Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

В чем заключаются особенности речевого развития детей 5 6 лет. Развитие речи ребенка в 5 лет


Речь ребенка 5 лет, развитие речи ребенка 5 лет

Возраст ребенка до пяти лет - это удивительный период, когда малыш начинает жить, с интересом воспринимать окружающую среду, все для него вновь и необычно. У ребенка в этот период времени свой специфический язык, своеобразный образ мышления и восприятия. У малыша появляется желание поражать сверстникам и взрослым, героям книжек, которые вы с ним читаете, при этом он с удовольствием научит свою любимую игрушку всему, что знает сам. Наше общение с ним происходит, не только посредством жестов, игр, прикосновений, мимики, но и при помощи речи. Процесс общения с ребенком особенно важен, ведь в этот период мозг ребенка впитывает все как «губка», начинается процесс формирования личности малыша, развитие его мышления, речи, умение правильно сформулировать и донести свою мысль до окружающих, обогащается словарный запас, начинает развиваться диалогическая и монологическая речь, и появляются предпосылки письменной речи и счету. И именно в этом возрасте начинается процесс становления культуры общения и речи. Для полноценного развития ребенка очень важно учитывать, что оно должно быть гармоничным и всесторонним. 

Наряду с развитием речи у ребенка обязательно нужно развивать рационально-логическое и пространственное мышление, внимательность, интуицию. Очень важно помнить и понимать, что все, что мы делаем и говорим, даже самые незначительные вещи наш малыш запоминает и в дальнейшем подражает нам. Дети очень эмоциональны, ведь когда мы читаем им сказки, рассказы, сочувствуем персонажам, и оцениваем поступки, то мы даем им базовую модель восприятия на те, или иные действия, этой модели впоследствии ребенок и будет придерживаться и копировать. Речь ребенка 5 лет, прежде всего, будет развиваться у вашего малыша в процессе общения с другими людьми, и чем лучше у него будет развито умение говорить и выражать свои мысли, тем более грамотным, умным и здоровым он вырастет. 

Естественно, что процесс освоение речи у каждого малыша свой, но общие тенденции все, же есть, и их знание поможет родителям не упустить момент возможного отставания в развитии речи. Речь ребенка 5 лет логически выстроена, у ребенка должен быть уже достаточный словарный запас для того, чтобы правильно строить фразы и общаться с взрослыми на отвлеченные темы, правильно произносить звуки и слова, грамотно склонять по падежам. В процессе освоения новых слов ваш малыш уже начинает проводить параллель между словом и предметом, и он начинает изобретать слова, которых нет в литературном языке, например, палочка, которой ковыряют – «ковырялочка». Вместе с увеличением словарного запаса возникает и овладение грамматическим строем, и он уже должен общаться с окружающими развернутыми фразами по четыре-пять фраз, появляются краткие причастия, сравнительная степень прилагательных, наречий, глаголы и существительные во множественном числе. Однако независимо от степени развития ваш ребенок все же будет совершать ошибки - неверно согласует слова, падежные окончания.

Вы можете помочь ребенку, больше разговаривая с ним правильной и простой речью, с четким произношением.

Вместе читайте и обсуждайте сказки, их персонажей, действия, этим вы не только будете развивать в ребенке логическое мышление, но и пополнять словарный запас, при этом обратите внимание, как ваш ребенок строит предложения, формулирует свою мысль, как воспроизводит интонации, и конечно правильность произношения, построения и склонения слов по падежам. Очень хорошо развивать правильность речи с помощью различных ролевых игр, при этом ребенок усваивает необходимые знания, но в тоже время ему интересно и он не устает, и с удовольствием будет с вами играть снова и снова. Словарный запас нормально развитого пятилетнего ребенка должен составлять около трех тысяч слов, и он должен уже сознательно подходить к своей речи. Хотя в этом возрасте детки уже могут запоминать небольшие по объему стихотворения, присказки, потешки, или часть содержания любимой сказки, но им еще сложно сделать правильный и грамотный пересказ текста. Речь ребенка 5 лет отчетлива,пятилетние детки, как правило, уже довольно хорошо освоили все звуки алфавита, за исключением шипящих и «р», но речь в принципе становится отчетливей, чище, повышается речевая активность.

Речь ребенка 5 лет – вероятные проблемы

Милые мамочки, если вам кажется, что все же ваш ребенок отстает, не стоит сильно расстраиваться, ведь нормы развития речи достаточно размыты, да и надо учитывать, что каждый ребенок индивидуальность. У одних деток лучше развита память и они легко запоминают текст, а у других лучше воспроизведение и произношение звуков, у третьих больше словарный запас, и лучше получается склонять слова по падежам и т.д. Просто обратите внимание на то, что у вашего малыша не получается и уделите больше внимания решению этой конкретной проблемы. Сейчас существует множество уникальных обучающих программ, методик и игр, которые помогут вашему ребенку гармонично развиваться, а также помогут сформировать правильную и качественную речь. Но помните, что для своевременного и полноценного развития речи ребенка 5 лет необходимо обоюдное развитие обеих полушарий головного мозга, так как левое отвечает за рационально-логическое мышление, а правое за пространственное мышление, интуицию, эмоциональную сферу и при согласованности их развития, соответственно, и речь ребенка 5 лет развивается быстрей.

Обычно у мальчиков процесс развития речи протекает медленней, им сложней грамотно сформулировать и донести свою мысль до окружающих, так как в этом возрасте нервный пучок, соединяющий полушария головного мозга, у них тоньше, чем у девочек, а соответственно и замедлен процесс обмена информацией. Так что если у вашего малыша нет серьезных психических и мозговых отклонений, то при незначительном отклонении от нормы развития, с помощью специалиста, вы его обязательно преодолеете. Специалист дефектолог или логопед четко определит, какого рода задержка в развитии у вашего ребенка. Речевого, это когда он выполняет ваши просьбы и все понимает, но говорит плохо или не может сказать, или психо–речевого это когда у ребенка психические или умственные отклонения от нормы, и подскажет методы решения. И все же не ждите, что со временем все пройдет, ведь задержка в развитии речи, невозможность общаться с окружающими может отразиться на психике ребенка, его эмоциональном настрое и общении со сверстниками. Поэтому, дорогие родители, если у вас возникли подозрения, что речевое развитие у вашего малыша не соответствует норме, сразу проконсультируйтесь со специалистом, и уже к шести годам ваш ребенок ничем не будет отличаться от своих сверстников.

best-mother.ru

Развитие речи ребенка 5 лет

В пятилетнем возрасте малыш может похвастаться многими успехами, достигнутыми в умственном, физическом и, конечно же, в речевом развитии. Мы с наслаждением общаемся со своим чадом не только жестами, играми, прикосновениями и мимикой, как было пару лет назад, но и при помощи речи, причем на уровне двух практически равноценных собеседников. Развитие речи детей 5 лет происходит достаточно стремительно, вследствие того, что развивается его мышление, мозг активно впитывает и переваривает информацию, идет обогащение словарного запаса, появляется потребность высказать свою точку зрения, вступать в диалог, идут предпосылки к счету и письменной речи. Поэтому без преувеличения можно сказать, что пять лет – это ключевой возраст ребенка в становлении гармоничной культуры общения и всестороннего развития речи.

Развитие речи ребенка 5 летРазвитие речи ребенка 5 лет

Оценивать речь детей 4-5 лет можно по общепринятым нормам:

1.В области лексики малыш:
  • четко рассказывает о себе, называя ФИО, возраст, домашний адрес, страну, название любимой игрушки, имя друга, и многое другое.
  • классифицирует предметы по их предназначению, свойствам и основным характеристикам.
  • подбирает сходные по значению слова. К примеру: солнце встает – рассвет
  • говорит сложными предложениями с притяжательными прилагательными
  • легко называет однокоренные слова или сортирует их по темам.
2. В области грамматики ребенок:
  • правильно называет несклоняемые существительные? такие как метро, ситро, пальто
  • использует слова, которые произошли от предназначения предметов: сахарница, масленица, солянка, хлебница и т.д.
3. В области связной речи карапуз:
  • легко ведет непринужденный диалог, не только задавая вопросы, но и отвечая на них.
  • самостоятельно (без помощи взрослого) пересказывает услышанные истории или литературные произведения
  • составляет красивый рассказ из 4-5 предложений, описывая изображение на картине
  • умеет разгадывать загадки или составлять их.

Если же ребенок 5 лет не говорит вышеперечисленные слова или предложения, стесняется или не может выговорить, то это еще не повод унывать и сильно расстраиваться. Как говорят многие педагоги: «Не следует всех грести под одну гребенку!», каждый малыш – это индивидуальность, поэтому не все нормы он может или должен выполнять. Просто обратите на это внимание, больше разговаривая с малышом, читая ему интересные детские книги, вызывая его на диалог, занимаясь с ним по обучающим программам, играя в речевые игры и т. д. и тому подобное.

Что же нужно делать, если ребенок 5 лет не разговаривает? В этом случае рекомендую срочно показать ребенка логопеду или дефектологу для определения причины и рода задержки в развитии речи малыша. Логопед для ребенка 5 лет будет спасательным кругом при решении речевой проблемы, а значит, уже к 6 годам Ваш малыш ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Читайте еще:

mamapapadetki.ru

Развитие речи пятилетнего ребёнка: нормы и эффективные упражнения

От того, как будет развита речь ребенка в данном возрасте, зависит его дальнейшая жизнь. В результате плохого речевого развития ребенку будет трудно адаптироваться в школьном коллективе и у него возникнут проблемы с письмом и чтением. Он начнет комплексовать, общаясь со сверстниками и учителями. Ему понадобится помощь логопеда и психолога. Он не будет проявлять любознательности, стесняясь своего разговора. Если у ребенка речь развита и все звуки произносятся чисто, то ему будет легко общаться с окружающими.

развиваем речь ребенка

Для сегодняшних детей характерно прекрасное ориентирование в современной технике. А вот развитие устной речи при этом хромает. Для обучения детей 5-6 летнего возраста правильно говорить, педагоги используют специальные методики.

Программа развития речи

Ученые доказали, что природа многим наделяет ребенка от рождения. Еще находясь в утробе матери, он обладает способностями слышать и чувствовать. Родившись, ребенок пытается общаться – улыбается, лепечет, позже достигая года, начинает говорить слогами, словами, фразами и предложениями. Подрастая, ребенок начинает придумывать новые слова, следуя своей логике словообразований. Неспешно он осознает языковые явления. Если все это происходит стихийно, его речевые навыки будут невысокими. Для правильного освоения речи создают программу специального обучения детей 5-6 летнего возраста.

Важно помнить об индивидуальности каждого ребенка. Следует выработать индивидуальный подход к каждому дошкольнику.

Данная программа решает три основные задачи:

  1. Вызов интереса к речи у детей.
  2. Обеспечение ее творческого характера.
  3. Формирование у обучаемого стремления развивать собственную речь.

Программа для дошкольников 5-6 лет работает по следующим направлениям:

  • структурному. Формируются различные языковые уровни;
  • функциональному. Формируются навыки для непосредственного предназначения – идет языковое развитие, развивается речевое общение;
  • когнитивному. Формируется способность элементарно осознавать языковые и речевые особенности.

Показателем развития связной речи является то, как ребенок выстраивает предложение по структуре, и какие средства он для этого использует. Это умение формируется в диалоге педагога с ребенком, в котором педагог руководит мыслями обучаемого, и готовит его к монологу.

Под наблюдением педагога дошкольник строит простые предложения, позже их связывает. Ребенок обучается планировать и составлять пересказ. Высокие запросы выдвигаются к связной речи, когда ребенок пересказывает, а педагог ведет запись пересказа.

Когнитивное направление формирует у детей первое представление о словах и структуре предложений. Осознав словесный звуковой состав и состав предложений, ребенок подходит к освоению грамотности и учится оперировать языком. Также он начинает по-новому к нему относиться. Специальные занятия, направленные на развитие связной речи у детей, формируют ее высокую культуру, повышают уровень, делают речь точнее, выразительнее и художественнее. У дошкольников, проходивших такие занятия, успешнее проходит обучение год от года в дальнейшем. У них в жизни достигает хорошего развития речь любого вида.

девочка в классе

Речь развивается в играх, на различных занятиях, в общении. Главное развитие дают специальные языковые занятия. На них:

  • обогащается и активируется словарь;
  • прорабатывается смысловая сторона слов;
  • формируется грамматический речевой строй;
  • воспитывается звуковая речевая культура;
  • развивается осознание речи;
  • развивается умение произносить диалог.

Опорными точками задач, решающих вопросы развития речи есть:

  1. Пополнение словарного запаса, направленное не столько на количество слов в словаре, сколько на полное понимание их смыслового значения. Дети учатся выражать словами нужное содержание и связно их применять. С одного года словарь детей стоит развивать в качественном направлении.
  2. Лексические задачи решаются с помощью ознакомления дошкольников со словарными упражнениями, обогащающими словарь ребенка и готовящими его выполнять задания по связным высказываниям.
  3. Задачи, формирующие грамматический речевой строй, взаимосвязаны с лексическими задачами. Когда анализируется литературное произведение, рассматривается картина, составляя самостоятельные рассказы, дети 5-6 года от рождения осознанно используют нормы грамматики.
  4. Задачи, воспитывающие речевую звуковую культуру. К ней относятся произношение звука, скорость произношения, голосовая динамика, интонация. Все эти элементы, каждый по-своему, оказывают влияние на развитие связной речи детей 5-6 лет.

Дети 5-6 летнего возраста схватывают все мгновенно. Важно развивать у них эту способность.

На проводимом занятии следует сочетать задачи по развитию связной речи с иными. На некоторых занятиях детьми выполняются упражнения на лексику, фонетику и грамматику. Они также воспитывают умение давать ответы на вопросы, описывать предметы по признакам и самостоятельно о них рассказывать. Умение составлять связные монологи – одна из важнейших задач для дошкольников.

Оценка детских рассказов имеет большое значение. Вначале рассказ оценивает преподаватель. Затем слово дается детям. Умение оценивать рассказ является частью обучения формирования связной речи. Когда ребенку уже исполнилось три года жизни, его можно попросить оценить услышанный рассказ. Задать вопросы (что понравилось в рассказе, чем он интересен, кто является его героем и проч.) Дети 5-6 года от рождения уже самостоятельно оценивают свои высказывания.

Занятия решают и воспитательные задачи. На них происходит формирование нравственных личностных качеств. Дети учатся сопереживать, сочувствовать жизни персонажей, отделять отрицательных героев от положительных. Большое значение имеет сюжет художественного произведения. На него акцентируют внимание дошкольников для формирования этических представлений и нравственных чувств.

Метод коллективного рассказа является некой «живой моделью» рассказывания и формирует взаимоотношения между детьми, необходимые для коллективного творчества. При рассказе группой дети приобретают навыки общения друг с другом, учатся довариваться, приходить друг другу на помощь, выручать и проч. Эти навыки им потом пригодятся в жизни.

развитие речи

Формы коллективных рассказов могут быть разными. Такой метод совместного творчества формирует детские положительные взаимоотношения. Преподаватель должен учесть степень воспитания, жизни и развития детей. Задачи воспитания решаются во взаимодействии с иными задачами (речевые, эстетические и умственные задачи).

Проведение специальных занятий являются только частью работы по развитию связной речи. Окружающий мир, природа, явления жизни общества, художественная литература и другие предметы не входят в состав этих занятий. Знакомство с ними происходит на других занятиях. Так же большое влияние на речевое развитие ребенка происходит при его живом общении с педагогом.

При разговоре с ребенком педагог должен обращать внимание на эмоциональность и выразительность своей речи. Это имеет большое значение.

Когда приходит конец года, развитие ребенка достигает того, что степень владения связной речи становится автоматической. Такие дошкольники обладают высокой активностью в жизни, легко подключаются к играм, их движения связаны со словами.

Развитие связной речи у детей 5-6 лет процесс сложный. И поэтому к нему надо подходить со всей ответственностью и серьезностью, основываясь на разработанной «Программе развития речи» детей.

rebenokrazvit.ru

Развитие речи у ребенка дошкольного возраста от 5 до 6 лет: нормы, отклонения и нарушения, рекомендации родителям

Правильная речь – важный фактор общего развития ребенка и незаменимый элемент эффективного общения. Поэтому родители должны знать специфические особенности, существующие нормы и возможные отклонения развития речи детей в 5 лет. Необходимо как можно чаще пробуждать интерес ребенка к активному речевому общению, так как развитие речи формирует воображение и мышление карапуза.

Общая информация

Важно развивать у детей не только правильную речь, но и умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, вести диалог.

  • В этом возрасте малыш начинает задумываться над правильностью своей речи, исправлять ошибки.
  • Словарный запас довольно быстро увеличивается, улучшается произношение звуков, возрастает многообразие интонаций.
  • Фразы становятся развернутыми, произношение более чистым, описание предметов более четким.
  • Дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами, при описании объектов пытаются выражать свое эмоциональное отношение к ним.

важноВажно понимать, что не все дети одинаково быстро и успешно овладевают правильной речью. Задача родителей в данном случае – максимальная помощь своему чаду в этом нелегком деле.

Нормы развития речи

  1. Словарный запас. Запас слов должен составлять 2500-3000. В словах не должны часто встречаться пропуски и перестановки слогов и звуков, исключение составляют сложные слова (экскаватор, велосипед). В словарном запасе детей появляются названия различных учреждений (почта, супермаркет, банк), профессий, обозначения материалов (деревянный, железный).
  2. Произношение. Малыш полностью готов к правильному воспроизведению всех звуков. Он уже может оценить свою и чужую речь, заметить недостатки в произношении, иногда самостоятельно поправить себя.
  3. Построение предложений. Дети активно используют все части речи в разговоре, правильно строят простые и сложные предложения.
  4. Оттенки речи. Маленький болтун свободно выражает эмоции при помощи интонаций (читает стихи весело или грустно), умеет регулировать громкость разговора.
  5. Лексика. Малыш знает домашний адрес, фамилию, имя и отчество как свои, так и родителей. Умеет классифицировать предметы, находить однокоренные слова, применять притяжательные прилагательные (мамины духи). Дети начинают использовать в речи обобщающие слова, антонимы, синонимы.
  6. Навыки общения. Ребенок может поддержать беседу, составить небольшой рассказ, пересказать маленькое произведение, выучить стишок (при помощи взрослого).

Отклонения и нарушения

Речевое развитие ребенка 5 лет может иметь следующие отклонения от нормы:

  1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
  2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
  3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
  4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
  5. Неправильное построение предложений.
  6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Рекомендации родителям

советПри нарушении речевого развития у малыша следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет как можно быстрее разрешить возникшую проблему.

Очень важно помогать карапузу развивать речь. После пяти лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  1. В разговоре со своим малышом говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
  2. Развивайте у карапуза мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
  3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
  4. Следите за тем, чтобы кроха выполнял артикуляционную гимнастику.
  5. Постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
  6. Развивайте мелкую моторику ребенка.
  7. Развивайте речевое дыхание малыша, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
  8. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
  9. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать карапуза.
  10. Не перегружайте свое чадо, начинайте заниматься постепенно.
  11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к своему малышу с любовью.

deti.baby-calendar.ru

Речевое развитие детей 5 6 лет: основные характеристики

Приветствую вас, дорогие читатели. Сегодня речь пойдет про речевое развитие детей 5 6 лет.

Пятилетки.  Какой же это классный возраст. Дети как губка впитывают в себя новые знания. Они трудолюбивы, общительны. Но еще немного и кризис 7 лет.

Так что наслаждаемся  чудесным возрастом, дорогие родители.  

Небольшое предисловие перед характеристикой речевого развития

Уважаемые родители. Не расстраивайтесь если ваш ребенок (как вам может показаться) отстает, не вписывается в нормы.

Каждый ребенок — индивидуален.

Кто-то легко запоминает новые слова, стихи, с легкостью пересказывает, кто-то отлично выговаривает все звуки, ну а  кто-то имеет огромные словарный запас.

У каждого свой уровень.

Я рекомендую вам просто обратить внимание на то, что у вашего чада не получается, и уделить этой проблеме больше времени. Существует множество игр, методик, программ для того, чтобы сформировать правильную и качественную речь.

Обратитесь к специалистам: логопедам, дефектологам. Они помогут найти причину отставания и подберут нужные методики.

 

zanjatija s logopedom

Итак, а сейчас давайте разбираться.

Звук

В возрасте пяти лет как правило заканчивается формирование звукопроизношения. В идеале ваш ребенок уже должен четко произносит все звуки, входящие в состав слова и предложений. Если в более раннем возрасте были допустимы замены более сложных по артикуляционному укладу звуки на более легкие, то в возрасте 5-6 лет этого не должно остаться.

С чем могут быть связаны нарушения в правильности произношения?

  • Причиной может быть недоразвитый фонематический слух.
  • Либо нарушение в строение и подвижности артикуляционного аппарата.

К сожалению родителям сложно определить причину, поэтому лучше обратиться к специалисту для установления причины. Они так же помогут вам составить программу для устранения нарушений в произношении.

Чаще всего родители замечают горловое произношение Р, но обычно  ждут когда звук сам встанет как надо, упуская драгоценное время.

Такую проблему нужно решать как можно раньше.

Итак, если вы замечаете за ребенком, что он не правильно произносит тот или иной звук, или у вас есть сомнения, то обязательно нужно обратиться за консультацией к логопеду.

Дело в том, что в старшем школьном возрасте искаженный звук будет закрепляться все сильней и потом его будет трудно уже исправить.

Не забывайте 

На шестом году жизни происходит смена зубов, это так же сказывается на звукопроизношении.

 

vypadajut zuby

Интонация, высота, сила голоса

Детки еще в раннем возрасте улавливают интонацию в голосе родителей: строгость, ласку, одобрение.

А в пятилетнем возрасте они уже могут сами контролировать свою интонацию, усиливая высоту голоса, его силу. Т.е. дети уже начинают осознанно пользоваться просодемами в зависимости от целей высказывания. Конечно же не все дети могут продемонстрировать свободное владение силой голоса, меняя его по словесной просьбе.

Темп речи уже должен нормализоваться.

Ребенок не должен говорить быстро, смазывая слова, но и замедленная речь не желательна.

Торопливость в высказывании приводит к невыговариванию, пропуску, проглатыванию звуков и слов.

Поэтому чтобы ускоренный темп речи не стал для вашего малыша нормой, не торопите его, давайте возможность спокойно высказать свою мысль.

Когда вы разговариваете с ребенком, обращайте внимание, насколько эмоционально выразительна ваша речь.

Когда вы задаете вопрос, то слово на которое падает логическое ударение,  произносим на более высокой ноте. Если вы так делаете, то скорее всего и ваш ребенок сможет интонационно верно задать вопрос.

Но часто дети не могут голосом выделить смысловое слово. Дети с четкой речью могут иметь проблемы смыслового характера.

sila golosa v rechi

Фонематический слух

Обязательно обращайте внимание на уровень фонематического развития слуха вашего ребенка. Он влияет на способность овладеть звуковым анализом и синтезом. А это просто необходимо для успешного усвоения грамоты в школе.

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознанно ориентироваться в звуковом составе слова. Сначала выделение отдельных звуков, потом дети  учатся  точно устанавливать  нахождение того или иного звука в слове.

Как правило дети сначала сами, спонтанно начинают выделять звуки в словах.

А вот более сложному звуковому анализу нужно учить. К шести годам ребенок может не только установить позицию звука (начало, середина, конец слова), но и назвать все  звуки в слове по порядку. Но для этого конечно же нужно с ребенком заниматься.

fonematicheskij sluh

Словарный запас

Словарный запас продолжает набирать обороты. У старших дошкольников сложно сосчитать сколько слов сходит в их активный словарь. И это не удивительно. Ведь в этом возрасте дети с легкостью запоминают слова.

Причем новые слова тут же начинают активно использовать.

Развивайте способность пятилеток схватывать все на лету.

Читайте книги, смотрите вместе познавательные телепередачи, играйте в семье  в развивающие игры. Развивайте доминирующую непроизвольную память, расширяйте интересы ребенка. В этом возрасте активные словарь напрямую зависит от осведомленности ребенка: больше знает – богаче его речь.

 

slovarnyj zapas

 

Обогащение словарного запаса происходит не только за счет увеличения количества употребляемых слов, но и понимания нескольких значений одного и того же слова. 

Грамматический строй речи

5-6 летние дети все реже допускают ошибки  при употреблении в речи форм, в которых чередуются звуки (например, хочу-хочут), так же у них меньше сложностей возникает при употреблении существительных множественного числа в именительном и родительном падежах (карандаши- нет карандашов).

Пятилетние дети правильно

— употребляют как простые, так и сложные предлоги

— согласовывают существительное и прилагательное в роде, числе, падеже (желтое платье, нового мяча)

— согласовывают числительное с существительным (десять книг)

— подбирать синонимы и антонимы

— дифференцируют обобщающие понятия (домашние и дикие животные)

— подбирают однокоренные слова

Ребенок уже может контролировать свою речь, начинает критично относится в грамматическим ошибкам.

 

rebenok

Связанная речь

Старшие дошкольники с успехом осваивают одну из самых сложных речевых форм. Это монологическая форма речи. Используют ее при описании, рассуждении. Дети могут без дополнительных вопросов пересказать небольшой рассказ или сказку (примерно 40 предложений).

Ребенок уже понимает особенности построения развернутого высказывания.

В общении дети могут дать как краткие ответы, так и подробные, развернутые. Поэтому детям легко вступить в контакт.

Видео: игры по развитию речи

На этом закончу статью. Обязательно напишу еще несколько по этой тематике. Моего сыну сейчас 5 лет и у него есть проблемы с речью. Поэтому мне так близка тема задержки речевого развития. Мы сейчас активно занимаемся лечением.

До новых встреч на сайте. Если вам статья понравилась, то делитесь ссылкой в соц.сетях и подписывайтесь на обновления.

 

zhenskiebudni.ru

НИИ Эврика. Развитие ребёнка в 5 лет: речь, движения, самостоятельность, эмоции

Развитие ребёнка в 5 лет: речь, движения, самостоятельность, эмоцииРебёнок в 5 лет уже многое знает и многое умеет, он демонстрирует самостоятельность в быту, сам находит себе развлечения, интересно для взрослых формулирует свои мысли и переживания. Что родителям чудесных пятилеток следует знать про особенности этого возраста, чтобы обеспечить наследникам эффективное дошкольное развитие? Давайте разбираться вместе!

Развитие речи

Дети в 5 лет говорят чётко и внятно. Их понимают не только родные, но и посторонние люди. Возможны трудности с произношением отдельных звуков. Обычно это капризный «Р», реже — шипящие звуки. Ребёнок может рассказывать о себе, пересказывает истории, которые ему прочитали, а иногда уже читает свои первые книжки самостоятельно.

Если речь ребёнка вызывает у вас некоторые опасения, лучше не откладывать визит к логопеду. Очень важно, чтобы к поступлению в школу, которое для пятилетних малышей уже не за горами, все звуки были освоены как следует, а речь дошкольника была связной, чистой и грамотной.

Речь ребёнка в 5 лет
  1. Имеет в словарном запасе порядка 2,5 тысяч слов и продолжает активно пополнять лексикон новыми понятиями.
  2. Активно использует разные части речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Хорошо понимает и к месту употребляет предлоги.
  3. Самостоятельно строит и пересказывает не только простые, но и сложные предложения.
  4. Умеет подбирать к заданному слову синонимы и антонимы.
  5. Правильно употребляет числа и времена, склоняет имена прилагательные и существительные по падежам и родам.
  6. Расположен к диалоговой форме общения, но демонстрирует способность выстраивать грамотные монологи. Наглядно-образное мышление помогает ребёнку обличать в слова собственные мысли, а развитый по возрасту эмоциональный интеллект позволяет описывать свои чувства и переживания.
  7. Выученные стихи рассказывает с выражением, не просто подражая взрослым, но раскрашивая слова собственными эмоциями.

Чтобы речь ребёнка развивалась, читайте с ним хорошие детские книги, учите стихотворения, часто и много беседуйте на самые разнообразные темы.

Физическое развитие

В 5 лет дети активно растут, при этом вес у многих практически стоит на месте. Растущие мышцы и скелет требуют большого количества энергии, а это значит, что родителям следует уделять особое внимание рациону детского питания. Свежие и тушёные овощи, сезонные фрукты и ягоды, домашние котлеты и супы, каши и молочные продукты — лучшие друзья дошкольников.

Пятилетние дети демонстрируют впечатляющие показатели по трём основным направлениям двигательной активности: сила, ловкость, выносливость. Они умело управляют своим телом, продолжая совершенствовать координацию движений.

Физические способности в 5 лет:
  1. С достаточной скоростью преодолевает полосу препятствий, перепрыгивая через ямы, взбираясь на бугорки и карабкаясь на лестницы.
  2. Уверенно обращается с мячом: отбивает рукой или ногой, ловит двумя руками, метко попадает в цель.
  3. Без поддержки может пройти по бордюру, удерживая равновесие самостоятельно.
  4. Без поддержки взбирается и спускается даже на весьма высокие шведские стенки, а некоторые дети даже справляются с подвесной лестницей.
  5. Развитый вестибулярный аппарат позволяет наслаждаться качелями, каруселями, прыжками на батуте.
  6. Способен кататься на полноценном двухколёсном велосипеде (без родительской ручки и страховочных колёсиков), а ещё на роликах, на маленьком скейте и даже на гироскутере.
  7. Высоко прыгает на двух и одной ноге, умеет прыгать с места или с разбега. Прыгает на скакалке (если, конечно, вы потратите немного времени, чтобы показать, как это делается J).

Что предложить ребёнку в 5 лет для развития двигательных навыков? Всё, что ему интересно, но особое внимание уделите тем пунктам из предложенного списка, которые пока вызывают у вашего карапуза некоторые затруднения.

Социально-бытовые навыки

Если первые пять лет жизни малыша вы активно занимались развитием его самостоятельности, к этому возрасту пора наслаждаться результатами проделанной работы.

Пятилетки самостоятельно справляются с гигиеническими процедурами: чистят зубки, моют руки и принимают душ. Они справляются с любыми одёжками, даже теми, в которых есть шнурки и различные хитрые застёжки. Они сами уверенно орудуют столовыми приборами, не проливая и не рассыпая еду вокруг своего обеденного места. Из неуклюжего и неумелого карапуза ваши дочечки-сыночки выросли в настоящих помощников, которые многое умеют и выполняют без напоминаний.

Что можно поручить ребёнку в 5 лет:
  1. Полить цветы.
  2. Протереть мебель.
  3. Подмести или пропылесосить пол.
  4. Накрыть стол (расставить посуду, столовые приборы, разложить салфетки).
  5. Помыть тарелки, блюдца и кружки;
  6. Вытереть стол после еды.
  7. Покормить домашних питомцев.

Активно привлекайте ребёнка к общим домашним обязанностям. Это не лишит карапуза счастливого детства, зато поможет вам воспитать ответственного, самостоятельного и трудолюбивого человека.

Эмоциональное развитие

Развитие ребёнка в 5 лет: речь, движения, самостоятельность, эмоции5 лет ребёнка — период эмоционального затишья для родителей. Кризисы раннего детства миновали, новые ещё не наступили. Малыши всё ещё спонтанны, чувства их переменчивы, непроизвольны, но они потихоньку учатся понимать и себя, и окружающих.

Для пятилетнего ребёнка нормально буквально за несколько минут сменить яркую радость на слёзы обиды и снова вернуться к начальной эмоции. Требовать эмоциональной стабильности в этом возрасте не стоит, но продолжать работать над совершенствованием эмоционального интеллекта надо обязательно.

Проявления эмоционального интеллекта в 5 лет:
  1. Способен адекватно оценивать свои поступки и поведение с позиции предъявляемых родителями требований. Понимает различие между одобряемыми и наказуемыми поступками.
  2. Радуется похвале. Переживает из-за неодобрения.
  3. По-прежнему нуждается в родительском внимании, но научен добиваться его социально-приемлемыми способами.
  4. Распознаёт чужие эмоции. Пока базовые. Для этого ориентируется преимущественно на выражение лица. Позу и жесты пока идентифицирует плохо.
  5. В приоритете личные желания и потребности, но правила поведения в обществе понимает и старается им следовать.
  6. Проявляет сочувствие к тем, к кому испытывает симпатию.
  7. Обладает чувством юмора: смеётся над чужими шутками, шутит сам.

Будьте примером для своего пятилетнего ребёнка. Честно рассказывайте ему, что чувствуете в тот или иной момент. Показывайте, как справиться с негативными эмоциями, как дать им выход, никого не обидев. Учите дружить, помогать, заботиться. Помогите ребёнку вырасти хорошим, добрым человеком.

Что должен знать ребёнок в 5 лет

  1. Знает своё полное имя, имена родителей и ближайших родственников.
  2. Показывает, называет и умеет рисовать геометрические фигуры: точка, линия, круг, треугольник, квадрат.
  3. Знает основные цвета и оттенки. Может привести пример предметов определённого цвета: зелёный огурец, жёлтое солнышко, красный мак.
  4. Знает порядковый и количественный счёт в пределах 5. К этому возрасту многие дети уже хорошо считают в пределах 10 и даже решают простые примеры на сложение и вычитание.
  5. Знает если не все, то многие буквы. Способен называть слова на заданную букву, «узнаёт» заданную букву в середине или конце слова. Некоторые дети в 5 лет читают, но этот признак не является обязательным.
  6. Называет дни недели, месяцы и времена года, но может путаться в их очерёдности. К месту использует понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно называет приёмы пищи: «завтрак», «обед», «полдник», «ужин».
  7. Знает, как решать простые логические задачи. Умеет обосновать свой выбор. Устанавливает причинно-следственные связи, правильно расставляя сюжетные картинки и составляя по ним рассказ.

Друзья! Мы напоминаем вам, что у каждого малыша свои темпы развития, и то, что одним даётся легко и просто, у других может вызвать некоторые затруднения. Задача родителей не в том, чтобы выискивать у своего карапуза несовершенства, а в том, чтобы помочь ему расти и развиваться, осваивать новые навыки и совершенствовать уже приобретённые. Пусть приведённые в статье нормативы будут для вас ориентиром, который поможет грамотно составить развивающие занятия в домашних условиях. И конечно же, мы желаем вам эффективного и счастливого родительства!

До новых встреч!

nii-evrika.ru

Эффективные приёмы по развитию речи у ребёнка четырёх лет

На четвертом году жизни ребенок  находится в переходной стадии. Он еще не взрослый, но уже не малыш. В этот период идет активный процесс формирования личности и будущего характера. В 4 года у детей уже начинается интеллектуальное развитие и когнитивное восприятие мира. Именно в этом возрасте родителям необходимо активно участвовать в процессе развития ребенка.

Что должен уметь ребенок в 4 года

К этому возрасту вы каждый день видите новые достижения малыша. Теперь не только вы рассказываете ему об окружающем мире. Для детей, в этот период, свойственна обостренная самостоятельность. Ребенок активно делится с вами своими мыслями и умозаключениями. Он может строить планы на будущее, исходя из полученных за день впечатлений.

Речь ребенка в 4 года должна быть «чистой» и отчетливой. Но, эта характеристика субъективна. Развитие всех детей проходит индивидуально. Зачастую, родители сами не замечают дефекты произношения. Занятия с логопедом в школе будут проходить намного тяжелее, чем в дошкольный период. Для большинства детей характерная «шепелявость», которая может сама пройти со временем. Она называется физиологической дислалией. Каждые звук речи появляется в определенном  возрасте. Например. соноры ([Р],[Рь],[Л],[Л]) появляются в пять лет. Поэтому в их отсутствие до этого времени является нормой.

речь ребенка

Речевое развитие на этом этапе помогает детям озвучивать свои действия и познавать мир с помощью вопросов к родителям. При правильном ходе речевого развития, словарный запас к возрасту 5 лет может достигать более 3000 слов. Это необходимый минимум речевого комплекса дошкольников.

В особенности этого возрастам входит потребность к социализации. Малыш активно знакомиться со сверстниками. Дети играют в групповые игры для дошкольников, с четким набором правил. В возрасте 4 лет ребенок с удовольствием следует этим правилам.

Интеллектуальное развитие ребенка в этот период переходит на новый уровень. К возрасту 5 лет ваш малыш должен знать цифры до 10 и различать геометрические фигуры. Когнитивное развитие детей в возрасте 4 лет позволяет складывать пазлы из крупных деталей, определять лишние предметы и находить между ними общие черты.

В бытовых отношениях, малыш становиться вашим компаньоном:

  1. Он помогает делать уборку.
  2. Может проявлять заботу о домашних питомцах.
  3. Ведет себя сдержанно при гостях и не закатывает истерики по любому поводу.
  4. Он отлично знает названия бытовых предметов и мебели.
  5. Кушает самостоятельно ложкой и вилкой.
  6. Умеет пользоваться ножницами.

По сравнению с возрастом 3 года, в арсенале малыша уже достаточно инструментов для самостоятельного времяпровождения.

Как понять, правильно ли развивается речь ребенка

Специалисты ограничивают норму правильного развития, если ребенок знает примерно 3000 слов. Но, вряд ли, вы считаете за малышом слова, которые он произносит без остановки. Богатство речи можно определить по умению составлять предложения. Поговорите с малышом, и обратите внимание, использует ли он сложные предложения. Пример:

  1. Сложноподчиненные предложения (я взял яблоко, потому что хотел есть).
  2. Сложносочиненные предложения (в моей комнате есть игрушки и книги).

В особенности этого периода, входит акцент на эмоциональной и интонационной окраске речи. Ребенок может пересказать мультик или прочитать четверостишие. Причем сделает это с выражением, имитируя интонацию первоисточника.

ребенок читает

Важно: обязательно нужно обратить внимание и принять меры, если вы слышите, что ребенок плохо произносит часть звуков, или полностью заменяет их. Особенно это касается свистящих ([C],[CЬ],[З],[Зь],[Ц] и шипящих ([Ш],[Ч],[Щ][Ж]. Пример: «суба», вместо «шуба», «шамолет» вместо «самолет» и т.д. 

Отклонениями развития речи считаются:

  1. Неправильное произнесение части слов, замена звуков. Если вы слышите это в речи ребенка, срочно обращайтесь к логопеду. В 4 года не сложно скорректировать произношение путем вовлечения в интересные игры.
  2. Бедный словарный запас. Если речь малыша состоит из непонятных слов, которые он придумал сам — это повод для беспокойства. Вместо имен друзей и родственников, ребенок произносит слова типа «Бака», «Мума» и т.д. В 4 года у дошкольников буйная фантазия. Переделывать новые слова для них становиться забавой, которая может войти в привычку и затормозить правильное развитие речи.
  3. Молчание и неразговорчивость. Здесь проблема может быть глубже и потребуется помощь психолога. Возможно ребенок боится общаться с окружающими из – за психологические травмы. Нередко молчание у детей в этом возрасте связано с нарушением в работе органов слуха или задержкой в развитии.

В любом случае, не оставляйте без внимания выявленные отклонения. Вашими наблюдениями обязательно нужно делиться с врачами и педагогами. Главное, не затягивать и не откладывать решение проблемы.

Как развивать речь ребенка в возрасте 4-х лет

Родители должны понимать, что процесс развития ребенка — это большой труд, в первую очередь для них. Для речевого развития не требуется тратить много времени, или выделять в режиме дня часы на уроки.

Развивающие речь занятия для дошкольников можно проводить, не отвлекаясь от повседневных бытовых забот. Они  должны быть в игровой форме. Так малыши лучше усваивают новые знания, и быстрее вовлекаются в процесс обучения.

Используйте любую возможность. Когда вы читаете сказку, постарайтесь четко называть определенные звуки и выделять их интонацией. Попросите ребенка повторить эти звуки. Можно визуализировать игру – показывать картинки со словами, и делать акцент на отдельные звуки. Пример: показывайте картинку с изображением руки, говорите «рука», выделяя голосом звук «р». Постепенно, это войдет в привычку и у вас, и у вашего ребенка.

Речевое развитие детей 4-х лет

Если ему не нравится такая игра – отложите на другой день, или замените. Развивать речь можно не только с помощью правильного произношения звуков. Поиграйте в игру, где должна произноситься характеристика предмета. Пусть малыш выражает свои мысли. Используйте эти же карточки с изображениями. Пусть ребенок придумывает прилагательные к одушевленным и неодушевленным предметам. Пример: серая кошка, зеленая трава, маленькая кружка, острый нож и т.д. В возрасте 4 лет дети становятся фантазерами. Не поправляйте, если малыш определяет предмет не так, как вы. Если вы считаете очевидным, что трава зеленая, то ребенок может сказать «трава мягкая».

Важно: Забудьте про использование дома своих привычных «че», «тута», «нету» и т.д. В возрасте 4-х лет детям свойственно копировать взрослых. Если в не будите следить за собой, как вы потом будите требовать от ребенка правильного речевого развития? Даже если ребенок услышит плохие слова от незнакомых людей, вы можете сказать, что «дядя ошибся и будет наказан».

Не расстраивайтесь если процесс обучения идет медленнее, чем вам хотелось бы. Наберитесь терпения. Главное, не останавливаться и находить в себе силы для ежедневных занятий!

rebenokrazvit.ru