Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Семейная культура. Как учить с ребенком 6 лет стихи


Как правильно учить стихи с ребенком: актерские советы и секреты

Зачем учить стихи? Еще лишь поколение назад подобный вопрос вызвал бы недоумение. В нынешнюю цифровую эпоху, когда любая информация доступна в два «клика», формирование способностей, памяти и общий уровень культуры взял на себя Интернет. Взять-то он взял, но справиться с этим серьезным делом полноценно не может, поэтому родителям следует понимать, что знакомство ребенка с хорошей литературой гораздо важнее для развития, чем блуждание во всемирной сети. Разучивание стихов, например, развивает гармоничную личность, улучшает память и расширяет кругозор.

Воспитание души

Правда, замечательно, когда вашим ребенком восхищаются? «Ах, какая память! Ах, как красиво говорит!» — эти фразы просто «бальзам на душу» любой мамочке. Так хочется слушать эти похвалы постоянно и умиляться способностям дитяти.

Что же сделать, чтобы мечты превратились в реальность, и ваше чадо удивляло всех образной речью и блистало способностью запоминать все налету? Читать и учить стихи с ребенком. Желательно, как можно больше и чаще. Хорошая литература по определению способна обогатить речь, воспитать лучшие чувства в душе растущего человечка, веру в собственные силы и развить интеллект.

Музыка стихов

Почему многим малышам легко дается заучивание стихов? Психологи утверждают, что «виноваты» во всем ритм и музыка. Ритм для малышей — это упорядоченное биение маминого сердца, к которому он привык еще до появления на свет, поэтому ритм стихов (хороших!) влияет на ребенка положительно.

Стихи в сопровождении музыки тоже окружают детей с рождения — колыбельная, считалочка, потешка.

Все известные детские поэты с помощью стихов могли передать любые чувства. Сказки в стихах Чуковского, Пушкина и многих хороших детских поэтов легко воспринимаются детьми, хоть там и встречаются непонятные слова. Именно поэтому стихи рекомендуется читать детям еще до рождения, а уж после того, как малыш появился на свет и подрос, стихи уже пора учить.

Чем раньше, тем лучше

Многих родителей волнует вопрос «Когда начинать учить стихи?». Да вы ведь уже начали, когда спели (или проговорили нараспев) первую колыбельную! Малыш подрастает, и «растут» его стихи. Главное — выбирать правильное стихотворение.

Во-первых, оно должно нравиться вам. Прочтите его сами прежде, чем начинать знакомить с ним малыша. Читая, расставьте акценты, подберите интонацию и настроение. Красоту и напевность стихов родители должны прочувствовать сами, а уж потом прочесть ребенку, не забыв объяснить, почему это стихотворение понравилось им самим. Обязательно расспросите маленького слушателя, все ли ему понятно и растолкуйте значение новых слов.

Во-вторых, стихотворение должно понравиться ребенку. Ведь он из слушателя должен превратиться в чтеца, которому нужно знать стихи наизусть. А как же учить, если текст не понятен и не нравится?

Важно! Бесполезно пытаться учить стихи, если ребенок устал. Обязательно делайте перерывы во время разучивания стихов, особенно когда учите стихи с дошкольниками.

Первые детские стихи очень важны для развития ребенка. Они помогают ребятишкам освоиться в мире, понять, что правильно, а что нет, как вести себя с другими людьми и что ценить в окружающих.

Учимся без ошибок

Понятно, что разучивание стихов помогает узнать новые слова и расширить кругозор, но важно еще и правильно определить «канал восприятия» новых знаний ребенком — зрение, слух, осязание. Способ переработки информации влияет на сам процесс изучения рифмованного текста.

Художники

Многие люди запоминают информацию «картинками». Возможно, ваше чадо легче запомнит текст, если представит и нарисует то, что он услышал. Для этой цели можно даже завести специальную папку, куда вы будете вкладывать все рисунки ребенка, иллюстрирующие стихотворение. Не забывайте хвалить юного художника за удачные работы.

Актеры

Дети — замечательные актеры. Они могут превратить в театрализованное представление любое занятие, стоит кому-нибудь из них надеть даже часть воображаемого костюма. Дети вряд ли запомнят то, что оставляет их равнодушными. Превратите заучивание стихов в театрализованное представление, когда ребенок испытывает настоящие эмоции, и все получится без принуждения и криков.

Слушатели

Многим детям легче слушать и как эхо повторять строчки за взрослыми. Сначала ребенок просто слушает, затем повторяет вместе с тем, кто помогает ему учить стихотворение, а потом — самостоятельно. Часто подобное воспроизведение сопровождается ритмичным постукиванием рукой. 

Источник

www.vospitaj.com

"Как учить стихи с ребенком"? (практические советы)

"Как учить стихи с ребенком"? (практические советы)Подготовила: Вернова Т.А. 

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию…

Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка — выучить стихотворение!

Способы заучивания стихотворений

Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ №1 Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2 Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3 Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4 Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сампрочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5 Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

< Предыдущая Следующая >
 

sad48.ru

Советы логопеда. Учить стихи - нелегкий труд, или 6 верных способов... - Игры и занятия с детьми - Публикации - Публикации

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию...

Способ 1

Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет.

Способ 2

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ 3

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

Способ 4

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение.

Способ 5

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Способ 6

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения.

Методы заучивания стихов:

Двигательный

Взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку».

Визуальный

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать».

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму.

Логический
Вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше.

Учитель-логопед Теряева С.В.

semeinaja-kultura.ru