Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как объяснить ребенку ситуацию, когда с ним не хотят общаться/играть дети? Ребенок не хочет общаться с другими детьми 5 лет


Ребенок не хочет общаться со сверстниками, что делать?

Ребенок сторонится других детей. Придя на детскую площадку, не спешит присоединиться к играющим ребятам, все в сторонке да в сторонке, а порой и вовсе прячется за деревьями, украдкой поглядывая на сверстников. Та же ситуация и в детском саду: ребенок ни с кем не дружит, все время проводит в одиночестве, без общения. Подобное поведение всегда вызывает тревогу у родителей. Что с малышом не так, какие психологические причины лежат в основе нежелания идти на контакт с ровесниками?

Когда главный друг – семья

Как считают психологи, необщительность в 2-3 года – это нормальное и закономерное явление. В этот период для ребенка главное общение происходит в семье, здесь он получает все необходимое для личностного развития, здесь удовлетворяются все его коммуникативные потребности. Он очень тесно связан с мамой и с ухаживающими за ним другими членами семьи или приходящей няней. А все, что происходит за пределами родного дома, для него малозначимо. Поэтому и нет стремления к контактам с чужими, в том числе с детьми.

Почему он необщительный?

Но вот ребенок взрослеет, и к трем-пяти годам, как правило, начинает социализироваться. Другие мальчики и девочки вызывают у него пристальный интерес, он хочет общаться с ними. Однако некоторые дети продолжают ограничиваться семьей. Психологи называют несколько причин подобного поведения.

Застенчивость

Многие дети стесняются чужих, испытывают робость в их присутствии, замыкаются. Им стоит труда просто поздороваться, к примеру, с соседями, а если те обращаются к ним с вопросом, прячутся за маминой спиной. Медики даже считают, что эта черта характера врожденная. Означает ли это, что ее нельзя преодолеть, ведь, как известно, против природы не попрешь?

Неумение общаться

В некоторых семьях не принято много говорить, активно обмениваться мнениями. У таких молчунов и дети не особо разговорчивые получаются. Но даже если родители общаются друг с другом, на разговоры с ребенком у них может не хватать времени и сил.

Индивидуализм

Такой ребенок не хочет никому подчиняться, приспосабливаться, подстраиваться, а ведь без этого нельзя влиться в группу, найти общий язык. Между тем в любом сообществе, даже детском, всегда присутствует один или несколько лидеров. Не признавая чужой авторитет, малыш предпочитает оставаться в одиночестве, чем участвовать в играх.

Гиперопека со стороны семьи

В этом случае малыша могут ограничивать в общении со сверстниками, чтобы избежать плохого, по мнению родителей, влияния. Ему могут запрещать приглашать к себе других детей, потому что кто-то из членов семьи нездоров и требует тишины, или родители устают после рабочего дня и не хотят слушать детскую возню, или же мама особо рьяно следит за порядком в доме, а после визита маленьких гостей приходится заниматься уборкой. Причин гиперопеки множество, но главное, что такое отношение к ребенку формирует в нем отшельника, он предпочитает проводить время у экрана телевизора или за компьютером, что не самым лучшим образом отражается на здоровье и на способности социализироваться.

Последствия в будущем

На нежелании ребенка идти на контакт с детьми можно было бы не акцентировать внимания, если бы это не приводило в будущем к многим проблемам, не осложняло жизнь взрослого человека. Все комплексы, как известно, растут из детства. И милая детская робость в зрелые годы может обернуться замкнутостью, неумением строить отношения ни в семье, ни в рабочем коллективе, мизантропию, депрессивный настрой.

Как помочь ребенку?

Стеснительность, как и другие врожденные черты характера, можно корректировать. В этом поможет психолог. Почаще хвалите ребенка! За рисунок, поделку из пластилина, за хорошие поступки. Обязательно подчеркивайте, какой он умный, способный, и вообще добрый и хороший человек. Не закрывайте свой дом для гостей. Общайтесь с друзьями. Известно же, что мы своим примером воспитываем наше чадо. Приглашайте соседских ребят, детей своих знакомых. Приобщайте ребенка к семейным беседам, рассказывайте ему о каких-то своих наблюдениям. Научите малыша знакомиться: «Подойти к понравившемуся мальчику/девочке и скажи: здравствуй, меня зовут Саша, давай вместе играть».

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru

Похожие публикации для Вас:

starkov.su

Что делать, если ребенок не хочет играть с другими детьми?

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш с удовольствием играл с другими детьми, чтобы он ни с кем не дрался и чтобы его никто из свестников не обижал. Но что делать, если ребенок не хочет играть с другими детьми?

Прежде, чем что-либо предпринимать, следует выяснить, почему ребенок отказывается играть с другими детьми. Причины вызывающие у ребенка нежелание общаться с другими детьми могут быть разные. Иногда дети с самого первого знакомства со сверстниками не проявляют особого интереса к совместным играм. А иногда такое поведение ребенка появляется резко, неожиданно, хотя раньше малыш не отказывался играть с детьми на детской площадке или в детском саду.

До определенного возраста ребенок общается практически только с родителями или другими взрослыми родственниками. И ему этого вполне хватает. Общение с другими детьми для ребенка в новинку: теперь он равный среди равных. Поэтому он учится устанавливать новые для него взаимоотношения и не всегда процесс этот протекает гладко и безболезненно. Дети могут ссориться, обзываться и даже драться, покуда научатся ладить между собой.

Почему ребенок не хочет играть с другими детьми? Причин может быть несколько:

  • другие дети его обижают;
  • он стесняется других детей;
  • ему скучно и неинтересно;
  • он не хочет делиться своими игрушками.

Если ребенок отказывается играть с другими детьми, потому что его обижают, то очень важно для родителей выяснить, почему это происходит. В чем причина конфликта? Ребенок слабее и меньше остальных? Или наоборот сам первый начинает обижать более слабых детей?

Возможно интересы малыша и других детей на площадке или в группе детского сада слишком разные. Если малыш вне группы или на другой детской площадке охотно играет с другими детьми, то скорей всего, ему не нравятся именно те дети, с которыми родители пытаются его подружить. Не следует навязывать ребенку друзей - пусть малыш сам выбирает, с кем ему играть.

Если ребенок не хочет играть с другими детьми, потому что не хочет делиться с ними игрушками, то задача родителей – научить его этому. Объяснить ребенку, что если он будет делиться своими игрушками, то и другие дети тоже поделятся с ним своими.

Нежелание ребенка играть с другими детьми проявляется по-разному. Одни дети стараются незаметно играть в сторонке, боясь подходить к незнакомым детям. Другие – ни на шаг не отпускают от себя маму. Третьи же сразу бросаются в драку.

Что же делать? Во-первых, родителям придется понять, что научиться играть с другими детьми для ребенка – это то же, что и научиться читать и писать. Поэтому важны терпение и последовательность родителей. Нельзя торопить ребенка, заставлять его общаться с другими детьми насильно. Не стоит также ругать и стыдить ребенка или, тем более, приводить ему в пример других детей. От таких «поощрений» желание ребенка поиграть с другими детьми вряд ли усилится.

А вот если мама на правах равного поиграет с ребенком, например, в песочнице, то она может продемонстрировать малышу, как приятно играть не одному, а вместе с кем-то. Кроме того, мама может выступить в роли «массовика-затейника» и придумать для детей на площадке пару простых игр, в которые дети смогут потом поиграть самостоятельно.

strana-sovetov.com

Как объяснить ребенку ситуацию, когда с ним не хотят общаться/играть дети?: alpha_parenting

buonociambella (buonociambella) wrote in alpha_parenting, 2014-07-07 01:46:00 Здравствуйте уважаемые альфы! Очень прошу советов!Если коротко, то  -  что вы делаете, когда с вашим ребенком не хотят общаться или играть другие дети? Как, какими словами, ребенку (возраст около 3 лет) объясняете ситуацию?  Ведь спрашивает – почему. Когда просто игнорируют (почему мальчик не поздоровался), когда прямо об этом говорят (почему девочка сказала – отстань), когда дети постарше не прогоняют, но понятно, что ребенок ваш мешает (увести или не трогать? и почему я должна уйти, ведь никто не гонит).Я сейчас ниже буду писать про всякие банальные ситуации на детской площадке, но вот именно эти моменты для меня представляют большую сложность, сама разобраться не могу. Я ужасный интроверт, заводить знакомства не умею, общаться с малознакомыми людьми мне тяжело. Не хочу, чтобы дочка выросла такой, боюсь дать ей неверную установку со своей-то колокольни. Но и в противоположную крайность ведь есть риск вляпаться.Дочке 3,3 года. Ходит в монтессори-сад на полдня, ей там очень нравится, но сейчас каникулы – все лето до сентября мы дома. Девочка очень общительная, очень тянется к детям, хочет со всеми дружить-общаться, иногда бывает в этих своих порывах слишком … назойлива, что ли. Она сама подходит, здоровается, спрашивает, как зовут, еще что-то. Часто бывает, что ей не отвечают, особенно дети постарше, могут что-то сказать, типа отстань, не хочу с тобой разговаривать/играть, тогда с плачем убегает.  Если молчат, она будет повторять свои вопросы, пока не добьется ответа или пока я не уведу. Она, например, может подойти и несколько раз как попугайчик повторять - Привет! … Привет! ... Привет! – ждет ответа. Я не знаю, как мне реагировать, должна ли я вмешиваться?Мне кажется, ей в принципе непонятно, что кто-то может не хотеть общаться, не поздороваться в ответ, и я должна ей это объяснить, что такое бывает, и настаивать не надо. Но как, какими словами? У меня что-то ступор по этому поводу, она же спрашивает – почему? А я сама не знаю – вот почему? ну то есть конечно есть у меня варианты, но ей их озвучивать не хочется. Что сказать -  как ситуацию объяснить трехлетке в удобоваримой форме, чтоб не сложилось у нее впечатления, что это с ней что-то не так, раз говорить/играть с ней не хотят, и чтоб не отбить желание знакомиться?Или вот еще ситуации примерно такие бывают  - сидят девочки сильно старше (5-6-7 лет может), о чем-то болтают, она подошла и между ними на скамейку села. И сидит радостная ножками болтает. Они и не прогоняют ее вроде, и даже попкорном угостили (она попросила), но сидят и взгляды  такие кидают, и посмеиваются над ней, как над дурочкой, и явно она им мешает. Но она же этого не понимает, открыто ей никто не говорит. Вот что в этой ситуации делать? Чем-то отвлечь-увлечь – это дохлый номер, не прокатит. Увожу, плачет, говорю, что девочки старше, у них своя компания, и ты мешаешь. Но мне кажется это неубедительно, девочки-то вроде не прогоняли ж ее.

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

alpha-parenting.livejournal.com

Как научить ребенка дружить с другими детьми и защищать себя

«Хочу, чтобы мои дети дружили и играли с как можно большим количеством детей и в то же время могли в случае чего без проблем дать сдачи, пуская в ход кулаки, да так, чтобы ни у кого и мысли не возникло больше их обидеть. Дмитрий»

Дмитрий, начнем с первого вопроса. Как научить ребенка дружить и общаться с другими детьми.

Для начала присмотритесь к собственному ребенку. Подвижные и активные детки сами всегда стремятся завести знакомство, любят быть в центре внимания и участвовать в коллективных играх. Дети, которые обладают флегматичным типом темперамента, вполне комфортно чувствуют себя в одиночестве.

Другое дело, когда Вы видите, что ребенок хочет поиграть с другими детками, но по каким-то причинам сделать этого не может. Задача родителей научить его знакомиться, общаться и играть вместе с ними. Простые беседы о дружбе тут вряд ли помогут, гораздо эффективнее петь вместе песни о дружбе, смотреть мультики, читать и обсуждать книги, рассказывать ребенку о собственных друзьях. Личный пример – это, пожалуй, самый эффективный способ из всех, чтобы показать и объяснить ребенку, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Задайте себе вопросы о том много ли у Вашей семьи друзей, часто ли Вы ходите в гости и приглашаете кого-то к себе. Ребенок чаще всего наследует ту модель поведения, которая свойственна в семье.

Самый первый шаг к дружбе – это знакомство. Для того, чтобы помочь ребенку познакомиться с другими детьми, помогите ему: расскажите, как можно обращаться к мальчику или девочке. Например: «Привет. Меня зовут Саша. А тебя? Давай поиграем!». Можно прорепетировать дома с игрушками. Родители также могут сами организовать совместную игру, а потом оставить детей играть самостоятельно. Любые коллективные игры помогут снять ребенку напряжение и найти новых друзей: прятки, догонялки, игры с песком и т.д.

Чем шире у ребенка круг общения, тем больше возможностей завести друзей. Секции, кружки, школы раннего развития, соседи по лестничной клетке, дети Ваших друзей. Приглашайте к себе в гости других детей, готовьтесь к их приходу. Подберите подходящие игры, подготовьте сладкий стол, можно приготовить небольшие подарочки. Заодно и научите своих детей этикету и правилам приема гостей. Так же и в тех случаях, когда Вы идете в гости к кому-то можно прихватить небольшой сюрприз для друга: нарисовать картинку, сделать поделку, испечь печенье и т.д. Сами интересуйтесь тем, как дела у друзей Вашего ребенка, вместе переживайте, или радуйтесь за успехи друзей своего малыша.

Учите ребенка, что присоединяться к группе уже играющих ребят нужно, дождавшись паузы, а затем, обратившись к кому-нибудь за разрешением присоединиться.

Помимо того, что ребенка нужно научить дружить, просто необходимо научить его без обид реагировать на отказы. Отказы – это не повод для расстройства, а повод для того, чтобы найти более интересную и подходящую компанию детей. Обязательно похвалите ребенка за его старания и попытки познакомиться с кем-то или включиться в игру, не зависимо от результата.

Не секрет, что даже у самых закадычных друзей, порой возникают конфликты. Здесь тоже нужно объяснять ребенку, что обида и огорчения проходят, а дружба остается. Бывает и так, что детки просто не подходят друг другу по темпераменту, и если игры чаще всего заканчиваются слезами и дракой, то и поощрять такие отношения не нужно.

Теперь поговорим о втором вопросе. Как научить ребенка защищаться. Этот вопрос волнует и мам и пап, но пап, особенно мальчиков, больше. Опять же вернемся к личному примеру. Это фраза уже наверняка набила оскомину, но, все же, она очень действенна. С рождения любимого чада, мы стараемся дать ребенку все самое лучшее, научить его всему самому необходимому, в том числе и искусству общения.

Если Ваш ребенок еще мал и не может выстраивать полноценные фразы, и Вы видите, что ему нужна помощь, то эту помощь должны оказывать ВЫ. Отняли игрушку – не беда. Можно попросить ее обратно, поменявшись на другую. Толкнули/ударили – утешьте своего ребенка, отведите подальше от драчуна.

Вообще не стоит раздувать из мухи слона. Чаще всего на обидах своего ребенка «застревают» именно взрослые. Прежде, чем научить ребенка яро отстаивать свои интересы, задайте себе несколько вопросов: «Как ребенок относится к данной ситуации?», «Действительно ли он чувствует себя обиженным, униженным и несчастным?», «Как к этой ситуации отношусь я?», «Может это мои амбиции или давние обиды, которые вспомнились сейчас?». В большинстве случаев ребенок быстро забывает или вообще не замечает несправедливого отношения, на котором заострил внимание его родитель. Толкнули, не приняли в игру, подразнили. Ничего страшного. Через пару минут ребенок сам уже найдет новую компанию, и примет самое активное участие в уже новой игре. Детские обиды неустойчивы и быстро забываются. Вчерашние враги, сегодня становятся лучшими друзьями.

Конечно, ребенка нужно учить и защищаться. Опять же во всем нужна мера. Не нужно быть склочниками, которые по любому поводу начинают качать права. Также как и нельзя называть своего ребенка трусом и хлюпиком.

Объясните ребенку, что СВОИМИ игрушками он может распоряжаться САМОСТОЯТЕЛЬНО. Он САМ может решать, готов ли он поделиться с кем-то, примет ли в свою игру, хочет ли поменяться и т.д. И если у него отбирают какие-то вещи, то он вправе показать другому человеку, что его такое положение дел не устраивает. Для начала, нужно выразить свое недовольство словами: «Мне не нравится, когда мои игрушки берут без разрешения. Если ты хочешь поиграть ими, нужно спросить меня, можно их взять или нет» или «Я не разрешаю брать мои игрушки без спроса». Если слова не помогают, то можно научить ребенка, прибегать к методу «изоляции». Например, организовать игру нескольких детей, а обидчика не брать в круг. Навряд ли кому-то понравится быть изгоем.

Вообще родители дошкольников больше всего озабочены  самообороной своих чад, и всячески пытаются научить их отстаивать свои права. Хотя именно дошкольника больше всего нуждаются в поддержке взрослых, и ждут от них помощи. Они еще морально и физически не готовы оказывать физическое воздействие и защищаться от обидчиков.

Пускать в ход кулаки – последнее дело. Но иногда и это делать нужно. И только деткам школьного возраста. Именно они находятся без присмотра взрослых, и порой вынуждены сами за себя постоять, либо защитить более слабого товарища. Но и здесь тоже все должно быть оговорено. Например, первым начинать драку нельзя. По лицу и животу тоже бить нельзя. Лучше, если ребенок будет заниматься спортом. Там он научится контролировать свои эмоции, станет более терпимым, заведет друзей-единомышленников. Ну и, в случае необходимости, сможет за себя постоять.

Хочется сказать, чтобы родители были мудрыми и не торопили своих детей взрослеть. Будьте рядом с ними и защищайте их, когда они еще ходят в детский сад и нуждаются в Вас, и отпустите своих детей, предоставляя возможность самим разобраться в конфликтах, когда они уже более самостоятельные и могут постоять за себя.

childguide.ru

Ребенок не играет с другими детьми. Почему?

Попробуйте задать себе вопрос, почему часто Вам хочется побыть в одиночестве, посмотреть телевизор, почитать что-то? Почему Вы с радостью общаетесь с одними людьми и избегаете общения с другими? Может быть, ребенку совершенно не интересно с той группой сверстников, которую Вы предлагаете ему для общения?

Тревогу может вызвать нежелание ребенка общаться ни с кем, то есть не только с другими детьми, но и с родителями. Тут можно говорить о задатках аутичности у ребенка и срочно обращаться к специалисту. Также, для выявления проблемы, нужно знать возраст ребенка. С точки зрения возрастной психологии, потребность поиска своего места в компании сверстников, желание быть принятым в их коллектив, возникает у ребенка лишь в подростковом периоде. До этого у него выражена потребность общения с близкими взрослыми, потребность самовыражения путем доказательства взрослым своей состоятельности.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте – это лишь один из видов сопутствующей деятельности малыша. Все люди разные. Кому-то требуется общение в большей степени, кому-то в меньшей. Поэтому, если Ваш ребенок, общаясь с домашними, отказывается разговаривать с детьми в детском саду или во дворе – это абсолютно нормально. Насторожить такая проблема должна лишь в том случае, если ребенок изъявляет желание общаться, но по каким-то причинам боится сверстников.

Тут может быть две причины: первая – опыт общения был неудачный, ребенка обидели в компании сверстников и он не хочет повторения неприятной ситуации, вторая – ребенок робкий по натуре и ему страшно сделать первый шаг к неизведанному. В таком случае стоит помочь ребенку, подтолкнуть его к общению:

1. Постарайтесь показать свой живой интерес к коллективным играм, вовлекая в процесс игры все больше и больше детей. Например: играя со своим малышом в куклы, посетуйте на необходимость привлечения еще одного персонажа. Предложите ребенку пригласить в игру кого-то из сверстников и сделайте это в первый раз самостоятельно, ведь ребенку трудно преодолеть робость. Следите за тем, чтобы ребенок получал от игры как можно больше положительных эмоций.

2. Чаще гуляйте на разных детских площадках, предлагая ребенку для общения разные коллективы. Возможно, ему неприятны или неинтересны некоторые дети из той группы, в которой он находится постоянно, поэтому ищите тех, с кем малышу весело, приятно и интересно.

3. Разрешайте ребенку приглашать сверстников домой, общайтесь с родителями детей, выходя вместе на прогулки. Поощряйте общительность.

4. Запишитесь в кружки и секции, творчество сближает. Но не заставляйте ребенка посещать занятия. Пусть он сам решает и выбирает где ему интересно.

Понравилась статья? Поделись с друзьями! Просто нажми на значок своей социальной сети.

godovastik.ru

Что делать, если ребенок не хочет общаться с другими детьми

Home Детская психология Что делать, если ребенок не хочет общаться с другими детьми? Автор Nataly - 19 Авг, 2016

Всем родителям, естественно, хочется, чтобы их малыши росли общительными и легко шли на контакт с другими детками.

С самого раннего детства все водят малышей на детские площадки, где карапузы проводят вместе время в песочнице. Но далеко не каждый ребенок хочет играть с другими детьми. К чему это ведет? К тому, что проблемы с общением у него могут продолжиться и во взрослом возрасте. Есть несколько рекомендаций относительно того, как сделать ребенка более контактным.

Для начала надо определить причины того, почему ребенок не хочет играть с другими. Некоторые просто не проявляют интереса к сверстникам, другие же отказываются от общения резко. В первом случае это особенность характера. Во втором же случае такое поведение может быть результатом какого-либо конфликта. Основными причинами того, что ребенок не общителен, являются такие:

-ребенка кто-то обидел;-он испытывает смущение в незнакомой компании;-ему скучно или неинтересно со сверстниками;-он не хочет делиться игрушками.

Если ребенка обижают, то следует понять, почему это происходит. Скорее всего, он более слабый или просто младше всех. Самым разумным в данной ситуации будет сменить его место для игр, например, начать водить на другую детскую площадку либо перевести в другую группу в садике.

Ребенку ни в коем случае нельзя навязывать друзей. Он не обязан общаться с малышом, мама которого является подругой его мамы. Пусть он сам выбирает, с кем ему интересно и весело, а с кем — нет. Также важно объяснить малышу, что нет ничего плохого в том, чтобы дать поиграть своей игрушкой другому. А его, в свою очередь, надо научить бережно относиться к чужим вещам.

Любые действия родителей должны быть терпеливыми и последовательными. Не нужно стыдить малыша либо ставить ему в пример других детей. Иначе ребенок может подумать, что он действительно хуже других.

Напоследок стоит сказать о том, что иногда желание общаться просто приходит к детям позже, чем на то рассчитывают родители. Есть, к примеру, дети, которые в садике и начальной школе были «одиночками», а уже в подростковом возрасте с легкостью становятся душой любой компании.

kiddysoul.ru