Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить читать ребенка в 5 лет и как заинтересовать ребенка. Как ребенка 5 лет научить читать


Как научить читать ребенка в 5 лет

учим чтению

Преподавание – сложный процесс, требующий совокупности психологических, профессиональных, социальных и даже некоторых медицинских навыков и знаний.

Учитель должен находить индивидуальный подход к каждому ученику, помнить все нюансы процесса обучения и характера каждого.

От этих факторов зависит 50 % успеха. Но ведь раньше люди не посещали учебные заведения. Как же они учились и развивались?

Давайте попробуем разобраться, так ли сложно выступить в роли учителя для своего ребёнка, а также какие плюсы и минусы это может преподнести и какого результата следует ожидать.

Навыки и способности

Вспомните, как вас учили читать и писать. Получается? Скорее всего  нет. Всё это происходит потому, что более приоритетная и актуальная информация замещает старую. Но если мы забываем процесс обучения, то почему мы всё ещё умеем читать?

Дело в том, что все навыки делятся на:
  • врождённые (которые нам даются с момента появления на свет), например умение дышать, принимать жидкость в нужное горло, хватательный рефлекс;
  • приобретённые – все навыки, которые мы получаем во время взросления. Сюда можно отнести всё что угодно: от умения управлять компьютерной мышью до игры на музыкальном инструменте или умения водить автомобиль.

Но есть особый вид навыков – те, которые требуют «активации». Сюда и относятся коммуникационные, социальные, поведенческие способности. Иными словами: если ваши родители умели читать, то вам так же передаётся этот навык с рождения, его только нужно задействовать.

Когда новорождённый появляется на свет, он всё ещё не дышит, так как, находясь внутри матери, окружён жидкостью. Чтобы запустить дыхательный рефлекс, врач слегка шлёпает его, чтобы рецепторы уловили первый в жизни болевой сигнал. Нервная система активируется, запуская все процессы, ребёнок начинает кричать, тем самым запуская процесс вентиляции лёгких.

процесс обучения чтениюТаким же образом будет проходить обучение чтению или письму.

Абсолютно неважно, в каком возрасте начинать процесс.

Более того, все мы слышали, что с возрастом способность обучаться и осваивать новые навыки падает.

Это обусловлено секрецией гормона роста (соматотропина) – вещества, благодаря которому мы растём и меняемся.

Концентрация снижается с возрастом, и способности запоминать и учиться падают. В молодом же возрасте его содержание в крови зашкаливает, позволяя за короткие сроки закладывать базу для новых навыков и способностей.

мама и дочкаМногие мамы сомневаются, стоит ли начинать учить ребенка чтению рано? Во сколько лет учить ребенка читать, чтобы было комфортно малышу и чтобы он быстро освоил чтение.

Обзор методик по обучению детей чтению представлен тут.

Научить ребенка читать можно самостоятельно, без привлечения педагогов. Как научить ребенка читать в домашних условиях — этому посвящена данная статья.

Разберём процесс пошагово

мама с девочкой читают

  1. Подготовка. Поговорите с ребёнком на тему, хочет он учиться или нет. Этот пункт очень важен, так как дети не любят, когда их заставляют. В любом случае у вас получится свести обсуждение в вашу пользу. Ребёнок же не станет закрываться в себе и будет охотно идти на контакт. Родные и близкие люди будут восприниматься ребёнком лучше, чем чужие. Он не будет стесняться, поскольку ему легко контактировать с вами. Если по каким-либо причинам у вас не получается провести урок самостоятельно, то человек, которому вы доверите этот процесс, должен быть хорошо знаком ребёнку.
  2. Мотивация. Очень важна самоотдача. Если ваше чадо согласилось учиться, но не проявляет особого желания – процесс будет долгим и затянутым. Придумайте какой-то поощрительный приз за каждый удачный урок. Отлично подойдёт новая игрушка или просмотр интересного мультфильма. Ни в коем случае не поощряйте его сладостями или едой. Исследование, проведённое в Канаде, в котором участвовали 300 респондентов, показало, что таким образом формируются ложные пищевые привычки, которые приводят к ожирению, дисбалансу в питании, алкоголизму и другим зависимостям.
  3. Разделяйте всё время обучения на как можно меньшие отрезки. Три занятия в день по 20 минут воспринимаются легче, чем одно часовое. У вас и у вашего ребёнка будет время отдохнуть и с новыми силами вернуться к обучению.
  4. Покажите, что вам также сложно. Если уроки затягиваются по времени и не получается их сократить, то всем своим видом вы должны отображать, что устали не меньше ребёнка.
  5. Не ругайте ребёнка, будьте терпеливы, иначе обучение будет ассоциироваться только с плохими воспоминаниями. Поверьте, научить читать вас было ну очень сложно.

С чего начать процесс?

букварь для самых маленьких

  1. Разучите фонетику алфавита. Откройте алфавит и, указывая на букву, озвучивайте её. Для разнообразия можете называть слова, в которых эта буква стоит вначале. Первые уроки не требуйте от ребёнка повторять за вами, пусть  наблюдает. Если он предрасположен к быстрому обучению, то сам начнёт озвучивать буквы на первом же уроке.
  2. В ходе 2-3 урока ученик уже должен чётко называть некоторые гласные, так как они легче запоминаются и имеют схожую структуру. Называйте по очереди буквы и просите ребёнка повторить. Если вы «застряли» на каких-то буквах, пропускайте их, чтобы не тратить время напрасно.
  3. Когда ребёнок освоил алфавит или большую его часть, переходите к следующему пункту: произносите букву, одновременно записывая её на листе бумаги. Таким образом формируются более прочные нейронные связи. Мозг будет ощущать, что перед ним стоит новая, более сложная задача, а старый этап пройден не до конца. Он будет стимулировать и подгонять процесс, сокращая время обучения.
  4. Когда вы уверенно разучили алфавит, начинайте вслух читать лёгкие незамысловатые стихотворения. Выбирайте только четверостишия, так как они запоминаются лучше других форм. Сначала ребёнок будет произносить звуки буквально, не разбирая на буквы. Такой принцип используется в речевом аппарате попугаев, которые на самом деле не умеют говорить, а просто заучивают звуки. Спустя несколько дней мозг самостоятельно начнёт воспроизводить стихотворение и раскладывать его на составляющие в попытках вспомнить недостающее слово.
  5. После переходите к более длинным стихам, чтобы прочно закрепить полученный навык.
  6. Вот настал тот момент, когда ваше чадо уверенно читает стихотворение на память, без ошибок, отчётливо разделяя каждую букву. Самое время записать его на листе. Это должно получиться без проблем, так как зрительные способности и память развиваются быстрее речевых. Если вы замечаете какие-либо дефекты речи, заикания и т. д., не медлите с визитом к логопеду. В раннем возрасте намного легче предотвратить нарушения речи, чем во взрослом. К тому же это будет искажать звуки при произнесении слов, и невозможно будет определить, ошибается ли ребёнок или проблема в речевом аппарате. На этот момент ребёнок ещё не умеет писать, а всего лишь переносит фонетическую информацию в символы. Но это заложит хороший фундамент для последующего процесса обучения.
  7. Большая часть пути пройдена. Занятия можно проводить реже, чтобы наблюдать, пытается ли ребёнок читать в свободное время. Если вы видите его интерес и мотивацию – значит всё проходит правильно.
  8. Предложите ребёнку прочитать небольшое произведение в прозе. Этот шаг будет более сложным, чем рифмы, но без такого предварительного этапа ничего бы не вышло.
  9. Когда чадо научилось читать простой текст из книжки, для закрепления попросите его переписать отрывок и зачитать вам. Это ещё больше укрепит нейронные связи между органами восприятия информации. Выбирайте интересные произведения, чтобы у ребёнка был стимул заниматься усерднее.
  10. Самым сложным этапом будет умение читать на ходу. Например, если во время прогулки ребёнок прочёл надпись с вывески или плаката – процесс обучения закончен. Навык уже приобретён и просто требует больше практики. Читать или писать одновременно с каким-то другим процессом можно только тогда, когда навык перешёл на «автопилот».
Не оставляйте обучение на полпути, так как придётся начинать процесс сначала.

Это происходит потому, что навык обусловлен наличием комплекса нейронных и синаптических связей, которые имеют логическую структуру.

Если мозг не получил связь синапс – нейрон – рецептор – навык, он просто начнёт разрушать связи и забывать полученное умение, так как оно занимает лишнее пространство и расходует ресурсы.

В процессе обучения время от времени делайте незапланированные перерывы, чтобы дать мозгу больше времени на строительство связей.

Все организмы индивидуальны, иногда скорость запоминания и объём информации несопоставимы со скоростью её поступления. К тому же у ученика будет время на отдых, который также немаловажен.

Практика показывает, что краткие перерывы на 5-7 минут после получаса усердных занятий помогают лучше структурировать и запоминать информацию, а также заряжают мотивацией для дальнейшей работы.

Нестандартный подход

несколько ребят учатся читатьЧтобы внести разнообразие в процесс обучения, проводите групповые занятия.

Как вариант –  пригласите в гости его друга.

Соревновательный момент – очень важный фактор, на котором основан весь процесс эволюции и естественный отбор.

Многие напрасно недооценивают этот фактор, который подстёгивает и ускоряет процесс.

К тому же он формирует привычку соревноваться и побеждать. Скажите, чтобы мотивировать учеников, что приз получит всего один победитель в конце каждого урока.

Чтобы никого не обижать и не обделять, давайте такой же, или почти равный по ценности, приз проигравшему, втайне от победителя, но обозначьте это как некий «аванс», который придётся отработать.

Если же у вас несколько детей, учите их читать вместе, если разница в возрасте не  очень большая.

Заключение и выводы

Не забывайте, что все ваши действия закладывают фундамент на всю жизнь. Даже малейшие нюансы повлияют на характер, привычки, склонности, темперамент. Человеческий детёныш рождается самым недоразвитым из всех млекопитающих, и 75 % всех умений и навыков приобретает в течение жизни.

Хвалите ребёнка за все успехи, а ответственность за неудачи делите пополам, мол, оба виноваты. Таким образом он не будет ощущать излишнего давления и будет чувствовать защиту.

Видео на тему

momjournal.ru

Как научить вашего ребенка читать в 5 лет

Краткое содержание статьи:

Детский возраст 5 лет является оптимальным для начала обучения чтению. Процесс этот сложный и ответственный, но грамотные родители в силах научить своего ребенка читать и любить чтение. Результатом их совместного кропотливого труда будет уверенное и беглое чтение ребенка перед школой, знание стихов и выразительное воспроизведение их вслух перед аудиторией сверстников. Пусть обучение чтению станет для детей и их родителей поводом к приятному общению, позитивному и интересному времяпрепровождению.

Учимся читать слоги

Перед началом обучения ваш ребенок должен отлично знать все буквы алфавита. Учиться читать слоги лучше всего начать с простой и понятной буквы А. Добавляйте к гласной А согласные и разучивайте самые разные слоги: ВА, БА, ПА, ДА, СА, ХА и так далее. Малыш должен понять, что со сменой согласной в слоге, меняется его произношение и звучание. Чтобы ребенок лучше усвоил принцип построения слогов, возьмите карточки с буквами, держите в руках карточку с буквой А и притягивайте к ней карточки с другими буквами-согласными, сначала шипящими, мягкими а затем твердыми: Ч, Щ, Х, С, Т, Р и так далее. Притягивая согласную, протяжно повторяйте слог, например, ЧЧЧ-ААА, ССС-ААА, РРР-ААА, ДДД-ААА и так далее. Малыш усвоит, что чтение и звучание слогов меняется при смене согласной в них.

chitat-v-5-let

Далее, когда слоги с гласной А усвоены на отлично, можно заменить ее другими гласными, сначала звонкими, а затем тихими. Пользуйтесь карточками или специальными обучающими тетрадями, в которых эти слоги уже прописаны. Можно написать слоги крупным шрифтом на картоне, показывая ребенку картинку, просить прочесть ее. На начальном этапе все слоги читаются распевно, четко проговаривая каждый звук в них. Если процесс обучения идет успешно, можно начинать читать слоги так, как они звучат при чтении и в разговоре, твердо и коротко.

Читаем слова по слогам

Когда слоги освоены и их чтение не вызывает проблем, самое время переходить к прочтению слов по слогам. Первые слова для обучения должны быть самыми простыми и понятными, из жизни: МА-МА, РЫ-БА, ЛИ-СА, КА-ША и так далее. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что все слова состоят из слогов. На этом этапе тоже можно воспользоваться карточками со слогами, соединяем карточки, получаем слова, читаем их и запоминаем. Далее усложняем задачу, изучаем слова из трех и более слогов: ПА-НА-МА, КО-РО-ВА, МО-ЛО-КО, СО-БА-КА и так далее.

Теперь ваша цель – научить ребенка читать слова, состоящие из отдельных букв и слогов. Объясните малышу, что буквы связывают слоги между собой, превращая их в целые слова. Начните с простого — слог плюс согласная: РА-К, СА-Д, КИ-Т, МА-К, КО-Т и так далее. Теперь возьмите два слога плюс согласная: КА-Р-ТА, ПА-Р-ТА и так далее. Делайте процесс обучения максимально творческим и интересным, разрешите малышу проявить инициативу, придумать что-то свое. Можно лепить из пластилина слоги, соединять их в разные слова, можно читать на улице все подряд. Основные правила эффективного домашнего обучения таковы: не ругать, не заставлять, идти путем «от простого к сложному».

image-27

Учимся читать предложения

Когда чтение слов уже не составляет для ребенка ни малейшего труда, пора переходить к словосочетаниям, из которых можно строить, сначала простые, а затем сложные, предложения. Составляйте самые простые предложения и вызывайте ассоциации к ним, чтобы ребенок лучше запомнил и понял главный принцип чтения: МО-Я МА-МА, РО-МА МА-Л, НА-ША ИГ-РА и так далее. После прочтения словосочетаний можно пробовать читать простые предложения: МА-МА МО-ЕТ ПО-СУ-ДУ, МА-ША ПО-ЕТ ПЕ-С-НЮ и так далее. Фантазируйте, играйте с ребенком в процессе обучения. Поиграйте с малышом в учителя и ученика, так он будет привыкать к будущей школьной атмосфере. Составляйте слова и предложения из кубиков, палочек, приобретите магнитную доску и так далее. Главное, чтобы малыш не скучал, тогда и материал запомниться легче, а результат будет лучше. Если какой-то момент ребенку дается с большим трудом, оставьте эту проблему на какое-то время, а затем вновь повторите затруднительный этап. Возможно, трудный материал воспримется совершенно иначе, гораздо легче и приятнее.

Не осуждайте ребенка за ошибки, больше хвалите и приводите его в пример. Учите ребенка читать внимательно и с выражением, сразу прививайте ему навык понимать то, о чем идет речь в тексте. Если видите, что ребенок уловил суть упражнения или стоящей перед ним задачи, переходите к следующему этапу. Долгие задержки на одном месте утомляют малыша, а интерес к чтению пропадает. Чтение очень важно в полноценном развитии и грамотном воспитании ребенка, не оставляйте этот процесс без должного внимания! Удачного обучения!

mansbest.ru

Как правильно научить ребенка (5-6 лет) читать в домашних условиях

Научить ребенка читать, непростая, но выполнимая задача. Стоит подумать о том, что мы с Вами когда-то тоже учились чтению. Главное терпение и регулярность. 

[ads-for-wp ads-id="9157"][ads-for-wp ads-id="9158"]

Когда малышу нет ещё и года, мы уже переживаем о том, как он будет учиться ходить. Не слишком ли сложным окажется это умение? Ведь поначалу кроха не умеет даже стоять в кроватке, не то что делать первые шаги. Потом приходит пора беспокойства о разговорной речи. Мы ждём и волнуемся: ну вот сейчас он произнесет первые слова, а потом заговорит осмысленно, целыми предложениями. Время летит быстро, и перед родителями встаёт задача научить ребенка читать ещё до школы.

Большинство ребятишек при систематических занятиях умеют самостоятельно читать примерно в 6 лет. Но бывают и исключения. Оптимально начать обучение в 5-летнем возрасте. Если вы уже приступили, не надо ждать от ребёнка мгновенных результатов. Достаточно регулярно уделять занятиям отведенное время, и сложная вершина детских знаний обязательно покорится. Поначалу будет достаточно 10 минут занятий чтением, а по некоторым методикам более раннего обучения и вовсе 3 минут по нескольку раз в день.

Иногда умение приходит неожиданно, как будто кто-то переключил тумблер или взмахнул волшебной палочкой. Возможно, вы уже не раз пробовали научить свое чадо читать, но результаты пока не радовали.

Не отчаивайтесь, в какой-то момент количество перерастёт в качество, а, может быть, просто придет время, и в один прекрасный день вы услышите, что ребенок читает. Приятное чувство! Но чтобы этот момент настал, к нему необходимо подготовиться заранее, так сказать, заложить азы будущего чтения. Не отбить у ребенка желание, а заинтересовать, помочь. И начать стоит с алфавита.

Такие разные буквы

Согласно опросу, многим родителям нравится учить детей чтению в домашних условиях по букварю Натальи Жуковой. Получается занимательно и интересно. Это как вариант. А можно купить малышу говорящую азбуку, которая поможет легко запомнить буквы. Детям нравятся интерактивные игрушки с узнаваемыми персонажами.

Тематический материал

Педагоги и логопеды рекомендуют занятия с кубиками, на которых нарисованы буквы и слова. По просьбе родителей кроха выбирает кубик, например, с буквой «А».  Вы вместе произносите слова на «А» – аист, артист, предположим, и малыш дает вам кубик, запоминая букву и слово.  Следите, чтобы ребёнок проговаривал название звука, а не буквы. «Л», а не «эль», например. В противном случае научиться чтению будет сложнее.

А ещё есть магнитные азбуки, играть в которые можно уже в два-три года. Никто не отменял и старого бабушкиного способа выучить буквы, находя их на вывесках магазинов или рекламных конструкциях. По дороге домой из садика или с рынка вам наверняка встретится не одна вывеска, и на каждой из них можно найти знакомую букву, превратив это в увлекательную игру.

Если малыш успешно справился с поиском, скажите, что он большой молодец, и вы видите его старание. Обучение не должно ассоциироваться с трудностями, а, наоборот, быть приятным и весёлым. Так постепенно вы подберетесь к чтению по слогам.

Совет: читайте по слогам

Сначала малышу нужно запомнить  гласные буквы. Их не так уж и много, всего десять. Произносите их нараспев, протяжно, длинно. Потом постарайтесь соединить две буквы вместе и пропеть: А…У, У…А, Э…У и так далее. Пусть поначалу кроха просто повторяет за вами. Придет время, и он сам станет уверенно читать слоги, в том числе и гласные с согласными. Подробнее в статье: «Как научить ребенка читать по слогам?»

Кстати, в букваре Натальи Жуковой наглядно показано, как одна буква словно догоняет другую. Слоги разбиты по страницам, от простого к сложному, обучение идет с элементами повторения и закрепления материала. Смотрите картинки и проговаривайте первые слоги.

Быстро и правильно

А, может быть, не спешить, особенно по причине, что кто-то из сверстников уже умеет читать?

Начинайте в тот момент, когда ребенок достаточно хорошо говорит и произносит практически все звуки.

Если всё сделаете правильно, результат не заставит себя долго ждать.

Овладев навыком связывать буквы в слоги, переходите к коротким словам, затем более сложных и длинных. Важно, чтобы малыш понимал, что он сейчас произносит. Тогда и чтение будет выразительным и осмысленным, а умение это делать бегло обязательно пригодится малышу на всех школьных предметах, устных и письменных – от этого в большой степени зависит грамотность. Так что, повзрослев, он обязательно поблагодарит вас.

Ещё один совет: читайте ребенку сказки перед сном. Как ни парадоксально, это поможет легко освоить навык чтения с выражением.

Методы обучения чтению

Методику вам предстоит выбрать самостоятельно. Чтобы несколько облегчить задачу, перечислим основные из них.

В школе читать учат, используя так называемый аналитическо-синтетический подход (методика Эльконина). Этот способ хорош для детей, которые уже умеют анализировать свои знания, – как правило, старше шести лет. Так как большинство родителей обучает чадо читать значительно раньше, стоит обратить внимание на другие методики.

Прогрессивный педагог Николай Зайцев позаботился о быстром способе обучения детей чтению, предлагая методику на основе игровых кубиков. Она позволяет легко и с интересом усвоить навык. Прародителем системы можно считать Льва Толстого, именно он рекомендовал учить детвору читать, проговаривая части слов. На эти слоги слово как бы удобно разбивается само собой, когда вы его медленно произносите.

1) Карточки Домана 2) Кубики Зайцева

Кубики Зайцева различаются по размеру, цвету и звучанию. Если их потрясти, можно услышать стук фасолинок, мелких камушков, кусочков дерева, звук колокольчиков и так далее. Методика подходит и для детей возрастом три года и старше, этим способом обучают математике и английскому языку.

Обучающая система Глена Домана. Дети учатся читать при помощи слуха и зрения одновременно. По этой методике малыш на первом этапе:

  1. Должен выучить 15 слов. Вы показываете ему карточку (буквально пару секунд) и произносите «мама», «папа». Повторяйте это упражнение, но не чаще чем раз в  30 минут. Слова могут быть любыми, приятными для ребенка, можно выучить имена близких людей, например. Затем какие-то слова будут отходить на второй план, а список – расширяться за счет новых.
  2. На следующем этапе обучения вы составляете словосочетания, например «красное яблоко».
  3. На третьем – простые предложения, постепенно переходя к сложным, используя карточки Домана.
  4. Следующий шаг – чтение книг.

Как обучить ребенка читать по-английски?

Если малыш уверенно читает на русском языке, скорее всего, у него не возникнет сложностей и с иностранным. Чтение на английском следует осваивать по той же схеме, что и на русском. Сначала учатся алфавит, буквы и звуки. Особое внимание следует обратить на буквы, схожие по написанию с русскими, но произносимые иначе. Делается акцент на произношении сочетания букв, которые иначе читаются в паре друг с другом. Например sh как «Ш», ch как «Ч» и так далее.

Следует объяснить, что одна и та же буква в английском языке может звучать по-разному. Сначала осваиваются простые короткие слова, и лишь потом переходят к прочтению более длинных и сложных. Возможно, какие-то из них придется выучить наизусть, если буквы в них читаются не по правилам. Важно преуспеть не в скорости, а в правильности произношения слов.

«Я читаю сам!»

Если какая-то методика показалась наиболее интересной, необходимо узнать о ней побольше. Помогут беседы с логопедом или педагогом. У каждой из методик есть свои сильные и слабые стороны, выбирать нужно ту, которая наиболее подходит малышу. Но какой бы из методов вы ни выбрали, следите за тем, чтобы ребенку при обучении было интересно. Скука – главный враг знаний.

Совсем скоро ваш малыш с гордостью скажет: «Я умею читать!»

rearchildren.ru

Как научить читать ребенка пяти лет – на бэби.ру!

как научить ребенка читать

Чтение - основа для успешного обучения детей в школе, поэтому многие родители стремятся научить своего ребенка читать еще до поступления в первый класс.

Факторы, влияющие на готовность к обучению

Раннее обучение чтению в домашних условиях возможно, но успех этого предприятия зависит от факторов, которые делятся на внешние, внутренние и смешанные.

К внешним относятся экономические, социальные, экологические, культурные факторы. Благоприятные условия в обществе и в семье положительно влияют на всестороннее развитие ребенка.

К внутренним факторам относятся наследственность, внутриутробное развитие, младенческий возраст. Так, патологии протекания беременности, родов, раннего развития, дисфункция мозга, возрастная несформированность познавательной активности негативно влияют на развитие познавательных способностей, а в дальнейшем и на обучение. Дети с особенностями в развитии требуют к себе особого подхода, обучение таких детей ведется специалистами и требует от родителей специальных знаний.

Читайте также:

Особенности темперамента, нервной системы, состояние здоровья относятся к третьему виду факторов (смешанным). В группе риска находятся дети с гиперактивностью, медлительные или часто болеющие.

Таким образом, при планировании раннего обучения какому-либо виду деятельности важно правильно оценить психологическую и физиологическую готовность ребенка к этому процессу.

Когда и как следует учить буквы

как научить ребенка читать

Интерес к книге может проявиться у малыша в самом раннем возрасте, когда он еще физиологически не готов читать. Подражая взрослым, ребенок берет в руки газету или журнал и «читает». Важно внимательно отнестись к этому моменту, не потушить эту первую искорку, а похвалить.

Приемы обучения буквам:

  1.  С самого рождения окружите ребенка изображением букв. Азбука может быть представлена на обоях или предметах мебели в детской комнате, можно приобрести или самим смастерить буквы-подушки, кубики, прикрепить магнитный алфавит на холодильник.
  2. Учите звуку, который дает буква, т. е. «б», а не «бэ», «м», а не «эм». Обычно ребенка просят повторять буквы, как в алфавите, что в дальнейшем приводит к трудностям в чтении по слогам. Алфавит можно оставить на более поздний возраст, вплоть до семи лет или до той поры, когда дошкольник уверенно научится читать по слогам.
  3. Показывая и называя буквы в бытовом общении, следует сразу ассоциировать их со словами. Для ассоциаций подбираются понятные и эмоционально значимые для ребенка слова: «мама», «папа», «баба», имена, названия любимых игрушек.

Рекомендации родителям по обучению буквам и чтению по слогам

чтение

Итак, к чтению приступают, когда дошкольник знает буквы и произносит все звуки. Опыт родителей показывает, что осваивать чтение можно и с пятилеткой, который еще не научился произносить два или три согласных звука, обычно это «р», «л». Чтение даже может стать стимулом для освоения этих звуков.

Обучение чтению можно разделить на три этапа:

  1. Итзучение букв.
  2. Чение по слогам.
  3. Тренировка слитного чтения с пониманием прочитанного.

Важное условие для раннего обучения чтению по слогам - желание и просьбы самого ребенка. Слоги, как и буквы, следует учить ненавязчиво, делать это в игре, составить из кубиков, из магнитных букв, написать во время рисования. Если дошкольник понимает процесс составления слога из букв, можно приступить к чтению букваря.

Только не забывайте, что инициатива должна исходить от ребенка.

Не стоит организовывать занятия, похожие на школьные уроки, это может вызвать дискомфорт, напряжение и надолго отбить охоту читать. Делайте это в непринужденной обстановке: перед вечерней сказкой, во время послеобеденного отдыха в комнате малыша. При этом должны соблюдаться правила гигиены: читать следует при хорошем освещении, в тишине, ребенок должен удобно сидеть и сам держать книгу.

Читайте также:

Каждое «занятие» начинайте с повторения букв и слов, усвоенных в предыдущий раз, и, убедившись, что прошлый материал усвоен, переходите к новому. За один прием следует усваивать чтение одной буквы. Например, буква «м», слоги «ма», «мо», «му», «мы». Слова «ма-ма», «мак», «му-ка». Занимаясь по букварю, не следует перескакивать через страницы и пропускать упражнения, так как они расположены согласно логике – от простого к сложному - и учитывают психологические аспекты процесса чтения. Если малыш усвоит задание быстро и легко, переходите к следующей странице.

Если определенные слоги или буквосочетания вызывают затруднения, повторите их на следующий день.

Как только дошкольник начинает проявлять признаки усталости, т. е. становится невнимательным, отвлекается, книгу следует отложить. Чтение можно будет продолжить через какое-то время, когда он отдохнет и попросит вас об этом.

Если вы чувствуете, что у ребенка пропадает интерес или он не может справиться с заданиями, не спешите. Ведь важное условие при раннем обучении чтению - это желание самого ребенка.

Ваш малыш в любом случае будет тянуться к книгам, если он видит их у себя дома, сам будет читать, если его окружают читающие взрослые.

Читайте также:

Фото: Depositphotos, Рexels

www.baby.ru

Как научить ребенка читать в 5 лет: быстро и правильно?

У кого дети во сколько читать научились?

Куда спешить? Как раз по слогам к 5 годам совершенно нормально.

А я далеко не вундеркинд)))

Кстати, не помню, чтоб меня прям специально учили-муштровали. Брат как то в игровой форме все это прививал.

(19 мая 2016 - 16:55) писал(а):

и вы говорите: и читаем, и пишем, и стихи сочиняем - прям как только на горшок сели. )))

Даже аудиозаписи старые остались на кассетах))) Где я газеты читаю)))

Вундеркиндом не стала, детство было детством, просто очень любила читать и часто это делала.

medmewka (19 мая 2016 - 16:58) писал(а):

да забейте на нее. пусть говорит что хочет. Мне моя уже ничего не говорит, пару раз пыталась так я ее быстро на место поставила. У меня разговор короткий. Лично я не понимаю таких псевдо бабушек.

Thirteen (19 мая 2016 - 17:04) писал(а):

Зарница-мама (19 мая 2016 - 17:12) писал(а):

Malek_Ru (19 мая 2016 - 17:11) писал(а):

да вот ровно в 3 года

Thirteen (19 мая 2016 - 17:38) писал(а):

skoromama// (19 мая 2016 - 19:54) писал(а):

Только это абсолютно не показатель, что будет дальше)) Кто-то в 7 начинает и от книг потом не оторвешь, а кто-то в 3 начал, а толку? ) Племяшу сейчас 12, в страсти к литературе не замечен. (( Чтение строго по программе и из под палки.

Зарница-мама (19 мая 2016 - 17:12) писал(а):

Во сколько вы начали заниматься с сыном, изучать буквы, как выглядели занятия? Как часто занимались, какой литературой пользовались?

(19 мая 2016 - 16:55) писал(а):

Такие дети бывают. Самолично девочку 1г3 мес видела, которая аредложениями разговаривала У меня челюсть так и упала! Но там бабушка-педагог и занималась от и до.

Мой старшненький в 2 и 3 месяца четко начал говорить. А младшая почти в 2 года пока комбинирует в предложения детские слова. Мама тата (брат) бай. Перевод - мама брат спит.

Olya75 (19 мая 2016 - 22:05) писал(а):

ТанИюль (19 мая 2016 - 20:36) писал(а):

Я отличница, медалистка, вуз, ученая степень, двое детей, ля-ля, тополя. Но вот хоть убейте, не могу представить, как мой благоверный да в три-то года от роду сидит читает!!! Ну могу поверить про кого-то, но не про него. Не, ну он, конечно, учился на 4, 5, вуз окончил, так-то человек неглупый по сути, но при чтении в 3 должно же хоть что-то отложиться?! Тем паче, что читано было не абы чего, а Комсомольская правда, едрён батон!!!

А латинский алфавит где то к 5-6 годам выучила, у нас было много немецких книг, я их читала, правда ничего не понимала, т.к. знала только буквы, а не язык.

А у племянника и в пятом есть мальчик, читающий по слогам.

Но, в остальном эти дети хорошо учатся. Так что чтение влияет только на кругозор и грамматику.

ну так это я постаралась, в школу любила играть, ученик всего один, а я оооочень строгая учительница была

Наталья1с (19 мая 2016 - 21:21) писал(а):

А что Вы так завелись-то? Вас как-то задевает существование читающих трехлеток?)))) Меня вот не задевает - читают и хорошо. Не читают - тоже прекрасно, потом начнут.

ЗбагойнаяII (20 мая 2016 - 03:49) писал(а):

Ваш малыш на видео? Ну он же считает по порядку.

Romari (20 мая 2016 - 13:24) писал(а):

У меня сын в 2 года читал стихотворение наизусть "Раз принес мне барин чаю.." Очень длинное. И Лукоморье, и всякие потешки, и еще много чего. Но вот читать в 3 года.

считаю что это вообще не показатель развития. и читать то можно в 3 да хоть в год, не поверю, что там много ,что понимают они в прочитанном.

В дет саду была освобождена от сон часа, в замен на прочтение книг вслух разным группам.

вопрос то не в этом. я вот согласна с этим утверждением.

"Ну и может, например. А кто-то не может. Какая разница? Все вырастут и научатся."

Я не вижу в этом ничего невозможного. Может поэтому ничего удивительного. Так же в этом нет ничего гениального или нет намеков что мой читает только к 6 и он дебил. Или я не такая.

Thirteen (20 мая 2016 - 09:21) писал(а):

Видела я тут одну девочку в 4,5 "умеющую"читать,это надо слышать,например слово мама - "м а м а =мама,правильно ма-ма.Вот это м а м а и есть сладывание букв в слова

В школу пошла сразу во второй класс.

А такую книжку никто не знает? У меня есть.

Машутik (20 мая 2016 - 14:10) писал(а):

В 3 года, если только какой-нибудь вундеркинд, но таких единицы.

Я у вас спросила как занимаетесь, какой литературой пользуетесь, все молчат. То есть не занимаетесь. Каким образом тогда ребенок научился читать?

Збагойная, ребенку три или три и10 например, это как бы две огромные разницы.

Берите выше - ещё в роддоме читать стала, прям, перещелкнуло и все )))

Языком чесать любой может. Для некоторых 3 года - это и три ровно, и 3.11, в зависимости от ситуации, как удобно, так и рассказывают.

Пример моей свекрови: в год уже начались нападки на горшок, языком своим работала тока так - что они уже ходили и давноооооо и как это так, вот она сына уже 1,5 спокойно в сад отдала, он уже всё всё умел, ток что квитанцию по ЖКХ не заполнял, а так - всё всё.

А тут вдруг случайно я промолвилась в беседе на одном семейном мероприятии, что нам скоро 2, и мы ещё не сворачивали ГВ, это я ляпнула новоиспеченному дедушке, который оч интересуется развитием своего внука, он у меня советы спрашивал. Как он восхищался мной - мне даже стыдно стало, столько комплиментов и тд за ГВ. Это услышала свекровь - у которой уши-локаторы, тут же подсела и стала говорить, что вот она ТОЖЕ, ТОЖЕ до двух кормила!!!! (Прям какая я молодец, хвалите и меня и меня тоже)! И вот кормила бы она дальше, по её словам, да в 2 сына в сад отдала!

Отлично, где бы ткнуть своим горшком - это они в 1,5 в сад пошли, а где выпендриться с ГВ - так это они в два.

После этого даже слушать такое трололо не охота.

Из минусов моего личного раннего развития:начальная школа для меня была тоска, а не школа. Мне было очень скучно. К среднему звену я не перестала быть отличницей, но сравнялась, так скажем, с ровесниками. В старших классах даже заимела тройку(!) по физике, гуманитарий, отягощенный первой любовью и уже нежеланием учиться в принципе, переходный возраст)).

Из плюсов: грамотность, еще раз грамотность. Врожденное? Вряд ли. Приписываю это чтению. Без книг жизнь не жизнь

Жужа_белой_масти (20 мая 2016 - 16:19) писал(а):

Это точно. Откуда уж наши свекрови и мамы умудрялись научить ребенка читать, если у них не было даже времени гулять и заниматься с детьми. Я тоже в этот бред не верю, верю в хорошую память ребенка в этом возрасте

Я не вундеркинд сроду. Училась средне кстати. Только в ВУЗе блистала и закончила с отличием. Но в ученые не пошла.

Lapis (20 мая 2016 - 15:28) писал(а):

эта книжка - ужас для всех детских психологов, как и прочие методы раннего развития.

Тут моей любимой картинки еще никто не вывесил?

У моей знакомой дочь и читала и писала в 3! Причём та её не учила, бабушка букварь показала и все, бабуля старенькая очень, так что там не супер методики или ещё что. А вот папа девочки профессор))). Может все-таки Генa?!))))

Преимущества у раннего развития: хорошая память, грамотность.

Я так и продолжила читать дальше, как сумасшедшая.

Образование легко далось.

Знаю "Евгения Онегина" 5 глав (около 90 страниц), еще несколько поэм. Это как образец памяти на тексты.

ira711 (20 мая 2016 - 20:09) писал(а):

//Aleana//, я думаю, все репродуктологи делают УЗИ очень быстро, мне за все время только один раз.

У меня овуля после укола на 3-4 сутки бывает. А свою родную, которая бывает очень редко, могу воо.

Девочки сходила к гематологу ,назначила месяц колоть фраксипарин,у меня ещё Клексан остался ,как.

Мне 28 лет. Беременностей не было. Активно планируем с марта 2015. Проживаем в ЛНР (бывшая часть.

Началась новая жизнь! Девочки в 34 моя жизнь только расцвела, я покончила с бестолковым восьми ле.

Первый цикл использую тесты на О. Бт вообше своей жизьню живет. Это О или М сегодня завтра ждать.

Не спрашиваю, была ли овуляция. Просто хочу спросить, разве в начале цикла и в конце бывают слаб.

Девчонки, посмотрите пожалуйста видно вторую или это моё воображение? По идее сегодня только 14ДПО

Вы – мама двойни? Вы – счастливая мама! У вас сразу две пахучие макушки, две пары любимых гла.

Значение яичников в женском организме очень велико. Они осуществляют регуляцию менструального цик.

Материалы: http://www.babyplan.ru/questions/129200-mozhet-li-rebenok-beglo-chitat-v-3-goda

vekoff.ru

Как научить читать ребенка в 5 лет?

Пятилетний возраст – это время, когда ребенку необходимо познавать навыки чтения. Процесс обучения, несомненно, является непростой задачей, которая требует от родителей грамотного и творческого подхода. Важно вызвать у ребенка интерес к чтению, и тогда маленький дошкольник со временем станет уверенным в своих знаниях, ответственным и умным первоклашкой.

Подготовительный этап

Прежде чем перейти к процессу обучения чтению, необходимо, чтобы ребенок в совершенстве знал буквы русского алфавита, причем не только как они произносятся, но и как выглядят на письме. На первом этапе перед родителями стоит задача научить малыша читать по слогам, и здесь лучше всего начать с простой буквы А. К этой гласной следует добавлять различные согласные и тем самым формировать слоги: ПА, МА, ДА, ЛА, ТА и т. д.

Важно, чтобы малыш усвоил, что с изменением согласной буквы изменяется звучание слога и его произношение. У многих детей хорошо развита зрительная память, и они лучше воспринимают ту информацию, которую видят наглядно. Поэтому опытные педагоги рекомендуют на первых этапах обучения использовать карточки с буквами. Так, родителям следует взять карточку с буквой «А» и присоединять к ней карточки с согласными, причем лучше всего в такой последовательности: шипящие, мягкие, твердые. При этом мама сначала должна сама громко и четко произносить образующийся в ходе слияния двух букв слог, а затем попросить малыша повторить за ней.

Когда будут усвоены все слоги с буквой А, следует переходить к обучению слогам с другими звонкими, а затем и тихими гласными. В помощь могут пригодиться и специальные обучающие тетради, в которых не только прописаны слоги, но и подобраны соответствующие картинки, и магнитные доски, заниматься с которым малышу будет непременно интересно, и кубики с буквами. И если сначала все слоги могут произноситься малышом нараспев, то при достижении первых успехов стоит научить ребенка читать их твердо и коротко, как они звучат в процессе чтения.

Читаем по слогам

Когда малыш освоил и понял сущность сочетания гласных и согласных, стоит попробовать научиться читать по слогам. Для начала рекомендуется брать самые простые, хорошо известные ребенку слова, как, например, ка-ша, па-па, ма-ма. Когда этот этап будет благополучно пройден, можно усложнить задачу и подобрать для чтения слова, состоящие из нескольких слогов: мо-ло-ко, ма-ши-на, со-ба-ка и т. п.

Далее учимся прочтению слов, состоящих из слогов и отдельных букв. Важно, чтобы ребенок понял, что для того, чтобы получить целое слово, необходимо связать между собой слоги. При этом начать лучше всего с элементарного – слов, в составе которых отмечаются один слог и согласная буква – да-р, са-д, то-к, но-с, ло-б. Далее можно взять слова с двумя слогами и отдельной согласной – ба-л-ка, се-т-ка, ка-р-та. Важно сделать обучение интересным для ребенка, вызвать у него к этому интерес, позволить проявлять себя. При этом родителям настоятельно рекомендуется соблюдать правила трех «Н»: не заставлять насильно, не ругать, не начинать со сложного.

Читаем предложения

Усвоив навыки чтения по слогам, пора переходить к самому серьезному этапу – чтению предложений. Сначала следует составлять короткие предложения, точнее словосочетания, которые могли бы вызывать у ребенка определенные ассоциации: мо-й па-па, Са-ша ма-л и т. д. Далее можно переходить к прочтению предложений: ма-ма мы-ла ра-му.

Только окружив ребенка заботой и любовью, превратив процесс обучения чтению в интересную и познавательную игру, можно добиться желаемых результатов.

ladym.ru