Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок не идет на контакт с детьми его возраста. Ребенок 5 лет не идет на контакт со взрослыми


Как быть, если ребенок замкнут и не идет на контакт с педагогом?

«Мой ребенок замкнутый. Не знаю, что делать», «Он ни с кем не хочет общаться на площадке, играет один», «Воспитательница спрашивает, а она молчит, наверно, это аутизм» – с подобными жалобами родители часто приходят к детским психологу нашего центра. И правильно делают. Проблему замкнутости и неконтактности ребенка нельзя пускать на самотек. Ею должен заниматься специалист.

Что это такое, почему и как появляется?

Замкнутость – это не болезненное состояние и не аутизм. Это защитный механизм, который ребенок использует, чтобы оградить свой внутренний мир от вмешательства враждебных чужаков. Эта черта характера приобретается в результате внешнего воздействия, например, это могут быть:

  • чересчур строгие наказания,
  • постоянные скандалы в семье,
  • конфликтные ситуации в детском саду или школе,
  • сильная психологическая травма,
  • нехватка общения – ребенок просто не знает, как и зачем общаться,
  • тяжелая продолжительная болезнь,
  • родители постоянно выражают свое недовольство малышом.

Подумайте, какой темперамент у ребенка? Если он флегматик, то замкнутость является неотъемлемой чертой характера. Также замкнутость свойственна детям, родившимся раньше срока. Первые дни и даже недели своей жизни они проводят вдалеке от мамы, лишенные общения с семьей, и это может отразиться на их поведении в будущем. Как правило, замкнутость формируется у малышей старше одного года.

Читайте также: Ребенок неуверен в себе. Как помочь ему?

Как определить: ваш ребенок замкнутый или просто застенчивый? Действительно, и те, и те малыши примерно одинаково реагируют на одни и те же раздражители:

  • боятся незнакомцев и новых мест;
  • не терпят изменений в привычном образе жизни;
  • у них часто меняется настроение, их многое беспокоит.

Но застенчивые дети все же очень хотят общаться со сверстниками и взрослыми, а замкнутые ребята не нуждаются ни в каком общении. Если стеснительного ребенка достаточно научить выстраивать диалог с окружающими, то замкнутого ребенка нужно смотивировать на беседу, он должен сам захотеть общаться.

О замкнутости ребенка свидетельствуют следующие признаки:

  1. он почти всегда молчит, если и разговаривает, то очень тихо, робко, еле слышно;
  2. адаптация в новом коллективе проходит со сложностями, он предпочитает не участвовать в играх и оставаться наблюдателем;
  3. он не высказывает своего мнения, не дает никаких оценок и безучастно соглашается с большинством;
  4. друзей у малыша практически нет, он не общается с другими ребятами;
  5. у ребенка странные для его возраста увлечения, его интересы предполагают отсутствие общения и активности;
  6. ему трудно овладевать устными предметами – иностранные языки, чтение, история и другие дисциплины, связанные с коммуникацией, не идут;
  7. типичная реакция на изменение привычного графика или непонятную ситуацию – слезы или истерика.

Первая мысль, которая приходит в голову родителям замкнутого ребенка – он аутист. Подтвердить или опровергнуть диагноз поможет электроэнцефалография головного мозга. Направление даст невролог, у которого наблюдается малыш. Если аутизм подтвердится, врач и психолог немедленно начнут лечение и коррекцию. Многие аутичные дети, с которыми занимаются, успешно ходят в обычный детский сад и школу, ведут нормальный образ жизнь.

Как помочь ребенку открыться миру?

Психологи рекомендуют воспринимать замкнутость не как болезнь, а как повод к активным действиям, которые в итоге выведут ребенка на нормальное общение с окружающим миром. Что можно сделать?

1. Увеличивайте круг общения

Чаще посещайте популярные детские площадки, где много детей. Старайтесь ходить туда постоянно, чтобы он привык к новым ребятам. Главное не заставляйте насильно участвовать в игре. Понаблюдав немного со стороны, он сам захочет войти в шумную компанию. Приглашайте гостей с детьми. Ребенок будет находиться на своей территории, будет чувствовать себя уверенно и мало-помалу начнет вступать в диалог.

2. Не спрашивайте ребенка, почему он замкнут

Подобные вопросы только раздражают и злят его. Если ребенок опять замер у окна или в кресле, подойдите и, задавая наводящие вопросы, выясните причину. Найдите способ заменить негативные эмоции более радостными чувствами. Предложите интересное задание: посмотреть мультик, поиграть с цветным рисом, что-то нарисовать. Обязательно обсудите занятие с ребенком, дайте ему возможность выразить чувства через творчество и словесно.

3. Создайте безопасную атмосферу

Избегайте ссор и скандалов в присутствии ребенка. Если он чем-то испуган, легко поглаживайте его по голове или спинке, возьмите его за руку, обнимите. Тактильный контакт успокоит его. То же самое следует сделать и в ситуации, когда вы разговариваете с незнакомым человеком или пришли в новое место.

4. Провоцируйте ребенка на общение

Создавайте коммуникативные ситуации искусственно. Например, в магазине сделайте вид, что без помощи ребенка вам не обойтись и попросите его узнать у продавца, сколько стоят яблоки. В заключение обязательно горячо поблагодарите ребенка. Если ничего не получилось, не ругайте его, он просто еще не готов к общению. Повторите эксперимент через неделю-другую. Читая сказки на ночь, выбирайте те, где много диалогов, которые можно разыграть по ролям, желательно, чтобы они были простыми типа «Теремка» или «Колобка». Ребенок будет уверен в правильности своей реплики. То же самое касается и игр, выбирайте те, где нужно разговаривать.

5. Общайтесь с малышом

Всегда интересуйтесь, как у него дела, что бы он хотел съесть на ужин, куда он хочет пойти на прогулку, что необычного он видел на улице и т. д. Зачастую дети ведут себя замкнуто просто, потому что никому нет дела до их переживаний, они не видят смысла в общении. Покажите, что общаться – это здорово!

Читайте также: Ребенок плохо ест – советы психолога

Многих родителей волнует вопрос, как помочь ребенку наладить контакт с педагогом. Детские психологи советуют в первую очередь предупредить учителя или воспитателя, что Ваш ребенок – замкнутый, а, следовательно, он, скорее всего, будет игнорировать взрослого, пытающегося установить над ним контроль, и воспринимать его как врага. Педагог не должен навязывать общение с собой ребенку, чтобы не вызвать отторжения. Попросите разрешения присутствовать на занятиях в первое время, чтобы малыш не терял чувства безопасности и комфорта. Объясняйте ребенку, что в педагог – это друг, который не сделает ему ничего плохого, создавайте позитивное восприятие.

Подумайте, как прошла адаптация? Не слишком ли быстро Вы стали увеличивать время пребывания в садике? Если да, стоит забрать ребенка на две-три недели и начать процесс адаптации с самого начала. Когда отношения с педагогом у ребенка не складываются вообще, поищите другого учителя или воспитателя, который имеет опыт общения с замкнутыми детьми.

Не опускайте руки, если ребенок не хочет общаться с окружающим миром. Придите с ним на консультацию к детскому психологу, он обязательно поможет справиться с этой проблемой!

karkusha.su

Как говорить с закрытым ребенком?

Как говорить с «закрытым» ребенком, который не хочет общаться, чтобы он смог выйти на контакт и поделиться сокровенным.

(Случай из моей практики детского психолога. Все имена изменены)

Миша, 11 лет, не знал, что его родственница ведёт его на приём к психолог и думал, они едут в гости. А я не знала, что мальчика не предупредили заранее. Все вместе мы сели в приёмной комнате и началась беседа. Родственница мальчика, его родная тётя, сразу стала говорить о том, что Миша стал замкнутый и скрытный, стал обманывать, воровать, не идёт на контакт со взрослыми…

Через 3 минуты ребёнок «пулей» выскочил в коридор, закрыл уши руками и стал рыдать … Только тогда женщина объяснила мне, что ребёнок не знал, куда идёт…

Мальчик стоял в коридоре, и сквозь рыдания говорил мне о том, что хочет «выйти из этого помещения», «не желает тут быть», что он «не псих» и что с ним всё в порядке. Когда я пыталась что-то ему сказать, он затыкал уши руками и поворачивался спиной, вздагивая всем телом от рыданий.

Я предложила мальчику пройти и подождать в детской комнате, пока поговорю с его тётей, потому что понимала, что к любому общению он сейчас полностью закрыт и ему нужно прийти в себя и успокоиться.

Через 20 минут я зашла в комнату, где был мальчик, с желанием оказать ему максимальную поддержку, чтобы он чувствовал себя лучше. У меня были большие сомнения, что он согласится приехать к психологу ещё когда-нибудь, но хотела сгладить эту травму, которую он получил в такой неожиданной для себя ситуации. Я понимала, что метод «АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ» – диалог, построенный по принципу «эхо» — это именно то, что сейчас больше всего поможет дать ребёнку поддержку и понимание.

- Миша, я хочу кое-то тебе сказать. (затыкает уши руками):- Мне всё равно, я не псих!- С тобой всё в порядке, как и со всеми ребятами, которые ко мне приходят.- Не хочу ничего слушать, мне всё рано!!!- Тебе было очень неприятно, потому что ты не знал, что идёшь к психологу. Было неожиданно, и очень неприятно.- Конечно!… - Твоя тётя была неправа, что не сказала тебе, что вы идёте к психологу. Она не сказала, потому что боялась, что ты не согласишься…- Конечно! Мне не нужны никакие психиатры! Мне и так тяжело жить!! И мне всё равно, я не хочу вас слушать!!! (плачет)- Я понимаю, ты не хочешь меня слушать. Но МНЕ не всё равно, поэтому я хочу сказать тебе. Я вижу, как тебе тяжело, сколько внутри у тебя переживаний…

- Конечно тяжело!!!! Знаете как тяжело, когда тебя никто не понимает, когда всем взрослым на тебя наплевать, нет никого, с кем можно поделиться, когда бесчуственная мама, которой всё равно!!!

- Это очень тяжело, когда тебя не понимают и не с кем поделиться…- (срывающимся голосом сквозь слёзы) Был настоящий друг у тёти Оли – собака Таха, я с ней гулял, я её кормил, я ей всё рассказывал, она меня понимала тогда!!! Она была моим лучшим другом!!! Она всё понимала! А потом она умерла…

- Умерла…как больно…тяжело…. когда умирает друг…- Да!!! И никого не стало у меня…- Отчего Таха умерла?- А я откуда знаю!!!- Ты даже не знаешь, почему она умерла…

- Нет конечно!!! Мне сказала Оля (тётя), что она у ветеринара, и я долго думал так!!!- До сих пор не знашь, отчего умерла.. долго думал, что собака любимая жива, что она просто у ветеринара лечится, а оказалось, что умерла…- Да! Кроме того мне не тётя Оля сказала об этом, а мама…- Было очень больно…

- Да! Мне хоть кого-нибудь, хоть какую-то живность! Хоть собаку, хоть рыбку, хоть бабочку!!! Всё равно! Главное, чтобы меня понимала!

- Тебе так хочется, чтобы кто-то понимал, пусть даже рыбка или бабочка…- Да! Кошка у меня тоже была сиамская, когда мне было 5 лет.. и она умерла тоже… я её любил…- Кошка от старости умерла?- Не знаю я!- Как тяжело, когда друзья уходят… кошка, потом собака…

- Да, у Маши тоже была кошка, её тоже не стало.- Животные тебя так хорошо понимают…- Да! А мама не понимает! Никто из взрослых не хочет, чтобы я где-то учился, им всё равно, а я талантливый, я много умею, я рисую хорошо!- Ты где бы хотел заниматься?- В Художественной школе! У нас рядом есть!- А мама знает?- Нет, ей всё равно, она меня всё равно не поведёт.- Ты бы очень хотел там учиться…- Да! Хотел бы!- А тётя знает?- Нет- Мне кажется, что твоя тётя — это тот человек, который больше всего старается тебя понять, она очень за тебя беспокоится. Интересно, почему ты не говоришь ей, что хочешь ходить в Художественную школу.- Я стесняюсь…- Хочешь я попрошу?- Да…- Спасибо тебе, ты так много поделился со мной… Я тебя очень хорошо поняла…почувствовала, что ты чувствуешь…- Придёшь ещё ко мне?- Да…

Из диалога с Мишей видно, насколько сильно помогает приём «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ» раскрыться ребёнку и рассказать о себе то, что он никогда не рассказал бы в ответ на прямые расспросы взрослого.

Практикуйте этот приём с Вашими детьми, и у Вас будет всегда прекрасный контакт!

Для тех, кто не знает об этом приёме и хочет научиться, приглашаю прослушать вебинар по психологии воспитания детей «На одной волне с ребёнком»

 

Екатерина Буслова, детский и семейный психолог

 

Другие статьи:

ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?НАЖМИТЕ КНОПКУ И ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА СТАТЬЮ!

ipsyholog.ru

👶 все о психологии детей

На данной странице собраны наиболее популярные посты и комментарии наших пользователей по теме "Ребенок не идет на контакт". Это поможет вам быстро получить ответ на вопрос, также вы можете принять участие в обсуждении.

Добрый день! Как переходить на гипоаллергенную смесь со смеси, вызвавшей аллергию? Постепенно? Ведь чем больше аллергена попадает в организм, тем сильнее проявления аллергии (в нашем случае атопический дерматит).

Девочки, кто писал сейчас пост "как перейти на новую смесь" , пока искала фото, как я переводила, то потеряла пост этот! Фото прилагаю

Как переходить на новую смесь, и можно ли перейти сразу, если на старую аллергия

Как переходить на новую смесь? Допустим у меня порция 60 мл, я даю 30 мл новую и 30 мл которую давали? И сколько так?

Девочки, нужен совет! Кушали Нестожен. По-началу, были газики и колики, но нам тогда был месяц. Примерно, к 2м месяцам животик перестал мучить, лишь под утро кряхтел. Все бы ничего, но какахи со временем изменили свой цвет на зелёный и на лице никак не проходило цветение, мне кажется лоб и подбородок ещё больше обсыпало… В общем вопрос не в этом. Нам 2,5 мес, перешли на новую смесь Фрисолак....

Пришло время переходить на другую смесь,т.к. ели для маловесных. Долго думала,читала ,советовалась с самочувствие и решила попробовать нутрилон премиум 1 пронутри. Три дня по 30грамм.ребенок стал беспокойным,плачет,корячится,каки зеленые с белыми крупинками. Всё говорит о том,что нам эта смесь не подошла. Пару дней на старой смеси и всё в норме. Сегодня взяла фрисолак 1.высокоадаптированная....

Девочки, кто как переходил на другую смесь? Переходим с Симилак на нестожен, врач сказала, первый день полностью одно кормление новой смесью, второй день два кормления новой смесью и т д пока полностью не перейдём. Но что то кажется очень быстро получается, у кого был опыт перехода, поделитесь пожалуйста

Неделю переходили на новую смесь, постепенно, как полагается. Кормила Нэнни, новая смесь - НАН 2 оптипро. Дочка начала опять срыгивать после кормления, причём обильно. От Нэнни бывало, но чуть-чуть совсем, и не всегда. В данный момент, это норма? Желудок ещё не привык к новой смеси и адаптируется? Сколько у кого длились срыгивания от новой смеси?

Вынуждены переходить на новую смесь ....как бы я этого не хотела но приходится менять, ну суть не в этом, а в том как лучше это сделать? Врач советует постепенно мы пьём 120мл вот она говорит в первый день давать 30мл новой 90 старой и так каждый день увеличивать новую и выйти на свои 120 полностью новой, некоторые говорят что сразу надо новую давать и все ....вот думаю как лучше ....

Девочки, подскажите пож-та, может я неправильно что поняла, как нужно переходить на новую смесь?? сейчас мы едим по 150мл, нужно давать 120 старой и 30 новой в первый день, во второй день 90 и 60 соответственно и т.д. или же в первый день 30 мл утром новой смеси, во второй день по 30мл и утром и вечером и т.д?

Девочки, хочу поменять смесь. Как правильно переходить на новую смесь?

Девочки, кто переходил на новую смесь, как вы это делали? Постепенно или сразу? Аллергии у нас нет, просто решили взять смесь чуть дешевле...

Девочки, как правильно переходить на новую смесь? Сейчас на Симилаке, от него зелёный стул и неприятный запах. Переводить буду на Нутрилак.

Как правильно переходить на новую смесь? другого производителя

Девченки подскажите как правильно переходить на новую смесь?

Девочки, как переходить на другую смесь? мы кушали Малютку2, но мальчику она не нравится, еле кушает, но потом срыгивает. думаю на другую перейти, Нестожен может

Девчат, подскажите, пожалуйста, как перейти на новую смесь. Ели обычный нутрилон, сейчас назначили нутрилон лечебный. Педиатр даже толком рассказать не может

Как это делать? Совсем забыла как переводить на новую смесь. Знаю что по степенно, а как именно?

Девочки🌸подскажите, как переходить на новую смесь?🍼

Девочки как переходить на новую Смесь ?

Нам 9 числа будет 6 месяцев. Надо переходить на смесь по старше. Как переходить? Каждый день заменять одно кормление или можно резко? И можно допить старую смесь или в 6 месяцев обязательно на новую

С рождения на СВ, ели НАН 1, но уже 3 дня как только даю одну смесь, без своего(молока у меня совсем мало) ровно через час ребенок начинает дико орать. Даже плачем это не назовешь. Вопрос в чем: как в нашем случае вводить новую смесь? малыша просто не выдержит, если мы еще хоть раз дадим ей НАН, а сразу давать новую смесь я боюсь… что делать?

Девочки а как вы вводите новую смесь (имеется ввиду переходите с  единицы  на двойку, с  двойки  на тройку ...) Нам уже 5 мес. с хвостиком в 5,5 мес. хочу переводить малого на 2йку (мы на Хумане) на 2ку нужно  переходить  с 6ти мес., но я буду начинать вводить в 5,5 чтоб в 6 начинать прикорм вводить и еще у нас на конец пятого мес. прививка выпадает, короче заморочки...  Но вопрос не в этом,...

Столько об этом пишут, а я все равно не могу понять один момент. Вот если ребенок уже съедает за сутки большой объем смеси, как постепенный переход на новую должен осуществляться? Если по 30 мл в сутки прибавлять, то это ж месяц можно на новую смесь переходить… Мы начали с 30 мл, довели до одной бутылки, потом добавили сразу еще половину бутылки, потом   сразу целую и когда довели так до...

Мы едим Малютку 1, сейчас с пол года надо переходить на Малютку 2. Подскажите как правильно нужно переходить на другую смесь. А то мы сегодня были и педиатра, а она у нее в кабинете разревелась и нас можно сказать быстренько обмерили и выставили из кабинета и я не успела спросить.

Девочки, подскажите пожалуйста, как правильно нужно переводить на новую смесь? От старой жуткие запоры, аллергия, частая рвота, да и жирная она какая то, постоянно остаётся в бутылке осадок, хотя завариваю строго по инструкции. Мы пьём примерно по 80 мл в одно кормление, Сегодня первый день решили вводить только 10 мл, 10мл новой и 70 старой. Вот только не пойму нужно в каждое кормление давать...

Несколько дней кушаем смесь, до этого гв полностью. Сначала взяли маленькую нан антиколики попробовать, не очень она нам подошла, посоветовали нестожен. Взяли. И как закончился нан сразу дали новую. Потом тут вычитала, что на новую смесь переводят постепенно. Почему постепенно? Что будет, если сразу новую дать?

www.baby.ru

ребенок не идет на контакт со взрослыми — Ребенок не идет на контакт — 22 ответа



В разделе Воспитание детей на вопрос Ребенок не идет на контакт заданный автором Отпроситься лучший ответ это к детскому психологу, желательно хорошему, желательно в институте педиатрии, желательно в центральных городах.. .там же можно сразу проти обследование и неврологов, логопедов, психиаторов, ЛОРа.. .может малыш плохо слышит.. .педиатор это врач обще практики зайдут им дадут направление ко всем необходимым специалистам. А чего они так долго сидят -ждут если ребенку уже 3 года, а он молчит... че за пофигизм такой, како зоопарк.. странные люди, если ребенок так себя ведет его родители ОБЯЗАНЫ показать его врачам, они отвечают за жизнь, ЗДОРОВЬЕ и безопасность ребенка в рамках Уголовного законодательства РФ. У ребенка есть права в РФ, если родители нарушают права ребенка на своевременное получение медицинской помощи надо не в зоопарк надо в службу опеки звонить.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ребенок не идет на контакт

Ответ от ОБЕЗЬЯНКА[гуру]Здесь много факторов, которые мы не знаем. Мама сама контактна ли с другими людьми? Как прошли роды? Проходил ли ребенок осмотр у невролога, ЛОРа и лр. специалистов в детской поликлинике? Советую узнать есть ли в их райцентре центр писхолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков ( может несколько по другому называться -- уточнить можно в отделе ( департаменте образования) . Если есть такое заведение -- обратиться туда. В обл. городе точно есть.

Ответ от философичный[гуру]а не глухота ли у него?

Ответ от Европеоидный[гуру]вопрос к маме ребенка: а мама с ребенком играет? читает книги? стихи? развивалочками занимается?уповать на специалистов - это хорошо.. .но мама тоже ОБЯЗАНА заниматься развитием ребенка...

Ответ от Кристина Макеева[гуру]Не глухой ли? (а то что обижается вы же когда ругаете кричите громче вот он и слышит) сходите к лору на всякий а еслинет то по специалистам потащите))

Ответ от Ѝллена[гуру]да в такой ситуации пора в набат бить!! ! К неврологу! К психологу! К лору! Неужели педиатр ничего не посоветовал? Здесь уже всё правильно написали. И глухота может быть, и аутизм.

Ответ от Натали[гуру]Если ребенок не разговаривает, значит, родители с ним не разговаривают не играют, утупятся в свои компы и только орут, если дитя им мешает (((

Ответ от Euphoria[гуру]В первую очередь проверить слух. Если всё нормально со слухом, то к неврологу, возможно аутизм. Вообще странно, что до 3 лет ничего не предпринимали, ребенок же наблюдался у педиатра по месту жительства.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Ребенок-молчун

Наличие полноценного общения посредством речевого аппарата у детей наблюдается к трем годам. Проблема, возникающая казалось бы вдруг, представляет собой потерю коммуникативных способностей. Такое случается обычно у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Наблюдения показывают, что причиной становится стресс или психическая травма в различных ее проявлениях: сильный конфликт (дома, в детсаду, школе), затаенная обида, состояние внутреннего страха после пережитой ситуации, шок.

Патология мутизма

Пусковой фактор, травмирующий психику ребенка, становится причиной развития мутизма. В основе этого заболевания лежит невроз. Понятие «мутизм» переводится – «немота» и диагностируется как временный обратимый процесс отсутствия речи.

Изначально в поведении ребенка проявляется истеричность, всплеск эмоций, только потом наступает ступор молчания.

Чаще всего дети становятся открытыми для конфликтных ситуаций, когда попадают в более агрессивную среду. Мутиз затормаживает и коммуникативные способности ребенка, и социальную адаптацию, и психическое состояние.

Иногда проблема проходит через несколько недель или месяцев, а иногда может длиться очень долго. Поведение, похожее на упрямство, выражается чаще всего у ребенка в невозможности общаться с людьми вне дома. Ребенок способен понимать речь другого человека, анализировать ее, но не способен преодолеть психологический барьер, чтобы участвовать в общении.

Отказ от общения с посторонними людьми

В любом детском коллективе можно встретить странного, замкнутого ребенка. Он не играет с детьми, не идет на контакт со взрослыми. Однажды, столкнувшись с давлением, ребенок больше не хочет вступать в отношения.

Ситуация общения, с некоторых пор, стала для него травмирующей. По приходу домой речь ребенка восстанавливается, он привязан к домашним, с живостью обсуждает события прошедшего дня, в которых он был наблюдателем. Так, довольно долго ребенок может молчать в детсаду и школе. Для него не играет роли, сколько времени он уже находится в коллективе.

Реакция взрослых

Многие взрослые ошибочно воспринимают серьезную проблему, как робость и застенчивость. В их понятии маленький ребенок еще не умеет общаться и потому стесняется. Родителям кажется, что с возрастом это пройдет, воспитателям и учителям особо нет дела до чужого ребенка, а врачи зачастую недостаточно квалифицированы, чтобы установить диагноз.

Родители начинают играть роль посредника между своим ребенком и другим человеком (взрослым или ребенком). Вместо того чтобы помочь ему преодолеть внутренний барьер, ограждают в общении, думая, что их намерения — благие.

Второй ошибкой родителей, как правило, становится агрессия с их стороны. Воспитатели и учителя могут жаловаться на то, что от ребенка невозможно ничего добиться. Ведь такой ребенок не в состоянии отвечать у доски, участвовать в активном опросе класса, дать ответ на простые вопросы учителя.

А если ребенок замыкается и дома, то это становится двойной проблемой. Все устали от его молчания и не знают, как себя вести. Не помогают ни уговоры, ни лесть, ни подарки, ни наказания, которые только ожесточают его.

Протест связан ни с его характером, а с невротическим состоянием.

Как отличить мутизм от застенчивости?

Мутизм представляет собой тревожное состояние, проявляющееся в определенных условиях. Ребенок, подверженный заболеванию, хорошо развит благодаря умению наблюдать, имеет активную речь в комфортных условиях, прекрасно понимает и может оценить окружающие его обстоятельства. Мутизм не имеет ничего общего с застенчивостью и робостью. Застенчивость – проявление слабости характера, а мутизм – проявление его силы.

Диагностировать мутизм можно при отказе ребенка от речи по истечении месяца. Когда ребенок избегает контакта с определенными людьми дома, в детсаду и школе, то можно понять, что он переживает внутренний ступор.

Болезнь побуждает ребенка выражаться жестами, чтобы хоть как-то высказывать свои желания. Обычно на вопросы или просьбы он отвечает репликами младенца, используя сочетания звуков: «ага», «угу», «м-м-м…», «не…а», «ну…» и т. д.

Даже сильное желание говорить, просить, отвечать, сделать реплику не могут заставить ребенка вступить в общение. Внутренний барьер не дает ему возможности сделать это, как бы он ни хотел. Напротив, застенчивость и робость можно преодолеть при сильном желании и вступить в общение.

Рекомендации родителям

Ребенок-молчун должен быть обследован специалистами: психоневрологом, психиатром, психологом. Только они могут правильно диагностировать болезнь, назначить лечение и скорректировать поведение взрослых по отношению к такому ребенку. Ведь проявление мутизма считается сложной формой невроза, а потому родителям без сторонней помощи в этом не разобраться.

Если ребенка вовремя не показать специалистам, то со временем его психика может претерпеть деформацию, что наложить отпечаток на умение и способность ребенка общаться в обществе в будущем. Из детей с не вылеченным мутизмом вырастают взрослые, из которых невозможно вытянуть и слова. Такие люди не коммуникабельны, не имеют друзей, не умеют выражать свои чувства и мысли, замкнуты, им тяжело даются любые отношения.

Некоммуникабельные люди не могут заниматься в жизни определенным родом занятий, даже если имеют к этому способности, им бывает тяжело получить профессию и найти хорошо оплачиваемую работу. Детский мутизм в зрелом возрасте также проявляется в социофобиях, навязчивых состояниях, постоянных неврозах, психических расстройствах, хронической депрессии.

Профилактика мутизма

Родителям необходимо следить за общей психогенной обстановкой в семье. Чаще всего дети с временной немотой встречаются в семьях с отрицательным микроклиматом, где часты ссоры между родителями, присутствуют вредные привычки, низкий социальный уровень и др. Все это еще больше подавляет восприимчивую личность ребенка.

Не следует быть слишком требовательным к ребенку. Такого ребенка ни в коем случае нельзя наказывать из-за длительного молчания, насмехаться над ним, говорить с ним грубо и громко, выражая свои требования. Следует помнить, что он уже ранен внутри.

Деликатное, осторожное, терпеливое отношение родителей, воспитателей, врачей должно помочь ему начать элементарное общение с различными группами и возрастными категориями людей. Таким детям также рекомендуется менять обстановку.

Хорошим помощников в общении с детьми, подверженными мутизму является тактильный контакт: объятия, поцелуи, прогулки за ручку с родителями, совместные игры и др. Рекомендуется общаться с такими детьми, глядя им в глаза. Ребенок должен при общении с взрослыми получать максимум проявления любви и внимания. Доброжелательное отношение к ребенку в любых ситуациях помогут ему избавиться от тревожности и видеть в каждом человеке друга.

Не делиться с ребенком переживаниями взрослой жизни, которые не в состоянии понять его детский разум. Решать проблемы и вопросы, которые ставить перед людьми полноценная жизнь взрослого человека может только психологически сформировавшаяся личность. Ребенок еще только на стадии этого формирования. Сталкиваясь с неразрешимыми для него вопросами, он еще больше может впасть в состояние внутреннего стресса.

Создать ребенку условия для самостоятельности, помогать оказываться перед выбором. В общественных местах, магазине, транспорте, на улице лучше всего дать ребенку возможность самому что-то купить, задать вопрос водителю или продавцу, сделав вид, что сами вы это не можете.

Если ребенок отказывается проявлять самостоятельность, лучше не делать то, что должен он сделать. Задача близкого человека — помочь ему перестроить отношения с другими людьми.

Немаловажную роль играет соблюдение режима дня. Как известно маленькие дети быстро утомляются, что приводит к повышенному перевозбуждению. Нервная система ребенка уже перенапряжена, поэтому лучше избавить его от излишних нагрузок и занятий, а дать возможность отдыхать и делать то, что ему больше по душе.

Прекрасной профилактикой мутизма считается активный семейный отдых, где в кругу близких и друзей появляется больше возможности побуждать ребенка к самостоятельному выбору. Физические нагрузки хорошо снимают стресс, приносят физическое и психологическое расслабление.

familyexpert.ru

Ребенок не идет на контакт с детьми его возраста

Ребенок не идет на контакт с детьми его возраста (3 года). В садик не смогли пойти, слишком тяжело для него было перенести время пребывания среди детей даже со мной рядом, без меня и того хуже. У ребенка происходили нервные срывы, неадекватное поведение... Сад ладно, что делать, как приобщить его к детям, обращались к психотерапевту, но хотелось бы конкретной работы непосредственно с ребенком, возможно это какой-то страх и нужно от него избавляться

Здравствуйте, Елена. Для детей 3-х летнего возраста такого рода "явления" (не идет на контакт с детьми его возраста (3 года)) являются возрастной нормой. То есть, Вам не следует слишком волноваться, что ребенок в этом возрасте не вступает в контакт с другими детками. Но вот о «нервных срывах», «неадекватном поведении ребенка» можно подробнее. Во-первых, нужно сказать, что некоторые чувствительные дети очень чутко реагируют на изменения привычной им обстановки. В этом случае привыкание к новому происходит с различного рода «нервными» реакциями. И это нормально, что ребенок так реагирует. Но нужно узнать причину «чрезмерной чувствительности» ребенка к изменениям. Их очень и очень много. Может быть в течение 3-х лет ребенок общался только с родственниками, может быть Вы сами проводили с ребенком все время, развивая его и оберегая. Тут много есть разных гипотез, которые необходимо проработать. Во-вторых, Вы говорите о «неадекватном поведении» ребенка (слелует заметить: в незнакомой для него среде, среди чужих людей, игрушек, вещей). Может быть для Вас это будет звучать кощунственно, но это тоже нормально. Вспомните, как может чувствовать и вести себя взрослый человек в незнакомой ситуации. Поэтому случаю могу предположить, что Вы сами напуганы, растеряны, малоинформированы, поэтому воспринимаете ситуации несколько утрированно. И это тоже нормально. Но давайте подумаем как можно решить эту проблему.Может Вы постараетесь описать пример «нервного срыва», а также описать более подробно «неадекватное поведение» ребенка. Только, пожалуйста, прошу Вас описать всю логическую цепочку происходящего. После этого мы сможем с Вами говорить о предмете проблемы. Если она есть. Смею Вам посоветовать обратиться в Центр благотворительной психологической помощи, который находится на территории областной клинической больницы, при Храме свт. Луки Войно-Ясенецкого. Центр работает по вторникам и четвергам с 14:00 до 18:00.С уважением, А. Янчий.

grodno.in