Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Доктор Комаровский.Закаливание.Меняем образ жизни. Закаливание ребенка 5 лет с чего начать комаровский


ЗАКАЛИВАНИЕ - Книги - Доктор Комаровский

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья — нуль!

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды —

И ты практически здоров!

Ю. С. Энтин

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Наши задачи совершенно иные.

Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям.

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

***

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, три почетные грамоты, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она пять раз болела ОРЗ и один раз — бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 °С, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано: в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — каких-то десять минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.

Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15—20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.

Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра — минуту, послезавтра — две минуты, в идеале — через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.

Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.

Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

В подавляющем большинстве случаев «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.

Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.

Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.

Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».

Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5—10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5—10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

1)      систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2)      постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3)      учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — «благополучно» заболеет, как и остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз подчеркиваю главное.

Ребенок не нуждается в закаливании.

ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

опубликовано 25/02/2010 14:31

www.komarovskiy.net

Закаливание ребенка

Чаще всего вопрос о начале проведения закаливающих процедур возникает после болезни ребенка. Но правильно ли начинать его в период выздоровления? Что такое закаливающие процедуры и как их грамотно проводить? В чем особенность сезонного закаливания? Давайте разберемся.

Правила закаливания детей: Комаровский

Известный педиатр акцентирует, что закаливание — это не дозированные воздействия водой, солнцем и воздухом, а принципиальная коррекция детского образа жизни. Начинать ее следует никак не с открывания форточки на 30 секунд. Старт закаливания, по мнению господина Комаровского — это четкий режим дня, правильная пища и одежда, спорт.

Педиатр уверен, что с малышом необходимо гулять в любую погоду, стимулировать его двигательную активность, не заставлять есть насильно, до минимума свести контакты с бытовой химией.

Если мальчик или девочка часто болеют, то, возможно, стоит уменьшить количество умственных нагрузок (изучение языков, музыкальное образование). При дефиците здоровья лишние знания ребенку счастья не принесут.

Болезненному малышу стоит привести в порядок его комнату: выбросить накопители пыли, ежедневно делать влажную уборку, не включать отопительные приборы. Дозировать ребенку нужно не свежий воздух, а уроки, телевизор и компьютер. Педиатр рекомендует чаще дарить прогулки вместо шоколадок, заменяя сладким общение с малышом. Такой образ жизни, по мнению врача, может сделать ребенка счастливым, а значит, здоровым.  

Проведение любых закаливающих мероприятий требует неукоснительного соблюдения трех главных правил:

  1. Систематичность. Начатое дело следует выполнять каждый день без поводов пропустить процедуру.  
  2. Постепенность, то есть плавное увеличение продолжительности воздействий, их интенсивности. 
  3. Учет индивидуальных особенностей малыша, настроя самого ребенка, возраста, бытовых факторов. 
  4. Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Если малышу больше нравится ходить босиком, нежели загорать, лежа, то пусть ходит. 

Господин Комаровский подчеркивает, что закаливание не уменьшает частоту инфекционных болезней. Поэтому оно не убережет ваше дитя от ветрянки, если в детском саду эпидемия заболевания. Ребенок нуждается в гармоничном образе жизни больше, нежели в закаливающих мероприятиях.

Особенности закаливания летом, осенью, зимой

Сезонность — принцип, который учитывается при проведении закаливающих мероприятий. Так, например, только летом дитя может получать солнечные ванны. Ультрафиолет положительно влияет на детскую иммунную систему. Но чувствительность к ним у маленьких деток выше. И это стоит учесть. До года такие процедуры деткам противопоказаны. Осторожно их следует проводить и малышам в возрасте до двух лет. Трехлетним детям уже можно устраивать такие мероприятия при температуре 22° С.  

Продолжительность первой ванночки для трехлетних детей составляет 3 минуты, старшим ее длительность можно увеличить до 5-6 минут. Ежедневно стоит увеличивать пребывание на солнце малыша на 5 минут. Довести его можно до получаса. Противопоказаны такие процедуры при температуре воздуха более 30°С.

Водные закаливающие процедуры можно проводить дома в любое время года. Это купания. В возрасте от рождения до года детям проводят пятиминутные ванночки при температуре воды 37°С, а обливают водичкой на 2 градуса ниже. Можно проводить влажное обтирание рукавичкой, которую смачивают в воде температурой 35-36°С. Процедура предусматривает обтирание ручек малыша от кисти до плеча, ножек от ступни до колена в течение минуты-двух. Ежедневно температуру воды стоит поднимать на градус и довести до 28°С. После влажного обтирания каждую часть тела сразу вытирают насухо, растирая до легкого покраснения.

Зимой можно заниматься термотерапией, то есть водить ребенка в сауну. Начинать такое закаливание стоит в теплое время года, например, осенью, а зимой продолжать процедуры, постепенно продлевая время пребывания ребенка в парилке, увеличивая температуру в ней. 

Закаливание ребенка в домашних условиях: с чего начать

Прежде всего, перестаньте кутать дитя и проводите двухразовые проветривания детской комнаты.

Начинать закаливающие процедуры ребенку в возрасте от года можно обтираниями со снижением температуры воды, а также общими обливаниями, стартуя с температуры 28 градусов и снижая ее до 23. С полутора лет можно применять обливания малыша душем.  

Когда детки ходят уверенно, можно применять закаливающие ванны для ног. Это отличное средство против простуд. Манипуляцию лучше делать перед сном, наливая в тазик столько воды, чтобы она покрывала лишь нижнюю часть голеней. Стартовая температура воды детям до 3 лет — 33°С, а зимой — 36 °С. Еженедельно температуру надо снижать на 2 градуса, доводя ее до 24°С. Пусть дитя во время процедуры шевелит стопами, делает мини-зарядку, а не просто держит ноги в воде.

Обливание ног проводят с помощью ковша, предварительно усадив ребенка на низкий стульчик. В начале температура воды должна быть 27-28°С, а конечная — 18°С. После ножной ванночки, обливания, обтирания необходимо ножки ребенка вытирать досуха, растирать руками до легкого покраснения.

Закаливание новорожденного ребенка

Евгений Комаровский считает, что новорожденное дитя в закаливании не нуждается. Следует только организовать за ним уход так, чтобы не угасали адаптационные механизмы. Необходимо создавать соответствующую для этого температуру воздуха и воды. Это означает, что малыша надо уже в первые недели жизни при смене пеленок оставлять на минутку голеньким.

Что касается воды, то с месяца можно увеличивать продолжительность купаний, таким образом, давая водичке возможность охлаждаться естественным образом. Также педиатр советует использовать возможности контакта с природой, то есть больше гулять, постепенно увеличивая длительность прогулок. Снег, дождь не должны быть помехой для них.

Ребенок лучше спит на свежем воздухе, и такого закаливания грудничку вполне достаточно. Господин Комаровский не рекомендует окунать детей в прорубь, держать таких крох на солнце и применять другие экстремальные виды закаливания.

Закаливание ребенка 3-5 лет

В этом возрасте можно проводить такие процедуры по укреплению иммунитета ребенка: контрастные ножные ванны и душ, купания, обливания, а также водить дитя в сауну или русскую баню.

Контрастное обливание ног предполагает наличие двух тазиков. В горячем вода должна быть температурой до 40оС, в холодном — 30-32оС. Сначала ножки погружаются в горячую воду на минуту, затем на 20 секунд в холодную. Температуру воды следует в обоих тазиках понижать на 2 градуса.

Контрастный душ применяют лишь для детей трёхлетнего возраста. Малыш под горячим дождиком стоит две минуты, под холодным — 20 секунд. Чередование должно быть не менее 5 раз с окончанием холодной процедурой. Помните, что закаливание должно приносить малышу радость, поэтому если у ребенка нет настроения, ему не нравится процедура, то лучше ее не делать. А для того чтобы сразу создать атмосферу приятности, стоит в доступной форме объяснить малышу, для чего вы это делаете, придумать сказку, историю о том, как такие манипуляции помогли выздороветь герою мультфильма.

Сауна — это финская баня. Ее действие на детский организм определяется низкой влажностью воздуха и высокой температурой. К этой процедуре дитя советуют приучать с трехлетнего возраста, хотя сегодня есть масса примеров привлечения детей к бане и с возраста одного года родителями, которые являются любителями высоких температур. В этом виде закаливания главное — постепенность. Сначала стоит малышу показать и рассказать все о процедуре, пусть увидит, как парятся папа и мама, затем предложите ребенку зайти в парилку на 5-10 секунд. Вдыхание воздуха усиливает кровенаполнение верхних дыхательных путей. Приучайте дитя дышать в сауне носом. Повторяющееся чередование нагревания и охлаждения в предбаннике стимулируют работу терморегулирующих механизмов детского организма. Это и позволяет малышу легче адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. 

Закаливание горла ребенка

Есть несколько вариантов таких процедур. Вот они:

  • Закаливание водой. Начинать надо с полоскания горлышка теплой водичкой (40 градусов) и снижать ее постепенно на 1-2 градуса, доходя до 17ºC. 
  • Отвары трав. Обычная вода заменяется настоями календулы, ромашки, эвкалипта. 
  • Солевые полоскания. В стаканчике кипяченой  воды растворяют чайную ложку соли, полощут горло. Можно добавлять соду либо пару капель йода. 
  • Кубики льда. Вместо полосканий можно применять рассасывание кубиков льда. В первый день их держат во рту 30 секунд, постепенно доводя до полного растворения. 
  • Мороженое. Можно давать ребенку по чайной ложке этого продукта, предлагая подержать его 10 секунд во рту, а потом глотать. 

Закаливание после болезни

Педиатры советуют начинать закаливание после простуд с обычных воздушных ванн. Они хорошо переносятся детьми. Сразу после выздоровления ребенка начинайте с проветривания его комнаты. Во время этого погибают микробы и инфекции. Воздушные ванны — это и возобновление прогулок во дворе либо в парке, где воздух чище. И при этом перестаньте дитя кутать, учтите, что оно двигается, ему не холодно. Одевайте ребенка по погоде. Перегревание не менее вредно детскому организму, нежели переохлаждение. Что касается водных процедур, то сразу после выздоровления с ними стоит повременить. Не спешите с контрастными обливаниями, душем.

Больше пользы будет от полоскания горла, промывания полости рта раствором морской соли.

Подходите к закаливающим мероприятиям после болезни осторожно и не забывайте, что они должны приносить вашему чаду удовольствие.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

nashidetki.net

Доктор Комаровский.Закаливание.Меняем образ жизни. | Метки: как, закалять, ребенок, что

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды(например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Наши задачи совершенно иные.

Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям.

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

***

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, чтоне имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, три почетные грамоты, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она пять раз болела ОРЗ и один раз — бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 °С, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано: в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — каких-то десять минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.

Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15—20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.

Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра — минуту, послезавтра — две минуты, в идеале — через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.

Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.

Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

В подавляющем большинстве случаев «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.

Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.

Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.

Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».

Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5—10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5—10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

1) систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2) постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3) учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — «благополучно» заболеет, как и остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз подчеркиваю главное.

Ребенок не нуждается в закаливании.

ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

www.baby.ru

Закаливание ребенка: советы доктора Комаровского

Закаливание детей – это достаточно дискуссионная тема и мнений по данному поводу существует огромное множество. Ниже мы детально рассмотрим точку зрения известного детского доктора Е. О. Комаровского. Под словом «закаливание» он подразумевает не одноразовые процедуры в виде обливаний или растираний, а поддержание определенного образа жизни постоянно.

Изменение образа жизни

С самого рождения ребенка родители должны приспособиться к правильному стилю воспитания малыша. Новорожденные дети имеют весь спектр необходимых защитных функций, но со временем они теряются из-за того, что мы стараемся создать ребенку «тепличные» условия проживания. Часто современные родители допускают одну и ту же ошибку. Они наивно полагают, что можно перекармливать грудничка, кутать его, держать в жарком и сухом помещении, а потом найдется волшебный эликсир, который придаст ему здоровья и сил.

К сожалению, такого не бывает. Сохранить врожденный иммунитет можно только путем полного изменения образа жизни всей семьи. Доктор считает, что в первую очередь необходимо начать двигаться в сторону натурализации. Природа за миллионы лет все предусмотрела и создала нас такими, какие мы есть сейчас.

Здоровый организм ребенка способен справиться с прохладным полом, холодной пищей и циркулирующим воздухом, который называют сквозняком. Но это будет только в том случае, если вы не будете чрезмерно оберегать своего новорожденного кроху и постараетесь сократить влияние цивилизации на него (химические средства, синтетические ткани, бесконтрольное употребление лекарственных препаратов). При соблюдении простых рекомендаций вы забудете о понятии часто болеющих детей.

Правила закаливания

Доктор Е. О. Комаровский определяет 3 основных правила закаливания детей до года и старше. В первую очередь, необходимо разработать систему укрепляющих процедур. Если вы уже решили пройти курс закаливания, то доведите начатое до конца. Не пропускайте и не ослабляйте процедуры. В обратном случае, никакого положительного эффекта вы не дождетесь.

Второе правило – это постепенность. В любом возрасте необходимо плавное  увеличение продолжительности и интенсивности воздействия. Последнее, но не менее важное – это учет индивидуальных особенностей. Все дети уникальны. Прежде чем применить к своему ребенку определенную методику, доктор советует проанализировать его состояние.

Учитывать необходимо абсолютно все: условия проживания, наличие хронических патологий, возраст и даже настрой малыша. До года никаких особых процедур проводить не нужно. Важно создать правильную атмосферу, чтобы не снизился природный иммунитет.

Всегда следите за тем, как реагируют дети на те или иные процедуры. Если ребенку не нравится купаться в воде с температурой 28°С, значит не нужно его заставлять это делать. Нагрейте воду на несколько градусов больше. Доктор Е. О. Комаровский обращает внимание родителей детей до года и старших малышей на один принципиальный момент. Закаливание позволяет укрепить сопротивляемость организма внешним факторам, но на заражение вирусными инфекциями оно повлиять не может. Закаленный ребенок абсолютно точно заразится вирусом ОРВИ, также как и не закаленный. Другое дело, что закаленный малыш сможет легче и быстрее перенести заболевание.

Видео «С чего начать закаливание ребенка — Доктор Комаровский»

lechimdetok.ru

Комаровский закаливание детей в домашних условиях — Elfterra.ru

Содержание статьи:

Что думает про закаливание известный педиатр Евгений Комаровский и его коллеги, рассказывает Рамблер/Семья.

Программа «Школа доктора Комаровского»

У каждого поколения мам есть свой педиатр, высказывания и рекомендации которого передаются из уст в уста. Сейчас у наших соотечественниц набирает популярность Евгений Комаровский. Рамблер/Семья узнала, что думает по поводу закаливания прославленный врач и его коллеги.

Родители делятся на два лагеря: одни ратуют за закаливание, другие категорически против. Первые – фанаты проветривания, вторые – тщательно закрывают все окна и форточки, а в холодное время года еще и включают дополнительные обогреватели. В свою очередь доктор Комаровский считает, что если ребенок часто болеет, его нужно закалять. Главное – делать это правильно.

«Под закаливанием следует понимать не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни», – отмечает эксперт. Согласно этому правилу, спать ребенок должен в относительно прохладной комнате, днем следует как можно чаще проветривать помещения, больше ходить пешком, после купания обливаться прохладной водой.

.button_buy title: «Правильное закаливание детей» Н. Бурцев announce: Вы узнаете о правилах проведения водных, солнечных и воздушных процедур закаливания image_url: http://img.rl0.ru/pgc/c451x700/56d05429-dd25-72d0-dd25-72972858e3cd.photo.0.jpg button_title: КУПИТЬ button_url: http://www.litres.ru/nikolay-burcev/pravilnoe-zakalivanie-detey-ot-rozhdeniya-do-shkoly-15002141/

Эффективность закаливания во многом зависит от того, сколько в вашем доме «пылесборников». Откажитесь от мягких игрушек, уберите часть детских забав, которые захламляют помещение. И места станет больше, и легче будет делать влажную уборку. Кстати, средства бытовой химии при этом использовать не надо – только воду.

Конечно, на машине в детский сад и школу детей возить удобнее. Но если эти образовательные учреждения находятся в шаговой доступности, возьмите за правило просыпаться на 15 минут раньше, чтобы дойти до нужного места пешком. Прогулки благотворно сказываются на здоровье и повышают настроение.

Чем теплее в наших домах, тем сложнее бороться с возможными ОРЗ и ОРВИ, к тому же детские носики нуждаются в прохладном увлажненном воздухе. Для закаливания необходимо проветривать комнаты, чаще протирать пыль и мыть полы.

Вода – источник здоровья, не зря дети так любят в ней плескаться. Возьмите за правило после купания обливать ребенка прохладной водой. Как определить температуру? Вот что рекомендует руководитель отделения педиатрии Клинического госпиталя на Яузе Елена Смольянинова: «Для первых обливаний подходит вода с температурой +30 С, в дальнейшем температура воды может снижаться очень медленно на 1 градус, доходя даже до +10. После обливания проводится энергичное интенсивное растирание тела мягким полотенцем. Длительность всей процедуры – не более 3-4 минут».

Но как быть, если ребенок часто болеет? Мнение эксперта: «У часто болеющих и ослабленных детей закаливание водой следует начинать с ножных ванн с температурой не ниже +35 градусов. Ребенок опускает ноги в воду по щиколотку, находится в ней не более 1-1,5 минут, затем в конце процедуры ноги надо облить водой на 2-3 градуса ниже, после чего интенсивно растереть ноги мягким полотенцем. После – уложить ребенка спать».

Если ребенок не хочет, не уговаривайте и не заставляйте его съесть еще одну ложечку «за маму». Не голоден – значит, организм не израсходовал ранее полученные калории. Лишняя еда – это гарант появления избыточных килограммов.

Наш эксперт Елена Ивановна Смольянинова обращает внимание родителей на важный нюанс при закаливании – систематичность. Длительные перерывы в закаливании ведут к утрате и ослаблению приобретенных ранее навыков.

Когда вы обычно «начинаете новую жизнь»? С понедельника? Давайте поменяем традиции и начнем формировать здоровые привычки с сегодняшнего дня. Сделайте влажную уборку комнат, покормите ребенка и отправляйтесь на свежий воздух. Желаем успехов в закаливании!

Видео дня

4 елочные игрушки, которые легко сделать самому

20 марта — 19 апреля

20 апреля — 20 мая

21 мая — 20 июня

© 2011–2017 «Летидор» — является частью компании Rambler&Co v.0.10.6

С самого рождения ребенка родители должны приспособиться к правильному стилю воспитания малыша. Новорожденные дети имеют весь спектр необходимых защитных функций, но со временем они теряются из-за того, что мы стараемся создать ребенку «тепличные» условия проживания. Часто современные родители допускают одну и ту же ошибку. Они наивно полагают, что можно перекармливать грудничка, кутать его, держать в жарком и сухом помещении, а потом найдется волшебный эликсир, который придаст ему здоровья и сил.

К сожалению, такого не бывает. Сохранить врожденный иммунитет можно только путем полного изменения образа жизни всей семьи. Доктор считает, что в первую очередь необходимо начать двигаться в сторону натурализации. Природа за миллионы лет все предусмотрела и создала нас такими, какие мы есть сейчас.

Здоровый организм ребенка способен справиться с прохладным полом, холодной пищей и циркулирующим воздухом, который называют сквозняком. Но это будет только в том случае, если вы не будете чрезмерно оберегать своего новорожденного кроху и постараетесь сократить влияние цивилизации на него (химические средства, синтетические ткани, бесконтрольное употребление лекарственных препаратов). При соблюдении простых рекомендаций вы забудете о понятии часто болеющих детей.

Доктор Е. О. Комаровский определяет 3 основных правила закаливания детей до года и старше. В первую очередь, необходимо разработать систему укрепляющих процедур. Если вы уже решили пройти курс закаливания, то доведите начатое до конца. Не пропускайте и не ослабляйте процедуры. В обратном случае, никакого положительного эффекта вы не дождетесь.

Второе правило – это постепенность. В любом возрасте необходимо плавное увеличение продолжительности и интенсивности воздействия. Последнее, но не менее важное – это учет индивидуальных особенностей. Все дети уникальны. Прежде чем применить к своему ребенку определенную методику, доктор советует проанализировать его состояние.

Учитывать необходимо абсолютно все: условия проживания, наличие хронических патологий, возраст и даже настрой малыша. До года никаких особых процедур проводить не нужно. Важно создать правильную атмосферу, чтобы не снизился природный иммунитет.

Всегда следите за тем, как реагируют дети на те или иные процедуры. Если ребенку не нравится купаться в воде с температурой 28°С, значит не нужно его заставлять это делать. Нагрейте воду на несколько градусов больше. Доктор Е. О. Комаровский обращает внимание родителей детей до года и старших малышей на один принципиальный момент. Закаливание позволяет укрепить сопротивляемость организма внешним факторам, но на заражение вирусными инфекциями оно повлиять не может. Закаленный ребенок абсолютно точно заразится вирусом ОРВИ, также как и не закаленный. Другое дело, что закаленный малыш сможет легче и быстрее перенести заболевание.

Видео «С чего начать закаливание ребенка — Доктор Комаровский»

Лучший способ оградить ребенка от болезней — проводить своевременную и грамотную профилактику. Одним из лучших превентивных способов по праву считается закаливание. Однако бросаться с головой в экстремальные процедуры не стоит, родителям необходимо учитывать разные факторы, такие как состояние здоровья малыша, особенности его иммунитета, его возраст. О том, как правильно подойти к вопросам закаливания карапузов, детей дошкольного и школьного возраста, часто родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Закаливание детей — это комплекс мер по воздействию на детский организм разных природных факторов, таких как солнечный свет, вода, воздух и так далее. Часто в его основе лежит контраст (понижение и повышение температуры окружающей среды по отношению к температуре тела ребенка, повышение и повышение атмосферного давления. Цель — привести организм в «боевую готовность», адаптировать его к возможным внешним стрессам, тем самым повышая его способность противостоять негативному воздействию.

Врачи давно доказали, что систематическое закаливание улучшает состав клеток, все органы и системы начинают действовать слаженнее и лучше. Улучшаются сон и аппетит, нормализуется кровообращение, процессы метаболизма, адаптационные механизмы совершенствуются быстрее, нервная система укрепляется. Такой способ профилактики был известен еще врачевателям Древней Греции и Рима.

Способов закаливания медицина знает множество. Самые простые и доступные в домашних условиях — обтирание и обливание, контрастный душ, солнечные ванны, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Относительно длительное пребывание в ледяной воде (так называемое моржевание) детям не рекомендуется, им лучше подойдет контрастное чередование теплой и прохладной воды.

Закаливать ребенка можно как целиком, так и практиковать местные процедуры — закаливание горла, например (для этого есть всем известный и вкусный способ — мороженое). Важно, чтобы терапия была постоянной, ведь после долгого перерыва эффект от закаливания сводится к минимуму, а затем и вообще теряется.

Евгений Комаровский, как и многие его коллеги, считает, что все дети появляются на свет с большими иммунными возможностями и способностями. И первые годы жизни нового человека связаны, увы, с тем, что самые любящих их люди — родители- делают все возможное и невозможное для того, чтобы эти врожденные способности адаптироваться к окружающему миру истребить. Для этого они не делают ничего сверхъестественного, достаточно создать грудничку тепличные условия, потеплее одевать, следить за стерильностью пищи, которую употребляет кроха, закрывать форточки и двери наглухо, почаще давать ребенку разные медикаменты.

А вот собственно и сам выпуск передачи доктора Комаровского посвященный детскому закаливанию.

В результате получится ребенок, который будет часто и сильно болеть всеми мыслимыми и немыслимыми заболеваниями, первое место среди них, однозначно, займут простудные недуги и вирусные инфекции.

Евгений Олегович уверен, что детей нужно начинать закаливать с самого рождения. Главное, делать это каждый день, не пропуская ни одной процедуры, и подходить к закаливанию из соображений разумности. Если мама и папа подумали и решили, что они хотят закаливать свое чадо, им стоит начать с консультации врача-педиатра. Специалист осмотрит малыша, при необходимости назначит лабораторные анализы, и вынесет свой вердикт, можно ли этого конкретного ребенка закаливать, и какой из известных способов лучше выбрать.

  • При пороках сердца.
  • При низком уровне гемоглобина в крови (анемии).
  • При гриппе и ОРВИ в острой стадии, особенно если болезни сопровождаются повышением температуры тела.
  • При тяжелых неврологических состояниях новорожденного.
  • Глубоко недоношенным детям и малышам с разными стадиями истощения.

Для малыша, который только появился на свет, в качестве закаливания вполне подойдут обычные ритуалы — утренняя гимнастика, переодевание на прогулку, вечернее купание. Если педиатр разрешает, можно постепенно начинать обливание ножек младенца сначала прохладной водой, а затем и холодной. Длительность процедур должна постепенно увеличиваться. Необязательно практиковать контрастные ванны, но прогулки должны стать обязательным атрибутом каждого прожитого дня младенца, гулять с ним Евгений Комаровский рекомендует вне зависимости от погодных условий и времени года.

Умывание — самое первое закаливание. Познакомить малыша с водой желательно в первый день после выписки из роддома, главное, чтобы температура воды была не ниже 28 градусов. Ее можно понижать на 2-3 градуса раз в три месяца, не чаще.

Обливать ребенка можно с рождения, соблюдая температурный режим, о котором мы уже рассказали выше. Делать это надо 1 раз в день, после купания. Сначала аккуратно обливают пяточки, потом ножки, ручки, живот и плавно перемещаются к затылочной части крохи.

С полугода младенца можно обтирать водой при помощи специальной фланелевой рукавицы. В первое время — только ручки и ножки, потом обтирать можно спинку, и в последнюю очередь — грудную клетку и животик.

Солнечные ванны очень полезны для малышей, ведь под воздействием ультрафиолета вырабатывается витамин Д, который нужен организму, чтобы не развился рахит. Главное, дозировать пребывание крохи на солнце, избегать длительного воздействия прямых лучей на кожу малыша.

Закаливаться никогда не поздно, убежден Евгений Комаровский. Поэтому начинать такие процедуры можно ребенку в любом возрасте, если в младенчестве это родителями не практиковалось. Подход все тот же, правда, начиная с трех лет можно использовать контрастный душ, а с 4 лет ребенка можно обливать холодной водой на улице, правда, без фанатизма. С трехлетнего возраста ребенку можно разрешать в летнее время в теплый денек довольно долго находиться на свежем воздухе в одних трусиках. Полезно систематическое посещение бассейна.

  • Менять условия (температуру воды, например) следует исключительно постепенно. Резкий скачок может негативно отразиться на самочувствии ребенка.
  • Проводить процедуры желательно в игровой форме, чтобы кроха воспринимал происходящее как веселое занятие и хотел закаливаться.
  • Если ребенок начинает неадекватно воспринимать очередное повышение или понижение температуры воды и воздуха, он плачет и капризничает, следует прекратить процедуру, а на следующий день вернуться к предыдущему уровню температур.
  • При обливании и обтирании следует прикрывать половые органы мальчиков, чтобы не допускать перепадов температуры в районе гениталий, так как это впоследствии может негативно отразиться на репродуктивной функции.
  • Перекармливать ребенка ни в коем случае нельзя. Кушать он должен, когда он сам этого хочет, а не тогда, когда «подошло время», по мнению мамы и папы. Здоровый малыш всегда немного голодный, в меру худой и очень подвижный, говорит Комаровский. Эти три слова и должны стать ориентирами для заботливых родителей.
  • Одним из наиболее важных факторов своей системы закаливания Евгений Комаровский считает создание нормальных условий в доме, где живет ребенок. Нужны регулярные проветривания в любое время года, особенно если малыш заболел. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18-20 градусов, влажность — 40-60%.
  • Нельзя кутать ребенка, его следует всегда одевать по погоде. Так, как вы одеты сами. Терморегуляция маленького тела может быть нарушена уже тем, что чрезмерно любящая мама или бабушка нарядила карапуза на прогулку в 2-3 кофточки и пару курток сверху. Потливость — верный путь к простуде.
  • Руководствоваться родители должны реакцией ребенка на закаливание. Температура воды, воздуха — это факторы сугубо индивидуальные, у одних они будут выше, у других ниже, все зависит от того, насколько комфортно будет себя чувствовать при проведении процедур малыш.

Комаровский всегда подчеркивает, что закаливание — это не лечение, и нельзя холодными обливаниями избавить чадо от гайморита или хронического бронхита. Оно призвано повысить иммунитет, даже у часто болеющих детей, но на 100% не предохраняет от заражения гриппом или ОРВИ. Даже закаленный ребенок может заболеть. Но, во-первых, его шансы подхватить инфекцию несколько ниже, а, во-вторых, недуг он перенесет быстрее и легче, чем его незакаленные сверстники, которых родители растят в тепличных условиях.

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

elfterra.ru

Закаливание по доктору Комаровскому, как метод оздоровления

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с такой проблемой, как детские простудные заболевания. Причем наиболее часто они проявляются тогда, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. Хотя есть много семей, где дети болеют и без посещения дошкольного учреждения. Измучившись с бесконечными ОРЗ и простудами, родители начинают задумываться о том, как же предотвратить такие болезни?

Закаливание как метод оздоровления

Вывод из такой ситуации находится не сразу, но для многих он очевиден: ребенка необходимо закалять. И тут начинают вспоминать постулаты врачей еще советской эпохи о закаливании, а на ум почему-то приходит самая популярная процедура – обливание, сначала прохладной, а потом и холодной водой.

Однако при этом мамы и папы забывают о том, что закаливание – это не просто одна процедура, это целый комплекс мер, направленных на то, чтобы создать ребенку такие условия для проживания, в которых бы организм научился сопротивляться негативным природным факторам. Именно об это пишет в своих книгах и говорит в своих передачах замечательный детский врач Е.О. Комаровский.

На основе многолетнего опыта и, руководствуясь здравым смыслом, Комаровский доказал, что закаливание в привычном смысле слова приносит мало результатов. А если оно еще и не систематическое, тогда результата можно ждать очень долго, и, в конце концов, разочароваться в системе.

Закаливание по Комаровскому. Как же предлагает педиатр укреплять здоровье и иммунитет наших деток?

Прежде всего, нужно уяснить, что закаливание сделает организм ребенка невосприимчивым к изменению окружающей среды, то есть промокшие ноги или 5 минут на сквозняке не причинят малышу никакого вреда. Но если в группе детского сада или в классе будет вирусная инфекция, то от заражения не застрахован даже самый закаленный ребенок.

Для родителей важно понять, что главное – не закаливать ребенка, а сделать так, чтобы он в этом не испытывал потребности.

Задача всех мам и пап – сделать так, чтобы образ жизни малыша был наиболее приближен к естественному, а для этого есть три критерия:

  • Активность, то есть движение – недаром говорят, что движение есть жизнь. Тот путь, который можно пройти пешком – лучше именно пройти, а не проехать в автобусе или машине. Просмотру телепередач лучше предпочесть активную игру, а потраченный на генеральную уборку всей семьей день лучше провести на свежем воздухе. Вся двигательная активность должна происходить именно на свежем воздухе, потому что мы и дети и так проводим большую часть дня в закрытом помещении.
  • Правильная одежда – это означает, что она должна быть не только по размеру, но и в умеренном количестве. Часто мамочки начинают кутать малышей, боясь внезапного ветра или сквозняка, ребенок на месте не сидит, перегревается, потеет, подул ветерок — здравствуй, простуда. Гораздо правильнее, если одежды будет немного меньше, чем вы привыкли надевать – ребенок и сам согреется, бегая и прыгая.
  • Правильная организация питания – основным показателем периодичности кормлений является аппетит: если он плохой, значит организм еще просто не израсходовал свою энергию. Так зачем же создавать ее переизбыток искусственно? Соблюдение этих трех факторов и называется естественным образом жизни. Здравомыслящие родители должны постараться не путать его с искусственным закаливанием – тогда малыш будет жить в гармонии с природой и намного меньше болеть.

Основные принципы перехода к естественному образу жизни (а ведь начать никогда не поздно!):

  • Систематичность – если вы твердо решили поменять образ жизни свой и малыша, то не стоит отступать, оправдываясь нехваткой времени или иными причинами.
  • Постепенность – важно учитывать возраст ребенка и соразмерять нагрузку, постепенно увеличивая ее. Выбирайте для занятий такие упражнения и игры, которые деткам нравятся, ведь это должно вызывать положительные эмоции, а не быть обязаловкой.
  • Индивидуальность – учитывайте настроение и состояние здоровья ребенка, его возраст и возможности.

Естественный здоровый образ жизни – это очень просто: много свежего воздуха, хорошо проветренная комната, удобная одежда в умеренном количестве, качественная и полезная еда. Сочетание этих компонентов важнее и действует гораздо лучше обливаний, гимнастик и других процедур!

Видео

pro-detey.com

Как закалить ребенка по системе доктора комаровского

Программа «Школа доктора Комаровского»

У каждого поколения мам есть свой педиатр, высказывания и рекомендации которого передаются из уст в уста. Сейчас у наших соотечественниц набирает популярность Евгений Комаровский. Рамблер/Семья узнала, что думает по поводу закаливания прославленный врач и его коллеги.

Что такое закаливание?

Родители делятся на два лагеря: одни ратуют за закаливание, другие категорически против. Первые – фанаты проветривания, вторые – тщательно закрывают все окна и форточки, а в холодное время года еще и включают дополнительные обогреватели. В свою очередь доктор Комаровский считает, что если ребенок часто болеет, его нужно закалять. Главное – делать это правильно.

«Под закаливанием следует понимать не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни», – отмечает эксперт. Согласно этому правилу, спать ребенок должен в относительно прохладной комнате, днем следует как можно чаще проветривать помещения, больше ходить пешком, после купания обливаться прохладной водой.

.button_buy title: «Правильное закаливание детей» Н. Бурцев announce: Вы узнаете о правилах проведения водных, солнечных и воздушных процедур закаливания image_url: http://img.rl0.ru/pgc/c451x700/56d05429-dd25-72d0-dd25-72972858e3cd.photo.0.jpg button_title: КУПИТЬ button_url: http://www.litres.ru/nikolay-burcev/pravilnoe-zakalivanie-detey-ot-rozhdeniya-do-shkoly-15002141/

Уборка

Эффективность закаливания во многом зависит от того, сколько в вашем доме «пылесборников». Откажитесь от мягких игрушек, уберите часть детских забав, которые захламляют помещение. И места станет больше, и легче будет делать влажную уборку. Кстати, средства бытовой химии при этом использовать не надо – только воду.

Детская экокомната: выбрасываем вредные игрушки и не только

Будь здоров! Как защитить ребенка от гриппа

Ходьба

letidor.ru