Примерно с 6-го месяца жизни для родителей малыша начинается очень «веселый» период – ребенок начинает ползать, а значит, настало время пересмотреть все окружающие предметы в квартире, и сделать передвижения крохи максимально безопасными. На самом деле, в первые моменты ползания чада родители даже не подозревают, где может ожидать опасность. Это может быть что угодно: острые углы, моющие средства, дверцы от шкафчиков, мелкие детали (ведь помимо того, что ребенок ползает, он еще и норовит все попробовать на вкус, следовательно – все тянет в рот). Так что обследуйте комнату малыша, а лучше и все жилое помещение, где может кроха передвигаться и, поставив себя на его место, проанализируйте все предметы на опасность. После чего – примите меры.
Игры на полу. Организуйте для крохи место для игр на полу, ему это очень нравится, и не надо запрещать ему играть на ковре. Конечно, если температура в квартире это позволяется делать, а также нет сквозняков. Находясь на полу, малыш быстрее начинает переворачиваться и ползать. Рядом пусть хранятся его игрушки в небольших коробках, чтобы он сам мог их доставать. Будет лучше несколько маленьких коробок, чем одна большая. Если ребенок наигрался сам, и ему стало скучно – присоединитесь к нему и поиграйте вдвоем.
Диалоги с крохой. При общении с малышом старайтесь называть все своими именами: ручки, ножки, игрушки, еду. В этом возрасте диалог с ребенком уже получается вести более активно. Обращайтесь к нему по имени, не называйте ребенка посторонними словами слишком часто.
Игры с другими детками. Старайтесь, чтобы малыш играл не только с родными, но и находите время для общения с его сверстниками. Такое времяпрепровождение очень благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, а также способствует тому, что ребенок в будущем будет не таким стеснительным. Кроме того, совместные игры с ровесниками способствуют более активному развитию мышления, они вместе учатся отличать игрушки от живых людей, обследуя друг друга.
Давайте поиграем!
Слушаем звуки. Создавайте звуковые эффекты, играя ложками по бутылочкам, наполненными разным количеством воды. Как только вы покажете ему принцип игры – он тут же будет просить у вас ложку, чтобы проделать то же самое. Дети очень любят всевозможные ударные забавы и предметы. Обратите внимание малыша на звуки, которые получаются после ударов.
Ладушки, ладушки! Помните старую добрую игру в ладушки? Поиграйте со своим чадом! Для начала можно поиграть с кем-то из взрослых или со старшим ребенком, чтобы малыш понаблюдал, а дальше сам включился в процесс.
Где мама? Где папа? Повесьте возле кроватки фотографии мамы и папы. Когда малыш попытается произнести что-то наподобие «ма» или «па» - показывайте ему фотографию со словами: «Это мама!», «Это папа!».
Развиваем координацию
Большой как папа! Пускай папа возьмет кроху к себе на плечи и покатает так его немножко. Малышу будет очень интересно наблюдать за всем свысока! Также это поможет лучше развивать координацию движений, сохранять равновесие и контролировать свои действия.
Полоса препятствий. Если малыш уже неплохо умеет ползать, сделайте ему игровую полосу препятствий из цветных подушек и покрывал! Положите все предметы друг за другом, и пусть кроха попытается по ним по всем проползти, подстраховывайте его в первое время.
Качели плюс зарядка. В этом упражнении можно объединить приятное с полезным. Сядьте удобно и положите одну ногу на другую, а малыша разместите на лодыжке. Поддерживайте его за ручки или подмышками и, напевая песенку, качайте вверх-вниз. Малышу будет забава, а вам – импровизированная зарядка!
Играем с мячиком. Посадите кроху на пол и начинайте качать перед ним мячик, при этом напевайте какую-нибудь песенку. Также можно, взяв мячик, немного отодвинуться и сказать крохе: «Иди ко мне! Возьми скорее мячик!».
Развиваем мышление и принимаем решения!
Что делать? Дайте крохе в каждую ручку по игрушке. А затем предложите еще одну. Малыш должен самостоятельно понять, для того, чтобы взять новую игрушку старую необходимо куда-то положить.
Логические закономерности.Возьмите тряпичную куклу и толкайте ее по столу до тех пор, пока она не упадет на пол. Проделайте это несколько раз, и вскоре малыш начнет смотреть на пол в ожидании, когда же кукла упадет.
Формочки.Дайте малышу поиграть с формочками для выпечки или подарите пасочки. Покажите, как они складываются друг в друга (если есть такая возможность) или в специальную форму. Можно также ими постучать друг о друга или о другую твердую поверхность. Послушайте вместе с малышом, какие звуки получаются.
Откуда звук? Спрячьте небольшой радиоприемник или долгоиграющую звуковую игрушку под покрывало и предложите крохе найти откуда же звук? Проделайте такое упражнение несколько раз.
Воздушный шарик.На прогулке или дома привяжите воздушный шарик к коляске (кроватке). Малыш будет дергать за веревочку и наблюдать, как движется предмет. Только в играх с воздушными шарами не следует оставлять ребенка одного, т.к. если шарик лопнет, малыш может потянуть остатки в рот или просто очень испугаться.
Пока-пока! Иногда бывает полезным приучить малыша махать до свидания, когда вы выходите из комнаты. Это необходимо для того, чтобы малыш смог вас отпустить без слез, когда необходимо куда-то уйти или уехать на время.
Развиваемся во время повседневных дел!
Вкусно кушаем. В этом возрасте желательно приучать малыша обедать, находясь на своем специальном стульчике. Туда же можно прикрепить несколько игрушек на присосках. Если ребенку скучно, и он начинает стучать по столику ложкой или другим предметом, не запрещайте ему это делать, а лучше составьте компанию и постучите вместе! Чтобы кроха не капризничал на стульчике, можете приготовить для него цветное желе – яркие кусочки привлекут внимание малыша и должны понравиться ему на вкус. Не ругайте ребенка, если он что-то роняет со столика, лучше найдите повод похвалить!
На помощь придут соломинки. Если малыш отказывается есть или пить, дайте ему что-то в стакане и положите туда соломинку, пусть попьет из нее. Обычно процесс так затягивает кроху, что он просто не замечает, что именно он ест.
Отдыхаем и развиваемся!
Мягкие игрушки. Дайте малышу какую-нибудь большую мягкую игрушку, пускай он играет с ней ручками и ножками, перемещает вверх, в стороны, вниз, обнимает и т.д. рассказывайте крохе о его действиях.
Забавные рожицы! Прикрепите на подушке две рожицы. С одной стороны – веселую, с другой – грустную. И показывайте их малышу по очереди. Дайте затем подушку ему в руки, пусть сам попробует найти забавные рожицы с разных сторон!
Автор: Ева Архипова
На шестом месяце своей жизни малыш, как правило, уже умеет:
На шестом месяце своей жизни ребенок активно растет и развивается. Этот период жизни малыша имеет свои особенности. Так, в рационе питания помимо грудного молока появляется прикорм в виде каш. Если до этого времени он знал вкус некоторых пюре и молока, то теперь его стол станет богаче.
Вводить новое блюдо в ежедневный рацион малыша следует постепенно и небольшим количеством. Не забывайте следить за самочувствием карапуза. Не надо заставлять ребенка кушать. Он сам знает свою дозу. Перекорм не пойдет на пользу вашему чаду.
Уже в конце пятого месяца многие родители замечают, как физически окреп малыш, и им хочется, чтобы он побыстрее уже мог садиться, вставать. А в идеале – встал и побежал! Мечта! Но слишком фантазировать не стоит. Малыш обязательно сам и сядет, и побежит. Только не надо искусственным путем его к этому подталкивать. Природа сама решила эту задачу. Всему свой черед. Даже в том случае, если ребенку скоро будет семь месяцев, а он самостоятельно сидеть не может, то расстраиваться нет причин – мышцы, значит, еще не достаточно окрепли. Подсаживать его на подушки не нужно, такой прием может привести к искривлению позвоночника, а быстрее малыш садиться не научиться. Тоже самое касается ползанья и вставания на ножки. Будьте терпеливы!
В этот период у многих деток начинают резаться первые зубы. Могут набухать десна, а также чесаться и болеть. Все это будет доставлять явный дискомфорт малышу. В это время он может быть раздражительным, часто плакать. И опять таки, здесь поможет только терпения. Этот непростой период нужно просто пережить.
В шесть месяцев ребенок делает значительный шаг вперед в психологическом развитии. Он понимает, как его зовут, и откликается на свое имя. Прекрасно понимает, где «свои», а где «чужие» люди, становится более настороженным к незнакомым людям.
Как это ни странно, но в шесть месяцев ребенок отлично понимает эмоциональную атмосферу в семье. Не следует повышать голос или выяснять отношения в присутствии малыша. Общаться с ним тоже нужно спокойным голосом. Не надо устраивать в домашних условиях шумных мероприятий, а также тащить его с собой на вечеринку тоже не стоит. Даже если атмосфера праздника располагающая, для малыша она будет стрессом. Ведь психика у него еще не окрепла, и он быстро устанет от шума.
Малыш растет и развивается. Увидев новую игрушку, он проявляет любопытство, ползком устремляется к ней, его действия направлены на результат. Именно в 6 месяцев ребенку хочется все исследовать, не следует ему в этом мешать. Хорошо, если среди игрушек будут различные бубенчики, предметы, которые будут пищать, если нажать на кнопку, различные кастрюльки с крышками. Нужно позволять малышу какое-то время находиться на полу, это поможет ему лучше развить свои навыки, научиться хорошо ползать и переворачиваться. Дети не всегда любят быть одни. С ребенком нужно играть.
Есть немало простых игр, которые помогут провести время с малышом и научат его чему-то новому. Например, спрячьте игрушку под одеяльце, так, чтобы был виден ее край. Ребенок потянется за ней, постарается вытащить, и научится стаскивать одеяло с игрушки. Можно рассказать крохе сказку про птиц. В момент, когда мама произносит слова «птички полетели», нужно поднять ручки малыша вверх и похлопать. Через какое-то время ребенок запомнит эту сказку и будет радоваться, смеяться, когда придет время хлопать в ладошки. Малышу очень понравится, если мама будет катать перед ним мячик и напевать песенку, или же шарик по кругу, подзывая ребенка: «Иди, возьми шарик».
В этом возрасте дети уже хорошо понимают речь. Если взрослый спросит: «Где машинка?», ребенок легко найдет взглядом знакомую вещь. Можно и нужно ребенка и самого учить разговаривать. Например, показывая фотографии родителей, постоянно повторять – «Это папа, это мама». Уже несколько месяцев мама пыталась общаться с ребенком, подражая его речи. Теперь диалог должен быть более активным. Стоит придумать какую-то игру и во время нее называть части тела малыша: носик, глазки, ручки, ножки. Выходя из комнаты, покидая ребенка на какое-то время, нужно обязательно махать ему рукой. Это подготовит ребенка к тому, что мамы какое-то время не будет. Родители должны читать ему книжки, петь забавные песенки, декламировать стишки. Хотя бы знаменитые «Ладушки».
Статьи по теме:
nashi-malyshki.ru
Совсем скоро вашему малышу исполнится полгода. Родители радуются новым навыкам и знаниям малыша. Он совершает все больше осмысленных действий – улыбается знакомым людям, повторяет слоги, ищет затерявшиеся игрушки. Что еще можно ожидать от 6-месячного крохи, от чего его следует оберегать и чему учить?
Физическое развитие
В 6 месяцев малыш становится очень активным. Его руки и пальцы уже достаточно хорошо развиты, благодаря чему можно увеличить и разнообразить набор игр. Ребенок уже привычно перекладывает игрушки и другие предметы из руки в руку. Он начинает осознавать, что от того, в какой руке лежит вещь, ее свойства не меняются.
Зрение малыша позволяет замечать новые, достаточно мелкие предметы. В таком возрасте можно увидеть, как малыш пытается схватить детали рисунка на одеяле или постельном белье или рассматривает пылинки на свету.
Ребенок продолжает осваивать мир на ощупь. Чтобы это чувство хорошо развивалось, окружите его разными материалами, подойдут хлопок, шерсть, шелк, бархат. Для игр на полу используйте лоскутное одеяло с разными фактурами.
У полугодовалого малыша улучшается слух. Ребенок прислушивается к окружающим звукам, глазами пытается найти их источники. Чтобы развить музыкальный слух крохи, периодически включайте музыку, но не очень громко. Давайте малышу слушать разные мелодии: успокаивающие и энергичные. Не оставляйте музыкальный проигрыватель включенным на долгое время. Постоянный звуковой фон не очень полезен, ребенок быстро устанет и начнет капризничать.
На заметку:
Во время грудного вскармливания шестимесячный кроха может начать упираться ручками в маму, как бы отталкиваясь от нее. Это еще один этап отделения от матери, а также проверка своих новых телесных возможностей. Маме стоит принять такое поведение малыша.
Поползли!
Подготовьте дом к важному периоду развития малыша – скоро ребенок поползет. Уберите с нижнего уровня квартиры все бьющиеся, колющие, режущие, мелкие предметы. Спрячьте провода, закройте заглушками розетки. Убедитесь, что ребенок не поранится, ползая по полу. Проверьте безопасность верхнего уровня, на ребенка ничто не должно упасть сверху. Не оставляйте на столах и полках неустойчивые предметы, например, вазы.
Можно помочь малышу в освоении этого нового навыка. Положите ребенка на одеяло, расстеленное на полу. Разложите вокруг игрушки так, чтобы малыш мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Возможно, «барахтанья» ножками и ручками немного продвинут его к игрушке, он прикоснется к ней или схватит ее. Если у ребенка не получается, помогите ему. Подставьте руку, чтобы стопы малыша упирались в вашу ладонь и он мог оттолкнуться ножками. Обязательно хвалите кроху независимо от его успехов. Со временем он научится правильно отталкиваться и поползет.
На заметку:
Если ребенку исполнилось полгода, но он еще не сидит, не переживайте. Значит, его мышцы не совсем готовы к удерживанию спины. Усаживание в подушки приведет к искривлению позвоночника, а вовсе не научит ребенка быстрее садиться самостоятельно. Помните, темпы развития малышей неодинаковы. Не заставляйте ребенка учиться сидению, ползанию и вставанию на ножки. Он научится этому сам, конечно, с вашей помощью, но в свое время.
Психологическое развитие
В шесть месяцев ребенок делает скачок в психологическом развитии. Он уже знает свое имя, легко узнает голос близких и родных. К чужим людям относится настороженно – это нормальный этап его взросления. Со временем малыш станет проявлять больше дружелюбия к незнакомцам.
Полугодовалый малыш хорошо чувствует эмоциональный микроклимат в семье. Не говорите резко и на повышенных тонах в его присутствии. Беседуйте с ребенком спокойно, уверенно и ласково, без сюсюканья. Дети намного лучше воспринимают взрослый стиль общения.
Читайте малышу детские стихи, сказки. В этом возрасте дети особенно радуются стихотворениям, в которых есть что-то неожиданное, как в потешке: «Поехали за орехами, в ямку – бух!». Ребенок будет реагировать на это с большим удовольствием. Если в следующий раз малыш начнет смеяться в самом начале песни, предвкушая сюрприз, значит, у него развилась память.
Из игрушек для шестимесячного малыша особенно полезны пирамидка, развивающие центры с зеркалами, колесиками, мелодией. Хороши игрушки, в которых есть кнопочки, рычажки, а при нажатии на них раздаются звуки или зажигаются лампочки. В этом возрасте у ребенка возникают эмоциональные предпочтения, например, появляется любимая игрушка.
На заметку:
В 6 месяцев малыш уже подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги. С помощью повторов малыш закрепляет приобретенные речевые навыки. Любопытно, но в лепетании малыша можно услышать нотки и интонации родного языка.
Осторожно!
Не оставляйте ребенка без присмотра, если он играет с мелкими предметами.
Никогда не давайте ему в этом возрасте фасоль, горох, бусины, пуговицы и монеты. Эта мелочь может попасть в нос, ухо или рот.
Если ребенок внезапно закашляется, сильно закричит, на несколько секунд посинеет, его необходимо положить на живот, опустив голову. Срочно вызывайте скорую помощь.
При попадании мелкого предмета в трахею, а затем в бронхи может наступить затруднение дыхания. Даже если вы смогли самостоятельно удалить мелкий предмет, обязательно обратитесь к врачу для осмотра.
Первый зуб
В этом возрасте у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зуба нет. О том, что этот процесс начался, свидетельствует несколько признаков: набухание десен, повышенное слюноотделение, жидкий стул, отказ от еды.
Чтобы облегчить боль от появления зубов, приобретите специальные резиновые игрушки – «грызуны», которые наполняются водой. Охладите игрушку, холод снимет воспаление и покраснение, успокоит боль в деснах.
Следите, чтобы подбородок и шейные складки ребенка не были постоянно влажными – держите под рукой чистую мягкую салфетку для вытирания слюны.
Родители должны быть внимательны к состоянию малыша. Когда зубки начинают прорезаться, снижается сопротивляемость организма. Малыш может подхватить простуду или другое заболевание. Если у ребенка температура выше 37,5 °С, начались рвота, понос, он возбужденный или вялый, вызывайте врача.
Важно:
С особой тщательностью обязательно несколько раз в день мойте игрушки с мылом. А после ополаскивайте кипяченой водой. Полугодовалый малыш не просто берет их в рот и пробует на зубок, а активно трет ими десны. Грязная игрушка может стать причиной стоматита.
Питание
В 6 месяцев ребенок готов к еще одному волнительному знакомству – со взрослой пищей. Можно дать ребенку рекомендованные для прикорма в этом возрасте овощи, фрукты и пюре из них, каши.
Перед введением прикорма посоветуйтесь с педиатром: он определит, какие продукты и в какой последовательности подходят именно вашему ребенку.
В этом возрасте у некоторых малышей, чьи мамы имеют пониженный уровень гемоглобина в крови, возможно развитие железодефицитной анемии. Проконсультируйтесь с врачом, узнайте, когда необходимо сделать анализ крови ребенка, чтобы своевременно ликвидировать возможный дефицит железа в организме, улучшить сопротивляемость инфекциям, укрепить иммунитет.
Режим сна
К 6 месяцам малыш все больше бодрствует. Для полноценного отдыха ему необходимо спать не меньше 8–9 часов ночью и два раза днем по 2 часа. Температура воздуха в детской комнате не должна превышать 21–20 °С. Обязательно проветривайте комнату. Когда ребенок заснул, не пытайтесь соблюдать идеальную тишину. Дети, спящие в таких условиях, вырастают более тревожными и возбудимыми.
Анастасия Демитрюк
kangaroo.kz
Шестой месяц жизни. В 5 месяцев в поликлинике обязателен только осмотр педиатра. Средний вес ребенка 7 кг, рост 64-65см. Средняя прибавка в весе за месяц 800 г, в росте 2,5 см. Спит теперь ребенок примерно 15-16 часов в сутки. Днем 2-3 раза по 1,5-2 часа.
На шестом месяце ребенок начинает откликаться на свое имя, пытается подползать к игрушкам, умеет хныкать и радоваться, учится играть с игрушками (стучит ими, перекладывает из одной руки в другую, бросает),
может участвовать в игровых ситуациях, начинает произносить слоги, снимает губами пищу с ложки. Имеются мнения, что если проявить терпение можно выработать у ребенка навыки опрятности (научить ребенка писать в тазик). Похвалитесь в комментариях, у кого получилось?!
С шестого месяца лучше всего перевести ребенка, во время бодрствования, на одеяло на полу: он получит возможность подползать к игрушкам, а Вы не будете беспокоиться, что ребенок откуда-то упадет. В это время очень полезно стимулировать его к ползанию, для этого раскладывать игрушки так, чтобы они были близко, но рукой ребенок не мог до них дотянуться. Можно иногда подкладывать ладонь под стопы ребенку, чтобы он отталкивался и двигался вперед. Рекомендуются также включать специальные упражнения в гимнастику ребенка. Если ребенок начинает ползать, не ограничивайте его территорию кроваткой или манежем — пусть осваивает просторы квартиры.
В это же время ребенок проявляет желание сесть. Его тоже обязательно нужно поддержать.
Полезно: когда ребенок лежит на спине вкладывать в ручки ребенка свой большой или указательный палец и слегка потягивать ребенка за ручки вперед (не тянуть, если ребенок не проявляет желания сесть), довести ребенка до положения сидя и оставить в этом положении (пока ребенок сам держится за пальцы), затем плавно опустите свои пальцы, чтобы ребенок снова лег на спинку. Это упражнение полезно включать в ежедневную гимнастику.
Можно сделать для ребенка в коляске или кроватке удобную палочку-держалку, чтобы он мог самостоятельно ухватиться за нее руками из положения на спине, и держась за нее, самостоятельно сесть. Палочка должна быть съемной, чтобы ее можно было убирать. При этом обязательно надо предусмотреть, что ручки у ребенка могут сорваться и он снова окажется на спине, чтобы в этом случае он ни обо что не ударился. У нас ребенок очень любил так садиться, долго сидел, держась за палочку в кровати и издавал радостные звуки, а когда ему надоедало начинал реветь, кто-нибудь приходил и опускал его.
На 6-м месяце можно носить ребенка в сумке кенгуру, это развлекает его, способствует его развитию и при этом мамины руки остаются свободными.
До тех пор пока ребенок не будет самостоятельно садиться и уверенно сидеть нельзя: сажать ребенка, подкладывая под спину подушки, сажать его в коляске, на горшок, ставить в ходунки.
К 6-ти месяцам у большинства детей прорезаются 2 первых молочных зуба — нижние центральные резцы. Во время прорезывания зубов может отмечаться повышенное слюноотделение, капризы, плохой сон, снижение аппетита, повышение температуры, нарушения стула. В это время пригодятся специальные игрушки-прорезыватели, которыми ребенку будет удобно тереть десны. Помогают временно снять болезненность десен «Калгель» или «Камистад» это специальные гели для десен, содержащие лидокаин, отличие между ними заключается в дозе лидокаина, в «Камистаде» лидокаина больше, поэтому обезболивающий эффект более выражен.
На 6-м месяце рекомендуется введение прикорма. Конкретный срок и вид прикорма лучше выбрать совместно с доктором.
Прикорм не вводится:
Первым можно вводить овощной прикорм (овощное пюре) или злаковый прикорм (каша). Готовить можно самим или пользоваться готовыми продуктами детского питания.
Подробнее о прикорме можно прочитать здесь, на отдельных видах прикорма я подробнее остановлюсь в следующих статьях.
mamadoktor.ru
Первая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность. Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера. Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.
Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружность головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см).
Подробнее об игрушках и способах игры с ребенком читайте в разделе: "Лучшие развивающие игрушки для ребенка до года".
Как играть?
В возрасте шести месяцев детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, наблюдать, а может даже и осваивать действия и манипуляции с ними.
Только с Вашей помощью возможности младенца могут существенно расшириться: Вам необходимо демонстрировать различные предметы и новые способы действия с ними. Например, Вы показываете, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить, вкладыши вкладывать один в другой и пр. Пусть, в свои шесть месяцев кроха ребенок просто наблюдает за Вами, поверьте, эти «презентации» не пройдут зря! Со временем, Ваш малыш обязательно этими навыками и перейдет к специфическим действиям с предметами, для которых уже сейчас нужны самые разные игрушки. Только Вам не следует его торопить и подстегивать, такие навыки даже самые развитые детки осваивают только к концу первого года жизни.
Практический совет: Храните игрушки ребенка в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Подробнее об игре с игрушками с ребенком в возрасте до года - в разделе "Лучшие развивающие игры для детей до года" .
2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).
3. Продолжать развивать действия рук.
Задачи
1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.
2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).
3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.
1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.
2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.
3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.
4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка, реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.
5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.
1. Продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.
2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).
Крупная моторика стремительно развивается: дети активно переворачиваются, сидят с поддержкой взрослых, перемещаются и начинают ползать. Попробуйте положить впереди игрушку, ребёнок постарается добраться к ней. Это несложная, но интересная игра для него, которая стимулирует развитие маленького человека.
Ночной сон удлиняется, появляются 2-3 дневных сна по 30 минут — 2 часа.
Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе? Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает. Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала. Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха. Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.
Нежные прикосновения и объятия необходимы каждому ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности, особенно, если малыш устал. Иногда, чтобы соблюсти режим, детей приходится будить по утрам. Ласковый тон и поглаживания также помогут вашему крохе легче проснуться и начать день, полный приключений.
(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.
Безопасность
Не оставляйте в пределах досягаемости малыша мелкие предметы. Проследите, чтобы все игрушки подходили ребенку по возрасту: они не должны содержать никаких мелких деталей или частей, которые можно отломить или откусить.
Дети будут использовать подручные предметы, чтобы подтянуться с помощью рук и изменить позу. Проверьте, чтобы мобиль в кроватке висел достаточно высоко, и до него нельзя было дотянуться. С мебели не должны свисать скатерти и покрывала, за которые можно потянуть. Никаких низко висящих проводов и украшений интерьера - малыш обязательно попытается за них подержаться.
Пощряйте ребенка манипулировать игрушками, например извлекать звуки из озвученных игрушек. Разнообразные движения рук способствуют дальнейшему познанию мира, стимулируют развитие активной речи. К концу 6-го месяца малыш подолгу повторяет отдельные слоги - "ба-ба-ба", "ля-ля-ля", "ма-ма-ма". Играя с ребенком, используйте этот его "словарный запас". Сосредоточив внимание малыша на своем лице, губах, мама или папа спокойным ласковым голосом повторяют доступные ему слоги. чередуя их с известными детскими стишками, прибаутками. Обычно на это малыш отвечает активным лепетом. К 6 месяцам ребенок должен также уметь хорошо есть густую пищу с ложки и придерживать руками бутылочку, из которой его кормят.
Скляренко Элина Олеговна
Название раздела: Развитие и обучениеИсточник информации: по материалам сайта Likar.info
vault000.ru
Окончание первого полугодия жизни ребенка - это своего рода критический период, или переходный - подготовка к прорезыванию и прорезывание зубов, подготовка к так называемой "вертикализации", т.е. к умению садиться и вставать. Задолго до прорезывания зубов у малыша обычно усиливается выделение слюны, припухают десны. Следите, чтобы подбородок ребенка и шейные складки не были постоянно влажными ~ под руками у вас всегда должна быть чистая мягкая салфетка для вытирания слюны. Очень важно в этот период особенно тщательно, несколько раз в день мыть игрушки с мылом и ополаскивать их кипяченой водой - ведь ребенок не просто берет их в рот, а активно трет ими десны, и грязная игрушка может стать причиной такого неприятного заболевания, как стоматит. Обычно у малыша на 6-м месяце сначала прорезываются 2 нижних или 2 верхних центральных резца, поодиночке, с интервалом 5-6 дней, а иногда и оба сразу. Следует сказать, что сроки прорезывания зубов у здоровых детей могут быть разными, есть дети, у которых они прорезываются уже в 3-4 месяца, а есть в 8-9. Обычно это связано с влиянием наследственных факторов. Но есть состояния, при которых прорезывание зубов задерживается значительно - прежде всего, это рахит и некоторые другие заболевания. Поэтому, если у ребенка до 8 месяцев не прорезались первые зубы, обратитесь к врачу. Процесс прорезывания зубов у большинства детей несколько нарушает их состояние и самочувствие. У многих малышей за 3-4 дня до этого события может участиться стул, снизиться аппетит. Ребенок становится капризным, хуже спит, трется лицом о подушку, о мамино плечо. Может даже несколько повыситься температура. В этот период родители должны быть очень внимательны - ведь с прорезыванием зубов, поскольку сопротивляемость организма снижена, может совпасть и какое-то заболевание. Если температура выше 37,5 градусов или если у ребенка рвота, понос, возбуждение или вялость, нужно вызывать врача. На шестом месяце жизни у детишек, родившихся у мам со снижением гемоглобина, возможно развитие железодефицитной анемии (сейчас таких мам особенно много, так как питание населения недоброкачественное). Поэтому поинтересуйтесь у врача, не пора ли сделать ребенку анализ крови - это поможет своевременно ликвидировать дефицит железа, повысить сопротивляемость организма, предупредить наслоение инфекционных заболеваний. В возрасте 5-6 месяцев в питание ребенка обычно вводят творог, который вы получите на молочно-раздаточном пункте (ослабленным детям по рекомендации врача творог иногда вводят раньше). Этот полезный продукт вводят постепенно, с 1/4 чайной ложки, растирая его с молочной смесью, кефиром ("Агу"), или смешивая с кашей, фруктами. Кормят ребенка по-прежнему 5 раз в день, меню его примерно такое: в 6 часов - 200 граммов грудного молока, молочной смеси или кефира, в 10 часов - "завтрак" - 150 г 10%-й каши и 40-50 г фруктового пюре или тертого яблока, в 14 часов - "обед" - 180-200 г овощного пюре и 40-50 г сока, в 18 часов - вновь грудное молоко (у искусственников - смесь) и 3-5 ложек творога, протертого со смесью или с фруктово-ягодным пюре, и на ночь - в 22 часа или в 22.30 - грудное молоко или смесь. Не забывайте о гимнастике! На шестом месяце обязательны упражнения, развивающие мышцы спины, рук, ног, готовящие малыша к ползанию и ходьбе). Стимулировать ползание можно, положив перед ребенком, лежащим на животе, игрушку и слегка подталкивая ребенка к ней, помогая встать на четвереньки. Не огорчайтесь, если в конце шестого месяца ваш ребенок еще не умеет самостоятельно садиться - многие дети вначале овладевают умением вставать из коленно-локтевого положения, а уже затем - самостоятельно садятся. Пощряйте ребенка манипулировать игрушками, например извлекать звуки из озвученных игрушек. Разнообразные движения рук способствуют дальнейшему познанию мира, стимулируют развитие активной речи. К концу 6-го месяца малыш подолгу повторяет отдельные слоги - "ба-ба-ба", "ля-ля-ля", "ма-ма-ма". Играя с ребенком, используйте этот его "словарный запас". Сосредоточив внимание малыша на своем лице, губах, мама или папа спокойным ласковым голосом повторяют доступные ему слоги. чередуя их с известными детскими стишками, прибаутками. Обычно на это малыш отвечает активным лепетом. К 6 месяцам ребенок должен также уметь хорошо есть густую пищу с ложки и придерживать руками бутылочку, из которой его кормят. Если вы не делали этого раньше, на 6-м месяце уже обязательно начните вырабатывать у ребенка навыки опрятности. Если он проснулся сухим, подержите его над горшком, тазиком, поощряя соответствующими звуками. За успех похвалите, если же попытка не удалась, не говорите с малышом сердитым тоном, чтобы не вызвать негативного отношения к этой процедуре, имейте в виду, что детей, преимущественно воспитываемых в памперсах, приучать к опрятности сложнее - многие из них очень долго не просятся на горшок.
источник: vsiachina.narod.ru
mamochki.by
Показатели развития
Малыш легко переворачивается с живота на спину, может передвигаться, переставляя ручки и даже немного ползая. Кроха уже устойчиво сидит на маминой руке, однако большинство малышей еще не могут садиться самостоятельно. Не беспокойтесь — ребенок обязательно овладеет этим навыком, как только мышцы спины и позвоночник обретут необходимую силу.Не стоит торопить события, присаживая малыша, придерживая тельце подушками со всех сторон. Всему свое время !
Ребенок свободно берет игрушку из разных положений, долго ей занимается, перекладывая из одной ручки в другую, может поднять, если упала. Если поддерживать ребенка за руки, он встает и пытается переступать ножками. Ваш малыш начинает лепетать — то есть произносит отдельные слоги „на ", „ма ", „ба ". Сейчас малыш вступает в так называемый период подражания — поэтому будьте особенно внимательны к своему поведению в присутствии малыша, чтобы потом не удивляться, „откуда что взялось ". Кроха активно интересуется окружающим миром, начиная улавливать настроения близких людей.
Режим дня
В среднем 5 кормлен через 4 часа. Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5-2 часа. Сон после бодрствования — 1,5-2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Массаж и гимнастику проводите в период второго бодрствования — так удобнее. Гимнастические упражнения предваряйте, перемежайте и заканчивайте массажем (к растиранию и поглаживанию присоединяется поколачивание кончиками пальцев). К обычному комплексу добавь те очень важные упражнения: приса живание за отведенные ручки из положения лежа на спине (в конце месяца уже можно начинать использовать в этом упражнении небольшие кольца, кроха будет держаться не за ваши пальцы, а за них), переступание при поддержке за туловище, ползание на четвереньках и коленках. Повторяйте по 6-8 раз.
Физическое воспитание и уход
У большинства детей в это время начинают прорезываться зубки. У некоторых детишек такой процесс проходит гладко, и мама обнаруживает первый зубик случайно, а у других крошек может подняться температура и ухудшиться общее состояние. Однако, если у крохи появились рвота, понос, какие-то другие симптомы, не пытайтесь приписать это прорезыванию зубов, а вызовите врача. Частенько время первого зубика совпадает со временем и первых инфекций малыша. Как снизить неприятные ощущения? Нежно массируйте десны крохи чистым пальцем. Купите в аптеке специальные игрушки – прорезыватели, только внимательно следите за их чистотой.
Не стоит давать малышу в качестве массажера для десен корку хлеба или дольку яблока. Это опасно — кроха может подавиться!
Существуют специальные гели и пасты для детских десен, снижающие неприятные ощущения при прорезывании зубов. Если вы решили воспользоваться подобным средством, проконсультируйтесь с доктором и строго соблюдайте дозировку. Полугодовалый ребенок буквально смотрит вам в рот, когда вы едите. Его интерес к поглощению пищи окружающими просто огромен, при этом малыш всем своим видом показывает „Я тоже хочу !". Если вы еще не ввели прикорм — сейчас самое время познакомить малыша с овощными и фруктовыми пюре. Многие детишки во время еды с удовольствием залезают в тарелку ручками, расплескивая и размазывая содержимое. Не ругайтесь на крошку — ведь это так естественно, ребенок активно осваивает окружающий мир: какая каша на ощупь, теплая или холодная, а мисочка — твердая или мягкая? Дабы не ограничивать детский исследовательский дух, примите меры безопасности заранее.
Заботы и дела для мам и пап
Сейчас очень важный этап становления речи малыша. Говорите с ним почаще — и вы увидите, как кроха, подражая вам, будет пытаться произносить отдельные слоги и звуки. Кстати, сейчас самое время познакомить ребенка со… нет ". Естественно, злоупотреблять им не стоит и, отказывая в чем-то малышу, не надо вдаваться в объяснения. Скажите ясно и четко „нет ". И стойте на своем, иначе маленький хитрюга быстро научится вить из вас веревки. Если вы уже купили с крупными, яркими картинками, можете начинать семейные чтения. Почаще в моменты бодрствования играйте с малышом — в веселые прятки, накрывая кроху (или себя) пеленкой, активно используйте в занятиях резиновые пищалки и заводные музыкальные игрушки.
Сейчас ребенок активно изучает окружающий мир, и родители стремят ся запечатлеть этот момент: приподнявшийся на ручках малыш широко раскрытыми глазками смотрит в объектив. Пощадите глазки ребенка — не снимайте кроху со вспышкой! Естественно, речь идет о ситуации, когда вы направляете камеру прямо на личико малыша. Это может повредить сетчатку детского глаза.
www.baby.ru