Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Раннее развитие ребенка, За и Против! - Доктор Комаровский. Развитие ребенка 1 5 года комаровский


Правильное воспитание детей

Молодые родители в наше время очень часто заменяют правильное воспитание вседозволенностью и полной свободой ребенка, забывая или попросту не зная, что они сами — первый авторитет для своих чад. Но такая свобода приводит к тому, что дитя вырастает эгоистом, не умеет находить общий язык со сверстниками и трудно адаптируется в социуме. Что же означает правильное воспитание? Каковы его принципы для разных категорий детей?

Воспитание детей от 1 года до 3 лет: Комаровский

Воспитание — это целенаправленный и ежедневный процесс формирования личности ребенка, его развитие, овладение моральными ценностями и культурно-гигиеническими навыками, правилами жизни в обществе, умением общаться с людьми разных возрастных категорий, саморазвиваться. Данный процесс всегда базируется на здоровом развитии малыша. А для этого, по мнению Евгения Комаровского, основой является положительный дух, царящий в семье. Ведь все происходящее вокруг дитя воспринимает на свой счет. Спокойная и доброжелательная обстановка дома в раннем детстве — это формирование стойкой психики ребенка. Такой малыш будет уметь справляться со своими эмоциями, не загонять их вовнутрь, не бояться. У него не будут формироваться комплексы в виде неврозов, покачиваний, обгрызания ногтей.

Педиатр подчеркивает, что основой воспитания должна стать забота о здоровье малыша. И это вовсе не означает, что его нужно возить на моря, покупать самые дорогие лекарства. Закаливание и оздоровление — это деревня. Евгений Олегович называет идеальным вариантом укрепления иммунитета проведенные летние месяцы у бабушки в деревне. Совместные с родителями прогулки по земле босиком, игры с водой, песком, свежий воздух, натуральные продукты и знакомство с их источниками служат основой закаливания и развития ребенка. В деревне дитя поймет и узнает, откуда берется молоко, как растут овощи, чем занимаются сельские жители. Это багаж знаний, развитие интеллекта, приучение к труду. В 2-3 года малыш способен помочь принести небольшое ведерко с водой бабушке для полива растений, нарвать ягод, помыть фрукты, усваивая культурно-гигиенические навыки и приобщаясь к труду.

В этом возрастном периоде Евгений Комаровский отмечает важность закрепления у малыша привычки ходить в туалет, как взрослые. О подгузниках уже нужно забыть и от горшка переходить к унитазу. Важно научить этому ребенка до 3 лет, до момента наступления кризиса, который проявляется в тезисе ”я сам”. В связи с этим Евгений Олегович констатирует, что именно в это время важно не пропустить такую распространенную болезнь малышей, как энурез. Педиатрическая статистика свидетельствует: до 3 лет заболеванием страдают 40% детей, и есть тенденция к увеличению этого показателя. Поэтому если к двум годам ребенок не перестал ночью писаться, то стоит обратиться к врачу и не пускать проблему на самотек, как обычно это делается. Все страдающие энурезом дети требуют обследования.

Господин Комаровский настоятельно рекомендует родителям придерживаться режима дня как средства здорового развития нервной системы малыша. Обязательным является в этом возрасте дневной сон длительностью в среднем 2 часа. Укладывать спать дитя днем нужно и в выходные дни, а вечером отхождение к ночному сну всегда должно происходить в одно и то же время.

С года до трех лет у малыша активно формируется словарный запас, развивается речь. Это уже не простые двухсловные предложения и ”детский диалект”, который понимает только мама. Многие родители спрашивают, нужно ли говорить с дочкой или сыном „детским” языком? Как бы вы ни называли предмет или явление, ребенок вас поймет. Но педиатр не советует заменять нормальную речь детскими словами. Больно — значит больно, а не „бо-бо”, собачка, а не „ава”. Ребенок будет говорить теми же словами, что и вы. И не стоит упрощать их до неузнаваемости. Изначально надо говорить нормальным и доступным малышу языком. Главное — искренность общения, ответы на все интересующие ребенка вопросы, поощрение любознательности и уделение ему максимума внимания, терпения, любви. Тогда, по мнению господина Комаровского, дитя будет здоровым и физически, и морально.

Воспитание мальчиков и девочек

Психологи констатируют, что в воспитании детей разных полов есть существенные отличия. И главное то, что к девочкам надо проявлять максимум заботы, а мальчикам демонстрировать больше доверия. Чрезмерная забота о сыне — это своеобразное выражение ему недоверия и отсутствие веры в его самостоятельность. Если же папа и мама слишком много свободы предоставляют девочке, то это нею воспринимается как дефицит любви.

Чтобы в будущем сын умел заботиться об окружающих, он должен чувствовать к себе доверие, а чтобы дочка могла доверять людям, ей необходимы от родителей понимание и забота.

Одобрение сына, воспитание в нем мужчины является его мотивацией к заботе о близких, окружающих. И когда папа с мамой дают понять мальчику, что он их радует, что его умения полезны другим, что он поступает по-взрослому, то это и есть ранняя мотивация к поведению мужчины как сильной личности, главы семейства, защитника. Да, одобрение и доверие необходимо демонстрировать и дочерям, но для мальчиков они с раннего детства являются действенными стимулами к успеху, самостоятельности веры в себя.

Девочка будет счастливой тогда, когда получает поддержку, когда она может дарить свою любовь и внимание в ответ на заботу о ней. Ей комфортно, когда она чувствует уважение, понимание по отношению к себе.

Важно каждую минуту помнить, что дети берут пример с родителей, и если сын будет видеть, что отец грубо обращается с матерью, повышает на нее голос, может поднять руку, то такая модель поведения будет формироваться и у него. И проявится это, скорее всего, уже в детском саду. Недолюбленная девочка, растущая в атмосфере слишком большой самостоятельности, как это бывает в неблагополучных семьях, будет проявлять со временем свою закомплексованность, скрытность, боязнь высказать собственное мнение.  Исходя из этого, девочки больше нуждаются в ласке, тактильных нежностях, эмоциональном тепле, а мальчики — в словесных одобрениях, доверии, контроле.

Воспитание близнецов

Психологи констатируют, что двойняшки и близнецы более самостоятельные, нежели дети-одиночки. Им комфортнее вместе, но недостатком близнецового союза является нарушение самоидентификации. Это означает, что дети воспринимают себя как дополнение и повторение своего братика или сестрички. В связи с этим, одно дитя может, к примеру, развивать свою мелкую моторику, а другое, представляя интересы обоих, развивать навыки коммуникации. Такое явление порой приводит к дезориентации в обществе, торможению формирования умений и навыков. Поодиночке близнецы, особенно в дошкольном возрасте, могут „потеряться”, стать замкнутыми. Поэтому задача родителей — формирование индивидуальности каждого ребенка.

Нередко близнецам свойственна задержка речи, потому что они общаются между собой на своеобразном языке, то есть словами, понятным лишь друг другу. Именно в воспитании таких детей важно не коверкать свою речь, сюсюкая, а называть предметы, вещи, явления своими именами. Наличие в их речи дефектов тоже происходит по причине копирования слов друг друга. Учите таких малышей слушать и не перебивать, говорить последовательно и спокойно.

В воспитании близнецов важно присутствие игр на развитие мелкой моторики, настольных для развития речи. Необходимо, чтобы кроме общих у малышей были индивидуальные игрушки. Это разные куклы и машинки.

Часто один ребенок бывает заводилой, второй в паре — послушный исполнитель. Для того чтобы эта тенденция не перешла в дальнейшую взрослую жизнь, предлагайте детям в играх меняться ролями, контролируйте их развлечения, давайте возможность более пассивному ребенку проявлять себя. Это поможет формировать качества лидера и самостоятельности у каждого малыша.

Порой даже одинаковое одевание детей с раннего детства затормаживает у них проявления индивидуальности, наклонностей и способностей. Поэтому задача родителей близнецов — как можно раньше заметить задатки и склонности своих детей и развивать их. Ведь воспитывается не просто двойня, а две личности.

Правильное воспитание гиперактивного ребенка

Если дитя слишком активное, любознательное, проявляет холерический темперамент, то для родителей станут полезными следующие советы психологов:

  1. Хвалите малыша за самые незначительные успехи. Гиперактивные дети не воспринимают укоров и замечаний, но чуткие к похвале.
  2. Не карайте таких детей физически. Отношения должны базироваться не на страхе, а на доверии и уважении. 
  3. Избегайте негатива в своей речи, то есть реже говорите слова „нет”, „не разрешаю”, „не делай”, „нельзя”. Всегда объясняйте свои запреты малышу. 
  4. Нагружайте гиперактивного ребенка домашним делами, поручайте ему мелкую работу. Пусть с раннего детства такой ребенок имеет в доме свои обязанности. 
  5. Правила поведения не должны быть жесткими. Указания, а не приказы, просьбы, а не требования. 
  6. Режим дня для такого ребенка — хороший способ успокоения нервной системы. 
  7. Идеально для такого малыша иметь свою комнату. В ней должен быть минимум предметов, а цвет обоев или стен желательно подобрать успокаивающий, мягкий. Например, голубой. В комнате желателен спортивный уголок для того, чтобы малыш мог с пользой применять свою энергию, давать ей выход. 
  8. Оберегайте сына или дочь от переутомлений. Они снижают самоконтроль, наращивают двигательную активность. 
  9. Контролируйте, чтобы малыш высыпался. Дефицит сна приводит к ухудшению внимания, самоконтроля, неуправляемости ребенка. 
  10. Спокойствие и невозмутимость родителей — лучший метод воспитания и пример для гиперактивного ребенка.
  11. Физическая активность и наличие хобби — обязательное условие воспитания такого малыша.  

Воспитание детей с нарушениями речи

Обычно эти малыши имеют нормальный слух и сохраненный интеллект. Нарушения их речи — это неправильное произношение и грамматический строй, бедность запаса слов, искажение темпа и плавности произношения.

В детских учреждениях такие воспитанники нуждаются в помощи специалистов. Это посещение логопедических групп, где с детьми работают педагоги со специальным образованием. Они не только корректируют речь, но и развивают память, мышление, внимание, мелкую моторику.

Если же нарушения речи тяжелые, то обучение таких детей в обычных учреждениях невозможно. Для них существуют специальные заведения. И если дитя не будет посещать его, то возможно отставание и в развитии психики, а значит дальнейшем овладении грамотой, арифметикой.

Осознание малышом собственной неполноценности приводит к замкнутости, эмоциональным срывам, формированию комплексов.

К тяжелым нарушениям речи относят заикание, афазию, алалию, ринолалию, дизартрию.

Оптимальным возрастом исправления звукопроизношения является период с четырех до пяти лет. Что касается заикания, то его нужно исправлять еще раньше.

Дети с незначительными нарушениями речи обязательно должны посещать логопеда, который дает рекомендации папе с мамой по коррекционной работе. Только обоюдными систематическими усилиями родителей и специалистов можно исправить нарушения речи у малышей.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

nashidetki.net

11 интересных высказываний доктора Комаровского

Одни просто обожают этого популярного врача, автора книг и ведущего телепередач. Другие считают слишком уж резким и жёстким. А между тем книга «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» уже много лет возглавляет списки бестселлеров. Фразы ниже дадут вам возможность понять, насколько близка вам позиция Евгения Олеговича Комаровского. А ещё – улыбнуться и задуматься.

  1. Организм и поведение ребёнка удивительно целесообразны. Ребенок никогда и ничего не будет делать вредного для себя (кричать, например). Но если в результате крика он сделает своё существование более комфортным, привычка решать проблемы голосом может сохраниться на всю жизнь.
  2. Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?
  3. Когда же приспосабливаться не к чему – приспособительные системы просто отключаются. Если в течение первых двух-трех месяцев жизни вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.
  4. Ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых.
  5. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребёнком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, мудрая свекровь, очередная беременность, количество дней до зарплаты и т.п.
  6. Счастливый ребёнок — это, прежде всего ребёнок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребёнок — это ребёнок, у которого есть и мама, и папа, которые находят время не только для того, чтобы этого ребёнка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.
  7. Если вы (а чаще всего «вы» – это молодой и нервный отец) впервые отправляетесь в магазин, то хорошо бы уточнить у жены, какого веса и пола ваше дитя.
  8. Лечение ветрянки зелёнкой настолько широко распространено, что некоторые молодые врачи убеждены: пятнистая сыпь зеленого цвета является характерным признаком ветряной оспы.
  9. Переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребёнка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят вам преодолеть возникшие сложности.
  10. Общепринято, что мужчина, занимающийся воспитанием ребёнка, способен добиться гораздо больших успехов, нежели женщина.
  11. И природа, и человеческое естество, и законы логики, да и вообще элементарный здравый смысл не в состоянии объяснить, почему беременная должна не уставать, побольше спать, не поднимать больше одного килограмма и т.п. Ведь эта самая женщина несколько тысяч лет назад в аналогичной ситуации продолжала бы жить по законам племени.

10 гениальных цитат лучшего педиатра нашего поколения. Доктор Комаровский знает свое дело!

Мамам на заметку:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной - Минус 20 килограммов за месяц? Легко!

Многие знают и любят смотреть передачу «Школа доктора Комаровского». Ее ведущий Евгений Олегович – не только талантливый врач, но и кандидат наук, автор 15 популярных книг, посвященных здоровью детей. За недолгое время доктор Комаровский стал самым популярным педиатром в странах постсоветского пространства и среди русскоговорящих жителей дальнего зарубежья. Этот человек очень доступно излагает нужную и полезную информацию для родителей, бабушек и дедушек. Вот почему он пользуется уважением многих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

razvitie-krohi.ru

Этапы развития умений у детей 1-3 года жизни. Отклонения от нормы. Комаровский - запись пользователя NickSell (Аня) (nicksell) в дневнике

Основные этапы развития двигательных навыков у детей первых двух лет жизни

Развитие ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ у детей первого года жизни

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ развитие детей первого года жизни

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ развитие детей 2 года жизни

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ развитие детей 3-го да жизни

Правила оценки развития недоношенных детей

1 При оценке развития недоношенного ребенка первого года жизни от возраста ребенка отнимается срок недоношенности (если срок недоношенности 2 мес, то развитие 7-мес ребенка оценивается как 5-месячного).

2 При оценке развития недоношенного ребенка второго года жизниот возраста ребенка отнимается половина срока недоношенности (если срок недоношенности 2 месяца, то развитие 14-месячногоребенка оценивается как 13-месячного).3 После того как недоношенный ребенок достигнет возраста 2 лет,его развитие оценивается без поправки на недоношенность.

-------------------------------------------------------------------------

ПРИЗНАКИ ОТКЛОНЕНИЙ И НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

психические нарушения у детей

www.babyblog.ru

Воспитание ребёнка до года: психология, советы Комаровского

Воспитание детей до года. Что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Психология, советы доктора Комаровского, методики.

[ads-for-wp ads-id="9157"][ads-for-wp ads-id="9158"]

Многие родители ответственно относятся к своему ребенку, начиная его воспитывать с рождения. Немного странно звучит фраза «воспитание детей до первого года жизни». Что можно привить малышу, когда он только родился и ничего не понимает? Оказывается, можно, потому что первый год жизни важен для крохи. В это время формируются зачатки характера, будущего поведения, прививаются гигиенические нормы.

Физическое воспитание малышей до года

Чтобы организм ребенка нормально рос и развивался, нужно с рождения приучать его к закаливанию и массажу. Утром, протирая личико малыша, влажным ватным диском, нужно на несколько минут оставлять его на пеленальном столике голеньким. Используя в это время некоторые приемы массажа.

  • Поглаживание крохи помогает снять напряжение и расслабляет мышцы тела. Этим приемом начинают подготовку к следующим манипуляциям, также им заканчивают массаж. Поглаживание должно совершаться легкими скользящими движениями ладони по направлению кровотока. Рекомендуется делать с 3-х недельного возраста.
  • Растирание действует на мышечные ткани, вызывает тонус мышц. Кожу и ткани нужно растирать кончиками пальцев. Чаще всего начинают такое упражнение с 3-4 месяцев, когда ослабевает напряжение в ручках и ножках.
  • Разминание частей тела начинается с 4-5 месяцев. Мышцы малыша разминают пальцами, слегка надавливая на них. 
  • Легкое поколачивание тыльной стороной ладони спинки, попки, бедрышек грудничка. Рекомендуется такой прием полненьким ребятишкам.

Деткам такие процедуры очень нравятся. А выкладывание малыша на животик поможет ему освободиться от лишних скопившихся газов.

Близкая тема:

Психология воспитания ребёнка до года

Первый месяц самый сложный в жизни, как для малыша, так и для его родителей. Почти сорок недель кроха находился внутри своей мамочки в специальной водной среде, не прилагал усилий для того, чтобы дышать, круглые сутки кушал через плаценту. Родившись, он попадает в совершенно иную контрастную среду. Он учится дышать, ощущает другую температуру, круглосуточное питание закончилось. Ему страшно. Здесь срабатывает инстинкт выживания, как у всех живых существ, он начинает громко плакать, чтобы привлечь к себе внимание, просит о спасении.

Что делать, когда ребенок плачет?

Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама по плачу новорожденного уже легко может понять, хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.

  • Приверженцы традиционного воспитания считают, что во время плача к малышу подходить не стоит. Нужно дать время выплакаться ему, и он успокоится. Иначе, в будущем он вырастет «маменькиным» ребенком.
  • Современный подход к этому вопросу основывается на том, что в любом возрасте нужно стараться останавливать детский плач. Мамочке достаточно взять крошку на руки и прижать к груди с левой стороны. Услышав биение материнского сердца, и большие, и маленькие детки успокаиваются. При таком подходе малыши растут более спокойными. 

Как приучить ребенка к самостоятельности?

Часто мамочка задается вопросом, как оторвать малыша от груди и спать отдельно от него.

  • Традиционная система воспитания самостоятельности призывает к раннему отдалению малыша от родителей. Он должен один спать в кроватке, один находиться в комнате, сам себя развлекать. Считается, что так он быстрее станет самостоятельным, сможет легко обходиться без родителей. Конечно, при таком подходе мамам и папам это удобно, но детская психика от этого страдает. Когда как не в детском возрасте дать ему всю родительскую нежность и любовь.
  • Современные родители утверждают, что с малышом нужно проводить как можно больше времени. Спать вместе с ним, держать его на руках, носить в слинге. Не стоит бояться, что ребенок, привыкший спать с мамой, в возрасте 2-3-х лет, не захочет засыпать отдельно.

Во всем важно знать определенную меру. В первые месяцы, когда в новой среде малыш некомфортно себя чувствует, можно разрешить ему спать вместе с родителями. Так он лучше и быстрее будет засыпать и долго продлится его отдых. По достижении им трехмесячного возраста, заснувшего малыша лучше перекладывать в его кроватку. В этом возрасте его сон становится крепким, разбудить его уже сложно.

Психологи заметили, что малыш, постоянно находящийся с мамой, вырастает уверенным в себе. А чтобы он не стал «маменькиным», нужно выполнять все вместе с ним, а не вместо него. Учить самостоятельно принимать решения.

Методики воспитания детей

Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.

Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.

  • Система Монтессори подходит к воспитанию ребенка, исходя из его интересов. Что интересно малышу, тому он быстрее научится. Родители должны быть в роли помощников.
  • Музыкальное воспитание Сузуки. Японский педагог и музыкант считает, что в каждом малыше заложены музыкальные способности. Если родители будут с рождения включать классическую музыку, в дальнейшем посещать филармонии, то в будущем он может вырасти музыкантом, если нет, то гармонично развитой личностью.
  • Воспитание по Глену Доману. Ученый пришел к выводу, что малыша можно обучать с грудничкового возраста. Он способен научиться читать и считать. Для этого необходимо изо дня в день показывать ему изображения со словами, цифрами, растениями, животными, людей, проговаривая, что на них запечатлено. Многие дети, обучавшиеся по этой методике, в последствии стали лауреатами Нобелевской премии. 
  • Методика Масару Ибуки основывается на принципах развития до 3-х летнего возраста. Он считает, что в раннем возрасте у деток есть безграничные способности. Главное, обеспечить их развивающей средой и доступной информацией.

Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.

Воспитание до года по Комаровскому

Евгений Комаровский – известный детский врач, в своих лекциях о воспитании детей большое внимание уделяет здоровой психоэмоциональной сфере в семье. Если ребенок растет в спокойной обстановке, не слышит громких криков, грубых ругательных слов, видит хорошие взаимоотношения родителей, то он вырастет психологически здоровым и адекватным человеком.

Если же в семье часто ссорятся, грубо и громко разговаривают, родители пьют или дерутся, то чадо, в скором времени, начнет показывать отрицательные стороны характера. Неудивительно, что такие дети страдают неврозами, отклонениями в развитии, девиантным поведением.

Кроме психологического климата в семье важна и здоровая атмосфера. Частое проветривание помещения, закаливающие процедуры только укрепляют здоровье малыша. Не нужно укутывать его во сто одежек по осени или зимой. Не нужно пичкать его грудью или смесью, захочет – поест.

Важно следить за режимом. Двухчасовой дневной сон необходим малышу, он укрепляет его нервную систему. На ночь укладывать спать необходимо в одно и то же время.

Когда малыш учится говорить, важно с ним проводить беседу на обычном языке, а не на детском. Так разговаривать он начнет гораздо раньше. О девочках нужно больше заботиться, мальчикам больше доверять.

Тематический материал:

Родители могут выбрать любую методику воспитания. Они могут пользоваться советами авторитетных педагогов и докторов. Но самое главное, что необходимо малышу – это общение с родителями. Нужно чаще играть с ним, хвалить за любые успехи или попытку что-то сделать самому. Нужно научиться понимать свое чадо, формировать у него положительное отношение к родным и близким. И всегда надо помнить, что ребенок часто копирует поведение своих родителей.

rearchildren.ru

Развитие ребенка до 1 года. Доктор Комаровский о том, что есть норма.

Промежуток времени от рождения до года – удивительный, насыщенный и ответственный период в жизни любого ребенка. Ему необходимо многому научиться. Родителям свойственно переживать о том, как увеличивается вес и рост малыша, и насколько своевременно вырабатываются у него базовые навыки. Развеять возможные сомнения поможет календарь развития крохи, составленный специалистами в области детского здоровья.

Особенности первого года

Родителям следует ознакомиться со стандартным темпом физического развития детей, а также основными умениями и навыками, которые сформируются к годовалому возрасту. Педиатры, психологи и неврологи предлагают в течение первого года жизни ребенка контролировать ряд параметров. Принимая их во внимание, взрослые не упустят важных деталей, а в случае необходимости сумеют выявить и скорректировать отклонения.

Не стоит забывать о том, что каждый малыш развивается индивидуально. На формирование тела и личности крохи влияют различные факторы – наследственность, особенности характера маленького человечка и его темперамент, эмоциональный климат в семье и прочие.

Указанные в любых таблицах сроки являются ориентировочными. То есть, если ребенок научится сидеть не в 6 месяцев, а чуть позже, это ни в коей мере не является поводом для переживаний. Некоторые малыши осваивают сначала ходьбу, а затем ползание – это также вариант нормы.

Развитие в 0 – 3 месяца

  • Задача новорожденного в первые месяцы жизни – адаптация к самостоятельному существованию. На этом этапе основная часть суток приходится на сон. Не менее важны и своевременные кормления через каждые 2-3 часа. Лучшее питание для крохи – грудное молоко.
  • Изначально маленький человечек владеет лишь набором рефлексов – глотательным, хватательным, сосательным и поисковым. Но через несколько недель он может ненадолго задерживать взгляд на ярких игрушках или лицах взрослых, находящихся рядом.
  • Со второго месяца дети тренируются удерживать голову самостоятельно. На формирование и совершенствование этого навыка потребуется некоторое время.
  • Трехмесячный малыш кардинально отличается от новорожденного. Он умеет «гулить», произнося нараспев отдельные гласные звуки при общении со взрослым. Еще он узнает маму, уверенно поворачивает голову на звук и концентрирует внимание на ярких или движущихся предметах.

  • Каждый месяц рост будет увеличиваться на 1-3 см, а вес – на 500 – 700 г. К трехмесячному возрасту вес достигает отметки 4 – 7 кг, а рост составит около 55 – 62 см. Мальчики немного опережают в физическом развитии девочек.
  • По окончании данного периода значительно возрастает активность младенцев. Во избежание случайно падения их ни в коем случае нельзя оставлять на высоких поверхностях без присмотра.

Развитие в 3 – 6 месяцев

К четырехмесячному возрасту изменяются как психологические, так и физические показатели развития ребенка. На этом этапе малыши уже умеют:

  • Уверенно и долго самостоятельно держать голову;
  • Приподниматься на локтях лежа на животе;
  • Следить за предметами, фокусируя взгляд и поворачивая голову;
  • Перекладывать игрушку из одной ручки в другую;
  • Осознанно брать вещи ручками.

Дети старше трех месяцев тренируются переворачиваться без посторонней помощи на животик и на спинку. Это умение окончательно сформируется примерно к полугоду, после чего развивается навык ползания. Особенно активные малыши предпринимают попытки сесть самостоятельно, тренируя мышечный корсет.

«Взрослеет» и нервная система – поэтому дети демонстрируют явное недоверие к чужим людям. Со временем они учатся произносить не только отдельные звуки, но и слоги, проявляют интерес к ярким картинкам, протягивают ручки к близким.

К концу первого полугодия вес составит порядка 6 – 9 кг, а рост достигнет отметки в 61 – 71 см. Зачастую одним из главных событий шестого месяца для меленького человечка становится прорезывание зубов.

Развитие в 6 – 12 месяцев

  • На этом этапе малыши в силу своего физического развития получают возможность исследовать окружающее пространство. Они уверенно сидят, тренируются ползать, а после 7-8 месяцев встают на ножки и пробуют делать первые самостоятельные шаги.
  • Постепенно совершенствуется эмоциональное и психологическое развитие. Дети старше шести месяцев любят простые игры вроде «ку-ку» или «ладушки». Чтобы способствовать формированию необходимых навыков, родителям следует целенаправленно заниматься с малышом. Ему стоит предложить пирамидки, баночки с крышками, сортеры. Также подойдет мягкий пластилин, краски, а ближе к году еще и бусины либо фасоль для мелкой моторики.

  • Ребенок в 8-10 месяцев в состоянии выполнять отдельные поручения – показать предмет в комнате (на картинке) или подать его по просьбе взрослого. Кроме того, он учится говорить первые простые слова. В среднем к году словарный запас составит около 10-12 выражений, хотя некоторые осваивают речь чуть позже – это нормально.
  • По мере развития логики устанавливаются причинно-следственные связи. Происходит расширение диапазона эмоций – дети могут жестикулировать, реагировать на интонацию взрослого. Годовалый малыш уже проявляет самостоятельность, упрямство и капризность.
  • После достижения полугода расширяется детский рацион. Введение прикорма сопровождается знакомством с ложкой. В первую очередь специалисты рекомендуют давать фруктовые и овощные пюре, соки. Затем в меню появятся молочные продукты и каши. Позднее предлагается мясо и яйца. В 7-8 месяцев кроха будет учиться пить из кружки.
  • Календарь развития ребенка на первом году жизни весьма насыщен. За этот период новорожденный малыш научится самостоятельно держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать, ходить, кушать ложкой, играть в игрушки, снимать с себя отдельные вещи, а также многому другому.
  • Ни в коем случае не стоит торопить свое чадо – оно обязательно освоит то или иное действие, как только будет к нему готово. Еще годовалые дети очень эмоциональны и прекрасно понимают, что и с какой интонацией им говорят. Они нуждаются в общении со взрослыми и достаточном внимании с их стороны.

ja-ledy.ru

Раннее развитие ребенка, За и Против!

1. Андрей Пахомово чем речь раннее развитие это до года максимум до 1,5 потом поздно и вредно , если правильно развивать ребёнка до года то потом надо только создать среду и не мешать ребёнку развиваться,только не забывайте вовремя подбрасывает дрова в огонь , чтобы не получилось что трех летний ребенок играет погремушками

2. CalipsoНе со всеми выводами доктора Комаровского согласна (как и любая мамочка, наверное, думает, что лучше знает что для её ребёнка хорошо), но многие рекомендации применяю. Стараюсь развивать свою малышку, нам уже чуть больше 2-х годиков, уже активно играем в развивающие игры даже на логику и память)

3. nataly dobraЯк викладач Школи раннього розвитку я повністю згодна з усіма основними положеннями цієї його лекції! Особливо про залучення знань про Природу, бо це дуже збагачує світ дитини. Доктор Комаровський - це здоровий розум нашої медицини. Жаль тільки, що він поодинокий.

4. CalipsoЗдравствуйте расскажите пожалуйста про дергающие глаза, это ведь не нистагма. может ли проявится от гипоксии .,или легкого черепного давления. у меня сердце болит уже ((((((((. подскажите пожалуйста что и как нужно сделать и кому обращаться .

5. iphone iphoneполучается из за тогоб,что другие мамаши не могут нормально развивать своего ребенка,то я тоже не должна этого делать?я вообще не горю желанием общаться с такими мамашами,а уж тем более рассказвать им об успехах своего малыша

6. Развитие ребёнкаФизическое развитие и интеллектуальное не исключают друг друга. Можно позаниматься с ребёнком часик, а потом хоть целый день напролет гулять, бегать и прыгать

7. Татьяна СтулёваКак не странно дети знали и понимали о чём их спросили, а это говорит о том что в семье эта тема обсуждается больше чем другие о которых дети ни фига ни знают.

8. Ольга КорНасколько раньше я была не совсем согласна с Вашими взглядами на психологическое развитие малыша, настолько я после этого выпуска поменяла свое мнение. Спасибо!

9. Елена Земцовазачем придумывать про коммунистическую партию и ссср, когда система карточек придумана Гленом Доманом. причем давала хорошие результаты

10. Calipso14 ноября - международный день логопеда. Коллеги, от всей души поздравляю !!! Желаю профессиональных находок, удач, побед, праздников и свершений!

11. CalipsoХорошее видео для развития деток. Класс! У нас на канале другой подход к обучению, через задания и тесты. Заходите для обмена опытом.

12. Marigo Mдети рождаются с закрытыми глазами и не реагируют на голос? что-то новенькое для себя открыла имея трех детей XD тетенька шутница....

13. ArzaСмотрю уже далеко не первый выпуск программы и этот - лучший! очень много полезной адекватной информации и толчка для идей ) Спасибо!!

14. Альбина Сагитоваранее развитие нужно родителям, чтобы ходить и друзьям рассказывать какой у них ребенок "вундеркинд".

15. Екатерина БилЧто за бред, мой тоже сразу открыл глаза, его ко мне сразу повернули, мне казалось, что он смотрит на меня

16. Julie BaklahИз крайности в крайность, а кто это решил, что раннее развитие это изучение исторических фактов и т д? Бред...

17. Василий ТушовПригласите маму Андрея Шевченко, Овечкина, Пелагеи, Дениса Мацуева и спросите о секретах развития

18. Арайлым МамраеваСпасибо Вам Евгений Олегович, Вы врач от Бога ! Жаль, что у нас в Казахстане нет таких докторов

19. Jabra Jabraи почему врачам так нравится сравнивать себя и главное других с какими-то животными..

20. ღ Ďeyiřв 3 года матем учить?? когда она будет в 5-11 классе то она поймет что была не права

21. Доминика Лойретмой двухлетний братик до двух считает, и мне нормально😀

22. Svetlana BeloshkuraМакароны сразу в рот - боюсь, что проглотит! Хорошо развит пинцетный захват - тянет двумя пальцами кончик шнурка, когда я надеваю на него фигурки, остальное стандартно (ползает перекрестно, встает). Активно пытается вставать без опоры. Беспокоит, что очень мало способен играть один (минут 10), все пробует на зуб, так что развивающие игры пока плохо получаются - слюнявить интереснее и за этим занятием теряется смысл игры)))

23. Андрей Пахомова что мешает отдать Тему на брейк

24. David BergЕвгений Олегович, спасибо Вам огромное!

25. MultiMusik4Шикарно все разложено по полочкам.

26. Мириш КаЗолотые слова! Согласна на 100%!

zozh-lekar.ru

Развитие моторики детей на первом году жизни - Справочник

Развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

В первый месяц жизни ручки младенца обычно сжаты в кулачки. В течение последующих 6 месяцев он учится раскрывать и сжимать кулачки, потом замечает свои ручки и с интересом начинает рассматривать их, может держать игрушку одной рукой и трясти ее. К 6 месяцам ребенок умеет соединять руки по средней линии тела, дотягиваться до игрушки и хватать ее, держать игрушку обеими руками.

В возрасте от 6 до 12 месяцев малыш совершенствует приобретенные навыки. Сначала ребенок захватывает предмет всей рукой (ладонный захват), затем большим, указательным и средним пальцами и, наконец, берет его кончиками большого и указательного пальцев (пинцетный захват). Малыш начинает показывать указательным пальцем на игрушки, предметы, людей.

Крупная моторика

В течение первого года жизни двигательное развитие ребенка идет очень быстрыми темпами. Научившись ползать и ходить, малыш приобретает определенную независимость от родителей и начинает стремительно расширять свой кругозор. Поэтому можно говорить о том, что своевременное развитие крупной моторики необходимо для интеллектуального развития ребенка.

 

Движения и навыки Средний возраст Граничный возраст
Улыбка 5 недель 3-6 недель
Гуление 7 недель 4-11 недель
Поддержка головы 3 мес. 2-4 мес.
Целенаправленные движения руками 4 мес. 2,5 - 5,5 мес.
Переворачивание со спины на живот 5 мес. 3,5 - 6,5 мес.
Сидит 6 мес. 4,5 - 8 мес.
Ползает 7 мес. 5-9 мес.
Встает 9 мес. 6-11 мес.
Ходит с поддержкой 9,5 мес. 6,5- 12,5 мес.
Стоит 10,5 мес. 8-13 мес.
Самостоятельно ходит 11,5 мес. 9-14 мес.

 

 

В.Г. Майданник

опубликовано 05/11/2008 02:18обновлено 28/08/2013— Оценка уровня психомоторного развития ребенка

spravka.komarovskiy.net