Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Рецепт вкусной подготовки ребенка к школе в домашних условиях. Подготовка к школе ребенка 5 лет дома


Подготовка ребенка к школе в домашних условиях: упражнения и игры

Доброго времени суток, друзья! Рада видеть вас на страницах моего блога.

Скоро в школу? Поздравляю! И желаю успешной подготовки. А как вы думаете, может ли быть успешной подготовка ребенка к школе в домашних условиях? Имеет ли она смысл? И нужна ли она вообще?

И сразу же дам свои варианты ответов.

Да, может!

Да, имеет!

Да, нужна!

Она необходима! Даже если дошкольник посещает специальные курсы, развивающие центры или занимается с репетитором. Потому что никто, даже самые супер-пупер-мега-крутые педагоги, не смогут дать ребенку того, что смогут дать родители, просто занимаясь с ним дома.

Для того, чтобы самостоятельно подготовить ребенка к обучению вовсе не обязательно иметь диплом о высшем педагогическом образовании. Так же, как и для того, чтобы испечь пирог, не обязательно быть пекарем. Просто нужен список ингредиентов и рецепт. Так же и с подготовкой!

Скажете, что еще и опыт может потребоваться? Ну да, наверное. Но он у вас есть! Сколько вы уже знакомы со своим будущим первоклашкой? Лет 6 – 7? И все это время вы с ним общались, чему-то его учили, что-то ему объясняли. Вы же его знаете, как никто другой! Вот он ваш драгоценный опыт! Тем более, что во время подготовки к школе, ничего такого экстраординарного делать не придется.

Список ингредиентов вкусной предшкольной подготовки будет чуть ниже. А прямо сейчас давайте узнаем к чему же нам нужно стремиться? Нарисуем словесный портрет дошкольника, который полностью готов к обучению в школе.

Портрет будущего первоклассника

Ребенок готов к обучению в школе если
Он способен управлять своим поведением. Поведение зависит не от сиюминутных желаний, а от требований взрослого (учителя) или правил поведения в той или иной ситуации. Ребенок понимает, что ему это необходимо для того, чтобы добиться какой-либо цели.
Он способен принимать самостоятельные решения. При этом опирается на полученные знания и свой жизненный опыт.
Он эмоционально-отзывчив. Сопереживает героям книг, кинофильмов и т.п. Способен реагировать на красоту окружающей природы, музыки, произведений искусства.
Он овладел как вербальными (с помощью слов), так и невербальными (с помощью жестов и мимики) средствами общения с ровесниками и взрослыми людьми. Может вести диалог.
Он способен выполнять поставленные перед ним задания. Может найти решения интеллектуальных и личностных задач.
Он способен воплощать в жизнь задуманное. С помощью рисунков, лепки, конструирования.
Он имеет широкий кругозор. Способен классифицировать, обобщать, сортировать окружающие предметы, явления, понятия.
Он способен выполнять графические задания (штриховка, раскрашивание, написание мелких элементов). Рука подготовлена к письму, мелкая моторика развита. Способен управляться с мелкими предметами.
Он способен запоминать услышанное, увиденное, произошедшее. Память развита.
Он умеет выражать свои мысли. Способен поддерживать диалог. Правильно произносит звуки. Словарный запас богатый.

 

Портрет этого дошкольника не взят с потолка. И это не мои фантазии. Это – требования ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования). Заметьте, в портрете даже и намека нет на то, что перед поступлением в школу уже нужно знать буквы, читать и считать.

Раньше от будущих первоклассников требовали знаний и навыков, а начиная с 2014 года внимание обратили на личностные характеристики детишек и уровень их развития.

А не пора ли нам уже с ингредиентами разобраться? По-моему пора! Итак, приступаем.

Список ингредиентов для вкусной подготовки

Берите ручки, записывайте. Для вкусной подготовки нам понадобятся:

  1. Развитие памяти.
  2. Развитие внимания.
  3. Развитие мышления.
  4. Развитие речи.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Развитие ориентации на листе бумаги.
  7. Развитие ориентации в пространстве.
  8. Усидчивость.
  9. Мотивация.
  10. Коммуникабельность.
  11. Любознательность.
  12. Самостоятельность.
  13. Гигиенические навыки.
  14. Познания об окружающем мире.
  15. Умение читать.
  16. Умение считать.

Ну ничего себе списочек получился. Целых 15 пунктов! Кстати, если вам кажется, что я о чем-то забыла, пожалуйста, напишите об этом в комментариях к статье. Буду вам очень признательна.

Диагностика

А теперь вернемся к нашим пирогам. Допустим, нужна для пирога капуста. А у вас в холодильнике целых пять кочанов лежат. Пойдете вы за капустой в магазин? Конечно нет. Ее же и так много!

Теперь переключаемся на подготовку. Успеваете за мной? Отлично! Если у вашего сына или дочки какого-нибудь подготовительного ингредиента в избытке, нужно ли его развивать? Например, память, ну просто феноменальная! А вот усидчивости можно было бы и побольше. Тогда обращаем внимание на усидчивость, а память просто иногда поддерживаем.

Как узнать чего именно не хватает? Как найти пробелы, которые нужно заполнить? Здесь на помощь приходит диагностика или тестирование. О том, как провести тесты можно узнать из книг, а еще лучше обратиться за помощью к специалистам психологам или педагогам.

У Артемки в садике недавно проводили такую диагностику. Психолог общался с детьми. Нам порекомендовали больше внимания уделать развитию коммуникативных навыков, то есть общения. А в остальном все хорошо!

Провести диагностику нужно до начала подготовки к школе. И тогда вы точно будете знать, на что нужно обратить особое внимание.

А теперь переходим к детальному изучению наших подготовительных ингредиентов.

Развитие памяти

Память — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Если не обращать внимания на развитие памяти, то ребенку в школе придется не сладко. Ведь там постоянно нужно что-то запоминать и вспоминать. То правила, то стихотворения, то таблицу умножения. Память можно и нужно развивать. Как? Помогут специальные игры и упражнения. Их много. Здесь я расскажу об одной очень популярной и полезной игре.

Называется игра «Большие перемены». В чем смысл? На столе раскладываются предметы. Любые предметы. Ребенок одну минуту смотрит на стол и пытается запомнить все, что видит. Потом отворачивается. Вы убираете один предмет. Ребенок снова смотрит на стол и пытается вспомнить, чего же не хватает.

Также можно добавлять предметы или менять их местами. Эта игра тренирует зрительную память. А кроме зрительной существуют еще слуховая память, двигательная, эмоциональная и другие. В двух словах об этом не расскажешь, так что скоро я напишу отдельную статью, целиком посвященную развитию памяти. Чтобы ее не пропустить подпишитесь на обновления блога.

Развитие мышления

Мышление — это познавательная деятельность человека.

С мышлением тоже не все так просто. Оно необходимо, чтобы ребенок мог осваивать новые знания. Мышление бывает:

  • действенное;
  • образное;
  • логическое.

Развивается с помощью специальных упражнений. Очень интересных, нужно сказать. По крайней мере, моему сыну Артему эти задания очень нравятся.

Упражнение «Накорми меня»

Для этого упражнения потребуются карточки с изображением животных и того, что они едят. Например, курица, кошка, собака, заяц, коза, пшено, морковка, кость, молоко, капуста. Задача — соединить карточки. Курочку с пшеном, кота с молоком и так далее.

Упражнение «Найди лишнее».

В игру на определение лишнего можно играть с помощью карточек или устно. Задача — исключить лишний предмет из увиденных на карточках или перечисленных взрослым.

Упражнение «Противоположности»

Вы называете слово, например, «большой». Ребенку нужно подобрать слово противоположное по значению — «маленький». И так далее. Широкий-узкий, светлый – темный, сильный – слабый.  Подробнее о развитии мышления я рассказала здесь.

Развитие внимания

«Внимательно». Любимое слово учителей. Внимательно смотрим на доску! Внимательно слушаем меня! Внимательно читайте условие задачи!

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Думаю, что никто не будет спорить с тем, что способность концентрировать внимание очень необходима для успешного обучения в школе.

От учителя, который ведет подготовительные курсы, узнала об очень интересном способе развития этой способности. «Корректурная проба». Применяют ее для того, чтобы оценить устойчивость внимания. Но можно использовать и для тренировок.

Корректурная проба — это набор символов, в произвольном порядке напечатанных на листе бумаги. Это могут быть буквы, цифры или какие-то значки. Можно даже старые ненужные книги использовать или журналы. Вы даете ребенку лист с корректурной пробой и карандаш. Еще потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер. Ставите задачу, например, вычеркнуть все буквы «А». Засекаете 2 минуты. Через две минуты смотрите, что получилось. Сколько ошибок? Как далеко продвинулись? В следующий раз посмотрите есть ли прогресс.

Лабиринты.

Хорошим упражнением для развития концентрации внимания являются всякие разные лабиринты. Множество лабиринтов можно найти в детских журналах.

Еще одно хорошее упражнение. Вы произносите в разнобой названия домашних животных, диких животных и птиц. Корова, аист, медведь, заяц, сорока, кот, лиса и т.д. Задача ребенка, когда он слышит название домашнего животного топнуть, дикого — хлопнуть, птицы — кукарекнуть.

Развитие речи

Здесь следует обратить внимание на три момента:

  1. Правильное произношение звуков.
  2. Богатый словарный запас.
  3. Умение выражать свои мысли.

Если ребенок неправильно произносит звуки, то бегите к логопеду. Звуки можно поставить, главное не упустить время. Самое лучшая пора для начала занятий с логопедом 4 — 5 лет. Так считают сами логопеды. А если ребенку уже 7? Поздно? Нет, не поздно! Но начинать логопедические занятия нужно прямо сейчас.

Словарный запас и умение выражать свои мысли. С этим проще, можно обойтись своими силами. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы, обсуждайте с ним прочитанное или увиденное. Говорите на определенные темы. Например, сегодня рассмотрите подробнее тему «Зимующие птицы». Посмотрите картинки, произнесите названия птиц, расскажите, почему им нужно зимой помогать и как. А завтра побеседуйте о временах года.

Речь развивать нужно постоянно. Дома, на прогулке, перед сном, в транспорте.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Развивать мелкую моторику нужно не только для того, чтобы ребенку было легче держать в руках ручку и выводить красивые крючочки и петельки. Мелкая моторика влияет и на мышление, и на речь. Не даром ведь говорят, что ум лежит на кончиках наших пальцев.Так что советую уделить ее развитию особое внимание.

Развитию моторики способствуют :

  • рисование;
  • лепка из пластилина;
  • складывание пазлов, мозаики;
  • игры с конструктором;
  • наматывание ниточек на клубок;
  • нанизывание бусинок на нитку;
  • вырезание ножницами;
  • разрывание бумаги;
  • аппликация;
  • прописи.

И этот список можно продолжать еще долго. Более подробно о мелкой моторике и подготовке руки к письму можно почитать здесь.

Ориентация на листе бумаги

Когда я в первый раз услышала фразу: «Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги». Я подумала: «Вы вообще о чем? Это как?»

Оказалось все очень просто.

Положите перед ребенком лист бумаги и карандаши. Объясните ему, какая сторона считается верхней, какая нижней, правой, левой. Где верхний правый угол, нижний правый, верхний левый и нижний левый. Где центр. И по очереди давайте задания, например:

  1. Нарисуй в верхнем левом углу квадрат.
  2. Нарисуй в правом нижнем углу прямоугольник.
  3. Под квадратом нарисуй елочку.
  4. В центре нарисуй большой круг.
  5. Справа от большого круга нарисуй еще один маленький кружочек.
  6. В верхнем правом углу нарисуй треугольник.
  7. В нижнем левом углу напиши букву «А».
  8. Рядом с ней напиши букву «Б» и т.д.

Если получится выполнить эти задания, то с ориентацией все в порядке. Если были ошибки, то нужно тренироваться еще. Кстати это задание развивает еще и концентрацию внимания.

Развитие ориентации в пространстве

Ориентация в пространстве, так же как и усидчивость, мотивация, коммуникабельность, любознательность, самостоятельность являются звеньями одной цепи — психологической подготовки к школе. Ей на блоге посвящена отдельная статья. Почитайте, узнаете много интересного.

Гигиенические навыки

Очень важно донести до ребенка необходимость следить за своим внешний видом. Выглядеть в школе нужно опрятно. Следить за чистотой своих рук, лица, одежды, обуви. Содержать в порядке рабочее место и бережно относиться к вещам. В школе мамы, готовой прийти на помощь, рядом не будет.

Договоритесь с ребенком о его обязанностях. Он может сам заправлять свою постель или чистить обувь и ставить ее сушиться. Убирать свой рабочий стол и игрушки. Не нужно доделывать за ребенком то, что он не успел или не захотел сделать. Этим вы окажете ему медвежью услугу. В школе ему эти навыки очень пригодятся.

Познания об окружающем мире

В школе даже предмет такой есть «Окружающий мир». Ребенок должен ориентироваться в том, что его окружает. Существует список тем и вопросов, в которых ребенок должен ориентироваться к началу школьной жизни. В этом списке:

  • ФИО родителей,места их работы и профессии;
  • свои собственные ФИО;
  • адрес;
  • основные цвета;
  • времена года и названия месяцев;
  • дни недели;
  • явления природы;
  • перелетные и зимующие птицы;
  • дикие и домашние животные;
  • деревья;
  • цветы;
  • грибы;
  • овощи и фрукты;
  • мебель;
  • посуда;

Список можно продолжать и дальше. Со всем эти ребенок знакомится ежедневно в течение жизни. Или из ваших специальных бесед на определенные темы.

Чтение и математика

Не смотря на то, что сейчас вроде как никто официально этих умений не требует, большинство родителей предпочитают научить ребенка читать и считать еще до школы. Мнение педагогов начального образования такое: «Не умеет — научим! Но лучше, чтобы хоть немного умел».

Если ребенок посещал детский сад, то будет проще. Программа подготовки в садике предусматривает занятия и по чтению, и по математике.  И тогда вам нужно только поддерживать в нем эти умения. Читать книжки, решать простые примерчики.

Артемка мой очень любит читать. Особенно разные вывески на магазинах. Да и считает тоже любит. Голубей, например, ступеньки в подъезде, машины мимо проезжающие, шаги. Ну и по букварю Н.С. Жуковой мы с ним тоже ежедневно занимаемся.

Еще делаем задания по поиску звука в слове. Определяем, где звук находится? В начале, в середине или в конце слова?

В транспорте, если куда- то едем – играем в слова. Наверняка правила этой игры вам известны. Нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова. Пароход – дом – мост – тропинка и т.д.  Очень прикольно бывает, когда пассажиры в автобусе начинают с азартом подсказывать.

Еще Тёме очень нравится игра «Десятка». Это мы ее так называем.  Смысл в том, чтобы по очереди называть по 10 слов на определенную букву.

Ну а если вы поставили перед собой задачу научить ребенка читать самостоятельно. То есть с нуля. Сначала буквы, потом слоги, потом слова. То я бы посоветовала обратиться к специалисту, хотя бы за консультацией. Или использовать специальную литературу. В этом деле есть свои тонкости. И можно ребенка так научить, что потом учитель переучивать замучается.

Вот, посмотрите это видео, думаю оно вам многое объяснит.

 

Если у вас еще не пропало желание учить ребенка чтению самостоятельно, то я желаю вам удачи.

Как правильно заниматься с ребенком?

Как сделать так, чтобы ребенка не приходилось заставлять заниматься? Чтобы он ждал этих занятий? Нужно дать ему то, что он хочет. А чего хочет ребенок? Ребенок хочет играть! Игра, как говорят психологи, это основной вид деятельности для детишек старшего дошкольного возраста.

Так что занятия нужно проводить в игровой форме.

Еще несколько штрихов к нашему рецепту:

  • подходите к занятиям только с хорошим настроением;
  • длительность одного занятия не более 15 минут, потом перерыв;
  • от коротких ежедневных занятий толку будет больше, чем от одного длинного по выходным;
  • чаще хвалите ребенка и вселяйте в него уверенность, в том, что все у него получится;
  • если что-то не получается, не ругайтесь, а поддерживайте;
  • составьте для себя расписание занятий, чтобы было проще ориентироваться в происходящем;
  • занимайтесь не только дома, сидя за столом, а везде и всегда. Например, во время прогулки по осеннему парку можно поговорить о временах года, об особенностях осени, о деревьях и перелетных птицах, а еще собрать гербарий и сделать красивую поделку.

Что ж, друзья, вроде бы все рассказала, что знала. Желаю вам удачи! Да и себе тоже. И давайте за то, чтобы первого сентября можно было с гордостью и радостью сказать: «Мы сделали все, что нужно! К школе готовы! Ура!»

Ну а чтобы это было действительно так, советую вам прямо сейчас записаться на классный, полезный и, что очень приятно, бесплатный вебинар. Он называется «Как подготовить ребенка к школе без проблем за 20-30 минут в день?»

Буду признательна, если вы поделитесь своим опытом по данной теме. Пишите об этом в комментариях.

И заходите в гости снова!

Здесь вам всегда рады!

shkolala.ru

Подготовка ребёнка к школе - методы и задания для дошкольников

Некоторые родители считают, что если ребёнок умеет писать и считать, к поступлению в первый класс он полностью готов. Данное мнение ошибочно. Подготовить ребёнка к школе гораздо сложнее, чем может показаться с первого взгляда. И обычных знаний здесь всегда недостаточно. Более подробно о подготовке малыша к школе мы поговорим далее.

Задания для подготовки к школе

Задания для подготовки к школе должны включать в себя специальные занятия для дошкольников, направленные на развитие определённых навыков. В их числе:

  1. Логика. В целях развития логического мышления нужно выполнять упражнения по классификации предметов, исключения лишних вещей из определенных групп и пр.
  2. Математические упражнения. Ребёнок должен знать состав числа, уметь складывать и вычитать.
  3. Занятия на эрудицию. Научите дошкольника ответам на некоторые вопросы. Например, он должен знать свои данные, названия рек, столицу страны, в которой живёт, названия месяцев, отличия во временах года и пр.
  4. Развитие мелкой моторики и памяти. Нужно заниматься с ребёнком творчеством, учить его перерисовывать буквы, понимать истории и пересказывать их и т. д.

Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях

Подготовка ребёнка к школе на дому ничем не отличается от занятий в специальных развивающих группах. То есть, родители должны развивать все перечисленные навыки у ребёнка. В ходе занятий могут использоваться подсказки и наглядные материалы. Например, круг, на котором указаны дни недели и месяцы, разнообразные таблицы для счёта. Таким образом, ребёнок будет лучше запоминать весь пройденный материал.Помимо общих знаний и эрудиции у детей необходимо формировать и коммуникативные навыки. Ребёнка нужно научить общению, пониманию главного и применению моральных норм в жизни. Необходимо развивать в ребёнке навыки общения, чтобы он не был агрессивен со сверстниками и легко находил общий язык в новом коллективе. Обязательно объясняйте детям смысл обучения в школе, расскажите о новых правилах, которые там существуют.

Организуйте ребёнка с детского возраста. В игровой форме покажите ему, как он будет собирать портфель и выполнять домашние задании после школы. Если объяснять детям всё заранее, новая обстановка будет воспринята ими вполне нормально, что избавит вас от многих проблем.

Программа для дошкольников по подготовке к школе

В обязательную программу подготовки к школе дошкольников должны быть включены следующие предметы:

  • математика;
  • чтение;
  • письмо;
  • искусство;
  • психологическое развитие.

То есть, программа должна быть универсальной и охватывать различные сферы знаний. Ориентирована она на возраст от 4-х до 6-и лет. Конечно, всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Кому-то большое количество информации достаточно сложно воспринимать в 4-х летнем возрасте, а кто-то, наоборот, уже готов в этом возрасте заниматься и получать новые знания в полной мере.

Психологическая программа подготовки к школе

Программа психологической подготовки детей к школе должна, в первую очередь, формировать социальные, а также эмоциональные навыки. В первом классе ребёнок должен уметь воспринимать информацию, сосредотачиваться на чём-либо, слушать учителя, общаться с коллективом, отстаивать своё мнение и иметь правильную самооценку.

Если дети посещают детский сад, все перечисленные навыки у них сформируются в дошкольном учреждении. Если ребёнок воспитывается дома, могут возникнуть сложности, особенно с коммуникативными навыками. Поэтому задача родителей – уделить психологической подготовке малыша как можно больше времени. И при необходимости обратиться к детскому психологу.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Подготовка к школе дома - mama.ru

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься.

Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

1. Лепка из глины и пластилина.

2. Рисование или раскрашивание картинок.

3. Изготовление поделок из бумаги.

4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы.

5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

7. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

8. Всасывание пипеткой воды.

9. Нанизывание бус и пуговиц.

10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

11. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.

12. Перебирание круп, например, гороха, гречки и риса.

13. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении.

14. “Теневой театр”. Например, можно распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, — на стене появится собака.

15. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Организуйте дома спортивный уголок, где ребёнок сможет лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, — рука у него будет крепкой и твёрдой.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности.

МАТЕМАТИКА

Научите ребёнка ориентироваться в пределах десятка, считать в обратном порядке, сравнивать числа, понимать, какое большее, какое меньшее. Важно, чтобы малыш умел ориентироваться в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Считайте вместе шишки, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве?

ЧТЕНИЕ

К первому классу многие дети уже читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Учите ребёнка выражать свои мысли. Уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Учите последовательно рассказывать о произошедших событиях. Например, ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. С мячом можно играть в антонимы: “чёрный” — вы кидаете ему мяч, “белый” — ребёнок бросает вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное — несъедобное, одушевлённое — неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Малыш должен знать самые элементарные вещи о себе, о людях и об окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”), и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К семи годам ребёнок должен понимать, что бабушка – это мамина или папина мама.

Пособия для подготовки к школе:

— полный годовой курс для занятий с детьми от 6 до 7 лет;

— интеллектуальное развитие детей 5-6 лет;

— развивающие пособия для подготовки к школе;

— “Завтра в школу”. Пособие для подготовки детей к школе;

— “Лёгкие уроки. 10 минут в день”;

— рабочие тетради для дошколят.

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

Развивающие занятия подготовка к школе: занимаемся дома

Добрый день,  мои дорогие читатели. Сегодняшняя статья  будет полезна родителям, заботливым бабушкам или дедушкам. Тема сегодня такая: развивающие занятия  подготовка к школе.

Эта тема лично для меня очень даже актуальна. На следующий год мой младший сын пойдет в первый класс. Поэтому подготовка к школе у нас в самом разгаре.

Конечно готовить ребенка  лучше начинать лет с 4. Но если по каким-то причинам это не удалось, а непоседе уже 6 лет и в школу уже через год, то не стоит отчаиваться. Лучше поздно, чем совсем не заниматься подготовкой.

Несколько советов для родителей

Терпение

Терпение и еще раз терпение.

  • Ни в коем случае не кричите, не ругайте будущего ученика.

Отбить желание учиться очень легко, а вот заинтересовать сложней.

Старайтесь заниматься когда в хорошем расположении духа не только ребенок, но и вы. Ведь объяснять какие-то элементарные вещи (как кажется нам) много раз, довольно сложно. Поэтому если вы понимаете, что раздражены, то отложите занятия, хотя бы ненадолго. А за это время успокойтесь, попейте чайку или прогуляйтесь.

Да и во время занятий, если чувствуйте, что внутри закипает гнев, а может отчаяние или злость, то не срывайтесь на ваше чадо, сделайте перерыв.

Играйте

Старайтесь проводить развивающие занятия в игровой форме. Согласна, что не всем родителям под силу придумать что-то интересное.

Но мы с вами люди взрослые, сообразительные.

Стоит нам немножко поднапрячь голову и идеи обязательно появятся.

Например, обводите вы клеточки. Пусть это будут не клеточки, а вагончики, которые собираются отправиться в дальнее путешествие. А если по письму пишите какие-нибудь закорючки, то придумайте вместе с ребенком им названия.

Выученные стихи можно рассказывать перед зрителями и пусть это всего лишь игрушечный медведь или лошадка.

Главное начать фантазировать.

Не можете сами, попросите помощи у ребенка. Может у него есть какие-то идеи.

Не перегружайте

Не перегружайте дошколенка. Занимайтесь минут по 15, затем перерыв минут на 20.

Но в перерыв мы не отправляемся на кухню что-то поесть и не включаем телевизор, чтобы посмотреть мультфильм, а мы играем в мяч, прыгаем на батуте или просто на одной ноге. Устройте соревнования, кто дольше может прыгать на левой ноге.

Чередуйте

Чередуйте занятия. Почитали, потом можно порисовать. Пописали, можно и попеть. Умственное, творческое. Поработали ручки, работаем язычком.

Не спешите

Не торопитесь усложнять материал. Лучше долго топтаться на месте, но качественно усвоить материал.

Не надо спешить.

Пусть вы не успеваете все делать по графику. Самое главное хорошо усвоить пройденный материал.

Планируйте

План занятий конечно же нужен. Но  вот четко его придерживаться его не всегда получиться. Ведь какой-то материал ребенку будет даваться легче, какой-то сложней. Где-то вы будете долго топтаться на месте, а  что-то с легкостью перепрыгнете.

План — это лишь ориентир куда двигаться дальше.

Мелкая моторика

Зачем развивать

Под мелкой моторикой как правило подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

Думаю, что не для кого не секрет, что слабое развитие мелкой моторики рук может плохо отразиться на успеваемости будущего первоклассника.

Это может выразиться в замедленной скорости написания, в неточности движений.

Ребенок может не успевать за одноклассниками, да в тетраде могут оказаться вместо красивых букв страшные каракули.

И вообще таким образом может развиться негатив как к письму, так и к учебному процессу в целом. Это конечно совсем уже страшилки. Не хотела сильно пугать.

Но думаю, что вы наверняка  занимаетесь развитием мелкой моторики: и лепите и рисуете с ребенком, собираете лего, что-нибудь вырезаете. А еще можно играть в пальчиковые игры, делать специальные упражнения.

Видео: игры для развития мелкой моторики

Чтобы пальчики стали умелыми конечно же требуется время, ну и без систематических занятий тоже не обойтись.

А еще одно из важный условий для развития мелкой моторики — занятия должны быть интересными, приносить положительные эмоции.

Ну а чтобы подкрепить интерес к упражнениям — следите за тем, чтобы деятельность была успешной.

Далее я хочу вам предложить посмотреть варианты развития мелкой моторикой.

Массаж пальчиков

Приятное занятие не только для малыша но и для мамы.

Поглаживаем, растираем. Движения направлены от кончиков пальцев к запястьям.

Сидите вместе с дочкой или сыночком, смотрите мультфильмы и поглаживаете ей или ему пальчики.

Благодаря массажу кровь приливает к нервным окончаниям, а это надо отметить очень положительно воздействует на головной мозг.

Пальчиковые игры

Пальчиковый игры способствуют развитию и мелкой моторики и речи и памяти. Ведь все движения в играх сопровождаются стихами-потешками, рифмованными сказками. Ребенку нужно запомнить положение пальцев, последовательность движений, да и сам стих. А это уж как не просто.

Видео пальчиковые игры

Как еще развить мелкую моторику

Есть еще множество других вариантов развития мелкой моторики.

Я уж не буду подробно описывать следующие занятия. Уверена, что они и так понятны

  • Лепка из глины и пластилина
  • Занятия с бусинками, пуговицами, мелкими камушками
  • Вырезание ножницами
  • Шнуровка
  • Оригами
  • Штриховка
  • Раскрашивание
  • Рисование орнамента
  • Устройте дома кукольный театр, театр теней

Развитие памяти

Для успешной учебы нужно также развивать память у дошколенка.

Наверняка вы заучиваете стишки, песенки. Все это конечно же способствует развитию памяти. Но еще ее можно развивать при помощи различных игр.

Наша любимая игра

Хочу немного рассказать про нашу любимую настольную игру (точнее напольную, у нас нет большого стола, поэтому мы играем на полу). Называется игра «Парочки».

Правила просты.

Карточки с парными картинками перемешиваются и раскладываются картинками вниз. Каждый игр по очереди переворачивает по две любые карточки и старается запомнить картинку и ее расположение. Если выпало две одинаковых картинки, то игрок их забирает себе и открывает еще раз. Выигрывает тот, у кого больше парных картинок.

«Парочки» в нашей семье отлично прижились. У нас есть наборы картинок на разные тематики: животные, птицы, растения, грибы, овощи, морские обитатели и другие. В общем развиваем не только память, но и расширяем кругозор.

Игры для развития абстрактно-образного мышления

Я предлагаю вашему вниманию несколько интересных игр для развития абстрактно-образного мышления.

Зачем они нужны?

Дело в том, что часто при помощи образов и ассоциаций нам легко удается вспомнить что-либо.

Чем крепче ассоциативная связь  предметов, тем лучше и надольше мы их запомним.

Вполне возможно, что первые несколько игр покажутся вам странноватыми, но тем не менее они важны для того, чтобы раздвинуть границы воображения.

Развиваем воображение

Попросите ребенка, что бы он нарисовал, как пахнут мамины духи или пусть расскажет чем пахнут облака. Пусть опишет какой на ощупь ветер или как звучит красный цвет. У меня Максим сказал, что облака пахнут морем.

Ассоциации

Попросите ребенка назвать свои ассоциации, связанные с названными вами словами. Для каждого слова может быть какая-то своя схема описания, но примерно она может выглядеть так: форма, запах, цвет, текстура, вес, вкус.

Называть можно не только знакомые слова. Пусть попробует описать свою ассоциацию, включив воображение и фантазию. Например пусть опишет как выглядит филателия или чем пахнет эсперанто.

Оживляем

Попробуйте с будущим первоклассником оживить любой приглянувшийся предмет. Например, пусть оживет ботинок и расскажет про свои путешествия.

Применение игр

Все эти игры можно использовать при запоминании стихов. Вы читаете строчку, ребенок создает свой образ и чем он более ярок, тем лучше. Потом  вспомнив образ легко можно воспроизвести и слова.

Если ребенку нужно запомнить цепочку слов, не связанных между собой, то попробуйте составить логическую связь между перечисленными словами. Можно составить рассказ. А потом уже, вспоминая ассоциации, проще будет повторить слова.

Чем чаще будете играть в подобные игры, тем быстрей и будет запоминаться нужная информация.

Ну а если нужно запомнить скучную сухую информацию, то при помощи развитого воображения ее легко будет «оживить».

Игры на внимание

Ох, как часто из-за невнимательности мы допускаем ошибки. Порой это так досадно.

Поэтому включите пункт  подготовка к школе занятия по развитию внимания.

А для этого можно применить следующие игры.

Споем

Играть можно с одним ребенком, можно и с группой детей.

Правила просты. Ребенок выбирает любую песню, которую он знает. По команде ведущего игрок начинает петь. Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, то ребенок должен петь про себя. Если хлопнет один раз, то вслух.

Если играет несколько детей, то ведущий момент хлопать любому участнику. Поэтому в один и тот же момент некоторые дети будут петь вслух, некоторые про себя.

Проиграл тот, кто ошибся и этот игрок становится ведущим.

А вот еще одна веселая забава

«Да» «Нет» не говорим

Правила  понятны из названия: ребенку задают вопрос, а он должен ответить на него не используя в ответах «да» или «нет». Задача ведущего задать так вопрос, чтобы ну очень хотелось ответить неправильно.

Например, тебя зовут... (имя ребенка)?

Ты любишь море?

Ты умеешь плавать?

Ты ночью спишь?

А ты любишь бананы?

И подобное

Учим буквы. Учимся читать.

Лично для меня обучение чтению детей один из волнительных моментов. Можно сравнить даже с первыми произнесенными словами, первыми самостоятельными шагами. Это просто чудесный момент, когда видишь как твой ребенок читает первые слова. Помню как младший сын был сам просто в шоке, когда понял, что научился читать. До сих пор помню его удивленные радостные глазки.

Итак, для того, чтобы научиться читать, нужно конечно же выучить буквы.

Но для того, чтобы начать читать все буквы знать не обязательно.

Выучите гласные, для начала достаточно А, О, У, Ы, И, остальные можно и чуть позже. Из согласных можно начать учить с  М, П, С, Т, Ш, Н, Л и можно уже приступать к чтению слогов и слов с выученными буквами.

Взрослые я думаю понимают разницу между звуком и буквой. Для дошкольников разницу пока можно и не объяснять. Но запомните, что когда учим согласные, то называйте их не как в азбуке «ЭЛ», «ЭМ,» «ЭН», а «Л», как в слове кол, «М» как в слове дам, «Н» как в слове дан.

 

Для того, чтобы выучить буквы есть множество игр. Можно купить, а можно сделать самим. Я например покупала два одинаковых набора букв, разрезала их и мы играми с ними в «Парочки» . Выше я описывала правила.

Можно играть и в другие игры, используя карточки с буквами.

Например положить в ряд несколько карточек, пусть ребенок проговорит буквы и закроет глаза. Вы тем временем прячете одну карточку. Задача игрока — назвать недостающую букву. Можно поменять карточки местами и тогда задача  — отгадать какие буквы переставлены.

Можно взять текст с крупным шрифтом и попросить ребенка подчеркнуть (зачеркнуть, обвести) определенную букву. Можно усложнить задачу: попросить одну букву зачеркнуть, другую обвести.

Видео, как научить ребенка читать по слогам

Математические игры

Существует множество игровых занятий для развития математических способностей дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр.

Геометрическая мозаика

Это занятие развивает внимательность, мелкую моторику, учит сопоставлять детали по цвету и форме

Из цветной бумаги или картона вырезаем разные геометрические фигуры.

Так же готовим карточки с различными объектами, для создания которых используются геометрические фигуры. Задача  — создать модель по образцу.

Вот еще один пример.

Можно организовать подобную занятие, используя счетные палочки, кубики. Из палочек (кубиков) вы делает какую-то фигуру, ребенок должен повторить.

Где ошибка

Материалом  может послужить различные игрушки, кубики, даже природный материал (шишки, желуди). А можно использовать все те же геометрические фигуры из картона.

Составляем из предметов логическую последовательность.

 

Потом ребенок закрывает глаза, а взрослый в это время либо что-то переставляет местами, либо убирает какой-то предмет. Ну а игрок должен отгадать, что же изменилось, где появилась ошибка в последовательности.

Эта игра проходит более азартно, если в ней участвует несколько детей. Тогда дух конкуренции заставляет мозг работать быстрей.

Нарисуй по цифрам

Это задание постепенно усложняйте. Но начните с самых простых.

  • Учите ребенка считать в обратном направлении

Объясните будущему ученику состав числа. Конечно же на уроках по математике это будут проходить. Но зная уже сейчас состав числа, дошколенку будет легче решать примеры.

Считайте все подряд. Рисуете, сосчитайте сколько у вас карандашей или фломастеров, смотрите мультфильм, посчитай сколько героев.

Я искренне надеюсь, что советы, которые я дала в этой статье вам пригодятся. Конечно не просто подготовить ребенка к школе, но я уверена, что у вас все получиться.

До новых встреч на сайте. Если понравилась статья, то рекомендуйте ее своим друзьям через кнопочки соц. сетей.

Пока-пока.

zhenskiebudni.ru