ГлавнаяРебенку 5Развитие ребенка 5 6 лет шпаргалка для родителей
МБДОУ "Детский сад №25" г. Чебоксары. Развитие ребенка 5 6 лет шпаргалка для родителей
Шпаргалка для родителей: детские капризы
Истерики, нытье или упрямые отказы следовать вашим просьбам – настоящее испытание для родительского терпения. Такие способы воздействия на нас типичны для маленьких детей. Как же на подобное поведение реагировать?
«Во время ужина Соня ковыряла цыпленка вилкой в тарелке, игнорировала овощи и пускала пузыри в стакане с соком. Теперь она требует мороженое. Ответ очевиден, правда? А вот и нет. Она сложила ручки и захлопала ресницами: «Ты – самая холесяя мамочка. Ну пожа-а-а-алуйста!» Я в очередной раз сдалась», − говорит Альбина, мама Сони 2,5 лет.
Знакомая большинству мам история, не так ли? Как многие дети, Соня получила то, что хотела, умело сочетая жалобный голосок с элементами драмы. Это один из методов, которые используют дети, чтобы настоять на своем. И если бы Сонина мама не сдалась так быстро, дело бы закончилось слезами или истерикой. Обычно именно страх перед бурной сценой заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. Однако это не означает, что вы обречены всегда уступать. Есть несколько основных стратегий, которые помогают справляться с проблемным поведением.
Ужасные истерики
В разгаре истерики ваш ребенок – воплощение горя. Он бросается на пол, топает ногами, заламывает руки и вопит голосом, который вы едва узнаете. Почти все дети между годом и тремя прибегают к слезам и крику, способному поколебать вашу решимость настаивать на соблюдении режима или каких-либо правил. У 60−80% детей в возрасте 2−3 лет истерики случаются по крайней мере раз в неделю, а у 20% − ежедневно.
Что за этим стоит Маленькие дети устраивают истерики по одной причине: они чем-то недовольны. Их словарь и навыки общения еще недостаточно совершенны, чтобы сказать, что не так. Кроме того, малышам еще не доступен контроль над эмоциями, они не могут «затормозить».
Следует избегать ситуаций, которые могут привести к истерике малыша. Вам уже известно, что каждый раз, когда вы приходите с ним в магазин игрушек, он просит купить ему что-нибудь. Так зачем вообще туда заходить?
Как это прекратить Обойтись совсем без истерик невозможно, они – естественная часть развития ребенка. Но если вы хотите, чтобы их было поменьше, научитесь различать предвестников эмоциональной бури. Пока она не разразилась, у вас есть шанс помочь малышу не сорваться в истерику. Ребенка помладше можно попытаться отвлечь, а более взрослому и разумному попробуйте сказать: «Я чувствую, что ты очень недоволен и собираешься как следует пореветь. Давай найдем способ успокоиться». Дети восприимчивы к эмоциональному состоянию родителей, и, почувствовав вашу спокойную уверенность, малыш, скорее всего, передумает устраивать сцену.
Помните: худшее, что вы можете делать, – уступать время от времени. Тогда ребенок будет думать, что если он закатит достаточно громкий скандал, то сможет вас одолеть.
Во время истерики спокойно побудьте рядом, не порицая и не озвучивая свою позицию (в состоянии истерики малыш вас не услышит). Если в течение нескольких минут он не успокоится, возьмите его на руки и крепко прижмите к себе (этот способ называется «холдинг»). Даже если ребенок будет выгибаться и извиваться, удерживайте его, не ругая и не призывая к порядку. В этот момент вы играете роль механизма торможения, который пока недостаточно у него развит в силу незрелости нервной системы. Как только малыш утихнет, умойте его, напоите водой. И только когда он успокоится, вы можете обсудить его поведение. Чем быстрее истерики будут купироваться, тем раньше этот тип реакций уйдет в прошлое. Никогда не игнорируйте ребенка в состоянии истерики, не оставляйте его одного. Это будет означать, что вы наказываете его за то, что он маленький и не может контролировать свои эмоции.
Не забывайте, что истерики чаще всего случаются, когда ребенок устал или голоден. Выходя из дома, убедитесь, что малыш хорошо отдохнул, и берите с собой что-нибудь перекусить. Если он устраивает более трех истерик в день или если они продолжаются более 15 минут, это уже повод для обращения к детскому психологу.
Нет, нет и нет!
«Давай наденем ботинки». − «Нет». «Хочешь пойти в парк?» − «Нет». «Ты знаешь еще какие-нибудь слова, кроме «нет»? – «Нет». Дети начинают демонстративно и упорно говорить «нет» в возрасте от 15 до 18 месяцев и могут продолжать в том же духе до трех лет или даже дольше.
Что за этим стоит Малыши хотят хотя бы частично контролировать свою жизнь. Ребенок утверждает себя в качестве человека со своими желаниями и мнением. Но в силу незрелости (словарный запас невелик, и аргументированно спорить не получается) он может делать это только в форме отрицания.
Как это прекратить Основной способ победить Мастера Отрицаний – составлять свои фразы таким образом, чтобы у ребенка был выбор. Вы хотите попросить дочку надеть ботинки? Скажите: «Ты можешь надеть свои синие или коричневые ботиночки. Какие ты выберешь?» Если ребенок говорит: «Я хочу конфету», но вы не хотите, чтобы он налегал на сладкое, вместо отказа скажите: «Конфету ты получишь после ужина, а сейчас ты можешь съесть яблоко или сухарик». Позволив ребенку выбрать лакомство, даже если выбор ограничен, вы поможете ему почувствовать, что от него хоть что-то зависит. Также следите за тем, чтобы вы сами не говорили все время «нет». Поберегите это слово для серьезных поводов, когда от него зависит безопасность ребенка: «Нет, нельзя трогать плиту. Нет, нельзя выбегать на дорогу». Если вам удастся говорить «нет» только в таких ситуациях, ребенок поймет, что то, что вы говорите, – вполне серьезно.
Опять нытье
Когда дети гнусавят, тянут гласные и для большего впечатления делают очень несчастное лицо, они кажутся самыми невыносимыми и невоспитанными. Нытье обычно начинается ближе к 3 годам: ребенок канючит, повторяя раз за разом свою просьбу. Чем лучше развита речь малыша, тем больше у него возможностей выразить свои желания, не прибегая к нытью. Такое поведение может закрепиться, если ребенок почувствует, что эта тактика успешна.
Что за этим стоит Как и истерики, нытье для ребенка – естественный способ выразить недовольство. К трем годам он уже достаточно развит, чтобы контролировать свои импульсы и не падать на пол, но, возможно, еще не успел развить способность возражать и делать логические выводы. Иначе говоря, он может знать довольно много слов, но пока не умеет эффективно их использовать. И даже некоторые уже хорошо говорящие дети прибегают к нытью, если они голодны, устали или на что-то обижены. Нытье – простой способ добавить драматизма во все, что пытается сообщить вам ребенок.
Как это прекратить Обнимите ребенка и скажите: «Я вижу, что ты сейчас очень расстроен». Может показаться, что вы поощряете его поведение, но это не так. Дети скорее прислушаются к вам, если почувствуют, что их понимают. Как только малыш успокоится, скажите ему ровным тоном: «Говори со мной своим обычным голосом. Когда ты ноешь, мне трудно тебя понимать». Если ребенок на это не реагирует и продолжает ныть, скажите: «Давай я дам тебе время, чтобы ты мог успокоиться». Займитесь своими делами: через какое-то время малыш поймет, что вы не собираетесь сдаваться, и утихомирится.
Бесконечные споры
«Но другим детям разрешают смотреть эту передачу»; «Если ты не дашь печенье, я не буду йогурт!» Такой тип поведения обычно проявляется после 4 лет.
Что за этим стоит К трем годам дети начинают понемногу вырастать из криков и прочих «спецэффектов» – теперь, чтобы убедить вас, он использует доводы. И чем более развита его речь, тем доводы изобретательнее. Ваше чадо может до сих пор верить, что мир вращается вокруг него, но уже начинает понимать, что у окружающих по этому поводу другая точка зрения. Однако ребенок будет делать попытку за попыткой в надежде, что вы передумаете или, по крайней мере, что вам это надоест и вы согласитесь.
Как это прекратить Вы, разумеется, за то, чтобы ребенок тренировал свое мышление во время споров, но иногда родителям требуется отдых от бесконечных дебатов. Будьте позитивны, насколько это возможно, но всегда оставайтесь при своем решении. Даже если ребенок приводит свои доводы тридцатью различными способами, вы должны устоять. (Конечно, если сила убеждения не заставит вас передумать – тогда вам уже пора начинать откладывать деньги на его обучение на юридическом факультете).
Есть вещи, которые не обсуждаются. Вы можете просто так и сказать: «Мы больше не будем это обсуждать». Дети хотят ощущать свою ценность, поэтому важно дать ребенку понять, что вы слышите, что он говорит, даже если вы с ним не согласны. Иногда они хотят от вас всего лишь понимания. Важно показать, что вам не все равно, но что у вас есть причина поступить именно так. Даже если ребенку это не понравится, он оценит то, как вы относитесь к его мнению и желаниям.
Капризы ребенка: все, что родители должны об этом знатьПричин капризов много, более того, в каждом возрасте и в каждой ситуации - они свои. Мы сделали подборку статей, в которых рассматриваютс различные ситуации и возрастные периоды детских капризов. Негативизм, кризис трехлетки, манипулирование, упрямство и истерики - на что ребенок имеет право, и как родителям вести себя в каждом случае. Читать далее
www.parents.ru
Психофизическое развитие детей 5-6 лет - Мои статьи - Информация для родителей
Главное новообразование возраста: Изменение представлений ребенка о себе, от образа «Я идеальный», к образу «Я реальный».
На предыдущем этапе у ребёнка сложилось представление о самом себе, «Образ Я». Но все дети склонны к идеализации и до 4 лет, все дети, как правило, переоценивают свои возможности, поэтому настал период, когда представление ребенка о себе «Я идеальный» переходит в разряд «Я реальный».
Это происходит под воздействием оценок, которые дает в адрес ребенка взрослый человек. А так же, из его собственного опыта от взаимодействия в социуме.
Подводные камни: родители неадекватно оценивают способности ребенка (завышают или занижают их).
Варианты развития событий.
1 - Родители дают заниженную оценку способностям ребенка. Следствие: у ребенка формируется заниженная самооценка (характер самого ребенка)
2 - Родители дают завышенную оценку способностям ребенка. Следствие: у ребенка формируется заниженная самооценка
3 - Родители адекватно оценивают возможности ребенка. Следствие: у ребенка развивается адекватная самооценка
Интерес ребенка 5-6 ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Следовательно, необходимо ему помогать в налаживании контактов со сверстниками и взрослыми. С интересом слушать рассказы ребенка о его друзьях. Но для этого необходимо выстраивать доверительные отношения с ребенком. Каким образом формировать доверительные отношения с ребенком? Никогда его не высмеивать, уважать его мнение, не «трястись» над ним, доверять.
К этому возрасту у ребенка накопился достаточный багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. У ребенка формируются познавательные потребности. Очень часто родители сами, незаметно для себя притупляют любознательность ребенка. Как это происходит? Когда мы отмахиваемся от вопросов ребенка, говоря ему что у нас нет времени и т. п. Вспомните, сколько раз случались подобные ситуации. Так же, нам необходимо выслушивать мнение ребенка, без иронии и насмешливости, каким бы неправильным оно не казалось. Когда ребенок высказывает свое мнение, необходимо его выслушать и вместо того, чтобы сказать «Это не правильно, на самом деле вот так и вот так», следует сказать: «А я думаю по этому поводу, что ….». Таким образом, вы выражаете уважение к мнению ребенка, выказываете ему уважение, как к личности, не раните его самооценку и разжигаете его потребность самому узнать, как на самом деле!
Развитие волевых качеств и способность преодолевать усилие, позволяют ребенку достигать поставленных перед собой целей. Необходимо учить ребенка доводить начатое дело до конца. Для этого нужно научить ребенка планировать свою деятельность. Четко поставить цель – определить действия на пути реализации цели – оценить результат. В игровой ситуации.
Развивается соподчинение мотивов. Когда он в своей деятельности руководствуется не только своими желаниями, но и учитывает мнение и желания других. Например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка. Развиваются все психические процессы.
Появляется интерес к математике и чтению. Ребенок научается решать простые геометрические задачи.
Формируется умение последовательно и логически выстраивать свои действия, и рассказывать об этом.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются высшие чувства: интеллектуальные, моральные и этические:
Интеллектуальные:
- любопытство
- любознательность
- чувство юмора
- удивление
Этические:
- чувство прекрасного
- чувство героического
Моральные чувства:
- чувство гордости
- стыда
- дружбы
Ребенок в этом возрасте, как мы уже говорили, эмоционально зависим от оценок взрослого, поэтому, он многое делает для того, чтобы получить похвалу и одобрение взрослого.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверие взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственны нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Для этого, в процессе повседневной жизни необходимо создавать для ребенка определенные проблемные ситуации, требующие от него необходимого решения, необходимых действий. Затем совместно обсуждать, правильно ли он поступил? Как следовало бы поступить? Полезно так же чтение поучительных сказок и рассказов.
cheb-mdou25.ucoz.ru
Дети: шпаргалка для родителей
Невозможно влиять на ребенка, который не в силах влиять сам на себя, невозможно управлять человеком, не управляющим собой. Поэтому дисциплина, или установление границ, соблюдение рамок по отношению к психологически незрелому человеку (а дети – по умолчанию психологически незрелые) происходит как бы в обход. Невозможно напрямую действовать, не влияя при этом на психологическое и эмоциональное развитие и не портя отношения.
У меня есть для вас шпаргалка, как дисциплинировать психологически незрелого ребенка.
1. МИНИМИЗИРОВАТЬ НАКАЗАНИЯ И САНКЦИИ, так как они имеют тенденцию делать ребенка закрытым, черствым и усложняют ситуацию. Последствия могут неплохо работать на детях и взрослых, которые понимают эти последствия. То есть человек должен быть достаточно зрелым, чтобы видеть наперед, предполагать: вот эти мои конкретные действия приведут к конкретным результатам.
У ребенка младшего возраста нет этого понимания, жизнь просто случается с ним. Вот он разбил чашку, а потом вдруг мама начинает кричать, наказывает, забирает и больше молока ему не дает. Понимание последствий («я сделал что-то, и за этим последует что-то другое») отсутствует, поэтому мы стараемся минимизировать применение санкций. Угрозы не дать молока, конфет, не пустить гулять ребенок воспринимает как утверждение, что мама его не любит, мама хочет ему зла. Санкций подрывают отношения с ребенком, поэтому их надо избегать.
2. Стараться КОНТРОЛИРОВАТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И СИТУАЦИИ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ К ПРОБЛЕМАМ. Если вы знаете, что ваш ребенок начинает выходить из берегов через полчаса общения вот с этим мальчиком на детской площадке, то пусть они очень хорошо поиграют 25 минут, а потом взрослый берет на себя ответственность, компенсирует незрелость ребенка и отвлекает его: «Ой, а теперь пойдем, покатаемся вон там на качелях».
Или вы слышите в соседней комнате, что среди ваших детей нарастают нервные нотки в разговоре, потому что один не дает другому карандаши, и вот-вот все перейдет в скандал. Не дожидайтесь драки, компенсируйте, идите и отвлекайте внимание на что-то другое, переключайте их.
Ребенок не может собой в этой ситуации управлять, и мы им не можем управлять. Мы не можем сказать: «Все, я вас предупредила, ведите себя хорошо, а я пойду заниматься своими делами». То есть мы-то, конечно, сказать можем, но они не в состоянии себя вести хорошо.
Посмотрите на ребенка, знайте своего ребенка, предугадывайте его. Старайтесь компенсировать обстоятельства, обозначайте те, в которых он просто не справиться. Как, например, с шестимесячным ребенком: мы не даем ему острый ножик в руки, а убираем его куда-то подальше, мы прячем спички от детей, таблетки и химические препараты ставим на полку повыше, а не просто ходим за ребенком по пятам, запрещая ему лезть в какую-то баночку. Мы не говорим ему, что если это выпить, то можно умереть, точнее, говорим, но не рассчитываем особо, что это подействует.
Мы понимаем, что с ребенком так нельзя, вот и во всем остальном тоже: следите за обстоятельствами, режиссируйте контекст, устанавливайте правила, организуйте пространство и условия так, чтобы ребенок не попадал в проблемы, чтобы у вас не было нужды говорить «нет» или призывать его к порядку.
3. Задействуйте СТРУКТУРЫ, РУТИНЫ, РИТАУЛЫ. С маленькими детьми очень важно, чтобы был какой-то режим, установленный порядок действий. Например, вечером принимаем ванну, чистим зубки, читаем книжку, засыпаем, все это делается в одно и то же время каждый день. Рутины, ритуалы, структура имеют большое значение. Это все помогает ребенку не спорить [принимать происходящее], так же как мы не спорим с восходом или заходом солнца. Мы знаем, что каждый день начинается с восхода и заканчивается заходом, и нам не приходит в голову сопротивляться этому. Поэтому структуры, рутины, ритуалы помогают ребенку принять такой ход вещей, какой был заведен всегда.
4. Прежде чем дать указание, ЗАВЛАДЕЙТЕ ВНИМАНИЕМ (убедитесь, что ребенок вас видит, слышит, настроен на вас). Это очень важно − канал восприятия у детей очень узкий. У детей до 5-7 лет мозговые структуры даже не готовы обрабатывать два сигнала одновременно. Если внимание ребенка направлено на что-то еще, то он уже не может воспринимать в этот момент вас. Он либо играет с игрушкой, либо слушает вас.
Если ребенок играет с папой, то часто он говорит – «мама, уходи, не мешай нам». Если он играет с машинкой, а вы ему что-то из кухни кричите – он вас просто не слышит. Так что если вам надо дать какое-то указание маленькому ребенку, сначала завладейте его вниманием. «Маленький» здесь − понятие относительное, мы смотрим на психологическую зрелость, и четырнадцатилетний может быть маленьким, особенно если это приемные дети. Даже ваш муж может быть в этом смысле «маленьким».
Завладевание – термин специфический, он означает настройку на одну волну. Прежде чем дать указание, убедитесь в том, что вас слышат и видят.
Как это делать – например, ребенок играет с машинкой, вы подошли к нему, сели на пол, появились на одной стороне с ним, спросили, во что это он играет, поговорили, аккуратно переключили внимание на себя, обняли, поцеловали. Потом можно сказать: «Ну что, пойдём есть, ужин уже готов». Но вначале убедились, что ребенок вас слышит и видит. Это очень важно − удостоверяться, что ребенок настроен на вас (особенно если он маленький), нужно почаще, а не только когда вы даете ему указания.
Условно говоря, это манипулятивная техника, так называемое сватовство – глаза, улыбка, кивок. Улыбаемся, киваем и говорим: «Отличная погода, правда? Красивая машина. Замечательный чемодан у вас такой. А не купите ли вы у меня очень нужную для вашей машины вещь, тряпочку для полировки за 30 долларов? Смотрите, она прекрасно подойдет к вашей машине».
Таким образом мы завладеваем вниманием – через глаза, улыбку, кивок. Да и вообще улыбаемся детям почаще. И уж точно это надо делать перед тем, как мы даем указание. Где-нибудь запишите себе это, завяжите себе узелок на память: прежде чем отдавать какое-то указание, завладейте вниманием ребенка, убедитесь, что он вас слышит и видит. Даже если вы уверены, что он и так вас услышит, потому что вы очень громко кричите из соседней комнаты.
5. РЕЖИССИРУЙТЕ ПОВЕДЕНИЕ, которое бы было естественным при большей зрелости. Режиссирование поведения – это то же самое, что и режиссура в театре. Есть, предположим, необходимость сыграть пьесу, в которой герои взрослые и очень зрелые. «Гамлета», например, или «Короля Лира». У режиссера два пути – подождать актера, который когда-нибудь психологически дозреет до уровня героя пьесы (но ведь так режиссеры обычно не делают!) либо поступить иначе. Они берут молодого актера и говорят ему: «Надень это, делай вот так, говори вот это, сюда не ходи, сюда ходи, вот это не делай, а это делай». И достаточно молодой, неважно какой степени зрелости актер выглядит на сцене вполне зрелым и достаточно успешно играет свою роль.
Точно такое же режиссирование мы проводим и с детьми: вот смотри, котенка мы гладим вот так, а когда мы придем к бабушке, надо ей посмотреть в глаза, улыбнуться и сделать книксен (например). Если ты играешь на площадке и вдруг чувствуешь, что тебе кого-то хочется ударить, прибеги ко мне и расскажи об этом. Постарайся никого не бить, но если ты заметил или почувствовал, что кулачки сжимаются, то приди и скажи мне об этом. «Мама, меня уже кулачки перестают слушаться. – Малыш, я что-нибудь с твоими кулачками сделаю».
Таким образом мы объясняем ребенку, как нужно вести себя, при этом он в некоторых ситуациях может и сам достаточно хорошо себя вести, но тут главное не забывать, что незрелость никуда не ушла, мы просто удачно срежиссировали поведение.
Если вы встречаетесь со своей подругой и ее ребенком на площадке, вы объясняете своему ребенку (а она − своему), что песок мы на голову не сыпем никому и лопаткой мы друг друга не бьем. И вот дети какое-то время мирно играют. Потом что-то случается, например, один из них раздавил песочный куличик, сделанный другим, под руками у них оказываются камень и палка, и они пускают в ход и то и другое, потому что про камень и палку мамами ничего сказано не было. Ребенок не видит, не понимает контекста, слова «веди себя хорошо» − для него ни о чем. Итак, нужно его режиссировать, подробно обозначать, как вести себя, оговорить: можно делать вот это и это, но нельзя делать вот того и того-то.
6. Еще один пункт дисциплинирования психологически незрелого человека – вместо того, чтобы указывать на то, что НЕ работает, ПОКАЗЫВАЙТЕ ТО, ЧТО РАБОТАЕТ. Это идет в связке с режиссированием. Вот младшую сестричку надо держать на ручках вот так; если ты ее хочет потрогать, то это можно сделать вот так. Котенка мы носим вот так, а гладим его вот так. То есть мы показываем, что правильно, что работает. «Ой, как у тебя хорошо получилось поставить тарелки на стол, как у тебя хорошо получилось пол помыть». Мы показываем то, что работает. «Как здорово, что ты догадался выжать тряпку, а не просто достать ее из ведра и размазать воду по полу».
7. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ОЩУЩЕНИЕ УСПЕХА. Ребенку очень важно осозновать, что у него получилось, что он правильный, хороший, что он старался что-то сделать, и у него вышло. Вообще, поддерживаем благие намерения ребенка. Он их часто не может реализовать, выдержать, соблюсти, но по крайней мере с ними можно работать.
Вы встаете на сторону ребенка, на сторону этого намерения, и вместе преодолеваете трудности. Можно сказать: «Ну, мы же договаривались, и ты мне говорил, что будешь делать уроки самостоятельно каждый день, без перерывов». Если есть это согласие, намерение со стороны ребенка, то можно вместе с ним сесть и подумать, как можно сделать так, чтобы он не забывал их делать.
Возможно, ему нужно напоминать или помогать. Подумайте вместе над этим. Но если намерения нет, то ничего тут уже не поделаешь.
8. ЗАДЕЙСТВУЙТЕ ИГРУ, это очень важно. Нужно помнить, что малыши не в состоянии работать. Что это значит? Работа – это некие действия, которые ты делаешь ради результата. Игра – это действия, которые ты делаешь ради процесса. То есть в игре тоже может быть достаточно важен результат, но процесс важнее.
Важность игры отмечается сейчас во многих научных антропологических работах, нейроисследователи изучают ее очень активно, и Ньюфилд планирует провести семинар по игре в Москве в октябре. Игра позволяет нам сделать так, чтобы ребенку было радостно есть этот горошек, убирать свою комнату, чистить зубки, ложиться в кроватку и лежать тихо-тихо, как мышка, потому что сестричка спит, и мы будем играть в мышку, чтобы ее не будить.
Ради игры ребенок может согласиться добровольно делать многие вещи, которые без игры делать не захочет либо будет делать их с криком.
Если в фокусе «Ну, давай одевайся и пойдем на улицу!» − нужно помнить, что для ребенка процесс важнее результата. В силу своего психологического развития он еще не может держать в голове перспективу. Если сейчас ему не хочется одеваться, то ради прогулки он не станет этого делать. Очень часто родители жалуются, что ребенок трудно и долго одевается на улицу, а потом бегает там радостный два часа. Или едем куда-то в парк, или на детскую площадку − ребенок все нервы истреплет, пока доедем, а потом не хочет оттуда уходить.
Причина в том, что для ребенка важнее текущие дела – ему трудно отвлечься от каких-то своих детских дел, ему сложен процесс одевания, на улице может быть холодно, неприятно, плохая погода. Для него это все более значимо, чем отдаленная перспектива доехать до площадки.
Но вот когда уже доехали, тогда он погружается в ту ситуацию, в которой сейчас оказался, в новый процесс. Нужно помнить, что ребенок всегда погружен в ту ситуацию, в которой сейчас находится. Поэтому говорить трехлетнему малышу: «Учи английский, тебе в жизни пригодится» − бесполезно. А вот песенки, потешки, пальчиковые игры, мультики на английском – вот это пожалуйста.
Ольга Писарик,психолог
tyatya.ru
правильное формирование личности, подготовка к школе
Стремительное развитие ребенка 6 лет, требует внимания и терпения родителей. Быстрое развитие памяти, активное проявление своих способностей, проявление эмоциональности, отстаивание своих интересов — все эти черты свойственны детям этого возраста. Главное задание родителей и педагогов — приучить ребенка к терпению, умению внимательно слушать. Нужно развивать и поддерживать лучшие качества и достижения, пресекать и наказывать за неверные действия и поступки.
Особенности развития
У ребенка в 6 лет начинает проявляться ответственность, уходит суетливость. Отмечается изменения в костной системе, мышечной массе. Мальчик в 6 лет проявляет резвость и проворность движений. Надо правильно развивать и применять эти качества. Мальчик всегда с удовольствием выполнит ваше задание, в отличие от девочки. По натуре все мальчики следопыты и странники. Детям 6 лет нужны более сложные задания: собирание фигур с множеством маленьких деталей, раскрашивание объемных и крупных рисунков. Рекомендуются общеобразовательные и подвижные игры. Следует уделять внимание активным прогулкам детей на свежем воздухе с велосипедом, самокатом, на роликовых коньках.
Воспитание детей 6 лет определяет 2 направления: подготовка к школе и развитие логики, формирование индивидуальных особенностей. Дошкольная подготовка включает в себя: формирование способности думать индивидуально, анализировать, мыслить логически.
Развитие логики ребенка — фундамент успешного обучения в школе.
Важно научить, не просто запоминать, а уметь сравнивать, группировать, определять закономерности, делать выводу. Дети этого возраста очень быстро запоминают, но так же быстро и забывают. Хорошо запоминается только то, что понятно. Память необходима для развития интеллекта детей. Существует 3 категории памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная.
У детей этого возраста преобладает зрительная и слуховая память, которая дает возможность выделять важные показатели вещей.
Методы улучшения памяти для детей:
повторение группы слов несколько раз подряд;
воспроизведение и описание увиденного;
заучивание набора слов;
запоминание изображенных предметов;
упражнения и игры.
Важно акцентировать внимание детей на выделение главного, научить группировать, характеризовать качества предметов.
Характеристика психологического развития
Особенность психологического поведения этого возраста — крайности. Много черт совмещается маленького ребенка и взрослого человека. Дети очень активные, подвижные, любознательные, стремятся действовать, их интересует все вокруг. Их интересует все, но они многое не выполняют.
Мальчик стремится быть личностью, вмешивается в разговор старших, выражает свое несогласие. Любит быть в центре внимания, личность мамы перестает быть для него главной. Может даже конфликтовать, это объясняется расширением круга общения. Ведущую роль в этом возрасте выполняет отец. На требования отца мальчик реагирует сразу, в то время как мать может игнорировать. Стремится во всем быть похожим на папу. Появляется необходимость общения со сверстниками.
Качественные изменения происходят в речевой деятельности: речь становится грамотно правильной, начинает строить сложные предложения, в то же время неправильно произносятся некоторые звуки. Психологическое развитие происходит во время игры и общения. Наблюдается стремление к знаниям, но внимание имеет неустойчивый характер. Возраст неустойчивых чувств и резкой смены настроения.
Основные достижения детей этого возраста выражаются:
Оценка деятельности и поведения сверстников и взрослых — основа формирования адекватной самооценки личности.
Развитие познавательной активности и устойчивого интереса, фундамент будущей учебной мотивации.
Формирование произвольной регуляции деятельности и эмоционально-волевых качеств.
Понимание социальных ролей и норм поведения.
Качественные изменения в мыслительной деятельности. Появление активной монологической речи, делового общения.
Если вы хотите, чтобы ваш мальчик рос не только сильным, но и умным, развивайте его с помощью познавательных игр и прогулок, посещайте вместе спортивные мероприятия. Объясняйте все, что видите, почему происходит именно так. Играйте вместе с ним, разговаривайте и проявляйте эмоции искренне.
Правила дошкольного воспитания
К 6 годам у детей формируются мозговые механизмы, что позволяет успешно учиться в школе. Медики утверждают, что детям очень сложно в этот период. Старшее поколение было право в том, что отдавало детей на обучение в гимназию с 9 лет, когда закончилось формирование нервной системы.
Сегодня, чтобы избежать нервных срывов и болезней, необходимо придерживаться простейших правил.
Не совмещайте учебу в первом классе с посещением дополнительных секций и занятий. Обучение в школе уже стресс, если дети не будут гулять, отдыхать, делать не спеша уроки, непременно это скажется на здоровье. Лучше начинать ходить в секции перед школой за 1 год или после 1 класса.
Помните, дети могут с интересом слушать только первые 10-15 минут, поэтому выполняя домашние упражнения, делайте перерывы. Дайте ребенку возможность побегать, попрыгать, потанцевать. Начинайте уроки с письменных заданий. Чередуйте устные упражнения с письменными. Продолжительность занятий должна быть не более 1 часа.
Компьютер, телевизор требуют большой нагрузки на глаза, поэтому продолжительность сеанса должна составлять не более 1 часа в день.
В первый год обучения дети очень нуждаются в вашей помощи. Ребенок строит отношения с одноклассниками, учителями и понимает, что кто-то хочет дружить с ним, а кто-то нет. Именно в этот момент формируется отношение к себе. Если вы стремитесь воспитать спокойного и уверенного в себе человека, непременно хвалите свое чадо.
Самостоятельное достижение цели — бесценное вознаграждение для ребенка.
Маленькие советы:
любить ребенка надо за его индивидуальность, а не за успехи;
никогда не говорите, что он хуже других;
нужно честно и терпеливо отвечать на все интересующие его вопросы;
ежедневно выделяйте время для общения с ребенком;
учите свободному общению с одноклассниками, взрослыми;
не стесняйтесь восхищаться достижениями;
откровенно проявляйте свои чувства к детям;
не требуйте достижения успеха насильно;
предоставьте ребенку право на ошибку.
Мальчик до школьного возраста активно интересуется мужскими делами. Папа должен поддержать все стремления сына, не отталкивать его. Помните, мальчики очень активные от природы, вам необходимо своевременно заметить увлечения и превратить их в хобби. Мальчик не может долго сосредоточено слушать ваши нотации. Объясните коротко и ясно ваши претензии.
Что должен уметь ребенок?
Дети в этом возрасте должны уметь мыслить логически, считать в пределах от 1 до 20, составить рассказ по картинке, писать буквы, читать по слогам, соблюдать правила поведения, выполнять простые математические задания. Уметь сравнивать, играть самостоятельно, могут применить теорию на практике.
Самостоятельно составить рассказ, пересказывать маленькие из 6-10 предложений тексты. Выразительно с интонацией рассказать наизусть стихотворения. Знать противоположные по значению слова, уметь отвечать на загадки. Сравнивать категории предметов, измерять при помощи условного размера.
Совершенствуется физическое развитие ребенка, проявляется гибкость, пластичность. Мальчик уступает девочке в интенсивности роста. Зрение девочки нацелено на ближнее окружение, поэтому ей достаточно ограниченного пространства. Мальчик имеет дальнее зрение, поэтому ему необходимо большее пространство. Нехватка простора выражается в потребности лазить на высоту, по шкафам, лестницам.
Внимание девочки сосредоточено на людях и их взаимоотношениях. Мальчик проявляет интерес к удаленным вещам и предметам. Если вам надо узнать, как пройти или проехать к определенному месту, лучше всего вам расскажет мальчик. Правильное воздействие на детей заключается в принятии их такими, какие они есть.