Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как вести себя с гиперактивным ребенком? Как вести себя с гиперактивным ребенком 5 лет


Как вести себя с гиперактивным ребенком

1. Первый и самый главный совет родителям детей с гиперактивностью: не пытайтесь держать в себе все свои чувства. Никакого, даже самого олимпийского спокойствия на гипердинамичного ребенка не хватит. Единственное, чего вы добьетесь, "педагогично" пытаясь годами сдерживать себя, - это то, что один вид собственного чада будет вызывать у вас внутреннюю дрожь или глубокое раздражение. Если вы в ярости, скажите или даже крикните об этом. Если в отчаянии - продемонстрируйте это ребенку в полной мере. Если ребенку случилось порадовать вас, порадуйтесь от души, не ограничивайтесь нейтральным: "Давно бы так..." или почти оскорбительным: "Вот так и ведут себя нормальные дети..." 

Занятия с психологом для гиперактивных детей и не только в Челябинске.

2. Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. 

Поступки гиперактивного ребенка почти всегда ужасны, раздражающи и неуместны. К чему-то вы сумеете притерпеться с годами (например, к тому, что он ест на бегу, забывает в садике свои вещи и засыпает, стоя на локтях и коленях). Что-то так и останется нестерпимым (например, то, что он всегда вбегает в комнату в грязных ботинках и, поминутно обещая: "Больше не буду", также поминутно нарушает свои клятвы). 

Но личность ребенка - это не только особенности его нервной системы, обусловленные микроорганическими внутриутробными поражениями головного мозга. Иногда за ними трудно разглядеть все остальное, но нужно, необходимо, просто-таки жизненно важно для вашего ребенка, которому и так достается гораздо больше окриков и нравоучений, чем обычным детям. Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учитель в начальной школе - постоянно отвлекающегося ученика, который к тому же еще и отвлекает других. Вы должны видеть - личность. 

Вот его достоинства: незлобивость, отходчивость, общительность и контактность, щедрость и готовность поддержать любое начинание, легкость на подъем и неистощимый оптимизм - все это его и ваш актив. 

Вы осуждаете неприемлемые поступки ребенка и наказываете его за них. Вы, не особенно сдерживая себя, говорите о том, какие чувства вызывает в вас то, что он вот уже в триста двадцать пятый раз... Но раз за разом вы говорите ребенку (и помните сами) о том, что несносные поступки - это еще не личность, что существуют резервы и достоинства, на основе которых все сегодняшние проблемы, несомненно, будут преодолены. 

3. Обязательно предоставьте ребенку как можно больше возможностей для реализации его физической, моторной активности. 

В доме, где растет ребенок с гипердинамическим синдромом, обязательно должен быть домашний стадион, хотя бы в виде перекладины в дверном проеме, на которой висят кольца, лесенка или канат. Пусть ребенок до изнеможения бегает во дворе, играя в футбол или хоккей, лазая на дворовых снарядах или катаясь с горки. Как только позволит возраст, обязательно отведите его в спортивную секцию. 

Гиперактивные дети редко сразу находят "свою" секцию, они ведь вообще быстро ко всему остывают. Но здесь вы должны проявить настойчивость. Не одно, так другое. Не другое, так третье. Гиперактивный ребенок, как в воздухе, нуждается в структурированной физической активности. Иначе он и в десять лет будет так же бестолково носиться по двору, как носился в пять. Любые, даже самые незначительные успехи ребенка в спорте (или искусстве пантомимы) должны поощряться. Ведь его так часто ругают... 

4. До определенного момента и определенной степени будьте органом планирования и органом для оценки последствий поступков, совершенных вашим ребенком. 

Это то, в чем он сам трагически слаб. Предвидеть, что будет, оценить, что потом, спланировать, как сделать, чтобы все получилось, - все это гиперактивному ребенку в буквальном смысле органически недоступно. По крайней мере, до поры до времени. И вот здесь ему приходят на помощь родители. 

- Это может быть опасным, так как... - Возможно, Коля обиделся потому, что ты... - Если ты сейчас поступишь именно таким образом, то в следующий раз... - Вот этот путь разрешения ситуации оказался явно удачней предыдущих, так как привел к... Вероятно, в сходных обстоятельствах всегда имеет смысл поступать именно так... 

5. Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка, даже если, по сути, вы и согласны с ней. 

Вы, родители, его единственный оплот и защита. Вы знаете его лучше всех, и только вы видите в нем за проявлениями синдрома симпатичную, по-своему страдающую личность. Пока ребенок будет знать, что кто-то видит в нем не только безнадежного шалуна и "ребенка-катастрофу", кто-то надеется и верит в возможность позитивных перемен, до той поры у него самого сохраняется стимул к самообузданию и самовоспитанию. 

6. Старайтесь побольше говорить ему о чувствах, которые испытываете вы сами и другие люди, проясняйте для него нравственную и этическую глубину ситуаций, которые происходят на его глазах, в телевизионных фильмах, в книгах. Сам ребенок может не заинтересоваться этим и даже не заметить возможности "заглубиться" в происходящее. Это вам тоже придется сделать за него. Потом он привыкнет, и у него проявится возможность пользоваться для анализа ситуации заложенными вами алгоритмами. 

Индивидуальные занятия показаны для детей с трудностями в обучении, связанными с отвлекаемостью и недостаточным развитием произвольного внимания. Групповые занятия нужны в том случае, когда ребенка необходимо адаптировать к коллективу сверстников, научить его успешно взаимодействовать с ними, играть в совместные структурированные игры.

Занятия с психологом для гиперактивных детей и не только в Челябинске.

www.chudo174.ru

Как вести себя с гиперактивным ребёнком

 

У специалистов есть такое понятие, как синдром гиперактивности и дефицита активного внимания.

В этом состоянии дети отличаются повышенной возбудимостью, конфликтностью, двигательным беспокойством, у них снижено активное внимание. Ребенок становится суетливым, действия его хаотичны и беспорядочны.

В детском саду  такие дети считаются неуправляемыми, будоражат всю группу. Они вертятся на занятиях, шумно играют, провоцируют конфликты со сверстниками, вмешиваются в чужие разговоры, перебивают взрослых, в гостях все трогают, ломают, роняют… Такие малыши создают много шума и суеты, синдром гиперактивности затрудняет их адаптацию в коллективе.

Важно!

Шумное, возбужденное поведение таких детей не объясняется их избалованностью или изъянами воспитания!

Они хотели бы вести себя по-другому, но не могут, их трудности связанны с недостаточной концентрацией внимания. Нарушения чаще всего наблюдаются у мальчиков. У детей 5-6 лет  двигательная расторможенность и недостаточность внимания доходят до 15%. Таким детям необходимы помощь психоневролога, его консультации, чтобы наметить терапевтическую тактику, а дальше все зависит от мудрости и такта родителей.

 

Что делать?

 

  • Старайтесь создавать дома спокойную атмосферу.
  • Следите за сном ребенка, он должен высыпаться.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.
  • Развивайте в ребенке осознанное торможение. Перед тем, как что-то сделать, ему необходимо подумать, представить свои действия и последствия.
  • С пониманием относитесь к поступкам вашего ребенка.
  • Продумайте режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям следует четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т.д.
  • Организуйте с ребенком совместные спокойные прогулки, игры, занятия.
  • Используйте возможность игры в полной мере: дидактические игры (лото, мозаика и т.д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным, подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт. Сюжетные игры помогут вашему малышу научиться налаживать контакт со сверстниками.
  • Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте ребенка.
  • Займитесь с ребенком рисованием, начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Чаще хвалите таких детей, не скупитесь на добрые слова – это самое целебное средство для сверхвозбудимого, нервного малыша.
  • Читайте вместе с ребенком его любимые сказки.
  • Ограничивайте пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.
  • Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекли его внимания.
  • Учитесь владеть собой, чтобы исключить  крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную агрессию. Говорите сдержанно, мягко, спокойно. Не забывайте, что ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
  • Не замыкайтесь в себе, поговорите об особенностях вашего малыша с воспитателем группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ребенку.
  • Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него. Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенные или заниженные требования.
  • Заведите дневник контроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знакомую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.
  • Четко определите для ребенка рамки дозволенного не навязывайте жестких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.
  • Настаивайте на своем, но доброжелательно, с улыбкой; будьте последовательны в своих требованиях к малышу.
  • Как можно реже говорите «нельзя», Если сказали, то не отменяйте своего решения.
  • Найдите занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.
  • Вызывающее поведение вашего ребенка – это способ привлечения внимания. Дайте ему позитивный способ общения, уделяете ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

 

Психологический центр «Остров перемен»

г. Ярославль, ул. Собинова, д. 54;

тел.: 92-76-63

 

Рекомендуем:

Портрет гиперактивного ребёнка

Когда гиперактивность не является патологией

Почему мой ребёнок гиперактивен?

Начальные проявления синдрома гиперактивности

10 ошибок воспитания

yarmalysh.ru

Как себя вести с гиперактивным ребёнком

Как помочь гиперактивному ребенку преодолеть трудности, связанные с обучением в школе.

Весна! Школьники готовятся к завершению учебного года, а родители выпускников детских садов уже определились со школой и копят деньги на сборы будущих первоклассников. На этом, наполненном понятными нам заботами фоне, выделяются растерянные родители, которых ошарашили диагнозом СДВГ.

Много их или мало?

Согласно статистике, детей с гиперактивностью в России от 4 до 18%. Всего в этом году в Новгородской области около 6500 первоклассников, значит ребят с таким диагнозом у нас может быть от 260 до 1170 человек. Почему приблизительно? Да потому что часто дети просто не обследованы.

Что бы продемонстрировать наглядно объем проблемы скажу следующее: если распределить первоклассников с СДВГ равномерно по всей области, то выйдет, что в каждом первом классе их будет от 1 до 5 человек.

Эта статья написана для тех родителей, которые не собираются прятать голову в песок. Для тех, кто принял своего ребенка таким, какой он есть. Для тех, кто уже не тратит время на споры с врачами и психологами. Вам, готовым помогать своему первокласснику учиться, опишу 11 основных правил поддержки ребенка с СДВГ при неизбежно навалившихся сложностях школьной жизни.

В какую школу повести ребенка? Обычную массовую, специальную коррекционную, искать инклюзивный или коррекционный класс? По какому пути бы Вы не пошли, рекомендую придерживаться нижеперечисленных правил.

1. Если ругать гиперактивного ребенка за все, что он делает «не так», то кроме ругани он в своей жизни больше ничего не услышит. Постарайтесь придерживаться «позитивной модели», которая заключается в том, что ребенка хвалят каждый раз, как он это заслужил, особенно тогда, когда ему удалось сконцентрировать внимание. Проиллюстрирую. Как Вы поступите для того что бы научить ребенка правильно писать крючочек? Попросите его написать их строчкой и затем исправите красной ручкой все (ну или некоторые) ошибки. А Вы попробуйте по-другому. Обведите ПРАВИЛЬНО получившиеся крючки! Старайтесь использовать в качестве поощрения одобрение, похвалу, а не ласку и подарки. Последние должны присутствовать в жизни любого человека «просто так», потому что его любят, а не потому, что он их заслужил.

2. Говорите с ребенком спокойно, мягко, сдержанно. Крик, оскорбления и физическое насилие еще никому не помогли стать лучше и вряд ли являются хорошим примером для подражания. Кроме того, ребенка с гиперактивностью они выведут из эмоционального равновесия до конца дня, а иногда и на несколько дней. Дети не соотнесут наказание со своим проступком, потому что будут очень взбудоражены. Вот и выходит, что пользы от крика никакого, только вред.

3. Определите в семье четкие рамки поведения. Правила должны быть общими для всех, самыми необходимыми, простыми и понятными — что можно и чего нельзя. Гиперактивные дети очень нуждаются в правилах, без них они чувствуют тревогу и постоянно проверяют границы дозволенного.

4. Создайте и поддерживайте дома четкий и удобный распорядок дня. Подъем, школа, уроки, игры, прогулки, прием пищи, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Гиперактивный ребенок нуждается во внешней стабильности. Внешний распорядок помогает формироваться внутреннему самоконтролю.

5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени и ждите, пока он его завершит. Не стоит говорить: «Собери портфель, а затем иди чистить зубы.» Скорее всего первоклассник забудет о втором задании, пока выполняет первое и Вам придется вновь напоминать ему, при этом ребенок будет выглядеть как непослушный, или забывчивый, а родитель, как навязчивый, повторяющийся. Оба будут испытывать взаимное раздражение и обиды.

А вышеприведенную инструкцию к заданию по математике за первый класс по программе «Школа России» рекомендую преподнести следующим образом: 1. «Сосчитай мячи начиная с красного» (подождать ответ и четко его повторить за ребенком). 2. «Сосчитай мячи начиная с синего» (дождаться ответа и повторить его). 3. «Сравни ответы» (дождаться ответа и четко и коротко обобщить сказанное ребенком«.

6. Гиперактивные дети легко отвлекаются на внешние предметы и события, быстро возбуждаются и трудно успокаиваются. В школе, во дворе очень много событий, впечатлений. У ребенка должно быть место, где он может отдохнуть. Таким место может стать дом, семья. Постарайтесь создать дома спокойную обстановку, выделить ребенку отдельную комнату с неярким, успокаивающим интерьером, минимальным количеством предметов, которые могут отвлекать и рассеивать внимание.

 7. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов. Стул подберите устойчивый, не крутящийся. Засеките по часам, как долго ребенок может оставаться на месте. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять, позвольте сменить деятельность, перевести внимание на другой объект. Будьте готовы к тому, что на выполнение домашнего задания будет уходить больше времени, чем у его сверстников. Относитесь к этому спокойно, не упрекайте ребенка. Распланируйте распорядок дня так, что б не все время после школы уходило на занятия.

8. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора, за компьютером или планшетом. Помните, что даже просто включенный экран компьютерного монитора, фоном звучащие телевизор или радио вызывает переутомление у ребенка.

9. Следите, что б ребенок высыпался. Недостаток сна приведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.

10. Знайте, что Ваш ребенок СПОСОБЕН научиться контролировать себя. Этот навык необходимо развивать. То, что другим удается естественным образом, гиперактивный ребенок сможет сделать лишь с помощью устойчивого умения, навыка. Научите его осознанно успокаивать самого себя, для того что бы лучше контролировать свое поведение. Например, посчитать от одного до десяти перед тем, как что-то сделать.

11. Избавьте ребенка от лишней нагрузки. Сложная школьная программа, бесконечные переписывания до идеала, черновики, дополнительные занятия. Если Вы можете выполнить за ребенка формальные процедуры, облегчить ему привыкание к школьным нагрузкам, то делайте это. Например, собирайте вместе с ним портфель по составленной в картинках подсказке. Если он устал, то соберите портфель сами.

Не волнуйтесь по поводу облегченной, адаптированной образовательной программы. Ребенку с СДВГ трудно учиться столь же быстрыми темпами, как его сверстникам. Справившись с посильной ему школьной нагрузкой, ребенок будет иметь время на кружки и игры.

Старайтесь не перегружать ребенка занятиями в не интересных ему кружках, особенно если в них большие нагрузки на память и внимание. Однако обязательно помогите ребенку найти время для занятия, в котором он будет чувствовать себя компетентным, успешным, умелым, к которому он сам испытывает интерес. Если вся деятельность ребенка будет сводиться лишь к школе, в которой он не в первых учениках, то ребенок может начать самостоятельно искать занятие, в котором он успешнее других. И, к сожалению, не всегда оно будет социально одобряемым, ведь дети часто идут по самому простому пути из всех возможных и для самореализации им может хватить просто ярких эмоций от сверстников.

Каким бы ни был диагноз Вашего ребенка, это всего лишь одна из его особенностей. Он всегда был и остается Человеком, а значит он разнообразней, шире, больше, чем всего лишь одна его черта. А трудности в школе бывают абсолютно у всех людей, и успех зависит от того, научится ли ребенок с ними справляться.

Психолог детского развивающего центра «Позитив» Калина Виктория Владимировна

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА "ДЕТИ"

okultureno.ru

Шесть правил общения с гиперактивным ребенком

Нежелание сидеть на месте дольше двух минут, постоянная болтовня или беготня по классу – раньше таких детей наказывали. Теперь – лечат. Гиперактивные дети есть в каждой школе. По данным Минздрава, в Украине около 12% школьников болеют Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Очень часто лечение болезни замедляется ошибками матерей и отцов.

«Отцовский клуб» попросил специалиста рассказать о типичных ошибках родителей, воспитывающих таких детей. Вот отрывок из нашего интервью с Натальей Рубель, психологом, когнетивно-поведенческий психотерапевтом, директором Киевского института рационально-интуитивной психотерапии «Я».

Более десяти лет я консультирую семьи с такими детьми и вижу, что это не надуманная проблема. Синдром с дефицитом внимания и гиперактивностью (СДВГ) — это медицинский диагноз. Первые признаки видны уже в возрасте от двух до трех лет.  К примеру — ребенку сложно сконцентрироваться на каком-то задании больше трех или пяти минут (рисовать, складывать пирамидку). Второй признак — у малыша тревожный сон: его сложно уложить спать днем или вечером, а ночью он часто просыпается. Третий — важный признак: ребенок ходит на носочках (ахиллесов рефлекс).

Во всех таких случаях нужно обращаться к детскому неврологу.

То, что видно сразу и всегда беспокоит родителей:  повышенная двигательная расторможенность. Ребенок бегает по помещению и это не игра, а не умение сосредоточиться и успокоиться. Он не может сидеть и выполнить простое задание в течение 5-10 минут. Гиперактивному ребенку свойственны мелкие движения: часто барабанит пальцами или дергает ногой.

Еще хочу обратить внимание родителей на излишнюю говорливость таких детей. Если в пять лет у ребенка нет связанного рассказа, не умеет определять причинно-следственные связи: что было сначала, что будет потом? Это говорит о том, что у ребенка не развиваются соответственно возрасту мозговые функции.

Лучше всего в семье принять некий «свод правил» для общения с гиперактивным ребенком

Первое. Если родители хотят, чтобы малыш их услышал, нужен контакт глаз. Прежде чем что-то говорить гиперактивному ребенку, нужно понять он вас слушает или отвлекается.

Второе — общаясь с ребенком, не пустословьте, говорите по делу. Например, многие родители скажут: «Сколько можно разбрасывать свои учебники, я же тебе сказала сложить математику еще вчера». Это плохой вариант. нужно иначе: «Математику в портфель. Тетради — в папку. Папку — в портфель». Используется краткий стиль. Особенно, это важно при формировании общения в семье. Потому что задача взрослых: обучить ребенка давать инструкции самому себе. Это и есть основной дефект гиперактивного школьника: неумение планировать свои действия.

Третье —  указания должны быть разрешающими. Т.е. если вы говорите что нельзя делать, тут же говорите, а что можно. Например, «Нельзя рисовать на стене, но можно рисовать вот здесь». Потому что основная проблема взаимодействия таких детей с окружающими — это постоянные одергивания, замечания, негативный акцент. Родители должны ответить себе на вопрос: «Всегда ли мы поддерживаем правильное поведение гиперактивного ребенка?» Всегда ли ваш сын (или дочь) узнает от вас, что вот сейчас он сделал правильно (сказал, поступил). Ведь основная проблема в общении отцов и таких детей: это негативный акцент на ситуациях. В процессе воспитания нужно сформировать социальные навыки, т.е. проще говоря, научить «вести себя правильно».

Четвертое — нужно использовать физический контакт, особенно, если дети маленькие. Чем младше ребенок, тем важнее физическое взаимодействие. Когда я об этом говорю родителям, они меня спрашивают: «Это что значит — бить его?» Нет, конечно, имеется в виду: взять за плечо, мягко развернуть ребенка к себе. Потому что для детей 2-3 лет слова вообще не работают, важнее физическое прикосновение. Т.е. используем нормальный физический контакт для улучшения взаимопонимания.

Пятое —  должны быть прописаны правила поведения, о которых ребенок знает. За их соблюдение ребенок сразу вознаграждается – это отдельная большая тема. Потому что детям такого типа в силу дефицита внимания, дефицита саморегуляции очень сложно вести себя воспитано.

Шестое — нужно давать выбор ребенку. Может, это напоминает манипуляцию, но помогает преодолеть его упрямство и сопротивление. Допустим, родитель может спросить: «Ты хочешь уроки сделать до мультика или после?» Т.е. не принимаем во внимание, что уроки не делаются, а акцент на том, когда школьник их сделает. Лучше использовать такие конструкции: сначала ты…., потом ты …. Это облегчает его готовность к следующему действию. Нужно учитывать, что у гиперактивного ребенка длинный тормозной путь. Т.е. если он смотрит мультик, а вы ему хотите напомнить об уроках, предупредите его: «Через 2 минуты закончится мультик, потом мы приступаем к урокам». Потому что именно этим детям сложно переключаться от одной деятельности к другой.

Конечно, правил может быть больше. Это основные.

 

fathersclub.com.ua

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком - Советы психологов - Ученикам - Каталог статей

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком:1. Узнать причину гипердинамичности ребенка. Проконсультироваться с нужным специалистом: болезнь это или нет. Нередко у гиперактивного ребенка в анамнезе есть родовая трамва. Нередко гипердинамичность - это следствие ММД (минимальной мозговой дисфункции).2. Когда гиперактивность обусловлена болезнью, необходимо строго выполнять   все   предписания   врача   и   правильно дозировать лекарственные средства.3. Все то,   что может вызвать в доме «любознательность» ребенка, последствием   которой   будет   детский   травматизм,      родители должны убрать хотя бы с поля зрения проказника,    лишив его возможности соблазна.4. Даже лекарственные средства, выписанные специально для ребенка, не говоря уже обо всех других, хранящихся в квартире, должны быть спрятаны в надежном месте и, если можно, заперты на ключ.

5. Нужны лекарства Вашему ребенку или нет - не главное в общении с ним, в адаптации к дальнейшей жизни.

6. Важнее всего - это мера воспитательных воздействий,   система и методика осуществления их Вами.7. Любое   разногласие   в   семье   в   вопросах   воспитания   ребенка усиливает отрицательные качества малыша.8. Прежде     всего,     старайтесь     по     возможности     уменьшить расторможенность и отвлекаемость ребенка.9. Продумайте режим дня до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть ваш ребенок четко знает,   когда он должен встать,   поесть, пойти гулять, играть с друзьями.10. Друзей у Вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем дольше будет возбуждаться с ними он. Желательно, чтобы друзьями не были гиперактивные ребята.11. Игра для Вашего ребенка - важнее разных медикаментов, вернее - главное лекарственное средство.12. Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование важнейших дел потом смогло войти в привычку.13. Необходимо постараться Вам неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность малыша со сверстниками и ровесниками дома, во дворе.14. Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.15. Не путайте гиперактивность с темпераментом ребенка,   особенно тогда, когда в семье малыш холерик.16. Чтобы выработать у гиперактивного ребенка хоть какую-та усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозайку, лото и домино. Обычно эти игры учат также концентрировать внимание,  что очень важно малышу, особенно тогда, когда он поступает в школу.17. Гиперактивного ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых сказок.18. Желательно,   чтобы малыш играл только с одной игрушкой. Не надо распалять его внимание на остальные.19. Малыш способен сделать только одно дело посильное ему.20. Не  раздражайтесь, если  Ваш  ребенок  все   делает  наоборот. Спокойно  повторите  ему  снова все задание.  Еще раз  и  еще. Спокойно   объясните,      покажите.   Добейтесь,      чтобы   малыш справился с ним сам,  пусть не сегодня,  завтра... Вам только надо запастись терпением.21. Запомните, что все старания гиперактинвого ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем попросили Вы, необходимо сразу поощрить.22. Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.23. С таких позиций надо обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей, вплоть до окраски потолка и стен.24. Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем   случае   малыш   не   должен   видеть   фильмы   ужасов и криминальные истории с насилием.25. Не надо приглашать к себе большое количество гостей. Не надо брать с собой ребенка в шумные компании.26. Учите  его  сдерживать  «бурлящие эмоции»  и  постарайтесь  не выплескивать свои. Запомните, что Вам ребенок подражает.27. Поглубже прячьте свои раздражения и ярость.28. 0 том, что Вы жалеете его, малыш не должен даже догадаться.29. Пытайтесь погасить конфликты, в которые замешан Ваш ребенок, уже с момента первой искры.30. Жонглируйте довольно осторожно своими «можно» и «нельзя».31. Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях ребенка.32. Не забывайте то,   что наказание словесною,   телесною агрессией обычно   вызывает   идентичную   ответную   реакцию   у   малыша. Гораздо   эффективней   наказывать   ребенка  лишением   свободы действий и неподвижностью на многие часы.33. Когда у Вас имеется хотя бы малейшая возможность, повремените с оформлением ребенка в детский сад.Как не надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком:

1. Рассматривать гиперактивность своего ребенка как шалость или баловство.2. Пренебрегать советами врача.

3. Неправильно дозировать лекарства. Давать их малышу,  когда не назначают, и не давать, когда они

необходимы.

4. Все разрешать ребенку,    что бы ни хотел он сделать, или совсем не разрешать ничто.5. Не убирать из поля зрения ребенка вещи и предметы, таящие опасность травматизма, и оставлять в дрступном месте, на виду у всех, лекарства или вещества, которыми ребенок может отравиться.

6. Воспитывать ребенка как придется, как вздумается каждому в семье.

7. Не корригировать расстройства концентрации внимания,   не реагировать на расторможенность и отвлекаемость ребенка,своими методами воспитания усиливать все эти нежелательные свойства.8. Не приучать ребенка к распорядку дня,   к планированию и постановке цели его деятельности,    не вмешиваться в эту деятельность.9. Не обращать внимания на игры малыша и  поощрять его проказы.10. Не подбирать ему друзей.11. Оберегать от спорта.12. Специально перевозбуждать игрушками и телепередачами.13. Не вырабатывать усидчивость.14.  Давать задания, которые он не сумеет сделать, и постоянно в связи с этим раздражаться. 15.Выплескивать свои эмоции наружу по поводу или без повода, давая волю наказаниям, вплоть до побоев.16. Жонглировать своим «нельзя». 17. Чрезмерно  поощрять ребенка, когда он раздражает всех. Хвалить за шалость. Приветствовать непослушание. 18. Не обращать внимания на ситуацию конфликта, в которой полностью повинен Ваш ребенок. Не принимать какие-нибудьмеры, чтобы погасить конфликт. 19. Наказывать и поощрять одновременно.

 Подготовили: педагоги-психологи МОУ «СОШ№2»: Шарипова А.А., Яшкина Т.Ю.

lgschool2.ru

Гиперактивный ребенок: симптомы, причины, как вести себя с ним?

Уже сколько было писано-переписано про гиперактивность детей, что это не просто состояние сверхбыстрого ребенка, а медицинский диагноз, все равно мамочки путают эти термины. И каждая жалуется, что ее ребенок – самый активный, хотя с виду он – просто ангелок. И каждой мамочке кажется, что быстрее и нетерпеливее детей, чем ее малыш, больше на свете не существует. Но давайте разбираться с тем, кто такой гиперактивный ребенок и как с ним общаться.

Кто виноват?

Статистика показывает, что более половины родителей гиперактивных детей сами в детстве были такими. Ученые даже выяснили, что во всем виноваты гены, расположенные в 5-й и 11-й хромосомах. С помощью специальных веществ – серотонина и дофамина – они регулируют передачу нервного импульса в коре головного мозга. Малейшие отклонения в работе этих систем – и у малыша нарушается внимание и поведение.

Еще специалистами была выявлена зависимость между недугом мамочки и гиперактивностью малыша. Оказывается, у мам, страдающих бронхиальной астмой, сенной лихорадкой, атопическим дерматитом, мигренью по статистике рождаются чаще подвижные дети. В чем же причина? В том же дисбалансе серотонина и дофамина.

Но этот дисбаланс может быть вызван не только наследственностью. Состояние будущей мамочки во время беременности тоже может сказаться на непоседливости крохи. Итак, фактором, влияющим на работу центральной нервной системы может быть гипоксия, токсикоз, вирусы гриппа, хронические заболевания мамы, родовая травма.

А как же можно распознать синдром гиперактивности?

Во-первых, это неспособность ребенка отвечать за свои поступки, как говорится «жизнь его ни чему не учит». Он только что поранил лоб, возможно даже вы прибегали к медицинской помощи (т.е. малыш не мог не помнить свои ощущения во время травмы) и тут же он опять рискует своим здоровьем. Такие дети не думают о последствиях, а делают то, что им вздумалось.

Во-вторых, ребенок ломает все вокруг, прикладываясь не только к своим, но и чужим вещам. Его невозможно остановить или убедить не ломать не свою собственность.

В-третьих, мальчики гиперактивными бывают в три раза чаще девочек. Так что, мамы сынишек, имейте это в виду!

Как вести себя с подвижным и непоседливым ребенком?

  • Ругать гиперактивного ребенка не рекомендуется. Я бы даже сказала, запрещают это делать. Речь не идет о вседозволенности, у малыша должны быть четко очерченными границы дозволенного. Специалисты советуют родителям набраться побольше терпения и не переходить на крик или еще хуже – не наказывать ребенка физически.
  • Иногда спастись от хаоса поможет четкий распорядок дня. Соблюдать время просыпания, еды, прогулок, игр и отхода ко сну не слишком сложно. Зато это дисциплинирует кроху, раскладывает по полочкам последовательность действий.
  • Слишком эмоциональному ребенку категорически запрещен избыток впечатлений. Уводите от телевизора, когда там идет боевик, не вываливайте не малыша поток впечатлений, все должно быть дозировано и в меру. Если видите, что поход в парк аттракционов перевозбудил и без того несовершенную нервную систему ребенка, значит вам знак – пора сворачивать прогулку и направляться домой.
  • Не ждите от него немедленной реакции. Да, таким детям приходится по 5 раз напоминать, что сейчас время собирать игрушки или отправляться в постель. Но они все равно заняты своим делом и не спешат выполнять мамину просьбу. Гиперактивный ребенок не может в мгновение ока завершить игру в машинки и бежать складывать игрушки. Таким детям нужно все повторять по десять раз в буквальном смысле, чтобы достучаться до них.

Однако, здесь следует заметить, как произносятся просьбы. Если мама, уткнувшись в монитор, кричит сыну собрать игрушки, в этом случае и полностью здоровый малыш и ухом не поведет, чтобы пойти их собирать. Нужно повторить просьбу, глядя в глаза ребенку. Иногда несколько раз.

С гиперактивностью разобрались и поняли как вести себя с подвижным малышом, как же можно помочь ему вырасти здоровым физически и эмоционально? Приходят на помощь «бабушкины рецепты» и музыка, особенно полезны звуки Моцарта. Предложите ребенку детские успокаивающие напитки с валерианой, пустырником, мятой, зверобоем, лавандой, шалфеем.

Такой напиток можно приготовить самому. Взять по одной чайной ложке валерианы, мяты и шалфея, залейте 0,5л кипятка, дайте настояться 30 минут, процедите. Давайте деткам до 6 лет по 1 ч.л., младшему школьнику – по 2ч.л. отвара в день между приемами пищи.

Однако помните, что все травяные рецепты нужно использовать только после консультации с педиатром. А вот наполнить подушку этими травами и положить возле изголовья малыша вполне можно и без медицинской консультации. Я так думаю.

И еще статьи по теме:

Оставить комментарий

detkikarapuzi.ru

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

1. Первый и самый главный совет родителям гипердинамичных детей: не пытайтесь держать в себе все свои чувства. Никакого, даже самого олимпийского спокойствия на гипердинамичного ребенка не хватит. Единственное, чего вы добьетесь, "педагогично" пытаясь годами сдерживать себя, - это то, что один вид собственного чада будет вызывать у вас внутреннюю дрожь или глубокое раздражение. Если вы в ярости, скажите или даже крикните об этом. Если в отчаянии - продемонстрируйте это ребенку в полной мере. Если ребенку случилось порадовать вас, порадуйтесь от души, не ограничивайтесь нейтральным: "Давно бы так..." или почти оскорбительным: "Вот так и ведут себя нормальные дети..."

2. ^ Поступки гипердинамичного ребенка почти всегда ужасны, раздражающи и неуместны. К чему-то вы сумеете притерпеться с годами (например, к тому, что он ест на бегу, забывает в садике свои вещи и засыпает, стоя на локтях и коленях). Что-то так и останется нестерпимым (например, то, что он всегда вбегает в комнату в грязных ботинках и, поминутно обещая: "Больше не буду", также поминутно нарушает свои клятвы).

Но личность ребенка - это не только особенности его нервной системы, обусловленные микроорганическими внутриутробными поражениями головного мозга. Иногда за ними трудно разглядеть все остальное, но нужно, необходимо, просто-таки жизненно важно для вашего ребенка, которому и так достается гораздо больше окриков и нравоучений, чем обычным детям. Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учительв начальной школе - постоянно отвлекающегося ученика, который к тому же еще и отвлекает других. Вы должны видеть - личность.

Вот его достоинства: незлобивость, отходчивость, общительность и контактность, щедрость и готовность поддержать любое начинание, легкость на подъем и неистощимый оптимизм - все это его и ваш актив.

Вы осуждаете неприемлемые поступки ребенка и наказываете его за них. Вы, не особенно сдерживая себя, говорите о том, какие чувства вызывает в вас то, что он вот уже в триста двадцать пятый раз... Но раз за разом вы говорите ребенку (и помните сами) о том, что несносные поступки - это еще не личность, что существуют резервы и достоинства, на основе которых все сегодняшние проблемы, несомненно, будут преодолены.

Можно сказать:- Я терпеть не могу, когда грязные ботинки стоят на тумбочке. У меня руки опускаются и не хочется делатьничего хорошего...

Но нельзя (по этому же поводу) сказать так:- Ты грязнуля и неряха, я терпеть тебя не могу. И ничего хорошего можешь от меня не ждать...

3. ^

В доме, где растет ребенок с гипердинамическим синдромом, обязательно должен быть домашний стадион, хотя бы в виде перекладины в дверном проеме, на которой висят кольца, лесенка или канат. Пусть ребенок до изнеможения бегает во дворе, играя в футбол или хоккей, лазая на дворовых снарядах или катаясь с горки. Как только позволит возраст, обязательно отведите его в какую-нибудь спортивную секцию. Это может быть тот же футбол или волейбол, но может быть и студия народного танца или пантомимы. Главное, чтобы там было как можно больше движения и чтобы ребенку нравилось туда ходить.

Гипердинамичные дети редко сразу находят "свою" секцию, они ведь вообще быстро ко всему остывают. Но здесь вы должны проявить настойчивость. Не одно, так другое. Не другое, так третье. Гипердинамичный ребенок, как в воздухе, нуждается в структурированной физической активности. Иначе он и в десять лет будет так же бестолково носиться по двору, как носился в пять. Любые, даже самые незначительные успехи ребенка в спорте (или искусстве пантомимы) должны поощряться. Ведь его так часто ругают...

4. ^

Это то, в чем он сам трагически слаб. Предвидеть, что будет, оценить, что потом, спланировать, как сделать, чтобы все получилось, - все это гипердинамичному ребенку в буквальном смысле органически недоступно. По крайней мере, до поры до времени. И вот здесь ему приходят на помощь родители. Именно они становятся на время как бы внутренним голосом ребенка, который ненавязчиво, в доступных ребенку выражениях, не развешивая ярлыков, предупреждает, советует, планирует, анализирует и оценивает результаты.

- Это может быть опасным, так как...- Возможно, Коля обиделся потому, что ты...- Если ты сейчас поступишь именно таким образом, то в следующий раз...- Вот этот путь разрешения ситуации оказался явно удачней предыдущих, так как привел к... Вероятно, в сходных обстоятельствах всегда имеет смысл поступать именно так...

5. ^

Вы, родители, его единственный оплот и защита. Вы знаете его лучше всех, и только вы видите в нем за проявлениями синдрома симпатичную, по-своему страдающую личность. Пока ребенок будет знать, что кто-то видит в нем не только безнадежного шалуна и "ребенка-катастрофу", кто-то надеется и верит в возможность позитивных перемен, до той поры у него самого сохраняется стимул к самообузданию и самовоспитанию.

6. Гипердинамичный ребенок поверхностен не только в своих увлечениях, но в своей эмоциональности. Старайтесь побольше говорить ему о чувствах, которые испытываете вы сами и другие люди, проясняйте для него нравственную и этическую глубину ситуаций, которые происходят на его глазах, в телевизионных фильмах, в книгах. Сам ребенок может не заинтересоваться этим и даже не заметить возможности "заглубиться" в происходящее. Это вам тоже придется сделать за него. Потом он привыкнет, и у него проявится возможность пользоваться для анализа ситуации заложенными вами алгоритмами.

7. Самая распространенная рекомендация для родителей гипердинамичных детей, имеющаяся практическиво всех соответствующих справочниках и пособиях, - "Родители должны тщательно, неустанно и как можнораньше приучать ребенка к усидчивости и внимательности". Прекрасная рекомендация. Если кто-нибудь знает, как ее исполнить, - флаг ему в руки. Со своей стороны могу предложить одну старую, средневековую игру, которая прекрасно тренирует произвольное внимание (которого так не хватает гипердинамичному ребенку) и заодно тренирует беглость мышления (которая вообще никому никогда не вредила).

^ Вспомнили игру из своего детства? Прекрасно, приступайте. Только не забывайте чередоваться, не только вы должны "ловить" ребенка, но и он вас. В эту игру можно играть всей семьей, по дороге в школу, моя посуду и стирая белье.

Не вспомнили? Тогда объясняю. Один - спрашивает, остальные (их может быть много) - отвечают. Нельзя говорить: "да", "нет", "красное", "белое", "черное". Задача водящего - запутать играющих быстрыми вопросами и заставить их сказать одно из "запретных" слов. Тот, кто "проговорился", - становится водящим.

kzbydocs.com