Как разучивать с ребенком стихи? Как с ребенком учить стихи 6 лет
Как разучивать с ребенком стихи?
Знакомимся с русскими народными инструментами. Ложки
Деревянные ложки – не просто столовый прибор, который использовали для еды. Еще в старину люди стали играть на ложках, потому что с их помощью красиво звучит ритмический рисунок любого музыкального произведения. О том, как познакомить малыша с этим музыкальным инструментом читайте далее...
Сегодня каждая мама, которая заботиться о развитии своего малыша знает, как важно учить стихи. Заучивание стихотворения является одним из действенных способов развития: расширяет кругозор малыша, стимулирует речевое развитие, слуховое и зрительное восприятие и, главное, развивает память.
Стихотворения очень хорошо воспринимаются малышами в раннем детстве за счет ритмичной структуры и некоторой мелодичности. Вот почему первые пестушки, потешки и прибаутки для младенцев имеют рифмованный текст.
Начинать учить стихи с малышом нужно как можно раньше. В детской литературе имеется много замечательных детских стихотворений, которые подходят для самых маленьких. Это стихи Агнии Барто, С.Я. Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. Стихи этих поэтов учат добру и любви, они хорошо воспринимаются и легко учатся.
Необходимо различать момент непроизвольного запоминания и целенаправленного заучивания. Считалки, песенки, потешки малыш может запоминать непроизвольно в процессе в игр, рассматривания и чтения книг. И совсем другое - целенаправленное заучивание, и здесь необходимо знать несколько важных правил, которые следует помнить выбирая стихотворение:
- учитывайте возраст своего малыша: чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, а художественные образы понятны и просты, при этом желательно, чтобы они опирались на опыт ребенка.
- при подборе стихотворения учитывайте его объем: для ребенка 3 лет доступным является заучивание 1-2 строф, для детей постарше – больше (при нормальном речевом развитии).
- учитывайте темперамент своего малыша. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей или хвастовства ради отрывки из «Руслана и Людмилы» или «Онегина». Лучше остановиться на детской классике.
При этом подвижному ребенку лучше предлагать для запоминания стихи яркие и веселые, ребенку спокойному - размеренные, плавные. Конечно, в детском садике или школе с темпераментом никто считаться не будет, но пока вы только делаете первые попытки учить стихи - лучше поступить именно так. Малышу, главное - понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «ближе сердцу».
- разучивание стихотворения может занять 2-4 недели.
- стихотворения нельзя учить, если на него нет эмоционального отклика у малыша. Поэтому, если вы поставили себе задачу разучить с ребенком то или иное стихотворение, то ориентируйте малыша, что это может стать сюрпризом для кого-то: мамы, бабушки или подарком, например, к приходу Деда Мороза.
Заучивать стихотворение необходимо эмоционально и с выражением, сразу. Иначе оно будет лишено для ребенка смысла.
О том, с чего начать разучивание стихотворения читайте в продолжении статьи на сайте.
dar-baby.ru
Как учить стихи с ребенком — на Детки.kz
Этот вопрос особенно волнует родителей в канун череды новогодних утренников, когда ребятишкам раздают роли и тексты. Попробуем и мы на него ответить.
Об особенностях восприятия
В дошкольном возрасте малыш только-только начинает познавать мир, и не все предметы и явления ему понятны, а потому родителям важно запастись терпением и работать по принципу «тише едешь – дальше будешь».
Для начала нужно расшифровать и пояснить все слова, которые могут вызвать затруднения, а уж потом приступать к заучиванию. Важно понимать, что каждый малыш индивидуален: кто-то может и за пять минут выдать готовый текст, а кому-то понадобится пять дней, чтобы выучить стихотворение. А все потому, что люди по-разному воспринимают информацию: кому-то легко выучить на аудиальном уровне – через устное воспроизведение текста, подбор мелодии и пропевание текста; другим деткам нужно получить визуальную картинку или ряд ассоциаций, чтобы лучше запомнить новый материал (таким ребятишкам нужно зрительно представить то, о чем они будут рассказывать). Третьей группе –кинестетикам – нужно «пощупать» стихотворение: нарисовать его, проиграть с игрушками, потрогать предметы, о которых они будут рассказывать, или представить каждую строчку кольцом от пирамиды, которую в буквальном смысле можно собирать при чтении.
Зачем вообще учить стихи
Этот вопрос волнует в основном школьников, которые в рамках программы учат классические тексты литературы, в детском саду таким вопросом задаются родители. И тренировка памяти, о которой мы говорили выше, становится для них иногда единственным аргументом, однако заучивание ритмически организованных текстов дает гораздо больше пользы. Судите сами:
- стихи формируют чувство прекрасного, и основа основ, заложенная в детстве, закладывает привычку видеть красоту в заснеженных елях, нахохлившихся воробьях, снежинке, упавшей на варежку…
- поэтические строчки расширяют границы понимания мира – когда маленький человечек читает авторский текст, он воспринимает мир через новую, авторскую точку зрения, а значит, видит чужими глазами и снег, и ветерок, и узоры на стекле, и огоньки гирлянд, а это не что иное, как новые знания и эмоции; научившись под разными углами смотреть на мир, малыш и дальше будет видеть в обычном что-то привлекательное и новое; так развивается талант;
- благодаря рифмам и ритмам происходит совершенствование разума, и это не только память, но и хранение и передача чувственной информации, где важным моментом становится не объем выученного материала, а переработка качественных текстов, влияющих на интеллект, словарный запас и умение переводить новые слова из пассивного словаря в активный, пользоваться синтаксическими конструкциями, а это уже развитие речи;
- вся наша жизнь – игра, и стихи учат малышей быть актерами: декламировать, расставлять интонационные паузы там, где это необходимо;
- лирика учит нас справляться с эмоциями: готовыми строчками можно описать радость и горе, печаль и удивление; ребятишки постарше могут запросто создавать нехитрые рифмы, выражая то, что с ними происходит. Это с точки зрения психологов является очень важным, так как проговаривание проблемы практически полностью снимает ее.
«Система накопления»
Именно так называется принцип работы, по которому работали педагоги… с древних времен. Система проста, и суть ее заключается в том, что материал для заучивания преподносится маленьким порциями, которые постепенно увеличиваются и часто повторяются. Таким образом, осуществляется повторение и углубление – в случае стихотворения это важно еще и потому, что каждая последующая строчка соединяется с предыдущей, затем с новой, и так получается единый текст.Важно помнить, что тренировка памяти не должна стать обузой, а потому в день малышу достаточно заучивать 1–2 строки.
Педагоги и психологи, занимающиеся ранним развитием, советуют с рождения приучать деток к ритмизованным текстам, к которым относятся не только песенки-колыбельные, но и коротенькие стишки из серии «Потягушки-порастушки», сопровождающие зарядку и массаж, потешки, загадки в стихах. С карапузом 3–4 лет и старше можно и нужно придумывать бытовые рифмы и простенькие стишки-фразы типа «каша для Маши», «садись на диван, получишь банан», «картошка для крошки» и др., которые учат воспринимать ритм и легко с ним справляться в будущем. Знакомьте ребенка с классикой детской литературы – стихами С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского – как можно раньше. Пробуйте заучивать стихи начиная с 4–5 лет – именно этот возраст в психологии считается самым чувствительным и благоприятным с точки зрения развития памяти.
Простые правила
–Ребенок должен видеть конечную цель: это может быть участие в утреннике, чтение стихотворения Дедушке Морозу, бабушкам и дедушкам и т. д.– Детки любят внимание, а потому предложите записать их выступление на камеру – посмотрите вместе с удовольствием и обязательно похвалите юного чтеца. Если карапузу что-то не понравится в манере собственного исполнения, предложите еще раз сыграть в актера.
– Подбадривайте и хвалите ребенка, даже если, на ваш взгляд, не все получается идеально. У малыша должен быть стимул!
– Учите вместе, эмоционально и выразительно. Чтобы заучивание не прошло на уровне монотонного «тра-та-та», стихи лучше учить индивидуально, при этом взрослые (лучше если это будут родители, а не воспитатели) будут образцом, а для этого лучше читать заучиваемый текст не с листочка, а наизусть. Читайте выразительно, медленно, расставляя смысловые акценты.
– Объясняйте незнакомые слова; если надо, проиграйте их.
– Если стихотворение имеет какую-то особую историю, расскажите ее и добавьте пару фраз об авторе – так вы сформируете не только образ стихотворения, но и начнете приучать малыша к культуре заучивания.
–Четко определите цель задания: «Сейчас мы будем учить стихотворение для утренника. Ты будешь запоминать, а я буду тебе помогать». На фразы «Не хочу», «Не буду» реагируйте спокойно, так как это не каприз, а страх оказаться неуспешным. Предложите поиграть в «повторюшку» или радио, где вы будете проговаривать строчку, а ребенок повторять за вами.
–Если ваш ребенокочевидно не настроен заниматься, если у него плохое настроение или неважное самочувствие, лучше откажитесь от заучивания, чтобы не сформировать негативный настрой как на конкретную ситуацию, так и на будущие занятия.
Если учить совсем сложно, играйте
Пробуйте «поймать» ритм телом: шагайте, делайте взмахи руками, раскачивайтесь, пропевайте текст.
Используйте мяч: декламируйте строчку и бросайте мячик ребенку – пусть он вернет его после повтора; когда строчка будет заучена, играйте с каждым ее словом, только теперь усложните задачу: ребенок долженуже не повторять«эхом», а продолжать строчку.
Нарисуйте стихотворение-иллюстрацию. Это может быть как один рисунок, так и целый комикс, позволяющий легко и доступно представить, о чем текст. А все потому, что для дошкольника и младшего школьника характерно наглядно-образное мышление.
Дорогие родители! Помните, что заучивание стихотворений не должно превратиться в скучный урок, а потому выбирайте свои методы и правила игры со словами и строчками; занимайтесь с малышом с удовольствием, продолжайте зимнюю тематику известными и малоизвестными авторами – такие игры пойдут только на пользу.
Елена Черепахина
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 12 (90) Декабрь 2016
detki.kz
Как учить стихи с ребенком? Практические советы
Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема? В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стих — это настоящее испытание. Почему? Скорее всего, потому что учат неправильно. Мы вам расскажем, как надо учить стихи с ребенком, учитывая его возраст, темперамент, психологические особенности и даже литературные предпочтения.
СОВЕТ №1 Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания. Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!
СОВЕТ №2 Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. Иногда воспитатели в детских садах ошибочно приучают детей невыразительно читать стихи. Коллективное заучивание превращается в сплошное «На-на, на-на, на-на, на-на…» Так что берите ситуацию в свои руки и старайтесь учить стихи индивидуально! Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли он обратится к ней во взрослой жизни.
СОВЕТ №3 Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать отрывки из «Евгения Онегина». Учите с ним лучше детскую классику — Барто, Чуковского, Михалкова. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты. Пока они только учатся, то прислушивайтесь к детскому темпераменту, ведь в школе уже никто не будет считаться с особенностями вашего малыша.
СОВЕТ №4 Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком. Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.
СОВЕТ №5 Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз. Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.
СОВЕТ №6 Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение. Методы заучивания стихотворений: Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму. Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение. Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы. Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст. Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.
СОВЕТ №7 И последний совет: нарисуйте с крохой каждое выученное произведение. Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. А затем складывайте эти рисунки в отдельную папку. В дальнейшем так приятно будет рассматривать их с близкими и вспоминать ранее выученные стихотворения! Это отличный способ мотивировать малыша для пополнения литературных знаний, а заодно и своеобразный подсчет его достижений.
nehunaeva-ds3satka.educhel.ru