю губу. Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата «Играем с мячом». Произнесение слоговых сочетаний та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге). «Играем в теннис». Произнесение слоговых сочетаний та-ту, та-ту, то-ты, то-ты с ритмичным движением кисти правой руки вперед-назад. Развитие фонематического восприятия Уточнение произносительного и слухового образа звука [р]. — Послушай, как рычит злая собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [р]. Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Слоги са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу. — Есть ли звук [р] в словах сом, каша, капуста? А в слове рак: (рука)? Занятие 2 Развитие слухового восприятия и памяти Отстукивание ритма на барабане. Упражнения на дыхание Выработка сильной воздушной струи. «Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек. Упражнения для губ «Поиграем на дудочке». Вытянуть губы узкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5—6. Можно произносить звук [у]. «Играем на большой трубе». Вытянуть губы широкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5—6. Повторение упражнения «Месим тесто». Упражнения для языка «Щелканье». — Чтобы блинчики испечь, включим мы электропечь. «Печем блинчики». Просовывать между зубами тонкий распластанный язык. На языке должны оставаться следы от зубов. «Вкусные блинчики». Облизать верхнюю губу широким языком. «Губы с языком играют в прятки». «Спряталась верхняя губа». Закрыть верхнюю губу широким языком. «Спрячем нижнюю губу». Закрыть нижнюю губу широким языком. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением Произнесение слоговых сочетаний с движением руки: та-то (кулак — ладонь), ту-ты (ладонь — ребро), та-то-ту (кулак — ребро — ладонь). Развитие фонематического восприятия Игра «Поймай звук». Звуки [ш], [ж], [р], [л], [р], [л'], [р], [л]. Слоги шла, ра, жу, ру, ра, ла. Выкладываются и называются картинки по теме «Овощи». — Найди картинки, в названиях которых есть звук [р]. Покажи красный помидор, оранжевую морковь, зеленый горох. Определение позиции звука [р] в словах помидор, росток, горох. Обозначение позиции звука [р] в «звуковом домике». Занятие 3 Релаксационные упражнения «Лошадки». Дети стоят на правой ноге, левая, согнутая в колене, касается носком пола. Руки перед грудью (напряжение), смена положения: уронить руки, встать на обе ноги (расслабление). Повторение со сменой положения ноги. Упражнения на дыхание «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации. «Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: прррррр. Мимические упражнения «Веселые — печальные». Рассматривание пиктограмм, изображающих лица людей в различных эмоциональных состояниях. Выразить состояние веселья и печали. Упражнения для щек и губ «Толстощекий хомячок». Хомячок несет за щеками зерно. Надувание обеих щек. Высыпал зерно. Втянуть щеки. «Норка хомяка». Широкая «трубочка» с открытым ртом. — Открой рот, вытяни губы вперед. «Заборчик». — На пути хомяка встретился вот такой заборчик. Улыбнись, сомкни и покажи все зубки. Чередование широкой «трубочки» с последующим оскалом. Упражнения для языка «Язычок смотрит, какая сегодня погода». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на верхнюю губу. «Веточки деревьев качаются». Широкий кончик языка сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку. «Поедем на лошадке за грибами». Присасывание языка к небу и пощелкивание. Остановим лошадку. Вибрация губ: пррр. «Приехали в лес, пробираемся сквозь бурелом». Просовывание языка между зубами. «Приготовим лукошко для грибов». Загибание вверх кончика языка «чашечкой». «Дятел стучит по дереву». — В лесу увидели дятла. Послушай, как он стучит. Открой широко рот, подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по «бугорочкам» (альвеолам), произнося: т-т-т-т, д-д-д-д-д, тд-тд-тд. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии. Развитие переключаемоcти органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением «Дятел подает сигнал своим птенцам». Произнесение слоговых сочетаний ды-ды-ды-ды-ды-дык, да-да-да-да-да-дак, до-до-до-до-до-док с ударением на последнем слоге. «Дятлы здороваются с нами». Произнесение слогов ды-да, ды-да, ды-да, ду-до-ды, да-ду-ды на одном выдохе. Развитие фонематического восприятия Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки [л], [р], [ш], [р], [л'], [р']. Слоги ра, ла, ша, ра, лу, ру, ли, ры. — Найди и отложи картинки, в названиях которых есть звук [р]. Картинки даны по теме «Фрукты». — Определи позицию звука [р] в словах груша, хурма, гранат. Покажи на звуковой линейке, где живет звук [р] в слове хурма. Занятие 4 Развитие пространственного восприятия — Куда пойдешь, что найдешь? Направо пойду — подосиновик найду, налево пойду — масленок найду. Упражнение на дыхание «Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше? «Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык. Мимические упражнения «Собираемся в отпуск». Изобразить грусть. Жаль расставаться с любимыми игрушками. Упражнения для губ «Поцелуй». Прощаемся с мамой. Вытягивание вперед сомкнутых губ. «Шли-шли, к яме подошли». Втянуть губы «воронкой». Упражнения для языка «Поедем опять за грибами на лошадке». Лошадка цокает копытцами по мостовой. Цоканье с переменным темпом, язык вначале присасывается, а затем падает вниз. — Широко открой рот, придержи рукой нижнюю челюсть, пощелкай языком. Останови лошадку. Вибрация губ и языка. «Белочка зовет бельчат». — Увидели белочку. Послушай, как она зовет бельчат. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз и назад. «Грибок». — Поможем белочке собрать грибов на зиму. Соберем грибки и повесим на сучок. Присасывание языка к небу. — Срезаю и кладу в корзинку лисичку, боровик, моховик, подосиновик (выкладываются картинки с изображением грибов). «Сдуем листок с грибка». Сделать «грибок» и произнести звук [ц]. «Чашечка». — Приготовь чашечку, я налью тебе чаю. Округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки». «Дятел». — Нас снова встречает дятел. Открыть рот, поднять язык за верхние зубы и постучать по альвеолам, произнося звук [т]. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата — Обратно поедем на электричке. Слышу стук колес. Произнесение звуков т-д-т-д, т-д-т-д. Произнесение слогов та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий. Развитие фонематического восприятия Определение позиции звука [р] в словах рысь, трава, бугор. Перемещение кружочка — символа звука [р] в нужное окошко «звукового домика». Занятие 5 Психогимнастика — Изобрази неуклюжего моржа на суше и грациозного — в воде, изобрази кита в ледовом плену. Упражнения на дыхание Выработка сильной воздушной струи. «Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Мимические упражнения — Представь, что мы с тобой попали в Арктику. Очень замерзли. Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: брррр. Упражнения для губ «Морж». В Арктике увидели моржа. Опустить уголки губ вниз. Чередование улыбки и «трубочки». Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке. «Кашалот открыл рот и ловит планктон». Чередование широкой и узкой «трубочки». «Полынья». Приоткрыть рот. Втянуть губы внутрь рта (губы напряжены). Вернуться в исходное положение и произнести несколько раз звук [п]. Губы расслаблены. Упражнения для языка «Киты подают сигналы». Цоканье с переменным темпом и со сменой положения губ. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев. «Киты качаются на волнах». Широко открыть рот, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен. Касаться кончиком языка то внутренней, то внешней поверхности резцов. «Кит-нарвал пробивает лед своим длинным рогом». Прижать язык к верхним деснам, произносить звуки тттт, дддд, тд, тд, тд, тд. «Киты плещутся». Они то поднимают, то опускают хвосты. Чередование «чашечки» и распластанного языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата «Пароход на волнах». Произнесение слогов пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо, пты-пту-пто, пты-пто-пту-пта в сочетании с волнообразным движением пальцев рук. Развитие фонематического восприятия — Есть ли звук [р] в словах морж, рак, кальмар? Отстукивание ритмического рисунка слов кальмары, морж, нарвал. Игра «Поймай звук». Различение слов, близких по звучанию: ров — лов, жарко — жалко, рожки — ложки, рама — лама. Занятие 6 Релаксация «Строители». Поднимаем ведро с краской (напряжение). Опускаем ведро (расслабление). Держим тяжелый молоток (напряжение). Положили молоток (расслабление). Упражнения на дыхание Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Упражнения для губ и щек «Сердитый индюк». Надуть обе щеки. Попеременное надувание обеих щек. Упражнения для языка «Болтушка». «Индюк сердится». Вышли по улице и увидели сердитого индюка. Округлить губы и производить быстрые движения языком вперед-назад, касаясь верхних зубов. «Смастерим качели». — Возьми молоточек, сейчас сделаем качели. Подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по деснам, произнося д-т-д-т-д-т-дт-д-т. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии. «Качели». — Покачаемся на качелях. Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны. «Вверх — вниз, вверх — вниз, крепче, Оленька, держись!» «Поставим чашечку на полку». — Пришли домой, нам захотелось пить. Язык ровно лежит на нижней губе. А вот чашечка. Сделать «чашечку». Чередование «чашечки» и распластанного языка. Развитие фонематического восприятия Есть ли звук [р] в словах телевизор, рак, ракета? Определение позиции звука [р] в словах. Занятие 7 Релаксационные упражнения «Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками). Упражнения на дыхание «Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, загнутый к верхней губе, стараясь сдуть ватку с носа. «Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Упражнения для языка «Грибок». Присасывание языка к небу. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Удерживать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. «Гармошка». Присосать язык к небу, затем попеременно открывать и закрывать рот. «Качели внутри рта». Касаться верхних резцов то верхней, то нижней поверхностью языка. «Ковш экскаватора». Удерживать язык «чашечкой» снаружи и внутри рта. Установить лопатообразный язык, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, а самый кончик прикасался к верхней десне, производить вдох и выдох, не отрывая краев языка от зубов. Кончик язык то присасывается плотно к десне, то отбрасывается к верхним резцам. Шепотом барабанить кончиком языка. Чередование «чашечки» и «лопаты». «Маляр». Широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого неба и провести им вперед-назад. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка «Включаем электродрель». Произнесение слогов джжжа, джжжи, джжжо, джжжу, джа-джу, джи-джо. Развитие фонематического восприятия Определение позиции первого и последнего звука в словах Рома, Рая, Захар, Егор. — Где ты услышал звук [р] в слове Рома? Положить кружочек синего цвета в окошко «звукового домика», соответствующего позиции звука. Постановка звука [р] Положение органов артикуляционного аппаратапри правильном произнесении звука [р] Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Передний край языка поднят к альвеолам верхних резцов. Между языком и альвеолами остается узкая щель, через которую проходит выдыхаемая воздушная струя, приводящая кончик языка в состояние дрожания. Слуховое восприятие фонемы. Создание слухового образа звука «Рычалочки». «Мамы-звери учат детенышей рычать». Подражание рычанию сердитой собаки, щенка, тигра, тигренка, пантеры и др. «Гром гремит». Формирование зрительного образа звука [р] Показ артикуляционного профиля. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Постучать пальчиками правой руки, сложенных в форме «чашечки», по бугоркам левой ладони. Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции). Описание положения органов артикуляции. «Рычалочка на палочке». Произнесение изолированного звука [р] с движением указательного пальчика по нарисованной спирали. Постановка звука [р] по М.Е. Хватцеву (1959) 1. Производить выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ, сначала шепотное, затем с голосом. В случае затруднения указательным пальцем быстро двигать вверх-вниз, задевая губы. 2. То же, но с помещенным между губами свободным кончиком языка. Сочетание этой вибрации с гласными [а], [у], [о], [ы]. 3. Задувание на кончик языка, который плотно прикасается только к верхней губе. Задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка. 4. Производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то помещенного в зубной полости. 5. Широко открыть рот, присосать широкий язык к небу. Сильно задувать на кончик языка, стараясь вызвать вибрацию. 6. Поднять кончик языка к альвеолам и долго тянуть звук [з], при этом быстро двигать указательным пальцем по нижней части языка, ближе к его краю. 7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком [з]: зззз-за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта [р] в сочетании с гласным [а]. После этого производятся быстрые движения зондом слева направо и справа налево. В момент возникновения вибрации слышится звук [р]. После появления звука [р] отработать шепотную вибрацию: 1) далее производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах; 2) развивать длительный рокот на разной высоте тона; 3) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса. 8. Установить лопатообразный язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, произносить: дз-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з. Язык должен быть неподвижным за исключением самой маленькой части кончика языка. Лопатообразный язык плотно прижать к верхним зубам и задувать на кончик языка. 9. «Барабан». Поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по деснам, произнося д-д-д-д-д. Нижняя челюсть в спокойном состоянии. 10. Быстрое повторение на одном выдохе звука [д], артикулируемом особым образом. При несколько открытом рте, при смыкании переднего края языка не с резцами, а с деснами или даже с альвеолами: дд, дд, дд, ддд, ддд, дд, ддд, ддд, ддддд. Темп постепенно увеличивать. 11. Использование в качестве исходного звук [т]. Тд, тд-д, тдд-д. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дда ..., дды, дды, дды ..., ддда, ддда, ддда ..., ддды, ддды, ддды ...). Работать должен только язык при зафиксированной нижней челюсти. Для фиксации раскрытого рта и неподвижной нижней челюсти можно ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок. 12. Четко и быстро прижимать и отрывать кончик языка от верхних десен. При этом слышится [т] — подобное звукообразование. Далее в последний момент делается сильное задувание, вызывающее трепетание кончика языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-трррр. Аналогичное упражнение можно проводить, используя звук [д]. 13. Раскатистое произнесение звукосочетания тр сначала с помощью пальцев, а затем без них. На первых порах произносить звукосочетание тр только шепотом, так как нервное возбуждение распространяется на область гортани и будет тормозить работу языка. Если звук [р] получается с предшествующими звуками [т] или [д], тогда между ними вставляется редуцированный (нечеткий) гласный звук [ы] (дырра, тырра). Прилагаемые при этом некоторые усилия задерживают произнесение первых звуков [т] и [д]. Далее произносятся дарра, тарра. Еще позже произносятся слоги, начинающиеся со звуков [к], [п], [б] (крррр, прррр, брррр). Использование механической помощи «Балалайка». Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно. Постановка звука [р] по Р.Е. Левиной (1965) При замене звука [р] его мягкой парой [р'] следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук [р'], переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [и]. Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное [р], но пока без вибрации. Следует закреплять фрикативный звук [р] на материале слогов, слов и предложений. Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Базой для постановки звука [р] могут быть звуки [ш], [ж]. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук [ж], переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Для выработки вибрации можно использовать звук [д], произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами. Сначала идет двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд,). Звук [д] может многократно повторяться равномерно (дддддддд) и с ритмическим выделением каждого третьего звука серии (ддд, ддд, ддд). В качестве исходного звука используется звук [т] (тд, тд, тддд, тддд). В дальнейшей работе двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дды, дды, дддда, ддда, ддды, ддды). Появлению самостоятельной вибрации языка способствует произнесение сочетаний звуков [т], [д] с фрикативным [р] (др, др, дддр, дддр, тр, тр, тттр, тттр). Для выработки вибрации произносить [д] вместо звука [р] в словах с сочетанием др или тр («тдава», «тдамвай», «тдуба», «ддова», «ддозд», «ддуг»). Постановка звука [р] по А.И. Богомоловой (1979) Зубы приоткрыть на расстояние 1,5—2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр. После закрепления короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. Автоматизация звука [р] Произношение изолированного звука [р] Игровые задания для закрепления изолированного произношения звука Звукоподражания Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д. «Заведем трактор». «Заведем машину». Работает невыключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше. Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса). Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом). Кошка мурлычет: «Мур-р-р-р» (низким голосом). Котенок мурлычет: «Мур-р-р-р» (высоким голосом). Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом). Ещё по данной теме: logopeddoma.ru Логопедические упражнения на звук р для детейОдним из важнейших компонентов развития ребёнка является его правильная и складная речь. Для того, чтобы дошкольник смог найти себе друзей и без проблем общаться со сверстниками, звукопроизношение должно быть понятным для окружающих. Но существует ряд так называемых "проблемных" звуков, которым относится звук "р". Именно звук р самый сложный при постановке, и появляется он в речи ребёнка одним из самых последних. При норме малыш должен уметь выговорить его уже к шести годам, но что же делать, если ваш ребёнок не смог самостоятельно овладеть звуком р? Причины отсутствия звука р у ребёнкаЕсть ряд причин, по которым ваш малыш не смог "осилить" звук р.
Логопедические упражненияЕсли речевых патологий у вашего ребёнка не обнаружено, а вы не хотите ждать пятилетия малыша, чтобы услышать долгожданный "р-р-р", то вам необходимо перед постановкой провести маленькую диагностику. Начинается она с упражнений на изолированное произношение р. Если у ребёнка не получается "порычать", переходим к следующему пункту. Стоит проверить произношение звука вначале, середине и в конце слова. Для этого упражнения можно и даже необходимо использовать демонстрационные карточки. Например, если мы просим малыша повторить слово "тигр" мы показываем ему этого самого тигра. В зависимости от того как у ребёнка получается произносить проблемный звук и происходит его коррекция. Если звук есть в изолированном виде, то нужно работать над его автоматизацией в слогах, а затем в словах. Если же звук р не произносится ребёнком отдельно, то мы начинаем с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Вполне достаточно родителям четырёхлетнего малыша начать с этого. Потому как в 3-4 года речевой аппарат просто ещё не готов выговаривать р. Упражнения на постановку р опытные логопеды рекомендуют начать именно с гимнастики. Здесь дела обстоят так же как и в спорте: без разминки мы не бежим трусцой и не прыгаем в длину. Дыхательная гимнастика при постановке звука рНиже будут приведены примеры упражнений, которые необходимо освоить для постановки звука р:
Артикуляционная гимнастика при постановке звука рЧаще всего название упражнений в артикуляционной гимнастике говорят сами за себя. Сейчас мы разберём самые универсальные и любимые детьми:
Рекомендации логопедаСегодня существует множество сайтов и форумов, где мамочки, научившие своих деток правильно говорить, делятся опытом, но не стоит забывать, что именно мнение специалиста должно быть в приоритете. Поэтому перед тем, как сажать ребёнка перед собой и начинать осваивать логопедию в домашних условия необходимо обратиться к квалифицированному специалисту, который покажет и расскажет, что именно вы должны делать. Во-первых, имея при себе уже перечень упражнений от логопеда вам необходимо оборудовать в детской комнате "рабочую" зону. В ней должен быть стол, стулья для вас с ребёнком. Над столом должно быть размещено зеркало для того, чтобы малыш при выполнении упражнений мог видеть себя и вас. Во-вторых, занятия должны быть регулярными. Нет смысла усаживать ребёнка раз в неделю и мучить его час. Достаточно для достижения результата ежедневно выделить для гимнастики не более десяти минут. И, в-третьих. Уважаемые родители, вы должны понимать, что быстро поставить звук р не получится и у самого опытного специалиста. Это трудоёмкий процесс, в котором должны брать участие три стороны:логопед - родители - ребёнок. Если в этой цепи отсутствует хоть одно связуемое, результата не будет. Не нужно заставлять трёхлетнего малыша говорить р, как было сказано ранее, его речевой аппарат просто не готов к этому. В таком возрасте достаточно проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику - с их помощью речевой аппарат ребёнка будет становиться сильнее, звукопроизношение чётче, а интонационная сторона речи приобретёт новые краски. Хотелось бы несколько слов сказать про саму постановку звука р. Происходит она двумя способами:
Первый способ возможен, если ребёнок ориентируется в органах речевого аппарата, то есть для ребёнка не составляет труда повторить команды по типу: поднять язык к носу, опустить к подбородку; облизать верхнюю губу, упереться кончиком языка в нижние зубки. По этому способу ребёнок будет повторять за логопедом определённый ряд действий, которые помогут ему в правильном звукопроизношении звука р. Второй способ происходит с помощью логопедических зондов. Это специальные палочки с разными наконечниками, которые используются для постановки проблемных звуков.Для звука р логопеды используют зонд с круглым наконечником, который помогает языку создать нужную вибрацию при звукопроизношении звука р. Конечно, набор зондов стоит не так дёшево, так что для домашней практики вы можете использовать остатки чупа-чупса (вам нужна карамелька диаметром до 1 см). В случае использования зонда и карамельки вам нужно быть предельно осторожным, чтобы не повредить зубки ребёнку. После постановки звуков приходит период автоматизации и дифференциации. Скажем проще - "рычать" мы малыша научили, а теперь самое время вводить звук р в речь. Но вводить стоит постепенно. Начинаем мы с открытых слогов: ар, ор, ур. Затем переходим к закрытым слогам: ра, ро, ру. После этого мы можем пробовать проговаривать однослоговые слова: рак, род, рык. При правильной последовательности у ребёнка не возникнут трудности при выполнении этих заданий. Вопрос дифференциации звуков заключается в том, чтобы малыш не путал звук р с похожими по артикуляции звуками. Такими являются звуки л и в. Так что при автоматизации звука р вы должны следить, чтобы в словах и слогах он слышался отчётливо и внятно. Хочется акцентировать внимание родителей на том, что ваши занятия должны быть закреплены визуальным эффектом. Каждое упражнение должно иметь предысторию и вызывать у ребёнка восторг, малыш должен хотеть заниматься. Хочется пожелать терпения и удачи родителям - не забывайте: всё получится, нужно только немного постараться! mama.guru Приемы постановки звука РКак поставить, вызвать звук [Р]?Работа по формированию правильного произношения звуков [Р] и [Р’] должна включать подготовительный этап, собственно постановку звука и этап закрепления – автоматизации – правильной артикуляции.В случае параротацизма (когда ребенок не может произносить звук Р и заменяет его на другие звуки (Л, Г, Ы, Н и др.) необходимо проведение дифференциации – различения – поставленного звука и звука – субститута. Итак, после того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуем вызвать звук «Р». Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение. Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску. Можно предложить малышу «завести моторчик»,подражая рокоту самолета или рычанью собаки – «ррррр…», или карканью вороны – «карррр…». Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука. Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.Остановимся на наиболее распространенных приемах. Поэтапная постановка звука [Р].
(Фрикативный — образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи) .Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами). Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка. Полученный таким способом звук следует сразу вводить в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.
Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце. Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой. На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме. В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка. Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию. Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил. Добавив к проторному звуку [Р] гласные «а», «э», «ы» – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком: РА, РЭ, РЫ. Первый способ постановки звука РПостановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Выполняем действия, сходные с вышеописанными. Второй способ постановки звука РПостановка от звука [Д]. В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе. В момент произнесения «дддд…» с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.
Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы в подходе к исправлению дефекта. Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска. В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука. Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации. Loading ...logoportal.ru Постановка звука Р | ЛогопатикиВсе родители желают, чтобы их малыш как можно раньше научился правильно выговаривать все звуки речи. Но это не всегда происходит своевременно и легко. Звук Р относится к тем звукам, появление которых может затянуться во времени и характеризоваться определенными трудностями. Когда же должен появиться звук РМногие мамы и папы сетуют на то, что их малыш, будучи в возрасте, например, двух лет, выговаривал звук Р, а потом перестал. Скорее всего это было подобие данного звука. Хочется отметить, что звук Р может появляться значительно позже, чем все остальные звуки. Правда, этот период не должен затянуться до 6 – 7 лет жизни вашего ребенка. Потом вызвать этот звук или исправить его неправильное произношение будет сложнее. Рекомендации для постановки звука РЧтобы научить ребенка правильно произносить звук Р, нужно подготовить к этому процессу его органы артикуляции. Для начала следует выработать умение делать язык широким. Этому способствует упражнение «Накажем непослушный язычок», выполнение которого состоит в следующем: высунуть широкий язык, расположить его на нижней губе и пошлепать по нем верней губой. Как только малыш научится расслаблять язык, следует перейти к формированию умения поднимать широкий язык вверх и располагать его на верхней губе. При этом следует обратить внимание ребенка на то, что в этом процессе нельзя помогать нижней челюстью. Работать должны только мышцы языка. Следующий шаг – научить ребенка располагать язык за верхними зубами, сохраняя его в широком состоянии. Можно выполнять попеременное высовывание языка и расположение его на верхней губе, а затем размещение за верхними зубами. Когда у ребенка будет выработано умение задерживать расслабленный широкий язык за зубами, можно предложить переместить его чуть дальше – к альвеолам и совершить сильный выдох. Должно получиться подобие рокотания. Таким образом, формируется правильное положение органов артикуляции, которое необходимо для собственной постановки звука Р. После того как у малыша появится правильная артикуляция, предложите ему произнести быстро длинный ряд д-д-д-д-д. Рот при этом должен быть приоткрыт, а широкий язык ударяться за верхними зубами у альвеол. Чтобы ребенку было легче себя контролировать, следует выполнять упражнение перед зеркалом. Кроме этого целесообразно взять полоску бумаги. При правильном выполнении данного задания бумажная полоска будет колебаться на каждый удар языка. Если малыш умеет быстро выполнять упражнение, описанное выше, можно перейти к механической постановке звука Р при помощи как специального шарикового зонда, так и подручных средств – пустышки, наполненные ватой, ватных палочек, указательного пальца самого ребенка или взрослого. Упражнение носит название «Заведем мотор». Предложите ребенку, чтобы он длительно произнес звук Д. В этот момент подложите специальные средства, например, пустышку, под кончик языка малыша и совершите частные колебательные движения из одной стороны в другую сторону. В ответ должен появиться рокот, характерный для произнесения звука Р. Следите за тем, чтобы язык ребенка был широким и напряженным. Если это условие не будет соблюдено – дрожания не получится. Для появления звука Р могут понадобиться не только дни, но и месяцы. Наберитесь терпения, так как любая поспешность может привести к искаженному произнесению данного звука, например, горловому произнесению, которое очень сложно исправить. logopatiki.ru 14 способов постановки звука [Р]1 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация! 2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий). 3 способ постановки звука [Р]: Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью. 4 способ постановки звука [Р]: Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе. 5 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении! 6 способ постановки звука [Р]: При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх. Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно. 7 способ постановки звука [Р]: В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо… 8 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА. 9 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции. 10 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе») 11 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка). 12 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает. 13 способ постановки звука [Р]: Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика. 14 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежащем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое. nsportal.ru |