Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Возрастные особенности дошкольников 6-ти летнего возраста. Особенности 6 летнего возраста ребенка


Возрастные особенности шестилетних детей | Детский сад №353 "Сказка"

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ  ДЕТЕЙ

Реформа средней общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает постепенный переход на обучение де­тей с 6-летнего возраста. Что собой представляет 6-летний ре­бенок, отличается ли от своих сверстников прошлых лет? В чем состоят различия детей 6 и 7 лет, начинающих обучение? Чему можно и нужно обучать 6-летнего ребенка? Ответы на эти и другие вопросы ищут психологи и педагоги, морфологи и фи­зиологи, врачи и социологи.

Современный 6-летний ребенок существенно отличается от своего сверстника нескольких десятилетий назад. В какой-то степени и на детей этого возраста оказало влияние явление, известное под названием акселерация, т. е. ускорение роста и развития. Сущность этих изменений состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического развития и завершении созревания организма. Однако до сих пор неясно, идут ли процессы увеличения длины тела, его массы, более ранняя смена молочных зубов на постоянные и другие проявле­ния акселерации в соматическом (телесное, физическое) раз­витии параллельно с ускорением в умственном развитии (пси­хическая акселерация). Имеются тревожные данные о наруше­нии подобной гармонии и снижении работоспособности при этом.

Тем не менее, уровень развития 6-летних детей значительно отличается от такового детей 7 лет, возраста, в котором до сих пор начиналось школьное обучение.

По многочисленным данным советских физиологов и врачей, 6-летние дети отличаются от 7-летних прежде всего по ряду по­казателей высшей нервной деятельности. Так, выработка системы условных словесных реакций (отражающих функцио­нальное состояние коры головного мозга ребенка), имеющая большое значение для обучения, у детей 7 лет происходит от­носительно быстро (после 1—4 повторений словесной инструк­ции). Для большинства же 6-летних детей свойствен более низкий уровень функций коры головного мозга.

Несмотря на возрастные различия, организм ребенка к 6 го­дам достиг уже известной степени зрелости. А многочисленные данные психологов и педагогов свидетельствуют о возрос­ших познавательных возможностях современного 6-летнего ребенка, об активном стремлении его к приобретению знаний. Все это позволило положительно ответить на вопрос о том, можно ли обучать 6-летних детей.

Вместе с тем еще не закончено развитие важнейших для обу­чения систем. Главная особенность морфофункционального раз­вития 6-летних детей состоит в незавершенности структурного и функционального развития коры головного мозга.

Известно, что деятельность коры больших полушарий голов­ного мозга определяется двумя основными процессами: воз­буждением и торможением, от соотношения которых зависит работоспособность. Чем младше ребенок, тем сильнее выраже­но у него преобладание процессов возбуждения над торможе­нием. К 6 годам значительное развитие получают такие основ­ные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако все эти свойства характеризуются неустойчивостью. Процессы возбуждения и торможения легко распространяются на большие участки коры. Особенности нервной системы детей обусловливают малую устойчивость внимания, быструю истощаемость нервной системы и, следо­вательно, утомляемость ребенка. Быстро развивающееся «ох­ранительное возбуждение» проявляется в нарастании двига­тельного беспокойства, отвлечениях во время занятий. Такие изменения поведения детей младшего возраста считаются пер­выми признаками утомления.

Кто видел кинокартину «Внимание, черепаха!» (режиссер Р. Быков), тот наверное, помнит сцену, где первоклассники, не выдержав длительного и однообразного раздражителя — чтения вслух учителем — начинают заниматься посторонними делами  (девочки играют в куклы, мальчики — в солдатики). Физиологические особенности детей таковы, что не позво­ляют    начавшим    обучение    и    занимающимся    в    младших классах школы длительно сосредоточиваться на одной и той же  работе,  подолгу  сидеть неподвижно  и  молча.  Происхо­дит непроизвольное отключение внимания. Установлено, что дети в возрасте 5—7 лет могут сохранять активное внимание в течение всего 15—20 мин.

Незавершенность развития коры головного мозга влечет за собой целый ряд психологических особенностей. У детей 6-летнего возраста непроизвольное (пассивное) внимание преобладает над произвольным, активным, а именно послед­нее необходимо для усвоения знаний. Непроизвольное внима­ние основывается на эмоциональной активности ребенка. Вни­мание дошкольника концентрируется на предмете, который оказывает сильное эмоциональное впечатление, заинтересовывает его новизной, необычностью, яркостью. Формированию произ­вольного, волевого внимания ребенка способствует участие в занятиях, играх, предполагающих наличие замысла, состав­ление плана. Это сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, конструирование, аппликация и т.п.

В дошкольном возрасте выполнение требований ребенком в значительной степени основывается на эмоциональном отно­шении его к данному, конкретному человеку, предъявляющему эти требования, — боязни наказания или ожидании награды.

Среди важных психологических особенностей детей, нахо­дящихся на границе дошкольного и школьного возраста, пси­хологи отмечают появление ориентации на социальные тре­бования. Для появления осознанного отношения к нормам общественного поведения, к социальным требованиям боль­шое значение имеют подвижные и дидактические игры с пра­вилами, особенно коллективные.

Поведением ребенка 6 лет в значительной степени еще дви­жут эмоции. Так, дисциплина 6-летних детей на уроке, в отли­чие от сознательной дисциплины школьников более старшего возраста держится в основном на эмоциональной заинтересо­ванности в уроке.

О незавершенности развития коры головного мозга детей 6 лет говорит преобладание активности правого полушария мозга, с чем связано конкретное, образное восприятие внеш­него мира. Мышление детей 6 лет носит образный, конкрет­ный характер. Крупнейший педагог К. Д. Ушинский писал, что дети младшего возраста мыслят формами, красками, звуками.

Лишь к 7—8 годам доминирующую роль начинает играть левое полушарие мозга ребенка, с чем связано развитие вто­рой сигнальной системы — восприятие речи. Это имеет зна­чение в дальнейшем в школьном обучении, основанном на вербальном, словесном преподавании многих школьных дис­циплин. В возрасте же 6 лет у детей возникают трудности при отвлечении от конкретных явлений, предметов, ситуаций.

Эти психофизиологические особенности 6-летних опреде­ляют важность применения наглядного метода в обучении. Ис­пользование разнообразных наглядных пособий на уроках (цветные картинки, кубики, кружки и др.) повышает интерес детей, делает учебный материал более доступным для восприя­тия и понимания.

У ребенка в возрасте 6 лет в стадии развития и совершен­ствования находятся зрительный и слуховой анализаторы. Острота слуха на слова — ниже, чем на тоны; только еще начинает формироваться глубинное зрение, острота зрения составляет 0,86, а способность к стереоскопическому (объем­ное) восприятию и различительная чувствительность к цвету ниже, чем в более старшем возрасте.

Возраст, о котором мы говорим, по данным офтальмологов, является наиболее ответственным периодом для формирова­ния у детей нормальной рефракции (Рефракция   глаза — преломляющая   сила   оптической   системы   глаза, выраженная в диоптриях).

В этом периоде под влиянием увеличивающейся зрительной нагрузки легко нарушается нормальное развитие глаза. Если среди 3-летних детей имеется 1,5 %, страдающих от близорукости, то в пе­риод от 5 до 6 лет — их втрое больше (4—5 %). Ограничение видов занятий, требующих напряжения зрения, облегчение зрительного восприятия учебного материала, в том числе оформление школьных учебников в соответствии с гигиени­ческими требованиями (достаточная высота шрифта и длина строки, отвечающие возрастным особенностям, использование цвета в иллюстрациях и т. п.),— все это направлено на ох­рану зрения детей, предупреждение близорукости.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется и разви­вается мышечная система, а также нервная регуляция ее деятельности. Дети становятся способными выполнять раз­нообразные физические упражнения, требующие определен­ной координации (согласованность) движений. Они овладе­вают умением быстро бегать, прыгать. Им становятся доступ­ны движения, необходимые для рисования, лепки, плетения, хотя и выполняемые с трудом. У 6-летнего ребенка еще слабо развиты мелкие мышцы пальцев и кистей рук, поэтому нагруз­ка на них должна быть ограничена, иначе быстро наступает утомлении, и могут появиться нарушения в здоровье.

Не получили еще полного развития опорно-двигательный аппарат ребенка, костная и мышечная системы. Не закончено окостенение всех отделов грудной клетки ребенка. Достаточно развиты крупные мышцы тела, рук, ног, но мелкие мышцы спи­ны, имеющие большое значение в удержании правильного по­ложения позвоночника, относительно слабы, и позвоночник легко поддается деформирующим влияниям. В дошкольном возрасте отмечается преобладание тонуса мышц сгибателей над разгибателями, поэтому дети часто принимают неправильные по­зы (наклоненная голова, сутулая спина, запавшая грудь). Неправильная поза во время занятий, увеличение статической нагрузки при длительном сидении, неравномерность (асим­метрия) нагрузки на мышцы правой и левой половины тела легко вызывают сначала временные, так называемые функцио­нальные, а затем и стойкие искривления позвоночника. В ко­нечном счете, нарушается формирование осанки ребенка. Для предупреждения деформаций большое значение имеют уп­ражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота, особен­но мышц разгибателей, а также такие виды двигательной ак­тивности как ходьба, бег, лазание и т. п.

На 6-м и 7-м годах жизни происходит интенсивный рост размеров и массы тела. Годовая прибавка роста (длины тела) возрастает до 8—10 см. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2—2,5 кг, окружность грудной клетки увеличива­ется на 2,0—2,5 см. В связи с разным темпом роста частей тела ребенка меняются пропорции тела: относительно удлиня­ются ноги, руки, туловище. В 5—6 лет начинается смена мо­лочных зубов на постоянные.

Продолжает совершенствоваться работа внутренних орга­нов. Частота дыхания уменьшается до 26—22 дыхательных движений в минуту, глубже становится вдох и продолжи­тельнее выдох. В этом возрасте наблюдаются значительные изменения в строении и деятельности органов кровообраще­ния: в период от 5 до 6 лет увеличивается масса сердца (до 80 г), нарастает сила сердечных мышц и выносливость сердца. Частота сердечных сокращений у детей 6 лет колеблется от 90 до 95 ударов в минуту. Артериальное давление составляет 95/58 мм ртутного столба.

Интенсивное развитие организма делает 5—6-летнего ребен­ка очень чувствительным к различным неблагоприятным влия­ниям, нередко приводит к так называемым функциональным расстройствам, т. е. изменениям, повышающим риск заболе­ваний. Нередко начало школьного обучения как бы выявляет (провоцирует) те отклонения в здоровье, которые были у ребенка ранее и протекали скрыто, незаметно.

В связи с интенсивным и неравномерным темпом развития различных систем организма и особенностями условий жизни, дети одного возраста имеют значительные индивидуальные различия в состоянии здоровья и уровне функционального развития. Не у всех детей, достигших 6-летнего возраста, по­лучают достаточное развитие те функции и системы, которые испытывают большую нагрузку на начальном этапе школьного обучения. Чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и вы­полнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня физического и пси­хического развития, так называемой школьной зрелости. Не­достаточная функциональная готовность ребенка к школе свя­зана не с общим отставанием в развитии организма, а с недостаточностью тех функций, которые необходимы для обучения в школе.

Это касается прежде всего развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе процесса обучения. Должны быть выработаны способность тормозить на определенное время свойственную де­тям высокую двигательную активность, умение без излишнего напряжения мышц сохранять необходимую рабочую позу. Для выполнения письма и рисования необходимы опре­деленное развитие мелких мышц кисти, координация (согла­сованность) движений пальцев рук. Важную роль в дальней­шем обучении играет совершенствование речи ребенка.

Развитие психики, моторики и речи в целом определяют уровень функциональной готовности детей к школе.

 ПОДГОТОВКА РЕБЕНКАК ШКОЛЕ И ПРИВЫКАНИЕ ЕГО К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ребенок должен прийти в школу достаточно подготовлен­ным. Это не значит, что дети, идущие в школу, уже должны уметь читать и писать. Безусловно, родители не могут в пол­ной мере заменить учителя, так как не владеют методикой обу­чения чтению и письму, которая принята в современной школе. Учителю приходится переучивать детей, которых начали обу­чать родители, а это трудно и для учителя, и, особенно, для первоклассника.

Однако родители могут и должны подготовить ребенка к шко­ле (тем более, если он не посещает детский сад), проводя ежедневные обязательные занятия, как только ему испол­нится 5 лет. Необходимо приучать малыша к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосре­доточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учеба. В част­ности, умению сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сна­чала 10—15, затем 15—20 мин. Обратите внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций — речи. Хорошо развивают кисть руки занятия ри­сованием, лепка из пластилина, конструирование, изготов­ление различных поделок. Попросите сына или дочь изобра­зить орнамент, состоящий из повторений определенных фигур (палочек, зигзагов, кружочков и т.п.). Пои конструировании желательно пользоваться мелкими деталями. Научите ребенка под контролем взрослого пользоваться ножницами с закруг­ленными тупыми концами, поручите ему вырезать из бумаги, ткани различные фигурки. Очень полезны все виды руко­делия: вышивание, вязание крючком и т. п. Их надо обяза­тельно включать в занятия с детьми.

Один или два раза в неделю следует заниматься специаль­ной подготовкой руки ребенка к письму. Помогут вам спе­циальные пособия («Тетрадь для подготовки дошкольников к письму»), содержащие образцы бордюров, узо­ров и элементов письма, помогающие детям освоить приемы движения пальцев и кисти руки, необходимые для дальней­шего овладения навыком письма в школе. Следует помнить, что 5—6-летний ребенок не может писать непрерывно более 3 мин, он устает, появляются ошибки, поэтому через 2—3 мин нужно сделать перерыв — провести физкультпаузу,  во время которой ребенок несколько раз должен сжать в ку­лак пальцы и разжать их. Запомните: малышу необходима похвала даже за небольшие успехи в освоении навыков письма.

Развитию и совершенствованию важной психической функ­ции — речи — служат заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок, рассказов, их пересказ, составление рассказа по картинке, об увиденном на прогулке, в кино, по телевидению. Во время рассказа ребенка обращайте внима­ние на произношение звуков, слов, правильность понимания содержания. Ошибки надо мягко, но настойчиво исправлять.

Навык правильной речи приобретается в раннем детстве — дома, в дошкольном учреждении. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, обобщению, к осозна­нию своих действий. Без умения правильно и четко выражать свои мысли, произносить звуки ребенок не сможет научиться грамотно писать. Наличие у ребенка дефектов речи (заикание, неправиль­ность произношения звуков) может затруднить его обучение. Для правильного формирования навыков чтения необходимо еще до начала обучения в школе устранить имеющиеся у ребен­ка дефекты речи. Врач-логопед определит степень речевого на­рушения, проведет специальные занятия, даст советы родите­лям. Если те или иные нарушения речи имеются у 6-летнего ребенка уже приступившего к школьным занятиям, то не поздно начать заниматься у логопеда и обучаясь в первом классе школы.

С приходом в школу изменяется весь образ жизни и дея­тельности ребенка. Первый год обучения является одним из су­щественных переломных периодов в жизни ребенка, ведь от того, как пойдет приспособление (адаптация), привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работо­способность, состояние здоровья, успешность учебы в началь­ной школе и в последующие годы.

Школа предъявляет новые, большие и разнообразные тре­бования к организму ребенка — интеллектуальные, физи­ческие и социальные. Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад его жиз­ни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учеб­ные занятия. Они требуют напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребен­ка 6 лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная актив­ность ребенка становится в 2 раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Опыт показывает, что не все де­ти готовы к этому. Некоторые «не умеют принимать помощь»» учителя, и это сказывается на результатах обучения. Первоклассникам необходимо научиться выполнять требования школьной дисциплины. Появляются новые школьные обязан­ности, связанные с учебной работой.

Большинство 6-летних детей по уровню интеллектуального развития могут обучаться в школе, но детям в этом возрасте очень трудно переносить социально-личностную нагрузку, в которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих шестилеток-первоклассников трудна со (скрытность, злобность, агрессивность, повышенная тревож­ность и напряженность), затрудняющих взаимоотношения со сверстниками в классе и с учителем. Такие дети невни­мательны на уроках, так как полностью сосредоточены на своих внутренних переживаниях. Постоянная нагрузка на нервную систему быстро приводит ребенка к утомлению и может вызвать заболевание.

Дети, живущие в неблагоприятных семейных условиях, как правило, оказываются без должного контроля со стороны взрослых, нередко бывают предоставлены сами себе. Не умея еще правильно организовать свое время, дети не ложатся во­время спать, засиживаются перед телевизором, у них наруша­ется режим питания и отдыха на свежем воздухе — все это уменьшает работоспособность и повышает утомляемость при учебе. Повышенное внимание со стороны педагога до некото­рой степени может восполнить недостаток родительской за­боты и помочь этим детям в преодолении трудностей на на­чальном этапе обучения.

Но даже и в благополучных семьях не всегда складываются правильные взаимоотношения родителей с детьми. Нередко создается культ ребенка, воспитывается сознание исключи­тельности личности, или же имеет место неровное отношение к ребенку, несогласованность воспитательных действий роди­телей. Правильное, доброжелательное отношение родителей к детям 5—6 лет, понимание их внутреннего мира оказывает по­ложительное влияние на формирование личности, преду­преждает появление нарушений в характере ребенка, которые затрудняют его взаимоотношения в классе с другими детьми, жизнь и учебу в коллективе.

Не все дети, достигшие 6-летнего возраста, по медико-педа­гогическим критериям могут начать учебу в школе без ущерба для их здоровья и дальнейшего развития. Чтобы исключить неблагоприятные последствия раннего обучения, врачами и пе­дагогами уже у 5-летних детей определяется функциональная готовность к школе, оценивается здоровье на основании углуб­ленного медицинского осмотра детским врачом дошкольного учреждения или детской поликлиники с привлечением вра­чей разных специальностей — невропатолога, окулиста, хи­рурга, стоматолога и др. На основании этого даются рекомен­дации о необходимости предварительного оздоровления, лече­ния ребенка, коррекции (исправления) недостающего уровня развития тех или иных функций, необходимых для обучения в школе. Проверка эффективности проведенных мероприятий при повторном осмотре дает возможность сделать квалифици­рованное заключение о том, может ли ребенок в 6 лет идти в школу  или  же  он  нуждается  во  временной   (на  один  год) отсрочке в связи с отклонениями в состоянии здоровья.

В настоящее время обучение 6-летних детей по программе первого класса школы организуется как в школе, так и в детском саду. Как показывают врачебные наблюдения, детям 6 лет, функционально неготовым к школе или имеющим откло­нения в состоянии здоровья, лучше обучаться в детском саду, где больше возможностей для оздоровления, закаливания, где наряду с обязательными занятиями много внимания уделяет­ся общему развитию, шире возможности для учета индиви­дуальных особенностей ребенка. Нельзя не учитывать и бла­гоприятный психологический микроклимат дошкольного уч­реждения, привычность обстановки.

ds353.ru

Особенности развития ребёнка 6 лет

Раздел: Развитие навыков и умений у ребенка

Дата публикации: 2012-08-21 | Просмотров: 6637 | Автор: Ольга Богданова

Особенности психофизического развития  личности  ребёнка 6 лет

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ОБЩЕНИИ:

Виды общения:

♦- Деловое.

♦- Познавательное.

♦- Личностное  /преобладает /.

Взаимодействие:

-  Ребёнок -  учитель  

-  Ребёнок - одноклассник  

-  Ребёнок - родные

Познание взрослых, сверстников   или  Познание самого себя – (противоборство).

Происходит разрешение противоречия между:  развитием коллективистическим  направлением и эгоцентрическими тенденциями.

РАЗВИТИЕ   РЕБЁНКА  В   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Виды деятельности:

-  Игровая деятельность     

-  Учебная деятельность

-  Продуктивные виды деятельности (творческие)  

Ребенок испытывает затруднения:

♦- в переходе от внешнего плана действия к внутреннему плану;

♦ - в самоконтроле поведения и деятельности;

♦- в умении оценивать  личность другого ребенка.

ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО:

♦- Формирует готовность и желание учиться.

♦- Организует жизнь и деятельность ребёнка .

♦ - Санитарно-гигиенические условия;

♦ - Условия для правления физической и психической активности;

♦ - Активный отдых, предохраняя от  интеллектуальных  и эмоциональных перегрузок.

♦- Способствует усвоению норм поведения.

♦- Осуществляет индивидуальный подход.

♦- Контролирует физическое и психическое развитие.

Происходит дальнейшее развитие личности ребенка, его самосознания. Самооценка в этом возрасте достаточно правильная и устойчивая. Однако, возможно ее завышение, реже занижение. Взрослому  предоставляется  возможность, объективнее оценивать результаты деятельности,  нежели поведения.

Дети 6 лет раньше осознают те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивают взрослые.

Для формирования самооценки — важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценка его достижений взрослым.

•    Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.

•    Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений — чаще занижают свою самооценку.

•    Дети,  которые любят выполнять  поручения,   помогают кому-либо, имеют  низкую самооценку. Повышают её успех в деятельности.

•    Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят  перед собой более высокие цели.

Всё же 6-летний первоклассник по уровню психического развития остаётся дошкольником. Он сохраняет особенности наглядно-образного мышления; у него преобладает непроизвольная память; особенности внимания присущие дошкольному возрасту.

Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы ещё не устойчивы,  зависят от ситуации, в которую попал ребёнок. Ребёнок не всегда осознаёт изменения своего социального положения.

Д.Б. Эльконин подчёркивал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путём такого перехода.

Заканчивая характеристику детей 6-ти лет, следует подчеркнуть роль взрослого в создании условий для их правильного психического развития.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным  периодом развития,  будет зависеть  успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ

Личностная и социально - психологическая

интеллектуальная

Эмоционально - волевая

УМЕНИЕ ЧИТАТЬ

УМЕНИЕ СЧИТАТЬ

УМЕНИЕ ПИСАТЬ

Принятие позиции школьника. Отношение:

-  к школе;

-  к учебной деятельности;

- к учителям;

- к себе самому.

Ориентировка ребёнка в окружающем, запас его знаний, усвоенных им в системе.

Способность:

- соподчинять мотивы;

- управлять своим поведением.

Состояние здоровья.

Физическое развитие.

Умение общаться:

- с взрослыми;

- со сверстниками.

Уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми.

Желание узнать новое.

Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём.

Развитие анализаторных систем.

Любознательность.

Положительное отношение к целям деятельности, понятие их.

Развитие мелких групп мышц.

Сенсорное развитие.

Стремление преодолеть трудности.

Развитие навыков основных движений (бег, прыжки и т.д.)

Развитие образных представлений.

Стремление к достижению результата своей деятельности.

Развитие речи и мышления.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:

- учет дошкольным учреждением требований школы к ученику;

- учет школой достижений и возможностей детей дошкольников.

    

Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

Так, дети, имеющие завышенную самооценку, с трудом понимают критерии педагогических оценок.

Готовность   организма   определяется   морфологическим   и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом  важно развитие  мелких  групп   мышц  (мышц  «ловких»). Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные   группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять  своим  телом,  участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию Новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.

Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.

Хотя и доступны детям 6-ти летнего возраста логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающиеся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Чтобы ребёнок успешно учился - он должен САМ этого хотеть!

При нежелании трудно его чему-либо научить.

НА ПОЯВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ ВЛИЯЕТ:

1.  

- Отношение  близких взрослых к учению, как более важному, чем игра.

- Отношение сверстников.

- Желание сравняться по положению со старшими.

Из этого следует внутренняя позиция школьника.

Со временем она становиться содержательнее.

2.

ДЕТЕЙ ПРИВЛЕКАЕТ:

1.   Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши, форма и т.д.)

2.   Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях.

3.   Желание приобрести новых друзей.

4.   Желание учиться, узнавать новое.

5.   Получать за свою учебу похвалу.

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ И САМОМУ СЕБЕ

  

1. К  учителям:

- как к авторитетному взрослому;

- как к образцу для подражания;

- требования учителя выполнять;- его замечания  принимать без обид;- общаться в ситуации урока после поднятия руки: отвечать на поставленные вопросы,

задавать вопросы по делу, внимательно слушать.

2.   К другим детям:

  - уметь по деловому, общаться с одноклассниками;

  - уметь взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия со сверстниками.

   

3.   К себе самому:- адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е.

– определённый уровень развития самооценки – адекватная самооценка.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений:  например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они всё знают. Фактически же ни за одним из этих трудных слов у детей нет представлений  о тех вещах, о которых они говорят.

Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе, отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради. Ошибки при написании букв Р, Я, Ь. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо. Читают справа налево.

В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе, ребёнок произносит вместо слова РЫБА — ЛЫБА. Будут возникать ошибки в грамотности. Ребёнок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведёт к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будет читать стихи.

У ребёнка должна быть развита и разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике. Ребёнок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определённому плану.

Важно, чтобы ребёнок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе, например, написании элементов буквы. Развитие восприятия, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления. Позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности. Позволяет ребёнку рассуждать и делать выводы.

Эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает:

а)   радостное ожидание начала обучения в школе;

б)   достаточно тонко развитые высшие чувства;

в)   сформированные   эмоциональные   свойства   личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).

Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

К 6-ти годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

Исходя из этого, взрослый должен:

а)   Ставить перед ребёнком такую цель, которую он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.

б)   Направлять, помогать в достижении цели.

в)   Приучать ребёнка не пасовать пред трудностями, а преодолевать их.

г)   Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

У ребёнка должна быть сформирована организованность. Развито умение организовать рабочее место, умение своевременно начинать работу, умение  поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

ИТАК, подготовка ребенка к школе должна быть комплексная и осуществляться на протяжении всего дошкольного детства.

В этом процессе должны участвовать не только педагоги, но и родители ребёнка.

Счастливых вам шестилетних первоклассников!

prodetsad.spb.ru

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере  развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

  • личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
  • интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
  • социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Возрастные особенности детей 6 лет

Наши дети растут и развиваются, а в шестилетнем возрасте этот процесс наиболее стремительный. Недаром некоторые мамочки хвастаются, что их ребенок в возрасте 6 лет стал расти, как на дрожжах, а специалисты называют этот возраст – первым физическим вытяжением.

Какие же еще бывают возрастные особенности детей 6 лет?

Остановимся на основных показателях физиологического, умственного развития и физического развития малыша.

Для начала поговорим о физиологическом развитии ребенка, а именно о его росте, весе, окружности грудной клетки и головы.

Рост ребенка в 6 лет увеличился по сравнению с предыдущим годом на 6-7 см, достигая среднестатистической нормы 107-121 см.

Окружность груди карапуза 6 лет должна быть около 56-65 см.

Сколько весит ребенок 6 лет? Вес ребенка в 6 лет увеличивается на 2,5 – 3 кг по сравнению с  взвешиванием его в возрасте 5 лет и составляет 18-28 кг. Как видно из цифр, шестилетний малыш практически не прибавляет в весе, но визуально видно, что он набирает мышечную массу, что делает его подтянутым, но не худым.

Следует отметить, что у шестилетних детей пищеварительная система более развита, эффективна, устойчива к смене продуктов и имеет больше возможностей, чем раньше. Поэтому, родители должны пересмотреть рацион своего чада и включить в меню новые продукты питания, расширить меню. Это удовлетворит потребность растущего организма, обеспечит его необходимыми витаминами, минералами, углеводородами, а так же другими полезными веществами.

Зубы у ребенка 6 лет имеются и молочные и постоянные, поэтому стоматологи этот период называют периодом сменного прикуса. В шесть лет корни постоянных зубов сформированы, поэтому готовы вытеснуть молочные. Причем, у девочек процесс смены зубов проходит раньше, чем у мальчиков. В среднем у шестилетнего малыша (независимо от пола) должно быть 4 постоянных зуба, а к семи годам  должно вырасти 7 зубов.

Рассказав, какие размеры ребенка 6 лет, хочу остановиться на показателях двигательной и умственной его активности. В этом возрасте дети слишком подвижны, поэтому у них достаточно развита мышечная система. Растет нагрузка на позвоночник, поэтому взрослым нужно следить за позой малыша во время игр, чтения, писания, а также во время занятий лепкой, рисованием и другими видами творчества. Обратите внимание на то, чтобы глаза ученика были на расстоянии 30-35 см от учебной поверхности. Для обеспечения этого вам нужно будет приобрести специальный ученический стул с регулировкой спинки и высоты. Спальное место ребенка (кровать или диван) должно быть жестким и ровным.

В шестилетнем возрасте артериальное давление считается нормальным, если составляет: 100 / 70 мм рт. ст.

Режим ребенка 6 лет практически ничем не отличается от распорядка дня в 5-ти летнем возрасте. Единственная разница – шестилетний малыш уже не нуждается в дневном сне. Это время рекомендуем проводить с ребенком на улице, читая ему книжки или занимаясь с ним спокойными играми.

Оценивая умственные способности ребенка 6 лет, можно выделить то, что он обобщает, сравнивает объекты, классифицирует и выделяет их по признакам, делает выводы. У ребенка развита речь, познавательная активность, мышление, а так же образное и пространственное воображение. Он способен воспринимать много новой информации, а так же полностью подготовлен к школьной программе.

Читайте еще:

mamapapadetki.ru

Психологические особенности детей шестилетнего возраста

ТОП 10:

В настоящее время в нашей стране осуществляется реформа общеобразовательной школы, предусматривающая, как известно, постепенный переход к обучению детей в школе начиная с ше­стилетнего возраста. Для того чтобы успешно решать задачу обучения и воспитания шестилетних детей в подготовительных классах общеобразовательных школ, учителям необходимо хоро­шо знать анатомо-физиологические и психологические особеннос­ти детей этого возраста.

Прежде всего надо иметь в виду, что ребенок шести лет по степени своего физического и психического развития значительно отличается от семилетнего ребенка, хотя их разделяет относи­тельно небольшой возрастной период — всего лишь год. Он не просто на год младше, он отличается качественным своеобразием анатомо-физиологической организации и психического склада. По­этому было бы серьезной ошибкой механически переносить фор­мы, содержание и методы обучения детей семилетнего возраста в подготовительные классы школ, где обучаются шестилетние дети. Обучение и воспитание шестилетних детей должны строить­ся с учетом их возрастных физических и психических особеннос­тей и возможностей, а следовательно, быть в какой-то мере ка­чественно иными, чем обучение первоклассников семилетнего воз­раста. Какие же это особенности? С чем придется столкнуться учителям начальных классов, начинающим обучение шестилеток?

Подчеркнем, что индивидуальные различия между шестилет­ними детьми, поступающими в подготовительный класс, по сте­пени развития познавательных психических процессов, эмоцио­нально-волевой сферы, личностных черт и качеств весьма зна­чительны. Это определяется различными условиями их жизни и деятельности в семье (в детских садах воспитывается пока лишь чуть более трети детей), состоянием их здоровья. Имеют место отклонения от средних показателей темпа созревания мозга, да и всего организма в целом (опережение или отстава­ние). К тому же надо иметь в виду, что в подготовительные классы принимаются дети в возрастном диапазоне почти в один год (одним только что исполнилось 6 лет, другим через несколь­ко месяцев исполнится 7 лет). Поэтому несколько затруднитель­но говорить точно и определенно о возрастных особенностях уча­щихся подготовительных классов. Тем не менее можно указать на типичное, характерное, на общие тенденции развития в этом возрасте.

Самое существенное, что характеризует детей шестилетнего возраста, начинающих обучение в подготовительных классах,— это постепенный переход от одной ведущей деятельности к дру­гой: от игровой деятельности (точнее, сюжетно-ролевой игры) к учебной деятельности. С поступлением в школу меняется со­циальное положение ребенка в обществе, место, занимаемое им среди окружающих людей. Это новое положение (не просто ре­бенка, а уже школьника), новые требования, которые предъяв­ляются ему, новый вид деятельности делают шестилетний возраст своеобразным рубежом, разделяющим возраст, когда преобла­дают непроизвольные, импульсивные формы поведения, и возраст, характеризующийся заметным развитием произвольных форм по­ведения, психической деятельности (произвольного восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Каковы же, прежде всего, особенности «натомо-физиологического развития детей шестилетнего возраста?

По современным неврологическим представлениям в шести­летнем возрасте происходит важный перелом в морфологическом и функциональном развитии головного мозга. Вес мозга шести­летнего ребенка составляет примерно 90% веса мозга взрослого человека. Степень сформированное™ различных областей мозга, равно как и характеристика кровоснабжения мозга, близка к со­ответствующим показателям мозга взрослого человека. Повыша­ется быстрота и прочность образования в коре больших полуша­рий мозг? условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры. Иными словами, мозг к этому времени, как пра-

 

вило, является достаточно созревшим для усвоения и переработ­ки значительной по объему и относительно сложной информа­ции, готовым для выполнения новой для него — учебной — деятель­ности. К этому надо добавить, что современные дети хорошо развиты физически (в частности, вследствие акселерации, о ко­торой говорилось выше). Они значительно превосходят своих сверстников прошлых лет по росту, весу, окружности грудной клетки, мышечной силе и другим показателям физического раз­вития. К этому времени укрепляется костно-мышечная система, продолжается процесс окостенения скелета {хотя он еще далеко не завершается в этом возрасте), совершенствуется двигатель­ный аппарат. Однако следует знать, что ко времени поступления в школу у шестилетних детей еще слаб и чувствителен позвоноч­ник (его следует оберегать от искривлений, следить за позой, осанкой детей). Запомним и то, что недостаточно развита тон­кая и точная координация работы мышц кисти руки (что надо учитывать при обучении письму, рисованию).

Что касается психологических особенностей детей шестилет­него возраста, то здесь следует отметить общую тенденцию — постепенный переход от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам (конечно, в их элементарных и сравнительно еще редких прояв­лениях). Восприятие этих детей уже начинает носить аналитиче­ский характер. Они уже способны вычленить отдельные стороны, черты объектов на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности. Их отличает любознательность. Однако при восприятии они склонны обращать внимание на яр­кое, впечатляющее, которое ее всегда является существенным. Шестилетний ребенок часто испытывает затруднения в восприя­тии и дифференциации временных показателей и интервалов. Пе­речисляя дни недели, он говорит, например, «воскресенье, поне­дельник, завтра, вчера, май, Женский день, Новый год».

Внимание ребенка шести лет еще недостаточно устойчиво, не­произвольно, он часто отвлекается. Объем взимания узок, он способен сосредоточиться одновременно только на 1—2 объектах. Внешнее выражение внимания очень ярко и ясно — по позе, ми­мике, подвижности степень внимания ребенка определить легко.

Память шестилетнего ребенка отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением (на основе неоднократного 'Повторения). Известно, как легко эти дети запоминают стихи, сказки. Несмот­ря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание пока еще остается доминирующим видом запоминания. Дети еще не умеют управлять своим запо­минанием, некоторые из них даже не понимают, что означает требование взрослых запомнить. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что интересно, что произвело сильное впечатление. Увеличивается объем запоминаемого материала. Образная память пока еще преобладает над словесно-логической, несмотря па заметное разви­тие последней.

Воображение шестилетнего ребенка достаточно развито. Оно приобретает новые черты по сравнению с воображением детей 4—5 лет. На основе накопления жизненного опыта оно стано­вится более реальным («Так не бывает!» — порой произносит ре­бенок, оценивая сказочный образ или ситуацию), носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Несколько подробнее остановимся на характеристике мышле­ния детей шестилетнего возраста. Мышление их наглядно-образ­ное. Именно этот вид мышления вполне соответствует особеннос­тям жизни и деятельности детей 5—6-летнего возраста, задачам, которые возникают перед ними в процессе игры, элементарных форм творческой деятельности (рисования, лепки, конструирова­ния). Однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления — наглядно-дейст­венному («мышлению в действии»), так как порой не могут ре­шить поставленную задачу вне практических действий с предме­тами, практического преобразования их. С другой стороны, на­глядно-образное мышление создает предпосылки для перехода в дальнейшем к абстрактному мышлению и его высшему уровню — понятийному мышлению (мышлению в понятиях). Учителю надо иметь в виду и то, что у шестилетнего ребенка еще недостаточно сформированы мыслительные процессы (сравнение, обобщение, абстрагирование), хотя все предпосылки для этого уже созданы (например, они уже начинают мыслить о вещах, непосредствен­но не воспринимаемых). Например, далеко не все шестилетние дети могут решить задачу: «На картинках изображены огурец, морковь, стакан, помидор. Какая из картинок в этом ряду лиш­няя?» Как правило, дети не могут самостоятельно перенести ра­нее отработанные мыслительные действия на решение новых (но того же типа) задач.

Отметим и некоторые другие слабости мышления, которые должен учитывать учитель. Например, отмечается неупорядочен­ность, разрозненность, отрывочность, несвязанность имеющихся у шестилетних детей знаний, отсутствие умений обосновывать, аргументировать, доказывать (многие вообще не понимают, что значит «доказать»). Обращает на себя внимание и еще одна осо­бенность мышления этих детей. Им трудно удерживать в созна­нии одновременно несколько признаков, которые необходимо со­поставлять, соотносить при решении той или иной мыслительной задачи. В этом случае они ориентируются на неполный состав признаков, «выхватывают» отдельные признаки (иногда только один признак) и пытаются решить задачу на основе такого не­полного анализа ее содержания. Например, перед ребенком вы­резанные из картона фигурки, отличающиеся тремя признака­ми — формой (треугольники, квадраты и кружки), величиной (большие и маленькие) и цветом (красные и зеленые). Ребенок легко справляется с задачей классификации их по одному признаку («Отбери только красные», «Отбери только кружочки», «Отбери только большие фигурки»), но он с трудом, постоянно ошибаясь, выполняет задание типа: «Отбери зеленые маленькие квадратики». То же самое и на текстовом материале. Ребенку предлагается отгадать загадку: «Всегда шагаем мы вдвоем, по­хожие как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кро­ватью». Чтобы правильно отгадать эту загадку (ботинки, тапоч­ки), надо соотнести одновременно четыре указанных в загадке признака. Дети же, как правило, дают ошибочный ответ («но­ги»— основываясь только на трех признаках, «варежки» — два признака и даже «коврик» — один последний признак: «коврик ведь под кроватью!»).

Характерна и так называемая концентрация мышления», когда ребенок воспринимает окружающее только со своей собственной, реально занимаемой им позиции (он «в центре», и позиция эта для него единственно возможная). Например, он знает, где у не­го правая и левая рука, «о не может определить правую и левую руку у человека, сидящего напротив. Не может правильно решить задачу: «Предположим, у тебя один брат и одна сестра, Сколько у каждого из вас братьев и сестер?»

Недостаточная развитость мышления шестилетнего ребенка сказывается и в нерасчлененности анализа разных свойств и признаков предметов. Суть этого явления в том, что ребенок объединяет разные свойства и признаки в том смысле, что изме­нение одного свойства должно, по его мнению, обязательно по­влечь за собой изменение и другого. Например, перед ребенком разложены два ряда орехов, один над другим, причем орехи од­ного ряда точно соответствуют орехам другого ряда. Ребенка спрашивают, в каком ряду орехов больше. Он уверенно отвечает, что орехов в обоих рядах одинаковое количество. Теперь на гла­зах у ребенка раздвинем орехи в одном из рядов на большее расстояние. Орехов останется столько же, но ряд этот займет в длину больше места, чем другой. И хотя ребенок ясно видел, что орехов никто не убирал и не добавлял, он говорит, что в бо­лее длинном ряду орехов больше, чем в коротком (т. е. ребенок принимает изменение длины ряда орехов за изменение их коли­чества). Если ребенку показать два совершенно одинаковых по объему шарика, сделанных из пластилина, а потом на глазах же у него раздавить один из шариков, превратив его в лепешку, то ребенок станет уверять, что в лепешке пластилина стало больше, чем в шарике (т. е. ребенок принимает изменение площади за изменение массы). Указанные особенности мышления характерны для ребенка шести лет, но при специальном обучении они прео­долеваются без особого труда.

Что касается речевого развития детей шестилетнего возраста, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, уме­ют выделять отдельные звуки в словах. Многие отличаются до­вольно ясным, четким произношением. Однако некоторым детям свойственны дефекты звукопроизношения.

Характерно, что дети начинают стремиться понять граммати­ческую основу языка. Порой приходится слышать, как шестилет­ний ребенок говорит младшему: «Нельзя говорить «девочка упад». Это про мальчиков так говорят»; «Нельзя говорить «Я вчера пой­ду гулять», вчера — это уже было. А надо сказать «завтра». Сло­варь ребенка этого возраста колеблется в пределах 3000— 3500 слов. Речь носит в основном описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи (например, умеет объ­яснить правила игры).

Диалогическая речь (типа «вопрос — ответ») преобладает над монологической речью, которая заметно развивается: постепенно ребенок овладевает умением пересказать сказку, рассказать о каком-то случае. Начинается овладение выразительными средст­вами языка, применяются художественные сравнения, эпитеты («ласковый ветерок», «луна, как разбитая тарелка»).

Интересной и важной особенностью речи шестилетних детей является так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направ­ленная на самого себя, обращенная к себе, не служащая целям общения. Играя, занимаясь лепкой, рисованием, конструирова­нием, ребенок часто словно беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает самому себе о своих действиях, словно комментирует их. Первоначально считалось, что это бесполезный речевой придаток к действию, который постепенно отмирает. Со­ветский психолог Л. С. Выготский показал, что эгоцентрическая речь не бесполезная речевая реакция, а своеобразное средство мышления. Дело в том, что ребенок часто еще не умеет мыслить про себя, а мыслит вслух. Эгоцентрическая речь ребенка и есть средство осознания им своих действий, средство через громкое проговаривание управлять, регулировать, планировать свою дея­тельность. И эгоцентрическая речь не отмирает, а постепенно пре­образуется во внутреннюю речь. Эгоцентрическая речь необходи­ма ребенку. И не правы те воспитатели, родители, которые упре­кают его: «Что ты все болтаешь сам с собой? Играй молча!»

Шестилетний возраст — начальный период фактического скла­да черт личности, относительно устойчивых ее проявлений. В этом возрасте начинается формирование нового типа поведения, кото­рый определяется представлениями детей (пока еще элементар­ными и несколько поверхностными) о поведении и действиях взрослых людей. Развиваются мотивы поведения. Наряду с пре­обладающими в этом возрасте личными мотивами начинают при­обретать значение и общественно значимые, коллективистские мо­тивы. Ребенок уже довольно четко дифференцирует мотивы «хо­чу» и «надо». Хотя мотив «хочу» и является в начале этого воз­раста доминирующим, но очень скоро (особенно в связи с по­ступлением в школу) мотив «надо» начинает успешно конкури­ровать с непосредственными желаниями и побуждениями на основе усвоения норм и правил поведения (хотя ребенок еще не привык добровольно ограничивать свои желания). На этой осно­ве постепенно начинают формироваться моральные чувства, например чувство долга и ответственности. Поступки приобретают более глубокую моральную оценку. Например, на вопрос «Поче­му нельзя драться?» дети 4—5 лет отвечают обычно так: «В ми­лицию заберут», «Можно глаз разбить», «Мама не велит». Ше­стилетние же часто отвечают: «Стыдно обижать маленьких а слабеньких».

Очень заметно возрастает способность оценивать свою дея­тельность и поведение. При самооценке шестилетний ребенок, ко­нечно, в первую очередь ориентируется па указания и оценку взрослых — родителей, а затем и учителей, но уже появляется и самооценка, основывающаяся на усвоенной норме поведения. Бо­лее ранняя форма самооценки — это самооценка результатов своей деятельности («Я это плохо нарисовал»; «Посмотрите, как я хорошо собрал тележку из конструктора»). Несколько труднее ребенку дать самооценку своего поведения («Я плохо поступил — сестру Олю обидел!»; «Я хорошо сделал — угостил конфетами ма­му и бабушку!»). К тому же самооценка далеко не всегда бы­вает объективной (чаще наблюдается завышенная и реже зани­женная самооценка).

Развиваются коллективистские черты личности. Дети шести­летнего возраста обычаю очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласо­вывать свои действия с действиями других детей (при совмест­ных играх, труде), способны к сопереживанию. Однако еще да­леко не всегда они могут становиться на точку зрения других, пожертвовать своими личными интересами ради общих, группо­вых интересов.

Что касается воли, то непроизвольные, недостаточно проду­манные импульсивные действия и поступки (под влиянием си­туационных эмоций) сосуществуют у шестилетних детей с от­дельными формами произвольного волевого поведения. Ребенку трудно сдерживать себя, активно тормозить нежелательные дей­ствия, регулировать свое поведение с помощью волевого усилия. Сознательное управление своим поведением, по сути дела, толь­ко начинает формироваться.

 



infopedia.su

Возрастные особенности дошкольников 6-ти летнего возраста

Возрастные особенности детей 6 года жизни

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: ребенок за год может вырасти на 7-10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Особое внимание уделяется мелкой моторике.

Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур(для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и т. д.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме( органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы- возбуждение и особенно торможение. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более выносливым психически( что связано и с возрастающей физической выносливостью).

Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представления о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека- расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений, ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи,выдвигают предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия». В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается наВУЁ 1000-1200 слов. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Рисование-любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей.

Интерес к общению со взрослыми не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми является важнейшим условием их полноценного развития.

infourok.ru

Особенности Воспитания детей в возрасте 5-6 лет. Что избегать? Что запрещать?

С пяти лет ребенок считается старшим дошкольником. Малыш становится физически более выносливым, что способствует и психологической выносливости. Пятилетний ребенок уже умеет управлять своими эмоциями и поведением, он менее подвержен перепадам настроения и его поступки становятся более предсказуемыми.

В играх и общении у малыша формируется умение считаться с мнением окружающих, подчиняться требованиям взрослых, следовать необходимой в данном случае модели поведения и соблюдать правила игры.

Пятый год жизни — очень важный возрастной период. Именно сейчас закрепляются черты личности ребенка и его характер. Чаще всего поведение ребенка строится по образцу поведения его родителей – как ведут себя родители, так же ведёт себя и ребенок. Ведь взрослые для дошкольника — образец поведения. Поэтому не стоит удивляться «непослушанию» ребенка, если вы сами его никогда «не слушаете». А ведь достаточно простой фразы: «Да, я понимаю, ты хотел бы ещё поиграть (почитать, побегать…)». И ребенок уже видит, что вы услышали его, поняли, а главное – вы на его стороне.

Воспитание независимости

Жизненный опыт пятилетнего ребенка ещё маловат. Ребенок впитывает всё – и хорошее, и плохое, что есть в его окружении. Он может обмануть и тут же проявить справедливость. Ведь он ещё не дорос до «критичности» по отношению к себе и окружающим его взрослым людям.

Пока он начинает проявлять самостоятельность суждений только по отношению к сверстникам. Он может заметить, что Петя не помыл руки, не повесил одежду или разлил суп. Но, в то же время, он может не заметить подобных «промахов» у себя или родителей. (Впрочем это не означает, что все незамеченное не откладывается у него в подсознании). Тем не менее, это первые зачатки самостоятельного анализа окружающей действительности. Их нужно поддерживать, тактично подтверждая или опровергая замечания малыша. В дальнейшем, по мере накопления моральных ценностей, проявляя свою самостоятельность и независимость, малыш все точнее будет различать «хорошее» и «плохое»  и будет действовать не так, как ему сказали или как ему «захотелось» (по прихоти), а так, как он считает правильным.

Для развития в ребенке независимости суждений и поведения, очень важна демократичная обстановка в семье. Ребенок должен видеть в родителе живого человека, «равного» члена семьи, который тоже может ошибаться, у которого тоже может что-то не получаться, и которому тоже может быть нужна помощь.

Если же родитель занимает авторитарную позицию, ребенок видит перед собой «недосягаемого» взрослого, он чувствует себя маленьким и беспомощным, и у него даже не возникает мысли о том, что родитель может оказаться неправ. Более того, он сам страшно боится ошибиться, поэтому предпочитает покорно выполнять требования старших.

Такой ребенок часто не имеет собственного мнения, его жизненные позиции размыты. Представьте себе, что будет с этим ребенком, когда он подрастет! Он может превратиться в безвольного и безынициативного тихоню, не способного противиться всякому сильному влиянию. (Существует опасность, что такой подросток попадет в антисоциальную группировку, так как авторитарный стиль управления привычен для него, а иметь и отстаивать свое мнение он не научился).

Другой вариант развития постоянно подавляемой личности — вырастет авторитарный взрослый, который всегда прав и нетерпим к другому мнению.

Самооценка

В этот возрастной период следует обратить внимание на самооценку ребенка. Раньше ребенок смотрел на себя глазами родителей и оценивал себя в соответствии с отношением взрослых к нему и их оценкой его поведения. В результате, у него сложилась определенная самооценка.

Теперь же, когда для ребенка приобретают значимость взаимоотношения с другими детьми и появляется определенный статус в детском коллективе, есть вероятность изменения его самооценки в ту или иную сторону. Так, если ребенок занимает в группе лидирующую позицию, то, скорее всего, его самооценка будет высокой. Если же ребенок – ведомый или отвергаемый, тогда его самооценка, скорее всего, понизится. Но есть и такие дети, на чьё мнение о себе не влияют никакие мнения окружающих.

В любом случае сейчас ещё есть шанс откорректировать самооценку ребенка.  Всегда помните о том, что ваш малыш умный, красивый, прекрасный, добрый, сильный… И давайте понять это своему ребенку!

Ответственность

В этом возрасте ребенок начинает понимать причинно-следственные связи: съел быстро холодное мороженое — заболел, не убрал игрушки – папа наступил на брошенную на пол машинку и сломал её и т.д. Подобный опыт способствует развитию в ребенке чувства ответственности.

Если в вашей семье уже существует несколько четких правил, и вы следите за их исполнением, то вы без труда сможете постепенно и ненавязчиво расширить круг посильных обязанностей малыша, например, следить за своими игрушками (не разбрасывать их, убирать на место и т.п.). Сначала вам придется напоминать ребенку об этой обязанности – можно повесить «наглядный» плакат, на котором будет изображен ребенок, убирающий игрушки или просто ящик с игрушками. Ну и конечно, вы должны не забывать наградить его вашим вниманием, улыбкой, похвалой, поцелуем…

Таким образом, вы будете постепенно формировать произвольное поведение. Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению. Если ребенок забыл убрать игрушки, просто ненавязчиво напомните ему. В случае затруднения – предложите свою помощь (ведь малыш может быть сегодня не в настроении или слишком уставшим). Но не стоит слишком много внимания уделять несделанной работе. Просто выразите надежду, что завтра ваш малыш обязательно справится со своими обязанностями.

Интеллектуальное развитие 

В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.

Поэтому в этот период надо уделять много внимания развитию познавательных процессов. Предлагайте малышу интересные игровые задания и пособия. Рассказывайте об окружающих    малыша объектах и явлениях. В этом возрасте малыш способен запомнить очень большой объем информации. Ему интересно всё!

Автор: Колдина Дарья.

misstits.co