Как научить ребенка читать по слогам. Методики – плюсы и минусы. Как научить читать по слогам ребенка 5 лет
Как научить ребенка читать по слогам и потом быстро и правильно
Чтение для ребенка – прекрасный способ развить фантазию, воображение, изучить окружающий мир и отлично проводить время. Однако в детстве, как только малыш хорошо освоил алфавит, многие родители не знают, когда и как научить ребенка читать по слогам и потом – быстро и правильно. Рассмотрим в статье основные аспекты изучения звуков и их значений, последующего складывания в слова и в целые предложения. Приняв во внимание приведенные практики и методики, вы сможете сделать из своего ребенка настоящего вундеркинда и просто умного человека.
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях
На первый взгляд может показаться, что все просто, однако это дело весьма серьезное и требует терпения, обучения, навыков. Процесс выработки азов состоит из трех важнейших этапов.
изучение основных букв и звуков, которые они означают;
сложение букв по слогам и тренировка по их чтению;
самостоятельное сложение слогов и составление слов.
Если первый шаг не проблематичен, то с остальными двумя могут возникнуть определенные сложности. Не стоит сдаваться, необходимо продолжать проведение работы.
Когда можно приступать к обучению
Многих родителей волнует этот вопрос. Необходимо обучать чтению после того как юный студент выучит весь алфавит и сможет воспроизводить звуки без посторонней помощи. Это необходимое условие, в противном случае чтение не приведет к результату, а ведь вам важно не просто научить малыша этому ремеслу, но и поддержать интерес к нему на протяжении всей жизни. Особое внимание обратите на то, чтобы не переусердствовать с нагрузками. Но если вы заметите, что у вашего ребенка существуют проблемы с концентрацией внимания и учебой, то советуем обратиться в Центр Соколинского www.pobedi2.ru, где знают как помочь ребенку легче учиться.
Методики обучения чтению
Самостоятельное обучение является достаточно проблематичным, поэтому родителям пригодятся специально созданные дидактические материалы. В настоящее время существует немало методик и подсказок, как быстро научить ребенка читать, однако среди них важно выбрать те, которые будут максимально полезными и актуальными. Рассмотрим несколько методов, которые стоит применить в процессе проведения ваших домашних уроков.
Важно знать!
Выбирайте одну конкретную методику, которая, как вам кажется, будет наиболее удобной для вас и для вашего малыша, поскольку применение нескольких способов приведет к путанице, и малышу будет сложно усваивать материал.
Методика Н. Жуковой
Этот вариант предполагает обучение посредством «бегающих букв» и звучит весьма просто для заучивания. Жукова разработала букварь, который поможет складывать слоги из букв, а из них делать слова. Поскольку всем известно, что первое слово многих малышей именно «мама», то стоит начинать обучающие материалы именно с этих букв и слогов, так обучение пойдет быстрее. Игровая форма обучения сделает этот процесс максимально приятным, позволит малышу сосредоточиться и получить новые знания.
Методика Е. Бахтиной
Этот вариант является актуальным для совсем маленьких детей, которые только-только достигли небольшого возраста в 2 года. Автор в своих творениях отмечает, что дети, которые учатся читать по данному методу, в школе по развитию превосходят своих сверстников, а к трем годам уже неплохо читают. По этим же букварям дети занимаются в начальной школе или в подготовительной группе детского сада – то есть в 5 лет и в 6 лет. Суть метода заключается в том, что после обучения ребенка беглому распознанию букв, необходимо учить сложению и соединению их в слоги.
Метод Н. Зайцева
Методика обучения базируется на применении специальных кубиков, с помощью которых достигается неплохой результат, несмотря на игровую форму процесса. Метод базируется на том, что для обучения не потребуется ни азбука, ни детальное знание каждой буквы. Автор убежден, что ребенку проще всего научиться читать через письмо. В качестве основной единицы речи является не буква, а склад – то есть комбинация из двух букв. Эти склады отображены в наборе кубиков из 52 штук, из которых ребенок самостоятельно должен складывать слова. Метод стоит внимания, однако помните о том, что все детки индивидуальны, поэтому если видите, что вашему чаду это не подходит, на начальных порах стоит отдать предпочтение другому методу.
Метод Г. Домана
Вся методика этого изобретателя построена на игровом порядке. Не стоит превращать процесс обучения в ненавистную малышом каторгу. Играйте с ним, и поймете, как этот процесс затянет и вас, и его. Способ базируется на показе ребенку карточек, информацию на которых он должен закрепить, а на следующий день – воспроизвести без посторонней помощи. Постепенно от слов необходимо перейти к сложению словосочетаний, а затем – к простым, распространенным предложениям. Если будете грамотно следовать этому методу, очень скоро ваш малыш научится покорять лучшие книги детского возраста.
Классическая методика «учимся читать по слогам» — этот метод применялся всегда, когда еще не были актуальны остальные методики. Заключается он в простых действиях: сначала изучается алфавит, потом буквы складываются в слоги, это повторяется по несколько раз, а затем составляются целые слова. Метод прост и банален, однако предшествующие появившиеся методики делают процесс более интересным и не вызывают скуку.
Так, есть несколько методов обучения малыша, среди которых родители должны выбрать наиболее подходящие.
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях видео урок
Чтобы родители сами могли закрепить полученные выше знания и научить малыша чтению бесплатно и быстро, можно ознакомиться с представленным видео уроком. Он поможет понять ребенка как можно лучше и предполагает соблюдение определенных правил.
Если малыш заскучал в процессе обучения – это свидетельствует об опасности. Необходимо сделать перерыв или предложить малышу интересную игру. Победитель – получает приз.
Онлайн урок демонстрирует несколько методов обучения, среди которых важно выбрать индивидуальное решение для вашего малыша. Ведь все детки индивидуальны, и предпочтения у каждого свои.
Здесь четко и детально представлена методика обучения чтению – по слогам и словам, а также обозначены особенности перехода от одного этапа к другому не в ущерб интересам малыша.
Принимая во внимание основные правила, вы сможете овладеть этим непростым ремеслом, и чтение для вашего ребенка станет любимым занятием на долгие годы.
Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе
Обычно родители задумываются о вопросе, как научить ребенка быстро читать, в возрасте 3-4 года, однако если в детсадовском возрасте это любительское увлечение, то в школе от учеников требуется что-то большее. Необходимо на этом этапе отрабатывать технику чтения, для достижения цели отличным вариантом станет применение пресловутых кубиков Зайцева или методики Бахтиной. Опять же – варианты подбираются строго в индивидуальном порядке, в зависимости от темперамента и степени усидчивости малыша.
Сколько слов в минуту должен читать ребенок в 1 классе
Итак, ваш ребенок – первоклассник. Возникает вопрос о том, какой показатель чтения является нормальным? В школах техника измеряется в количество слов за минуту, которое читает ребенок. Нормальный для первоклассника показатель установлен и зафиксирован – он составляет около 50 слов в минуту, причем чтение должно происходить строго по слогам.
Сколько слов в минуту должен читать ребенок во втором классе
Со временем требования к технике чтения увеличиваются, поэтому читать столько, сколько было в первом классе, недостаточно. Здесь нормативный показатель количества прочитанных за минуту слов составляет от 60 штук и более.
Важно знать!
Помните о том, что все дети индивидуальны, и что если малыш не может прочитать нужное количество слов в первом классе, это не свидетельствует о его низких способностях. Просто терпеливо занимайтесь с ним, и уже очень скоро он приятно удивит вас своей техникой чтения.
womaninc.ru
Как научить ребенка читать по слогам? Методики – плюсы и минусы
Ваш ребенок быстро подрастает и уже знает буквы? Пора заняться обучением маленького человечка чтению по слогам. Как быстро добиться хороших результатов? Рассмотрим положительные и отрицательные стороны методик, которые сегодня используют большинство родителей.
Как определить, готов ли ребенок к обучению?
Современные мамы и папы пытаются загрузить ребенка множеством разнообразных знаний чуть ли не с пеленок. К сожалению, это может нанести вред и физическому здоровью детей, и их психологическому состоянию. Прежде чем научить ребенка чему-либо, задайте себе вопрос — а готов ли к этому мой малыш.
Начинать обучение чтению можно, но при определенных условиях…
Речь ребенка полностью сформировалась, он умеет выражать мысли связными предложениями.
Фонематический слух развивается нормально, позволяя различать звуки не только в начале или конце слова, но и в середине.
Малыш не имеет логопедических отклонений — нарушений в мелодике и ритмичности речи, неправильного произношение ряда звуков.
Кроха не путается в пространстве, четко различая понятия «верх — низ» и «налево — направо».
Кроме того, чтобы быстро научиться читать по слогам, ребенок должен уметь правильно произносить звуки, к примеру, не «Мэ», а «М», иначе, присоединяя к ней букву «А», но получит «Мэа — мэа» вместо желаемого «Ма-ма».
Популярные методики чтения по слогам
Существуют 2 основных, являющихся противоположностью друг друга, способа обучения — фонетический и лингвистический.
Все современные методики, так или иначе, задействуют эти формы
Фонетический метод берет за основу алфавит. Малыш сначала учится произносить правильно звуки и буквы (фонетика), затем складывать их в слоги и слова.
Лингвистический метод, использующий науку о строении языка, предполагает начинать обучение на известных, часто используемых словах, которые читаются так же, как и пишутся.
Самым известным и проверенным многими поколениями родителей способом является букварь. Кроме того, молодые родители используют кубики Зайцева или методику Домана. Есть еще десятки методик различных авторов от традиционных до суперсовременных.
Учимся читать по букварю
На рынке детской литературы появилось множество пособий по обучению чтению. Чтобы не растеряться в этом разнообразии, остановимся на самом классическом варианте — букваре Н. Жуковой, кандидата педагогических наук и известного логопеда. Книга объединяет в себе классический способ обучения с оригинальным, разработанным автором, логопедическим методом.
В букваре Н. Жуковой за единицу чтения принята не буква, а слог. Автор наглядно, путем графики, объясняет, как он образовался.
К примеру, между буквами А и У нарисован бегущий человечек. Передвигайте указкой от одного звука до второго. Малыш будет тянуть первый звук, и плавно, вместе с человечком, доберется до второго. Ребенок, пролистав первые странички и узнав знакомые буквы, сам начинает объединять их в слоги.
Информация в книжке подается доступно, от простого материала к сложному. Сначала кроха объединяет в слог одни гласные буквы, затем присоединяет согласную к гласной и, наконец, знакомится со слогами из трех букв. Далее идут односложные слова, затем состоящие из 2 слогов, и так далее. Букварь не перегружен картинками, они только помогают малышу, не отвлекая его от главного.
Большим плюсом букваря Н. Жуковой является наличие на каждой странице рекомендаций для родителей — что и как они должны делать, обучая малыша. В книге нет лишней информации, мешающей ребенку усваивать знания. Весь материал тщательно подобран и скомпонован.
Плюсом обучения чтению по букварю Жуковой является наглядность и простота метода, а также наличие справочной информации для родителей. К недостаткам можно отнести монотонность обучения, которая вызовет у малыша скуку. Дети любую информацию лучше воспринимают в игровой форме, а с букварем нужно спокойно сидеть за столом.
Кубики Зайцева
Методика Зайцева появилась в 1989 году и за долгие годы существования доказала свою эффективность. Она интенсивно развивает такие необходимые для малыша функции, как память, абстрактное и логическое мышление.
Кубики Зайцева позволяют даже самым маленьким быстро освоить науку. Метод относится к здоровьесберегающему способу обучения. Малыши не засиживаются за столом. Обучение проходит в игровой, подвижной форме.
Н. А. Зайцев, известный педагог-новатор, является автором большого количества пособий, но его кубики пользуются особой популярностью. Они позволяют получать информацию с помощью не только зрительного, но и слухового восприятия. Кубики имеют разные размеры, разноцветную окраску и, кроме того, издают звуки, так как внутри находятся различные наполнители. Малыши учатся отличать глухой звук от звонкого, сравнивают звучание кубиков со звуками речи человека.
Отличие занятий Зайцева от других способов обучения состоит в том, что детей учат читать не по слогам, составляя их из отдельных букв, а по складам. Они представляют собой связку «согласный — гласный», органично сочетаемую с речью человека, а потому проще запоминаемую.
Такой способ обучения чтению предложил еще Лев Толстой, положивший его в основу азбуки, а Зайцев великолепно адаптировал его к современным условиям.
Кубики Зайцева имеют разный размер и вес, что ускоряет обучение. Малыши в восторге от занятий, так как все проходит в занимательной игровой форме. Из кубиков строят дома, замки или дороги, проговаривая при этом склады. Дети быстро осваивают информацию и учатся читать в короткий срок.
К недостаткам метода можно отнести то, что звучащие кубики могут рассеивать внимание крохи, мешая сосредоточиться на главном. Кроме того, неизвестно, как ребенок, учившийся читать с кубиками Зайцева, будет справляться на уроках со школьным букварем.
Нужно ли использовать новейшие методики для обучения детей чтению
Кроме классического букваря и кубиков Зайцева, сегодня имеются десятки методик, по которым рекомендуются учить малыша чтению по слогам. Все ли они подходят для наших детей?
Возьмем, к примеру, методику Павла Тюленева, который советует научить ребенка читать еще до того, как он начнет ходить. Господин Тюленев предлагает убрать подальше от глаз новорожденного яркие игрушки, разноцветные пеленки и красочные обои. На стене нужно развесить портреты родителей, а с 2-х месяцев — геометрические фигуры и буквы. С 3-х месяцев на стенах должны висеть математические формулы. Согласитесь, поневоле задумаешься об адекватности методов автора и его самого!
Еще в одной методике написано, что детям, вместо карточек и кубиков с буквами, нужно пользоваться пишущей машинкой или компьютером. Так и хочется спросить у автора идеи, а что будет со здоровьем крохи после таких занятий?
Как научить малыша чтению по слогам без слез и упреков? Советы логопеда
Если ребенок уже знает все буквы и правильно произносит звуки, научить его чтению по слогам не составит труда.
Проблема может возникнуть из-за того, что кроха не захочет учиться. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка и заставлять его заниматься силой. Просто ваш малыш еще не готов к обучению.
Не нужно тратить более полугода на обучение 3-4 летнего малыша, травмируя его психику, если к пяти годам он сам проявит интерес к чтению и осилит эту науку всего за месяц. Лучше читайте ребенку больше интересных занимательных книжек, каждый раз делая акцент на том, как это хорошо — уметь читать.
Все занятия нужно проводить в игровой, непринудительной форме. Возьмите 2 кубика или карточки с буквами и устройте игру в догонялки. Пусть буковка М догоняет букву А. Объясните крохе, что произойдет, когда они встретятся. Произнесите слог МА медленно и четко, чтобы малыш понял и смог повторить.
Для первых занятий выбирайте простые, состоящие из 2-х букв слоги, которые встречаются чаще других БО, МА, РУ и другие. Когда малыш поймет, как буквы соединяясь, образуют слог, переходите к более сложным примерам с шипящими и глухими согласными ША, ТЕ, ХА.
Теперь можно знакомить кроху со слогами, где на первом месте стоит гласная буква — АХ, ЕМ, УС. После того как ребенок хорошо освоит слоги, начинайте учить его соединять их в слова. МА-МА, ПА-ПА, РА-МА. Не торопите и не ругайте малыша, если новые знания ему даются нелегко. Со временем все у него получится! Не забывайте закреплять пройденный материал.
Чтобы ребенок занимался с удовольствием, нужно преподносить ему информацию так, чтобы было интересно. Необязательно пользоваться какими-то методиками, проявите смекалку и придумайте свой оригинальный способ занятий. Ведь никто лучше родителей не знает, что больше интересует их кроху.
Если он любит строить, используйте кубики с буквами. Нравится рисовать, рисуйте вместе с ним буквы и слоги. На прогулке спросите, как зовут знакомого малыша, и попросите ребенка произнести его имя по слогам. Поищите на вывеске магазина знакомые слоги.
Логопеды утверждают, что к 5 годам нормально развивающийся ребенок способен выполнять звуковой анализ слова, то есть раскладывать его на слоги и звуки. Используйте и развивайте это умение, оно поможет малышу научиться читать быстрее.
Педагоги, врачи и психологи спорят относительно того, в каком возрасте начинать учить ребенка читать. На самом деле, только мама, досконально зная своего малыша, может понять, когда тот уже готов к обучению.
Поделитесь с друзьями:
baragozik.ru
Как научить ребенка читать по слогам?
Процесс обучения ребенка чтению организованный грамотно может открыть перед малышом прекрасный мир детской сказки, а затем и мировой литературы. Дети, умеющие хорошо читать с легкостью учатся в школе, развиваются быстрее, умеют быть убедительными и приятными собеседниками. Однако, обучение чтению – это сложная и серьезная работа для крохи. Как научить ребенка читать, так чтобы это не было ему в тягость и не отвернуло от желания учиться дальше? Вот это и обсудим.
____________________________
Содержание:
1. Когда и как можно научить ребенка читать?2. Как научить ребенка читать по слогам: ШАГ ПЕРВЫЙ3. Как научить ребенка читать по слогам: ШАГ ВТОРОЙ4. Как научить ребенка читать слова: ШАГ ТРЕТИЙ5. Как научить ребенка читать предложения: ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ
ВидеоРекомендуем прочитать
____________________________
Наверх
Когда и как можно научить ребенка читать?
Первое, что от Вас потребуется, дорогие родители, - это поддерживать интерес у ребенка к чтению. Это вовсе не сложно – просто чаще читайте ему, например, на ночь, делая упор на книжки с увлекательными иллюстрациями, детским интересным текстом, который напечатан крупным шрифтом.
Начинать ребенку читать можно еще в утробе матери, да и учить его чтению можно абсолютно в любом возрасте – в период с одного годика и до момента непосредственной подготовки к школе. Однако в этом вопросе есть один фактор, являющийся определяющим и который должен учитываться родителями. Если хоть один из Вас любит читать книги, много и охотно читает, имеет смысл начинать обучение ребенка буквам с годика. Если же оба родителя к чтению абсолютно равнодушны, начинать обучать ребенка лучше попозже – года в 4-5.
Полученные малышом навыки чтения подкрепляться должны постоянно, а это возможно только, когда сами родители любят книги, а кроме того умеют почитать «со вкусом» детскую книжку с ребенком. Если же чтение в круг родительских интересов не входит, взрослому будет сложно объяснить малышу, для чего в принципе нужно читать, зачем этому учиться.
Самое идеальное, если ребенок будет пребывать в уверенности, что уметь читать – это очень полезно и главное, приятно! Чтобы создать идеальный фон для обучения чтению, родителям необходимо нечасто, но достаточно эмоционально высказываться друг другу в присутствии ребенка о том, насколько интересную книгу он сейчас читает или прочитал, какие там написаны удивительные вещи, какой великолепный писатель ее написал и прочее. Конечно, можно пойти на хитрость и имитировать такие беседы, но, разумеется, чем искреннее и правдивее взрослый человек, чем эмоционально он к ребенку ближе, тем у родителей больше шансов не просто научить ребенка читать, а привить ему с раннего детства любовь к чтению. И так с чего же начать непосредственный процесс обучения, как научить ребенка читать по слогам?
Наверх
Как научить ребенка читать по слогам: ШАГ ПЕРВЫЙ
Учим буквы правильно
Самое первое, что необходимо сделать – это выучить с ребенком название каждого звука. Главное, при этом четко знать и понимать разницу между тем, что такое буква, и что такое звук. Вы знаете, что алфавит состоит всего из 33 букв. В обычной жизни, читая алфавит, все мы произносим названия букв: «А, Бэ, Вэ …». Однако, чтобы научить ребенка читать следует в процессе обучения называть не буквы, а именно звуки, и в дополнение одновременно показывать соответствующую букву, чтобы вызвать некие ассоциации у ребенка между видом буквы и тем как она звучит.
Произносить звуки следует четко и отрывисто, то есть коротко, если это согласные: Б, М, Ф…., если гласные, то нужно слегка растягивать звук: А-а, И-и, Ю-ю ….
Наглядность – Ваш «козырь»
Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале. Эффективные наглядные пособия для того, как научить ребенка читать по слогам – это красочные кубики с изображенными буквами и картинками (можно и только с буквами). Отлично подойдут пластмассовые буквы (включающие полный алфавит, который выполнен в нескольких цветах, например, разделяя гласные и согласные разными оттенками). Идеальный выбор - алфавитный набор (набор букв разного цвета на магнитиках, например, для построения слогов, слов и предложений, крепя их на холодильнике). Хорошим подспорьем для того, как научить ребенка читать по слогам служат раскраски с буквами, настенная азбука и прочее.
Главное – игра!
Чтобы научить ребенка читать, занятия должны проходить непременно в игровой форме.
Например, спросите у малыша, знает ли он свою главную букву, то есть первую букву, с которой начинается имя ребенка. Если малыш даст утвердительный ответ, убедитесь, что он в действительности знает первую букву своего имени. Если ребенок «своей буквы» не знает, объясните ему, что же это за буква такая, покажите, как она выглядит.
Достаньте из набора кубиков или букв нужную букву, покажите ее и скажите: «Смотри! Вот это Она - твоя самая главная буква! Д! Тебя ведь зовут Дима, твое имя начинается именно с буквы Д! Так, какая твоя буква?».
Пусть ребенок четко повторит несколько раз букву Д. «Дима, смотри, твоя буква очень на что-то похожа. Ну-ка посмотри внимательно на нее! Ничего она тебе не напоминает? Нет? А мне домик напоминает, или шалаш, на двух маленьких ножках». На этом этапе Ваша цель – рассмотреть букву, разобрать ее особенности. То есть помочь малышу создать некие ассоциации с буквами – это тоже форма игры, которая будет впоследствии тренировать способности к запоминанию, сейчас же малышу просто интересно будет изучать разные буквы, искать схожесть с разными предметами, животными и прочее.
Возьмите штук 5 кубиков с разными буквами или просто букв, и смешайте с ними букву Д. Больше 5 брать не стоит – это идеальное количество, которое ребенок на данном этапе может проанализировать, не напрягаясь чрезмерно. Потом скажите «Дима, а ты сможешь в этой куче найти свою букву?». Дима, конечно же, найдет свою Д. Обязательно похвалите его, и особенно подчеркните, что теперь он знает свою главную букву.
Первое занятие на этом нужно закончить. Закрепить знания нужно будет чуть позже, но в тот же день: попросите мальчика снова найти букву Д, причем именно букву «Д», а не «свою букву». Но только не утомляйте ребенка, если он не справляется – просто подскажите.
Когда Вы убедитесь, что малыш хорошо запомнил и знает одну букву из алфавита, можно трансформировать игру, и найти главную букву мамы, папы, бабушки и так далее. Подобным образом можно изучить все буквы. Однако, обязательно параллельно объясняйте ребенку, что буква Д – не только Димина буква. Домик, диван, дорога и так далее – это тоже Д.
Наверх
Как научить ребенка читать по слогам: ШАГ ВТОРОЙ
По мере изучения согласных и гласных букв, можно начинать составлять из них слоги. Выучите букву М, через один-два дня – букву А. Как только убедитесь, что ребенок усвоил их совершенно четко, поставьте рядом М и А и скажите малышу: «А давай-ка прочитаем, что у нас тут получилось?». Конечно же, ребенок прочтет буквы по отдельности: М, А. Поправьте его, сказав: «Но ведь они стоят рядом у нас, значит, читать их нужно вместе, без перерыва, вот так – МА. Давай-ка ты теперь прочитай!». Затем поставьте две пары этих букв рядом МА МА. Пускай ребенок прочитает их.
Помните, к освоению новых слогов переходить нужно только тогда, когда малыш уже твердо усвоил слоги, изученные с ним ранее. Первое время, ребенок просто будет запоминать слоги и не более того. Когда Вы с ним выучите примерно 10-15 простых слогов, ему станет понятен механизм их образования и механизм чтения слогов. Только после этого он сможет складывать и читать без труда новые сочетания букв. В это момент нужно научить ребенка читать более сложные слоги.
Наверх
Как научить ребенка читать слова: ШАГ ТРЕТИЙ
На первых порах работать следует исключительно со словами, состоящими из открытых слогов, таких как, к примеру: мама, папа, няня, каша, Дима.
Затем можно переходить к изучению закрытых слогов: дом, сом, сон, мел.
Затем перейти можно и уже к более сложным словам, состоящим из разных слогов: домик, доска, сестра, столик, крошка.
Наверх
Как научить ребенка читать предложения: ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ
Когда все буквы будут выучены и ребенок сможет показывать и самостоятельно называть Вам любую букву, без труда читать слоги и сам составлять их, тогда можно научить ребенка читать целые предложения, которые состоят из нескольких слов.
Здесь главное, начинать с простых и односложных предложений, типа всем известного: «Мама мыла раму». Не нагружайте ребенка сразу большим количеством слов и длительными занятиями. Полчаса – это максимум, который можно посвятить чтению за один раз.
Предложения, которые ребенок учится читать должны состоять из известных, понятных ему слов. Вводить новые слова лучше для начала отдельно, хотя, как правило, это вовсе не требуется делать специально: дети любопытны и постоянно пристают к родителям с вопросами. Вам достаточно просто объяснять ребенку смысл тех или иных слов, тех или иных явлений. А во время занятий чтением, разобрать те новые слова, которые ребенок узнал сегодня. Показать ему как они пишутся, составив его из букв.
Что читать?
Очень хорошая привычка - читать перед сном, она расширяет кругозор, тренирует память, делает обучение незаметным. Но раз уж Ваша кроха научилась читать, прежде чем открыть книгу, сначала договоритесь с ребенком, что он начинает читать, а Вы продолжите после него чтение до конца. Пускай на первых порах это будут всего лишь несколько слов, даже не предложение, а только его начало. «Ну-ка, интересно, что же там произошло дальше, давай-ка, теперь я почитаю!» - запомните: Вам нужно взять из рук ребенка книгу сразу после первых же признаков того, что он устал или ему очень трудно дается чтение. Важно не превратить чтение в обузу, во что-то тяжелое и не веселое.
Постоянно у ребенка под рукой может находиться 1-2 книжки, которые он любит и, наверняка, знает буквально наизусть. Новые книги нужно вводить по одной. Прочитали вместе, обсудили, убрали. Оставьте на один-два дня, если книжная история очень ребенку понравилась, потом обязательно уберите – ему нужно расширять кругозор, и не зацикливать внимание на одном произведении. Через пару дней можно начинать читать новую книгу.
Лучшая литература для ребенка – это народные сказки, всевозможные потешки, и конечно, старая добрая советская классика для детворы – произведения Барто, Чуковского, Маршака. Захватывающие, яркие образы и необычайные сюжеты данных произведений способны развить любовь к чтению и привить вкус к нему с самого раннего детства.
Важно научить ребенка читать правильно!
В процессе обучения ребенка чтению важно следить за собственной дикцией – говорить нужно четко, сохраняя средний темп и среднюю силу голоса, но, ни в коем случае не следует мямлить или сюсюкать. Тем более, не стоит принуждать ребенка учебе, если малышу заниматься этим не хочется. Если такое происходит, это совсем не означает того, что Ваш ребенок ленивый. Скорее, это является признаком того, что Вам не удалось найти верный подход к нему, не смогли процесс обучения сделать интересным для собственного чада. Направьте свои усилия именно в это русло, импровизируйте, включите фантазию, понаблюдайте за малышом, чтобы понять, как можно его заинтересовать, и тогда результаты Вас обязательно порадуют.
Чтобы научить ребенка читать быстро, важно не скупиться на артикуляцию. Малыш будет обучаться, повторяя за вами звуки, слоги и слова. И если Вы будете невнятно и неэмоционально произносить звуки, а Ваша артикуляция останется вялой, Вы рискуете невольно научить своего ребенка говорить в такой же манере, невнятной и мямлящей. Когда показываете малышу букву и называете ее звук, делать это нужно звонко. Помогайте ребенку сразу выговаривать правильно слова и звуки. Активно вытягивайте губы, когда произносите звук У. Изображайте губами «колечко», когда произносите О. Раскрывайте рот в полуулыбке, произнося – А; смыкайте плотно губы при – М, и так далее.
Если учить ребенка читать Вы начинаете в возрасте 4,5 – 5 лет, тогда вполне допустимо говорить ему о том, что сейчас вы с ним будете учиться читать. Когда речь идет о детках младшего дошкольного возраста, требуется обучение, происходящее исключительно в форме игры. С такими детками правильно предлагать «поиграть с буквами», а не «учиться читать». И самое главное - вне зависимости от того, сколько лет Вашему чаду, обязательно хвалите его за любой, самый незначительный успех, говорите, как Вы им гордитесь и какой он у Вас умный!