Низкая самооценка у ребенка — последствия. Как ребенку повысить самооценку 5 лет
Как поднять самооценку ребенку | Советы опытной мамы
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хотела бы поговорить на тему: как поднять самооценку ребёнку. Наверное все знают, что самооценка- это то, как человек оценивает самого себя, свои личные качества, способности, поступки, внешность. И формируется она уже с раннего детства.
Дальнейшая успешность в жизни во многом зависит, какая самооценка у ребёнка.
Она может быть занижена или завышена. И во многом это зависит от родителей. Часто можно услышать от самых близких людей такие слова: "Вечно у тебя ничего не получается! Ты что такой глупый (тупой)! Из тебя ничего не выйдет!" И ребёнок может поверить в эти установки, почувствовать себя ущербным и ни на что не способным.
Как определить самооценку у вашего ребёнка
Заниженная самооценка
Такой ребёнок не уверен в себе и своих силах, тревожен, обидчив и нерешителен. Он всегда настроен на неудачу, думает, что у него ничего не получится, что не справится с каким-то заданием, даже не попробовав.
Плохо адаптируется к новым условиям. Часто недооценивает свои достижения и переоценивает успехи других.
Завышенная самооценка
Ребёнок с завышенной самооценкой считает, что он всегда и во всём прав. Никогда не признаёт свои ошибки, зато сразу замечает их за другими. Ему нравится управлять другими детьми, старается выделиться, обратить на себя внимание любыми способами. Считает себя лучше всех, относится свысока к другим.
У детей в разное время может меняться самооценка. Зависит это от многих факторов: от отношения окружающих, в первую очередь, родителей, от атмосферы в семье, характера и темперамента малыша. Задача родителей-формировать положительную, здоровую и адекватную самооценку.
Как поднять самооценку ребёнку
Если вы понимаете, что у ребёнка низкая самооценка, нужно постараться её повысить.
1. Любите своего малыша, относитесь к нему с уважением и пониманием, чтобы он чувствовал вашу поддержку.
2. Хвалите за любые заслуги и достижения. За хорошие отметки, за выполненную поделку или рисунок, за победу или участие в спортивных соревнованиях и тому подобное.
3. Научитесь переключать внимание с того, что не получилось, на то, за что можно похвалить. Например: "Сегодня ваша команда проиграла матч по футболу, но зато какой красивый гол ты забил, как настоящий футболист, мы тобой гордимся!"
4. Поощряйте увлечение ребёнка какой-либо деятельностью: спортом, танцами, рисованием, пением, конструированием...Не забывайте хвалить за успехи в выбранной области. Только никогда не говорите, что из него не получится настоящего спортсмена, танцора, художника, певца.
5. Почаще говорите слова поддержки: У тебя всё получится! Ты сможешь! Мы в тебя верим! Ты обязательно справишься!
6. Никогда не сравнивайте вашего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только с самим собой, каким он был и какой сейчас (или будет).
7. Давайте ребёнку посильные поручения, чтобы он чувствовал, что помогает и приносит пользу. Например, вытереть пыль, полить цветы, сходить в магазин, покормить домашних животных.
8. Почаще советуйтесь, спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу.
9. Иногда просите о помощи как у старшего.Этот метод очень помогает почувствовать ребёнку себя значимым и полезным.
10. Старайтесь излишне не опекать своего сына (или дочь), предоставляйте больше самостоятельности, поощряйте инициативу.
11. Показывайте своим примером правильное отношение к неудачам и успехам.Например, у мамы получилось не очень хорошее тесто для пирогов. Она может сказать: "Какой кошмар, больше никогда не буду делать сама тесто!" И другой вариант: "Ничего страшного, в следующий раз я немного изменю рецепт и обязательно получится!" Чувствуете разницу?
12. Если ребёнок провинился, ругайте только за конкретный поступок, а не в целом, задевая его личность.
13. Старайтесь принимать своего малыша таким, какой он есть.
14. Меньше критикуйте и "не навешивайте ярлыки".
Теперь вы знаете, как поднять самооценку ребёнку, если она занижена. Желаю всем родителям и детишкам здоровой адекватной самооценки, уверенности в своих силах и веры в себя!
Если эта статья была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей.
sovetmama.ru
Как повысить самооценку ребенку?
Советы психолога
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
♥Самооценка ребенка.Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
РЕБЕНОК С ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.
Если САМООЦЕНКА РЕБЕНКА ЗАНИЖЕНА , скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».
ПРИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКЕ ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
♥ЕСЛИ ХВАЛИТЬ, ТО ПРАВИЛЬНО
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми…». Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.4. Нельзя хвалить из жалости.5. Из желания понравиться.
♥ ПОХВАЛА И ПООЩРЕНИЕ : ЗА ЧТО?
1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.
Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
♥ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:
1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.2. Попросите о помощи как у равного или старшего.3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!
Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях «мать-сын» — если хотите воспитать настоящего мужчину.
♥НАКАЗАНИЯ : ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.
1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
♥ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
♥НЕ НАКАЗЫВАЕМ:
1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.3. Сразу после душевной или физической травмы.4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…
♥ДЛЯ РАЗВИТИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЕНКА
-Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.-Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.-Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.-Поощряйте в ребенке инициативу.-Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».-Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).-Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.-Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.-Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.-Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
♥ИГРЫ И ТЕСТЫ
Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.
-Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)
Этот тест используют с 3 лет.
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.
А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.
Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.
Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.
-«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)
Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!
Источник
Самое читаемое:
www.podelkidetkam.ru
Как повысить самооценку у ребенка: советы и игры
Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Я не ошибусь, если скажу, что все родители хотят, чтобы их дети выросли успешными, счастливыми, уверенными в себе людьми. Такую уверенность – а именно она является ключом к успеху в любом начинании – дает адекватная самооценка человека. Но, к сожалению, такая самооценка бывает не всегда. Кто в этом виноват – семья, школа или другие обстоятельства, мы выяснять не станем. А займемся более важным вопросом: как повысить самооценку у ребенка?
Что такое самооценка?
Самооценка – это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Появление самооценки у ребенка – не что иное, как рост самостоятельности, переход к самоконтролю.
Маленький ребенок оценивает себя в основном положительно. Затем постепенно его самооценка начинает все больше и больше зависеть от того, как его оценивают значимые взрослые, в первую очередь, конечно, мама. У младших школьников и у подростков уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Здоровая личность имеет достаточно высокую самооценку. Главное – она должна быть адекватной, то есть, оценка человеком своих качеств должна соответствовать его реальным качествам и достижениям. Адекватная самооценка – это внутренняя гармония, умение увидеть путь к успеху, спокойное отношение к оценке себя другими людьми. Ребенок с адекватной самооценкой обладает чувством собственного достоинства, он любит себя, жизнерадостен, способен проявлять любовь к другим людям и не умаляет их положительных качеств.
Низкая самооценка – это неуверенность в себе, в своих силах. Даже имея представление о своих положительных качествах и сильных чертах, ребенок с заниженной самооценкой испытывает постоянный комплекс неполноценности и находится в конфликте между собой настоящим и тем, каким он должен быть в представлении значимых для него людей. Ребенку с низкой самооценкой трудно находиться среди сверстников, он может быть обидчивым, ранимым, пассивным, отказываться от участия в играх из-за страха оказаться хуже других или пассивно подчиняться общим правилам, не выказывая никакой инициативы.
Завышенная самооценка проявляется в преувеличении своих возможностей, чувстве превосходства над другими людьми, рассогласованности между тем, каким ребенок представляет себя и тем, какой он есть на самом деле. Это порождает агрессию, зазнайство, хвастовство, ложь и другие негативные проявления.
Как понять, какая у ребенка самооценка?
Для того чтобы определить, насколько адекватно ребенок оценивает самого себя, существует несколько простых упражнений. Вот одно из них.
Вам понадобится несколько элементов набора «Лего» и небольшие игрушки (например, куколки «Киндер-Сюрприз»). Из них строится лестница, для малышей – совсем маленькая (три-четыре ступеньки), ребенку постарше можно предложить лестницу из десяти ступенек. Затем объясните, что самая нижняя ступенька означает самые плохие качества человека, самая верхняя – самые лучшие. Попросите поставить на лестницу сначала знакомых ребенка, например, лучшую подругу или друга. Потом попросите оценить себя. Внимательно следите за тем, насколько быстро принимается решение, возможно, что фигурка, обозначающая самого себя будет несколько раз передвигаться со ступеньки на ступеньку или сразу же встанет на ей предназначенное место, а также за тем, как оно соотносится с другими фигурами. Попытайтесь ненавязчиво выяснить, почему ребенок принял такое решение, чем он руководствовался. Ответы могут вас поразить.
Как поднять самооценку у ребенка?
Поднять самооценку и воспитать в человеке уверенность в себе непросто. Однако вполне возможно. Родителям следует придерживаться нескольких правил в общении со своими детьми и все получится:
Никогда не сравнивать! Даже если сравнение будет в пользу вашего ребенка, никогда не сравнивайте его с другими детьми. Постоянные «Посмотри на Олю!», «А вот Юра уже умеет писать все буквы!», «Ты лучше Анечки выполнила задание» могут нанести очень серьезные психологические травмы. В первую очередь, из-за постоянных сравнений с кем-то страдает самооценка. Во-вторых, человек приучается жить с оглядкой на других и тогда о какой самостоятельности и инициативности может идти речь?
Хвалите ребенка за все, к чему он приложил усилия. Вымытая посуда, решенная задача по математике, игра с младшим братом, убранная кровать – все это повод для похвалы. Похвалы заслуживают как способности, так и попытки найти себя, свой талант. Рисунок, на который было потрачено несколько часов, получился не самым замечательным? Все равно оцените его, похвалите усердие юного художника. Так вы мотивируете его на дальнейшие достижения.
Принимая какое-либо важное решение, советуйтесь с малышом. Особенно, если это решение имеет к нему непосредственное отношение. Он имеет право участвовать в собственной судьбе и высказывать свое мнение. Никогда не ругайте ребенка, даже если ваши мнения расходятся, не смейтесь над ним – этим вы привьете сыну или дочери множество страхов и комплексов.
Просите детей вам помочь. Выполнить несложное поручение, например, сходить в магазин, выгулять собаку или пришить пуговицу может даже самый младший член семьи. Следите за тем, как вы просите о помощи – не стоит требовать ее, говорить с ребенком приказным тоном или кричать.
Большое влияние на самооценку ребенка оказывают наказания. Это не значит, что наказывать детей не нужно. Это означает лишь то, что в наказаниях не должно быть морального и физического насилия, наказания не должны быть унизительными. И главное – что бы ни совершил ваш ребенок, он должен быть уверен в вашей любви к нему. Уверенность в родительской любви – залог адекватной самооценки человека.
И, напоследок, два небольших упражнения для поднятия самооценки.
«Зайчик и медведь»
Эта игра поможет маленькому человеку почувствовать себя большим, сильным и смелым.
Итак, мама (или другой взрослый) предлагает ребенку сыграть в новую игру.
«Сначала мы с тобой будем зайчишками-трусишками. Что делает зайчик, когда чувствует опасность? Правильно, дорожит. Покажи, как он дрожит. Он поджимает хвостик, сжимается, прячется, старается стать незаметным». Ребенок показывает, дрожит, как зайчик. «А что делает зайчонок, когда видит волка?». Малыш прячется, мама-волк ищет его или гонится за ним.
«А теперь давай ты будешь медведем, сильным и смелым. Покажи, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходит медведь. А что делает медведь, когда видит волка? Он его боится? Нет. Он неторопливо продолжает свой путь». Некоторое время ребенок изображает бесстрашного медведя при встрече с волком, тигром, человеком.
Зачем это нужно? Подобная маленькая игра (она занимает десять-пятнадцать минут) дает возможность малышу почувствовать себя сильным и смелым, повышает самооценку ребенка, дает «якорь», за который можно зацепиться при сложных ситуациях.
«Мой портрет в лучах солнца»
Очень простое и в то же время действенное упражнение, которое прекрасно подойдет и для детей, и для родителей.
Ярким карандашом или ручкой нарисуйте на большом листе бумаги солнце, с длинными лучами. Чем длиннее будет лучи вашего солнца – тем лучше. В центре солнечного круга другим ярким фломастером впишите свое имя. Затем, вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошие качества, как следует похвалите себя. Постарайтесь, чтобы лучей получилось как можно больше.
А теперь посмотрите на получившийся рисунок и ответьте на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?».
Надеюсь, что эти несложные игры и упражнения помогут Вам поднять (или поддержать на нужном уровне) самооценку Вашего ребенка. Но главное, помните, что лучше всегда профилактика, чем лечение. Дарите любовь, принятие и поддержку Вашему малышу уже с пеленок.
А чтобы быть в курсе обновлений блога – подписывайтесь ниже. И не забывайте делиться статьей с друзьями, если находите ее полезной. До новых встреч!
Автор: Ксения Кокорева
vmeste-rastem.ru
Как повысить самооценку ребёнка?
Самооценка ребенка играет важную роль на протяжении всей жизни ребенка — начиная от отношения в садике, до личных успехов во взрослой жизни. Самооценка -это основа личности, так называемая база, фундамент. И этот фундамент закладывают родители своими словами и отношением к ребенку. Каковы признаки заниженной самооценки и что делать, чтобы её повысить, вы узнаете из этой статьи.
— Боже, и за что мне такое наказание, у всех дети, как дети, а мой какой-то не такой, вечно найдёт приключение на свою голову, — причитала одна из мам на детской площадке. При этом малыш её просто бегал с остальными и приземлился прямо в центре огромной лужи, оставшейся после недавнего дождя. Проблема не мирового масштаба, одежду можно постирать, с кем не бывает подобная неприятность.
Но в этой типичной, кстати, ситуации скрыта проблема гораздо серьёзнее: мальчик, постоянно слышащий подобные фразы с уст своей мамы, рано или поздно может обрести заниженную самооценку, ведь мама:
даёт оценку не конкретному поступку, а личности в целом: «ты плохой»;
при этом она вешает ярлыки «наказание», «какой-то не такой» — постепенно под их воздействием малыш будет вести себя соответственно;
сравнивает его с другими детьми, и это сравнение однозначно не в его пользу.
Пока ребёнок ещё маленький, заниженная оценка может мешать ему налаживать контакты со сверстниками, овладевать новыми навыками и умениями, ведь потерпев несколько раз неудачи, он будет бояться приниматься за что-то новое. А значит, может быть даже отставание от других детей в развитии.
У подростка такая же проблема может привести к невыносимым страданиям, причина большинства случаев самоубийств среди этой возрастной категории именно в этом – «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я — ничтожество».
Самое страшное в том, что, в отличие от взрослых, на формирование заниженной оценки которых может влиять множество факторов, чаще всего заниженную оценку у детей формируют сами родители. Или они просто настолько невнимательны к своим детям, что пропускают эту проблему, хотя только они в силе решить любую ситуацию ещё в самом начале, только действовать нужно очень осторожно.
Признаки заниженной самооценки ребенка
1. Он неохотно идёт на контакт с другими детьми, если попробовать выяснить причины, главное – боязнь быть высмеянным, отвергнутым, подвергнуться критике.2. Ребёнок нервный, тревожный, легко поддаётся панике.3. При овладении новыми навыками он заранее прогнозирует неудачу, поэтому может даже отказываться пробовать что-нибудь новое.4. Достигнутый в каком-то деле успех он считает не закономерностью своего упорного труда и способностей, а редкой случайностью.5. Ребёнок полностью зависит от мнения кого-то из других детей, старается во всём его копировать.
Существует, конечно, многих методик-опросников, позволяющих выявить низкую самооценку, но многие из этих признаков можно заметить в результате наблюдений за своим ребёнком. Вам в помощь очень простая методика «10 ступенек», которую можно провести в форме увлекательной игры (можно варьировать с высокой горой, деревом). Объясните ребёнку, что внизу находятся самые плохие дети, вверху – очень хорошие, и попросите нарисовать себя на той ступеньке, на которой он, по его мнению, должен стоять. Естественно, ребёнок с заниженной самооценкой изобразит себя внизу, с завышенной – на самых верхних ступеньках.
Как повысить самооцену своего ребёнка?
1. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Тот факт, например, что дочка вашей соседки в четыре года уже читает, никак не говорит, что ваш ребёнок хуже. Зато он так хорошо поёт. Нужно сравнивать только его только с самим собой, особенно отмечая успехи: «Ты еще месяц назад читал гораздо хуже, а сейчас какой молодец, так быстро это делаешь». А сравнение с братьями и сёстрами чревато ещё одной серьезной проблемой – ревностью. Так вы ухудшаете их отношения, создаёте ситуацию конкуренции среди членов семьи в борьбе за любовь родителей.
2. Помогите своему ребёнку выделить свои преимущества и достоинства. Если он в какой-то области откровенно не силён, найдите то, что у него получается лучше всех, и постоянно об этом напоминайте. Одна девочка сильно страдала из-за излишней полноты, да и одноклассники не упускали момента напомнить ей об этом, обзывали. Но стоило ей заняться восточными танцами, появилась красивая плывущая походка, и её недостаток стали замечать гораздо реже. А победы на конкурсах вообще сделали её очень популярной среди одноклассников.
3. К сожалению, так часто применяемое многими родителями физическое наказание способно только унизить ребёнка, а в результате постоянных физических наказаний вырастет или агрессивный, или неуверенный в себе человек. Поэтому если хотите наказать его за какой-то проступок (а он в любом случае не должен быть незамечен), то применяйте словесные меры воздействия или лишите на некоторое время привилегий: просмотра телевизора, компьютера, покупки новой вещи. Но делайте это не с криком, а спокойно и взвешено, крик всё равно не способен влиять на ребёнка.
Подумайте, приятно ли вам было бы, если ваш шеф кричал на вас целыми днями, а ребёнок ничем от нас не отличается. Никогда не говорите, что ребёнок плохой, давайте оценку конкретному действию. И уж тем более, нельзя навешивать различные ярлыки «какой ты глупый», «неряха», «тупица» и т.п. Помните, кстати, фразу капитана Врунгеля: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт»: иными словами, если человека долго называть «растяпой», он и станет.
4. В деле же похвалы нужно быть очень осторожным, ребёнка очень легко перехвалить. Если родители всё время восторгаются его поведением и поступками, тут недалеко и до завышенной самооценки. Но вот поощрять, если он заслужил, необходимо. Если он исполнил вашу просьбу или выполнил что-нибудь для себя обязательное, например, застелил постель или сложил свои вещи, не стоит акцентировать на этом внимание, достаточно простого «спасибо». Но вот что-нибудь сделанное по его инициативе, даже если и не очень удачно, например, он решил тайком вымыть посуду (пусть и разбил тарелку или сделал это некачественно), оставить это незамеченным нельзя и нужно обязательно похвалить.
5. Займите правильную позицию относительно ребёнка. Плохо, когда родители – сторонники авторитарного воспитания, строго контролирующие свое чадо и жёстко карающие за любую провинность. Но и атмосфера вседозволенности и панибратства не позволит вырастить достойную личность, потому что ребёнок в такой семье не знает границ и норм поведения. Поэтому нужно найти «Золотую середину» и просто ребёнка уважать как личность.
Что это означает? Ребёнок должен иметь в семье свои права и обязанности, при этом родители прислушиваются к его мнению и даже признают свои ошибки. Бывают ситуации, когда родитель действует сгоряча, например, наказав, не разобравшись, несправедливо, или по субъективным причинам не может выполнить своего обещания. Простое извинение способно творить чудеса, авторитет родителей от этого ещё более окрепнет, а ребёнок будет чувствовать, что его уважают.
6. Не менее важный фактор, чем уважение родителей, в становлении маленькой личности, — это любовь родных. Если взрослые могут почувствовать любовь к себе без слов, оценивая поступки, то детям сделать это очень сложно. Поэтому, чтобы у ребёнка сложилась адекватная самооценка, почаще говорите слова любви, обнимайте и целуйте его.
7. Если ребёнок потерял уверенность в результате неудачи в каком-то деле, попробуйте ему помочь. Вместе разделите задачу на части и помогите реализовать каждый из пунктов. Всегда помните, что это ребёнок, поэтому задания должны быть посильными. Если же у ребёнка, например, проблемы в учёбе, попробуйте пойти на такую хитрость: предложите упрощённое задание, потом постепенно усложняйте.
Действуя поэтапно, он незаметно достигнет успеха. В крайнем случае, можно обратиться за помощью к репетитору. То же из малышом: если у него не получается словить мяч, не начинайте его критиковать, а незаметно бросайте так, чтобы мяч попадал прямо ему в руки, постепенно увеличивая расстояние.
Ещё один момент: так как дети часто копируют своих родителей, если у кого-то из них есть проблемы с самооценкой, они в большей степени вероятности будут и у ребёнка. Тут путь один: сначала нужно повысить самооценку взрослых, начать с них, а уже потом корректировать самооценку ребёнка.
Рекомендовано для Вас:
mama12.ru
Как повысить самооценку ребенку. | Живем, припеваючи
Если родитель интересуется вопросом, как повысить самооценку ребенку, значит, его что-то тревожит в поведении любимого чада. Чаще всего о самооценке ребенка родители задумываются тогда, когда замечают, что он не уверен в себе, чего-то боится, нервничает или проявляет агрессию.
Самооценка – это то, как ребенок относится к себе и ценит себя. Простейший способ диагностики самооценки у ребенка – это попросить его поставить себя на одну из ступенек нарисованной лестницы. Всего там должно быть 10 ступенек. Если ребенок помещает себя ниже 6 ступеньки, то у него есть проблемы в оценивании себя, и родителям надо срочно задуматься, как повысить самооценку ребенку.
Зачем ребенку нужна высокая самооценка?
Если бы мы понимали, насколько важна высокая самооценка, мы бы больше уделяли внимания ее развитию, а не знаниям, получаемым в школе. Основная задача высокой самооценки – это помочь ребенку стать успешным и счастливым. Можно быть умным, красивым, воспитанным, но при этом ничего из себя не представлять. Это очень печально, но таких людей не мало. В противовес им люди, которые с виду ничем не блещут, могут добиться успеха и реализовать себя в жизни.
Таким образом, высокая самооценка у ребенка помогает ему в таких вопросах:
Такой ребенок возьмется за задания, которые он еще не делал, то есть он более рискованный, не боится проиграть.
Такой ребенок большего добивается в жизни, потому что он уверен в своих силах. Он легче решает возникающие проблемы и меньше паникует.
Такой ребенок приятнее в общении, потому что он не давит на других, пытаясь за счет них стать выше. К такому ребенку больше тянутся, потому что от него веет надежностью и уверенностью.
Такой ребенок счастливее других, потому что он имеет возможности для самореализации. Кроме этого он чувствует себя нужным и важным для родителей и окружающих людей.
Отчего самооценка у ребенка падает.
Больше всего ответственности за самооценку у ребенка лежит на родителях. Именно они изо дня в день повышают ее или понижают. Влияние окружающих только тогда будет значимым в этом вопросе, когда оно совпадает с мнением родителей.
Что убивает самооценку ребенка:1. Постоянная критика. Дети очень восприимчивы к словам родителей. Поэтому вы получите в итоге то, что вы говорите. «Ты как всегда все сделал наоборот», «Вечно ты разбрасываешь вещи», «Ты ничего не понимаешь!». Если ребенок раз за разом делает неправильно одно и тоже действие, надо разобраться с его причиной.
2. Редкая похвала. Каждому родителю стоит иногда останавливать себя и спрашивать: сколько раз я поругал и сколько похвалил. Практика показывает, что ругаем мы гораздо чаще. Здесь важно равновесие, баланс.
3. Ненужность ребенка. Если родители заняты заработком или своими личными делами, ребенок развлекается с помощью компьютера или телевизора. Если это происходит иногда – тогда нет повода для беспокойства. Но если малыш чувствует, что он помеха, что с ним не хотят играть и общаться, он никому в семье не интересен, он обречен на ощущение ненужности.
4. Унижение. Ругая ребенка, нельзя переходить на личность или наказывать тем, что унизит ребенка. Многие жертвы насилия вспоминают, что в детстве их унижали в семье. Такие люди, вырастая, не могут защитить свою личность, так как привыкли считать себя никчемными.Не надо говорить «Ты опять все перепутал» — лучше сказать «надо было сделать иначе – ты забыл?»
Не говорите «Нормальные дети уже поняли бы, что от них хотят!» — спросите «Что именно тебе непонятно?» Ищите фразы, которые не заденут достоинство ребенка.
5. Высвечивание недостатков ребенка. Некоторые люди всю жизнь тяготятся тем, что им заложили в детстве. Мама сказала дочери, что она очень полная – дочь всю жизнь комплексовала по этому поводу. Отец сказал, что сын-хлюпик и не умеет за себя постоять – сын так и не смог преодолеть свой страх и научиться защищать себя. Дети не в силах сами справиться с недостатками, поэтому нам, взрослым, о некоторых вещах лучше промолчать. Надо ненавязчиво помочь ребенку справиться со страхами, комплексами, проблемами.
Хилый ребенок – занимайтесь с ним спортом.Глупый – помогите учиться, играйте в логические игры.Полный ребенок — ищите проблему полноты, отдайте ребенка в спортивную секцию.
6. Частые проигрыши и неудачи. Очень важно, чтобы малыш был победителем. Он должен почувствовать, что у него есть силы и способности. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, что он делает очень плохо – это может подорвать его веру в себя. Важно выделить сферу, в которой он сможет раскрыть свои способности.
Мой сын недавно стал заниматься в секции карате. Но так как мы пришли в сформировавшуюся группу, сына не допустили к первым соревнованиям. Тренер сказал: «Ваш ребенок подает большие надежды, у него отличная реакция и движения. Поэтому ему нельзя выходить не до конца подготовленным. Ему надо не просто поучаствовать – ему надо победить. Первые соревнования должны принести ему победу – только в таком случае он будет идти по дороге победителей. Готовимся дальше – к победе!».
Вы наверняка видели детей, которые не любят проигрывать – они обижаются и прекращают игру. Это пример поведения при низкой самооценке, когда ребенок очень боится проигрыша.
7. Отсутствие веры в ребенка. Катюша очень плохо читала. Логопеды ставили ей диагноз «дислексия». Учительница каждый раз старалась напомнить маме, что ее дочь плохо читает. На что мама при девочке всегда говорила: «Она читает так, как может. Мы стараемся и скоро будем читать лучше всех». Мама всячески поддерживала дочь и говорила ей, что она обязательно будет очень хорошо читать. В школе девочке было тяжело, потому что учительница не понимала проблему ребенка и не хотела с ней считаться. Через три года Катюша прочитала нужное количество слов в минуту. Но это только благодаря тому, что мама поддерживала веру в то, что Катя сможет добиться успеха.
Как повысить самооценку ребенку.
Есть несколько подходов к этому вопросу, поэтому не стоит четко следовать инструкциям, ведь все дети и ситуации отличаются друг от друга. Общие советы психолога выглядят так:
1. Не сравнивать с другими. Ведь нам бы не понравилось, если бы кроха сказал, что Петина мама лучше выглядит или более умная.
2. Хвалить за успехи. Причем можно похвалить за то, что сегодня получается немного лучше, чем вчера. За то, что почти получилось. Хвалить даже за то, что не получилось, но ребенок очень старался.
3. Найти то хорошее, что есть в ребенке, и опираться на это. Не может это? – зато замечательно может другое. Иногда мы зацикливаемся в оценке ребенка на учебе. Но жизнь показывает, что знания не являются гарантом успеха или счастья.
4. Спрашивайте иногда у ребенка совета и помощи. Это особенно важно в отношениях сын-мать. Дети растут в своих глазах, если взрослые к ним обращаются за советом.
5. Внушайте ребенку, что он сможет выполнить задание или справиться с трудностью. Может, не сейчас, но сможет. Но для этого надо немного потрудиться вместе с ребенком и помочь ему.
6. Поощряйте в ребенке инициативу. Как можно повысить самооценку ребенку, если обрывать его инициативу? Надо поощрять фантазии ребенка или желание что-то сделать. Зачастую такие желания необходимо аккуратно корректировать, но перечеркивать их нельзя.
7. Называйте ребенка не только по имени, но и так, чтобы это о чем-то говорило ребенку: хозяин, хозяюшка, изобретатель, вундеркинд, музыкант.
Пятилетнюю Киру родители любили называть хозяюшка. Они могли сказать гостям: «Хозяюшка не разрешает это брать» или «Хозяюшка любит, когда в доме чисто». Иногда Хозяюшка забывала, что она «любит чистоту», но родители аккуратно напоминали.
8. Помогайте добиваться результата в чем-то. Если ребенок что-то начал и не может – обязательно помогите. Брошенное дело – это отсутствие веры в себя.
9. Любить своего ребенка таким, какой он есть, и показывать ему это. Ребенок должен быть для своих родителей самым-самым… Это не означает, что ему можно все позволять или что он – царь с доме. Я иногда говорю сыну: «Я люблю тебя и беспокоюсь о тебе, поэтому не разрешаю тебе это делать».
10. Верить в ребенка всегда и так, чтобы он видел это.
Общаясь с ребенком, всегда помните, что вы не просто воспитываете его, вы строите его будущее. Это очень сложно и ответственно. Однако мой сайт всегда готов вам помочь. Если вам не сложно, то и вы помогите моему сайту, щелкнув на красивую кнопочку 🙂 Спасибочки!!!
Вконтакте
Facebook
Twitter
Одноклассники
Мой мир
Читайте также :
psiholog1.com
5 правил победителя: как повысить самооценку у детей - Новости
У детей она складывается, прежде всего, из сформировавшихся мысленных представлений о себе, об окружающем мире. И представления эти дети впитывают не откуда-то с небес, а от взрослых, прежде всего, от родителей.Как помочь ребенку развить полноценную самооценку?
1. Начинать надо с себя. Если вы постоянно в депрессии, в ожидании неприятностей, вам кажется, что у вас всегда все хуже, чем у других, вы не верите в свои силы – как вы сможете воспитать ребенка другим? Он – ваше зеркальное отображение, ему неоткуда будет черпать позитив для своего подсознания.
Если эти характеристики про вас, нужно принимать меры. Какие, спросите вы?Все знают, что мозг состоит из сознания и подсознания. Сознание – это наши мысли, взгляды, образно говоря, семена, а подсознание – почва. И формирует самооценку именно подсознание. Так вот, какие семена вы в него забрасываете, то там и произрастет. Подсознанию все равно, что утверждать. Оно, как солдат, получило информацию, под козырек, и будет сделано! Мысли неудачника – вот вам неудачник. Поступают в подкорку только позитивные мысли победителя – ясна задача. Будет победитель, пожалуйста.
Это, конечно, все утрированно, но задача подсознания именно такая. Поэтому следите за своими мыслями. Михаил Наими, автор мудрого произведения «Книга Мирдада» писал: «Думайте так, будто каждая ваша мысль огромными огненными буквами написана на небе и видна каждому». Абсолютно правильное высказывание. Не допускайте в подсознание негатива.
2. Из первого пункта следует второй: ваш позитив по цепочке передается детям. Они же подражают вам. Контролируя свои мысли, пытайтесь то же самое привить и детям. Они должны усвоить на уровне подсознания, что самооценка их будет зависеть от них самих, от того, как они будут о себе думать. При этом, естественно, должны быть реальные действия по претворению в жизнь своих мыслей и желаний.
Для примера: любимый многими актер Арнольд Шварценеггер не всегда был таким успешным, как сейчас. Он помнит те времена, когда у него не было ничего, кроме твердой веры в силу мысли. Еще мальчиком он представлял себя таким, каким бы хотел быть, и в своих мыслях никогда не сомневался, что так и будет. И он стал тем, кем хотел. С детства программировал себя на успех – и успех пришел к нему.
3. Постарайтесь замечать даже крохотные победы малышей или детей постарше, ведь важна не масштабность поступка, а позитивный результат. Пусть это будет какой-то маленький поступок, какое-то усилие со стороны ребенка по преодолению даже не очень значительных преград – это будет его победа и, подогретая похвалой самых близких людей, она его окрылит.
4. Навсегда исключите из своего лексикона слова, которые могут унизить ребенка, вселить в него чувство неполноценности. Слова, которые ранят его, оставляют в душе ребенка чувство вины («как ты невыносим», «почему ты ничего не можешь делать нормально», «сколько раз тебе говорить» и т.д.). Мысли, которые при этом у ребенка возникают, попадая в подсознание, будут строить там соответствующий образ, образ неудачника. Уважайте своих детей.
5. Каждый человек, и ребенок в том числе, уникален, другого такого нет. Неважно, какой он – толстый, худой, маленький, большой, красивый или не очень – он уникален. В чем-то, что ребенок пока еще не может определить. Дайте ему возможность найти то, что может стать целью всей его жизни. Некоторые родители недовольны, что сын или дочь бегают из одного кружка в другой, из секции в секцию. А ребенок ищет свое, пусть не очень толково.
Тут родители должны проявить умение и такт, чтобы направлять малыша в нужное русло. Или другой пример: дети – неуемные фантазеры. Родители частенько от них отмахиваются: «Вот врунишка». А вдруг это будущий писатель-фантаст или ученый?
И, в заключение, небольшое отступление. Мы все недавно смотрели Олимпиаду. Вспомните выступления паралимпийцев. Казалось бы, им было отчего впасть в депрессию и хандру. А вместо этого – такие победы! Они не родились от негативного мышления и нытья. Эти люди мыслили себя победителями и делали все, чтобы ими стать. И они ими стали, несмотря на все внешние препятствия.Поэтому давайте и наших детей «программировать», в хорошем смысле этого слова, на подсознание победителя, тогда и самооценка будет соответствующая.
deti.mail.ru
Самооценка детей дошкольного возраста - как повысить низкую самооценку у ребенка 5 лет и старше
Как помочь ребенку с низкой самооценкой?
«И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растёт» — считает Рабиндранат Тагор. Только стебелёк травы об этом даже не задумывается, чего он достоин, а чего нет, как не задумывается об этом всё в природе – и малое и большое. Он не оценивает себя, а растёт себе и растёт, выполняя своё предназначение. Наверное, проблемы с самооценкой свойственны лишь человеку. Видимо, такова плата за ум, за высокую способность анализировать, сравнивать, делать субъективные выводы, улучшать. Часто в ущерб чувству. Парадокс: в погоне за своей значительностью мы теряем собственную значимость. И начинается это смятение в жизни человека очень рано, до обидного рано. Низкая самооценка у ребёнка – это тема для серьёзного разговора и размышлений, а также повод для кропотливой работы. Потому что все нерешённые проблемы детства не исчезают никуда, они рюкзачком, тяжёлым или не очень, висят на плечах человека всю жизнь. Не лучше ли снять этот рюкзачок поскорее?Самое интересное, что дети никогда не рождаются с низкой самооценкой. Они себя не оценивают, а просто живут, приспосабливаясь к миру или же пытаясь приспособить мир к себе. Оценивать и сравнивать начинают родители с «доброй» подачи нормативов – медицинских, педагогических и психологических. И тут же следом возникает эмоция – либо гордости и восхищения своим «продвинутым» чадом, либо досады на отстающего и страха за его будущее. Эмоция рождает действие, часто суетливое: скорее-скорее начинаем заниматься, развиваться, питаться и т.д. чтобы догнать, или наоборот – раз уж мы такие ранние, то заглянем-ка мы дальше в нормативы, что там пишут про более старший возраст? Чуть позже к сравнению и анализу малыша приступает общество — детский сад и школа. Иногда бестактностью и прямолинейностью взрослых и жестокостью сверстников довершают расшатанное равновесие. Если с обществом ничего не поделаешь и это вполне нормально, то дома, в семье вполне можно сделать «прививку» против низкой самооценки, которая как раз и поможет адекватно и с достоинством принимать неприятные царапины внешнего мира, а иногда и противостоять каким-то его проявлениям.
Низкая самооценка — штука опасная, особенно в детстве. Опаснее даже, чем завышенная, в этом-то случае жизнь неминуемо скорректирует процесс, правда, порой весьма болезненно. А недооценивая себя, не принимая самого себя, как единицу мироздания, маленький человек включает программу самоуничтожения. Которая медленно, но верно раскачивает баланс. Низкая самооценка — это почва для страхов всей видов и мастей, замкнутости, неспособности видеть хорошее в людях и в себе, неумения радоваться. Это зародыш зависти, ревности, озлобленности и уныния. В подростковом возрасте в самый неожиданный момент всё это может прорваться в такой шторм, что и обломки собрать будет непросто.
Ни в коем случае не хочу пугать, но на память приходит яркий пример из литературы — «Преступление и наказание». Тихий омут стал неуправляемым. А мотив помните? Доказать себе и всем, что «право имею», что я не «тварь дрожащая», а человек. Это, конечно, крайне болезненное проявление, вывороченное наизнанку и совершенно неадекватное, но в зерне, в основе всё та же проблема с самооценкой.
Что делать, если у ребёнка низкая самооценка? Работать над собой прежде всего родителям. «Истинное воспитание ребёнка – это воспитание самих себя», — Ш. Амонашвили. И это действительно так.
Учимся безусловной любви. Вроде бы всё понятно – принимаем и любим. Это не сложно, ведь речь идёт о родном ребёнке, о своей кровиночке. Но невелик шаг от безусловной любви к культу и попустительству, часто эти дорожки путаются. Безусловная любовь – родник питающий и дающий возможность и свободу расти и развиваться. Она не слепа, она способна направлять и останавливать, если нарушаются законы любви и нравственности. Безусловная любовь не раздражается, не досадует, не обижается.
У каждого из нас есть какие-то недостатки. Учимся сами (и тем самым учим детей) воспринимать их как бы со стороны: да, они (недостатки) мои, но они – не я. Они не прилипают ко мне намертво, всё можно изменить при желании.
Учимся видеть свою неповторимость и уникальность. Пусть есть миллионы людей с похожей внешностью и схожим характером, с такими же радостями и мечтами, проблемами и вопросами. Пусть многие из них талантливее в чём-то во сто крат. Но сочетание всех этих качеств, их пропорции – это уникально в каждом человеке, другого такого человека нет нигде! Это ли не чудо? А рядом с нами такие же неповторимые и уникальные люди.
Похвала. Хвалим своего ребёнка от души, а точнее – из души. Ищем и находим хорошее. Похвала должна рождать радость и доверие, быть стимулом для дальнейшего движения, а не точкой в каком-либо действии. Она должна быть искренней, в этом деле подвох чувствуется очень тонко и воспринимается очень остро. А чтобы похвала была не «понарошку», жизненные задачи у ребёнка должны быть по силам, но на потолке его сегодняшних возможностей. Конечно, не всегда есть возможность «фильтровать» эти самые задачи, иногда жизнь предлагает их совсем не по возрасту. Но это уже другая тема.
Когда-то давно попалось на глаза сравнение жизни с симфонией. Весь мир играет эту многоголосую оркестровую симфонию, а жизнь каждого существа – это нота. Короткая или длинная, тихая или пронзительная, высокая или низкая. Она нужна миру именно такая, какая она есть! И нет в этой симфонии ненужных или не важных нот. Казалось бы, попробуй услышать свой голос в этом Произведении – может быть, в этом и смысл жизни, и счастье?Автор: Юлия Белка