Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Английский с пелёнок. Нужно ли обучать ребёнка языку с младенчества? Нужно ли учить ребенку английский язык в 5 лет


С какого возраста лучше начинать изучать английский ребенку

При изучении иностранного языка ребенку предстоит осваивать чужую речь. А в возрасте 1-2х лет еще и родная-то не сформирована в той степени, как это должно быть. Да, вы можете записать ребенка в кружок иностранного языка. Ему весело будет потанцевать там под новую песенку, похлопать ручками под чтение алфавита и познакомиться с забавным мишкой Teddy. Но эти занятия сами по себе не принесут абсолютно никакого эффекта. С тем же успехом ребенка можно с малых лет водить на танцы или гимнастику – главное, чтобы там было весело.

В школьном возрасте (6-8 лет) момент, когда лучше начинать изучать английский язык ребенку, уже упущен. На ваше чадо взваливается учеба. Выполнение домашних заданий, получение хороших отметок, усвоение материала по разным предметам, игры и общение с одноклассниками – мозг ребенка загружен новой информацией настолько, что иностранному языку там уже не отводится должное место.

И если малыш не испытывает интереса, любви к изучению английского и, тем более, не имеет способностей к освоению чужой речи, все ваши доводы о том, что английский сейчас нужен везде не найдут отклика в душе школьника. В лучшем случае он походит на дополнительные занятия в языковую школу и немного подтянет уровень.

С какого же возраста детям лучше учить английский?

По заверениям специалистов, лучший возраст для того, чтобы начинать учить английский – 3-5 лет.

В этом возрасте уже практически у всех малышей развита речь. Любую новую информацию они впитывают как губка. В этом возрасте их мозговые механизмы развивают свою гибкость настолько, что освоение иностранного дается малышу легче, чем это происходило бы, к примеру, в 10-11 лет. К тому же, 3-6-летний малыш демонстрирует уникальную способность к запоминанию иностранных слов, хотя их воспроизведение является скорее автоматическим и неосознанным.

Однако существует одно противопоказание для изучения английского языка в столь раннем возрасте – дефекты речи. Малыша нельзя обучать иностранному, если в его родной речи присутствуют грубые нарушения звукопроизношения, имеют место бедный словарный запас и путница значений слов. Иными словами, любые логопедические проблемы – строгое противопоказание. Сначала решите их и лишь затем начинайте прививать чаду азы иностранной речи.

Идеальный возраст, с какого можно учить английский ребенку без речевых дефектов и отставания в развитии речи – от 4 до 6 лет.

Гибкая память, особая работа мозговых механизмов – все это будет помогать маленькому полиглоту.

3 главных правила при изучении английского ребенком в возрасте 3-6 лет

Если физиологических противопоказаний для изучения зыка нет, смело отправляйте малыша в языковую школу или занимайтесь с ним дома самостоятельно. В обоих случаях, однако, следует учесть 3 момента.

  1. Погружение в языковую среду. Приобщение малыша к чужому языку и культуре в домашних условиях допустимо, только в случае если вы сумеете создать в доме языковую среду, владеете английским на достойном уровне, имеете хорошее произношение и умеете использовать игровую методику при обучении. В двуязычных семьях главным помощником в этом деле становится гувернантка-носитель языка. Если таких условий для малыша дома создать невозможно, лучше начинать с ним учить английский в языковой школе или кружке. Ведь проще сразу обучить хорошо, чем потом переучивать. Как показывает практика, ошибки, допущенные в самом начале обучения в будущем исправить очень сложно, а иногда даже невозможно.
  2. Опытные педагоги. Обучение ребенка английскому в раннем возрасте – задача не из легких. Справиться с ней может лишь педагог с опытом дошкольной подготовки детей и знанием игровых методик. Именно поэтому важно правильно выбрать языковую школу, познакомиться с учителем, опытом его работы и даже посидеть на уроках. В противном случае, малый опыт, избыточная нагрузка, неверно подобранная методика и другие педагогические ошибки чреваты в лучшем случае потерей у ребенка интереса к занятиям, в худшем – серьезными психологическими проблемами. Ребенок, не оправдав мечты родителей о вундеркинде-полиглоте, может замкнуться в себе, и низкая самооценка замедлит его социальное развитие.
  3. Динамичность. Учить ребенка в возрасте 3-6 лет английскому языку нужно в динамичной, интерактивной, игровой форме. Во время занятия должны чередоваться разные виды деятельности. В этом случае интерес к занятиям не будет ослабевать, и вскоре вы заметите успехи крохи в освоении иностранного. Обратите внимание при этом, что в раннем возрасте обучение ребенка английскому – это скорее знакомство с языком, нежели зубрежка грамматики и лексики. Акцент делается на общее развитие.

Конечно же, никто не запрещает ребенку более старшего возраста изучать английский язык углубленно в дополнение к школьной программе. Если есть желание и способности, действуйте. Ведь главное все же - личная мотивация ребенка.

Итак, мы выяснили в каком возрасте наиболее эффективно обучение английскому языку ребенка, а с чего начать изучать английский с малышом, мы рассмотрим в следующей статье.

А вы уже задумывались о том, что малышу пора познакомиться с иностранной речью? В каком возрасте вы планируете обучать ребенка иностранному языку?

viline.tv

Надо ли детям учить иностранные языки?

Этот вопрос волнует многих родителей, ведь каждый хочет для своего ребёнка только самого лучшего! И мир современных родителей разделился на 2 половины: одни считают, что изучать языки ребёнок должен только, если принял взрослое решение и сам захотел учить, другие - что занятия нужно начинать как можно раньше и изучать даже не один, а несколько иностранных языков одновременно.

В то же время программой абсолютного большинства школ предусмотрено изучение английского языка уже с начальных классов.  И здесь нужно разобраться в двух основных вопросах: 1. нужно ли останавливаться на школьных занятиях английским; 2. стоит ли подключать изучение второго языка?

Разберём эти вопросы по порядку.

Школьные уроки английского языка, безусловно, закладывают фундамент знания языка. И от его качества напрямую будет зависеть, насколько хорошо ваш ребёнок овладеет английским в будущем.

Зачем вообще нужно знание английского? Если посмотреть на современный мир, этот язык сейчас буквально везде: от инструкций к бытовой технике и базовых меню смартфонов, до профессий. Ведь сейчас знание английского требуется не только переводчикам, но и программистам, маркетологам,web-дизайнерам, логистикам, бизнес-аналитикам и т.д.

К сожалению, на этапе учёбы в школе, родители иногда делают огромную ошибку, не обращая внимание на успеваемость ребёнка по английскому языку и рассуждая так:

"Захочет - потом выучит, когда вырастет. Пока пусть другие предметы учит".

Дело в том, что учить "потом", будучи взрослым, гораздо сложнее. В школьные годы память ребёнка как нельзя лучше работает на запоминание. Кроме того, "потом" придётся заплатить внушительные суммы репетиторам и потратить такое же внушительное количество времени, чтобы наверстать упущенное.

Представьте, что вы построили дом и обнаружили, что фундамент сделан плохо и вам теперь нужно как-то найти и отремонтировать огромные щели  внутри него. Проблема не из лёгких. Гораздо проще сделать сразу прочный фундамент, не правда ли?

А знания - это та же стройка. Именно поэтому, мы направляем все усилия на то, чтобы "строить" качественные знания!

Вернёмся к нашему первому вопросу: нужно ли останавливаться на школьных занятиях английским. Если у ребёнка есть какие-то затруднения в некоторых темах, то наш ответ - нет. Оптимальным решением будет подключение к школьным урокам хотя бы одного занятия в неделю с репетитором.

А в случае, если вы уже точно знаете, что английский язык нужен ребёнку как основной навык в будущей профессии или вы планируете переезд в англоговорящую страну, лучше увеличить количество занятий до 3-ёх в неделю. Это позволит освоить язык гораздо быстрее!

Перейдём ко второму вопросу: стоит ли ребёнку изучать второй и третий иностранный язык. Если это не предусмотрено программой в вашей школе, то здесь стоит исходить из нескольких факторов. Многие родители начинают  учить иностранные языки с детьми ещё до школы, в игровой форме, в таком случае прерывать занятия и погружаться только в школьную программу категорически нельзя. Ведь скорость, с которой можно забыть выученное очень высока! Продолжайте занятия с педагогами хотя бы 1 раз в неделю.

Вторым фактором в пользу изучения дополнительного иностранного языка  выступает интерес ребёнка. Если ваш сын или дочь захотели выучить китайский, японский, французский или любой другой язык, поддержите его! Это хороший залог на будущее, ведь многие компании сейчас ищут сотрудников, знающих 2 и более иностранных языка. Кроме того, исследования показывают, что изучение языков отлично развивает мышление. 

Также, обратите внимание на ваши планы. Если вы собираетесь отправится, например, в Германию, то изучение немецкого станет не только увлекательным процессом, но и позволит ребёнку поболтать с носителями языка и получить массу впечатлений!

В случае, если ребёнок не заинтересован в изучении дополнительных языков, не стоит на этом настаивать. Лучше сосредоточиться на полном изучении одного иностранного языка, чем из-под палки учить несколько.

TutorOnline желаем успеха вам и вашим детям! Будем рады видеть вас на уроках!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Нужен ли английский язык детям

О необходимости изучения английского языка известно всем. Половина жителей планеты говорит именно на этом языке, то же самое касается деловых переговоров или поиска информации в сети интернет. Для того, чтобы обеспечить ребенку успешное будущее, знание иностранных языков необходимо. Ведь это ничем не ограниченное общение с иностранцами, чтение книг и научных трудов в оригинале и многое другое.

Нужно ли учить английский язык в раннем возрасте

Некоторые родители считают, что мозг маленького ребенка не нужно засорять лишней информацией, в школе и так начинают изучение иностранных языков с первого класса. Но это мнение не совсем правильное, и так считают многие специалисты. Рассмотрим почему.• Новые знания расширяют кругозор, положительно влияют на память и логику.• Маленькие дети более восприимчивы к знаниям и буквально на лету все схватывают.• Поступив в школу, ребенок будет иметь начальные знания английского языка, что значительно облегчит процесс обучения.

Когда нужно начинать учить иностранные языки

Изучать английский язык можно с раннего детства, как только вы видите, что малыш готов воспринимать знания, в это время уже можно подумать поискать для него курсы английского языка — http://www.ilcentre.com.ua/ru/kids/.Многие детки начинают с курсов английского языка уже в три года! Доказано, что с 12 лет у ребенка снижается способность к обучению, язык будет даваться намного труднее.

Как изучать английский язык

Курсы английского языка помогут начать обучение, но и сами родители должны способствовать его более глубокому изучению.• Так, например, даже самым маленьким крохам можно включать детские песенки, звучащие на английском языке.• В любом возрасте понять язык помогут мультфильмы. При просмотре их несколько раз, вы заметите, что ребенок сам начал петь песенку на английском, которая звучит в мультике.• Хорошо зарекомендовала себя работа с карточками для запоминания лексики.• Старайтесь описывать свои действия на английском языке.• Составляйте диалоги и небольшие рассказы, если азы языка уже изучены.• Быстрому запоминанию способствуют настольные игры на иностранном языке.• Старайтесь учить с ребенком не слова, а целые фразы.

Сначала ребенок может отвечать на вопросы, заданные вами на английском, на родном языке. Затем он будет включать в свою речь часть выученных слов, а затем сможет свободно говорить на иностранном языке.

ourkids.info

Как научить маленького ребенка английскому? А стоит ли... | Женский журнал BeeWoman

Реалии сегодняшнего мира показывают, что свободное владение каким-либо языком на должном уровне, кроме родного, дает человеку преимущества карьерного роста, увеличивает возможности в познании мира, позволяет путешествовать и легче находить контакт с другими людьми.

Учитывая сказанное, «заботливые» мамы и папы горят желанием приобщить малыша ко второму языку чуть ли не пеленок. Давайте рассмотрим, в каком возрасте стоит начинать обучение ребенка английскому, как организовать процесс наиболее эффективно и как не превратить это в банальную зубрежку словаря.

Первый вопрос касательно старта обучения. Здесь мнения специалистов расходятся, одни говорят, что чем раньше — тем лучше, учитывая поразительные способности маленьких детей к обучению. Мол, детям все дается не сравнимо проще, а в дальнейшем у них отмечается высокая скорость реакции, хорошая память, они логичнее выражают свои мысли, сообразительнее.

Другие утверждают, что такие сильные нагрузки на не сформировавшийся организм могут привести к перегрузкам. Исследования, конечно, показывают обратное, но ведь никто не гарантирует, что именно у вашего ребенка это не вызовет неблагоприятных последствий и отторжения к языку. Ведь реальность часто далека от практики.

Поэтому принятие решения зависит от того, какой методики вы отдадите предпочтение.

Но все таки, когда следует начинать учить английский?

Если идет речь об обучении в домашних условиях, когда родители будут говорить с ребенком на английском дома (или нанимают для этого специально обученного человека — гувернантку), приступайте хоть сегодня. Ограничений по возрасту нет.

Если вы будете водить ребенка в группу, то это стоит делать не ранее 4-5 лет, минимально допустимый возраст — 3 года. Не ранее, чем ребенок сформирует достаточный словарный запас и языковую картину родного языка.

Бесполезно объяснять ребенку, это киса — это cat, а собачка — это dog, если он не знает этих животных. Эффективность такого занятия нулевая.

В отношении маленьких детей (из безвредного) можно посоветовать следующее: помогите сформировать правильный фонематический слух, который закладывается до достижения 3-х лет. Это означает, что он легче воспроизведет в речи те звуки, которые часто слышит в этом возрасте. Пусть груднички еще не улавливают смысл, ему просто приятен ваш голос. Пойте песенки и читайте ребенку сказки.

МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА И В ГРУППАХ

Английский для детей сегодня представлен самыми разнообразными методиками. Расположим их в зависимости от того, на какой возраст она рассчитана.

Карточки Домана (для грудничков и вплоть до школьного возраста). В методике делается упор на зрительную память. Ребенку показывают карточки со словами и картинками в надежде, что он их запомнит. Считается, что это упрощает дальнейшее обучение чтению и письму. Рекомендации по изготовлению карточек можно найти в книгах автора. Лично мое мнение — ребенку интересно несколько первых занятий.

Игровая методика — подходит для детей от 1 года, направлена на развитие речи, понимание основ грамматики и орфографии. Очень эффективна и нравится детям: материал дается в форме игры.

Методика Зайцева — для трехлеток. Английские буквы не так давно появились на кубиках Зайцева.

Проектная методика для детей в возрасте 4-5 лет. Выбираете тему, которой посвящаете несколько занятий. С помощью различных видов деятельности ребенок знакомится с темой. Знания закрепляются самостоятельной работой и готовым творческим проектом по теме (для их возраста проект должен быть масштабным).

Все указанные методики можно комбинировать на ваше усмотрение и согласно настроению ребенка в конкретный момент: учите слова, играйте в игры, учите песни. Чем разнообразнее будет обучение — тем легче заинтересовать малыша, он никогда не будет скучать.

Полезными окажутся также просмотр мультфильмов на языке оригинала и чтение сказок на английском. Начинать хорошо с тех, которые уже знакомы малышу. Например,

Гадкий утенок — The Ugly Duckling,Красная шапочка — Little Red Riding Hood,Джек и бобовое зернышко — Jack and the Beanstalk,Золушка — Cinderella,Красавица и Чудовище — Beauty and the Beast,Три поросенка — The Three Little Pigs.

Эти сказки идут в сборниках английский для самых маленьких.

Но, увы, вы не сможете достичь успеха, если не сможете погрузить малыша полностью в «иностранную» атмосферу, хотя бы на период занятий. Естественно язык осваивается в процессе коммуникации, если ребенок относится к нему как к инструменту общения.

Этого можно достичь двумя способами:

1. Общение с родителями дома

Если вы выбрали для себя этот вариант, английский должен звучать в вашей квартире каждый день: во время зарядки, завтрака, чистки зубов, на прогулке. Когда язык стал неотъемлемой частью вашей жизни, ребенок естественным образом «впитает» его. Сопровождайте комментариями на английском все ваши творческие уроки (лепку, рисование, игры на мелкую моторику). Когда задействуются различные виды памяти, новые слова легче закрепляются на практике.

Стремитесь, чтобы ребенок говорил на иностранном языке. Зачем ребенку знать значение слова, которое он не в состоянии применить?

Используйте такие приемы:а) каждый день один из родителей говорит на английском языке, второй — на русском.б) чередуйте дни — сегодня семья общается на родном языке, завтра — только на английском. И пусть это будут самые простые фразы, начните с этого!в) выбирайте тему и на эту тему общайтесь сегодня исключительно на английском.

Бытует мнение, что двуязычные дети смешивают языки, цепляют их друг в другу. Это действительно так, в начале при выражении своих мыслей и построении предложений они будут отдавать предпочтение более легким словам (выбирать или короткие или с простыми звуками). Это проходит. Главное — проявите терпение, дайте ребенку языковой образец для подражания. Тогда он быстро поймет, что от него требуют.

Этот способ возможен, когда мама или папа свободно владеет английским языком (или в идеале является его носителем). Увы, я лично знаю всего две семьи, в которой один из родителей владеет хорошим английским. Вы уверены, что поставите своему ребенку правильное произношение? Отсюда вытекает второй вариант.

2. Обучение с носителем языка

Пожалуй, самый подходящий вариант обучения языку, однако и самый дорогостоящий. Помните, как в Пушкинские времена дворянские семьи приглашали гувернанток из Франции. Ситуация аналогична: это может быть учитель английского или носитель языка, няня на пару часов в день, например, студентка ИНЯЗа….

Естественное обучение не вызовет у ребенка отторжения. Погрузите малыша в язык в его родной среде. Он научится правильно формировать собственные мысли и составлять фразы, и что немаловажно — адекватно реагировать на английском языке на происходящее вокруг.

Если есть возможность организовать общение с носителем языка, отдайте предпочтение этому варианту. Он поставит ребенку правильное произношение и интонацию. Очень трудно впоследствии избавиться от акцента, приобретенного в детстве.

Статья подготовлена специально для сайта BeeWoman.ru

Похожее

beewoman.ru

Английский с пелёнок. Нужно ли обучать ребёнка языку с младенчества? | Образование | Общество

Практически перед каждым молодым родителем встаёт вопрос: «Когда лучше начинать обучать английскому языку ребёнка?». Кто-то считает, что делать это необходимо практически с пелёнок, кто-то начинает обучение только после того, как ребёнок заговорит на родном языке, а кто-то уверен, что разговаривать на английском его чадо научат в школе. Разобраться в этом вопросе «АиФ» помогласпикер форума для преподавателей английского языка, который проводит Британский Совет, преподаватель и специалист в области подготовки учителей в Католическом университете имени Иоанна Павла II Малгоша Тетиурка.

Елена Плотникова, «АиФ»: Малгоша, в России многие родители начинают обучать ребёнка иностранному языку, когда он толком на родном языке ещё говорить не может. Правильно ли это? С какого возраста предпочтительнее начинать изучать язык?

Малгоша Тетиурка: В современном мире от совсем маленьких детей ожидают слишком многого, и, конечно, все хотят, чтобы ребёнок начал быстро изучать английский язык. Я бы посоветовала родителям начинать знакомить малыша с иностранным языком только тогда, когда ему это действительно будет нравиться. Силком заставлять тут точно бесполезно. Лучший способ для родителей, которые сами говорят на английском, разделиться: папа пусть говорит с ребёнком на русском, а мама — на английском, или наоборот. Это можно делать даже до трёх лет ребенка.

Забудьте карточки!

— С чего нужно начинать непосредственно обучение?

— Всё, что бы ни делал ребёнок, нужно дублировать на английском языке. Так он будет самостоятельно постигать основы лексики. Специальные игры для изучения языка можно не покупать. Если он много смотрит телевизор, то лучше предлагать ему английскую версию фильма, но при этом у него не должно быть альтернативы. Тем более, мультфильмы построены так, что всё понятно из контекста. Если идёт речь о компьютере — игры на английском.

— В России сегодня популярны три методики изучения языка для детей: первая — карточки со словами,  вторая — чтение, таблицы, аудио- и видеоряд, третья — чтение с подсказками. Какой подход, на ваш взгляд, лучше?

— Для детей дошкольного возраста эффективным будет устное обеспечение информации на английском языке, то есть не показывать сразу, как пишется слово, до того, пока ребёнок не поймёт, как оно произносится. Такая модель обучения не подходит школьникам — они ожидают, что слова сразу будут предоставлены им в письменной форме.

— Что выбрать родителям, когда ребёнок уже знает некоторую лексику: продолжить обучение самостоятельно, нанять репетитора или выбрать английскую школу?

— Порой дети не хотят, чтобы их обучали родители, у них возникает некий психологический барьер. Если такое произошло, то родителям всё равно не надо тут же бежать за репетитором. Обучение с учителем может наскучить ребёнку, он воспринимает это как навязанный урок. В идеале — отдать ребёнка в школу английского, где группа будет состоять из 6–8 детей одного возраста. Тогда они будут воспринимать обучение как игру, и уроки не будут им в тягость. Никогда взрослый учитель не заменит сверстника, с которым ребёнку априори легче общаться.

— Получается, что интерактивная часть обучения важнее, чем чтение и занятие с учебниками?

— Для детей, которые ещё не умеют читать, конечно, нужно использовать игры. Детям, которые умеют читать, лучше предлагать книги. Но нужно остерегаться тех книг, в которых идёт не изучение языка, а учения о языке. То есть, когда предоставляется сухая грамматика на простых примерах, ребёнок быстрее и качественнее познаёт язык.

— Как правильно поддерживать знания ребенка, чтобы за несколько дней он не забыл всё, что учил ранее?

— Детей очень часто сравнивают  с губкой. Они быстро впитывают, но если их выжать, то есть перестать подпитывать знаниями, так же быстро забывают. Необходим ежедневный контакт с языком. Последние исследования доказали, что два – три раза в неделю занятий английским — неэффективно. Лучше заниматься по 20–30 минут в день. После школы желательно не дать ребёнку забыть, что он делал в классе. Для этого родители должны задавать правильные вопросы. Например: «Как называется этот цвет в английском?», «Как называется эта вещь?» и т. п. Ребёнок вовлечётся в процесс, и ему самому будет интересно учить родителя.

Диктанты больше не работают?

— А диктанты поддерживают знания языка? Как часто и в какой форме их нужно проводить?

— В последнее время лингвисты всё чаще говорят, что диктанты перестали давать должный эффект. Я категорически против этого. Если диктанты не превращаются в скучную рутину, то результат от них будет очевиден. Для ребёнка это должно быть, опять же, игрой. Например, родитель показывает на предметы, а ребёнок записывает их названия. Или родители помещают бумагу на стену, где будут либо отдельные слова и предложения, либо целый рассказ. Ребёнок должен подбежать, запомнить как можно больше слов, сесть на своё место и всё записать. Но это зависит от уровня знаний ребёнка. Не стоит забывать, что у детей могут возникнуть трудности именно в написании. Не потому, что они не любят диктанты, а потому, что они не любят писать. Раньше дети много рисовали, вырезали, лепили, то есть работали руками. И писать им было не так сложно. Сейчас они 24 часа в сутки проводят перед компьютерами и планшетами, и моторика из-за этого не развивается.

— Ваши коллеги уверены, что нет разницы, какой язык учить — британский английский, американский и т. д. Но всё-таки ребёнку с чего нужно начинать?

— Для маленьких детей актуально такое высказывание: «какой учитель есть — такой язык и учить». Правда, сегодня нет предпочтений в разновидности языка. Не факт, что ребёнок дальше будет разговаривать именно с представителем Великобритании или другой страны. Возможно, он будет разговаривать с человеком, для которого английский язык тоже будет вторым языком. Вот уже когда он определится, для чего конкретно ему нужен язык, то он примет и акцент, и сленг этой страны. Важно взаимодействие между людьми и понимание.

— Какие ошибки допускают родители и учителя при обучении?

— Любые ошибки можно исправить. Главное — знать лексику. Если, например, учитель не был силён в грамматике, то другой точно сможет легко это исправить. В английском нет такой ошибки, которая не подлежит исправлению. Единственное, что исправить нельзя, — нежелание ребёнка учиться. Поэтому главная задача учителя и родителя — приобщить ученика к языку.

— Как заинтересовать ребёнка, чтобы он не бросил обучение?

— У маленького ребёнка естественный интерес к изучению новых вещей. Я проводила исследование в польской школе, где английский был введён с первого класса. На вопрос: «Почему вы изучаете английский?», многие 8-летние дети ответили, что хотят получить хорошую работу, отправиться путешествовать. Очевидно, что эти ответы навязаны взрослыми, маленький ребёнок не думает о таких вещах. А вот в возрасте 10 лет начинает меняться мировоззрение, и уже тогда ребёнку нужно рассказать о других возможностях, которые ему может подарить язык. Например, один из детей ответил: «Я хочу стать футболистом, но заметил, что все интервью делаются на английском языке, поэтому я его учу». Как только у ребёнка будет достойная мотивация, он будет сам тянуться к знаниям.

www.aif.ru

Стоит ли учить ребенка английскому языку ДО школы? Мнение репетитора

Мы неоднократно выпускали в эфир тексты учителя английского языка Марии Ковиной-Горелик. Например, “Я прекращаю работать с детьми. Откровения репетитора”, “Как правильно смотреть кино на иностранном языке”. И теперь с огромным удовольствием публикуем новый текст человека, который, кажется, знает об английском языке ВСЁ. Так стоит или нет обучать своего ребенка ДО школы? 

Этот текст – про раннее начало обучения иностранному языку и про перспективы раннего старта. Мое мнение носит частный характер, и любой родитель вправе руководствоваться им в той степени, в которой оно совпадает с его картиной мира и пожеланиями для своего ребенка.

Сразу скажу: я с огромной симпатией и часто с состраданием отношусь к попыткам современных родителей сделать жизнь детей лучше, чем их собственное детство, в частности в вопросах изучения языка. Нынешние родители – это в подавляющем большинстве продукт последних лет существования советской системы или последовавшей за ней бессистемности.

Я делю ее на три больших категории: язык выучили (неважно, как, обычно – кровью и потом, потратив годы), язык мучили-мучили и на всю жизнь остались с вопросом «Что это было, Бэрримор?», язык никогда не учили и он им не нужен (хотя они часто думают иначе).

Все три группы, как правило, страстно желают обучить языку своих детей, и каждая привносит в процесс эмоциональную рябь личного характера: первые и вторые с ужасом помнят, как это было, поэтому ищут для детей альтернативные пути, вторые и третьи страдают от надуманной неполноценности и хотят уберечь от нее детей. В общем, все сходятся в одном: НАДО, и это «НАДО» имеет высокую температуру по Цельсию. И я это понимаю.

Ирония состоит в том, что я в своем качестве преподавателя, а еще больше – консультанта, как раз часто сталкиваюсь со взрослыми людьми, испытавшими на себе родительское «надо» в той или иной форме, и вижу его многочисленные последствия (иногда совсем не радужные). Мне есть, что сказать.

Ранний старт сам по себе ничего не решает. Он может быть удачным и неудачным и в равной степени привести как к большой взаимной любви, так и к полному отторжению.

Мой проект, как известно, посвящен тому, чтобы любую проблему рассматривать с точки зрения ее потайных механизмов, побочных эффектов, отдаленных последствий, и эта не может быть исключением. Мне неинтересно рассуждать на тему, учить или не учить ребенка английскому языку, но интересно думать о том, что в раннем старте скорее приводит к положительным результатам и за счет чего, а что – приводит к отрицательным и каким именно.

Я глубоко убеждена, что первые годы жизни человека должны быть полностью отданы двум основополагающим процессам: формированию привязанностей и сенсомоторному развитию. И если с отношениями привязанности у нас в стране народ начал потихоньку разбираться, то с сенсомоторным развитием дело обстоит несколько хуже, хотя бы потому, что не все понимают связь сенсорики и интеллекта. Очень удивительным нам пока кажется, что для улучшения школьной успеваемости имеет смысл качать ребенка в гамаке и погружать в бочку с фасолью, а не решить 10 дополнительных задач (гамак и фасоль условны, могут быть и совсем другие упражнения, однако все они кажутся чистым идиотизмом с точки зрения интеллекта).

Позволю себе привести цитату из книги Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»: «Не взаимодействуя с физическим миром, учиться крайне трудно. Первоначальное обучение должно в основном происходить в результате интеграции всех сенсорных систем. Позднее к ней добавится сугубо интеллектуальное или академическое, познание, – оно зарождается в коре головного мозга. Сенсомоторное взаимодействие служит фундаментом когнитивных функций, которые развиваются позднее». Цитата скупа, но, чтобы раскрыть ее, потребовалось бы перепечатать всю книгу, так что лучше прочтите ее сами.

Из этого следует, что академическая успеваемость ребенка (включая самые высшие ее уровни, т.е. ВУЗ и дальнейшую карьеру и в общем-то жизнь) зависит не от того, насколько рано мы начнем заниматься интеллектуальным развитием ребенка, а от того, насколько эти задачи будут или не будут находиться в согласии с функциям сенсорной интеграции и будут ли они их опережать. Слишком многое воспринимается нами как само собой разумеющееся – ровно до тех пор, пока оно не начинает сбоить.

Как правило, школа быстро выявляет такие отставания, и оказывается, что вопрос об умственных способностях ставить преждевременно, потому что у ребенка не сформированы механизмы, на которых основываются эти самые умственные способности. Ребенок не в состоянии владеть своим телом и эмоциями, не может сконцентрироваться на задаче, выборочно слышит, плохо понимает прочитанное, не формирует смыслы, не различает буквы, путает все подряд и так далее. Все это можно корректировать – но нужно знать, как именно, и очень часто к интеллекту и когнитивным функциям это вообще не имеет никакого отношения. Гамак и фасоль.

С точки зрения привязанности любое обучение стоит рассматривать как наличие или отсутствие отношений привязанности ребенка с педагогом на фоне главных привязанностей, т.е. отношений с близкими, чаще всего – родителями. Обучение с малышами работает гармонично (т.е. без компенсаторных перегибов и рикошетов), когда у него есть крепкая привязанность к родным, когда отношения привязанности возникают с преподавателем, и когда эти привязанности не конфликтуют между собой. Но даже если отношения выглядят благополучно, перенос акцента с их формирования и углубления на развитие отдельных навыков и умений грозит отозваться в будущем такими проблемами, которые в раннем детстве сложно предположить.

Вот, что написала психолог Ольга Родичева о своих и других знакомых ей детях, которые пали жертвой слишком активного раннего развития:

• «У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной.

• Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет “лучшего друга”.

• Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было).

• Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни – ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным.

• Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором»

Не знаю, как вас, а меня этот список впечатляет. Поэтому в вопросе раннего старта с любыми занятиями меня больше всего интересует ЦЕНА, которую заплатит ребенок за этот ранний старт. Грубо говоря, вопрос вообще не стоит так: учить в раннем детстве иностранному языку – или нет. Если язык органично вписывается с основные задачи периода, а именно: просто сопровождает сенсомоторное развитие и отношения привязанности, то я не вижу в этом никаких проблем. Растут же дети в билингвальных семьях, и прекрасно растут. Если же образовательные задачи насаждаются на «сырую» сенсорику и некрепкие привязанности, а то и норовят их подменить – добра не жди.

В этой ситуации я – против. Активно и четко.

Получается, что в вопросе о том, стоит ли обучать малыша языку с ранних лет, разумно исходить из доступных возможностей и здравого смысла. Есть рядом в домом приятный центр или садик, где у взрослых человеческие лица, где есть продуманный спортивный инвентарь и где язык органически вплетается в канву счастливой детской беззаботности, – прекрасно. Есть возможность нанять хорошего преподавателя на регулярные домашние занятия – прекрасно. Ничего этого нет – придется смириться: ваш ребенок начнет учить язык позже, но в этом нет ничего страшного!

Да, в целом можно утверждать, что раннее начало занятий чем-либо, рассматриваемое в отдельном, дистиллированном виде, дает хорошие результаты именно в рамках данной дисциплины: мы часто слышим о музыкантах, которые сели за инструмент в 3 года, или фигуристах, первая тренировка которых состоялась в 4. А вот чего мы не слышим, так это куда более многочисленных историй о том, как эти ранние попытки не принесли ничего, кроме мучений, и были заброшены в подростковом или взрослом возрасте с непримиримой ненавистью отныне и навсегда.

Если вы действительно считаете иностранный язык важной составляющей успеха в современном мире, будьте умнее, не теряйте контакта с реальностью и всегда соотноситесь со всем объемом возможных последствий (в том числе, с теми, которые вы не в состоянии предвидеть).

Пару слов о формате занятий. Надо понимать, что возрастные особенности напрямую связаны с тем временем, которое ребенок может посвятить активному познанию, и с функциями его не вполне еще сформированного произвольного внимания. Для домашних занятий лучше всего действует формат няни или гувернера, которые проводят с ребенком много времени, а не один час урока. Это позволяет сместить фокус преподавания с абстрактного предмета, полагающегося в основном на когнитивные функции (они, как мы помним, не дозрели на нейрофизиологическом уровне), на отношения и совместную игру. То есть на форматы, которые максимально органично вплетаются в задачи возрастного периода.

Сама идея «урока» с академической дисциплиной в центре до определенного возраста вообще неуместна, строго говоря. Поэтому развивающие центры с поурочной системой здесь находятся в проигрыше по отношению к домашнему воспитанию или языковым садикам, но и они вполне годятся – если не возлагать на них чрезмерных надежд и ожиданий. Главное, чтобы занятия приносили удовольствие, даже если ребенок не говорит.

Вы абсолютно не знаете, когда эти знания поднимутся из его пассива на поверхность, вы абсолютно не можете оценить (и никто не может), какую роль они сыграют в его общем развитии. Поэтому, если малыш ходит на занятия с удовольствием и у вас есть возможность эти занятия поддерживать с временной и финансовой точки зрения, ходить стоит.

Еще я бы отметила, что для получения хоть каких-то результатов, родителям лучше подключаться к процессу, поскольку за три дня между уроками информация успеет испариться процентов на 70. Для многих это будет непросто, поскольку оказывать поддержку и делать занятия ребенка частью своих с ним отношений – это большое искусство. Вопросы типа «Ну, расскажи, чему вас там в группе сегодня научили? Как по-английски: «Доброе утро?», – к сожалению, помощью в изучении языка названы быть не могут. Это контроль качества исполнения родительской воли, и не более того.

Что касается хороших методик, то их масса, но сами по себе они имеют не слишком большое значение: все перебивает вопрос привязанности к конкретному преподавателю. Мне, например, глубоко симпатичен подход Валерии Николаевны Мещеряковой, и я видела, как она лично работает с детками, – это прекрасно. И результат хороший. Но на то она и авторская методика, чтобы быть органичной для конкретного человека с его темпераментом и способностями.

Мещерякова по-хорошему театральна, поэтому в ее исполнении все затеи с игрушечными «гостями» смотрятся очень живо, но я легко себе представляю, как это можно запороть так, чтобы дети морщились от фальши и скучали. Сама по себе методика не работает, работает человек. Когда Мещерякову позвали в школу, она и там справилась, несмотря на необходимость выставлять оценки, которые противоречат самым базовым идеям ее методики. Потому что она – уникальная творческая единица с вменяемыми приоритетами: сначала ребенок и его благополучие, потом – предмет.

Методика не отлита в бронзе (ни для детей, ни для взрослых) и сама по себе не гарантирует ничего.

Дополнительная важная информация по раннему старту:

1. В какой-то момент ребенок идет в школу и, как правило, сталкивается там с школьным английским языком. Часто этот момент оказывается переломным.

Во-первых, если ребенок хорошо занимался до того, ему может быть в классе банально скучно: нет питательной среды для приложения своих способностей.

Для многих родителей снижение успеваемости в такой ситуации является сюрпризом: по идее, если он знает больше всех, то и оценки должны быть лучше всех. Такой связи нет, оценки могут быть любыми, включая очень плохие, поскольку из состояния тотальной скуки бывает сложно мобилизоваться даже на знакомом материале.

Во-вторых, если ребенок привык заниматься в комфортной атмосфере и пользоваться языком для общения, которое не предполагает оценочности, в школе у него начинаются неминуемые проблемы. Как итог – мотивация сползает, наступает разочарование, преподаватель вызывает отторжение, это все переносится на сам язык, дело затухает и может тлеть очень долго – до следующей вспышки интереса, которую спровоцирует новый преподаватель или увлечение модной поп-группой. Или не спровоцирует.

(Я знаю, что существуют очень хорошие школы, где все не так. Я счастлива, что они существуют, и салютую тем коллегам, которые их организовывают и работают в них. Здесь опять же – здравый смысл и ясное видение реальности: есть рядом такая школа – вам повезло, радуйтесь и цените. Нет – ну что делать. Наймите частного преподавателя, в подростковом возрасте это может сработать. И ни за что не пилите.)

2. То, что легко далось в детстве, часто так же легко и вываливается из головы. Маленькие дети могут вполне неплохо общаться в песочнице на трех языках, но это совершенно не значит, что впоследствии они смогут защитить на этих языках диссертации. Если вы взяли ранний старт, скорее всего, вам придется прикладывать целенаправленные усилия по этому вектору на протяжении всего времени взросления вашего ребенка, и это может оказаться очень непростой задачей. Просто будьте готовы.

3. Некоторым детям не нравится иностранный язык точно так же, как другим не нравится черчение или балет. Родной язык выучивают все, поскольку он вписан в систему привязанностей и нацелен на выживание в буквальном смысле. Иностранный – нет. Поскольку идеи отложенных целей еще не сформированы, невозможно заставить маленького ребенка прилагать усилия к тому, что не кормит его жажду познания (а на самом деле – сенсорную интеграцию) прямо сейчас.

Самый разумный выход из этой ситуации – смириться с тем фактом, что вашему ребенку больше интересно строение гусениц, цветовые пятна, звуки валторны или боковое сальто. И понять, что если он захочет потом поездить по миру с концертами, войти в состав Cirque du Soleil, или получить иностранный грант для исследований фауны в диких лесах Амазонки, он наймет себе преподавателя и выучит этот злосчастный английский за каких-нибудь два года. Со свистом. Или не выучит. Но вы здесь ни при чем.

Фотографии: Shutterstock.com

Текст: Мария Ковина-Горелик

Читай также:

Дети Индиго: миф, работающий против детей

20 способов осчастливить ребенка с помощью картонной коробки

Детский рай на даче. 15 гениальных идей

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

social.pics.ru

В каком возрасте надо начинать учить английский с ребенком. - запись пользователя NataLy (Nataly-Packet) в сообществе Воспитание, психология - от года до трех в категории Статьи, ссылки, литер-ра про детей

Ребенка часто сравнивают с губкой, впитывающей все новое. Безусловно, дети более восприимчивы к любой новой информации, и потому бытует мнение, что обучение иностранному языку надо начинать с младых ногтей. С другой стороны, ряд специалистов считает, что начинать надо тогда, когда человек поймет и осознанно сделает выбор языка. Помимо этого существует теория, что иностранный язык можно начать учить когда угодно, была бы сфера применения и серьезная мотивация. Кто же прав?

С чистого листа

Для начала подчеркну, что абсолютным противопоказанием к занятиям иностранным языком можно назвать проблемы с родной речью. Если у ребенка бедный словарный запас на родном языке, он путает значения слов, присутствуют грубые нарушения звукопроизношения, наблюдается западание отдельных звуков или присутствуют другие логопедические проблемы, то изучение иностранного языка будет лишь помехой для речевого развития на родном языке. Надо решить проблемы с родным языком!

В остальных случаях противопоказаний к изучению иностранного языка с раннего возраста нет и лучше начинать, как бы банально это ни звучало, с того возраста, когда ребенок готов. А готов он тогда, когда хорошо говорит на своем родном языке, в основном это происходит к 5 годам. Этому есть научное объяснение. Физиологи доказали, что ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью, так устроен наш мозг. Позже мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и примерно с 10-летнего возраста ученику приходится преодолевать множество препятствий. Специалисты знают, что именно маленьким детям проще научиться произносить звуки, отличные от их родной речи. Более того, зачастую они демонстрируют такую феноменальную способность к запоминанию слов или выражений, о которой взрослым и не мечталось.

Однако обучение трех-четырехлетних детей иностранному языку – задача не из легких. Избыточные занятия, которыми пичкают детей курсы раннего развития (которые стараются оправдать мечту родителей о вундеркиндах) чреваты серьезными последствиями для психики ребенка. В лучшем случае ему просто перестанет нравиться изучать язык. В худшем, не сумев удовлетворить "заявку" родителей, малыш замкнется в себе. Неуспешный ребенок несчастлив, и такая самооценка замедляет эмоциональное и социальное развитие ребенка. Поэтому особое внимание стоит обратить на педагога, который будет учить вашего ребенка иностранному языку. Педагоги, обучающие дошколят, должны быть специально подготовлены, иметь опыт работы именно с детской аудиторией. Кроме того, обучение может проходить лишь в игровой, интерактивной форме, в постоянной динамике, с варьированием различных видов деятельности на протяжении всего занятия.

Так почему же большинство родителей, тем не менее, так стремиться практически с пеленок начать обучение иностранному языку? На мой взгляд, столь модное сегодня раннее приобщение детей к иностранным языкам может быть оправдано лишь в тех случаях, когда родители в состоянии создать вокруг ребенка соответствующую языковую среду: приглашая на дом гувернера-иностранца или постоянно общаясь с ним на иностранном языке, как это происходит в двуязычных семьях.

Исторический пример.

Родной язык Владимира Набокова

В аристократической семье Набоковых английская культура, традиции, язык органично вплетались в жизнь Набоковых. Помимо гувернанток и английских бонн весь уклад семьи был анлийским. Мать писателя, Елена Ивановна, в совершенстве владела пятью иностранными языками и, занимаясь с детьми, частенько переходила на английский, родной дядя изъяснялся на причудливой смеси французского, английского и итальянского языков, принципиально игнорируя русский. Шестилетний Владимир и его младший брат Сергей отлично писали и читали на английском, но русской азбуки не знали совершенно. Перед школой родители заметили и принялись исправлять свою педагогическую ошибку. Но историкам литературы известно, что Владимир Набоков, живя в эмиграции, писал книги на английском языке, а потом сам переводил их на русский.

Языковая среда

Безусловным преимуществом в создании плодотворной атмосферы для изучения иностранного языка является обучение одновременно детей самых разных национальностей. Для них иностранный язык становится не скучной дисциплиной, а средством общения. Играя вместе, дети через три-четыре месяца начинают понимать, что им говорят, через шесть - отвечать, через год - говорить. Упор в такой форме обучения делается не на изучении иностранных языков, а скорее на общем развивающем эффекте, который дают подобные занятия.

Речевая среда, в которую погружены дети, является решающим фактором в изучении иностранного языка. Со своим четырехлетним сыном моя подруга (лингвист-преподаватель по образованию) занимается английским ненавязчиво, просто время от времени вплетая в свою речь английские фразы. Он уже различать знакомые английские слова на слух в песнях, может прочесть их в журналах или на экране компьютера.

Мой знакомый преподаватель английского языка учил двух своих сыновей с самого детства, примерно с полутора лет. Сейчас им около 20 и они понимают носителей языка, фильмы на английском лучше, чем он! Разумеется, знаний у него больше, но у детей есть большое преимущество - чувство языка, привитое с детства.

Если вы хотите заниматься с раннего возраста, нужно уделять особое внимание развитию восприятия, слушать кассеты на английском языке, смотреть сказки и мультики. Кстати, впоследствии дети начинают любить и второй иностранный язык и охотно им занимаются. У них нет той проблемы, которой мучится большинство – «учить язык – это трудно и скучно».

Как учить

Как практикующий преподаватель, добавлю, что разумные занятия в раннем детстве облегчают восприятие иностранных языков в будущем, повышают детскую самооценку и расцвечивают жизнь ребенка дополнительными красками. Только давайте уточним, что в раннем возрасте необходимо ЗНАКОМСТВО с языком, а не изучение. До школы язык нужен для того, чтобы детей развить, чтобы они понимали, что в мире есть разные языки, и каждый из них чем-то отличается от другого.Привить чувство языка, подготовить мозг к будущему обучению. Именно на это и направлены грамотные методики обучения иностранному языку. Все занятия должны быть игровыми – это обусловлено особенностями детской психики. Поэтому советую родителям при выборе курсом, сада или школы, поинтересоваться у преподавателя, по какой методике будет происходить обучение.

Сейчас очень популярна игровая методика Мещеряковой. Все рассказывается на игрушках. Преподаватель не говорит детям, что медведь - это "bear", а показываю мишку и называет английское слово. На занятиях дети поют песенки, играют в разные игры, например в "магазин". Дети запоминают фразы, например, "Сколько это стоит?", потому что они понимают по смыслу, о чем их спрашивают. Для детей это своего рода метод погружения. Уже спустя два месяца занятия проходят вообще без русского языка, пятилетки начинают разговаривать. Они составляют, пусть и неправильно, фразы, которых раньше не знали. Если ребенок говорит фразу неправильно, его не ругают и не поправляют. Преподаватель говорит: "Yes, you are right", и произносит уже правильный вариант. И это постоянное поощрение: ты правильно все говоришь, молодец, а потом произнесение учителем правильного варианта - дает гораздо больший эффект, чем критика ребенка. Если же заставлять детей зубрить, результат будет отрицательным.

И еще один немаловажный момент. Вне зависимости от того, какой путь выберут родители, стоит помнить, что любые знания задерживаются в голове лишь до тех пор, пока они нужны, пока память к ним обращается. Так что бесполезно рано начать, если потом их не использовать. Иначе к моменту поступления в вуз от словарного запаса могут остаться только самые тривиальные фразы.

Интенсив

В советском прошлом бытовал популярный мифом о том, что иностранный язык нельзя выучить быстро. Родители не знают, что есть современные, более интенсивные методики обучения, которые позволяют освоить иностранный язык всего за 10-11 месяцев. Если перестать верить в то, что «иностранный язык меньше чем за 6 лет не выучишь», «а лучше учить все десять», то сам собой напрашивается вывод, что в принципе несущественно, когда именно начать учить язык. Ведь всегда, придя на курсы, можно за год научиться разговаривать и понимать речь на английском языке. Часто приходится видеть людей, которые учили английский язык в школе, однако, придя на курсы, узнают больше нового, чем за все десять лет в школе. Но самое главное, если в школе им казалось, что английский невозможно выучить, то здесь уже после первого занятия становится понятно – ничего сложного нет, нужно лишь посещать занятия и выполнять домашние занятия. И если в качестве конечной цели рассматривать умение общаться на иностранном языке, то четкое представление о результате и желание его добиться может сделать обучение более эффективным.

Задавшись вопросом о том, когда ребенку лучше начать изучать иностранный язык, подумайте, а зачем ему будет нужен английский? И в каком возрасте он испытает потребность в том, чтобы разговаривать по-английски? Если этим возрастом окажутся не 6 и не 10 лет, может быть, ему самому будет лучше определиться с тем, когда начать изучать язык? У взрослых, конечно, обучение иностранному языку идет не так легко и самопроизвольно, но зато взрослые берут мотивацией и могут добиваться успехов, даже если у них толком нет практики общения. Сегодня английский можно выучить за год и не «из-под палки», а с удовольствием, и могут существенно поменять представления о будущей профессии.

Источник:http://www.nanya.ru/stati/2011/03/30/939622-v-kakom-vozraste-nado-nachinat-uchit-anglij/

обучение русскому языку детей иностранцев

www.babyblog.ru