Причина кризиса у детей 6-7 лет. Кризис 6 7 лет ребенка
Причина кризиса у детей 6-7 лет
Причины кризиса 6-7 лет у детей. Как вести себя с ребенком 6-7 лет?
Через кризис 6-7 лет у детей проходит подавляющее большинство родителей. Что же делать с ребенком в такой ситуации и как себя с ним правильно вести, чтобы не травмировать психику? Сейчас узнаем!
Ваш ребенок просто стал немного старше, потеряв ту свою непосредственную импульсивность, которая выражалась в одном лишь единственном слове «хочу». Сейчас же он начинает понимать и уже осмысливать свое поведение, поступки и даже реакции.
Конечно же, это «хочу» еще во многом проявляется в семь лет, но уже с толикой опаски. Например, взял ваш ребенок конфету без спроса и его реакция, быстрее её съесть (вымыв руки и перепачканный рот), чтобы мама не узнала.
А, каким хорошим был тот момент, когда вы своего ребенка с такой легкостью понимали, предугадывали его поступки и действия. Сейчас же у вашего малыша появилась своя внутренняя жизнь, в которую он пока не знает, кого можно впускать. И от этого еще тяжелее становится родителям.
Ребенок начинает учиться контролировать свое поведение, эмоции, иногда манипулируя чувствами близких. Например, если ребенку не хочется куда-то идти или ехать он просто напросто придумывает осмысленные отговорки (ножки болят идти, животик болит и т.д.). Либо же убежав и спрятавшись, или уткнувшись носом в подушку, он может «досыта» нареветься от обиды и придти уже к вам в нормальном состоянии, а вы лишь догадывайтесь, что он плакал, по следам от слез на щеках.
Малыш начинает все обобщать и делать выводы в свой адрес о том, какой он (добрый, негодный, «помощница» и т.д.). Ребенок собирает одним разом всю память в «кулак», вспоминая все моменты своей жизни, и здесь уже делает оценку «своего Я» и отношения к нему окружающих людей.
Пример: мальчик играл с другими мальчишками во дворе в футбол, но его брали всегда только для того, чтобы посмеяться над ним из-за его неуклюжести, плотного телосложения («Медведь» идет). Сначала на это он не обращал внимания, но со временем у него начал проявляться внутренний характер и он «на отрез» отказался играть в футбол, а также начал искать что-то наиболее для него подходящее, где уж точно не высмеют.
В возрасте 6-7 лет ребенок также начинает различать, где правда, а где простой вымысел. Многие, конечно, еще продолжают верить в Деда Мороза, но не все уже верят в Бабу Ягу и в то, что Серый волк придет и заберет их, если они не будут спать.
Наступает такой момент (кризис 6-7 лет), когда ребенок просто, как бы очнувшись от мира детства, видит окружающий его мир взрослых, в котором все, всё знают и всё умеют. И ему сразу хочется стать взрослым, по-своему понимая, что это наиболее выгодный вариант, чем быть просто малышом. Начинается смена старых стереотипов на новые и происходит как бы ломка (кризис 7 лет у детей), то есть начинается процесс познания окружающего мира и требования получения новых знаний.
У ребенка в 6-7 лет, а иногда и раньше появляется желание вести себя не так как прежде, как привычно, а по-другому, по-своему, по-новому и в этом не нужно ему мешать, а надо лишь быть рядом, помогать, поддерживать и защищать, вместе с ним преодолевая кризис 6-7 лет.
Как вести себя с ребенком 6-7 лет?
Итак, как же при наступлении кризиса 6-7 лет вести себя с детьми их родителям? Это довольно таки актуальный вопрос в любое время. Лев Семенович Выготский неоднократно подчеркивал в своей периодизации, что в это время возрастные особенности ребенка изменяются, за счет чего происходит смена как внутренней, так и внешней его жизни.
У дошкольника в период кризиса 7 лет начинает проявляться негативное неадекватное поведение, родители же в ответ на такие проявления начинают вести себя более требовательно, напористо и настойчиво, что приводит к созданию еще большего конфликтного состояния. Такие методы воспитания (ставить в угол и т.д.) уже можно считать устаревшими. Самое главное – это найти взаимопонимание с вашим ребенком. А, как это и сделать?
В первую очередь нужно понять причины кризиса 7 лет у детей, и то, что ваш ребенок подрос, вести себя как «маленький» он уже не собирается, потому что он наконец-то стал «большим». Если ваш малыш проявляет инициативу, либо самостоятельность в чем-то, то вы, в свою очередь проявляйте немного терпения, не реагируйте сразу на все свысока и негативно. Помните, малыш старается, даже если в результате испорчена ваша любимая скатерть, ваза или что-то другое – не спешите ругать его.
Строгий контроль всех действий и поступков вашего «солнышка» или же наоборот их игнорирование и вседозволенность – это не верный подход. Вам, обязательно нужно приучать ребенка к ответственности, нельзя все «спускать с рук», иначе это может привести вас к нервному срыву.
Пусть ребенок прочувствует сам, как это быть ответственным и самостоятельным. Например, после нескольких криков «Иди кушать», ваш ребенок наконец-то соизволил явиться, ваши действия должны быть следующими: скажите, что еда уже остыла и чтобы покушать, нужно все подогреть, а как это сделать вы не знаете. И, спокойно уходите, не слушая ничего, но контролировать, пусть даже издалека, все-таки нужно.
За каждый совершенный проступок, есть свое наказание. А, уж каким оно будет решать вам. Но не перегибайте палку!
Не мешайте ребенку, если он спокойно и увлеченно что-то делает (даже если при этом присутствует пыхтение или сопение), он же не просит вас о помощи, значит она ему, не нужна. Дайте вашему малышу возможность повзрослеть самостоятельно, но при этом всегда находитесь рядом.
Вот еще один пример: вы вместе копили деньги в копилке, в его (её) день рождения разбили это хранилище, достали оттуда сбережения, подсчитали – «Ага! Здесь хватает денег только на мороженое или на шоколадку (куклу, конструктор и т.п.)» – говорите Вы. «Тебе нужно самому (ой) выбрать, что же купить сейчас в магазине» и отдаете деньги. Ваш ребенок, немного, конечно, растерявшись, все же сделает свой выбор, и уж поверьте, этот выбор он запомнит надолго.
В общей сложности, кризис 7 лет – это состояние психологического дискомфорта, так как ваш ребенок уже готовится к началу «взрослой», школьной жизни, а это новые знания, люди, взгляды, интересы.
Главное найти взаимопонимание, т.к. в этом возрасте ваш малыш особенно остро нуждается в поддержке, любви и нежности. Делитесь с ним своими трудностями и переживаниями, он услышит и проникнется (не хочет ложиться спать, скажите ему, что вы так устали и очень хотите спать, а его компания была бы кстати, конечно может быть он и не сразу пойдет спать, но кричать уж на него не придется).
Дайте, возможность ему заботиться о вас, проявлять чуткость и внимательность, пусть даже совсем маленькую долю, но со временем, эта забота воспитает в вашем ребенке самые лучшие качества (доброта, сострадание, отзывчивость, чуткость, нежность и т.д.). Через кризис 6-7 лет приходится проходить практически всем родителям. Поэтому остается пожелать вам терпения и чуткости.
ds26.detkin-club.ru
Кризис 6 лет у детей, что делать
Человеку свойственно развиваться на протяжении всей его жизни, некоторые этапы развития сопровождаются кризисами.
Не успели родители отойти от кризиса 5 лет, как на смену ему приходит новый кризис – кризис 6 (6 - 7) лет.
Данный период обуславливается формированием готовности к обучению и переходом из дошкольника в младшего школьника.
К сожалению, любому кризису характерны отрицательные характеристики и данный переходный возраст не исключение. Когда ребёнок переходит из старшего дошкольного возраста, в младший школьный, он начинает манерничать, капризничать, паясничать, негативно воспринимать окружающую среду, упрямиться и искусственно себя вести.
Виной такому поведению является то, что у ребёнка утрачивается детская непосредственность.
У дошкольника появляется осознание того, что он умеет переживать и ему необходимо испытывать какие-либо переживания.
Именно в этот период у дошколёнка полностью меняется отношение к окружающей его действительности и появляется огромное пространство для работы воображения. Ведь именно воображение, является психологическим новообразованием дошкольного возраста.
Данный период требует социализации ребёнка и общества, а также утверждение себя, как личности в нём. На этом этапе развития "социальное, становится индивидуальным", то есть социум выстраивает определённые модели поведения для ребёнка, выбирая одну из них.
Он начинает следовать определённой модели поведения, за счёт чего и развиваются новые умения, и характеристики личности дошкольника.
Большинство психологов считает, что воображение является обязательным условием для подготовки ребёнка к школе.
Оно составляет основу всего человеческого творчества, способствует гармоничному общему психическому развитию.
Таким образом, можно сделать умозаключение, что кризис 6 лет происходит из-за смены ведущих видов деятельности на данном возрастном отрезке, то есть осуществляется переход от сюжетно-ролевой деятельности к учебной.
Существуют несколько рекомендаций для родителей во время кризиса шести лет:
-
Переживание возрастных кризисов является неотъемлемой частью в развитии человека, как физиологическом, так и психическом. А сам кризис он не навсегда.
-
Атмосфера в доме должна быть положительной основанной на взаимоуважении членами семьи. Уделяйте своему ребёнку достаточное количество времени, хвалите его, ободряйте. Пусть он знает, что родители его любят. Но не стоит давить на ребёнка гиперопекой, он должен учиться социализации.
-
Пересмотрите свои требования и запреты, предъявляемые малышу, возможно от некоторых уже можно отказаться и дать ребёнку больше самостоятельности и свободы выбора.
-
Выражайте заинтересованность в том, что ребёнок вам сообщает. Постарайтесь понять его, научитесь считаться с мнениями и суждениями маленького человека.
-
Не стоит повышать на ребёнка голос, сейчас это неэффективно. Объясняйте тихо и спокойно, что вы хотите от ребёнка. Проанализируйте ситуацию и пути выхода из неё вместе со своим чадом.
-
Начните с себя. Сохраняйте спокойствие при любых действиях ребёнка. Уважайте его, как личность.
-
Необходимо создать благоприятные условия для формирования учебной деятельности и развития интеллекта.
-
Способствуйте развитию социализации дошкольника, поощряйте общение с друзьями.
-
Станьте примером для ребёнка, как справиться с эмоциями. Можно играть с ним в специальные дидактические игры.
-
Важно, даже в такой непростой период, уделять здоровью ребёнка должное внимание и акцентировать его на этом.
-
Заранее расскажите малышу о предстоящем приобретении нового статуса школьника и переходе во взрослую жизнь, чтобы он был готов психологически учиться и получать удовлетворение от учебной деятельности.
Важно, чтобы даже во время переживания кризиса ребёнком, ваше общение с ним носило исключительно позитивные и доброжелательный характер.
www.yutnatali.ru
Кризис 6 7 лет у детей: Кризис 6 лет((((
Доступно: Для всех
2 мая 2014, 20:48
Начинается кризис с изменения поведения ребенка – он
становится непослушным, упрямым, капризничает,
кривляется, нарушает правила. Как и кризис 3 лет и
подростковый кризис, кризис 6-7лет выражается в
отрицании ребенком всего и вся. В этот период ребенок
начинает осознавать свое место в системе человеческих
отношений, стремится занять более взрослое положение в
жизни. Ребенок уже пробовал «повзрослеть» играя во
взрослых и подражая их поведению, но пришел к выводу,
что для взрослости нужно что-то другое, чего-то не
хватает. По старому ребенок жить уже не хочет, то, что
было его не устраивает, возникает кризисная ситуация
«хочу, но не могу».
С точки зрения психологов этот кризис является
необходимым этапом в развитии ребенка – он осваивает
новые формы поведения, пробует себя в новых ситуациях.
Споря и пререкаясь с родителями, он как бы примеряет на
себя роль взрослого.
Что же происходит с ребенком в этот период?
*Кардинально меняется самооценка ребенка. Если в 6 лет
для ребенка свойственно положительное к себе
отношение, то к 7 годам самооценка становится более
адекватной. Ребенок начинает делать выводы о том,
«какой я?», «как ко мне относятся другие?». Все это
влияет на отношение ребенка к самому себе и делу,
которым он занимается, заставляет его быть недовольным
тем, что есть и искать что-то новое.
*Ребенок начинает осмысливать свои чувства,
переживания, обобщать. Исчезает детская
непосредственность. Если в младшем возрасте ребенок
действовал спонтанно, сразу увлекался, что-либо делал не
задумываясь о последствиях (увидел лужу – наступил и не
задумался, что обувь намочил, брызги летят, просто это
весело), то теперь он заранее оценивает результаты своих
поступков (а что будет, если я сделаю так?).
*Возникает произвольность поведения и деятельности.
Ребенок способен соблюдать правила, сознательно
контролировать свое поведение.
*Растет познавательная активность. Ребенку уже скучно
делать то, что он делал раньше, появляются новые
увлечения, игры, интересы. Резко возникает потребность в
новых знаниях, умениях.
*Изменяются отношения с взрослыми. Ребенок хочет
самостоятельности, поэтому может не выполнять
привычные требования родителей, но с удовольствием
займется делом по своей собственной инициативе.
*Если память дошкольника носила кратковременный
характер, то с младшего школьного возраста память
улучшается, события начинают оседать в сознании
ребенка, он уже может припоминать, вспоминать.
*Начинается переосмысление чувств. Ребенок не просто
радуется, а понимает, что радуется по какой-то
определенной причине.
*Взгляд на мир становится более реальным. Ребенок уже
не верит в Бабу Ягу и Мойдодыра. Мир фантазии еще
богат, он с удовольствием послушает про них сказки, но
правду от вымысла уже четко отличает.
Как вести себя родителям в этот период?
Прежде всего, родителям необходимо запастись знаниями
о кризисе 6-7 лет, чтобы быть готовым не только
действовать, но и анализировать свои действия.
Поскольку, как правило, родители усугубляют положение,
споря с ребенком, доказывая ему что-либо, пытаются
сохранить старые формы воспитания и общения с
ребенком, но они уже неэффективны. Вам нужно найти
новые продуктивные способы общения с ребенком, чтобы
кризис разрешился.
Для этого:
*Пересмотрите свои требования к ребенку, понемногу
расширяйте его зону самостоятельности, разрешайте ему
выбирать что-либо и поступать по собственному желанию.
Постепенно начинайте снимать с себя заботу и
ответственность за личные дела Вашего ребенка и
передавайте их ему. Разрешайте ребенку доделать дело, за
которое он взялся, даже если видите, что он делает
неправильно. Только сталкиваясь с отрицательными
последствиями своих действий, ребенок будет взрослеть, и
становиться сознательным.
*Избегайте полного попустительства и безусловных
запретов. Правила должны быть, но при этом их не
должно быть сильно много и они должны быть гибкими.
*Предоставляйте ребенку возможность высказать свое
мнение. При негативизме спокойно и твердо настаивайте
на своих правилах, объясняя, почему нужно поступить
именно так.
*В этот период ребенок нуждается в новых видах
деятельность. Предлагайте ему новые обязанности, новые
формы занятий. Отвечайте на многочисленные вопросы,
поддерживайте интерес к миру людей и вещей, ходите в
походы, театр, музеи.
*Следите за своим поведением. Поддерживайте ребенка,
не отказывайте ему в помощи, но пресекайте
недопустимое поведение. Это поможет ребенку быстрее
найти свое место.
www.baby.ru
Кризис 6-7 лет
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6-7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием – обобщением переживания, т. е. меняется отношение ребенка к окружающему миру.
По мнению Л. И. Божович, кризис 6-7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.
Л. И. Божович указывала, что у ребенка в возрасте 6–7 лет появляется потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой находится ребенок в данный момент. С точки зрения взрослых он еще мал, а оттого беспомощен и несамостоятелен. Но в своих глазах ребенок уже взрослый, а потому может осуществлять социально значимую деятельность. Как считает Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и неизменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.
В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6-7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».
Л. С. Выготский изучал стабильные и критические возрасты. Он указывал, что стабильные возрасты состоят из двух этапов. На первом этапе идет накопление изменений, формирование предпосылок нового возраста. На втором этапе уже имеющиеся предпосылки реализуются, т. е. ведут за собой значительные изменения личности. Выготский считал, что у всех критических возрастов есть трехчленное строение, т. е. они состоят из следующих фаз: предкритической, собственно критической, посткритической.
Кризис 6-7 лет можно рассмотреть согласно знанию об этих фазах.
На докритической фазе ребенка уже не устраивает «чистая» игра как ведущий тип деятельности. Ребенок пока не осознает, с чем связана эта неудовлетворенность. Уже есть все предпосылки для того, чтобы от игровой деятельности переходить к учебной. На докритической фазе начинается период модификации игры, приспособления ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра видоизменяется, приближается к имитации деятельности. Существенно изменяются в лучшую сторону отношения между ребенком и окружающими людьми (имеется в виду совершенствование коммуникативных умений и навыков). Идет активный процесс подготовки ребенка к обучению в школе. Во время докритической фазы еще недостаточно сформированы предпосылки перехода от игровой к учебной деятельности. Ребенка вполне устраивает игра, его устраивает позиция, которую он занимает в обществе, т. е. ребенка не тяготит, что окружающие взрослые считают его маленьким. Тем не менее, в процессе общения с друзьями-школьниками, в процессе подготовки в детском саду или дома к школе, а также под воздействием других причин у ребенка формируется субъективное желание пойти в школу.
После модификации игровой деятельности у ребенка проявляется заметный интерес к неигровым формам деятельности, например к конструированию, лепке, рисованию, а затем постепенно ребенок переходит к деятельности, которая положительно оценивается взрослыми людьми. Например, ребенок стремится что-то сделать по дому, выполняет поручения взрослых, желает чему-то научиться и т. д. В данный период у ребенка формируется стремление пойти в школу, он уже имеет определенное представление об учебной деятельности. Но у старшего дошкольника сам переход в школу – событие, которое возможно только в будущем. Соответственно, дошкольник попадает в латентный период. Ребенок готов учиться, но сам процесс обучения еще не начат. Чем дальше отстоят друг от друга сроки готовности и возможности пойти в школу, тем сильнее в поведении ребенка проявляются негативные симптомы.
Критическая фаза характеризуется дискредитацией мотивов игровой деятельности. Они уже практически не интересуют ребенка, у него появляется желание пойти в школу. Ребенок воспринимает себя как взрослого. Его тяготит несоответствие занимаемой социальной позиции и своих устремлений. Для данный фазы характерен психологический дискомфорт и негативные симптомы в поведении. Нередко складывается впечатление, что у ребенка тяжелый характер. Негативные симптомы имеют функцию – привлечь внимание к себе, к своим переживаниям, а также внутренние причины – у ребенка происходит переход на новый возрастной этап. Критическая фаза связана с началом обучения в школе. Ребенок может ощущать, что вполне готов к школе. Ему может быть интересно готовиться к школе, вполне возможно, что у ребенка есть определенные успехи в подготовке к школьным занятиям. Но во время начала обучения у ребенка возникают проблемы. Они могут быть как серьезными, так и не очень, например, замечания учителя, неудачи в выполнении заданий и т. д. После нескольких неудач ребенок уже отказывается идти в школу. Он переживает несоответствие позиции школьника и своих желаний и возможностей. Постепенно у ребенка появляется все больше причин для того, чтобы не желать идти в школу. Ребенку может быть трудно сидеть и выполнять задания учителя, его не устраивает распорядок дня, установленный для школьника. Соответственно, ребенок утрачивает интерес к учебе. Нередко в этом случае родители усложняют ситуацию дополнительными занятиями, которые проводят самостоятельно дома. В поведении ребенка появляются негативные дополнительные симптомы, капризы, упрямство. Только постепенно благодаря игровой деятельности, которая очень важна для ребенка в такой период, и благодаря учебной деятельности, которую ребенок постепенно осваивает, происходит подготовка предпосылок перехода к учебной деятельности.
Посткритическая фаза характеризуется тем, что с началом школьного обучения у ребенка появляется осознание своего нового социального положения. Негативная кризисная симптоматика исчезает, ребенок понимает, что отношение к нему изменилось. Он уже «взрослый», у него есть занятия и обязанности.
У некоторых детей кризис начинается в самом начале школьного обучения. В этом случае схема протекания кризиса будет иной. Посткритическая фаза возможна только при постепенном освоении учебной деятельности. Ребенок постепенно осознает соответствие своих возможностей требованиям в школе, создается мотивация. Первые успехи приводят к тому, что ребенок начинает комфортно чувствовать себя в школе.
Невнимание к ребенку во время кризиса 6-7 лет может привести к риску заболевания неврозом.
psyera.ru
ЛЕКЦИЯ № 10. Кризис 6–7 лет. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 10. Кризис 6–7 лет
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием – обобщением переживания, т. е. меняется отношение ребенка к окружающему миру.
По мнению Л. И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.
Л. И. Божович указывал, что у ребенка в возрасте 6–7 лет появляется потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой находится ребенок в данный момент. С точки зрения взрослых он еще мал, а оттого беспомощен и несамостоятелен. Но в своих глазах ребенок уже взрослый, а потому может осуществлять социально значимую деятельность. Как считает Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и неизменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.
В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:
1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;
2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6–7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».
Л. С. Выготский изучал стабильные и критические возрасты. Он указывал, что стабильные возрасты состоят из двух этапов. На первом этапе идет накопление изменений, формирование предпосылок нового возраста. На втором этапе уже имеющиеся предпосылки реализуются, т. е. ведут за собой значительные изменения личности. Выготский считал, что у всех критических возрастов есть трехчленное строение, т. е. они состоят из следующих фаз: предкритической, собственно критической, посткритической.
Кризис 6–7 лет можно рассмотреть согласно знанию об этих фазах.
На докритической фазе ребенка уже не устраивает «чистая» игра как ведущий тип деятельности. Ребенок пока не осознает, с чем связана эта неудовлетворенность. Уже есть все предпосылки для того, чтобы от игровой деятельности переходить к учебной. На докритической фазе начинается период модификации игры, приспособления ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра видоизменяется, приближается к имитации деятельности. Существенно изменяются в лучшую сторону отношения между ребенком и окружающими людьми (имеется в виду совершенствование коммуникативных умений и навыков). Идет активный процесс подготовки ребенка к обучению в школе. Во время докритической фазы еще недостаточно сформированы предпосылки перехода от игровой к учебной деятельности. Ребенка вполне устраивает игра, его устраивает позиция, которую он занимает в обществе, т. е. ребенка не тяготит, что окружающие взрослые считают его маленьким. Тем не менее в процессе общения с друзьями-школьниками, в процессе подготовки в детском саду или дома к школе, а также под воздействием других причин у ребенка формируется субъективное желание пойти в школу.
После модификации игровой деятельности у ребенка проявляется заметный интерес к неигровым формам деятельности, например к конструированию, лепке, рисованию, а затем постепенно ребенок переходит к деятельности, которая положительно оценивается взрослыми людьми. Например, ребенок стремится что-то сделать по дому, выполняет поручения взрослых, желает чему-то научиться и т. д. В данный период у ребенка формируется стремление пойти в школу, он уже имеет определенное представление об учебной деятельности. Но у старшего дошкольника сам переход в школу – событие, которое возможно только в будущем. Соответственно, дошкольник попадает в латентный период. Ребенок готов учиться, но сам процесс обучения еще не начат. Чем дальше отстоят друг от друга сроки готовности и возможности пойти в школу, тем сильнее в поведении ребенка проявляются негативные симптомы.
Критическая фаза характеризуется дискредитацией мотивов игровой деятельности. Они уже практически не интересуют ребенка, у него появляется желание пойти в школу. Ребенок воспринимает себя как взрослого. Его тяготит несоответствие занимаемой социальной позиции и своих устремлений. Для данный фазы характерен психологической дискомфорт и негативные симптомы в поведении. Нередко складывается впечатление, что у ребенка тяжелый характер. Негативные симптомы имеют функцию – привлечь внимание к себе, к своим переживаниям, а также внутренние причины – у ребенка происходит переход на новый возрастной этап. Критическая фаза связана с началом обучения в школе. Ребенок может ощущать, что вполне готов к школе. Ему может быть интересно готовиться к школе, вполне возможно, что у ребенка есть определенные успехи в подготовке к школьным занятиям. Но во время начала обучения у ребенка возникают проблемы. Они могут быть как серьезными, так и не очень, например, замечания учителя, неудачи в выполнении заданий и т. д. После нескольких неудач ребенок уже отказывается идти в школу. Он переживает несоответствие позиции школьника и своих желаний и возможностей. Постепенно у ребенка появляется все больше причин для того, чтобы не желать идти в школу. Ребенку может быть трудно сидеть и выполнять задания учителя, его не устраивает распорядок дня, установленный для школьника. Соответственно, ребенок утрачивает интерес к учебе. Нередко в этом случае родители усложняют ситуацию дополнительными занятиями, которые проводят самостоятельно дома. В поведении ребенка появляются негативные дополнительные симптомы, капризы, упрямство. Только постепенно благодаря игровой деятельности, которая очень важна для ребенка в такой период, и благодаря учебной деятельности, которую ребенок постепенно осваивает, происходит подготовка предпосылок перехода к учебной деятельности.
Посткритическая фаза характеризуется тем, что с началом школьного обучения у ребенка появляется осознание своего нового социального положения. Негативная кризисная симптоматика исчезает, ребенок понимает, что отношение к нему изменилось. Он уже «взрослый», у него есть занятия и обязанности.
У некоторых детей кризис начинается в самом начале школьного обучения. В этом случае схема протекания кризиса будет иной. Посткритическая фаза возможна только при постепенном освоении учебной деятельности. Ребенок постепенно осознает соответствие своих возможностей требованиям в школе, создается мотивация. Первые успехи приводят к тому, что ребенок начинает комфортно чувствовать себя в школе.
Невнимание к ребенку во время кризиса 6–7 лет может привести к риску заболевания неврозом.
Поделитесь на страничке Следующая глава >
psy.wikireading.ru
Возрастной кризис 6-7 лет - Советы психолога - Для Вас, Родители - Каталог статей
Если о кризисах трехлетнего карапуза и мятежного подростка так или иначе слышали все, то кризис семи лет проходит зачастую как-то незаметно. Теряется что ли на фоне первого новенького ранца и набивших оскомину еще в детском саду палочек и крючков. Между тем, это достаточно важный этап развития маленького человека.
Кризис не прощает небрежения к себе и если не обратить на него внимания, может оставить на память не самые приятные последствия вроде низкой успеваемости, проблем в общении, нежелании учиться, а порой – и невроза. Но этого можно избежать, если вовремя заметить проявления кризиса и помочь своему сыну или дочке их преодолеть.
Как проявляется кризис семи лет?
Первое и главное проявление кризиса в любом возрасте – неожиданно, буквально на пустом месте меняется поведение ребенка. И меняется, увы, не в лучшую сторону. Что характерно для малыша шести-восьми лет?
- Он может стать более утомляемым, раздражительным, у него то и дело появляются беспричинные вспышки гнева на, казалось бы, пустом месте.
- Кривлянье и манерничанье. Нередко ребенок становится перед сверстниками эдаким шутом, что весьма раздражает взрослых.
- Обостряется агрессивность. Ваш покладистое и спокойное чадо вдруг начинает вести себя, как настоящий разбойник. Иногда бывает и наоборот – появляется излишняя застенчивость.
- Ребенок очень хочет быть похожим на взрослых. Он может подражать старшим братьям или сестрам, знакомым старшеклассникам. Коронная фраза одной девочки шести с половиной лет: «А в этом платье я похожа на школьницу?»
- Если ребенок уже ходит в школу, то его успеваемость неожиданно снижается.
- Порой появляются страхи, повышается тревожность и неуверенность в себе.
Все это говорит о том, что у вашего отпрыска серьезные проблемы – и физиологические, и психологические.
Что происходит с ребенком
Мама одного теперь уже взрослого мальчика как-то грустно заметила: «В семь лет у них закрывается душа». И, действительно, еще совсем недавно ребенок был полностью открыт миру. Все чувства, все эмоции были написаны у него на лице, и всегда было понятно, что он сейчас чувствует, почему огорчается и чему радуется. Теперь все сложнее. В психологии этот процесс называется потерей непосредственности и импульсивности.
Вместо первого (и, заметим, основного) порыва «Я хочу!» теперь появляется идея «А что за этим будет?».
Разумеется, семилетний ребенок тоже может полезть проверять глубину самой большой во дворе лужи только потому, что ему очень этого захотелось. Но теперь он в той или иной мере будет просчитывать последствия этого мероприятия. И, во всяком случае, попытается привести потом себя в более-менее приличный вид, чтобы мама не очень ругалась.
Ее Величество Игра, которая в дошкольном возрасте была для ребенка жизненно необходима, отходит на второй план. Она очень много дала малышу: именно в ней он учился выстраивать отношения, проигрывал различные социальные роли, игра была основным способом познания мира. Но сейчас ее познавательные функции практически исчерпаны. Нужно что-то другое. Что именно – ребенок пока и сам не знает. Взрослая жизнь притягивает его, как магнит. На это и нужно сделать ставку.
Ребенок сейчас может и хочет учиться. И, кстати, необязательно читать и писать. С не меньшим энтузиазмом он будет учиться вышивать, петь, строгать и ухаживать за животными. Пришло время для обучения, для вхождения в новый, школьный социум.
Разрешение кризиса
С одной стороны, школа решает проблему нового типа деятельности, в ней ребенок может проявить свою все возрастающую самостоятельность. Но с другой стороны, для такого успешного разрешения проблемы необходимо, чтобы малыш был готов к школе. А для этого нужно обратить самое серьезное внимание на подготовку к школьной жизни. Обычно родители заранее записывают будущего первоклассника на курсы по подготовке к школе или надеются на помощь детского сада.
С интеллектуальной частью дело обстоит проще – не так сложно научить ребенка читать и считать. Гораздо труднее подготовить его психологически. Очень важно, чтобы ребенок мог легко наладить контакт со сверстниками и учителями: в нужный момент уступить, а в нужный – защититься, умел подчиняться общим правилам и, вместе с тем, отстаивать свое мнение.
И поэтому если уровень психологической готовности к школе был низким, то через кризис ребенку придется пройти не перед школой, а в первом-втором классах.
Прекрасно, если негативные проявления кризиса вам удастся перевести в мирное, конструктивное русло. Например, так.
В семье растут две девочки – Насте 17, Ирочке – 6. С недавнего времени мама стала замечать, что Иришка буквально до последних мелочей копирует старшую сестру – в походке, манере разговаривать, одежде, прическе и пр. Согласитесь, что молодежный стиль и взрослые интонации у шестилетней девочки выглядят нелепо. Настя серьезно занимается живописью и лепкой, готовится к поступлению в художественный вуз. И к своему увлечению ей удалось приобщить младшую сестру. Ириша тоже стала много рисовать и лепить, заинтересовалась историей искусства. Внешние атрибуты «взрослости» отошли на второй план, ведь отныне у них с сестрой появилось общее дело, что гораздо важнее.
Тактика для родителей
Главное, что придется осознать и принять для успешного выхода из кризиса – что ребенок хочет и может быть самостоятельным. Известный российский психолог Ю.Б.Гиппенрейтер предлагает такие несложные правила для родителей будущих и состоявшихся первоклассников:
- Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
- Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
- Правило 3. Позволяйте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".
Как это выглядит на практике?
Например, вы зовете сына обедать, а он не реагирует и продолжает заниматься своим делом. Когда, наконец, он появляется на кухне, суп уже давно остыл. Конечно, лучше, если вся семья соберется за столом вместе, но если уж так не получилось, дайте ребенку возможность и дальше проявить свою самостоятельность. Предложите ему самому разогреть еду, а потом помыть тарелку, так как все уже поели и вам надо заниматься другим делом.
Переход на новый этап развития – это не только новые права, но и новые обязанности. Быть взрослым – это не только когда тебе разрешают самому сходить в гости к другу, но и когда ты можешь присмотреть за младшим братиком или сестренкой. Не бойтесь проявить свою «слабость», пожаловавшись на усталость или плохое самочувствие. Дайте ребенку возможность поухаживать за вами, проявить заботу и внимание.
И не отчаивайтесь! Любой кризис когда-нибудь кончается. Особенно приятно осознавать, что ваш ребенок (а вместе с ним – и вы) первый и последний проходит через очередной трудный этап развития. Это совершенно закономерно, и означает лишь то, что ваше сокровище растет. Помогите ему в этом нелегком деле! (с).
sun.ucoz.com
Как преодолеть кризис семи лет?
Ваш ребенок уже прошел через несколько кризисов:
рождения, первого года, трех лет. Кризис семи лет обычно совпадает с моментом,
когда малыш идет в школу. Причем все начинается как-то вдруг. Более-менее
спокойное, достаточно беспроблемное чадо в один миг превращается в
своенравного, кривляющегося ребенка, мало реагирующего на обычные просьбы
родителей. Отчего все это происходит?
В психологическом смысле кризис – это
расхождение между существующими потребностями и условиями жизни или уровнем
развития. Например, у малыша появилась потребность в самостоятельности, а
условия таковы, что одеться он не может без помощи родителей. У него
потребность, чтобы к нему относились, как к взрослому, но он еще не готов брать
на себя ответственность за свои поступки, и родители поступают с ним, как с
ребенком. Все это ваша история? Не волнуйтесь!
В чем дело?
Прежде всего происходит много изменений на физиологическом
уровне. В этом возрасте идет интенсивное созревание организма. 6–7 лет называют
возрастом смены зубов и вытягивания тела. Быстро развивается кора больших
полушарий, в частности, лобный отдел. Это является основой для формирования
произвольности – умения планировать свои действия и прогнозировать их
последствия. Ребенок начинает лучше понимать игры, в которых есть определенные
правила. Если четырехлетка, играя в прятки, поскорее вылезает из шкафа, когда
папа нарочито спрашивает «А где наш Ваня?», и кричит: «Вот он я!», то
шестилетка уже отлично понимает правила и сидит до последнего.
Возрастает общая подвижность нервных процессов,
особенно – процессов возбуждения. Поэтому 6–7-летние дети обычно непоседливы,
подвижны и эмоционально нестабильны. Их настроение может резко меняться от слез
до заливистого смеха в течение десяти минут. Также для детей этого возраста характерны
слишком острые реакции: нередко в ответ на внешние события у них возникают
страхи, агрессия, истерики.
Кризис – это не только сложности, конфликты и
обессиленно вздыхающие в попытках справиться с ребенком родители. При
благоприятном (что не означает бесконфликтном!) течении кризис – это
возможность выйти на новый уровень развития, приобрести новые
интеллектуальные, социальные, эмоциональные навыки; это возможность
преодолеть трудности и положить себе в копилку способы их решения.
Психологические симптомы кризиса семи лет делятся на три
группы: негативные, нейтральные и позитивные.
Негативные симптомы
– это непослушание, капризность, раздражительность, негативизм (отрицание
правил и требований).
Ребенок часто вступает в споры и конфликты, начинает
оспаривать или игнорировать ранее выполняемые обязанности. Иногда эти изменения
нарастают постепенно, иногда – появляются внезапно. Например, после возвращения
с летнего отдыха до этого спокойный ребенок вдруг становится неуправляемым или
плаксивым. Прежде по первому зову ложащийся в постель в 9 часов вечера, теперь
он начинает заявлять, что уже «взрослый» и будет со всеми смотреть телевизор. В
ответ на просьбу сделать что-то (убрать игрушки или заправить постель) ребенок
может делать вид, что не слышит, или говорить, что очень занят.
Такая реакция нередко доводит родителей до белого каления, и
их можно понять: совсем недавно подобные ситуации не вызывали никаких проблем.
Между тем для ребенка такие симптомы – необходимый для
взросления этап «примерки» на себя новых ролей. Он пока не понимает до конца,
что значит быть взрослым, нести ответственность. Для него взрослость – это
прежде всего свобода поступать так, как хочется. Кроме того, в словесных
спорах, нередко выматывающих родителей, развивается логическое и абстрактное
мышление малыша, формируется способность отстаивать свою точку зрения.
Нейтральные симптомы
– это новые черты в поведении ребенка, направленные на подчеркивание его
«взрослости».
Например, девочка примеряет на себя мамины туфли и учит
младшую сестру воспитывать кукол, а мальчик с серьезным видом рассуждает о
политике или устройстве мира.
Позитивные симтомы
– это приобретения, которые ребенок выносит из успешного разрешения кризиса.
К ним относятся возросшая само стоятельность, интерес к
школе и к занятиям, появление новых увлечений.
ЧЕМ КРИЗИСНЕЕ, ТЕМ
ЛУЧШЕ ГОТОВ К ШКОЛЕ
Исследования,
проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют: дети, у
которых ярко выражены «активные» симптомы кризиса семи лет (конфликтное
поведение, негативизм, непослушание, упрямство, стремление к
самостоятельности), лучше адаптируются к началу новой школьной жизни.
Это объясняется тем,
что они быстрее и активнее своих сверстников изучают меняющуюся ситуацию,
примеряя на себя новые социальные роли. Дети с пассивными формами
непослушания (капризы, плаксивость, гиперчувствительность к критике) и
слабыми проявлениями самостоятельности обладают меньшей психологической
готовностью к школе.
Зачем ребенку кризис?
Значение любого кризиса – разрешение конфликта между
готовностью что-то делать и способностью к этому, а также приобретение новых
навыков. Какие позитивные изменения происходят при разрешении кризиса семи лет?
Самое главное для этого периода – у ребенка формируется так
называемая «внутренняя позиция школьника», он становится психологически готовым к обучению. На первом
этапе школа привлекает ребенка своими внешними атрибутами: форма, наличие
тетрадей и учебников, возможность быть как «большие ребята», носить портфель.
Второй этап наступает, когда ребенку становится интересным содержание учебной
деятельности. На многие детские вопросы взрослые часто говорят, что это будут
проходить в школе, поэтому у любознательного ребенка появляется желание туда
пойти, чтобы получить ответы. Кроме того, ребенок хочет найти в школе друзей
или продолжить знакомство с теми, что уже есть. Наконец, на третьем этапе (как
правило, это происходит к 8 годам) у ребенка формируется уже настоящее
самосознание школьника. Оно включает в себя ориентацию на учебу, получение
знаний и хороших оценок, а также стремление к общению со школьными друзьями.
Важной составляющей психологической готовности к школе
является понимание правил, требований и запретов, возможностей и обязанностей.
Эта сфера вызывает больше всего трудностей у ребенка и переживаний у родителей.
Ведь чтобы понять, как именно действовать по правилам, нужно сначала увидеть
эти правила. Именно это происходит, когда ребенок всячески отрицает, игнорирует
или противостоит требованиям, установленными родителями. Он проверяет, является
ли это правилом. Фактически он «ощупывает» ситуацию, ее границы и способы
действий. Характер этого «ощупывания» во многом зависит от темперамента
ребенка: более спокойные дети скорее будут интересоваться, почему надо делать
именно так, а более возбудимые – активно саботировать и наблюдать за реакцией
родителей.
Второе важное приобретение (или, по-научному,
новообразование) кризиса семи лет – это развитие эмоциональной сферы. В этом возрасте у ребенка появляется способность озвучивать
свои эмоции и эмоции окружающих, он начинает ориентироваться в собственных
переживаниях. Это происходит как раз в результате утраты некоторой
непосредственности и проникновения интеллектуального компонента между эмоцией и
действием. Проще говоря, если раньше, расстроившись по какому-то поводу,
ребенок просто разбрасывал игрушки, то теперь он способен сказать: «Я
расстроен, потому что хочу еще поиграть, а не учить буквы!» или: «Я очень рад,
что мы поедем на море!». Эта способность – огромный шаг к развитию
самосознания, глубины характера. Ребенок учится связывать свои эмоции со
смыслом ситуации. Если раньше он занимался тем, что предлагал ему взрослый, то
теперь, скорее, будет делать то, что дает ему позитивные переживания, в чем он
достигает успеха. Для родителей в этот период важно не «спугнуть» возможные
увлечения ребенка случайным пренебрежительным комментарием или негативной
оценкой. Это возраст, в котором могут сформироваться не только жизненные хобби
и даже расположенность к определенной профессии, но и комплексы по поводу
какой-либо деятельности.
Третье новообразование – приобретение новой социальной
позиции. Кризис семи лет также называют периодом рождения социального «Я»
ребенка. Весь дошкольный период дети слышат от родителей, что когда-нибудь они
пойдут в школу и вот тогда станут взрослыми. Как правило, ребенок с нетерпением
ждет этого момента, дабы наконец вступить в ряды «больших». Когда же он
наступает, ребенок нередко выражает искреннее презрение к своему прежнему
образу жизни и к тем, кто все еще является дошкольником. Так, вчерашний
детсадовец приходит домой после первого учебного дня и заявляет своей младшей
сестре, что больше он играть с ней не будет, потому что у него теперь другие
заботы.
Как пережить все это родителям?
Логично, что если у ребенка меняются образ жизни,
самоощущение, поведение, то и родителям необходимо что-то менять в привычных
способах взаимодействия с ним. Это очень важно, т.к. если родители по каким-то
причинам продолжают общаться с первоклассником так же, как с дошкольником, то
они могут замедлять развитие его социальных навыков. Кроме того, необходимо
начать заранее готовить ребенка к новому образу жизни, чтобы ускорить его
адаптацию к школе.
· Установите четкий режим дня. Чтобы облегчить
ребенку переход к школьной жизни, а вам – подъем его по утрам, примерно за
полгода до начала учебы приучите ребенка пораньше ложиться и вставать.
· Найдите возможность познакомить его с учительницей, со
зданием школы (если пропустили октябрьские дни открытых дверей для
родителей будущих первоклассников, добро пожаловать на аналогичное весеннее
мероприятие). Детям всегда проще воспринимать что-то уже знакомое. Если он
пойдет в первый класс, зная, где находится классный кабинет, как зовут учителя
и что вообще представляет собой школа, то с первого дня будет чувствовать себя
увереннее.
· Обговорите с ребенком его новые права и обязанности.
В период непослушания, когда ребенок отвергает старые требования, необходимо
четко обозначить границы его возможностей. В семье обязательно должны быть
правила, и, несмотря на выраженный негативизм, детям они тоже нужны, т.к.
создают понятное для них жизненное пространство со своими законами. Объясните
ребенку, в чем суть «взрослости», какие обязанности есть у родителей, бабушек и
дедушек, в чем каждый из них независим, а в чем зависит от других. Преподнесите
малышу требования как расширение его полномочий. Например, раньше вы не просили
его мыть за собой тарелку, т.к. он мог случайно разбить ее, то теперь ребенок
уже взрослее, поэтому ему можно это доверить. Нужно создать у первоклассника
ощущение, что ответственность, которая на него возлагается, – это проявление
доверия и надежды на его помощь, а не стремление его нагрузить и заставить
что-то делать. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка за его личные
дела.
· Давайте ребенку свободу. Некоторые правила должны
быть закреплены (например, поддержание порядка в его комнате). Способ же их
выполнения и время могут оставаться за ребенком. Пусть ребенок не сразу
научится ориентироваться в том, сколько времени требуется, чтобы убрать свою
комнату, и пару раз это затянется надолго. Постепенно он сможет приспособиться,
зато выработанный способ действия будет собственным, а не навязанным извне. Не
вмешивайтесь в то, что делает ребенок, если он сам не просит помощи. Тем самым
вы как бы говорите ему: «Я тебе доверяю, я думаю, что ты справишься».
· Дайте ребенку видеть последствия своих поступков. Не
нужно стараться предотвратить негативные результаты действий или бездействия
ребенка (если они, конечно, не угрожают его безопасности). Например, если
ребенок отказывается делать домашнее задание без уважительных причин, то
позвольте ему получить «двойку» или порицание учителя. Только так он сможет
понять, что сам ответственен за них.
· Учитесь, играя. Включайте элемент игры в выполнение
новых обязанностей. Все-таки семилетка только готовится быть школьником, и ему
сложно сразу переключиться на взрослый режим. Пусть он научит читать свои
игрушки, объяснит папе, как правильно писать буквы (папа наверняка уже забыл
это!), поможет вам посчитать сдачу в магазине. Ребенок должен постоянно видеть,
что его дела кому-то нужны. Это будет стимулировать его лучше, чем любые
уговоры.
· Поощряйте детскую дружбу. Ребенку легче будет
полюбить школу, если там у него появятся друзья. Поддерживайте новые
знакомства, приглашайте старых друзей ребенка к себе домой, устраивайте совместные
выходные на природе и т.д.
· Не торопите события. Ваш ребенок в любом случае
преодолеет свой кризис. Пусть вас не слишком беспокоит, что он длится дольше,
чем вам хотелось бы. У каждого свой ритм. Помните, что решение психологических
кризисов ничуть не легче решения кризисов финансовых. И за то, в чем дети
разбираются самостоятельно, многие современные компании платят большие деньги,
приглашая всевозможных советников и аналитиков со стороны.
ЧТО ОН ДЕЛАЕТ НА
САМОМ ДЕЛЕ
Родителей часто
раздражают новые черты в поведении ребенка. Мало того, что он становится
плохоуправляемым, так еще и непонятно, что с ним в этой ситуации делать.
Родители, которые были ориентированы на спокойный, уважительный диалог с
ребенком, чувствуют свое бессилие, они могут часто срываться на крик или
грозить наказанием. Но, оказывается, новые симптомы – это всего лишь обертка
действий, которые важны для развития ребенка.
1. «Манерничание» и
«кривляние»
В движениях и словах ребенка появляются какая-то искусственность, нарочитость,
нелепость. Он часто кривляется, строит из себя шута. До шести лет малыш тоже
мог паясничать, но это выглядело естественно, непосредственно и не вызывало
раздражения у взрослых. Младший дошкольник делает то же самое, что и думает.
У детей 6–7 лет появляется разделение между внутренним миром и внешним.
Теперь в его поведении выражается не то, что он непосредственно думает, а то,
как он хочет выглядеть. А поскольку действовать адекватно своему желанию быть
взрослым он пока не умеет, то это выглядит манерно и натянуто. Смысл этого симптома – осознание своего внутреннего и внешнего «Я»,
формирование социального стиля поведения.
2. Пауза
Если раньше малыш реагировал на слова родителей достаточно быстро, то сейчас
между просьбой взрослого и действиями ребенка появляется пауза. «Кризисное»
чадо может оттягивать выполнение неприятных для него обязанностей или
игнорировать их. Родители в этом случае злятся на то, что он «как будто не
слышит» их. Как правило, пауза возникает только в ответ на привычные просьбы,
которые раньше не вызывали возражения. Крайне редки случаи паузы в новых для
ребенка ситуациях.
Смысл этого симптома – переосмысление
«прошлой жизни», прежних правил и способа взаимодействия с родителями.
3. Спор
Ребенок открыто оспаривает требования и ограничения, которые ставят перед ним
родители, либо говорит, что ему некогда их выполнять. В ответ на привычное
«ложись спать» он начинает доказывать, что раз можно старшему брату сидеть
допоздна, то и ему тоже. Ребенок начинает сравнивать права/обязанности свои и
членов семьи и, когда обнаруживает, по его мнению, несправедливость (ему
нужно одевать шапку, а папе нет), сразу вступает в спор. Смысл этого симптома – познание
содержания социальных ролей: что такое быть мамой, папой, сестрой, бабушкой,
школьником, что при этом нужно делать.
4. Непослушание
Малыш отказывается от выполнения привычных требований и обязанностей. Он
может быть молчаливым (игнорирование), конфликтным или демонстративным (когда
ребенок не слушается, причем так, чтобы все обязательно это заметили).
Например, девочка начинает громко петь песню, находясь в автобусе. В ответ на
просьбу прекратить она повышает голос и победно допевает до конца.
5. Нарочито взрослое
поведение
Ребенок пытается подражать взрослым. Как правило, это строится на копировании
поведения родителей. Например, возвращаясь из школы, ребенок повторяет
действия папы, вернувшегося с работы. Или отвечает: «У меня нет времени» на
просьбу убрать свои игрушки. Ребенок в этом возрасте хочет быть взрослым, но
еще не знает, что конкретно стоит за этим словом. Его привлекают внешние
формы – кажущаяся независимость и свобода действий.
6. Упрямство
Он настаивает на своем, независимо от содержания вопроса. Ребенку важно
именно отстоять свое мнение, а не получить то, на что он якобы претендовал.
Зачастую после того, как родители «сдаются» и ребенку разрешается поиграть
еще полчаса, он сам теряет интерес к игре и идет делать то, чего от него так
долго добивались пятнадцать минут назад.
Смысл 4–6 симптомов – попытка примерить на себя новую роль взрослого,
самостоятельно действующего человека.
7. Самостоятельные
занятия
У ребенка появляется стремление к самостоятельным не игровым занятиям –
рисованию, лепке, шитью, конструированию. Смысл этого симптома – смена
мотивов – от игровых к желанию создать что-то ценное.
8. Обострение
реакции на критику
В этом возрасте малышу очень важно слышать похвалу продуктов своей
деятельности. Нарисовав что-то, он обязательно принесет показать родителям.
Появляется и способность внутренне оценивать себя, сверять свои достижения с
идеалом. Например, если раньше ребенок рисовал «каляки» и говорил, что это
ваша собака, то теперь он чаще отказывается ее рисовать со словами, что у
него «не получится». Смысл этого симптома – формирование
самооценки.
«Первоклассные родители»
Поделиться
zolotou.com