Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Советы детского психолога, как отучить ребенка говорить плохие слова. Ребенок 5 лет говорит матерные слова


"Плохие" слова. Как отучить ребенка ругаться

Источников «плохих» слов вокруг нас очень и очень много. Это может быть и детский сад, и улица, и телевизионные программы, и мультфильмы, и знакомые взрослые, и даже, как это ни удивительно звучит, семья. Всегда ли мы замечаем за собой, а потом помним об этом, что в периоды раздражения и гнева мы произносим вслух те же самые «плохие» слова. Так чего же ждать потом от маленького ребенка, который только учится жить в этом мире и впитывает, как губка, всё то, что он видит и слышит вокруг? Какие же слова можно отнести к «плохим»? Безусловно, это нецензурная лексика, грубые и ругательные слова (дерьмо, сволочь, гад и т.п.), выражения, унижающие и оскорбляющие человека (дурак, идиот, псих и т.п.). Есть еще и жаргонные словечки, которые нельзя отнести к ругательным, но, с другой стороны, они служат для выражения своих эмоций («йес», «вау» и т.п.) или для вхождения в детский коллектив. Бороться с такими словами или нет - решают сами родители в зависимости от того, насколько приемлемым они считают это поведение. Родители и воспитатели отмечают, что употребление детьми «плохих» слов происходит всё чаще и чаще, и, самое главное, стало очень трудно справляться с таким поведением. Причём выговор, замечание или другое наказание делают детей более сдержанными только на некоторый период времени, но при этом не способствуют перевоспитанию и стойкому изменению поведения к лучшему.

Почему ребенок ругается?

В более раннем возрасте (до 4-5 лет) употребление бранных слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное – первичная реакция родителей на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление. Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь не реагировать слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Лучше всего спокойно и твердо сказать малышу, поступившему так впервые: «В нашей семье такие слова не говорят, это неправильно» и предложить другой вариант. Дети от 5 лет и старше, нарушая правила, начинают испытывать чувство вины. В этом возрасте активно развиваются нравственно-этические стороны личности: чувство долга, обязанности. Вместе с тем появляется страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого одобряют, т. е. страх социального несоответствия. Если 5-7-летний ребенок произносит ругательства, зная о том, что это неправильно и плохо, для начала достаточно просто сделать замечание: «Ты знаешь, что ты сказал плохо. Я не хочу этого больше слышать». Но если это повторяется снова и сквернословие становится привычкой, то нужно выяснить причину. Рассмотрим наиболее распространённые и характерные причины нарушений поведения.

Способ привлечения внимания

Для правильного психического развития ребенка и его эмоционального благополучия необходимо достаточное количество любви, ласки, заботы и внимания со стороны взрослых. Если малыш этого не получает по ряду причин (родители заняты на работе, слишком много бытовых проблем, нередки семейные конфликты), то он будет искать способ привлечь их внимание. Даже если это будут окрики, замечания и тому подобное, он достигнет своей цели. Вспомните, как и сколько времени в день вы проводите со своим ребёнком? Ведь для него важно, чтобы мама и папа интересовались его желаниями, увлечениями, принимали участие в его играх.

Подражание и стремление быть на кого-то похожим

Ребёнок может выбрать себе образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим (брат, старший друг, родственник, герой фильма или мультфильма), таким образом ассоциируя ругань с силой и храбростью. Желание казаться взрослее, самостоятельнее и серьёзнее тоже может послужить поводом для употребления бранных словечек. Необходимо иметь в виду, что в силу своего возраста дети часто идеализируют какого-либо человека или героя фильма - если он положительный, значит, всё, что он делает, безоговорочно хорошо. Полностью отгородить ребенка от влияния внешнего мира невозможно, да и не нужно. В этой ситуации можно посоветовать внимательно следить за атмосферой, в которой происходит развитие ребенка. Особенно хочется отметить влияние телевидения - ведь оно забирает у детей и родителей то время, которое они могли бы провести с семьей. Телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни, и совсем отказываться от него было бы неправильно. По возможности старайтесь ограничивать время, проведённое ребенком у телеэкрана. Выбирайте только те передачи и мультфильмы, которые соответствуют его возрасту. И никаких сцен насилия, агрессии с участием «колоритных» отрицательных персонажей.

Компенсация неуспешности

Может случиться и такое, что ребенок переживает неудачи в какой-то одной области жизни (не складываются отношения с братом или сестрой, со сверстниками в детском саду или на детской площадке, хочет научиться играть в футбол, а получается хуже всех), а признаки неблагополучия проявляются и в другом. Ребенок теряет уверенность, слыша в свой адрес упреки и критику. И, употребляя бранные слова, он говорит: «Зачем стараться, ведь всё равно ничего не получится», «Все говорят, что я плохой, я и буду плохой». То же происходит, если критика со стороны родителей затрагивает личность ребёнка, а не его поведение и действия. Например, если вместо «я расстроилась, что ты не убрал игрушки» ребёнок слышит, что он лентяй, неаккуратный, то он воспринимает это как «ты - плохой, я тебя не люблю». А для ребёнка очень важно услышать, что его будут любить независимо от того, убрал он игрушки или нет. Ребенок страдает от нереализованной естественной потребности в признании его успехов и достижений, уважении его личности и стремится восполнить эту нехватку любыми способами, которые ему доступны.

Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки

Впервые требование «Я сам» появляется в возрасте, когда малыш начинает отстаивать право самому решать, что делать в той или иной ситуации, и сохраняется на протяжении всего детства. Родители, считая, что они прививают своим детям правильное воспитание, предупреждают ошибки, строят свое общение с ними в форме указаний, замечаний и опасений. Да, это необходимо. Но если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Родители таких детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Вывод здесь один - дать ребёнку определенную свободу выбора (5–6-летний ребёнок ещё не может самостоятельно переходить улицу, но может сам выбрать, что он наденет или какую книжку будет читать) и уважать его право на ошибки, позволив накапливать свой собственный опыт.

Желание отомстить

Дети подчас могут быть обижены на кого-то. Причинами этого могут быть глобальные изменения в жизни ребенка – появился маленький братик или сестренка, и ребенок чувствует себя лишним, ненужным; развелись родители; ввиду сложившихся обстоятельств ребенка отправляют жить к бабушке; родители все время ссорятся. Или это единичный и мелкий повод - не купили игрушку, не пошли в гости, несправедливо наказали. И снова ребенок переживает боль и обиду и выражает ее своей руганью.

Употребление в коллективе, в котором общается ребенок

А это как раз то самое «влияние улицы», и касается оно уже детей более старшего возраста. Если ребёнок попадает в уже сформировавшийся коллектив (детский сад, двор, группа по интересам), нередко возникает конфликт, и, чтобы его избежать, «новенький» может слепо копировать поведение и манеру общения в коллективе. Вряд ли стоит из-за этого изолировать ребёнка, ведь сверстники играют огромную роль в жизни наших детей, однако помочь ему развить чувство уверенности в себе - необходимо. Тогда он сможет достичь успеха в любой социальной обстановке и без показного сквернословия.

Как с этим бороться?

Во-первых, необходимо устранить саму причину сквернословия - проявлять к ребёнку больше внимания, заботы, при этом давая еще и некоторую свободу, снять ограничения, которые уже не соответствуют его возрасту. Очень важно создавать благоприятную атмосферу в доме, помочь добиться успеха в какой-либо сфере деятельности, показать, что быть сильным, храбрым и взрослым можно и без сквернословия. Во-вторых, как очень строго наказывать, так и игнорировать брань нельзя. Это может привести к закреплению такой формы поведения. Самое правильное - добиться понимания ребёнком, почему так нельзя говорить. Дело в том, что в представлении дошкольника понятия о хорошем и плохом часто смещаются, а в силу отсутствия достаточного жизненного опыта могут даже меняться местами. И здесь задача взрослых - помочь ребёнку чётко сориентироваться, объяснив, что сквернословить - плохо. Если Вы наказываете ребёнка, помните о том, что он должен знать, за что его наказывают, штрафные санкции должны следовать сразу за проступком, и наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ребёнка. Ребёнок должен бояться не самого наказания, а возможности расстроить родителей своим неправильным поведением. В-третьих, это еще и собственный пример. Говоря: «Мне ругаться можно, а тебе нет», не ждите, что он с вами согласится, если вы сами служите моделью неподобающего поведения. Подумайте об обстановке, царящей у вас дома: употребляете ли вы унизительные прозвища, обидные выражения в отношении членов своей семьи, в том числе и детей, И самое главное: стараетесь ли вы избегать семейных конфликтов в присутствии ребенка? В такие моменты взрослые заняты только выяснением отношений и ничего не видят вокруг себя. Что вы делаете и говорите в подобной ситуации? Задумайтесь об этом. Говорить о том, что ругаться запрещено, и самому это делать – значит наносить серьезный вред воспитанию. И только серьезно поработав над собой, можно прививать ребёнку свой взгляд на проблему: «Ты же никогда не слышал, чтобы я ругался. Это оскорбляет и обижает других людей, а ведь мы должны относиться друг к другу с уважением. Если ты злишься на другого человека, нужно сказать по-другому – мне это не нравится, это нечестно». Очень часто дети прибегают к вызывающему поведению только потому, что они не знают других способов выражения своих эмоций. Научите ребенка нескольким словам, описывающим чувства (я злюсь, расстроен, сержусь, я в гневе). Таким образом, вы не только решаете проблему употребления бранных слов, но и приучаете ребенка распознавать свои чувства и говорить о них, что тоже очень важно. Вот небольшой пример разговора с ребёнком. В песочнице пятилетний Игорь строит целый город, а двухлетний Семён смотрит с любопытством, пытается что-то построить, но в результате ломает всё, что построил Игорь. Последний возмущается, обзывает Семёна болваном. Семён расплакался. Мама Игоря говорит ему: «Ты расстроен и злишься на Семёна. Да, он действительно разрушил всю твою работу». Игорь охотно соглашается. Она продолжает: «Ты знаешь, Семёну очень понравился город из песка, он хотел его рассмотреть, изучить и научиться строить так же, как ты. Но он совсем маленький и ещё не знает, что постройки из песка так легко сломать. Представляешь, как он обрадуется, если ты как старший научишь его так же строить? А ты его обозвал, и он сейчас плачет. Тебе было бы так же обидно, если бы тебя обругал кто-нибудь из старших. И ему сейчас обидно. Смотри, как он сейчас удивится и обрадуется, если ты позовёшь его играть вместе с собой». Так мама смогла объяснить сыну, что плохое слово может обидеть, и показала, что можно получить удовлетворение и радость от позитивного решения конфликта.

Сквернословие в коллективе

Хотелось бы еще остановиться на проблеме употребления ругательств в детском коллективе, когда ребенку трудно противостоять одному. Выход один - объединиться с родителями других детей и с педагогами. Можно предложить следующий метод: собрав вместе этих детей, расспросить их, какие оскорбительные выражения они могут вспомнить, и написать все это на бумаге. Потом символически эти слова уничтожить (можно закопать, сжечь, порвать). Таким образом дать понять детям, что все перечисленные бранные слова им никогда больше не следует употреблять. Можно также составить «Договор о взаимоуважении», где будет записано, что членам детского коллектива не разрешается употреблять оскорбительные выражения. После того, как все дети торжественно подпишут его, прикрепите его на видном месте как напоминание о принятом решении. Если ваш ребенок спрашивает, бранитесь ли Вы когда-нибудь, то скажите ему правду. «Да, иногда я ругаюсь, но только когда один или с кем-нибудь, кто на меня точно не обидится. Честно скажу, браниться - плохая привычка». Не надо забывать о том, насколько важно поощрение хорошего поведения. Поэтому, замечая малейшие изменения поведения ребенка в лучшую сторону, обязательно хвалите его и подчеркивайте, как Вы гордитесь его успехами. В конце хочу еще раз напомнить о том, что сквернословие - это сигнал о помощи вашего ребенка и способ выражения его гнева и протеста. А чувство гнева появляется в ответ на причиняемую ему боль, унижение и обиду. Ребенок дает понять: «Мне плохо, помогите мне». Задача взрослого в этом случае - не акцентировать внимание на своих отрицательных эмоциях и переживаниях, а попытаться понять, что происходит с ребенком и, может быть, изменить что-то в себе. Помните еще и о том, что такая проблема не решится за один день, и настроиться надо на долгую и кропотливую работу.

www.2mm.ru

"Плохие" слова в детской речи. Советы детского психолога

В разговорах с родителями часто приходится слышать о том, что ребенок говорит бранные слова. И как очистить детскую речь от этих слов, родители не знают.Специалисты, которые работают с детьми в садах, школах, на курсах в центрах раннего развития детей, также отмечают, что грубые слова прочно вошли в лексикон детей и истребить их под силу только родителям.Раньше, в советские времена, когда молодежь не была повально увлечена модными подходами к воспитанию детей, за дело брались бабушки — мыли ругнувшемуся ребенку рот с мылом.

  

Это, несомненно, негуманно, неэффективно и приводило только к появлению травмы, недоверия родителям, затаенной обиды. Бранные слова при этом продолжали употребляться, но уже «втихую».

 

Пока дело не зашло слишком далеко и пока еще не требуется психолог для ребенка, давайте разберемся, откуда в детской речи появляются грубые, жаргонные словечки?

1. Подражание. Ребенок эти слова услышал, а не придумал сам. Самое время задуматься об источниках — сад, школа, друзья, телевизор, родственники. Как минимум родителям можно начать с себя — проанализировать свою речь во время общения не только с ребенком, но и с окружающими, друзьями, по телефону. Сделать выводы.

2. До 4-5 дети не видят разницы между плохими и хорошими словами. Они исследуют мир, повторяют то, что слышали, играют словами. Употребление нехороших слов чаще всего неосознанно. А вот как реагируют окружающие на эти слова — влияет на то, останется это слово у ребенка в лексиконе и он станет его произносить специально и осознанно, или же он о нем быстро позабудет.

3. Обычно «плохие слова» взрослые произносят эмоционально окрашено. Поэтому ребенок запоминает их хорошо, так как у него они связаны с какой-то эмоцией. Значение слова при этом часто остается для ребенка непонятным.

 

Теперь давайте попытаемся определить причины сквернословия.

1. Подражание. Ребенок хочет быть на кого-то похожим. Постарайтесь узнать, на кого.

2. Привлечение внимания. Когда окружающие бурно реагируют на речь ребенка — смеются, удивляются, резко просят замолчать и ругают, в общем, обращают излишнее внимание на слова — ребенок это фиксирует и в дальнейшем для привлечения внимания снова использует этот же прием. Такой способ обратить на себя внимание даже входит в привычку.

3. Желание огорчить родителей. Ребенок таким образом выражает протест. Ребенок может намеренно браниться, если расстроен и обижен на маму с папой, и при этом знает, что они нервничают, когда он произносит «плохие» слова.

4. Привычка. Если в семье, в саду, в кругу друзей грубые слова — норма, звучат часто и не по делу, то дети быстро привыкают к такой лексике и привыкают выражать свое состояние и отношение к чему-либо так же, как и окружающие их взрослые.

 

Как реагировать родителям, если ребенок использует грубые слова.

Чаще всего взрослые впадают в шок, громко негодуют или же никак не реагируют на высказывания чада.И во всех этих случаях поступают неверно.Гнев, шок и резкое осуждение могут подействовать, но насовсем слова из детского лексикона не уйдут и спустя время снова всплывут, изменения поведения не произойдет.Если игнорировать и никак не реагировать, ребенок сочтет, что ругаться — нормально.

 

Что же делать?

Не паниковать и не закрывать глаза на происходящее. В просто сразу СПОКОЙНО поговорить с ребенком. Сообщить, что слова, которые он сейчас произнес, — грубые, некрасивые и в вашем доме и семье их не используют. Таково правило вашей семьи. И маме с папой очень хочется, чтобы он их больше не употреблял.

 

Иногда стоит объснить значение этих слов. Звучит непривычно, но это работает. Так как часто дети не понимают смысл ими же сказанного.

 

Обязательно обучайте ребенка понимать свои чувства и уметь их распознавать. Научите его говорить «я обиделся», «я грущу», «я раздражен», «я злюсь», «я стесняюсь», «я рад». Расскажите, что именно такими словами сообщают люди о своем состоянии, а те, кто слов знает немного, используют некрасивые слова. Что плохие слова — признак бедной фантазии и плохого воспитания.

 

Предложите альтернативу плохим словам. Придумайте им замену вместе. Можно поиграть в «обзывалочку». Но перед игрой договоритесь, что называете друг друга словами в разумных пределах и никто не обижается, если «обзывалка» не понравится. Договоритесь, какие слова употреблять в игре нельзя. Так ребенок быстро поймет, что вместо бранных слов можно употреблять и привычные слова, что главное здесь не слово, а интонация.

 

Например: — А ты старый ботинок! — А ты бешеный бегемот! — А ты кипящий суп!И т. д.Игра выходит веселая, в ней ребенок учится выражать свои чувства, не разрушая при этом отношения.

 

Помогите ребенку почувствовать себя взрослым. Предлагайте ему такие дела, где он может самоутвердиться и повысить свою самооценку.

 

Если же употребление бранных слов — следствие нехватки внимания со стороны взрослых, нужно постараться исправить ситуацию и наладить отношения в семье.

 

Говорите своим детям почаще добрые красивые слова, о том, как вы их любите. Ведь бывает, и одного слова достаточно, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, счастливым и окрыленным.

supdetki.ru

Если ребенок использует нецензурные слова / Малютка

Дети 2-5 лет охотно подхватывают новые слова, подражая взрослым. В этом случае родители и ближайшее окружение должны понимать, что можно произносить при ребенке, а чего говорить нельзя. В возрасте пяти-семи лет основной движущей силой является бунт против правил. При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя. В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее.

Что делать

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова вообще не звучали в присутствии ребенка с самого его рождения. 2. Если ругательство все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок.Если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого. Потеряв интерес, ребенок быстро забудет о нем. 3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное – сохранить спокойствие. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, улыбнитесь и смените тему разговора. Поговорите с ребенком после того, как улягутся страсти. 4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь доступно рассказать ему, что это матерное слово, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть. 5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его, что значат эти слова. Возможно, малыш и сам не знает, что говорит. Объясните ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные, поэтому мы их избегаем. 6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, используя при этом матерные слова, нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

Чего делать нельзя

Если вы говорите ребенку, что нельзя ругаться матом, то это значит, что всем нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос: “Почему тебе можно, а мне нельзя?“. Нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Не надо обобщать. То, что он сказал одно ругательное слово, еще не делает его плохим. Нельзя просто запретить ругаться матом, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату. Главные выводы: если матерятся маленькие – основная тактика – не реагируем (именно бурная реакция взрослых может послужить стимулом к употреблению мата), если ругаются матом подростки – не проходим мимо.

malyutka.net

Как отучить ребенка от матерных слов. Как отучить ребенка. rozhdenie-rebenochka.ru

» Как отучить ребенка

Как отучить ребенка от нецензурных слов

Какими способами можно отучить ребенка от нецензурных слов?

Итак, вы заметили, что ваш ребенок впервые сказал «нехорошее» слово. Как на это реагировать. Можно притвориться, что вы не слышали нецензурной брани и и наблюдать за дальнейшим поведением ребенка. Главное не заострять на этом внимание малыша.

Совсем по-другому обстоят дела, если ребенок сознательно произносит нецензурные слова, будь то дома, в детском саду или на детской площадке. Ребенок уже понимает, что он делает и зачем применяет нормативную лексику. Но не стоит впадать в панику. Вот несколько советов, согласно возрастной категории малыша, как справиться с ненормативной лексикой.

Дети в возрасте до 3-х лет

До трехлетнего возраста ребенок только осваивает окружающий мир, ему нравится повторять все, что услышал от взрослых и не только хорошие слова. Малыш старается копировать поведение взрослых, поэтому если вы услышали плохие слова из его уст, значит, нужно проанализировать собственную речь.

Некоторые родители учат малыша правильной литературной речи еще с пеленок: поют песни и колыбельные, читают сказки и стихи, не дожидаясь времени, когда кроха подрастет и начнет разговаривать. Начинайте общение с ребенком с раннего возраста, используйте короткие предложения. Старайтесь не употреблять при малыше нецензурных слов. В этом возрасте ребенок еще не понимает, какую смысловую нагрузку несут «нехорошие» слова. Он их просто старается повторить. Поэтому важно, чтобы взрослые ни в коем случае не ругали и не наказывали ребенка. Попробуйте просто не обращать внимание, и через некоторое время вы заметите, что плохие слова исчезли из детского словарного запаса.

Дети в возрасте от 4-5 лет

Книга Корнея Чуковского, которая имеет название «От 2-х до 5-ти» -прекрасный образец того, как у детей интенсивно пополняется словарный запас. Вы можете им помочь. Если ребенок произнес нехорошее словечко и к тому же, в присутствии посторонних, не стоит паниковать. Возможно, ваше чадо его услышало от других детей или взрослых. Скажите ребенку, что эти нехорошие слова нельзя говорить, ведь вас огорчают и расстраивают. Предложите ребенку поиграть в хорошие слова, привлеките и других членов семьи. Играя, вы будете развивать литературную речь, заучивайте с ним стихотворения, читайте книги. Старайтесь отвлечь ребенка от бранных слов.

Дети в возрасте от 6-9 лет

Дети младшего школьного возраста уже умеют адекватно оценить ситуацию, знают, какие слова можно произносить, а какие нельзя. Если вы обратили внимание, что у вашего ребенка в общении со сверстниками иногда проскальзывают нецензурные выражения, то эта привычка, скорее всего, взята из семьи. Необходимо разъяснить и пресечь такую форму общения. Если вы заметили положительный результат, то можно поощрить ребенка: сходить в кино или купить новую игрушку.

Дети подросткового возраста

В среде подростков, товарищ считается крутым, если он ругается матом. Чем сильнее и ядренее словечки, тем ярче подросток выглядит на фоне своих сверстников. Существует такая поговорка, что воспитанием детей нужно заниматься, когда они еще лежат не вдоль, а поперек кровати. Но, несмотря на это, и школьника можно отучить ругаться, только родителям придется запастись терпением. Объясните ребенку, что учеными давно доказан факт влияния слова на судьбу человека. Каждое слово несет смысловую нагрузку, а она может быть и доброй, и злой. Разъясните ребенку, что нецензурная брань, это совсем не круто, это признак невоспитанности и несерьезности.

f-Journal.Ru рекомендует — новинки косметики и парфюмерии, новые коллекции 2011, на LadiesProject.ru

Как быстро и эффективно отучить ребенка материться

Как отучить ребенка ругаться матом

Во время всплеска эмоций взрослые нередко употребляют в своей речи не нормативную лексику, маты. Именно по этому мы и рассмотрим тему с вами как отучить ребенка материться при родителях и в школе. Нередко родители выплескивают порцию брани в присутствии своего чада или же на него, забывая при этом, что дети как губки впитывают в себя все плохие поступки и, конечно же, плохие слова. Если родители, близкие люди или сверстники употребляют матерные слова в соей речи, то у ребенка складывается ощущение того, что только не нормативной лексикой можно выразить свои чувства и эмоции. Перед многими встает вопрос, как отучить ребенка ругаться матом?

Прежде всего стоит следить за собственной речью, а также за тем, чтобы люди, которые окружают ребенка не употребляли не нормативную лексику. Если ваш ребенок и сказал матерное слово, то не стоит на это бурно реагировать и выяснять от кого он его услышал.

Лучше всего нейтрально отреагировать на мат, сказанный ребенком, так как ваши отрицательные либо положительные эмоции могут спровоцировать саше чадо на дальнейшее употребление таких выражений. Перейдем к действиям как отучить ребенка материться.

Как отучить непристойным словам

И так, как отучить вашего ребенка ругаться матом? Начинать отучать ребенка от ругни матом следует уже в детстве. Особенно этот момент важен, если возраст вашего чада от пяти до семи лет, так как именно в этот период малыши более эмоциональны и боятся унижения и наказания. Если вы отругали ребенка и пригрозили ему наказанием, если он, например, не уберет свои игрушки, то именно так и поступайте. Многие родители обещают наказать свое чадо, поставить в угол или не дать сладости, но со временем смягчаются и им становится жаль малыша. В итоге его не наказывают, а просто закрывают глаза на его проступок. Не стоит так поступать.

После того, как ребенок сказал матерное слово, проследите за реакцией. Нужно сразу же отучить ребенка ругаться матом, ну а как это сделать? Вполне возможно, что он просто не понимает его значения. Если это так, то отучить малыша ругаться матом можно будет намного легче. Достаточно просто объяснить малышу, что означают матерные слова и какой несут в себе смысл. Не стоит кричать на ребенка. Спокойно объясните ему, что такие слова ему не стоит употреблять. Если малыш выругался при посторонних, то не нужно на него сразу же кричать и наказывать. Лучше переведите все в шутку. А после поговорить со своим чадом от том, как он ведет себя в общественном месте. Если ваш ребенок материться при всплеске негатива, то просто объясните ему, как следует вести себя если злишься или сильно раздражен и что подобные выражения не могут помочь в такой ситуации.

Если вы хотите отучить ребенка ругаться матом, то не стоит прибегать к физическим наказаниям. Лучше объясните своему чаду, что те, кто использует в своей речи матные слова, в итоге становятся изгоями в обществе и с ними никто не хочет дружить. Однако если ребенок переступает все дозволенные границы, то без наказания не обойтись.

Намного сложнее справится если ваш ребенок подросток материться. В этом вопросе многое зависит от того, какой авторитет вы представляете для него. Завоевывать его нужно еще в раннем возрасте. Если вы для него много значите, то он обязательно прислушается к вашим рекомендациям и советам.

С подросткам лучше говорить дружески. Постарайтесь ему объяснить, что ругаться матом не модно и не красиво, а для окружающих это еще и неприятно, если кто-то рядом произносит подобные слова. В скором времени ребенок просто перерастет сложный для себя период и, конечно же, задумается над своими поступками и словами. В итоге он поймет, что мат никогда не решит проблем. Также стоит правильно воспитывать ребенка . чтобы в дальнейшем не возникло проблем. Вот пожалуй все советы как отучить ребенка ругаться матом, избавиться от матерных слов в повседневном общении.

Поделиться записью с друзьями в:

Как отучить ребенка от нецензурных слов

Дети очень быстро перенимают чужой опыт, однако не всегда этот пример оказывается положительным. Например, однажды из уст ребенка вы можете услышать нецензурную лексику. Многие мамы и папы в таком случае теряют контроль, не зная, как отучить кроху от вредной привычки ругаться.

По мнению психологов, в этом явлении нет ничего удивительного – дети рано или поздно начинают употреблять нецензурную лексику, услышанную на улице или по телевизору. Даже если у родителей хлопот полон рот. отучить ребенка ругаться можно довольно быстро и безболезненно. Как это делать правильно, читайте в нашей статье.

Как отучить ребенка от нецензурных слов: 10 советов родителям

1. Вы можете всячески ограждать малыша от бранных слов, однако он все равно их когда-то услышит и повторит. Любые новинки речи вызывают у ребят неподдельный интерес, поэтому они спешат утащить их к себе в словарь. При этом ребенок может даже не подозревать об их значении: для него это обычные сочетания звуков. Нельзя стыдить малыша, который употребил нехорошее слово. Если вы не будете реагировать, вполне возможно, что кроха вскоре забудет ругательство.

2. Некоторые взрослые, слыша, что ребенок говорит неприличные слова, начинают смеяться. Делать это нежелательно, ведь малыш может оценить такую реакцию как одобрение. Поэтому не удивляйтесь, если ему захочется их повторить, чтобы рассмешить окружающих людей.

3. Если ваш ребенок нецензурно выражается. объясните ему, что воспитанные дети не употребляют подобных слов. Подойдите к вопросу творчески: придумайте сказку о хороших и плохих выражениях. Существуют волшебные слова и слова-помощники, которые приносят радость, а есть слова-разбойники – они способны обидеть и причинить боль.

4. Будьте внимательны к собственной речи, даже если уверены, что ребенок сидит в другой комнате и вас не слышит. То же самое касается содержания видео, которое вы смотрите при малыше по телевизору и в интернете.

5. Некоторые родители жалуются воспитателям детского сада на то, что их ребенок подхватил дурную привычку ругаться именно в группе. Но выяснение отношений с работниками дошкольного учреждения и поиски виновника могут только усугубить ситуацию.

6. Если вы знаете, что вашего малыша просветил соседский мальчик Вася, не стоит смешиваться в их дружбу и говорить, какой он плохой. Не всегда на жизненном пути ребенка будут исключительно положительные герои. Просто скажите ребенку, что культурные дети не употребляют плохих слов – пусть малыш сам решает, насколько воспитан его товарищ.

7. Случается и так, что ребенок просит маму или папу объяснить значение непонятных для него фраз. Не пытайтесь выяснить, откуда растут ноги, а просто предупредите малыша, что не хотите, чтобы он повторял эти слова.

8. Если кто-то произносит грубые слова в присутствии ребенка, например, выясняет отношения в транспорте, попытайтесь отвлечь кроху. Сосредоточьте внимание чада на том, что происходит за окном – более яркие впечатления вытеснят лишний фон.

9. Особенно урожайный на бранную речь переходный возраст. В этот период за агрессией в виде нецензурных ругательств могут скрываться сильные внутренние переживания. В доверительно беседе обязательно выясните причину, по которой школьник выражает свой бурный протест. Возможно, ребенок нуждается в вашей защите и помощи.

10. В семье, где воспитываются дети, необходимо создать дружественную и гармоничную атмосферу. Если в доме ребенка любят и ценят, а при общении взрослые не употребляют плохих слов, то с проблемой ругательств справиться будет легко.

Даже самые правильные родители могут столкнуться с проблемой нецензурных слов в речи ребенка. Однако взрослые могут достаточно быстро искоренить непристойные слова, услышанные на улице или в детском саду, если будут действовать правильно.

Подготовила Катерина Василенкова

Источники: http://f-journal.ru/kak-otuchit-rebenka-ot-necenzurnykh-slov/, http://sovetprost.ru/kak-otuchit-rebenka-rugatsya-matom.html, http://www.vseodetyah.com/article.html?id=1191menu=parent

Комментариев пока нет!

rozhdenie-rebenka.ru

Что делать, если ребенок матерится. Советы психолога

Матерное слово, произнесенное ребенком, шокирует, а если дело происходит на семейном обеде в кругу близких — и вовсе вызывает у родителей желание провалиться под землю. Но так ли страшен мат? Нужно ли с ним бороться всеми доступными способами? И как сделать так, чтобы ребенок «следил за языком» хотя бы в приличном обществе?

Мифы о мате

В общественном сознании матерная брань обросла массой заблуждений, мешающих понять истинную сущность мата и создающих проблемы в отношениях родителей и детей. Вот некоторые из них.

Ребенок «нахватается» на улице, а материться будет везде

Про мат люди узнают от сверстников — но это не значит, что ребенка нужно ограждать от влияния «улицы». Дорасти до 10 лет и не услышать ни одного бранного слова невозможно. Даже если окружить ребенка детьми академиков, материться «научит» сантехник, пришедший менять унитаз, или папин друг дядя Боря, ударившийся мизинцем о табуретку.

К тому же тепличная среда приведет к злоупотреблению бранными словами, когда перед ребенком наконец откроется мир трех запретных корней. Любой знает, что есть алкоголики, но далеко не каждый закладывает за воротник. Ребенок все равно узнает про мат, но лишь от вас зависит, станет ли он закоренелым матерщинником.

Материться — аморально

Родители чрезмерно строго относятся к мату. И если в устах взрослого мат бывает допустим, то в речи ребенка вызывает у взрослых реакцию сродни цунами.

Существует плохое и некрасивое поведение. Мучить животных и обманывать — плохо. Ставить локти на стол или ковыряться в носу — некрасиво. Мат относится ко второй категории. Если на улице вас обматерит дворник, приятного будет мало. Но если он набросится с кулаками, будет хуже.

Человек, который матерится, ведет себя некультурно, но НЕ плохо: не обманывает, не подставляет. Порой мат используется, чтобы оскорбить другого, но здесь мат — лишь симптом, и проблема не в нем, а в отношении между людьми.

Мат нужно «выжигать» из речи ребенка всеми доступными способами

Следствие предыдущего заблуждения. Услышав мат в устах пятилетки, родители реагируют так, будто ребенок не ругнулся, а ударил кого-то. Не спасает даже ситуация «матоупотребления» — многие готовы «выдрать» ребенка, даже если он упал с велосипеда и ругается от боли.

«Когда мне было лет пять, я пошла гулять на улицу в новом платье. А моя погодка-соседка, с которой у нас, как сейчас говорят, были контры, решила сделать мне гадость, подставила ножку, и я плюхнулась в лужу. Было и больно и обидно, я, рыдая, прибежала домой, и родители бросили меня успокаивать, обещая пойти поговорить с родителями той девочки. Но когда я случайно среди рыданий назвала ее „сукой“, ситуация повернулась таким образом, что вроде мне и поделом. Самое смешное, что кто такая эта самая сука, я тогда даже не знала». Лера.

Излишняя борьба с бранью выстроит стену отчуждения между ребенком и взрослым — и потом вы не услышите от отпрыска не только матерного, но и цензурного слова.

Некоторые родители не находят ничего лучшего, как с детства оградить ребенка от общения с матерящимися сверстниками — и к средней школе (когда начинают материться все) ребенок либо поставит под сомнение авторитет родителей, либо может стать изгоем — что скажется на развитии куда хуже, чем мат.

Люди матерятся из-за небольшого словарного запаса

Одно из самых распространенных заблуждений. Любой найдет слова, чтобы выразить мысль культурно, тем более что мат описывает достаточно узкую область жизни. А для связки слов в предложениях существует множество других слов-паразитов: «как сказать», «типа», «короче» или простое «э-э».

Это заблуждение приводит к не самым лучшим последствиям — родители, сталкиваясь с проблемой мата, не понимают, что причину нужно искать в другом: не пихать ребенку томики Пушкина, а искать, где действительно собака зарыта.

Мат — признак низкого интеллекта говорящего

Учитывая отношение к мату, обсценная лексика создает вокруг матерящегося ореол «плохиша», к которому цепляются самые разные неприятные характеристики. Но мат не свидетельствует о проблемах с мозгами. Выдающаяся лингвистка Галкина-Федорук стала притчей во языцех на филологических факультетах всего Советского Союза. Каждый раз, когда на МГУшном филфаке останавливался лифт, в котором ехала пожилая профессор, ученая обкладывала ситуацию таким матом, что, по слухам, лифтеры факультета иногда специально останавливали кабину, чтобы послушать профессора и перенять у нее опыт.

Матерщинниками были и Пушкин, и Раневская. А к нашему современнику Сергею Шнурову можно относиться по-разному, но назвать глупым человеком сложно.

Психологический смысл мата

Мат совершенно не связан ни с низким интеллектом, ни с низкой культурой человека. Но у него есть вполне конкретные психологические причины, которые важно понимать.

Мат как угроза

Мат у людей играет роль рычания животных. Кошка предупреждающе зашипит, пытаясь решить конфликт мирно, человек ругнется, предупреждая, что он уже на взводе. Мат — промежуточная стадия перед нападением. Поэтому услышать мат от подростка из плохой компании или военного вероятнее, чем из уст ученого — тот не испытывает постоянной угрозы от окружающих. А заядлым матерщинникам можно посочувствовать — неуверенность заставляет их всегда чувствовать себя в кольце врагов.

Мат как символ доминирования

Эта функция мата распространена в иерархических обществах самого разного типа. Существуют компании, руководители которых могут добавить в свою речь «перцу», но подчиненные должны следить за языком. Существуют семьи, в которых родители могут материться, а у детей еще молоко на губах не обсохло. В этом случае мат становится привилегией, отличающей тех, «кому можно», от тех, «кому нельзя».

«Мой научник, с виду интеллигентнейший человек, ругался не все время, но с завидной периодичностью, даже на лекциях бывало. Это специально не обговаривалось, но всем было ясно, что если ругнуться при нем, последует дичайший разнос». Всеволод.

Мат как разрядка

Исследования показывают: мат уменьшает боль и снимает накопившееся напряжение. Это объясняет особенность анекдотов, которые без мата не смешны — ведь теряют «курок» разрядки. Но «целебными» свойствами мат обладает, если употребляется человеком редко.

Мат и чувство принадлежности

Советские интеллигенты определяли своего по фразам «Аннушка уже разлила масло» и «Пилите, Шура, пилите», петербуржец выходит покурить не в подъезд, а «на лестницу», чиновник «производит поливку» растений, а знание тонких различий между «академиком» и «апельсином» делает своим в воровской среде.

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещенные» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Мат и «тимбилдинг»

«Сплачивающие» свойства брани полезны и на работе: уместное употребление матерных слов сплачивает коллектив и мобилизует на решение сложной задачи. По версии исследователей, если член коллектива в сердцах произносит «нехорошие» слова, это усиливает доверие и опять же разряжает атмосферу. Но материть нужно общую проблему, а не друг друга, и лишь в исключительных случаях: непрекращающаяся ругань грузчиков с роялем лишь создает между ними дополнительное напряжение.

Если ребенок матерится

Отнеситесь к ситуации спокойно

Ребенок никого не ударил — а произнес «неприличное» сочетание звуков. Есть плохое поведение и некультурное — и между ними нужно видеть разницу. На матерную брань нужно реагировать, но, чтобы сделать это правильно, мат следует воспринимать как мат, а не как падающее небо.

Поймите, почему ребенок ругается

Маленькие дети не понимают смысл мата: для них ругань — стремление познать все стороны мира (которое можно задушить на корню неадекватной реакцией). Дети постарше часто используют мат для провокации — чтобы нарушить правила взрослых. И тут нужно понять, что заставило ребенка «напасть» на родителей.

А подростки с матом на короткой ноге и прекрасно знают, где его «можно» использовать (в компании сверстников), а где нельзя. Мат в присутствии родителей может быть сказан либо случайно («на автомате»), либо если эмоции сложно выразить по-другому — в ситуации боли или сильного гнева.

Найдите адекватный ответ

Если ребенок еще не понимает значение мата, его можно отругать и даже выпороть — и потерять любое доверие с его стороны. Или честно объяснить, что означают эти слова и почему их лучше не использовать. Если ребенок матерится из «вредности», ругать его — все равно что вытирать воду с пола, забыв перекрыть фонтанирующий кран. Разберитесь, что вызывает недовольство отпрыска и как — при учете интересов обеих сторон — решить проблему.

Когда подросток матерится по «уважительным причинам», эксцесс можно простить — показать, что вы понимаете ситуацию и уважаете его чувства. «Тогда ребенок окончательно потеряет тормоза!» Возможно. Или поймет, что вы «адекватный предок» и с вами можно иметь дело. А если вы еще и постараетесь мягко и ненавязчиво (мягко и ненавязчиво!) узнать, в чем дело, это станет толчком к развитию доверительных отношений с чадом. Если же подросток выругался случайно, просто попросите его оставить эти слова для «оболтусов-друзей».

Чего делать нельзя

Не запрещайте мат просто так

То, что материться нехорошо, многие родители считают очевидным. Для взрослого — да. Но ребенку это нужно объяснять. Запрет из серии «потому что я так сказала», только напугает ребенка или заставит действовать наперекор.

«Однажды в детстве я пришла из школы и спросила у моей любимейшей бабушки, что означает слово из трех букв. А любимейшая бабушка в прямом смысле слова съездила мне по губам и сказала, что мама придет „и еще с тобой поговорит“. Я была в шоке, и мысль даже была вообще не говорить больше ничего. Слава богу, вечером пришла мама и вломила не мне, а любимой бабушке. Вот только бабушка после этого дня любимой быть перестала». Жанна.

Не обобщайте

Даже если вы считаете, что материться ужасно, говорите именно об этом, а не о том, что ребенок в целом плохой (хотя это нужно помнить всегда, когда вы хотите отчитать ребенка).

Не делайте из мухи слона

Говорите ребенку правду и не преувеличивайте «ужасность» мата. Во-первых, врать плохо (это правило важно помнить и детям, и родителям), а во-вторых, вы можете попасть в неловкую ситуацию, когда ребенок услышит «плохие» слова от папы, смотрящего футбол.

Не стыдите ребенка прилюдно

Если ребенок ругнулся в компании ваших приятелей, близких или людей на улице — не надо ставить его к позорному столбу и призывать к «расправе» над чадом окружающих. Понятно, что родителям за ребенка стыдно — но это не значит, что нужно стыдить его. Окружающие вскоре забудут про оплошность ребенка, а чувство обиды и позора ребенок пронесет через всю жизнь. В обществе поменяйте тему, а о вредности мата поговорите дома.

progomel.by

Почему дети ругаются матом? Нецензурные слова и способы борьбы с этим явлением

Не удивляйтесь, если в лексиконе ребенка однажды появятся неприличные слова.

Не удивляйтесь, если в лексиконе ребенка однажды появятся неприличные слова. Малыш «впитывает» все, что происходит вокруг. Незнакомые (пусть и бранные) слова для него не несут никакой смысловой нагрузки. Мудрый подход — пропустить единожды сказанный мат мимо ушей. В этом случае малыш, вернее всего, забудет новое для него слово. Если же сконцентрировать на нем внимание или еще и поругать ребенка, то ругательство с большой вероятностью останется в лексиконе малыша.

Мотивы употребления детьми нецензурных слов

Почему ребенок употребляется мат в общении? Здесь можно выделить несколько основных причин:

  1. Он хочет привлечь ваше внимание. Ребенок подмечает, что родители реагируют на плохие слова, начинают что-то пояснять, общаться — в общем, уделять время. Малыш сказал плохое слово — получил внимание мамы и папы. Специалисты пришли к мнению, что в семьях, где родители нормально общаются с детьми, проблем с ругательными словами нет.
  2. В возрасте 5–6 лет ребенок хочет казаться взрослым. Употребляя бранные слова, малыш взрослеет в собственных глазах, становится независимым.
  3. Старшие дети (12–13 лет) могут применять мат, как средство для выхода негативных эмоций. Психологи давно пришли к мнению, что нецензурная речь считается отличным способом защиты от негативных окружающих факторов. Для ребенка мир вокруг слишком враждебен, а мат — это шанс проявить свою агрессию, защитится от всего происходящего. Не стоит пугаться, подростковая агрессивность чаще всего является номой.

Как вести себя родителям в такой ситуации?

  1. Помните, что ругать ребенка за неприличные слова нет смысла. Более того, для малыша эти слова приобретут особое значение. Он будет повторять их всегда и везде, проверяя вашу реакцию и испытывая терпение. Если же начать наказывать за такие провинности, то о «достижениях» ребенка будут говорить уже учителя и родители других детей.
  2. Важно пояснить малышу, что применение ругательств — это крайняя мера, когда от отчаяния сложно найти нормальные слова. Психологи часто предлагают заменять плохие слова названиями цветов или каких-либо предметов. К примеру, если одноклассник больно наступил на ногу, то его лучше назвать кактусом, чем каким-то другим нецензурным словом. Эмоций будет выплеснуто столько же, зато не так грубо.
  3. Следите за своей речью и старайтесь не сквернословить в присутствии ребенка. В противном случае мозг малыша мгновенно зафиксирует новые слова, которые так эмоционально звучат из уст взрослого человека. Отучить потом от укоренившихся в подсознании слов будет крайне сложно.
  4. Помните, что малыш не всегда понимает смысла слов, которые он произносит. Ваша задача — объяснить, что такое общение может оскорбить присутствующих людей и только усугубить ситуацию. Если малыш интересуется значением того или иного слова, то не уходите от ответа — кратко объясните ребенку его смысл.
  5. Если малыш услышал ругательство от чужого человека, то здесь все просто. Объясните ребенку, что так могут говорить только невоспитанные и некультурные люди. Уточните, что для каждого слова есть свое место и своя роль. Ваша задача — донести до ребенка, что вы знаете о существовании таких слов, но произносить их — это плохо и они вам не нравятся.
  6. Если ребенок однажды поймал вас на нецензурном слове или выражении, то необходимо сразу же извиниться. Расскажите малышу, что просто не смогли сдержаться и в следующий раз постараетесь не совершать подобную ошибку.

Малыш должен понять, что вы жалеете о случившемся, и впредь будете держать себя в руках.

Помните, что в жизни каждого ребенка рано или поздно появляются бранные слова. И от того, насколько правильно вы на них отреагируете, зависит дальнейшее поведение малыша.

www.babyblog.ru

Как отучить ребенка говорить матерное слово и от начинающейся агрессивности? - запись пользователя Ох Энна (olega03) в сообществе Воспитание, психология - от года до трех в категории Характер

Сыну 2 года. Живем тихо, скромно, не избалован ни бабушками, ни дедушками. До 1,5 примерно был ребенок-паинька - спокойный, добрый ребенок. А потом постепенно-потихоньку началось...Я, наверное, сама упустила момент, и теперь пожинаю плоды. Мы неуправляемы абсолютно, слово "нет" понимаем 1 раз из 10, упертые, пытаемся делать так как хотим. Гиперактивные. На улице теперь забирает чужие игрушки и не отдает. И свои перестал давать (раньше раздавал все). Стыдно за него, уже даже гуляю там, где детей нет, чуть вижу что идут на площадку, сразу ухожу. Реально, девочки, это истерика, стоит у него забрать чужую игрушку, не дать ее. А ведь не все мамочки разрешают брать их игрушки. Мой ребенок этого не понимает. Злится, если чего-то не хочет делать, может лечь на дороге и лежать, причем сколько раз пыталась "уйти" - он даже не боится, так и остается на месте. Уговоры, объяснения не помогают вообще. Он меня не слышит. 

В сад ходить проблема - там игрушки, чужие самокаты при входе, чужие игровые площадки. Ему нужно ВСЕ-ЕЕЕЕ.  Прорываемся в сад через ряд самокатов и велосипедов с воплями, слезами и истериками, т.к. он все это видит. пока я паркую коляску. В поликлинику водить стыдно, т.к. не слушается вообще, на месте не сидит, выгибается, вырывается. Все это теперь еще сопровождается криками "б"я!!!", слово это выучил летом (каюсь, наша вина ), причем употребляет его по 100 раз в день, я не преувеличиваю, чуть что не нравится. Может просто заладить и повторять: б..., б..., б.... Дома это слово табу, уже сами от него отучились, себя контролируем, а ребенка отучить не можем, ситуация только ухудшается с каждым днем. Пытались не обращать внимания, шлепать по губам, обижаться и не играть с ним - БЕСПОЛЕЗНО. Все равно говорит и, повторюсь, все чаще.

А последние дни замечаю что и агрессивность стала появляться - если злится, может пнуть ногой (и зачем в футбол его учили играть????) или ударить ручкой.

Я просто не знаю что делать. Пробую, пробую, ничего не помогает исправить ситуацию, все только хуже и хуже :(((

сколько стоит самокат для девочки

www.babyblog.ru