Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом? Ребенок не хочет заниматься с логопедом 5 лет


Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

ПОЧЕМУ ДЕТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ С ЛОГОПЕДОМ?

«Мой сын не хочет заниматься, не обращает внимания на логопеда, рвется к своим игрушкам. Я это терпела месяц, пока отложила занятия на время отпуска. Занятия не дешевые. Что вы мне посоветуете?»

С такой ситуацией знаком каждый логопед, работающий частным образом.

Я думаю, что будет действительно ценным, если и родители, и специалисты сделают сдвиг в своем мышлении, переходя от вопроса: «Почему ребенок не хочет заниматься?» к вопросу: «Что МНЕ нужно сделать, чтобы ребенок захотел заниматься?»

Откровенно говоря, дети делают только то, чему мы, взрослые, научили их САМИ в прошлом. Возможно, случайно. Если ребенок «случайно» залезал под стол на занятии с логопедом, сбрасывал на пол игрушки, и родители уводят его домой, то малыш «случайно» узнает, как выйти из ситуации обучения.

Если ребенок имеет много опыта в учебных ситуациях, заканчивающихся «провалом» педагога, то не удивительно, что он будет мотивирован, чтобы снова и снова избежать обучения.

Таким образом, если наш малыш был замечен в попытках бегства от занятий или от любой учебной ситуации, то мы должны сделать две вещи:

Во-первых, мы не должны допустить, чтобы ребенок снова отказался заниматься. Как? Встать на место ребенка.

Как это сделать? Вот с этого места о важном: прежде чем начать любое взаимодействие с ребенком, мы должны выСЛУШАТЬ родителей. Что ребенок любит, что ему интересно, что привлекает его внимание?

Для начала мы должны узнать как можно больше о тех вещах, которые любит малыш, которые его мотивируют. Может быть, он обожает Человека Паука. Или любит смотреть Улицу Сезам, знает там всех героев по именам. А, может быть, перед вами – любитель конструктора Лего?

Узнав о таких моментах, любой логопед сможет легко найти контакт с любым ребенком. Кроме того, эти вещи, которые любит ребенок, которыми он наслаждается, и будут выступать в качестве потенциального подкрепления во время логопедического занятия. Ведь мотивация является важной частью обучения новому навыку. Если ребенок не мотивирован на что-нибудь, у нас нет ничего, чтобы закрепить новые умения.

Если мы не понимаем друг друга, мы ничему не сможем научить. Дети должны чувствовать, что они могут доверять логопеду, что они могут быть успешными, и их успех подкрепляется ценными для них вещами.

Во-вторых, подумайте, как ребенок может быть успешным? Как поставить его в ситуацию успеха? Как человеческие существа, мы, вообще, как правило, любим делать все, что у нас получается хорошо и не стремимся делать то, что  не очень хорошо выходит.

Когда ребенок приближается к учебной ситуации, предъявляйте сначала небольшие, несложные требования, которые ребенку легко выполнить. Важно дать понять малышу, что он способен довести дело до конца. И это позитивно подкрепляется окружающими. Мы же хотим, чтобы ребенок подумал: «А ведь хорошие вещи происходят, если я делаю то, что ожидают от меня взрослые. Значит, мне не выгодно убегать отсюда.»

Каждый ребенок уникален и частью процесса оценки является определение того, что ребенок может уже делают успешно. Так мы постепенно получаем перечень умений, которые  ребенок уже способен выполнять правильно. Эти маленькие успехи становятся нашими «строительными блоками», чтобы начать формирование правильной и красивой речи у ребенка.

Например, если ребенок уже может пить через соломинку, мы могли бы использовать этот навык, чтобы помочь закрепить навык округления губ для гласных. В моей практике совсем недавно был ребенок, который мог производить «м», но все его взрывные звуки были гортанные. Держа нос мы просили, чтобы он сказал  звук «м». В результате получили  звук «б». Это забавная часть логопедической практики!

Итак, мы выясняем, что ребенок уже может делать хорошо и как мы можем использовать эти умения, чтобы научить новым навыкам.

В-третьих, еще одна загадка состоит в определении того, какой тип подачи материала использовать. На что данный ребенок реагирует лучше всего?

Есть много различных  методик, но после 20 лет практики, я могу честно сказать, что ни одна из них не работает для всех детей  все время.

Это важно для профессионалов, чтобы не быть приверженцем одной и той же  стратегии, которую они будут использовать с любым ребенком.

Некоторые дети могут реагировать лучше на визуальные подсказки для звуков. Другие могут реагировать лучше на тактильную опору. Третьи реагируют лучше на слуховые подсказки. Другие — на комбинированную подачу информации. Важно оставаться гибким в выборе коррекционной стратегии.

Наконец, в — четвертых, помните об обратной связи! Да, важно поощрять малейшее достижение ребенка. Но в то же время не забывайте подмечать, с достаточной ли скоростью идет обучение. Выходит ли ребенок на свой оптимальный уровень, или предъявляемые требования слишком просты для него? Если в какой-то момент прогресс замедляется, мы должны проанализировать наши методики обучения, чтобы убедиться, что мы делаем все возможное для  увеличения скорости обучения.

 

Итак, когда логопед в своей  практике испытывает трудности с вовлечением  ребенка в работу, мы смотрим на следующее:

1.    Используем ли мы достаточно мощное подкрепление?

Без мотивации мы не научим. Нам нужно найти несколько таких  вещей, которые ребенок любит и награждать его за те выполнение тех задач, которые мы перед ним ставим.

2.    Как часто мы награждаем ребенка?

Для некоторых детей, мы должны начать с подкрепления каждой попытки, которую они совершают на логопедическом занятии. Может быть, мы наградим просто за усиление движения губами или даже за размещение языка в правильное место.  Как только навыки становятся легко выполнимыми для ребенка, мы награждаем его все реже.

3.    Все ли  навыки, которым мы обучаем, возможны для ребенка?

Часто это большая проблема для детей с апраксией. Мы просим ребенка правильно произнести слово, тогда как он просто не имеет двигательных навыков для осуществления этого. Частые неудачи при попытках повторить образец логопеда приводят к тому, что ребенок всеми способами стремится  избежать занятий.

Чтобы такого не случилось,  мы, например,  могли бы  начать с простого движения, с гласного звука, или с отработки одного слога … Важно, чтобы  ребенок начинал с успешных ситуаций, и только затем мы  сможем постепенно научить комбинированным движениям.

4.    Используем ли мы эффективные методы преподнесения материала?

Различные дети лучше усваивают  материал в разных репрезентативных системах. Некоторые из них работают эффективнее с визуальным подсказками, таких как ручные сигналы или изображения. Другие лучше обучаются  на тактильной опоре. Третьи работают лучше с музыкой или слуховыми подсказками. Все это нужно выяснить опытным путем для каждого конкретного ребенка.

5.  Работаем ли мы в команде вместе с родителями?

Родители должны знать о важности выполнения ребенком любого задания до конца и придерживаться этого правила дома.  Родители должны также поощрять каждое достижение малыша, особенно поначалу. Важно, чтобы ребенок понял, что заниматься «выгодно», и не стоит убегать от логопеда.

Самое главное, и логопед, и родители должны помнить, что когда ребенок не хочет заниматься, проблема заключается совсем не в ребенке.

 Любовь Семеновна Соломатина, логопед

 Loading ...

logoportal.ru

Ребенок не хочет заниматься у логопеда!!!

20 сентября 2010

ЖУРНАЛНе все логопеды одинаково полезны

Все ли логопеды одинаково полезны?Все, кто обращался к логопеду, делятся на две категории. Первые утверждают, что все логопеды плохи. Вторые – что все логопеды – хороши. Увы, и те и другие не правы.  Просто первым попался один плохой логопед, а вторым – один хороший. На самом деле, среди логопедов, как и среди всех людей в мире, есть и те и другие.Итак, родители решили, что их ребенок нуждается в логопедической помощи. Перед ними встает вопрос: где найти логопеда? А вопрос нужно ставить так: Где найти ХОРОШЕГО ЛОГОПЕДА? Потому что отнюдь не все логопеды одинаково полезны. Разберемся – почему. Выбираете ли вы частного логопеда, коммерческую организацию, детский сад или детскую поликлинику –…

20 сентября 2010

Дети от 3 лет и старшеВсе ли логопеды одинаково полезны?

Все ли логопеды одинаково полезны?Все, кто обращался к логопеду, делятся на две категории. Первые утверждают, что все логопеды плохи. Вторые – что все логопеды – хороши. Увы, и те и другие не правы.  Просто первым попался один плохой логопед, а вторым – один хороший. На самом деле, среди логопедов, как и среди всех людей в мире, есть и те и другие.Итак, родители решили, что их ребенок нуждается в логопедической помощи. Перед ними встает вопрос: где найти логопеда? А вопрос нужно ставить так: Где найти ХОРОШЕГО ЛОГОПЕДА? Потому что отнюдь не все логопеды одинаково полезны. Разберемся – почему. Выбираете ли вы частного логопеда, коммерческую организацию, детский сад или детскую поликлинику –…

17 марта 2015

ЖУРНАЛПАМЯТКА ОТ ЛОГОПЕДА.

КОГДА ПОРА К ЛОГОПЕДУ? Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого возраста? Считается, что до трех лет плохая речь – вариант нормы, и до этого возраста обращаться к логопеду нет смысла. Это ошибка. Консультация логопеда необходима в таких случаях: Если до двух лет ребенок молчит или произносит менее 10 слов. Обязательно обратитесь к специалисту, который поможет стимулировать речь специальными логопедическими упражнениями; Если ребенок старше трех лет не говорит фразами. У него можно подозревать задержку речевого развития. А если в этом возрасте малыш не произносит даже слов – у него могут…

www.baby.ru

Заниматься ли дальше с таким логопедом? Как ваши дети занимаются с логопедом?

Всем доброго дня, девочки!

У нас сложилась такая ситуация.

У ребенка есть логопедические проблемы, отсутствуют звуки л, ль, р, рь.  Плюс периодически наблюдаются запинки в речи. 

Так вот начала я искать логопеда, в саду не стали заниматься. Нашла двух. К первой сходили, но увы, нам не подошло время занятий. Нашла логопеда, который занимается по выходным. На первом занятии была консультация, она смотрела отсутствие звуков, проверяла по какой то книге лексику, я присутствовала,.Логопед была спокойной, доброжелательной и меня все устроила. Она рассказала, что занятия будут в игровой форме, что будет пальчиковая гимнастика, арт гимнастика, постановка звука. Собственно я и просила, чтобы она поставила л, ль. Р, Рь, она сказала, что язык еще неготов произнести, я не стала настаивать, сказала, не готов, так не готов. На первое занятие мы пришли, она принесла для занятий книгу со звуками з, ц, с, хотя они у нас есть, сказала, что по ней будут заниматься. Я спешила к врачу, поэтому оставила ребенка и его забирал папа. Потом все-таки выяснилось, что она все перепутала. Тут мне бы напрячься уже, ну думаю, с кем не бывает. Потом вдруг говорит, приносите на занятия тетрадку в клетку будем печатные буквы писать… Ладно принесли, она на том же занятии говорит, нет я думаю не будем по ней заниматься. Потом попросила меня поприсутствовать на занятии и вела себя как то уж очень резко с ребенком, раздражалась, что он плохо повторяет за ней движения рук и губ, вмести была гимнастика. У ребенка от этого ее отношения, все желание заниматься улетучилось. Ну думаю опять, с кем не бывает. Думаю, она хотела мне все показать, чем они заниматься будут и чем нам дома заниматься, вот и гнала без оглядки. торопилась.

Пришли на третье занятие, сижу я в коридоре. Говорю, сегодня я уже не буду вас отвлекать. Она как давай на него кричать… Ты меня не слушаешь. Он говорит, у меня не получиться! В общем. Один раз даже слышала, как она стукнула по столу, когда он не правильно что то делал. Я, конечно, понимаю, что может быть не легко. Но другой же логопед не кричал на ребенка и у него получалось… В итоге выходит и говорит при ребенке, как с тобой тяжело, я весь голос сорвала… Вот думаю не идти на следующее занятие… Ребенок и так запинается, а от такого логопеда вообще заикой станет(( 

Первое впечатление обманчиво. 

Я, кстати спросила, у нее у вас так на каждом занятие тяжело. Я же не на всех трех была, она говорит, что да....

Как у вас дети с логопедами ладят?

www.baby.ru