Ребенок отстает в развитии: как понять и что делать. Ребенок отстает в развитии что делать 5 лет
Что делать, если ребенок отстает в развитии от сверстников |
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ ОТ СВЕРСТНИКОВ?
Ваш ребенок пошел в детский сад, и вы с тревогой наблюдаете, что он отстает в развитии от других детей, да и воспитатели говорят, что у малыша возникают трудности с усвоением материала, с общением в группе. Некоторые родители надеются, что ребенок с возрастом всему научится.
Возможно, но если у вас возникли сомнения, обратитесь к специалистам: дефектологу, психологу, логопеду, для обследования ребенка. Если в вашем саду нет таких специалистов, вы можете обратиться в «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Специалисты Центра проведут диагностическое обследование вашего малыша, и, если действительно имеют место нарушения развития, предложат вам обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В состав комиссии входят: психиатр, невропатолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Только ПМПК, всесторонне рассмотрев возможности ребенка, может поставить тот или иной диагноз.
Диагноз "задержка психического развития", который слышат родители, пугает, заставляет серьезно задуматься над неожиданно возникшей проблемой. Растерянность, подавленность, одни и те же мучительные вопросы: «Что это такое? Почему УЗИ не показало никакой аномалии развития? Насколько это серьезно? Что же делать дальше?".
Обо всем по порядку. Итак, что такое задержка психического развития? Насколько это серьезно?
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
— неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Задержка психического развития — особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревожные состояния, агрессивное поведение.
Специалисты называют детей с ЗПР "детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью".
Познавательная деятельность (память, внимание, мышление) у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации:
— они мало знают об окружающих предметах и явлениях;
— они не могут сосредоточить свое внимание на чем-либо, часто отвлекаются от своих дел, не могут завершить начатое;
— плохо запоминают, или не могут вовсе запомнить простую и доступную информацию;
— не умеют сравнивать предметы, явления окружающего мира, анализировать свою деятельность (отвечать на вопрос: почему?)
— ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные словосочетания или неграмотные фразы. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития, и соответствуют психике ребенка более младшего возраста.
Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью (быстро устают на занятиях). Такие дети более ярко и живо чем их сверстники реагируют на различные ситуации: если им радостно, то они громко и долго смеются, если грустно, то могут расплакаться. Настроение может меняться очень быстро: от веселого, до мрачного. Поведение детей часто зависит от их настроения: если у ребенка что-то не получается – он раздражен и мрачен, если все хорошо – он радостный и счастливый.
Общение со сверстниками. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, часто не принимают их в свои игры. Да и большинство детей с ЗПР предпочитают играть в одиночку, так как их сверстники играют в более «сложные» для них игры. Когда такие дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность.
Что же делать дальше? Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной специализированной помощи большинство из них хорошо постепенно выравниваются, и догоняют в развитии своих сверстников к 10 – 12 годам.
Родителям, в свою очередь, нужно принять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу, педагогу – психологу, и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. В нашем городе помощь для таких детей можно получить в «Центре психолого-медико-социального-сопровождения».
В течение учебного года с детьми с ЗПР ведется комплексная целенаправленная работа специалистами Центра (учителем – дефектологом, педагогом – психологом, учителем – логопедом). Занятия с детьми проводятся еженедельно, в индивидуальной и групповой формах.
Литература: Соколова детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009
worknet-3.ru
Что делать, если ребенок отстает в развитии
История одной семьи…
Все ровесники моего сына уже разговаривают. А мой все еще молчит — кричит, а не говорит, боится выходить на улицу, закрывает уши, когда открывается подъездная дверь. У него задержка речевого развития? Может, он отстает в развитии?
Что с ним не так? Что делать и как выбирать правильные способы общения и развития ребенка?
Недавно ему поставили диагноз — задержка психического развития с аутистическими чертами. Много всего еще говорили, но все как в тумане. Казалось, что все вокруг остановилось, жизнь остановилась… Не только у мальчика, но и в семье в целом. Была только видимость, что все живут…
В голове возникало столько вопросов: «Что делать?», «Является ли задержка речевого развития показателем отклонений?», «Почему у других такого нет?».
Столько детей рождается в неблагополучных семьях и все нормально, никто им не говорит, что их ребенок отстает в развитии!
Ребенок отстает в развитии, что делать дальше
Невозможно знать все, а уж тем более, когда находишься в напряжении и не разбираешься в конкретном вопросе. Приходится доверять тому, кто как-то соответствует представлениям о хорошем специалисте, но сомнения все же остаются. Это понятно, ведь речь идет о жизни ребенка, который, как сказали, уже отстает в развитии. И нужны реальные и быстрые действия.
В итоге все вокруг, вооружившись своим знанием, что-то пробуют, спорят, дают советы, но в данном вопросе нет таблеток, нет быстрого результата. Нужно выполнять определенные рекомендации, разбираться в симптомах, изучать, рассматривать все мелочи в поведении, понимать, почему ребенок делает так, а не иначе, почему остановилось развитие. А чтобы во всем этом разбираться, нужны знания.
Ребенок — драгоценная чаша, которая дана тебе на хранение.
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Януш Корчак
Системно-векторная психология Юрия Бурлана — это не очередная теория о вечной и счастливой жизни, это наука о психике человека. Уже на первом бесплатном онлайн-тренинге можно очень подробно узнать о том, что все мы разные: об особенностях психики, о свойствах, желаниях и способностях каждого из нас.
Дети рождаются не такими, какими мы их хотим видеть — они приходят со своими желаниями и задачами в этот мир. Согласно системно-векторной психологии, каждый человек рождается со своим набором психических свойств, которые уже невозможно изменить, как нельзя изменить цвет глаз, кожи, отпечатки пальцев. Да, можно надеть линзы, загореть и т.д., но это не изменит природных данных, а лишь скроет на время. Так и свойства психики даны человеку с рождения, и их не изменить, но можно развивать.
Только понимая эти особенности психики, мы можем найти подходящие слова для конкретного человека, чтобы он их услышал. Найти правильные решения в вопросах воспитания детей, учитывая задержку психического и речевого развития своего ребенка.
Ребенок отстает в развитии, или что нужно маленькому ребенку, который закрывается от мира
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, есть определенные дети — обладатели звукового вектора.
Они отличаются от других людей, от других детей. Маленькие звуковики молчаливы, задумчивы, часто в раздумьях могут не услышать, что их зовут. Они маленькие почемучки, но их вопросы более глобальные, уже с 5-6 лет они задают вопросы о смысле жизни. Для них важно спокойное общение, они часто ищут уединения, тишину. Потому что у него есть такая потребность — сосредотачиваться, и именно в тишине они могут этого достичь.
При правильном развитии — это ученые, программисты, музыканты, писатели. Обладая абстрактным мышлением, они становятся талантливыми специалистами и всегда ищут нестандартные пути решения различных вопросов.
Как было сказано выше, именно для таких детей больше всего важна тишина. А еще для маленького звуковика важны смыслы, он так чувствует жизнь и может развиваться только тогда, когда есть гармония вокруг — т.е. сохранена экология тишины.
Но если вокруг шум, громкие звуки, ссоры и оскорбительные смыслы, звуковик замыкается в себе. И так сосредоточенный на своих мыслях, малыш еще глубже замыкается внутри себя, чтобы не слышать всего этого. Чувствуя себя некомфортно, он начинает закрываться от мира — ему больно и он закрывает ушки, свое самое чувствительное место. Конечно, все это способно привести к задержке развития.
Что делать. Где выход?
Пока ребенок маленький, есть очень много шансов на улучшение состояния ребенка, и первый шаг достаточно сделать маме. И это не волшебство. Роль женщины в семье велика, потому что у нее очень сильная связь с ребенком. Занимаясь собой, понимая себя, она успокаивается и расслабляется, ее состояние меняется — и меняется состояние ребенка.
Статья написана по материалам тренинга "Системно-векторная психология".
neobhodimo.com
Ребенок отстает в развитии: как понять и что делать |
Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.
Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.
Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.
На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.
Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
неправильная эмбриональная закладка органов;
наследственные патологии;
прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
травмирование живота при падении во время беременности;
сильный токсикоз;
родовые травмы, в частности головы, гипоксия.
Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.
Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
Отсутствует реакция на звуки.
Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
Карапуз старше трех месяцев не улыбается.
Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
У карапуза не получается учить буквы, читать.
У дошкольника фиксируется дисграфия, дискалькулия.
Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:
оздоровительные мероприятия;
занятия по коррекции определенных навыков;
медикаментозную терапию.
К общим оздоровительным мероприятиям относят:
правильный режим дня;
здоровое питание;
нормированные физические нагрузки.
Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.
Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.
Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.
Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.
Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.
К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.
Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.
worknet-3.ru
Что делать, если ребенок отстает в развитии |
Если ребенок отстает в физическом и умственном развитии, это можно вычислить по его поведению. Ребенок может не выполнять самые простые, казалось бы, задания, которые его сверстники выполняют мгновенно. Ребенок может не усваивать учебный материал, его реакции могут быть замедленными – конечно же, родители волнуются. Что делать, если ребенок отстает в развитии?
Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.
При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.
Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
Нарушения в организме мамы при вынашивании
Заболевания мамы во время беременности
Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте
Сильный контроль (гиперопека) родителей
Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
Травмы психики, перенесенные в раннем детстве
Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.
Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа
Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.
Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.
Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.
Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.
Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.
Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» — это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
У ребенка дошкольного возраста нарушена речь
Если приступить к лечению ребенка, который отстает в развитии, с первых месяцев его жизни, можно проделать существенную работу и добиться очень хороших результатов. Если задержка в развитии ребенка вызвана не биологическими, а социальными факторами (нервная система его здорова), то упорной работой медиков и врачей можно добиться полного выздоровления ребенка. Здесь действует золотой закон: чем быстрее начать работу с ребенком, тем лучше и быстрее проявится результат.
Портнов Алексей Александрович
Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»