Права ребенка в России: с рождения до совершеннолетия. Права ребенка в 6 лет
Права ребенка в России: с рождения до совершеннолетия
Декабрь 1993 года положил начало действию Конституции на территории России. Утвержденный более 23 лет назад решением всего народа Документ регламентирует перечень основных прав россиян. Граждане России на просторах страны наделены всеми правами, предусмотренными Конституцией. Наличие этих прав предусматривается с самого рождения, следовательно, детская аудитория с первых дней жизни является правоспособной.
Чем регламентируются права ребенка
Российское государство признает высокую значимость детского этапа (до наступления 18 лет) в становлении полноценной личности. Исходя из приоритетного принципа подготовки детей к самостоятельной жизни в социуме, государство ориентируется на формирование личной гражданской ответственности, развитие значимой для общества активной деятельности, воспитание не угасающего патриотического чувства наравне с высокой нравственностью.
Закон федерального значения под номером 124, вступивший в действие в июле 1998 года, реализует конституционные детские права. Данный нормативный акт гарантирует защиту интересов каждого ребенка страны. Гражданский кодекс, регламентируя порядок всех сфер жизни, определяет правовое положение детства.
Регулируя взаимоотношения в семье, Семейный кодекс предусматривает защиту законных прав ребенка. Закрепляет нормативы и ограничения по трудоустройству несовершеннолетних лиц Трудовой кодекс. Уголовный кодекс наряду с защитой интересов ребенка предусматривает и ответственность детской аудитории за правонарушения.
Право ребенка на территории России регламентируют и законы федерального уровня. Так, гарантом получения бесплатного среднего образования выступает закон об образовании. Медицинские учреждения соблюдают права детей, опираясь на закон по охране здоровья. Оградить от вредоносной информации, оказывающей негативное воздействие на полноценное развитие данной категории населения, призван специализированный закон, защищающий ребенка от неправомерного потока информации.
Правительством страны разработан закон, обеспечивающий защиту детства и от неблагоприятного воздействия со стороны табачного дыма. Система мер профилактики по вопросам безнадзорности, проблемам правонарушений, именно детской аудиторией, предусмотрена так же специальным законом.
Следует отметить, что определенные законы регламентируют как оказание бесплатной помощи юристов, так и возможность несовершеннолетним, имеющим детей, получать пособие от государства.
Права ребенка от рождения до совершеннолетия
Главенствующая роль по защите прав ребенка отдана законным назначенным представителям, а именно: родительской общественности. Вместе с ними обязанность эта возложена так же на государство, бдительность правоохранительных органов, все учреждения от уровня федерального до муниципального.
Существенное влияние на заботу о детях, как показывает практика, оказывают общественные объединения, активная деятельность которых выступает мощным оружием против несправедливости и зла в отношении детства. Правозащитные организации местного уровня обязаны не допускать и пресекать все правонарушения, касающиеся детства.
Право на жизнь
От рождения ребенок не подлежит никакому ограничению дарованного права на жизнь. И речь здесь идет о категорическом запрете принятия кем-либо самовольного лишения кого-либо этого драгоценного дара. Обеспечить это — обязанность государства. Поэтому правительство предусматривает меры воздействия путем установления за правонарушения по данному вопросу уголовной ответственности.
Детская жизнь — это ценность наивысшего порядка и для родителей, и для страны. Утвержденное законодательство, разработанные правовые акты ориентированы на охрану каждого ребенка, что не противоречит нормативам российской Конституции.
Право на свободу и личную неприкосновенность
Фундаментальной основой независимости личности признано право на обеспечение свободой, включающее и неприкосновение. Это и есть главная ценность для государства правового. Защищать частное пространство ребенка, не допуская воздействия физического, оказания влияния психологического, ограждая от любого вида принуждения, — приоритетное направление для страны в целом.
Образ жизни по собственному сценарию, не предусматривающему нанесения вреда окружающим людям, и есть свобода, противопоставленная унизительному рабству, существованию в неволе, насилию над телом и духом. Под строжайшим запретом на территории России похищение детей и торговля, эксплуатация трудовой силы. Все лица, преступающие законодательство, несут ответственность уголовную.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Обеспечить на значительном уровне заботу о здоровье ребенка — ключевая государственная задача. Получение медицинской помощи дается ребенку независимо от уровня благополучия семьи, статуса в социуме.
Поддержка здоровья детей, действия, направленные на его укрепление, имеют законную защиту в сфере здоровьесбережения. Совершенно бесплатно согласно государственному законодательству в отношении детей осуществляется комплекс мероприятий, ориентированных на своевременность помощи медицинского персонала, профилактические действия, диагностирование. Предусмотрено так же обязательное наблюдение за ребенком в процессе диспансеризации, оздоравливающих, лечебных процедур.
Для категории детей с ограничениями по здоровью обязательны как реабилитация, так и специальное лечение в санаториях.
Право на воспитание в семье
Под покровительством государства находятся и детство, и семья в целом. Безусловно, что такая защита со стороны правительства делает родительство и семейный союз, основанный во благо детей, ценностями социума. Нравственные ориентиры общества представляют интересы детства, материнства наряду с отцовством. Под запретом в России незаконное изъятие из семьи ребенка.
Цели государства на уровне социальном и экономическом, политическом и идеологическом заключаются в создании прочных связей для полноценного союза во имя благополучия детей. Так, каждый младенец от момента рождения наделен правом на получение родительской заботы. На государственном уровне апробирована на практике система мер по поддержки многодетный и иного статуса семей.
Правда жизни сурова, и отсутствие родителей компенсируется процессом усыновления, предоставленной перспективой устройства в семью приемную, установлением опеки.
Право на образование
Предоставленное на федеральном уровне право ребенку получать образование регламентировано Законом под номером 273-ФЗ, принятым в 2012 году, а вступившим в законную силу в 2013. Конституция наравне с данным Документом выступает гарантом обеспечения каждого несовершеннолетнего бесплатным образованием до средне профессионального уровня.
Овладение основным общим образованием является обязательным на территории Российской Федерации, поэтому родительской общественности вменяется надлежащий контроль за исполнением свои непосредственных материнских и, безусловно, отцовских функций. Правом на основе конкурсного отбора получить бесплатно высшее образование наделены все без исключения подростки страны.
Право на жилище
Сторона юридическая данного вопроса рассматривается в диапазоне установленных государством гарантий по обеспечению каждого ребенка жильем. Самовольное лишение кого-либо места проживания подлежит ответственности уголовного значения. Местом жительства категории граждан, не достигших возраста совершеннолетия, признано место проживания их родителей.
Следовательно, в отношении квартирного вопроса права детей обеспечиваются родителями, установленными законными усыновителями либо опекунами. Для взрослой части населения государство с целью обеспечить право ребенка на жилище разработало и внедрило в практику различные виды поддержки значения социального, а именно: по заключению договора о найме жилья, пакет предоставляемых банками субсидированных средств, наличие сертификата для разрешения жилищного вопроса.
Право собственности и наследования
По наследованию родительского имущества вступить в права гарантировано ребенку законом. Завещание наряду с правовыми актами предполагает в обязательном порядке долю на каждого ребенка. Поэтому предусмотрен конкретный механизм для реализации правозащиты несовершеннолетних.
Соблюдение прав, установленных Конституцией государства, позволяет разрабатывать и приводить в действие данный механизм, обеспечивающий реализацию гарантий подрастающему поколению.
Права ребенка по возрастам
В первые жизненные минуты младенец уже является полноправным гражданином своего Отечества. Государство наделяет ребенка правом жизни, получением имени, обеспечением всестороннего развития, проявление уважения к достоинству, преимущество на представление родительских интересов. Ребенок по мере взросления может самостоятельно потребовать защиты своих прав у работников опеки, выступить и быть заслушанным на судебном либо иного характера разбирательством.
Право на возможность воспитывать в семье полной, получать имущество, иметь гражданство, получать услуги здравоохранения, отдыхать — все это лишь несколько пунктов того перечня прав, которыми наделен человек с момента появления на свет. Международная конвенция обеспечивает гарантированную защиту ребенку от незаконного употребления наркотиков, сексуальную эксплуатацию, торговлю.
Российское государство предоставляет получение бесплатного образования, возможность проводить незначительные торговые сделки по достижению 6-летнего возраста. Стать с 8 лет полноправным участником общественного объединения, членами которого являются дети, давать согласие на усыновление либо по желанию восстановление в правах собственных родителей, изменить имя ребенок может согласно ряду статей Конституции России. А вот законное право на труд осуществляется с согласия родителей.
Достигнув 14летнего возраста, подросток получает расширенный спектр правового поля, а именно: имеет право согласовывать наличие гражданства, процесс усыновление (либо отказ от него), в судебном порядке рассмотреть вопрос отцовства (материнства) в отношении родившегося ребенка, без учета согласия родителей распоряжаться собственно заработанными или полученными (стипендия) деньгами.
Получить авторские права на индивидуальный интеллектуальный продукт, совершить сделку, обратиться с целью защиты прав в суд, начать работать до 24 часов еженедельно — права, предоставленные Гражданским Кодексом и трудовым. Стать членом профсоюзного движения, вступить в молодежное объединение, самостоятельно управлять велосипедом по дороге, расторгнуть трудовое соглашение можно подростку в 14 лет.
В случае трудовой деятельности детям предоставляется право на оплачиваемый раз в год отпуск в количестве 31 дня.
С наступлением 15 лет ребенок принимает решение о медицинском вмешательстве, заключить договор на выполнение труда в легких объемах. 16 лет — это возраст, с которого разрешается вступать в брак, осуществлять права родителя, в неделю работать до 35 часов, стать участником кооператива, право на эмансипацию.
Вместо заключения
Таким образом, защита прав ребенка ложится на его родителей, которые и являются его законными представителями, до достижения им совершеннолетия. Кроме этого, защиту прав детей гарантируют органы государственной власти Российской Федерации, местное самоуправление и правоохранительные органы. Конституцией страны предусматривается тот факт, что никто не имеет права ущемлять права другого человека, и ребенка в том числе, реализация конституционных прав основывается на взаимоуважении.
childage.ru
Права детей | Авторская платформа Pandia.ru
1. Права детей, закрепленные в международных документах.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. По международным нормам и по российскому законодательству ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста.
Правительства большинство стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти – детские – права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.
Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Какие самые известные из них вы знаете? Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.
В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…»
Конвенция о правах ребенка – большой документ. В нем содержится 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них.
В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:
- основные права: на жизнь, имя, гражданство и т. д.;
- права, призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;
- права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: права на свободу мнений, свободу совести и т. д.;
- права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;
- права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях: на войне, в заключении и т. д.
Права, закрепленные в международных документах, принадлежать детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.
Конечно, главными защитниками прав ребенка являются его родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав детей – государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создание бытовых удобств, питание детей необходимые денежные средства.
В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки и попечительства.
Эти органы призваны защищать права и интересы детей в случае смерти родителей, лишения родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.
2. Права детей по Гражданскому кодексу.
Сейчас речь пойдет о весьма специфических правах детей, которые называются имущественными. Вы легко представите себе эти права, если вспомните ситуации, когда ходите в магазин за покупками, обмениваетесь вещами, берете друг у друга велосипед, чтобы покататься, и т. д. В данном случае «сделанное действие» называют в праве «сделка». Всякий раз в ваших действиях в той или иной форме задействованы вещи или имущество. Отсюда и название – имущественные права. По большому счету, эти права, связанные с приобретением или распоряжением имуществом, четко изложены в одном законе – Гражданском кодексе. В этом законе более 1000 статей, которые определяют, что может находиться в собственности у людей, а что не может (запрещено, например, владеть невольниками). Кодекс указывает, в каких случаях человек может распоряжаться имуществом (продавать, дарить, обменивать).
Нас из этого кодекса будут интересовать только те права, которые касаются детей. Надо сказать, что все действия или сделки детей с имуществом четко регламентированы буквой закона. Почему такое недоверие детям? Наверное, потому, что ребенок не имеет достаточного жизненного опыта и при осуществлении сделки может стать жертвой мошенничества или собственной недальновидности. Именно поэтому, заботясь о детях, законодатели предусмотрели, в каком возрасте и какие действия может совершать ребенок самостоятельно, а в каких случаях все действия в интересах детей должны совершать их законные представители – родители, усыновители или опекуны.
Гражданский кодекс РФ четко выделил права детей трех возрастных групп. Это права детей в возрасте до 6 лет; от 6 до 14 лет (их еще называют права малолетних) и права детей в возрасте от 14 до 16 лет.
Пока ребенку еще не исполнилось 6 лет.
Ребенок с рождения может быть собственником какого-то имущества. Даже годовалому ребенку по наследству от бабушки может перейти, например, домик в деревни или садовый участок. Однако право на самостоятельное распоряжение этим имуществом запрещено. Пока ребенку еще не исполнилось 6 лет, все сделки без исключения за него совершают его законные представители.
Когда ребенку исполнилось 6 лет.
Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет не могут совершать всех тех сделок, которые совершают взрослые граждане, но определенными правами все-таки обладают.
Ребенок этого возраста имеет право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Например, покупать книги, игрушки, продукты, билеты в театр или кино т. д. Также у него есть право совершать такие сделки, по которым другая сторона, передавая что-либо ребенку, сама от него ничего не получает. Такие сделки называются безвозмездными. Это, например, принятие подарков. А вот распоряжаться наследством или дорогим подарком малолетний не может, поскольку в этом случае закон требует государственной регистрации или нотариального удостоверении, а он не вправе совершать такие сделки.
Малолетние дети имеют право распоряжаться средствами, которые дали им родители, бабушка, дедушка или другие родственники. Но в любом случае распорядиться ими ребенок может только с согласия родителей или лиц, их заменяющих, а совершать может только мелкие бытовые сделки.
Положим, что деньги выделены малолетнему ребенку для какой-то строго определенной цели. В этом случае он не праве использовать их по другому назначению. Если же цель не определена, ребенок волен самостоятельно распорядиться ими.
Такое положение вещей продолжается до 14-летнего возраста.
Когда ребенку исполнилось 14 лет.
Дети в возрасте от 14 до 18 лет становятся более самостоятельными, а круг их прав значительно расширяется. Они уже могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией. Кроме того, дети этого возраста вправе совершать сделки. Правда, для этого требуется письменное согласие или последующее одобрение родителей. Они могут быть признаны авторами созданного художественного произведения, например картины или музыкального сочинения, и иметь соответствующие авторские права (на вознаграждение, на имя).
С 14 лет дети могут вносить вклады в банковские учреждения и самостоятельно распоряжаться ими.
По достижении 16-летнего возраста несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. Конечно, при этом дети в возрасте до 18 лет обладают также всеми правами малолетних детей и совершают все сделки, разрешенные малолетними.
Таковы основные имущественные права ребенка, которые закреплены в гражданском законодательстве.
3. Права детей по Семейному кодексу.
Права и обязанности родителей и детей в нашей стране устанавливаются Семейным кодексом. Это еще один закон, который специально защищает права и интересы детей.
Семейный кодекс РФ содержит 170 статей. Мы разберем только те из них, которые посвящены правам несовершеннолетних.
Какие же права личного характера закреплены в этом законе?
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу и уважение его человеческого достоинства, право на совместное с членами семьи проживание.
Ребенок имеет право на общение со своими родителями близкими родственниками.
Ребенок имеет право на защиту своих законных прав интересов. Его права защищают родители, органы опеки и попечительства, прокурор, суд. Кроме того, независимо от возраста ребенок может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, с 14 лет – в суд.
Ребенок имеет право выразить свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающие его интересы. Ребенка обязаны заслушать и в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. Например, если родители подали заявление в суд о восстановлении в родительских правах, мнение ребенка, достигшего 10 лет, обязательно учитывается судом или органами опеки. Точно так же без учета мнения ребенка, достигшего 10 лет, невозможно переменить его имя, фамилию или усыновить.
Основная обязанность родителей – защищать права и интересы несовершеннолетних детей. Родители представляют интересы несовершеннолетних детей, в том числе в суде. Понятно, что большинство родителей просто любят и берегут своих детей, не задумываясь над тем, что при этом кто-то из родителей своими действиями вдруг нарушает права ребенка, то на его защиту выступает закон. Согласно Семейному кодексу родители могут быть лишены родительских прав. Это происходит, например, в случае, если родители больны хроническим алкоголизмом или наркоманией.
4. Права детей по Трудовому кодексу.
Основным документом о трудовой деятельности в нашей стране является Трудовой кодекс. В соответствии с ним каждый может устроиться на работу только после того, как ему исполнится 15 лет. Но в виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, разрешается принимать на работу в свободное от учебы время (например, во время летних каникул) и тех, кому исполнилось 14 лет.
Труд 14-летних детей можно использовать только для выполнения легкой работы, не причиняющей вред здоровью подростка и не мешающей ему учиться. Родители (или те, кто заменяет ребенку родителей) должны дать согласие на то, чтобы ребенок мог работать в свободное от учебы время.
Несовершеннолетних работников запрещено использовать на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда (труд пожарных, производство взрывоопасной продукции и др.). Нельзя использовать труд несовершеннолетних и на подземных работах (в шахтах, метро) и на тех работах, которые могут причинить вред их нравственному развитию. Поэтому несовершеннолетних не могут принять на работу в ночной клуб, кабаре, на завод по производству спиртных напитков. Нельзя использовать труд несовершеннолетних и в ночное время, то есть с 22 часов ночи до 6 утра.
Молодой человек растет, развивается. Учитывая это обстоятельство, запрещается принимать несовершеннолетнего работника на работу, связанную с переноской тяжестей, погрузочно-разгрузочные работы.
В правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к взрослым.
Они, так же как и взрослые, должны трудиться честно и добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину, требования по охране труда, выполнять распоряжения администрации, бережно относиться к имуществу предприятия. Но такие работники пользуются и определенными льготами в области охраны труда, рабочего времени, заработной платы, предоставления отпусков.
Несовершеннолетним работникам закон устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени.
Если для взрослого работника нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. То молодой человек в возрасте от 14 до 16 лет не должен работать более 24 часов в неделю, а от 16 до 18 лет не более 36 часов. Имея сокращенную продолжительность рабочего времени, несовершеннолетние работники получают такую же зарплату, как и взрослые, работающие полный рабочий день.
Работникам моложе 18 лет предоставляется отпуск в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день.
Сейчас мы часто слышим. Что на том или ином предприятии происходит сокращение численности работников, или предприятие ликвидируется, а работники из-за этого увольняются. Но если взрослые, уволенные с работы, должны сами найти работу, то несовершеннолетнего обязаны трудоустроить. Уволить несовершеннолетнего работника администрация предприятия может только после того, как получит разрешение в специальных органах – Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
pandia.ru
Права детей по Конституции РФ
Законодательство России охраняет права и свободы граждан страны. Особое внимание семейное законодательство уделяет несовершеннолетним детишкам, так как будущее поколение - это будущее государства.
Главная особенность - это наделение ребенка правами от рождения и по мере взросления, постепенно увеличивая степень ответственности перед законом.
Наличие Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году ООН, обязывает помимо местных норм и правил, касающихся детишек, соблюдать и положения международного соглашения.
Законодательство страны не может противоречить установленному закону на международном уровне.
Ребенком признается человек, возраст которого составляет менее 18 лет.
Некоторые права дарованы ребенку уже при рождении и не могут быть отобраны или нивелированы кем-либо.
Конституция России закрепляет за собой способность иметь права от рождения, которые являются наивысшей ценностью и охраняются государством.
Понятие правового статуса ребенка означает способность иметь права и осуществлять обязанности, нести ответственность за свои поступки от рождения до совершеннолетия.
Статус может меняться в зависимости от возраста малыша, на основании дарованных ему полномочий в процессе взросления и приобретения дееспособности.
Самостоятельно осуществлять свои права человек способен по достижении полной дееспособности, которая наступает в полном объеме с момента совершеннолетия, либо в других случаях, предусмотренных законом.
Например, заключение брака в возрасте от 16 лет, занятие предпринимательской деятельностью, работает полный рабочий день по трудовому договору с согласия родителей.
Права ребенка с рождения — естественные
Основным полномочием младенца, наделенным от рождения, является право жить и воспитываться в семье, если это возможно.
А также знать своих биологических родителей и иметь возможность контактировать с ними беспрепятственно и воспитываться в их семье, если поведение родителей не угрожает жизни и здоровья малыша и не нарушает его полномочий.
Ребенок может рассчитывать на обеспечение его интересов и нуждаемости в уходе, надлежащее воспитание родителями, уважение его достоинства и чести.
Если же воспитание в семье невозможно, ответственность за его осуществление берут на себя органы опеки и попечительства над несовершеннолетними детишками.
Существует множество форм устройства детей-сирот и отказников в интересах несовершеннолетних детишек.
Общение с родителями для ребенка — одна из важнейших ценностей, которая обеспечивается на законодательном уровне.
Так, никто не вправе нивелировать право общаться с родственниками, если на это нет ограничений на основании судебного решения.
Права несовершеннолетних согласно Конституции РФ
В Конституции Российской Федерации закреплены основные полномочия малыша, дарованные ему от рождения. Маленький ребенок имеет право на:
жизнь;
самовыражение и развитие личностных качеств;присвоение имени, фамилии и отчества, выбранных родителями при государственной регистрации рождения малыша;
гражданство России при рождении, даже если родители ребенка приезжие;
знание своих биологических родителей, жить и воспитываться в их семье;
развитие способностей и уважение человеческого достоинства;
защиту своих интересов родителями, опекунами, органами опеки и попечительства, правоохранительными органами, прокурором или судом;
пользование, принятие во владение, наследование имущества родителей и других родственников;
пользование наиболее усовершенствованными государственными услугами медицинского здравоохранения, лекарственных средств, оказание медицинской помощи бесплатно;
отдых и досуг (лагеря, санаторно-курортные учреждения и тп.), участие в культурных мероприятиях и проявление творческих амбиций;
защиту от экономической эксплуатации;
защиту от насилия и причинение время здоровью (принуждение к занятию проституцией, приему наркотических или психотропных средств, рабство, похищение, контрабанда).
По мере взросления ребенок способен нести ответственность за свои действия, строить логические цепочки и находить причинно-следственные связи своих поступков.
Поэтому, государство наделяет несовершеннолетних различными обязательствами, соответствующими способностям ребенка.
Ранжируются в законодательстве о правах детишек полномочия и обязательства несовершеннолетних в зависимости от количества полных лет:
с полутора лет малыш может посещать ясельную группу детского сада;
с трех — посещать дошкольное учреждение муниципального или частного владения;
с шести лет — получать общее среднее образование в школе государственного или частного владения, самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, не требующие государственной регистрации или нотариального удостоверения, а также распоряжаться карманными средствами с разрешения законных представителей;
с восьми лет — быть членом или участвовать в детском общественном объединении;
с десяти лет — имеет право давать согласие на восстановление родителей в родительских правах, согласие на смену своих данных (имени, фамилии, отчества), изъявление желания остаться с каким-то из родителей после развода, согласие на усыновление или передачу в приемную в семью;
с четырнадцати лет ребенок становится уже более осознанным, начинается новый этап его взросления, поэтому он наделяется такими полномочиями, как отмена усыновления, согласие на изменение своего гражданства, может требовать установление отцовства в судебном порядке, распоряжаться заработанными денежными средствами самостоятельно без согласия родителей, совершать мелкие сделки и нести ответственность по ним, без согласия законных представителей осуществлять права автора интеллектуальной собственности, самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов, работать не более 24 часов в неделю, быть официально трудоустроенным на время, свободное от учебной деятельности и получать поощрение за свой труд, ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 31 день, имеет право объединяться в профессиональные союзы, иметь документ, удостоверяющий личность — паспорт, более того, четырнадцатилетний подросток обязан его получить;
с пятнадцати лет ребенок приобретает право высказывать свое решение на медицинское вмешательство, быть принятым на работу с неполным рабочим графиком, если имеется документ об окончании общего среднего образования;
с шестнадцати лет — человек имеет право трудиться по договору 35 часов в неделю, являться членом кооператива, вступать в брак при наличии существенных на это причин (беременность, угроза жизни), осуществлять родительские права своих отпрысков.
С момента шестнадцатилетия до совершеннолетия сохраняются все вышеперечисленные полномочия. По достижению возраста 18 лет, совершеннолетний гражданин приобретает полную дееспособность, которая позволяет осуществлять все права и обязанности, закрепленные кодексами государства.
Выводы
Реализовать свои правовые полномочия гражданин имеет возможность только в том случае, если одновременно он берет на себя определенную ответственность и обязательства перед другими участниками правоотношений.
Главная идея законодательной инициативы — охрана законом личных прав и соблюдение исполнение обязанностей, обеспечивающих данные права.
zakonsovet.com
Начальная школа - Права ребёнка
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ГРАЖДАНАМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕСУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ
«РЕБЕНОК – дар любви. Храни его и с ним живи В единстве и созвучье тонком. ТЫ отвечаешь за РЕБЕНКА!»
«В В конвенции каждый найдет на важный вопрос ответ: ПОМНИ! "Ребенок считается тот, Кто не достиг восемнадцати лет!"
Статья 1.Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.
Право на жизнь.Статья 6. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. « Я расту на радость маме, Но приходится признать, Чтоб я вырос лучшим сыном, Как мне много нужно дать!»
Право на отдых и досугСтатья 31. Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг « Бабушка не прыгает, дедушка не скачет. Это для Конвенции ничего не значит. Положено ребенку расти, шуметь, играть. И права этого никто не может отобрать.»
Право на защиту Статья 19. Ребенок имеет право на защиту от физического и психологического насилия « Знайте, что бить, обижать и неволить Ребенка закон никому не позволит. ДЕТИ – не куклы, любой Карабас Будет серьезно наказан у нас!»
Право на имя Статья 7. Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. « Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки - Каждый день рождаются девчонки и мальчишки, Пользуются с первых дней правами своими – Ведь с пеленок человек получает ИМЯ!»
Право на сохранение своей индивидуальностиСтатья 8. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности. Включая имя и семейные связи. « Если дочка не упряма, Если папа не сердит, Если бабушка на маму, Исподлобья не глядит, Если добрые слова, Слышишь с самого утра, Значит папа, мама, я – КТО? – ХОРОШАЯ СЕМЬЯ!»
Право на здравоохранение и медицинское обслуживание. Статья 24-27. Ребенок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание. Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. « Человек на свет не может без помощи родиться, Суп малыш себе не сварит, не сможет учиться. Чтоб ребенка защитить и воспитать Самых лучших специалистов требуется назначать.»
Право на бесплатное образование Статья 28-29. Ребенок имеет право на бесплатное образование « Заходите в 1 класс, не шагайте мимо Мы всему научим вас, что необходимо.»
Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка. « Вы, запомните, ребята, Что ни дед и не сосед, Только МАМА, Только ПАПА – они за вас несут ответ.»
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; получать и передавать любую информацию.
20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята "Конвенции о правах ребёнка"
Дорогой друг! Ты думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! 170 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать от всяких бедствий. Об этом они 20 ноября 1989 года подписали специальный документ, который называется "Конвенция о правах ребёнка". Теперь эти страны обязаны думать о наилучшем соблюдении твоих прав и прав других детей. Специальная международная организация ЮНИСЕФ - Детский фонд Организации Объединённых наций, помогает детям во всём мире и следит, чтобы их права соблюдались. А 20 ноября теперь ежегодно празднуется как "Всемирный день ребёнка".
"Детство под защитой. Мои права."
читаем книгу
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
-Право на имя, отчество и фамилию-Жить и воспитываться в семье -Общаться с родителями и другими родственниками -Защищать свои права -Выражать своё мнение -Право на имущество -Право на медицинское обслуживание -Право на образование и другие.
Данные права установлены и гарантированы:
Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 годаКонституцией Российской Федерации; Семейным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";Федеральным законом "Об образовании"
Права детей в мультиках...
Через игру к знаниям!
Хотите больше узнать о правах ребёнка? Тогда поиграйте в игры
Нарушители прав и свобод Чиполлино и его друзейКроссворд по сказке Джанни Родари
Сказочные деткиКроссворд(составитель Н.Галушко)
Скачать буклет
Скачать буклет
Наталья МайданикВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РЕБЕНКА
Много праздников на свете,Всех не сосчитать!Любят взрослые и детиВместе их встречать!
Но сегодня День ребенкаПразднует весь Мир,От Парижа до ГонконгаВесть летит в эфир:
Поздравляем! Любим! Верим!Мир вам сохраним!Подрастайте! Улыбайтесь! Мы вас защитим!
Чтобы мирно жить смоглиЛюди в радости, любви,Взрослые на всей планетеНынче дарят праздник детям!
ДЕТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ
КЛАССНЫЕ БЛОГИ
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВНИМАНИЕ!
САЙТ НАХОДИТСЯ В СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ,ТЕСТИРОВАНИЯ И ОТЛАДКИ
...но это значит лишь только то, что он ещё совсем юный, и поэтому информация, которую Вы ищете, пока может здесь отсутствовать. Но задавать вопросы, оставлять свои пожелания, советы и комментарии Вы можете уже сейчас, это только приветствуется!
life-school.ucoz.ru
Развитие представлений о правах детей 5–6 лет в процессе познавательной беседы
Построение правового государства – одна из актуальных задач современной России. Следовательно, необходимым условием этого является высокий уровень правовой культуры граждан нашей страны, предполагающий, в первую очередь, знание ими своих прав и обязанностей, умение их защищать и не нарушать при этом права остальных членов общества.
Формирование основ правовой культуры начинается уже в дошкольном возрасте, на ранних этапах становления личности. Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы поведения каждого человека. Эти основы закладываются в семье. Однако большую роль при этом играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Детский сад является первым звеном системы правового воспитания и образования детей, поэтому не случайно перед педагогами встает задача развития у дошкольников представлений о своих правах. Ведь именно с первых шагов «юного гражданина» должны формироваться нравственно-правовые качества личности, поведение и эмоции.
Проблема формирования основ правовой культуры личности нашла широкое отражение в психолого-педагогической литературе. В большом объёме она рассмотрена применительно к детям младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, в меньшей степени – к детям дошкольного возраста. Как показали психолого-педагогические исследования А.И. Долговой, К.Е. Иголева, Г.М. Миньковского, В.Л. Рыбальской и др., элементы правовой культуры начинают закладываться в период детства. Именно в период старшего дошкольного возраста у детей могут быть сформированы представления о своих правах. Формирование представлений о правах у детей 5–6 лет является основой для воспитания правовой культуры. Знание ребёнком своих прав позволит ему защитить себя с правовой точки зрения, будет способствовать развитию чувства собственного достоинства, формированию правильного «правового» общения с другими детьми, воспитанию уважения к себе, к своим родителям и окружающим.
В исследованиях по правовому воспитанию дошкольников, представленных В.В.Антоновым, А.Ф.Никитиным, Я.В.Соколовым, Т.А.Шорыгиной и др., указывается на необходимость использовать этот период времени для начала формирования у ребёнка представлений о своих правах, а также для его правового воспитания [2, 6, 7].
С.А.Козлова отмечает, что у ребёнка нужно формировать представление о самом себе, о своих правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и развивать оценочное отношение к событиям, окружающему социальному миру и учить применять полученные знания в различных формах собственной деятельности дошкольника [4].
Мы считаем, что рассказать дошкольнику о его правах можно в виде познавательной беседы, так как этот вид работы с детьми наиболее эффективен и применяется в практике ДОО (особенно в старших группах). Изучению познавательной беседы посвящены исследования М.М. Кониной, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др., которые рекомендуют использовать её в работе с дошкольниками для ознакомления с окружающим миром [1]. Познавательная беседа позволит заинтересовать дошкольника и он получит новые представления, дети смогут не просто выслушать, но и задать педагогу различные вопросы и тем самым лучше усвоить материал.
Для выявления состояния проблемы в реальной практике нами было организовано исследование на базе МКДОУ № 151 г. Кирова. Для выявления представлений о правах у дошкольников 5–6 лет была разработана беседа «О правах ребёнка»; игра «Догадайся и продолжи». Общие результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень представлений о правах у детей 5–6 лет по результатам двух методик (беседа «О правах ребёнка», игра «Догадайся и продолжи»)
Методики/ уровни
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Число
%
Число
%
Число
%
Беседа «О правах ребёнка»
9
75
3
25
0
0
Игра «Догадайся и продолжи»
7
58
4
33
1
9
Данные, полученные в ходе сравнения результатов диагностики, дают основание утверждать, что при использовании игры «Догадайся и продолжи» как диагностического инструментария были получены результаты выше, чем при применении беседы «О правах ребёнка». Это можно объяснить тем, что беседа «О правах ребёнка» предполагала развернутые ответы детей с опорой на правовые знания. Игра «Догадайся и продолжи» оказалась для дошкольников более простой, так как в ней были представлены загадки, на которые нужно было дать отгадки. Это было интересно и увлекательно.
На основании полученных в ходе эксперимента результатов мы убедились, что у воспитанников практически отсутствуют представления о своих правах, а если имеются, то они носят поверхностный характер, поэтому мы разработали беседы познавательного характера с целью их формирования.
Прежде всего, мы определили перечень прав для изучения с детьми 5–6 лет согласно основополагающим документам «Всеобщая декларация прав человека» [8] и «Конвенция о правах ребёнка» [9], установили наиболее важные и доступные для понимания детей права, знакомиться с которыми они могут в первую очередь [3, 5]. Перечень прав представлен в таблице 2.
Таблица 2
Определение перечня прав для изучения с детьми 5–6 лет на основе двух основополагающих документов«Всеобщей декларации прав человека» и «Конвенции о правах ребёнка»
Основополагающий документ
Право для изучения
«Всеобщая декларация прав человека»
«Конвенция о правах ребёнка»
«Каждый человек и имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 3).
«Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст. 6, п.1).
«Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст. 27, п. 1).
Право на жизнь.
«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…» (ст. 25).
«Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения» (ст. 24).
Право на охрану и укрепление здоровья.
«Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным….» (ст. 26).
«Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: вводят бесплатное и обязательное начальное образование» (ст. 28, п. 1а).
Право на образование.
«Каждый человек имеет право на отдых и досуг…» (ст. 24).
«Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством» (ст. 31).
Право на отдых.
«Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу» (ст.7, п.1).
Право на имя.
С детьми была проведена серия бесед, а именно беседы по правам детей (право на жизнь, право на охрану и укрепление здоровья, право на имя, право на образование, право на отдых). Перечень, проведённых нами познавательных бесед был достаточно разнообразен и представлен в таблице 3.
Таблица 3
Познавательные беседы о правах для детей 5–6 лет
№ беседы
Название беседы
1
Познавательная беседа «Имею право жить».
2
Беседа по сказкам: «Колобок», Ш. Перро «Красная шапочка».
3
Познавательная беседа «Имею право на охрану и укрепление здоровья».
4
Беседа по сказке К.И. Чуковского «Айболит».
5
Познавательная беседа «Имею право на имя».
6
Беседа по сказке Х.К. Андерсена «Дюймовочка».
7
Познавательная беседа «Имею право на образование».
8
Беседа по сказке А.К. Толстого «Золотой ключик», или «Приключения Буратино».
9
Познавательная беседа «Имею право на отдых».
10
Беседа по сказке Ш. Перро «Золушка».
11
Заключительная беседа «Дружно весело шагаем и права мы свои знаем».
После каждой познавательной беседы, содержащей сведения о конкретном праве, проводилась беседа по сказкам, в которых отражалось основное право ребёнка. Эти беседы проводились с целью закрепления представлений детей дошкольного возраста о конкретном праве на основе литературного произведения. В конце всего цикла бесед была проведена ещё одна заключительная беседа, которая закрепляла и обобщала все представления, которые были сформированы ранее.
Предлагаем конспект заключительной беседы «Дружно весело шагаем и права мы свои знаем».
Цель: закреплять представления детей о правах (право на жизнь, право на охрану и укрепление здоровья, право на имя, право на образование, право на отдых) в процессе беседы: уметь называть права, определять их, исходя из содержания знакомой сказки. Активизировать в речи детей слова: право, Конвенция, государство, образование. Развивать чувство собственного достоинства детей. Воспитывать уважительное отношение как к своим правам, там и правам других людей.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим на нашу полочку, на которой стоят картинки с изображениями различных символов прав, и вспомним, какие же права мы с вами изучили? (право на жизнь, право на охрану и укрепление здоровья, право на отдых, право на имя, право на образование).
Воспитатель: Молодцы. Я рада, что вы знаете свои права. Ребята, а как называется главный международный документ, в котором прописаны все права детей? (Конвенция о правах ребёнка).
Воспитатель: Правильно, это «Конвенцией о правах ребёнка». Мы с вами помним, что право – это возможность что-то иметь или делать. А вы помните, кем эта возможность обеспечивается и охраняется? (государством).
Воспитатель: Правильно, государство обеспечивает и охраняет наши с вами права. А кто же у нас больше всего нуждается в праве на защиту своих прав? (мы).
Воспитатель: Верно, это вы – дети. Я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения «Права ребёнка», а вы послушайте меня внимательно.
Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,
Он имеет право жить, своё имя получить,
Развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
(Батырова Альфира).
Воспитатель: О каких правах детей, которые мы с вами знаем, говорится в стихотворении? (право жить, обучаться и отдыхать, право на образование и на отдых, право на охрану и укрепление здоровья, право на имя).
Воспитатель: Верно, ребята, молодцы. Вы правильно перечислили все права, которые затронуты в этом стихотворении. Каждый ребёнок при рождении имеет право на имя, право на жизнь, право на образование, отдых, охрану и укрепление здоровья.
А теперь, ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Права сказочного героя» и попробуем определить права детей в сказках.
Воспитатель, называя сказки, показывает иллюстрации к ним.
Какое право нарушено в сказке Ш. Перро «Золушка»? (право на отдых).
В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право обеспечивается? (право на здоровье, зверей лечит Айболит, как только все заболели, Айболит сразу спешит им на помощь).
Воспитатель: Да, все верно, но давайте еще раз вспомним, как точно называется это право?(право на охрану и укрепление здоровья).
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Теперь вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право обеспечивается у Буратино? (право на образование).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы настоящие знатоки своих прав и я награждаю вас значками «Знаток».
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (слова Л. Ошанина, музыка Ф. Островского).
Ребята, вам нужно знать свои права, пользоваться ими, но и не забывать про свои обязанности. Такие же права есть у всех детей и взрослых, нельзя нарушать права других людей. Крепкого здоровья всем вам!
В процессе проведения этой и других познавательных бесед дети были активны, тема заинтересовала их с самого начала. Они были внимательны, с желанием даваликонкретные, чёткие ответы на вопросы педагога. Можно сделать вывод, что дети получили определённый запас знаний, представлений о правах.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент. Для этого нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Сопоставив констатирующий и контрольный эксперименты, получили следующие результаты, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень представлений о правах у детей 5–6 лет (по результатам констатирующего и контрольного эксперимента)
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Беседа «О правах ребёнка»
75 % (9)
25 % (3)
0 %
0 %
25 % (3)
75 % (9)
Игра «Догадайся и продолжи»
58 % (7)
33 % (4)
9 % (1)
0 %
42 % (5)
58 % (7)
В заключение подчеркнём, что в качестве одной из форм работы с детьми 5–6 лет по развитию представлений о правах может выступать познавательная беседа при соблюдении следующих условий: