Открою вам один учительский секрет. Знаете, о чем говорят каждый год на первом летнем методобъединении учителя начальной школы? О преемственности перехода четвероклашек в среднюю школу. Для нас, учителей начальной школы, четвероклассник – вполне себе уже взрослый самостоятельный ребёнок. Но мы-то его ещё прекрасно помним малюсеньким первашом. А учителя средней школы смотрят на наших любимых деток, как на стаю испуганных воробьят, которые мечутся в панике по длинным школьным коридорам, сшибая зазевавшихся учителей и завучей, пытаясь найти нужный кабинет. Конечно, переход в 5 класс непрост для любого ребёнка. Четыре года у него была одна учительница-мама, которая сама вела практически все предметы, а поэтому знала, что на первом уроке у Пети и Коли болела голова, поэтому на втором уроке их лучше к доске не вызывать. Да и поняли мы, учителя начальной школы, Ваших деток за четыре года очень неплохо. И ситуацию в семье знаем, и сильные стороны ребёнка, и слабые. И ребёнок привык к учительнице. Очень важно, чтобы еще и полюбил. Но…, к сожалению, ситуации разные бывают. Но он хотя бы привык. Пятый класс – много разных учителей, а у каждого свой характер, свои требования, свой кабинет (+выучить на каком этаже этот кабинет) да и имя-отчество тоже своё )), которое выучить пятикласснику надо (не у всех этот процесс быстро проходит ))! ).
Об учёбе Программа 5-ого класса построена очень гуманно, в своем большинстве. Очень много времени отводится на повторение пройденного в начальной школе. НО, именно пройденного (то есть усвоенного и пусть даже подзабытого за каникулы). Если же Ваш ребёнок не получил прочные знания в начальной школе, то наш Вам совет – занимайтесь летом перед 5 классом о-бя-за-тель-но. Иначе соберётся такой снежный ком из непонятого материала, который просто перекроет Вашему ребёнку путь к новым знаниям. Не мечтайте, что на уроках, где в классах по 25-30 человек, за курс повторения в 5 классе малыш выучит то, что не смог понять за 4 года.
Самая частая ошибка родителей пятиклассников Еще одна распространенная глобальная ошибка родителей пятиклассников, которые говорят: «НУ ВСЁ, Я ЧЕТЫРЕ ГОДА С ТОБОЙ УРОКИ ДЕЛАЛА! ТЕПЕРЬ ТЫ БОЛЬШОЙ (БОЛЬШАЯ)! ТЕПЕРЬ Я НЕ ПРИТРОНУСЬ К ТВОИМ УРОКАМ!» Уважаемые родители, я на лекциях часто говорю: «Есть красивая сказка, а есть суровый быт». Есть масса статей, на тему «Как приучить ребёнка стать самостоятельным». Я тоже знаю много-много очень красивых слов и предложений (да что там - абзацев! ))! ) на эту тему. Хотите честно? Не помогает. Утверждаю, как учитель-практик. На своем опыте и опыте коллег. Есть оооочень маленький процент детей-подарков (чаще это девочки), которые самостоятельно делают уроки все школьные годы, прекрасно учатся и никогда не обращаются к родителям за помощью. Как Вам бы объяснить вероятную возможность этого процента … Вы сами лично клад находили? Нет? А Ваши друзья? А друзья Ваших друзей? А ведь кто-то там, далёкий, находит же! А какой процент того, что Вы лично клад найдете? Вот примерно такой же процент того, что Ваш ребёнок с упоением будет делать в средней школе домашнюю работу. В общем, не мечтайте. ))).
Самые частые вопросы родителей пятиклассников с нашими ответами 1) И что, мне снова как привязанной сидеть с ребёнком до ночи? (лучше не до ночи, некоторые советы по оптимизации мы на своем сайте Вам дадим, но сидеть придется) 2) А наказать? (а бесполезно ))), только нервы потратите. А они Вам очень даже еще пригодятся для контроля за выполнением домашней работы ) 3) Если с ребёнком так буду сидеть – он вырастет несамостоятельным ( да нормальным он вырастет, ВСЕ ТАК РАСТУТ. Но никто не признаётся.))! ) 4) Мой ребёнок ужасный!!!! Он не хочет делать домашнюю работу!!! (да нормальный у Вас ребенок. Со здоровым чувством самосохранения. Естественно, не хочет. Все не хотят - и Ваш не исключение) 5) А почему я сама (сам) без контроля родителей все делала (делал)? (Несколько вариантов: а) вы были тем самым кладом. А два клада на одну семью – это уже много. Другим тоже надо. б) может, Вы как-то преувеличиваете свои заслуги перед школьным образованием…? в) вполне возможно, что у Вас тоже отличное чувство самосохранения – и плохое Вы уже давно благополучно забыли.
Самые частые условия пятиклассников своим родителям Только родители ученика средней школы могут с насмешкой слушать стенания мамы-папы второклассника. Вы думали, что нелегко Вам было с ребёнком в начальной школе? Это было только начало. ))). Ваш малыш уже превращается в подростка. А всем подросткам Мира (причем всегда – чуть раньше или чуть позже) приходит в голову Одна Супер Гениальная Идея, которая излагается всем мамам и папам во всем Мире на всех языках (уверена, что эти фразы летят в уши к родителям всего Мира просто ежесекундно):
УРОКИ УЧИТЬ (ДЕЛАТЬ) Я НЕ БУДУ! Я НЕ БОТАНИК! ЧТО ВЫ ВСЕ КО МНЕ ПРИВЯЗАЛИСЬ! БЫСТРО ВСЕ ОТВЯЖИТЕСЬ! ДОСТАЛИ ВЫ МЕНЯ! БУДУ ДЕЛАТЬ, ЧТО ХОЧУ! Я ВЗРОСЛЫЙ И САМ ЗНАЮ, ЧТО МНЕ НУЖНО! УЧИТЬСЯ НЕ БУДУ! ВАША ШКОЛА МНЕ НЕ НУЖНА!
Причем, сам ребёнок страшно горд, что он, такой умный, так классно всё, наконец, придумал и доступно, и очень даже понятненько всё своим предкам сформулировал. Единственное, о чем он искренне сожалеет – так это о том, вот как это раньше-то ему в голову не пришло! Столько лет потерял за этими уроками! Родители впадают в шок, услышав это заявления своего дитятки и начинают звонить … Знакомые мне родители школьников – звонят мне… Вы бы знали, сколько раз я слышала рыдающих мам, которые впадали в панику, проча своему ребёнку чуть ли не уголовное будущее. Да не паникуйте Вы! Даже эти , такие страшные и ужасные слова Вашего ребёнка – тоже нормально! )))! Грамотных опытных учителей этой информацией о таких словах ученика не удивишь, не огорчишь, не испугаешь. Потому что мы знаем, что и такие (а их подавляющее большинство) детки вырастают знающими, добрыми, заботливыми, успешными и красивыми! Всё пройдет! И школа ! ))))! Главное – сохраните мир в своей семье. Улыбнитесь на такое заявление ребенка, обнимите, скажите, что все понимаете, и да-да, жизнь вот несправедлива, уболтайте, приласкайте свое чадо, которое может быть уже и Вас выше… А дальше? Дальше – снова в бой… Контроль за уроками. Без этого – НИКАК.
Помчались годы – 6 класс, 7 класс, 8 класс … Растёт Ваш ребёнок. Все так же ходит в школу. Вы думаете, у него цель учиться? )) Нет, конечно. Главная цель хождения подростка в школу – общение. Но на уроках сидит, слушает. Что-то в голове остаётся. По любимым предметам даже много. Все так же дома не оторвать от компьютера. Все те же разговоры. И ГИА близится… Вот ГИА многих деток бодрит. Не забывайте хвалить даже за небольшие достижения свое подросшее чадо. Тогда, ближе к ГИА, Вам хотя бы не каждый день будет сниться, что это Вы сдаете экзамен и ничего не знаете. )))! Удачи Вам и Вашим детям! Перейдя по ссылке, Вы сможете приобрести описанные в статье книги в удобном для Вас интернет-магазине
uzorova-nefedova.ru Русский с нуля для дошкольников: как учить при отсутствии методикиПост, который надо было написать еще давно: как преподавать русский детям, которые приходят учиться с нуля в дошкольном возрасте. Со взрослыми все понятно: есть методика РКИ, есть учебники РКИ, есть тесты. А что делать с маленькими детьми, которые должны учить русский с нуля в формате иностранного языка? Четкой, понятной, расписанной по шагам методики у нас нет. Учебников, собственно, тоже. У нас есть час в неделю + домашнее задание, в лучшем случае, и ребенок, который по дороге в класс научился здороваться. Расскажу о том, как я вижу решение этой проблемы, а ниже дам комментарий Екатерины Протасовой и очень полезную цитату из её методички. РКИ для малышей? Что мы можем взять из РКИ, методики, которая в классической форме для дошкольников совершенно не подходит? 1. Основные принципы преподавания. Например, информацию о том, что учитель должен обязательно давать речевую модель в начале выполнения задания или игры. Не просто «сейчас будем играть в магазин», а речевые модели: что говорит ребенок, что говорит взрослый. Когда у нас в школе появляется новый учитель, не знакомый с методикой РКИ, о речевых моделях приходится напоминать постоянно, проверять их наличие на каждом уроке. Мы показываем задачу и то, как надо ее выполнять, проговариваем то, что должен сказать ребенок. Причина отсутствия прогресса №1: отсутствие речевых моделей у учителя. 2. Грамматические, речевые формулы По сути, язык состоит не из слов, а из формул. Например, «я хочу купить» - это формула. Мы меняем последнее слово в формуле: я хочу купить яблоко, я хочу купить молоко, я хочу купить рыбу, клубнику, йогурт, сыр... И у нас появляется множество предложений. Язык – это конструктор, меняем в формуле одно слово – появляется новое высказывание, добавляем частицу «не» - появляется новое высказывание. В плане урока и программе мы сначала прописываем, какие речевые формулы даем детям, а уже потом – лексику. Формулы, фразы важнее слов. Нет смысла учить слова вне формул, нет смысла учить слова вне контекста. Причина отсутствия прогресса №2: учим слова, а не формулы. К нам часто приходят дети, которые знают много слов по темам: животные, фрукты, овощи, дом, одежда. Но не могут говорить даже самыми простыми предложениями. 3. Порядок подачи грамматики Грамматика? Дошкольникам? Малышам? «Этожедети», какая грамматика. С отношением к грамматике у нас две проблемы: под грамматикой часто понимают орфографию (от слово «грамотно»?), под грамматикой часто понимают теорию («винительный падеж отвечает на вопросы «кого, что», в женском роде окончание изменяется на –у, -ю, исключения составляют существительные с мягким знаком на конце»). При этом грамматика – это просто структура языка, его скелет, без которого у нас опять-таки останется нагромождение слов «по темам». Если вы не знакомы с методикой РКИ, то можете просто открыть учебник РКИ для взрослых или, например, оглавление учебника Нины Власовой РКИ для детей. Посмотрите, в каком порядке авторы дают падежи. Этот выбор неслучаен, он определяется частотностью употребления падежей в речи. При этом авторы не берут ВСЕ значения падежей, а выбирают на элементарном уровне самые необходимые. Например, в предложном падеже это значения: - место: в сумке, на диване; - транспорт: ехать, плыть, лететь на чём-то и т.д. - читать о чем-то, мечтать о чем-то, рассказывать о ком-то; Смотрите учебник дальше: мы сначала учимся работать с существительными, а только потом подключаем местоимения и т.д. Можно ли избежать всей этой грамматики, изучения падежей? Можно, если вы помещаете ребенка в среду. Например, если у вас русскоязычный детский сад. Говорим ли мы ребенку, чтоучим предложный падеж? Нет, конечно, ребенок просто играет, выполняет задания, учится говорить в рамках изучения отдельных речевых формул. Причина отсутствия прогресса №3. Тут причин может быть много, на самом деле. Падежи надо в речи автоматизировать. Так, чтобы ребенок, сказав как-то «я хочу купить молоку», услышал себя и понял, что что-то не то, «так не говорят», надо подумать еще. Может не хватать этой автоматизации. Просто «понять тему» - недостаточно. Просто несколько раз сказать правильно – недостаточно. Может не хватать постепенности, поступенчатой проработки. Может не хватать игр на практику, а может не хватать игр на использование изученного в своем собственном высказывании, в своей речи. Может не хватать интервального повторения ранее изученного. Падежи в этом пункте для примера. Там очень много и других тем: род, число, согласование существительных и прилагательных и т.д., но общий подход остается тот же. А может и не РКИ? Может не РКИ, только не вместо РКИ, а вместе с ним. Можно брать пособия для детей-монолингвов с нарушениями речи и задержкой развития. Это грамматические и лексические тетради Косиновой, материалы для развития связной речи детей с ОНР Арбековой и т.д. Можно частично брать общеразвивающие материалы для малышей. Но я еще ни разу не видела эффективной программы для неговорящих по-русски детей, построенной только на материалах для монолингвов без дополнений и обработки. Все дело в разнице целей. Каждое пособие решает свои задачи, и у авторов логопедических пособий для монолингвов задачи совсем иные, нежели у учителей и родителей, которые хотят, чтобы ребенок научился говорить по-русски. Можно подсматривать идеи в материалах английского для малышей. Идей там множество, я сама подписана на десятки блогов учителей американских детских садов и учителей английского как второго родного. Но порядок введения грамматики в русском все же отличается. Они скорее про оформление задания, подачу материала, варианты игр. Причина отсутствия прогресса №4. «Лоскутное одеяло» из множества пособий, которое помогает потратить время урока, но не решает конкретных задач. Много каких-то распечаток и карточек, но единой системы нет. Если системы нет в программе, то системного изучения языка тоже не получится. А может просто играть? Можете провести эксперимент. Зайдите в учительское сообщество и спросите, как преподавать русский язык малышам, которые учат его с нуля. Готова спорить, одним из первых комментариев будет: «Какие уроки? Какая программа? Малыши учатся в игре, просто играйте. В магазин, в зоопарк, в куклы, в лото. Вот мне понравилось это лото про посуду: ссылка. А еще можно петь песни и водить хоровод». Если вы проводите с ребенком ежедневно несколько часов, то просто общение и просто игра и будут развивающей и обучающей средой. Скачивайте лото про посуду, запоминайте песни, доставайте игрушечную кассу и начинайте играть. Если у вас час в неделю, то «просто играми» вы просто убьете уйму времени, не добившись ничего. Поэтому возвращаемся к системному подходу: какую грамматику вы отрабатываете, какие формулы можете вывести из нее, какая лексика вам понадобится в процессе, какие игры можно придумать на отработку лексики и формулы. Игры есть, они в конце цепочки. И они работают на конкретную задачу. И они ее выполняют! Подключаем песни в качестве разминки в начале урока, хоровод в качестве перерыва, лото в качестве интервального повторения предыдущей темы (и не забудьте повторять не только лексику, а лексику внутри предложения, внутри формулы). Смотрите, все пригодилось, всему нашлось место внутри системы. Причина отсутствия прогресса №5. Ну вы поняли, наверное. Игры не встроены в программу, в систему. И в этом случае вы можете играть 5 лет, а ребенок не будет владеть и самым элементарным русским. И не потому, что... «У нас же всего час в неделю» Я об этом пишу очень часто и продолжаю писать, потому что час в неделю тоже имеет смысл, если у вас есть гибкая программа, системный подход, конкретные задачи к каждому уроку и задания с играми, которые эти задачи решают. Если вы видите ритмы учеников и подстаиваетесь под них. Если видите потенциал, возможность перешагнуть на новую, более сложную ступень, и пользуетесь этой возможностью. Если вы пытаетесь разобраться с тем, почему не получается, а не объясняете всё часом в неделю. Если вы готовы проблемного ученика временно взять на индивидуальное обучение, это тоже часто помогает догнать группу. Если и вы, и родители понимаете, что продвигаетесь маленькими шагами, и иначе не может быть при таком объёме работы и таких непродолжительных занятиях. Но вы продвигаетесь. Про домашнее задание И последне:, что делать с домашним заданием. Вот мой вариант. Если у ребенка есть русскоязычные члены семьи, то они помогут повторять пройденное на уроке, помогут сделать пару рабочих листов. Если русскоязычных в семье нет, остаются песни, малышовые развивающие видео на ютюбе или специально записанные вами коротенькие видео для домашней работы. И так до тех пор, пока ребенок не научится читать. Как только научился, у нас есть возможность давать задания на самостоятельное выполнение. Прописи, соедини слово и картинку, рабочие листы с элементарными заданиями и знакомой ребенку лексикой. Ребенок взрослеет, русский прогрессирует, домашние задания усложняются. И обещанный комментарий Екатерины Протасовой, автора учебных пособий и очень полезных методичек. И рекомендую скачать цитату из ее книги «Методика обучения дошкольников иностранному языку», спасибо автору за разрешение. Из методички я выбрала фрагмет, который касается планирования уроков, содержит приемы практической работы, идеи для занятий и игр.Екатерина Протасова Как мы начинаем с нуля Чем младше ребенок, тем проще ему начать общаться с взрослым, говорящим на ином языке. Если только он испытывает к нему доверие. Поэтому начинать можно с каких-то действий, сопровождающихся словами, например, типа на / держи – дай, лови – кидай, смотри – покажи. Можно подставлять различные существительные: Вот шарик. На! Дай шарик. Вот кукла. На! Дай куклу. Смотри: это окно. Покажи окно. Хорошо, чтобы дети уже знали эти глаголы, когда занятия становятся более развернутыми: они помогают управлять ситуацией. Кстати, такое частотное, удобное и короткое слово На! обычно совершенно пропадает из взрослого обучения РКИ. В группе детей мы начинаем с движений (по методике Е.И. Негневицкой). Идея состоит в том, что центром каждого предложения является глагол. К тому же форма повелительного наклонения (императива) удобнее для усвоения. Обращаемся сначала к одной игрушке и показываем, как она выполняет команды, а потом переносим на каждого ребенка (или игрушку, которую он держит) команды типа летай! плавай! прыгай! ходи! бегай! Тут удобно ввести названия животных: крокодил, жираф, обезьяна, слон… И вообще, когда много движений, это веселее. Дальше можно меняться игрушками, меняться местами, по очереди выбирать тех, кто отдает команды (это могут быть игрушки или дети). У нас есть удобные маски в пособии «Приключения на столе», которые можно раскрашивать в разные цвета. Позже, когда мы будем соединять существительное с прилагательным, они пригодятся нам для того, чтобы обращаться к разным детям, делая значимыми признаки: Розовый слон, летай! Зеленый жираф, прыгай! Имена детей тоже, конечно, удлиняют фразы. Словом, нужно комбинировать всё со всем, но при этом давать наглядную сказочную основу для совершения действия. Когда дети научились единственному числу, вводим множественное: крокодилы, летайте! жирафы, ходите! Дети должны различить, когда вы обращаетесь к группе животных, а когда к одному животному (соответствующим образом группируются участники – игрушки или дети). Обращайте внимание на то, чтобы произносить окончания чётко. И спешить не надо, пусть будет оживлённо, но спокойно, иначе дети не поймут, чья очередь. Удобно после этого перейти к переходным глаголам: (по)мыть, (по)трогать, (по)гладить, (по)целовать, (по)мазать. Показывать дети уже слышали. К каждому действию нужны точные действия: круговые движения, прикосновения, движения в одну сторону, указание рукой (указкой, пальцем). Соответственно, объединяются игрушки и животные. Логично после этого присоединить названия частей тела, таких предметов, как мыло, шампунь, губка, мочалка, ванна, полотенце, крем, а все они могут быть разных цветов и размеров, шампунь может быть для рук, для ног, для волос, для левой коленки, для правого плеча… Это очень много долгих насыщенных игр. Не забывайте предоставлять ребенку право делать что-то и говорить то, что он хочет, всегда, когда он сам это может. Поддерживайте тихими подсказками так, чтобы ему казалось, что он вспомнил это сам. Если сказано с ошибкой, в том же игровом действии вместе с ребенком повторите, не отвлекаясь на выяснения, несколько раз правильно. Вовлекайте всех детей в игру, регулируя очередность и поддерживая доступный темп, не теряя заинтересованности – своей в том числе». На этом всё, пишите свои вопросы в комментариях. Скачать файл с фрагментом из методички можно здесь. Буду рада, если расскажете о своем опыте и поделитесь идеями. Хороших вам занятий, любознательных учеников и интересных находок!2lingual.livejournal.com Как учить язык с нуля?И возникает вопрос: с чего начать? Учебники РКИ предполагают, что у ребенка уже есть какая-то база, ребенок разговаривал с мамой или папой, смотрел «Трое из Простоквашино», знает песенку про ёлочку и хоть как-то знакомился с языком. Что делать? Буду очень рада дополнениям, а пока напишу о том, как занимаюсь с такими детьми. 1. Стихи и потешки для самых маленьких. Самые-самые простые стихи, для начало по 1-му четверостишью. Они рассчитаны, конечно, на малышей, зато 6-летнему ребенку помогут быстро и без стресса набрать словарный запас. Стихи обязательно должны включать в себя простые движения, это весело и поможет быстро запомнить новые слова. Например, вот такие. 2. Зарядка в стихах. Повторяем каждый день. Например: здесь, а еще вот здесь. 3. Песни. 4. Пальчиковые игры. 5. Фонетические игры (как жужжат насекомые, поют разные птицы, «разговаривают» разные животные. Звуки природы, окружающих предметов, движений). 6. Составить список ежедневно проговариваемых фраз, сопровождающих подъем, умывание, чистку зубов, одевание-раздевание, завтрак-обед-ужин, мытье рук, уборку, отход ко сну. 7. Игры в магазин, в садик, в больницу. Список фраз и слов здесь довольно ограничен, он быстро запомнится. 8. Подвижные игры. Самые простые, то есть «горячо-холодно» и прятки подойдут, а вот «море волнуется раз» лучше оставить на потом. 9. Игра в «муху-повторуху»: ребенок повторяет за учителем или мамой все-все-все, что он или она скажет. Даже если пока не понимает смысла всех сказанных слов. 10. Лото с картинками. Мультфильмы, детские фильмы и сказки — это хорошо в качестве фона, но только если вы уверены на 100% в том, что у ребенка нет стресса от непонимания того, что говорят и делают персонажи. Чем старше ребенок, тем этот стресс заметнее. Картинка: www.scoop.it2lingual.livejournal.com Как учить детей русскому языку и для чего именно их учить русскому языку.Не лишним, хотя и банально, будет упомянуть, что все мы так или иначе страдали от уроков в школе советской и постсоветской. Высшим счастьем было событие, когда учительница заболела. Я сам, признаюсь, в 4-м классе осознанно решил не учить правил по русскому, а проехать школьную программу как получится. Думаю, что большинство моих сотоварищей по школьной программе было не так далеки от подобных решений. Тем не менее, умение владеть родным языком всегда осознавалось как важнейшее умение в жизни, но не реализованное. Особенно остро этот вопрос встал для меня при написании итоговой работы по окончании факультета теологии богословского ВУЗа и еще раз, когда мой сын стал обучаться на семейном образовании. Итак, хотим мы этого или нет, но в нас постоянно звучит вопрос, — то ли голос разума, то ли глас совести, — как же нам научиться и научить других владеть родным языком. Как справедливо замечает Гасан Гусейнов: «Часто даже сами учителя не понимают, что русский язык и литература — главный школьный предмет, с огромным отрывом от всех остальных по своей важности и ценности для школьников. Все остальные предметы — все без исключения! — второстепенны и подчинены этому, главному. И причина проста: это единственный предмет (отделять язык от литературы в школьной программе нелепо), который на всю жизнь человека определяет его мышление, способ общения, способность объясниться и понять другого». Сложившаяся ситуация с обучением русскому языку в школе, как отмечают специалисты, подошла к критической отметке. Реальных альтернатив, в т.ч. и в среде родителей, обучающих детей на СО (семейное образование) не видно. Алексей Битнер (создатель системы дистанционной аттестации хоумскулеров) помогает обойти законным путем все те преграды, что встают на пути ребенка при его встрече со школьной системой. Это конечно замечательно, но лишь отчасти выводит учащегося из пещеры Платона, из схоластики и прошловековой дремучести. Сам по себе обход преград не дает ничего нового, положительного.Все разговоры о том, как нужно преподавать русский (родной) язык сводятся к двум-трем векторам «как плохо», «как хотелось бы» и т.п. или же указывают лишь общие теоретические направления. Вопрос «Что делать?» задавал не только известный писатель. Постараюсь представить здесь некоторый значимый (на мой взгляд) материал. A. Итак, все началось со слова профессора Игоря Милославского, который произвел переворот в моем сознании.Мне известны две-три его лекции-выступления:1. Русский язык в школе: правильно ли нас учат? В выступлении Игорь Милославский утверждает простейшую мысль, что учить грамотно писать — еще не означает учить родному языку. Ведь знание родного языка — это прежде всего обладание обширной лексикой и умение ею пользоваться.
2. «Как мысли выразить себя?» ч.1
3. «Как мысли выразить себя?» ч.3 3. Разговор на «Эхо Москвы»: «Научит ли сочинение говорить и мыслить?» B. Далее следуют некоторые материалы, опубликованные на ресурсе postnauka.ru:1. Школьный русский: мнения экспертов об основных проблемах преподавания русского языка в средней школе.Рекомендуется ознакомится полно и вдумчиво. Приведу некоторые высказывания: «Изучение русского языка в школе по большей части не только бесполезно, но и прямо вредно. Оно бесполезно потому, что львиная доля сведений, сообщаемых ученикам, никак не помогает достичь основной цели преподавания русского языка: овладение навыками грамотной письменной (и устной) речи в соответствии с принятой в обществе литературной нормой. А вредно оно потому, что создает у школьников иллюзию, будто то, чему их обучают, как-то связано с наукой о русском языке, и с гуманитарной наукой вообще.»«Сама орфография и пунктуация — это лишь способ отражения языка на письме; письмо придумали как машину времени для передачи информации тем, кого нет сейчас рядом, или для отправки в будущее. Понятный пример — вы и зеркало: если зеркало грязное или кривое, то ваше изображение страдает и передается плохо. Язык благополучно живет без орфографии и пунктуации.» «Преподавание русского языка должно быть в первую очередь нацелено на то, чтобы правильно понимать тексты разных эпох и разных жанров и уметь самому производить понятные тексты на современном литературном языке. Обучение правилам орфографии и пунктуации, которое занимает львиную долю времени на уроках русского языка, играет в сущности не самую главную роль: незнание тех или иных правил обычно не влияет на понимание текстов, а орфографические и пунктуационные ошибки, хотя и неприятны образованным людям, на самом деле не так часто приводят к реальной неоднозначности, мешающей адресату текста.» 2. Некоторые лекции Гасана Гусейнова.Впервые в жизни я узнал, что говорить нужно не правильно, а в соответствии с нормой. Норма же, со времен Гомера и Платона, включает в себя не только правильность, но еще и, к примеру, уместность. Кто есть образованный, владеющий родным языком человек? Он есть тот, кто любит премудрость. Иначе зачем ему становиться образованным? — курс из 7 лекций «Риторика», «Свойства философа», «Риторическая рука».
3. О школьном русском и об иностранных языках. Еще оно собрание мнений специалистов: «Как профессиональный лингвист я понимаю, что преподавание русского языка в школах просто чудовищное. Своей цели — если считать такой целью обучение грамотности — оно худо-бедно достигает, хотя, наверное, этой цели можно было бы достичь и какими-то более приземлёнными методами. Это в лучшем случае наука образца XIX века. А в худшем – вообще неизвестно что.»«Все-таки язык — очень сложная вещь, мы очень медленно приближаемся к пониманию того, как он устроен, и все, что предлагается на курсах иностранного языка, — это очень отсталая и очень плохая наука о языке. Все эти грамматики, учебники — увы, здесь очень болезненный и тяжелый разрыв между теорией и практикой.» 4. Русская орфография.Как долго существует орфография в современном понимании этого явления? Какие особенности преподавания влияют на развитие грамотности у ребенка? 5. Маятниковые изменения грамматики. Как развивалась грамматика английского языка? И какие изменения происходят в русском языке?
6. 5 книг о русском языке: что читать об истории русского языка и его особенностях. 7. Все материалу по тегу «русский язык». 8. «Человек, владеющий диалектом, воспринимается как необразованный» «Так получилось, что основным проводником культуры в народ всегда являлись не учёные, а учителя, которые практически применяли научные знания и давали детям представление о науке посредством педагогической деятельности... И не вина учительницы в том, что она так поступает, — ее так научили. Дело в том, что учебники по методике преподавания русского языка в диалектных условиях не всегда настаивали на том, что диалект — это равноправный вариант, только региональный.» 9. Мнения экспертов о системе единого экзамена и итогах эксперимента.10. «Нужны ли экзамены в высшем образовании (и школе)?» 11. «Разномыслие, как ни странно, началось при Сталине…» Интервью с филологом Марией Майофис о принципах советского образования, воспитании человека будущего и влиянии советской эпохи на современные школы. C. Иные источники:1. Небольшая заметка на Вики, что такое «Тривиум». А ведь древние греки, положившие основу современному образованию, знали как нужно обучать родному языку.D. Некоторые материалы из сообщества freeedu, где мы уже обсуждали предложенную тему:1. «Зачем изучать математику и как ее преподавать не нужно» — постановка вопроса.2. «Простые правила владения языком» — на заметку. 3. «Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование?» — мнения экспертов. 4. «Писать и думать «от себя»» — практика преподавания. 5. «О русском языке» — интересно обсуждение. www.domrebenok.ru |