ГлавнаяРебенку 5Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе
Родительское собрание "Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе.". Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе
трудности адаптации 5 класс | Социальная сеть работников образования
Сценарий праздника «Семейный перезвон»
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ родительский дом
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Семья – это то, что с тобою всегда,
Пусть мчатся секунды недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом,
Сердце навеки останется в нем!
Ведущий: Добрый день уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашей школе на празднике, посвященном Дню семьи. Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те о которых мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
Сегодня мы будем участниками любимых телепередач, получим заряд бодрости, блеснем эрудицией! И будет помогать нам в этом наше жюри (представление жюри).
Итак, маленькая разминка. Какие бывают семьи?
Семьи бывают (на букву «С») – счастливые, славные, спортивные …
Семьи бывают (На букву «Е») – единственные, единомыслящие…
Семьи бывают (на букву «М») – милые, маленькие, многодетные, музыкальные…
Семьи бывают (на букву «Я») – яркие, ясные…
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
-Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: - «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы подруга моя.
«Я, я, я, - Ева молвила, - я».
И так на земле появилась СЕМЬЯ!
Итак, начинаем первый конкурс – творческое представление семьи. ( Каждая семья рассказывает о себе)
1. Телепередача КВН (звучит заставка)
Как хорошо на свете, когда родятся дети,
И слышится повсюду веселый, звонкий смех.
Встречает вместе праздник и тихий и проказник,
Ребенок каждый для мамы лучше всех!
Телепередача «Устами младенца» ?
Высказывания детей – взрослые отгадывают.
- Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка – (СЕМЬЯ)
- В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколение в поколение – (СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ)
- Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на свете – (МАМА)
- Место, где мы бываем все вместе – (ДОМ)
- Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно все любят – (РЕБЕНОК)
- Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки – (БАБУШКА)
- В них играют все дети – (ИГРУШКИ)
- Это не человек, но его любят все члены семьи – (ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ)
Ведущий:
Простим сегодня все ошибки,
Но не отсутствие улыбки.
Лицо без улыбки – ошибка!
Да здравствует смех и улыбка!
3. Телепередача «Ералаш»
А теперь мы проверим ваше чувство юмора.
Однажды господин спросил своего слугу:
«Почему мои сапоги не вычищены»?
Слуга ответил: «Вы же собрались гулять, так я и подумал – они все равно станут грязными.
Господин – слуге: «Тогда собирайся, пойдешь со мной.
Слуга ответил: «Я еще не завтракал»
Что ответил господин слуге? (“Не беда, всё равно опять проголодаешься”)
Концертный номер.
Дом, в котором мы живем, самый лучший в мире дом.
Память добрую о нем мы всю жизнь в сердцах несем.
Пусть тепло и добрый свет будут в нем на тысячу лет!
Телепередача «Фазенда»
Конкурс «Герб моей семьи»
Ведущий: У каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где тебя любят и ждут, где человеку тепло и уютно. Семья – это маленькое государство, а у каждого государства есть герб. Задание - придумать герб для своей семьи. (На столе все необходимое – цветная бумага, ножницы, клей.)
Концертный номер.
Телепередача «Минута славы»
(выполнение домашнего задания) (частушки или песня или…)
Телепередача «Своя игра»
Вопросы представителям команд. (за каждый правильный ответ 1 балл)
Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (МАЛЫШ)
Прозвище дяди Степы? (КАЛАНЧА)
Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (ЕМЕЛЯ)
Содержимое Страшилы? (СОЛОМА)
Крокодил, друг Чебурашки. (ГЕНА)
Сколько желаний старика исполнила Золотая рыбка? (ТРИ)
Шарманщик, смастеривший Буратино? (ПАПА КАРЛО)
Музыкант из цветочного города? (Гусля
Царь из сказки А. Пушкина (САЛТАН)
Крыса старухи Шапокляк? (ЛАРИСКА)
Оружие железного дровосека? (ТОПОР)
Почтальон деревни Простоквашино? (ПЕЧКИН)
Пантера, друг Маугли) (БАГИРА)
Кто потерял хрустальную туфельку? (ЗОЛУШКА)
Какой волшебный предмет был у Алладина? (ЛАМПА С ДЖИНОМ)
Кто попал в Зазеркалье? (АЛИСА)
«Бедный поп подставил лоб» Кому? (БАЛДЕ)
Второе название скатерти? (САМОБРАНКА)
Что попало Каю в глаз? (ОСКОЛОК ЗЕРКАЛА)
Кукла из театра Карабаса Барабаса? (МАЛЬВИНА)
Веселый человек – луковка? (ЧИППОЛИНО)
Лиса – спутница кота Базилио? (АЛИСА)
Задание детям – продолжить пословицу.
Кто в радости живет, того кручина… (НЕЙМЕТ)
Когда семья вместе, так и душа…(НА МЕСТЕ)
Дети не в тягость а в … (РАДОСТЬ)
Мешай дело с бездельем, проводи время с… (ВЕСЕЛЬЕМ)
Кто весел, а кто нос…(ПОВЕСИЛ)
За шутку не сердись, а в обиду… (НЕ ДАВАЙСЯ)
Радость не вечна, печаль…(НЕ БЕСКОНЕЧНА).
Концертный номер
Телепередача «Угадай мелодию» (для родителей, выбираются представители команд).
Песня о зеленом насаждении, приходящем к людям один раз в году. (В лесу родилась елочка)
Песня о ленивом мальчике с большой ложкой. (АНТОШКА)
Песня о выражении лица, от которого всем становится теплей. (УЛЮБКА)
Песня о лошадках, на которых нельзя прокатиться. (ОБЛАКА)
Песня большого оптимиста о небольших неприятностях. (КОТ ЛЕОПОЛЬД)
Песня о путешествии на льдине в поисках мамы. (МАМОНТЕНОК)
Песня о безразличии к погодным условиям при наличии рядом надежных друзей. (ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ ПУТЬ)
Концертный номер
Телепередача «Что, Где, Когда?»
Вносится «черный ящик».
Ведущий: В «черном ящике лежит то, что индейцы майя называли ЧИКЛЕ.
Они делали это из тягучего вкусного сока дерева САППОДИЛА. Одни это очень любят, а другие терпеть не могут. В Сингапуре продажа этого запрещена, и это отпускается только по рецепту врача. Один американский бизнесмен в качестве рекламы давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре это стало очень популярно по всему свету.
ЧТО В «ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ»? (Жевательная резинка)
А сейчас мы две телепередачи соединим вместе. КАКИЕ? Угадать заставки (Телепередача «В мире животных» «Самый умный»)
Мы определим, кто умнее наших учеников? – Их родители?
(На вопросы на листочках отвечают отдельно взрослые и дети»)
1- У кого усы длиннее, чем ноги? (У ТАРАКАНА)
2- Кто становится выше, когда садится? (СОБАКА)
3- Какой мультяшный герой говорит : «Давайте жить дружно!» (КОТ ЛЕОПОЛЬД)
4- Пингвин – птица или зверь? (ПТИЦА)
5- Кто спит головой вниз? (ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ)
6- Какое созвездие идет после Водолея? (РЫБЫ)
7- Сколько ног у паука? (ВОСЕМЬ)
8- Кто такая Матильда из мультика «Малыш и Карлсон»? (КОШКА)
Ведущий:
Любите и цените счастье,
Оно рождается в семье.
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле!
8. Телепередача «Модный приговор» Этот конкурс мы назвали «Осенний бриз»
Учащиеся демонстрируют вечерний наряд. (Под музыку «Осенний джаз»)
Ведущий: нелегко нашему жюри будет оценить следующий конкурс. Все наши участники и участницы старались быть романтичными, загадочными и изысканными.
Ведущий:
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас.
Пусть стороной вас обойдут ненастья,
И солнечным пусть будет каждый час.
Всем нам счастья, мира и добра,
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Концертный номер
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Награждение по номинациям
«Самая дружная семья»
«Самая творческая семья»
«Самая интеллектуальная семья»
«Самая музыкальная семья»
«Самая артистичная семья»
«Самая необыкновенная семья»
Ведущий: Что такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе. Нет ничего дороже семьи.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и паденье, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
На стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Большое спасибо за активное участие в нашем вечере. Я надеюсь, что такие вечера станут традицией в нашей школе.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Мы говорим Вам:
«До свидания, до новых встреч!»
Классный час «Уроки семьи и семейных ценностей»
Класс: 6 б
Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни, развивать мышление, речь, воображение, соблюдение семейных традиций.
Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
Что для тебя означает понятие семья?
Какая семья считается счастливой?
Требует ли жизнь в семье большого творчества?
Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Подготовительный этап:
Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, ручки бумажные, наградные жетоны. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться ручки. Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»
«Из россыпи народной мудрости»:
Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
Стать родителями легко. Быть родителями, напротив, трудно. (В.Буш)
Отношение к детям – безошибочная мера духовного достоинства человека. (Янка Брыль)
Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (В.Г.Белинский)
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)
Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)
Родителей слушать – горя не знать!
Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!
При солнце тепло, при родителях хорошо!
Береги отца с матерью: других не найдешь
Алгоритм деятельности:
Звучит тихая музыка Учитель: Здравствуйте дети, гости. Сегодня в рамках недели «островок тепла» мы проводим с вами классный час под названием «уроки семьи и семейных ценностей».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Перед вами лежат ладошки.
Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.
Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку.
- Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
Викторина
Вопросы:
Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)
Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)
В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)
Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае;
Учитель. Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Мне не хватает теплоты, -Она сказала дочке. Дочь удивилась:Мерзнешь тыИ в летние денечки?Ты не поймешь, еще мала, -Вздохнула мать устало. А дочь кричит:Я поняла! -И тащит одеяло.
Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)
В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.
Задание «Для моих родных»
Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.
(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи. После чего говорят об этом вслух).
- Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.
(Учащиеся пишут, а потом каждый говорит).
- Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.
Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Внимание на доску. Вам тоже придется сложить пословицы, т.е. расшифровать их.
На доске:
1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС
2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В
Ответы.
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.
Родители контролируют школьные дела детей.
Каждый член семьи имеет свои обязанности.
Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
Учитель. Будни это тяжелый труд всех членов семьи. Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и .т.д. Но в семье как же праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем.
Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)
Учитель: Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы, приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева .
Задание. Скажите, а каких людей пригласили бы вы к себе в гости? Почему?
Учитель: По каким критериям окружающие могут составить мнение о вашей семье? (ответы детей).
Задание:
А теперь вообразите, что у вас, допустим, в Америке, объявилась дальняя родственница, которая прислала вам письмо и попросила рассказать о семье. Как вы оригинальным способом представите портрет своей семьи?
Подведение итогов. Награждение победителей.
АНКЕТА :
Перечислите всех членов семьи,живущих вместе с вами
мама
папа
брат
сестра
бабушка
дедушка
тётя
дядя
Какие семейные традиции вы соблюдаете?
Посещение кино, театра, концертов
Дни поминовения усопших
Дни рождения
Религиозные обряды (посещения церкви, посты, праздники . . )
Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая . . )
Интеллектуальные конкурсы, викторины
Совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу
Школьные праздники
Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями
Чтение книг
Домашнее животное (уход, дрессировка)
Живопись, рисование
Шахматы
Коллекционирование
Рыбалка
Спорт
Шитьё, вышивка, вязание
Сочинение стихов. сказок, рассказов
Какой труд объединяет вашу семью ?
Общего труда нет, у каждого свое дело
Уборка квартиры
Работа в саду, на даче
Ремонт квартиры
Уход за маленьким ребёнком
Уход за домашними животными
Собираете ли вы семейные советы для того, чтобы:
Обсуждать проблемы воспитания детей
Обсуждать покупки членов семьи
Распределять работу по дому, ответственность
Планировать отпуск
Распределить бюджет семьи
Семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов
nsportal.ru
Трудности адаптации учащихся в 5 классе
Трудности адаптации учащихся 5-х классов
Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание - все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.
Ребенок продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (природоведение, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.
Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.
Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:
Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях “переходит” с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др.
Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса. Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие, или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
Таким образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, учителя и родители должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.
infourok.ru
Статья "Трудности адаптации в 5 классе"
Трудности в адаптации школьников 5 классов
Цели:
выяснить, какими психофизическими отклонениями от нормы характеризуется адаптационный период школьника при переходе из начальной в старшую школу;
выяснить причины, затрудняющие адаптацию детей к старшей школе и способы их устранения;
особенности адаптации в 5 «Б» классе в 2015-2016 учебном году (кл.руководитель – Маренникова Т.С.)
Общие вопросы адаптации в 5 классе
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить несложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения и той или иной форме характерны примерно для 70–80 % школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Причины затруднения адаптации
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т. п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.
Однако некоторое «обезличивание» подхода к школьнику – очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Именно с этими особенностями адаптационного периода в значительной степени связано ухудшение успеваемости, которому родители подчас находят неверное объяснение.
Рекомендации педагогам и родителям
Рекомендации учителю начальных классов по организации преемственности в обучении
Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу.
Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический запас, в том числе за счет специальных терминов.
Работать над скоростью письма и каллиграфией.
Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти.
Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей.
Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных навыков, знания таблицы умножения, компонентов всех арифметических действий и правил их нахождения.
Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.
Искоренять неумеренную помощь родителей в выполнении домашнего задания.
Добиваться от учащихся развернутых полных ответов, четкой грамотной речи.
Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.
Приучать учащихся работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной литературой.
При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на письменные работы.
Рекомендации по подготовке учителя к работе в 5 классе
Изучение программы начальных классов по предмету.
Ознакомление с возрастными особенностями учащихся,изучение уровня работоспособности младших школьников.
Изучение системы работы учителя начальных классов:формы, методы организации учебной деятельности.
Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями учащихся.
Посещение последовательно 3-5 занятий в 4 классе.
Рекомендации родителям пятиклассников:
1. Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.
2. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
3. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
4. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
5. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка. Иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
6. Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
7. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
8. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
9. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимо количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
10. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и
стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Особенности адаптации 5 «Б» класса
Трудности адаптации 5 «Б» класса с первого дня были связаны с новой организацией учебного процесса, с кабинетной системой обучения. Дети терялись, были не сосредоточены на уроках. Дети чаще отвлекались, не адекватно реагировали на замечания, иногда бывали раздражены, капризны, их настроение часто менялось. Спустя 2 недели, ребята стали более собранными, знали об изменениях в расписании, познакомились со всеми преподавателями.
Другая трудность – снижение успеваемости. И об этом свидетельствуют диагностические работы.
Дело, прежде всего, в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т. е.оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель — предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.
По мнению многих учителей — предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. На уроках математики – это текстовые задачи и объяснения в параграфе. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности.
К ноябрю обучающиеся 5 «Б» класса освоили новое содержание и новые формы учебной работы. Мы работали в группах и по индивидуальным карточкам, делали проекты и защищали их, проводили тесты и математические диктанты, решали задачи по готовым чертежам. Пробелы в знаниях мы устраняли на кружке «Коррекция знаний по математике». Результаты стали лучше. Несколько пятиклассников были направлены на занятия со школьным психологом «Я познаю себя». На первом родительском собрании были даны рекомендации по преодолению сложностей адаптации пятиклассников.
Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной может быть успешна решена только путем создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды, и взаимодействия и помощи родителей.
infourok.ru
Адаптация учеников 5 класса в школе | Адаптация детей
Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене
Известно, что возможность успешного продвижения школьников, на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.
Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.
В основе программ оказания реальной помощи ребенку заложено рассмотрение взаимоотношений и взаимодействий между ребенком, родителями и учителем с точки зрения единой системы, в которой все участники взаимно обуславливают состояние и поведение друг друга. Необходимо воздействовать на ребенка не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей, учителей, меняя через них систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.
Цель работы по адаптации детей к обучению в пятом классе заключается в следующих этапах:
Анализ запроса на проведение работы и составление совместно с классным руководителем плана психолого-педагогических мероприятий.
Создание для детей искусственной коррекционно-развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме коррекционных занятий.
Перенос отработанных данных в актуальные ситуации обучения детей и использование педагогических приемов на уроках.
Анализ данных, полученных от педагогов, и сопоставление их с результатами психологической диагностики детей позволил нам выделить основные трудности, с которыми сталкиваются дети и педагоги в период адаптации.
Трудности включения в работу – низкая нормативность поведения, некоторая неорганизованность.
Неумение осуществлять самоконтроль.
Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.
Темповые характеристики учащихся не одинаковые.
Способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует возрастным нормам.
Память - некоторые дети показывают высокие показатели, некоторые - низкие.
Особо необходимо отметить тех детей, которые в четвертом классе успевали по программе, но работали на пределе своих возможностей.
Обобщенные данные по психолого-педагогической характеристики класса.
Внимание и помощь учителей таким детям особенно необходимы.
В результате анализа диагностики в целом по классу был отмечен достаточный уровень произвольного внимания в сочетании со средней работоспособностью и повышенной утомляемостью детей, при наличии особенно низких результатов у отдельных учащихся.
При исследовании эмоционально-волевой сферы у ряда детей были выявлены проблемы: эмоциональный дисбаланс и неустойчивость, повышенный уровень тревожности и неуверенности.
Изучение уровня сформированности мотивации к учению показало следующее:
Первая группа детей – мотивация и учебная активность высокая – 80%.
Вторая группа детей – средний уровень мотивации – школа привлекает больше внеучебными сторонами, интерес к учению ситуативный – 20 %.
Схема 1. Учебная мотивация учащихся 5 класса
В зависимости от вида деятельности и содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы к мотивации выполнения работы и затем к мотивации завершения.
1 этап. Возникновение мотивации. Зафиксировать мотивы предыдущих достижений, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность.
2 этап. Подкрепление и усиление возникающей мотивации. Использовать чередование разных видов деятельности, материалы различной трудности, отметки вызывающие положительные эмоции, активизировать поиск самих учащихся, подключая их к самоконтролю и самооценке.
3 этап. Мотивация завершения. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков:
Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать.
Повышенная моторность и эмоциональность.
Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя.
Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю.
Учителям предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы.
А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению.
Необходимо учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних успехов.
Протяжении всей жизни нам (и взрослым, и детям) приходится адаптироваться к различным ситуациям. Переступая порог школы, ребенок также все время адаптируется: к детям, к учителям, к урокам, к новому режиму дня. Одним из сложных адаптационных периодов является обучение в 5-м классе, тем немее нам помогает в этом учебники онлайн. с помощью которых легче будет адаптироваться ученикам.
Переход из младшей школы в основной связан с внесением изменений в динамические стереотипы общения, деятельности, а также с сохранением отдельных компонентов предшествующего социального опыта.
Адаптация ребенка к обучению в средней школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительной нагрузкой на все системы организма.
Как показывает анализ, учителя, преподающие в 5-х классах, часто не видят разницы между пятиклассниками и другими школьниками основной школы. И как результат - завышенные требования к этим учащихся, снижение уровня знаний, мотивации учения. Такой подход к обучению может осложнить процесс адаптации школьников.
Кажется, только дети и родители адаптировались в начальной школе, как необходимо переходить в пятый класс, в среднюю школу. К сожалению, в этот период (10-11лет) у детей теряется интерес к учебе. Для учеников 5-го класса многое становится новым и непознанным: новые учителя, новые предметы, формы обучения, а иногда и одноклассники. Конечно же, есть дети, которые легко и свободно вливаются в школьную систему требований, а есть дети, которые испытывают потребность в помощи учителей, родителей, психолога. Посещая уроки в 5-м классе я увидела, пятиклассникам в школе интересно: они стремятся быть активными, умными, они хотят, чтобы их увидел, оценил новый учитель и заметил в них все самое лучшее.
Но и мы и учителя, также проходим период адаптации: нам нужно запомнить новых учеников, изучить их особенности, показать новые учебники онлайн и переключиться на работу с пятиклассниками, учитывая основные психологические особенности детей этого возраста. И чем быстрее мы, учителя, и ученики найдем те общие пути, тем быстрее пройдет адаптация у учащихся 5-го класса. А это (я имею в виду общие пути):
- Умение учителя ставить посильные требования по своему предмету;
- Умение классного руководителя сплотить коллектив, сформировать культуру поведения и навыки общения;
- Умение учащихся реально оценивать свои возможности.
Большинство детей переживает переход в основную школу как важный шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Адаптация в 5-м классе во многом схожа с адаптацией в 1-м классе.
Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и более усложненные требования, которые ставят к детям средней учебной звена, даже смена «статуса» в начальной школе на «самого молодого» в средней - все это является довольно серьезным испытанием. В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными.
Пятиклассники страстно желают хорошо учиться, чтобы радовать окружающих. Но, столкнувшись с первыми трудностями, часто разочаровываются.
Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации, и требуют обычно совместной активной работы не только психолога и педагога, но и родителей, а главное - самого подростка.
Обеспечение преемственности является одним из основных условий успешной адаптации младших школьников к обучению в основной школе и важной предпосылкой успешного обучения в 5-м классе. Для решения проблем преемственности в учебно-воспитательном процессе, особенно в период адаптации младших школьников к новым условиям обучения в 5-м классе, администрации, учителям, родителям необходимо:
- Учитывать индивидуальные и психологические особенности 10-11 летних школьников;
- Постоянно опираться на предыдущие знания, умения и навыки и на основе указанного обеспечивать их усовершенствования, осмысление уже на новом, более высоком уровне;
- Осуществлять обязательную подготовку школьников к усвоению новых знаний, умений;
- Обеспечить систему взаимосвязей в содержании, формах и методах педагогического процесса, оптимальное соотношение и связь между отдельными этапами учебного процесса;
- Создавать образовательно-дидактические ситуации, в которых ребенок чувствовал бы себя непринужденно, комфортно, не боялась раскрывать мир собственных эмоций;
- Обеспечить систему оптимальных требований к знаниям и поведения учащихся, их моральных качеств, форм и методов работы с ними на всех этапах обучения;
- Внедрять средства стимулирования и поощрения детей к познавательной деятельности;
- Развивать рефлексивные умения смотреть на себя со «стороны»;
- Вводить способы, направленные на преодоление трудностей в обучении учащихся 5-х классов.
Итак, успешной адаптации учащихся 5-х классов к обучению в основной школе способствовать целенаправленная координация действий учителей, их профессионализм и опытность.
Презентация - Родительское собрание «Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе»
Похожие презентации
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к обучению в основной школе» Классное родительское собрание «Дисциплина, успеваемость, питание в школе учащихся» Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» Родительское собрание в 1 классе «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе» Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе» Трудности адаптации пятиклассников в школе - Родительское собрание Родительское собрание в 4 классе «Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школеродительское собрание
Слайд 2
Новые условия, создающие трудности адаптациикабинетная система; большое количество учителей- предметников; появляются новые виды домашних заданий; увеличивается количество изучаемых предметов, объем и темп работы на уроке отличаются от начальной школы; сложность адаптации к учителям.
Слайд 3
Трудности в учебе связаны с необходимостью: Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его. Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются. Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты. С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.
Слайд 4
Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя принятие ребенком социальной роли “ученика”
Слайд 5
Социальная адаптация включает: Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха. Способность к самообслуживанию и самоорганизации. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Слайд 6
Правильно поступают родители которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:- Что ты думаешь предпринять? - Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать? - Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание? - Как проверить или доказать правильность полученных результатов?
Слайд 7
Мы рекомендуем осуществлять Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей. Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем. Являться союзниками школы. Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей. Помогать классному руководителю во внеклассных делах.
Слайд 8
В дневник родителей- Родители, помните, что в данном возрасте одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение – лидер, авторитет, друг. - Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими. - Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек)
Слайд 9
В дневник родителей- Научите ребенка составлять план своих действий. После этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению. - Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся. - Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.
Слайд 10
Помните!Вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.
Слайд 11
Ритуалы, которые нравятся детям. Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест. Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
Слайд 12
Ритуалы, которые нравятся детям. На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым. В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи. Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт. Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Родительское собрание "Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе."
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
имени А.А.Каевича пос. Образцового
муниципального образования Ленинградский район
Протокол № 1
родительского собрания учащихся 5 класса
Дата проведения:08.09.2016года.
Место проведения: МБОУ СОШ №9 кабинет №18
Количество присутствующих: 7 родителей
Отсутствовали: нет
Повестка собрания:
О повышении личной ответственности родителей (законных представителей) за жизнь и здоровье своих детей, круглосуточного контроля за времяпровождением несовершеннолетних. (беседа классного руководителя)
Об основных задачах родителей в начале учебного года и в последующем.
Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе.
Выборы родительского комитета.
О страховании детей и об организации питания.
По первому вопросу слушали классного руководителя Коновалюк Т.А., которая рассказала родителям о повышении личной ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей, круглосуточном контроле со стороны родителей за время провождением своих детей. Она напомнила родителям о соблюдении закона Краснодарского края 15-39. Классный руководитель раздала памятки для родителей о безопасности детей. (Приложение №1)
По второму вопросу выступила кл.руководитель Коновалюк Т.А..Она познакомилась с родителями нового классного коллектива, говорила о новых предметах, о том , что в 5 классе учащимся будет немножечко трудновато. Эти трудности связаны с тем, что если в начальных классах с вашими детьми работал один учитель, то в старших классах – предметная система. Во-первых, уч-ся нужно время с ними познакомиться, подружиться. Во-вторых, с приходом в 5 класс усложняется учебный материал. Вашим детям необходимо привыкнуть к новым условиям, новым отношениям. Чтоб преодолеть трудности, безболезненно перешагнуть эти препятствия дети будут нуждаться нашей с вами помощи.
В 5-м классе ко всем проблемам добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной деятельности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Потом она подробно говорила об основных задачах родителей, о помощи пятиклассникам в период адаптации . По этим вопросам выступили Аксенова Н.В., Загорулько И.И., Гусева Ж.А.. Все выступившие обещали быть в тесном контакте со школой, помочь в составлении режима и подготовке к школьным заданиям.
По третьему вопросу слушали классного руководителя, которая предложила выбрать родительский комитет класса. Все родители единогласно приняли решение считать работу родительского комитета 2015 – 2016 учебного года удовлетворительной. Состав родительского комитета оставить прежним.
По четвертому вопросу слушали классного руководителя Коновалюк Т.А., которая рассказала о страховании детей от несчастных случаев и об организации питания на текущий учебный год.
В конце родители задавали волнующие их вопросы ,а классный руководитель отвечала. Руководитель познакомила родителей с тем, какие предметные кружки и кружки по интересам будут вестись в школе, поблагодарила родителей за плодотворную работу на собрании и ещё раз поздравила с новым учебным годом.
Решение:
1.Родители несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей и контролируют круглосуточно времяпровождение своих детей, выполнять ЗКК 15-39
2.Строго следить за соблюдением детьми режима дня. Посещать уроки, иметь тесную связь со школой. Отправлять детей в школу без опозданий.
Чтобы дети были здоровыми и живыми, надо помнить ряд правил и условий.
---формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
---проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
---решите проблему свободного времени детей;
помните! Поздним вечером и ночью - детям и подросткам после 21.00 законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;
---постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей;
---не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;
---объясните детям, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми;
---убедите ребенка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить их в секрете;
---плавание и игры на воде кроме удовольствия несут угрозу жизни и здоровью детей. Когда ребенок в воде, не спускайте с него глаз, не отвлекайтесь - подчас минута может обернуться трагедией;
----чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;
---проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности,
---находясь с детьми на игровой или спортивной площадке;
изучите с детьми правила езды на велосипедах.
---Будьте предельно осторожны с огнем. Обратите внимание детей на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: детская шалость с огнем; непотушенные угли, шлак, зола, костры; не затушенные окурки, спички; сжигание мусора владельцами дач и садовых участков на опушках леса; поджог травы, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей.
Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще Вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
infourok.ru
Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников к школе" (5 класс)
Собрание 2
Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
Как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби
Задачи собрания:
Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения собрания: круглый стол.
Основные вопросы для обсуждения:
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
Родительский практикум по проблеме.
Подготовительная работа к собранию.
Диагностика учителей.
Классный руководитель обращается с вопросами анкеты к учителям, работающим в классе.
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается анкета, ответы на вопросы которой помогут подготовить родительское собрание пятиклассников на тему «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению».
Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету?
Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям?
Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебной деятельности ученика по предмету, преподаваемому вами?
Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета?
Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете? (Дополнительные занятия, консультации, стимулирующие и поддерживающие уроки.)
Данное оперативное анкетирование проводится спустя месяц-два после начала обучения в пятом классе. Оно позволит вовремя преодолеть негативные тенденции, связанные с потерей мотивации учебной деятельности учащихся-пятиклассников.
Анкетирование родителей пятиклассников.
Уважаемые (имя и отчество родителей)!
Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца.
Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.
По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
С чем это, по вашему мнению, связано?
Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
Оформление классного кабинета к родительскому собранию.
На школьной доске – тема собрания.
К собранию готовится выставка рисунков детей-пятиклассников на тему «Мои первые дни в пятом классе».
Родительский комитет готовит фотовыставку «Ура! Мы – пятиклассники».
Если есть такая возможность и родители класса снимали первый школьный день пятиклассников, то можно показать, что из этого получилось.
Полезная информация.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Ход собрания.
Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения детей в пятом классе. Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.
Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так:
Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство».
Родители называют чувства, которые из переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».
Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:
изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
изменения в питании ребенка, связанные с его самостоятельностью.
Рекомендации для родителей.
Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних заданий, соблюдение светового режима.
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».
Повышения уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишения удовольствий, физические и психологические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявлять внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.
Классный руководитель готовит для родителей анализ результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей.
Каждый учитель, работающий в классе, готовит памятки для учащихся по своему предмету, а классный руководитель раздает их на родительском собрании.
infourok.ru
Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе
Разработки родительских собраний в 5 классеПервое собрание
Тема: Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе
Форма проведения – круглый стол.
Приглашаются педагоги, работающие в классе, руководители кружков, в которых занимаются или будут заниматься дети, библиотекарь, врач или медсестра.
Задачи педагогов:
1. Познакомиться с родителями и послушать краткие характеристики, которые они дадут своим детям.
2. Рассказать о требованиях к обучению по своему предмету.
Задача врача: ознакомить с результатами проведенного медицинского осмотра, дать рекомендации с учетом полученных данных, отметить физиологические особенности, связанные с возрастными изменениями детей.
Задача библиотекаря: кратко рассказать о возможностях библиотеки, познакомить с библиотечным фондом, порекомендовать другие библиотеки (с большим фондом, доступно расположенные и т. п.).
Задача руководителя внешкольных учреждений: ознакомить с условиями приема детей в различные кружки и направлениями их работы.
Вопросы для обсуждения:
Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.
Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьника.^
Тема: Роль общения в жизни школьника
Форма проведения: дискуссия.
Задачи собрания:
1. Обратить внимание родителей на формы, стиль общения школьников: достоинства и недостатки.
2. Показать влияние окружающей обстановки в семье, коллективе, воздействие телевизионных передач и т. д.
Вопросы для обсуждения:
Значение общения ребенка в семье.
Проблемы общения в детском коллективе.
Задачи школы и коллектива класса по преодолению проблем в общении.
План проведения собрания
I. Анкетирование учащихся.
II. Разбор педагогических ситуаций.
В ходе собрания анализируются различные педагогические ситуации и проводится анкетирование учащихся. По вопросам, приведенным в анкете, возможны и индивидуальные беседы классного руководителя.
Результаты анкетирования используются классным руководителем при обсуждении темы собрания.
Анкета для учащихся
1. Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?
2. всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?
3. С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом или подругой?
4. Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях?
5. Считает ли семья праздником твой день рождения?
6. какие праздники в своей семье ты любишь?
7. Если бы ты был волшебником, что ты хотел бы изменить в своей семье?Третье собраниеТема: Культурные ценности семьи и их значение для ребенка
Форма проведения: обмен мнениями по теме собрания.
Задачи собрания:
1. Показать родителям значение культурных ценностей в воспитании детей.
2. Формировать культуру традиций, умение видеть прекрасное в повседневной жизни.
Вопросы для обсуждения:
Книга и ее значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.
Культурные традиции семьи.
Влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка.
План проведения собрания
I. Рассказы родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: чтение книг, газет и журналов; посещение театров и музеев; знакомство с природой, туристические походы и т. д.
II. Лекция классного руководителя о влиянии культурных традиций семьи на познавательную активность ребенка (связать ее с мнениями, высказанными в процессе обсуждения темы собрания).Четвертое собраниеТема: Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы на год взрослей»
Форма проведения: творческий смотр.
План проведения собрания
I. Конкурс на лучший текст гимна класса.
II. Сюрпризы на тему «В будущем году тебе желаю…».
III. Задание на лето всем ученикам: «Где бы ты ни был, помни о друзьях».
IV. Представление классной газеты «Узелок на память».
V. Награждение родителей за активное сотрудничество с классом.