Цикл статей «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».
Дидактические игры: воспитываем у ребенка познавательную активность
Наши задачи:
• Научить малыша собирать дидактические двухместные игрушки (пример: матрешка). • Научить ребенка сортировать предметы по размеру, по возможности — называть их: «большой», «поменьше», «маленький». • Научить ребенка (с Вашей помощью) собирать пирамидку сначала из двух разноразмерных колец, а потом и из трех. • Продолжать развивать мелкую моторику рук крохи, тренируя тонкие действия с более мелкими предметами (к примеру: шнуровки, мелкие вкладыши, перекладывание бусин из емкости в емкость, под Вашим присмотром). • Знакомить ребенка с игрушками и предметами, издающими разнообразные звуки.
Примерные дидактические игры:
Игра с пирамидкой
Развивать точность движений и глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.
Для игры необходимы: цветная пирамидка (одноцветая – для того чтобы ребенок видел разность именно в размере колец, не отвлекаясь на разность их цвета). Хорошо, если пирамидка будет состоять из трех колец, но если их больше – то лишние нужно убрать. Набор «игрушечная семья»: папа, мама, сын (доча) – это могут быть, к примеру, ежики.
Играем:
• Предложите малышу поиграть, усадите его за детский столик, и скажите: «Сейчас к нам в гости придет семья ежиков!», затем выставите на стол семью игрушек, разыграйте ситуацию знакомства. Пусть у каждой игрушки будет свое имя, и все поприветствуют малыша. • «Давай угощать гостей» — и тут Вы выставляете на стол пирамидку. Ее разноразмерные колечки и будут тарелочками! «Смотри, Папа Ёжик – большой! Мама Ежиха – поменьше, а дочка Ежонок – маленькая. • Помогите ребенку разобрать пирамидку, если он не сделает это первым. Обратите внимание ребенка на то, что стержень пирамидки остался пустой. • Разложив колечки перед ребенком в порядке последовательности «большой, поменьше, маленький» — еще раз опишите ему эту последовательность. Попросите кроху раздать ежам по тарелочке. Возможно, малыш сможет сам сориентироваться и распределит колечки правильно: Папе – большое, Маме – поменьше, Дочке – маленькое. • Когда ежики «поедят» — нужно собрать тарелочки. Возьмите стержень от пирамидки и предложите ребенку одеть на него сначала большое кольцо. Если малыш затрудняется, то, комментируя свои действия, сделайте это сами. На большое кольцо так же последовательно помещаются меньшие. На второй раз пусть ребенок это сделает самостоятельно, складывание пирамидки хорошо развивает глазомер, и координацию движений. • В конце занятия обратите внимание ребенка на результат — красивую ровненькую пирамидку — «Вот как мы умеем!»
Примечание: Для игры хорошо также использовать наборы их 2-3 одноцветных (но отличных по цвету друг от друга) пирамидок. Игра с вкладышами-колпачками
Для игры необходимы: Вкладыши — цветные кубики, колпачки (конусы) или „мисочки“ (цилиндры) – 8 вкладышей в наборе.
Играем:
Будет здорово, если в игру удастся привлечь папу и (или) бабушку (дедушку, сестренку). Если все заняты, то в качестве двух других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.
• С собранного набора вкладышей — снимите верхний колпачок и положите его перед малышом, отметьте его цвет. Далее набор колпачков передвигается к Вам, и Вы снимаете второй, и располагаете перед собой. Затем, колпачки передвигаются к папе, и он опять снимает верхний их них; набор «едет» к бабушке, а потом идет по второму кругу. В итоге у каждого из играющих – по два колпачка – разной величины. • Покажите на своем примере, как меньший колпачок можно спрятать под большим. Этот момент последовательно повторяется всеми играющими. Потом можно показать, как построить башенки — малые колпачки ставятся на большие. • Далее – колпачки, начиная с самого маленького, последовательно переходя по кругу, прячутся по принципу «меньший под большим». Так весь набор предметов „свертывается“, принимая изначальный вид. • Затем колпачки можно „выстроить“ друг за другом в убывании по размеру, а затем они могут превратиться в одну высокую башенку. Обратите внимание малыша на результат: большую красивую башню из разноцветных колпачков. Побуждайте кроху самостоятельно собрать такую башенку: „Вот как у тебя здорово получилось!“
Примечание: Это большое занятие для начала можно разбить на 4 маленьких – каждый шаг – отдельная мини-игра. А потом собрать в одну – комплексную. Во всех частях игры необходимо показывать крохе последовательность действий и результат, привлекать его внимание на два свойства одновременно — величину и цвет каждого вкладыша, побуждать его повторять названия цветов.
Такую игру можно провести с наборами из других форм вкладышей. Игра с вкладышами отличается тем, что имеет много вариантов. Ваша творческая активность, яркая эмоциональная окраска игры способствует наиболее успешному развитию ребенка. Игра «Две матрешки»
Для игры необходимы: Две небольшие разборные матрешки.
Играем:
• Дайте ребенку две матрешки — большую и маленькую; обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка. Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет. • Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей. • Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую. Игра в машинки
Для игры необходимы: Три-четыре машинки разной величины; два гаража, имеющие разные по величине отверстия – соответствующие размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать из картонных коробок.
Играем: • Расположите гаражи на удлиненной поверхности — «дороге» (доске, столе, скамейке). Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия. Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой. Варианты игры: Можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дорого (гаражу) по цвету. Строительная игра « лесенка»
Для игры необходимы: 12 кубиков „кирпичиков“, устойчивая игрушка или матрешка.
Играем: • Задача игры: построить из кирпичиков лесенку. Играя за матрешку — попросите малыша научить ее подниматься по лесенке. Для этого вместе строят лесенку из „кирпичиков“, положенных один на другой (последовательность: три кубика друг на друге, два, один). • По лесенке пусть кроха „поведет“ матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. Потом спускает. Построенную лесенку можно обыграть в разных вариантах: по ней поднимаются и спускаются и другие игрушки. Сюжетные развивающие игры: знакомим малыша с окружающим миром Чем сюжетные игры отличаются от предыдущего периода жизни ребенка?
В отличие от сюжетных игр предыдущего периода, сейчас инсценируются более развернутые сюжеты, в игру вводится большее количество аксессуаров для игрушек (верхняя одежда, коляска, соска, бутылочка).
Теперь Вам нужно как бы „идти“ в игре за крохой, давая ему возможность самому проявлять больше активности, чем раньше, самостоятельно строить или вносить свои коррективы в игровой сюжет. Поэтому теперь игра требует от ребенка больше самостоятельности, фантазии и выдумки. Что делать если ребенок пассивен в игре?
Если кроха не берет на себя инициативу в игре, не проявляет активность, то Вам нужно вести игру по своему сценарию, предоставляя при этом малышу выбор вариантов действия в игре. Примерные варианты сюжетных игр для ребенка возраста 1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес. Вы можете посмотреть ниже. Примеры развивающих сюжетных игр: Игры-занятия «Поручения»
Как и ранее, с помощью игр-занятий „Поручения“ можно учить находить названный Вами предмет, но теперь задачу можно постепенно усложнять: поручения, могут состоять из двух взаимосвязанных действий. Делая что-то по дому, привлекайте и малыша к совместным действиям: «Принеси пожалуйста тряпочку… Спасибо!», а также можно просить помочь убрать игрушки на место, детскую одежду в шкаф, поднять упавший предмет и т.д.). Игровые сценки «Бытовые ситуации»
Так же нужно продолжать показывать бытовые ситуации с куклой, постепенно их усложняя, например:
• показывать одевание куклы (закрепление знаний о верхней одежде: пальто, шарфик, шапка). Параллельно необходимо объяснять ребенку, что и для чего делается: «Куклу мы одеваем, чтобы ей не было холодно: надеваем варежки, чтобы не мерзли ручки; надеваем шапку, чтобы не замерзла голова…»; • воспитывать интерес и любовь к труду: „Стирка платья для куклы“, „Починка игрушек, книжек“; • показывать эпизоды из повседневной жизни малыша; • показывать взаимоотношения между игрушками (например, Ежик пришел в гости к Мишке, принес ему подарок — варенье; Мишка угощает Ежика — поит чаем. Вместе они предлагают пить чай и малышу, угощают его вареньем; • знакомить ребенка с названиями разных предметов, проговаривать их величину и цвет. Игра: Кукла идет гулять (Изучаем предметы верхней одежды и их назначение)
Для игры необходимы: Кукла (средняя:30-40 см; если у Вас мальчик, то пусть кукла – тоже мальчик, если девочка, соответственно, кукла — девочка). Кукольная одежда: если лето – платье (или легкий костюмчик), панамка, носочки, туфельки (ботиночки)…; если зима: пальто (шубка), штанишки, шарфик, шапочка, сапожки… Игрушечная колясочка (летом), или саночки (зимой).
Играем:
• Собираясь на прогулку – предложите малышу взять с собой куклу. Сначала одевается кукла, а потом уже малыш. Одевая куклу, обратите внимание крохи на то, что, люди, когда идут гулять на улицу, одеваются по погоде, чтобы им было не жарко (летом), но тепло (зимой). • «Смотри, у куколки одежда такая же, как у тебя. У тебя есть штанишки, и куколки есть штанишки. Вот твоя шапочка, а вот шапочка куколки. Все как у тебя!» — так Вы проводите аналогию между одеждой куклы и собственной одеждой ребенка. • Неторопливо покажите малышу весь гардеробчик куклы, называйте каждый предмет, расскажите, для чего он нужен, предложите малышу потрогать то одну, то другую вещь, отметьте ее цвет. При этом Вы разговариваете за игрушку, задаете ребенку вопросы, просите проговорить новые слова и т.п. • После того, как Вы вынесите куклу и малыша на улицу, пусть он поместит ее в колясочку (саночки) и катает по ровной дорожке, а саночки можно и с горки. С горки они также могут кататься по очереди — то куколка, то малыш. Старайтесь наполнить эту игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влить в игру и немного поэзии, например такой детский стишок:
Покатились санки вниз! Крепче, куколка, держись, Ты смотри, не упади, Там канавка впереди!
А летом его можно чуть-чуть изменить (катая куклу с небольшой детской горки):
Покатились с горки вниз! Веселей, Катя, катись! Ты смотри, не упади, Там канавка впереди!
Варианты игры: Точно также можно проводить игры и с другими игрушками. Например, с мишкой (вместо одежды его можно завернуть в пеленку). • Если на улице лето: можно играть с куклой в „прятки“, рассматривать листики, насекомых, собирать цветочки в маленький букетик и т.п.; • Если зима: „копать“ лопаткой снег, складывать его в ведерко, отвозить в санках и пр. Игра „Посудка для куклы“
Закрепляем знания ребенка о назначении столовой и чайной посуды (игровые наборы).
Для игры необходимы: Кукла (или (и) другая игрушка), кукольная столовая и чайная посуда (сервизы).
Играем:
• «Кукла Катя хочет кушать. Что нужно сделать? Правильно, ее нужно покормить.» — говорите Вы, и выставляете перед ребенком два набора: столовый и чайный. • Побуждайте ребенка самостоятельно решать такие задачки, как подбор и поиск необходимых предметов: „Что же Кате нужно, чтобы есть суп? Тарелка и ложка! Где же тарелка и ложка? Вот они!» Кукла ест суп. «А теперь кукла хочет пить чай, что ей нужно для этого? Кружка! На, Катя, кружку, пей!“. Игра „Овощи“
Знакомим ребенка с названием овощей, и учим его равнивать их с соответствующими картинками.
Для игры необходимы: Набор овощей: огурец, помидор, капуста, морковь (можно игрушечный набор, но лучше, настоящие, хорошо вымытые овощи). Соответствующие этим овощам картинки.
Играем:
• П окажите и назовите ребенку каждый овощ. Пусть он потрогает, поиграет ими, а настоящие овощи – попробует на вкус. • Научите ребенка сравнивать предметы и их изображения на картинках. В процессе можно использовать фольклорные сюжеты (потешки, стишки и загадки про овощи).
Примечание. Стишки создают эмоциональный фон общения, но не рассчитаны на их запоминание ребенком.
Статья составлена в соответствии с рекомендациями Любови Павловой (ведущим научным сотрудником центра «Дошкольное детство» им. А.Б. Запорожца, кандидата психологических наук).
www.baby.ru
Ребёнок в возрасте от 1 года до трёх лет относится к категории детей раннего возраста. В этот период происходит активное формирование всех органов и систем. Но наряду с быстрыми темпами физического созревания интенсивно совершенствуется психоэмоциональное развитие малышей. Для того чтобы маленький человек успешно овладел речью, предметной и игровой деятельностью, ловкостью движений, азами творчества и креативного мышления недостаточно просто соблюдать правильный режим дня и обеспечивать полноценное питание. Для детей являются необходимыми дополнительные развивающие занятия.
Для детей 1-го года самой главное — игра
Конечно же, можно подыскать наиболее подходящую студию, осуществляющую специализированные занятия с ребёнком раннего возраста. А можно самостоятельно составить комплекс упражнений и проводить тренировки в домашних условиях.
Направления развития детей от года до 3 лет
Занятия с ребёнком 1 год направлены на возможность передачи информации в игровой форме. Очень важно заинтересовать детей на вовлечение в процесс познавательной деятельности. Если малышу предлагаемые игры покажутся не интересными, то никакой концентрации внимания мама не дождётся. В качестве реквизитов можно использовать любые подручные материалы: яркие варежки, цветные картинки, мягкие игрушки, пластиковую посуду.
Развивающие игрушки Монтессори
Пальчиковые игры в рисунках
Танцы для маленьких развивают координацию движений
Ролевые игры дети играют с 2 лет
Родителям следует знать, что все игры проводятся с обязательным комментированием процесса. Мама должна рассказывать малышу что сейчас происходит и зачем это делается.
Важно не просто обеспечить сенсорное восприятие, но и провести речевую ассоциацию. Например, если ребёнок держит в руках мягкий предмет, то целесообразно сообщить об этом. Таким образом, развивающие занятия пройдут с максимальной пользой для детей.
Нельзя забывать о правилах безопасности. Все используемые для игр предметы не должны иметь острых углов, мелких деталей, токсических веществ в составе. Лучше, если это будут специализированные игрушки для детей.
Рисование развивает воображение и моторику
Также место для игр должно отвечать основным требованиям:
Если мама может утвердительно ответить на ряд вопросов, то значит организация игровой деятельности прошла максимально безопасно. Представляет ли вещь угрозу для ребёнка? Могу ли я спокойно оставить малыша с данной вещью один на один? Существует ли возможность покинуть комнату на непродолжительный период времени без опасений за состояние здоровья ребёнка?
Тесты для детей 2-3 лет
То, каким будет будущее детей, во многом зависит от родителей.
И начинать строить путь в светлую жизнь для своего ребёнка следует здесь и сейчас. Мама – это не просто обретение женского счастья, ещё это – долгий и утомительный труд, огромный запас терпения и море вложенных сил. Но в тот момент, когда придёт время пожинать плоды своих стараний, радуясь значимым успехам своего чада, ни одна мама не вспомнит о потраченном времени и бессонных ночах.
detki.guru
в этот период я приоритет, конечно, ставлю на разговорные навыки (расшираем и обогащаем словарный запас), не обделяя, конечно, вниманием и все остальные )))
итак, обо всем по порядку
развиваем познавательную активность, учим:
активно учим новые и повторяем уже выученные цвета: (красный,желтый. синий, зеленый)
пространственные понятия (верх-низ, далеко-близко,впереди-сзади, над-под и т.д.)
обобщенные понятия (животные (всегда, когда рассказываю про животное, например, медведя, рассказываю о его "внешности", повадках, звуках, его еде, и т.д.. произношу слово животное часто. какое ты еще животное знаешь, покажешь, видишь на картинке и т.д. посмотри корова- это тоже животное, но живет дома, а не в лесу.), птицы, мебель, посуда, транспорт и т.д.) тут мы играем в лото бумажное, рядом строим деревянное. у нас деревянные деревья, вода, кусты, пальмы, каждого животного, рассмотрев и поиграв с ним, мы ставим в то место, где он живет или любит находиться...
еще одно важное понятие - форма, я вообще рано начинаю говорить об этих понятиях, но в этот период. с 1,6 до 1,9 твердо "закрепляем" их!!! шар, кубик, брусок - соответственно, тут активно играем в кубики (мягкие (по ним учим цвета, животных, много-мало, и рассказываем чем занимаются животные и птицы на картинках) и жесткие), строим башенки (высокая-низкая), караванчик-дорога (длинная-короткая), много-мало. собираем картинку из 4 кубиков. (начинаю с 1 кубика, показываю как надо находить, соединять картинку, и последнюю вместе находим нужное. поверьте после нескольких занятий ваш ребенок очень легко будет ставить правильную сторону картинки), и только потом усложняйте, пусть собирает 2 кубика, через неделю 3, еще через неделю 4.
не наседайте особо на ребенка, если пропал интерес - уберите кубики.
учим соотносить формы и фигуры - большинство детей обожают сортеры, у нас их 5 штук ))) меняю каждую неделю. чтоб не надоедали.. объемные в виде шара, на спинке у собачки, плоские пластиковые, деревянные и т.д. не обязательно покупать огромные короба, у которых со всех сторон разные развивалки, ребенок отвлекается очень быстро от основного действия.
я вообще люблю полифункциональные игрушки, я уже рассказывала про то, как выбираю игрушки для деток, но вот эти огрооооомнейшие кубы - не понимаю. мы же не хотим вырастить невнимательного и ""поверхностного" ребенка, который будет перескакивать с игры на игру, с книжки на книжку!
учим ориентироваться в 3 величинах: большой средний маленький (тут я очень люблю сортеры-вкладыши,в которых надо подставить все по своему размеру, напрмер от самого маленького утенка до самого большого).
очень нравится заниматься музыкальными вкладышами, рыбалка - супер игрушка, отлично развивает координацию движений.
вот наши игрушки на этот период
, ну и каталки, деревянные и пластиковые )))
много поем и танцуем, в этот период дети уже могу допевать за вами конечные слова и договаривать слова в стишках, пальчиковые игры, разучиваем коротенькие стишки, стишки-загадки, танцевальные песенки-говорилки (на которые ребенок должен совершать какие-либо действия)
например, бам-бам-бам, бью в барабан (показываем ручками как бьем в барабан)
ду-ду-ду, дую в трубу (показываем и дуем в трубочку)
динь-динь-динь, в колокольчик звоню (показываем как звоним в колокольчик)
ля-ля-ля, пляшу и пою (ручки на поясе, поворачиваемся из стороны в стороны)
у нас таких песенно-танцевальных упражнений очень много и для дома и для улицы (опять же в черновике у меня всё пополняю постепенно и скоро выложу отдельный пост ))))
учим контуры
Лизе даю сложные задания с контурами, а Семену простые, типа - угадай кто это?
лото это наша страсть. как и Лиза, Семен просто обожает играть в лото, их у нас штук 25, наверное. овощи-фрукты, животные, предметы, игрушки для самых маленьких, профессии, птицы, формы и цвета и т.д. для Лизы уже с алфавитами и цифрами..
сначала знакомила его с одним лото. давала 1-2 картинки, рассказывала про рисунок (в течение дня несколько раз показывала ему картинку, показывала, где она хранится), потом уже 2 картинки (начинаю с новой, и только потом достаем "знакомую"). за неделю доводим знакомство до 6 картинок, и уже учим потом сопоставлять рисунок с картинкой.
пазлы!!!! очень нравятся пазлы издательства ДРОФА, например, ПТИЦЫ (овощи-фрукты). сделаны из толстого прочного картона, картинки великолепные. 10 птиц. разделены на 2-3-4 деталей, легко собираются, красочные, очень советую.
если нет покупных толстых и прочных 4-10 детальных, то нарезаем картинки их картона или журнала.
теперь когда продолжаем учить фрукты-овощи, учим и их характеристики. несколько раз спрашивам и сами отвечаем..
посмотри это яблоко (повтори с мамой яяяяблоко, ребенку легче выделить или начальный или конечный слог в этот период развития), оно зеленое, Семен, какое яблоко? зелёёёёное... скажи яяяяяблоко... зелёёёёёное.
через несколько дней будете показывать на картинке яблоко и спрашивать, ваш малыш будет мычать вашей же интонацией и повторять звуки
застежки-замочки. тоже отличный инструмент для занятий и развития мелкой моторики
рисование - учим рисовать линии, круги. карандаши, пальчиковые краски, соленое тесто, масса для лепки, пластилин (учим отщипывать маленькие кусочки и приклеивать на доску(лист аппликацию)
лего - пока играем в крупные детали, учим строить башни. дорогу, стол, стул... учим играть игрушками, ролевые игры - пупс едет на автомобиле, куколка спит в кроватке и т.п.
социальные эмоции
тут активно используем мимику. очень важна артикуляция! т.к. в это время ребенок начинает активно говорить и повторять слова, слоги, старайтесь произносить слова четко, произнося практически каждый звук. обратите внимание, что дети чаще смотрят на рот говорящего, а не на другие части лица. часто использую эмоционально окрашенные возгласы ))) (ах, ой, бах!!!)
учимся "играть в игрушки", тут уже видно, что ребенку доставляет удовлетворение игра с любимыми игрушками, как фон ставлю музыку, детские песенки (под которые охотно танцуем, когда узнают знакомую песенку, тоже заметен блеск в глазках ))) узнает, выражает радостные эмоции,
слушаем аудиосказки. любим аудио и музыкальные книжки (сказки со звуками животных и т.п.)
про мультфильмы. я пока не даю смотреть длительные мульты, у нас пока ооочень короткие
"Далеко-далеко на лугу пасутся ко-", "Мы делили апельсин", "Антошка" и др.
развивая речь, учим:
уже писала выше.
ребенок должен понимать несложный сюжет на картинке и уметь "отвечать" на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ПОКАЖИ... КАК ОН МЫЧИТ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
наблюдать за действиями театральных актеров - театральных кукол, или пальчиковых кукол. (мы попробовали сходить в кукольный спектакль ))) просто заворожен был)
понимать и выполнять "поручения": подойди, пожалуйста, ко мне и принеси машину...
учим ориентироваться в пространстве: комната, кухня, ванная комната, балкон, дверь...
навыки в быту
учим кушать самостоятельно (частично), одеваться-раздеваться (частично), утренний туалет (мыть личико, руки, чистить зубы), контролировать физиологические потребности, проситься на горшок (тут все индивидуально для каждого ребенка, но стремимся к совершенству ))))
физическая активность
мяч - учим не только катать, пинать, подбрасывать вверх, но и забрасывать в коробку)))
бегать прыгать, скатываться с горки, перешагивать через препятствия, ходить по линиям, брускам, скамеечке, подниматься-спускаться со ступенек
лист пальмы рисунокwww.babyblog.ru