Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как правильно наказывать детей дошкольного возраста. Как наказывать ребенка 6 лет


Как правильно наказывать ребенка

Как правильно наказывать ребенка

Рано или поздно каждый родитель начинает сталкиваться с детским непослушанием, и встает вопрос наказывать или нет, и как правильно наказывать ребенка.

Наказание и похвала – это основные приемы воспитания детей, поэтому наказывать, как и хвалить нужно с любовью и во благо ребенка. Ребенок должен обязательно понимать, за что его наказывают, и какие выводы он должен из этого сделать, но при этом он все равно должен быть уверен в любви и защите родителей.

Некоторые родители принимают позицию вседозволенности в воспитании, ссылаясь например, на японцев, другие наоборот считают, что с ребенком нужно быть построже, чтобы он должен с детства привыкать к реалиям жестокого мира, что ребенка можно избаловать похвалой и любовью. Но брать пример с японцев достаточно глупо, у них совершенно другой менталитет, все японцы с рождения живут в определенных поведенческих рамках, поэтому их невоспитанность — это совершенно не то, что под этим понятием видим мы. Нельзя и разбаловать любовью. Порою, мы под этим словом подразумеваем излишнюю опеку над малышом или исполнение любых его желаний, задаривание игрушками, одеждой. Дети любят маму не за ее поступки или подарки, а просто так, и потому ждут и от мамы безграничной любви.

Мы же своими действиями сами растим своих детей эгоистами и циниками: «раз ты не купила мне эту игрушку, то я тебя не люблю». Ребенок, с детства приобщаемый к материальным ценностям, вырастет расчетливым человеком, который думает, что все можно купить за деньги и от всего нужно получить выгоду. Поэтому если вы слишком заняты работой, старайтесь уделить малышу время для общения, а не покупайте очередную ненужную вещь. Подарки ценятся, когда они долгожданны. А для ребенка самое важное это общение с мамой, выберите время свободное в вашем расписании, и посвящайте его целиком ребенку, поиграйте с малышом, поговорите о том, как прошел его день, обсудите его первые детские переживания и неприятности.

Наказание должно быть конкретным и последовательным. Четко объясняйте малышу, за что вы его наказываете, чтобы он знал чего нельзя делать. Например, ребенок лезет на полку с хрустальной посудой, вы ругаете его: «Не трогай вазу!» Он понимает, что вазу трогать нельзя и в следующий раз берет не вазу, а салатник, тот разбивается, и вот мама кричит и наказывает со словами: «Я же тебе говорила!» А ребенок не понимает, за что наказан, мама ведь говорила про вазу, а не про салатник. Поэтому лучше сразу сказать: «Я не разрешаю лезть на эту полку, здесь дорогие бьющиеся вещи, которые очень ценны для нашей семьи».

Нельзя одну и туже провинность то наказывать, то игнорировать. Например, сегодня вы наказали ребенка за то, что он не собрал вечером игрушки, а завтра проигнорировали бардак или убрали сами. Когда в следующий раз вы будете ругать малыша за беспорядок, он не будет понимать, почему мама все время меняет свое мнение. Нельзя все время только пугать наказанием: «Я тебе в сто первый раз повторяю, что это делать нельзя, на сто второй раз накажу!» Малышу все равно это второй или сто второй раз, он уже понимает, что этот поступок ненаказуем, и если мать действительно потом накажет, то опять таки ее действия будут непонятны.

Никогда не срывайте на ребенке свою злость. Бывает, что мама просто устала или у нее проблемы на работу, ей надо куда-то выплеснуть свой негатив, и она начинает дома ругать малыша за любую провинность. Все мы не железные, и у любого человека могут быть эмоциональные перегрузы, если они случаются в вашей жизни слишком часто, то нужно что-то менять или обратиться за помощью к психологу. Придумайте для себя способ как сбросить напряжение, помогает тренировочный зал, бег, танцы, можно заняться каким-то творчеством, но не срывать зло на близких. Если все же такое случилось, не бойтесь попросить прощения у малыша, скажите, что вы сильно устали и потому так отреагировали. Когда ребенок будет видеть, что взрослые тоже иногда срываются, но потом извиняются, он будет понимать смысл прощения, и сам будет так поступать в случае провины.

Как правильно наказывать ребенка, что лучше порка или угол? Психологи утверждают, что лучший способ наказания – естественный. Например, не хочешь аккуратно кушать, ходи в грязной одежде, не хочешь идти гулять, сиди дома, но не перед телевизором, а запертый в своей комнате. Но этот способ работает только в случае понятной причинно-следственной связи между действием и неприятным результатом. К тому же он не подходит, если результат опасен для здоровья. Например, не одел ребенок шапку и заболел, или полез к горячему утюгу и обжегся. Какая мать пойдет на такое. В таких случаях нужно объяснять, в чем опасность, или даже применить физическое наказание, типа шлепка по попе.

Следующий вид наказания – это отстранение и лишение. Лишите ребенка конфеты, если он не убирает после себя, или перестаньте с ним разговаривать, если он обидел вас или бабушку. Для общительного ребенка это будет настоящей проблемой. Можно поставить малыша в угол. Но помните, что пока ребенок не признает свою вину, нельзя менять меру наказания просто потому, что надо идти кушать или спать.

Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!» Если малыш попросил прощения, то инцендент должен быть исчерпан, и не нужно постоянно напоминать ему о той провинности. Ребенок должен понимать всю серьезность прощения, а не относиться к этому просто, как к заученной фразе.

Как правильно и когда наказывать ребенка физически. Древняя ведическая культура разрешала наказывать физически только мальчиков после 5 лет и до 14 лет. Физическое наказание учит мальчика ответственности на свои поступки. При этом наказывать должен только отец, как высший авторитет семьи. Мать ассоциируется у ребенка с любовью и нежностью, поэтому она не должна так наказывать, только отстраняться. Физическое наказание матерью сына, унижает его мужское достоинство и формирует в нем неуважительное отношение к женскому полу. Девочек можно наказывать только отстранением. Девочка должна расти в любви и нежности, развивать в себе эти черты, чтобы потом стать хорошей женой и матерью. Если отец будет наказывать дочь физически, то она начнет бояться мужчин, что приведет ее к неудачам в семейной жизни. Девочка должна видеть в отце защитника и опору, тогда она выберет себе такого же мужа.

Дети не слушаются и плохо ведут себя порою для того, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание. Хвалите своих ребятишек, цените их, говорите им о своей любви, тогда и поводов для непослушания, а значит, и наказаний будет меньше.

novorozhdennyj.ru

Как правильно наказывать детей дошкольного возраста

Многих родителей волнует вопрос о том, нужно ли подвергать наказанию своих чад. Некоторые являются сторонниками вседозволенности, другие воспитывают детей в строгости. Как же поступить правильно?

Нужно ли наказывать

Если малыша постоянно пугать Бабайкой или страшным дядей, ставить в угол на целый день, применять физическую силу и крики за малейший проступок, то детство точно не будет счастливым. Родительская жестокость снизит самооценку дошкольника, сделает его пугливым, недоверчивым, замкнутым, нервозным.

Однако и закрывать глаза на провинности ребенка нельзя. Ведь тогда он будет уверен, что ему все можно, а плохое поведение является нормой. Избалованный кроха превратится в эгоистичного и неконтролируемого подростка.

Таким образом, наказывать детей нужно, но только в том случае, если те действительно заслуживают этого. В подобной ситуации не следует действовать агрессивно, бить чадо или безудержно кричать. Чтобы воздействовать эффективно, необходимо «достучаться» до малыша, объяснить непозволительность плохого поведения. Он обязан понять, как поступать нельзя, что последует за нарушение установленных границ.

Как правильно наказывать детей

Взрослые должны понимать, что наказание является воспитательной мерой, а не их прихотью. Поэтому рекомендуется обратить внимание на некоторые нюансы:

  1. Серьезно наказывать ребенка до 2,5-3 лет бессмысленно, ведь он все равно не поймет всех причинно-следственных связей между проступком и последствиями.2. Способы воздействия обязаны соответствовать возрасту дошкольника и степени провинности.3. Наказывать следует сразу после проступка, а не спустя какое-то время.4. Воспитательные меры не должны длиться слишком долго.5. Крохе обязательно нужно говорить за что тот поставлен в угол или лишен мультиков.6. Наказание необходимо выбирать реальное и осуществимое.7. После воспитательных мер стоит поговорить с чадом о недопустимости тех или иных действий с его стороны.8. Плохое настроение взрослого — не повод вымещать злость на малыше.9. Сначала следует разобраться в причинах непослушания. Возможно, это связано с недомоганием ребенка, переутомлением, излишней строгостью родителей. Тогда способы воздействия будут совсем иными.10. Нельзя наказывать за провинность, если взрослые заранее не объяснили крохе существующие запреты.11. Воспитательные меры не должны быть слишком суровыми. Крик допустим только в крайних случаях, когда проступок мог серьезно навредить самому дошкольнику или окружающим. Физическую же силу использовать нельзя.

Если следовать перечисленным правилам, то наказание обязательно станет эффективным и полезным, а не вызовет у чада агрессию и обиду.

Наказание ребенка в 1-3 года

До трех лет не нужно проявлять к малышу чрезмерную строгость. Если он капризничает, то просто следует переключить внимание на что-то другое. Необходимо выделять интонацией недостустимость плохих поступков.

Когда кроха упрямо не подчиняется взрослым, устраивает истерики, стоит применить тактику игнорирования, уйти в другую комнату, спокойно заниматься своими делами. После эмоционального взрыва должен последовать серьезный разговор.

Например, если чадо балуется на прогулке, необходимо завести его домой. Когда ломает игрушки, рекомендуется закончить игру. Если громко требует игрушку в магазине, лучше уйти оттуда. Когда хочет ударить маму, стоит строго разъяснить недопустимость этого, делая голосом акцент на слове «нельзя».

Нужно чаще говорить дошкольнику, что делать можно, а что категорически запрещено. Шлепать чадо не надо, так как он будет думать не о своем проступке, а о том, что мама перестала его любить.

Наказание ребенка 3-5 лет

С трех лет допустимо применять первые наказания. К примеру:

  1. Малыша можно ставить в угол, либо завести особый стульчик, коврик, место для провинившихся.2. Важно выяснять причины проступков. Многие вещи ребенок делает не из-за вредности, а вследствие природного любопытства. Если отбить тягу к знаниям, он станет пассивным и безынициативным. Лучше знакомиться с миром вместе, чем потом упрекать кроху за провинности.3. На некоторых детей отлично действует обычное повышение голоса. Это словно отрезвляет их. Но кричать часто нельзя.4. Покладистым дошкольникам хватает и строгого взгляда.5. Многие родители применяют метод запугивания. Однако он является весьма неоднозначным, так как подобным способом легко развить в чаде комплексы и фобии.6. Лишение малыша мультиков или сладостей. Конечно, запрещать смотреть телевизор на неделю не очень разумно, а вот на несколько часов вполне оправданно.

Наказание ребенка в 5-7 лет

Подросшему крохе легче объяснить правила поведения. Поэтому рекомендуется чаще беседовать с ним, предупреждать. Дошкольник должен знать, что ждет за тот или иной поступок.

Можно использовать ряд мер:

  1. Исправление проступков. К примеру, если малыш раскидал мусор, он обязан самостоятельно убраться, если раскрасил зеркало маминой помадой, то ему необходимо отмыть предмет и так далее.Временная изоляция. На небольшой период можно оставить чадо в одиночестве, чтобы оно подумало над своим поведением.3. Иногда ребенок лучше понимает, если наказывает посторонний человек.4. Дошкольник может сам выбрать для себя меру дисциплинарного воздействия. Главное, чтобы та соответствовала провинности.5. Игнорирование. В 5-7 лет кроха особо нуждается в общении с родителями, поэтому бойкот станет для него эффективным способом воспитания.

Чего взрослым делать нельзя 

Со стороны родителей нельзя применять следующие меры:

  1. Лишать чадо естественных потребностей — сна, еды, туалета.2. Злоупотреблять наказаниями запрещено, ведь угнетение детской психики приводит ко многим проблемам.3. Не стоит регулярно вспоминать о прошлых проступках.4. Унижать и бить малыша недопустимо.5. Если ребенок совершил провинность давно, то нет смысла наказывать сейчас.6. В процессе воспитания не должны быть только запреты, также требуется и похвала.7. После конфликта стоит простить друг друга.8. Не нужно требовать от чада того, что он выполнить не в состоянии. К примеру, купить новую вещь, починить сломанные часы, повернуть время вспять.9. Если родители не будут применять адекватные меры воздействия, то малыш поверит во вседозволенность, перестанет уважать взрослых.10. Никогда нельзя говорить ребенку о том, что его перестали любить.11. Воздействие на чадо не должно ущемлять достоинства. Оно направляется на проступок, а не на личность.12. Воспитательные методы следует подбирать индивидуально, не стараясь подражать знакомым и друзьям.

Таким образом, чтобы не причинить вред психическому и физическому здоровью крохи, следует наказывать его грамотно, руководствуясь определенными правилами. Жестокость по отношению к дошкольнику запрещена. Меры воздействия обязательно должны согласовываться с возрастом чада, а также со степенью его вины. Заслужить детское уважение посредством подзатыльников и ремня не удастся. Существуют более гуманные и эффективные способы. Потребуется немало терпения со стороны родителей, однако результат того стоит.

ulitochka-nfdou12.edumsko.ru

Как правильно наказывать ребенка

Наказание ребенка – это один из способов научения и социальной адаптации в то культурное пространство, в котором ребенок растет и развивается.

Под наказанием следует понимать некий механизм воздействия, на основании которого ребенок учится принимать нормы и правила, принятые в социальной группе (семье, детском саду, обществе, стране и т.д.), где он живет.

Наказания бывают разными. Обычно, на ум приходит сразу ремень и гречка.Но, в зависимости от цели наказания, их можно разделить на два вида:

  1. Конструктивные;
  2. Деструктивные.

Это разделение весьма условно, но очень четко иллюстрируют родительский подход к воспитанию и, соответственно, результат, которого могут достичь, используя тот или иной вид наказания.

Конструктивное наказание – это способ воздействия на психологические установки и фактическое поведение ребенка, основная цель которого – научить правилам поведения в социальной группе и развить ответственность за свои поступки.

Конструктивное наказание НИКОГДА не предполагает воздействие физической силы, изощренных манипуляций, унижения личности ребенка.

В результате такого вида наказания маленький ребенок учится понимать правила взаимодействия с другими людьми, очерчивать свои личные границы, брать ответственность за свои действия, причинно-следственные связи.

Важно отметить, что конструктивное наказание всегда основано на осознании правильного и неправильного ПОВЕДЕНИЯ и его естественных последствий для ребенка, а не на постулате «Поступил неправильно, значит, ты вообще плохой ребенок».Таким образом, ребенок учится отделять свою личность и поведение.

Личность ребенка – хорошая, поведение может быть разным.

Но даже в случае «разного поведения», ребенок остается хорошим, любимым и принятым родителями и социумом. Задача воспитания в разрезе наказаний, как раз, научить малыша поменьше демонстрировать плохое или неприемлемое поведение посредством научения, демонстрации, личного примера родителей, сказок, опыта «потрогал горячее – обжегся» и т.д.

Важнейшим результатом конструктивного наказания является осознание самим ребенком последствий поведения и возможность сделать выбор, как себя вести в дальнейшем.

Для этого необходимой является четкость структуры конструктивных наказаний. Это:

  • Объяснение родителями правила или нормы поведения на уровне, понятном ребенку;
  • Предупреждение/санкции/наказание, которое последует в случае невыполнения правила;
  • Естественные последствия выбора ребенка: поступил правильно – похвалила мама, поступил неправильно – наказали.

Тут важно так же понимать, что наказанием для ребенка может служить не только родительское внешнее воздействие, но и естественные последствия неправильного выбора самого ребенка.

Например, маленький Петя играет на детской площадке. Увидел у Коли новый велосипед. Бросил свои игрушки, и помчался в сторону велосипеда. Естественно, малыш хочет покататься! Выхватывает велосипед у Коли, и мчит по площадке. Коля не растерялся, догнал Петю и отобрал свой велосипед, стукнув кулачком Пете в бок. Петя расстроился, заплакал и побежал к маме. Мама, в свою очередь, оказалась мудрой женщиной, и объяснила Пете, что в следующий раз стоит спросить разрешения взять чужую игрушку. Мама объясняла это правило множество раз, но пока Петя не столкнулся с ситуацией, не понимал. Таким образом, маленький Пете на себе испытал естественные последствия своего выбора. Мама предупреждала и объясняла? Да. Петя слушал? Нет. Зато после случая с Колей и его велосипедом, Петя спрашивает разрешения у каждого ребенка, можно ли играть с его игрушками. Научение естественными последствиями произошло? Произошло. Можно ли это считать наказанием? Вполне. Наказание – это не мораль мамы на тему «Какой же ты у меня глупый! Я ж тебе 1000 раз говорила не брать без спроса чужое! Негодяй маленький!». Конструктивное наказание случилось, когда мама позволила своему ребенку сделать выбор и ошибиться, осознать причину и сделать выводы на будущее. Ведь цель наказания – научить поведению, а не выпустить пар на ребенка.

Иначе дело обстоит с деструктивным наказанием. Деструктивное наказание основано на демонстрации власти над ребенком, подавлении его личности и резкого отвержения детских потребностей на уровне «Получай по попе!», а за что и почему – ребенок не понимает.

Результатом такого наказания служит не осознание причинно-следственной связи ребенком между его поступками и результатом, а выработка страха и желание во что бы то ни стало избежать наказания.

Таким образом, мотивацией действий ребенка будет угодить взрослому и избежать наказания, но не осознанное поведение. Если мама Пети в момент, когда он забрал чужой велосипед дала ему по попе с криком «Пошли домой! Ты не умеешь себя вести!», то это было бы формой деструктивного наказания, так как малыш бы не понял, за что его наказывают и отправляют домой.

В этом случае следует четко разграничивать потребности ребенка и способ их достижения. У Пети возник интерес к велосипеду и, ЕСТЕСТВЕННО, он захотел его удовлетворить. Наши взрослые ограничения – это чужое, дорогое, поломаешь, уронишь и т.д. – ребенку не ясны. Он руководствуется в своем поведении желанием попробовать новое. Норма. Но способ, который Петя выбрал (несмотря на предварительные объяснения матери) не сработал, а значит, не верен. В итоге, наш Петя был наказан Колей не за потребность, а за способ удовлетворения этой потребности! О правильном способе достижения желаемого Пете рассказала уже мама.

Деструктивное наказание основано на нежелании родителей чувствовать/осознавать/знать истинные потребности своего ребенка и, значит, истинную мотивацию его поведения.

Им легче накричать, одернуть, побить ребенка, нежели выяснять, почему он поступил так, а не иначе. Кстати, таким образом родители снимают с себя ответственность за поведение своих детей.

При деструктивном подходе к наказаниям родители наказывают как за потребности, так и за способ их достижения!

Например, 13-летний Юра украл у отца деньги и потратил на поход в кино с друзьями. В тот же вечер папа избил Юру до полусмерти за кражу. Теперь Юра не крадет деньги у отца, а крадет у одноклассников. Юра не берет у папы деньги не потому, что понял и осознал низость кражи, а потому что избитым быть не хочет. Потребность в карманных деньгах осталась? Осталась. Поэтому Юра нашел другой (более безопасный, с его точки зрения) способ удовлетворить потребность. Отец использовал деструктивное наказание, не вдаваясь в тонкости «а зачем взял? На что?» и т.д. Избежит ли Юра краж в будущем? Нет.

За плохим поведением наших детей всегда стоит желание удовлетворить какую-то потребность, но выбор способа удовлетворения заставляет желать лучшего.

Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку удовлетворить потребность в конструктивном русле без вреда для ребенка и окружающих.

Выбор способа наказания зависит от общих взглядов родителей на воспитание и человеческую личность. Несомненно, родители любят своих детей и желают им всего самого лучшего. Каждая мама и папа хотят, чтобы их дети выросли достойными людьми. Но часто взрослые сами не осознают, какой вред наносят деструктивными наказаниями, своей агрессией, сбросом ответственности, неудавшейся жизнью, отсутствием денег и т.д.

Перед тем как наказывать своего ребенка за что-то 300 раз подумайте о том, какую цель вы на самом деле преследуете: сорвать злость на ребенке или научить его вести себя достойно и подобающе.

Если первый вариант – жаль, но ваше наказание не принесет результата, а только ухудшит отношения с ребенком. Если вы остановили свой выбор на второй цели, тогда вам потребуется много усилий и терпения, но результат того стоит.

Прежде чем обратиться к конструктивным способам наказания и советам, которые помогут вам организовать простую, но очень эффективную систему воспитания, подумайте над принципами воспитания Януша Корчака, одного из выдающихся педагогов, докторов и общественных деятелей:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

evrikak.ru