Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Гиперактивный ребенок, что делать? Ребенок гиперактивный что делать 5 лет


Гиперактивный ребенок, что делать? – Что делать?

Содержание статьи:

Шаловливый малыш – это не гиперактивный ребенок, что делать родителям, как провести тонкую грань между нормой и состоянием, требующим помощи?

Обычное детство или гиперактивность?

Каждый ребенок полон жизненной энергии, она плещет через край, изливаясь на родителей бурным потоком. Это абсолютная норма. Малышу позволительно становиться иногда непослушным или упрямым. Если мама слишком долго беседует с подругой, он вправе злиться, крутиться вокруг нее, не стоять на одном месте, отвлекать своими репликами. Длительный переезд также может утомить ребенка, следствием чего становится изменение его поведения.

Шумный ребенок, который рано просыпается, или долго не укладывается в кровать, «разгуливаясь» перед сном, должен вызывать спокойную реакцию у родителей. С его психикой все в порядке. Детям свойственно давать выход скуке, поэтому они балуются в магазинах, показывают непослушание, когда чувствуют дозволенность такого поведения.

В чем проявляется гиперактивность

Симптомы гиперактивности становятся выраженными с 4 лет, однако многие родители отчетливо замечают их к 7 годам. В этом возрасте ребенок идет в школу, у него появляется круг домашних обязанностей, все это требует от него самостоятельности и сосредоточенности.

Часто родители замечают нервозность у дошкольника или первоклассника. Что делать, если ребенок грызет ногти, что делать, если он становится агрессивен? Не связывать это с гиперактивностью.

Изменение поведения детей может быть реакцией на развод родителей, на ссоры в семье, поэтому следует наблюдать за малышом несколько месяцев. Это позволит избежать диагностических ошибок.

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью бывает трех видов:

•Дефицит внимания,•Гиперактивность,•Смешанный.

Каждый вид имеет 9 специфических признаков. Диагноз устанавливают, если у ребенка есть 6 из 9 указанных признаков как минимум шесть месяцев.

Дефицит внимания.

1. Снижение избирательного внимания: ребенок не может надолго сосредоточиться на деталях предмета, на самом предмете, совершает небрежные ошибки.

2. Отсутствует способность сохранять внимание: при выполнении задания ребенок не собран, не выполняет его до конца.

3. При непосредственном обращении создается впечатление, что он не слушает.

4. Не выполняет точные указания или не может их закончить.

5. Не способен организовать свою деятельность, переключается с одного задания на другое.

6. Не любит и избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.

7. Теряет вещи, которые ему нужны.

8. Очень легко отвлекается посторонним звуком.

9. Характерна повышенная забывчивость в ежедневной деятельности.

Гиперактивность.

1. Интенсивные движения руками, ногами при волнении, неспокойное сидение на стуле.

2. Необходимость в частых вставаниях с места.

3. Резкие вставания с места, излишний бег.

4. С трудом принимает участие в тихом досуге.

5. Все поступки похожи на «заведенного».

6. Выкрикивает с места во время занятий, шумит.

7. Отвечает на вопрос прежде, чем его закончат задавать.

8. Ребенок не способен ждать своей очереди в игре, на занятиях.

9. Вмешивается в занятия других и разговоры.

Смешанный.

Объединяет признаки гиперактивности и нарушения внимания.

Установить, что Ваш малыш является гиперактивным ребенком, и посоветовать, что с этим делать, может только врач. Занимаются такими детьми неврологи и психологи, однако основное бремя, разумеется, ложится на родителей.

Гиперактивный ребенок – что делать его родителям?

Во-первых, понять смысл предстоящего лечения. Гиперактивность – не «ошибка воспитания», а изменения на уровне головного мозга, которые, к счастью, поддаются лечению. При грамотно проводимом лечении к подростковому возрасту можно будет забыть об этом диагнозе, а вот если пустить все на самотек, то проблемы с поведением сохранятся и во взрослой жизни.

Родителям необходимо сформировать единую систему воспитания, запретов, вознаграждений, чтобы избегать конфликтов между собой, которые негативно отражаются на чувствительной детской психике.

Во-вторых, создать соответствующие условия для обучения ребенка. Иногда даже возникает необходимость перевода ребенка в специализированный класс, ведь невнимательность ребенка часто сопровождается и задержкой развития определенных навыков.

В-третьих, не избегать медикаментозного лечения гиперактивности. Лечение это направлено на подавление основных симптомов, видимый эффект получают у 4 детей из 5, проводят его длительно – годами. Симптоматическое лечение подавляет основные проявления гиперактивности, оно помогает ребенку развиваться интеллектуально и социально. Завершают медикаментозную терапию чаще в подростковом возрасте.

Видео по теме: Школа Комаровского – Гиперактивный ребенок

Программа – Гиперактивные дети

 

chtodelat.net

Что делать, если ребенок гиперактивный?

Многим мамам приходится с завистью смотреть на спокойных, сосредоточенных, серьезных малышей и их родителей: ведь они не знают, что такое ребенок, который не умеет ходить потому, что все время бегает и прыгает. Как правило, о том, что слишком подвижный, суетливый, возбудимый ребенок называется гиперактивным, родители знают. Но это диагноз или просто название? И нужны ли лекарства?

Педиатрия как наука, изучающая здоровье детей – особой возрастной категории – сформировалась сравнительно недавно. Для взрослых исследователей стало откровением то, что детское поведение, особенности психики, речь обладают собственными законами. Тем не менее даже в детской среде врачи выделили небольшую группу тех, кто отличается от большинства сверстников особенным поведением.

Чрезмерно подвижные дети впервые были описаны в середине 19 века, а в 60-х годах 20 века врачи определили это состояние как патологическое – ненормальное – и называли его ММД, минимальной мозговой дисфункцией, что говорило о минимальном расстройстве функций мозга.

Гиперактивность  как самостоятельное заболевание выделили в 80-е годы, с тех пор оно появилось в Международной классификации болезни под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или СДВГ. Вместо слова «дефицит» иногда употребляют «нарушение».

Характеризуется это состояние, помимо чрезвычайной активности и импульсивности, невозможностью гиперактивного ребенка концентрировать и удержать внимание на каком-либо занятии, с проблемами запоминания и обучения. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации и стимулов из-за нарушения своих функций.

СДВГ в настоящее время встречается у большого количества детей, от 2,2% до 18% по разным источникам, и заболевание это относят к серьезным социальным проблемам, так как оно мешает социальной адаптации таких детей. У мальчиков СДВГ встречается чаще, чем у девочек, в 4-5 раз, и дети с этим синдромом входят в группу риска по алкоголизму и наркомании.

Причины возникновения СДВГ различны. В его основе лежит функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых ядер головного мозга и лобных областей коры головного мозга. В результате этих нарушений разнообразные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы могут стать для ребенка избыточными, вызывают переутомление, беспокойство и раздражение.

Передача предрасположенности к СДВГ может происходить и генетически. Неблагоприятное течение беременности и родов является ведущим фактором возникновения этого синдрома у детей примерно в 65% случаев. В развитие заболевания вносят свой немалый вклад напряженность отношений между родителями, частые конфликты, нетерпимость, излишняя строгость к детям в семье.

 

Как проявляется синдром дефицита внимания 

Первые проявления этого заболевания иногда наблюдаются уже в первый год жизни. Малыши слишком чувствительны к обычным раздражителям — искусственному свету, домашним звукам, действиям мамы, связанным с уходом, — громко и часто плачут, страдают нарушениями сна: засыпают с трудом и мало спят, много бодрствуют, иногда отстают в двигательном и речевом развитии, отличаются инертностью, пассивностью. Кажется, что ребенок совершает слишком много лишних движений, они хаотичны и суетливы.

Но не стоит каждого легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории детей с заболеваниями нервной системы. В конце концов, упрямство и непослушание, так же как и несвоевременное «разгуливание» в кроватке, капризы и баловство – это варианты нормы, если только все это не переходит в систему.

Наслышанные о «кризисе двух лет», «кризисе трех лет» родители не обращают внимание на упрямство, строптивость, отрицание всего и вся – забывая или не зная, что с началом четвертого года жизни у ребенка активно должны развиваться внимание и память. А вот когда гиперактивный ребенок идет в детский сад и воспитатели жалуются на расторможенность, неуправляемость, неспособность ребенка усидеть на занятии и выполнить предъявляемые требования, — следует бить тревогу, поскольку центральная нервная система гиперактивного ребенка не способна справляться с новыми требованиями, и правилами, которые предъявляются ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. С началом систематических занятий подготовки к школе, то есть в возрасте 5-6 лет, критическом для созревания мозговых структур, происходит ухудшение течения заболевания. Избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.

Эмоциональное развитие малышей с синдромом дефицита внимания, как правило, запаздывает. Это можно увидеть в их неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке, нередко появляются нервные тики, навязчивые страхи и регулярные головные боли. Все эти проявления сопровождают и обуславливают низкую успеваемость таких детей в школе, хотя интеллект их может быть достаточно высокроразвитым. Адаптация в коллективе гиперактивным детям дается с трудом, поскольку из-за нетерпеливости и легкой возбудимости они часто конфликтуют как со сверстниками, так и со взрослыми.

Гиперактивный ребенок с синдромом дефицита внимания в силу функций центральной нервной системы не способен предвидеть последствия своего поведения и не признает авторитетов. Не удивительно, что у таких детей часто проявляется асоциальное поведение, усугубляющееся в подростковом возрасте, характеризующимся импульсивностью в сочетании с агрессивностью.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью не связан с каким-либо психическим расстройством и должен обнаруживаться по меньшей мере в двух сферах деятельности: труд и игра, в гостях и дома и т.д. Поведение ребенка с СДВГ в течение длительного времени вызывает психологический дискомфорт и нарушает адаптацию в коллективе или новой среде. Проявляющиеся в течение минимум полугода ошибки в любом задании, невозможность сосредоточиться на деталях и выполнять любую работу до конца; неспособность организовать свою деятельность, вслушиваться в обращенную речь; забывчивость, отказ от работы, требующей усидчивости, регулярная потеря предметов для учебы, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы – говорят о нарушении внимания.

О гиперактивности и импульсивности ребенка говорят проявляющиеся в течение полугода суета и неспособность посидеть спокойно; невозможность играть в тихие игры; постоянные срывания с места, когда ребенок вскакивает со стула и начинает бегать по группе или классу; бесцельная беготня, ерзание, лазание в неподходящих для этого местах; неспособность дождаться своей очереди; выкрикивание ответа, не дождавшись вопроса. Большинство этих признаков должны проявляться в совокупности – тогда можно говорить о СДВГ, присутсвующем у ребенка.

 

 Диагностика и лечение СДВГ

В каком бы возрасте родители ни обнаружили у своих детей признаки нарушения внимания и гиперактивности, им нужно обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, потому что нередко под СДВГ скрываются более тяжелые заболевания. Диагноз ставится ребенку по результатам трех этапов обследования – объективного, то есть расспросов врача родителей о ребенке, наследственных и перенесенных заболеваниях, течении беременности и родов; психологического – то есть тестирования ребенка на выполнение определенных письменных и игровых заданий, и магнитно-резонансной томографии – нерентгенологического обследования мозга. Целесообразнее всего проходить такое обследование не ранее 5-6-летнего возраста, поскольку более младшим детям, во-первых, не проводят тестирование, а во-вторых, трудно объяснить, что во время компьютерного обследования мозга нужно лежать неподвижно.

Наиболее эффективным лечением СДВГ является комплексное, то есть включающее в себя как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В силу психологических особенностей гиперактивне детей невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Инструкции и указания этим детям нужно давать четко, ясно, кратко и наглядно. Прием пищи, сон, прогулки, физические нагрузки гиперактивного ребенка должны соответствовать строгому режиму, а избыточную энергию таким детям нужно расходовать в упражнениях, длительных прогулках, беге.

Нужно помнить, что переутомление при выполнении задания приведет к усилению гиперактивности. Участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей, следует значительно ограничить. Желательно, чтобы друзья гиперактивного ребенка были уравновешенными и спокойными.

Ругать гиперактивного ребенка очень вредно – в особых случаях его можно только критиковать, то есть давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам. «Ты хороший мальчик, но сейчас поступаешь неправильно, на обоях рисовать нельзя, надо рисовать в альбоме». Категорически нельзя сравнивать ребенка с СДВГ с другими детьми.

Щадящий режим обучения, то есть минимальное количество детей в группе, классе, не более 12 человек, продолжительность занятий до 30 минут и т.д. снизит проявления гиперактивности и поможет ребенку с СДВГ учиться успешнее.

 

При грамотном подходе к воспитанию и организации режима часть гиперактивных детей «перерастают» проявления заболевания уже к подростковому возрасту.

 

 

vospitatel-enm.ru

Гиперактивный ребенок – что делать?

Наверх

Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]

Войти Мода Красота Звезды Психология Дети Гороскоп Рецепты Здоровье Дом Отдых Экспертиза Накипело Лизабокс

lisa.ru