Как быстро научить ребенка говорить букву «р» — выговариваем звук дома, легкие занятия и видео упражнения. Как поставить звук р ребенку 5 лет
Как научиться выговаривать звук Р? Постановка звука Р у детей
Фото: depositphtos.com
Если ваш ребенок после 5-ти лет не выговаривает звук Р или произносит его неправильно, нужно уточнить причину, почему это происходит, и попробовать научить его правильному произношению.
Это один из самых сложных звуков в русском языке, требующий точных движений и вибрации языка, поэтому его нарушения могут быть самыми разнообразными. Как научиться выговаривать звук Р?
Как проверить произношение звука Р?
Попросите ребенка повторить его несколько раз изолированно– Р Р Р, затем в словах в разной позиции вслед за вами: РАК, РЫБА, РУКА, ВОРОНА, КОРОВА, ДОРОГА, ВАР, ЖАР, ПАР, ТРАКТОР, ДРАКОН, ПРОСПЕКТ.
Если ребенок неправильно произносит изолированный Р, то нужно будет сначала его поставить, затем закрепить произношение в словах и предложениях. Если Р изолированно звучит правильно, а в словах неверно, нужно будет только закрепить его произношение.
Основные причины неправильного произношения
Нарушение подвижности органов речи;
Короткая уздечка языка;
Нарушение речевого слуха;
Неправильное речевое дыхание.
Для проверки подвижности органов речи нужно попросить ребенка выполнить несколько упражнений. Сядьте с ним перед зеркалом, покажите движение сами, попросите повторить:
открывать и закрывать рот, при этом «шлепая» губами;
далеко высовывать язык и прятать его;
двигать широким языком сначала вверх-вниз, затем вправо-влево;
удерживать неподвижный широкий язык на нижней губе при открытом рте 10 секунд;
вытягивать губы трубочкой – растягивать в улыбке;
поочередно закрывать правый-левый глаза.
Артикуляционная гимнастика для звука Р
Если вы замечаете, что движения у ребенка получаются неточные, а некоторые он повторить не может, научите его сначала выполнять специальные упражнения для губ и языка. Они называются артикуляционной гимнастикой и предназначены для улучшения подвижности речевых органов.
Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С,Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р. Если ребенок путает близкие по звучанию звуки: Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.
Чтобы проверить длину уздечки языка, попросите ребенка открыть рот, как для произнесения звука Э, и дотянуться языком до основания верхних зубов. Если язык не дотягивается, уздечка считается укороченной. Ее достаточно просто растянуть с помощью регулярно выполняемых упражнений для языка — «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
Когда звук Р звучит «по-французски», картаво, по научному это называется грассирование, имеет место нарушение речевого выдоха. Если он неправильный, то воздушная струя частично уходит в нос, а ее остатки рассеиваются во рту. В результате чего вибрирует не кончик языка, а маленький язычок над небом. Грассирование очень тяжело поддается коррекции, и как только вы заметили, что ребенок начал картавить, немедленно начинайте работу по исправлению речевого выдоха.
Логопедические упражнения на звук Р
1. На выдохе многократно произносить звук Т, следить, чтобы звук не «уходил» в нос;
2. На выдохе многократно произносить звук Д;
3. Произносить слоги ты ты, ды ды, ты-та, ды-да, ты-та-тэ, ды-да-дэ;
4. Закреплять правильный речевой выдох в самостоятельной речи.
Самые распространенные нарушения
Звук пропускается совсем, вместо него звучит гласный — слово саРай звучит как са_ай;
Вместо звука Р произносится Л или Й, это называется заменой – салай, йука;
Звук смягчается в тех словах, где должен звучать твердо – риба, рюка;
Звук произносится искаженно, нетипично для русского языка – грассирующий Р.
В целом насчитывается около 30 различных нарушений произношения звука Р, многие из них встречаются нечасто.
Упражнения для улучшения речевого слуха
Здесь пример работы при замене Р на Л. Если идет замена на другой звук, то различают на слух его и Р.
Взрослый произносит различные звуки, среди которых есть и Р и Л. Сначала ребенок поднимает руку, когда услышит звук Л, потом слушает те же звуки, но поднимает руку на звук Р, при этом слова вслух не повторяет. То же самое со словами в которых звуки Р и Л находятся:
в начале слова: лук, рак, росток, работа, ласточка, лопата;
в середине слова: молоток, корова, город, сало, урок, колос;
в конце слова: мел, вор, комар, гол, опал, вол, кошмар, кадр.
Как научиться выговаривать звук Р: упражнения для постановки
Основные упражнения
1. «Лошадка» — энергично щелкать языком, присасывая его к небу и резко отрывая;
3. «Маляр» — двигать широким языком от верхних зубов к горлу и обратно к зубам;
4. «Грибок» — присосать язык к небу, натянув подъязычную связку. Язык это «шляпка гриба», а связка – «ножка гриба»;
5. «Дятел» — кончиком языка ударять в бугорки за верхними зубами — альвеолы, произнося д-д-д-д. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна.
6. «Комарик» — сильно упираясь языком в альвеолы протяжно произносить дз-з-з-з
7. «Заведи моторчик» — поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др.
Эти упражнения нужно выполнять каждый день, перед зеркалом, добиваясь четких и правильных движений языка.
Постановка звука Р от звука Д
Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.
Постановка Р от звука З
Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».
Постановка звука Р на вдохе
Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.
Постановка с механической помощью
Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.
Закрепляем произношение (автоматизация звука Р)
После постановки звука любым перечисленным способом, его нужно закрепить сначала в начале слов, затем в середине и в конце. После этого называются или составляются по картинкам словосочетания и предложения, насыщенные звуком Р, разучиваются чистоговорки, скороговорки, стихи и песенки. Для этого лучше использовать специальную методическую литературу.
Рекомендуем пособия!
Большая книга логопедических игр
Непослушные звуки «Р»-«Рь». Логопедическая тетрадь (с наклейками)
Звуки-звяки. Рычим в стихах. Стихи и скороговорки с отработкой звука Р
Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь
1000 скороговорок с трудными звуками
Успешность работы во многом определяется индивидуальными особенностями и характером ребенка, правильностью действий взрослого. Кому-то научиться выговаривать букву Р будет относительно просто и четкий Р получится практически сразу, с кем-то придется долго и упорно заниматься, а кто-то не обойдется без помощи опытного логопеда. Не отчаивайтесь, если не получается сразу, будьте последовательны, терпеливы, хвалите ребенка за малейшие достижения и не ругайте при неудачах. Если вы твердо решили добиться успеха, то все обязательно получится.
Лавицкая Ольга Викторовна, логопед, специально для сайта Активная мама
active-mama.com
Постановка звука "Р". Упражнения и другие хитрости логопеда
Про звук «Р»
Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.
Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.
Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.
Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.
«Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
«Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
«Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
«Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.
Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.
Постановка от звука «Д»
Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.
Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.
ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.
Постановка от звука «Ж»
Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.
Постановка от звука «С»
Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.
Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.
И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.
Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.
Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.
Специально для Hipsta Mama.
Вам также может понравиться:
Мимическая гимнастика.
Вся правда о логопедах.
Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст.
hipstamama.ru
постановка и автоматизация звука Р, артикуляционная гимнастика
К 6 годам ребенок должен уметь произносить все звуки. Самое сложное — артикуляция звука «р», поэтому он самый последний в ряду букв, которые могут проговорить дети. Чтобы его произнести, нужна готовность речевого аппарата:
нужно уметь одновременно напрягать корень языка с уздечкой и при этом расслаблять его кончик;
язык необходимо не просто поднимать описанным способом, а удерживать в таком положении на выдохе;
речевой выдох должен быть мощным, чтобы расслабленный кончик языка вибрировал.
Если ребенок 5 лет ещё не выговаривает букву р, нужна помощь логопеда.
Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины
Перед тем, как сделать выводы о причине, почему ребёнку сложно произносить звук р, нужен осмотр речевого аппарата, проверка слуха, а иногда и консультация невропатолога:
Короткая подъязыковая уздечка. В пять лет её длина достигает 7-8 мм. Такие размеры позволяют языку подняться. Если она утолщённая и короткая, специалист предлагает упражнения на растяжение или отправляет на подрезание.
Нарушен алгоритм произношения — неправильная автоматизация звука «р» в словах: вместо «р» говорит «л» или шипящие. Если малышу проще вставлять в слова «л», чем произносить букву «р», процесс постановки правильного звука пройдёт быстрее: алгоритм произношения похож. Если же ребёнок заменяет на шипящие, нужна проверка фонематического слуха.
Ребёнок не слышит отдельные звуки — нарушен фонематический слух. Ему трудно их различить, поэтому подменяет их или вовсе пропускает. Причины такого нарушения — проблемы с ЦНС, перенесённые аденоидит и отит.
Артикуляционные аппарат находится в тонусе или полностью расслаблен. Губы, щёки и язык напряжены или недостаточно подвижны. И то, и другое мешает ребёнку научиться правильно выговаривать букву «р». Тогда логопед предлагает артикуляционные упражнения.
Проблемы с поведением. Чтобы научить ребенка выговаривать букву, от специалиста нужно умение заинтересовать упражнениями для буквы р, а малыш должен уметь удержать внимание на процессе тренировок. Расторможенность или пассивность не дают ему сконцентрироваться. Причины — неврологические расстройства или нездоровая атмосфера в окружении ребёнка, который лишён тесного душевного контакта с родителем.
Горловое произношение. Вместо напряжения языка и уздечки, у ребёнка вибрирует гортанный язычок. При горловом произношении говорят, что ребёнок картавит. Коррекция сложная по 2 причинам: родители обращаются поздно из-за того, что не различают языковый и горловой звук, а также потому что нужна не просто артикуляционная гимнастика для постановки р звука, а поэтапно обучить проговаривать его по новому алгоритму.
Учим ребенка говорить букву «р»
В занятиях важно использовать комплексный подход:
регулярно заниматься с логопедом;
делать упражнения для постановки звука «р» у детей в домашних условиях;
использовать речевой материал для автоматизации звука «р» в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква «р».
Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.
Постановка звука «р»
Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву «р», сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква «р»: раскраска, стихотворения с её изображением.
Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.
Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.
Постановка звука предполагает ежедневные занятия. Их можно совмещать с играми, делать в непринуждённой обстановке. Главное — знать алгоритм работы и собирать материал для автоматизации звука по каждому этапу отдельно.
Автоматизация звука «р»
После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.
Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
Автоматизация звука р в длинных предложениях.
Лишь на этом этапе используют скороговорки на «р», учат логопедические стихи. Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.
Упражнения
Начинать занятия всего нужно с разминки артикуляционного аппарата. Для этого делают зарядку для языка, губ и всего речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика
«Маятник»: малыш высовывает язык и двигает им от левого уголка рта к правому.
«Кисточка»: как можно шире открываем ротик и язычком, словно кисточкой, красим нёбо от передних верхних зубов и как можно глубже к горлу. Такие «раскрашивания» можно обыгрывать, используя каждый день новый воображаемый цвет.
«Комарики»: ребёнок открывает рот и выставляет кончик языка за зубки, проговаривая длинный звук з. Потом проделывается тоже, но язык нужно переместить к нёбу, уперев у основания верхних зубов.
«Гармошка»: малыш улыбается и широко раскрывает рот. Язык нужно упереть в нёбо так, будто хочется произнести звук «нь». С этим положением языка попеременно то очень широко открывать рот, то закрывать его. Делать 15-20 раз. Это упражнение способствует растяжению короткой уздечки.
Занятия на автоматизацию и произношение звука «р»
Кроме артикуляционной гимнастики, полезно выполнять логопедические задания. Они направлены на автоматизацию звуков, расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. При этом тренируется память и развивается логическое мышление.
Результаты
Если артикуляционный аппарат и фонематический слух в норме, то первые «рычащие» слова можно услышать уже через месяц-второй систематических занятий. Если же трудности возникли из-за органических и функциональных нарушений работы нервной системы, то ждать результатов придётся от 2 до 6 месяцев.
Занятия проводят ежедневно по 10-15 минут.
Результативность очень сопряжена с вовлечённостью мамы: если она с энтузиазмом готовится, подбадривает малыша, выражает радость от результатов, ребёнку нравится заниматься. А там, где есть удовольствие, результат наступает быстро.
Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] логопеда Ольги Бажиной, эксперта сайта.
orechi.ru
способы и упражнения для детей
Основы правильного произношения начинают закладываться в детстве. Если у ребенка имеются какие-либо дефекты речи, то игнорировать это ни в коем случае нельзя. Ведь такая неприятность будет сопровождать человека всю его жизнь. С самого юного возраста важно следить за процессом правильного звукообразования у ребенка. Но как поставить звук? Как быстро можно справиться с этим дефектом если вы замечаете отклонения от нормы? В этой статье мы разберем как происходит правильная постановка звука «Р».
Причины неправильного произношения
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок развивался полноценно, в том числе и его речевое развитие. Звуки «Р» и «Рь» дается деткам особенно тяжело. Для постановки данных звуков требуется немного больше усилий и терпения, нежели в остальных случаях. Ребенок должен производить четкие движения органами речевого аппарата, автоматически занимая их верное расположение, также необходимо получить правильную вибрацию языка для этого звука.
Если у малыша наблюдаются трудности с воспроизведением буквы «Р», то самое лучшее это обратиться к логопеду. Он быстрее всего сможет подсказать, как научить ребенка говорить правильно этот звук. Наиболее часто врачи сталкиваются с такими нарушениями произношения:
Замена другими звуками. Чаще всего дети произносят вместо «Р» буквы «Й», «Л» и «Ы».
Проглатывание звука в словах. Обычно такое наблюдается, когда «Р» стоит перед или после гласной буквы.
Излишняя вибрация. В этом случае понятно, что ребенок говорит букву «Р», но ненужная вибрация немного искажает звук.
Как же понять, что с произношением что-то не так? С этой целью необходимо попросить ребенка воспроизвести один только звук «Р», а потом какое-либо слово с ним, к примеру, дерево.
Если проблема будет при произношении изолированного звука, то направить усилия нужно именно на него. Если же ребенок неправильно воспроизводит букву в словах, то в занятиях важно тренироваться на словах, где до или после «Р» идут такие буквы как «О», «А», «У», «И».
Виновниками неправильной речи могут стать несколько причин. Для того, чтобы определить их, нужно посоветоваться с опытным логопедом. Установив истинную причину, он сможет подсказать, как научить ребенка произносить звук. А виновниками могут быть следующие факторы.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание – это основа верного произношения всех существующих звуков. Нарушиться оно может вследствие развития хронического насморка, патологий аденоидов, сердца и сосудов, легких. Отработать правильный дыхательный процесс во время разговора поможет логопед.
Он сможет разработать схему тренировок с учетом всех особенностей организма ребенка. Обычно быстрая постановка звука «Р» у детей проводится с применением комплекса, в который входят слова с этой буквой и специальные упражнения.
Нарушения слуха
Этот дефект развития у детей также может сильно повлиять на развитие речи ребенка. Детки стараются во всем подражать своим родителям, в частности и в речи.
Если после 4 лет ребенок проглатывает звуки или сильно искажает их, то может иметь место нарушение фонематического слуха. Когда ребенок попросту не может верно повторить сказанное ему.
Недостаточное развитие органов речи
Для того чтобы речь была понятной и правильной, необходимо иметь развитый артикуляционный аппарат. Хорошо подготовить его помогает артикуляционная гимнастика.Благодаря ей мышечные ткани укрепляются, и отрабатывается навык правильного расположения речевых органов во время произношения той или иной буквы.
Артикуляционные упражнения можно проводить в игровой форме, что позволит больше заинтересовать малыша. На нашем сайте есть специально подобранная артикуляционная гимнастика для звука «Р».
Индивидуальное строение уздечки
Бывает и так, что постановка звука «Р» вызывает трудности из-за физиологических особенностей крохи, а именно при необычном строении уздечки. Такой дефект мешает языку свободно двигаться, что препятствует правильному воспроизведению. Обнаружить неразвитость связки может только специалист.
В таком случае способом, как научить ребенка говорить без дефектов, может быть также специальная артикуляционная гимнастика и упражнения или же хирургическое вмешательство. В последнем случае переживать не стоит, операция абсолютно легкая и безопасная.
Подготовка артикуляционного аппарата
Перед тем как узнать, как поставить звук и начать выполнять логопедические упражнения на звук «Р», необходимо подготовить мышечные ткани речевых органов, чтобы они могли работать в полную силу. Артикуляционная гимнастика для этого как раз и применяется. Можно использовать следующие упражнения:
«Блин». Малышу необходимо улыбнуться, приоткрыть ротик, затем положить язычок на нижнюю губу и удерживать его в таком положении несколько секунд. Начинать надо с 3 секунд, постепенно увеличивая время, но в результате должно быть не более 10 секунд.
«Наказать язычок». Для этого нужно также расположить речевые органы, но уже не удерживать язычок, а шлепать по нему верхней губой, произнося при этом «Пя».
«Варенье». Данное упражнение выполняется следующим образом: приоткрыть рот, а затем водить языком по верхней губе из стороны в сторону. Можно и правда немного намазать губу чем-то сладким, чтобы ребенок охотнее выполнял гимнастику.
«Маляр». Малышу можно не открывать рот, а просто водить по небу языком, как будто красит его. Это хорошо помогает отработать движения языка вперед-назад.
«Гриб». Ребенку понадобится приоткрыть ротик, улыбнуться, а язык полностью «приклеить» к небу. В таком положении удерживать язык несколько секунд.
Все указанные упражнения для постановки звука «Р» нужно выполнять перед каждым занятием. Они незаменимы при подготовке органов речи к основным тренировкам.
Упражнения на дыхание
Для того чтобы произносить звук «Р» требуется направленная струя воздуха. Поэтому важно отрабатывать дыхание ребенка, особенно если у него с этим процессом есть трудности.
Домашний комплекс упражнений может включать следующие задания:
«Свеча». Для выполнения задания потребуется обычная свечка, которую нужно потушить. Можно просто сильно дунуть на нее, чтобы огонек сразу исчез либо дуть протяжно и медленно, чтобы он извивался. Сначала расстояние между ртом и свечой должно быть небольшим, а затем его надо постепенно увеличивать, чтобы занятие становилось сложнее.
«Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка от сока. Малышу следует вдохнуть воздух носом, а выдохнуть ртом через трубочку. Таким образом, образуется небольшая буря, заставляющая воду активно двигаться.
«Снежинка». Ребенок должен открыть рот, растянув губы в улыбке, а язычок расположить на нижней губе. Затем следует положить на кончик языка маленькую бумажечку и предложить малышу сдуть ее.
Каждое упражнение должно выполняться не более 4 раз. При этом всегда вдох должен идти через нос, а выдох – с помощью рта. Также важно, чтобы у ребенка не было проблем со здоровьем, то есть не болело горло, не наблюдалось необычного налета на языке и так далее.
Способы постановки звука
Логопедия предлагает самые разные способы постановки звука «Р». Применять можно какой-то один метод либо сразу несколько. На консультации у специалиста можно точно определиться с занятиями.
Подражание
Это самый простой и довольно действенный метод, как поставить звук. Логопед или родитель садится с ребенком перед зеркалом и показывает ему правильное расположение и движение речевых органов во время произношения звука «Р».
После этого малышу необходимо просто повторить за взрослыми, контролируя процесс с помощью зеркала.
Также подражать можно не только людям, но и животным или каким-нибудь вещам. К примеру, отличными методами, как поставить букву «Р» являются такие задания: порычать как собака «Р-Р-Р», имитировать выстрелы автомата «Тра-та-та», мурлыкать как кошка «Мур-р-р». Это больше заинтересует ребенка, чем простое подражание взрослым. Но при этом вам также нужно следить за расположением органов артикуляции.
Постановка звука «Р» от звука «Д»
Часто логопедами используется способ, как научить ребенка говорить букву «Р», как постановка от звука «Д». Малышу необходимо представить, что его язычок – это парус и его нужно надуть с помощью ветра. Для этого требуется произнести звук «Д», при этом с усилием дунуть на речевой орган.
Со временем при проведении этого занятия будет слышен звук «Др-р-р». Как только он станет заметен, надо сразу же автоматизировать его. Для этого следует применять слова, где имеется сочетание этих двух букв, к примеру, друг, драка, древо и так далее. Подробнее можно ознакомиться в нашей статье автоматизация звука «Р».
Постановка «Р» от звука «З»
Суть этого упражнения для звука «Р» у детей состоит в том, что ребенок должен протяжно произносить звук «З». При этом необходимо держать язык в верхнем положении. Затем следует быстро двигать кончиком органа по бугоркам, которые располагаются за верхней челюстью. В результате будет слышен звук «Ср».
Постановка звука «Р» на вдохе
Еще одним способом, как поставить звук, является упражнение на вдохе. Малышу необходимо длительно произносить звук «С», потом сделать короткий вдох, резко прижать язык к альвеолам и попытаться всосать язычок внутрь, словно улитку в раковину. При этом важно касаться языком бугорков, иначе звучания не будет.
Постановка механическим методом
Для проведения данного упражнения можно использовать ватную палочку или зубочистку с ватой. Они должны быть идеально чистыми, края не должны колоть язычок. Широкий язык должен быть на бугорках за верхними зубами. Ребенку понадобится долго произносить «З» или «Д». В случае с «З» — будет получаться зж, а в случае с «Д» — не четкий д.
В это время родитель должен приложить под язык палочку и двигать ею в стороны, чтобы вызвать колебания. Язык должен быть напряженным и занимать строгое положение кверху пропуская лишь у кончика струю воздуха. В итоге должен послышаться нужный звук, похожий на рокот. Чтобы ребенку было веселей можете сказать, что вы заводите моторчик.
Все указанные способы постановки звука «Р» могут по-разному производить эффект относительно времени. Некоторые детки с первого упражнения начинают произносить эту букву, а другие добиваются успехов только после нескольких дней или даже месяцев регулярных занятий.
Закрепление результата
Постановка и автоматизация звука – вещи неразрывно связанные. Ведь все происходит поэтапно, а закреплением результата постановки заканчиваются занятия. Что же можно делать для автоматизации звуков у детей?
Для этого необходимо использовать скороговорки, песни, стихотворения, рассказы. Можно придумывать и собственные сочинения, что поможет развить не только речь, но и мышление. То есть это могут быть любые произведения или игры, но в них должен много раз встречаться звук «Р». Примеры хороших стихов и скороговорок:
Рома испугался грома.Разревелся громко Рома.От такого крика громПритаился за бугром.
Я хрю-хрюшка, я хрю-хрюшка,Я помою в луже брюшко.Да зачем же нужен душ?Ведь на свете много луж!
Ехал Грека через реку,Видит Грека — в реке рак,Сунул Грека руку в реку,Рак за руку Греку цап.
Для игр в домашних условиях можно использовать картинки с предметами или животными. Разложить их на столе, попросить ребенка произнести названия тех объектов, в которых есть буква «Р». Также можно, выходя на прогулку, предложить малышу поиграть в слова. Для этого ребенку необходимо называть окружающие предметы, в названии которых имеется буква «Р».
Узнать о наиболее действенных методиках для закрепления результата можно у логопеда.
Таким образом, чем раньше будет начата постановка и автоматизация звука, тем быстрее можно достичь успехов в развитии речи. Также важно регулярно выполнять логопедические упражнения на звук «Р», иначе никакого эффекта не будет. Таким образом постановка звука «Р» хоть и является сложным занятием, но при терпеливости и усердии вполне выполнимым.
vseorechi.ru
Как быстро научить ребенка говорить букву "р" - выговариваем звук на занятиях и дома
Речевой аппарат ребенка развивается постепенно. Поэтому многие сложные звуки дети часто не выговаривают в раннем возрасте. Одним из наиболее проблемных считается звук «р». Иногда даже дети младшего школьного возраста не выговаривают этот звук. Быстро научить ребенка говорить букву «р» поможет логопед. Зная упражнения для развития речевого аппарата научить ребенка говорить букву р можно и самостоятельно.
Почему ребенок не говорит букву «р»
Звук «р» не зря считается одним из сложных звуков для произношения в русском языке. Это звук дети учатся произносить дольше всего. Для четкого постановки звука «р» должен быть достаточно хорошо развит речевой аппарат, чего у ребенка пока не наблюдается. Попробуйте произнести это звук. Кончик языка при произношении касается неба, а боковые части языка прижаты к верхним жевательным зубам.
Воздух выходит с такой силой, чтобы передняя часть языка вибрировала. Речевые связки напряжены, и даже в горле чувствуется дрожание. Очень непросто настолько хорошо управлять своим речевым аппаратом для крохи. Поэтому звук «р» дети начинают произносить ближе к 5-6 годам. Если к указанному сроку ребенок все еще не осилил эту букву, то причинами этого могут быть:
Особенности строения языка. А именно, короткая подъязычная уздечка. При этом язык просто не достает до неба. Необходимо ее разрабатывать специальными упражнениями, или же выполняют подрезание уздечки.
Неразвитость артикуляции. Язык в таком случая малоподвижен, у него малая амплитуда. Возникает, если ребенок мало разговаривает. Необходимо тренировать язык.
Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок замещает звук «р» иным звуком «л», «й», «г».
Неправильное дыхание, связанное с заболеваниями дыхательных путей (аденоиды, ринит, прочее). Исправляется с помощью дыхательной гимнастики.
Постановкой произношения можно заниматься и самостоятельно, но сначала необходимо показать ребенка специалисту, для исключения физиологических нарушений.
До какого возраста это должно исправиться
Бывает, что родители довольно долго не обращают внимание на картавость ребенка. Считают это нормальным и ждут, когда он сам освоит букву. Конечно, когда малыш маленький и только учится произносить буквы, то некая картавость выглядит забавно. Но когда школьник не выговаривает звуки, это уже не хорошо.
Если ребенок после 5 лет не произносит звук «р», то необходимо показать его логопеду. Ведь не исправленный во время недостаток может сохраниться на всю жизнь. Нарушения речи ограничивает общение, провоцирует у ребенка создание комплексов, замкнутость, стеснительность. Ему будет сложно добиться успеха в дальнейшей жизни.
Поэтому чем раньше родители начнут заниматься с ребенком упражнениями для разработки языка и развития артикуляции, тем быстрее малыш сможет освоить звуки. Начинать выполнять артикуляционную гимнастику можно и в 3 года. Для этого лучше всего подойдут специальные игры, а позже и упражнения для развития подвижности языка. Тогда к 5 годам малыш наверняка сможет правильно произносить звук «р».
Вы заметили в речи малыша и другие ошибки? Постарайтесь исправить их как можно скорее, читайте как научить ребенка правильно ставить ударения при помощи игровых методик.
Ваш ребенок совсем ничего не говорит? Это может быть связано с серьезными нарушениями речи. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года?
Когда обращаться к логопеду
Если малыш не «рычит» в 5-6 лет визит к специалисту обязателен. Прежде всего, врач осмотрит ребенка на возможные физиологические проблемы. При выявлении недостатка, может направить к другим специалистам для его устранения. Например, вылечить насморк, удалить аденоиды, подрезать короткую уздечку и прочее.
Логопед может обнаружить, что у пятилетнего ребенка есть проблемы и с другими звуками, так как слух обычного человека, не профессионала, не воспринимает нарушение артикуляции в полной мере. Кроме того, врач расскажет, как быстро научить ребенка правильно произносить звуки, покажет упражнения, необходимые для их постановки. Объяснит, как правильно их выполнять.
Проводить эти упражнения необходимо дома самостоятельно или ходить на занятия к логопеду. Выполнять гимнастику для развития речевого аппарата необходимо регулярно, иначе результата не будет.
Как правильно учить. Советы логопеда
Итак, как быстро научить ребенка говорить букву «р»?
Не всегда у родителей есть возможность показать ребенка логопеду, да и часто найти свободного логопеда, который сможет заниматься с ребенком, не просто. Если малыш хорошо произносит остальные звуки и проблемным остается только «р», то можно попробовать поставить звук занимаясь с ребенком самостоятельно.
Чтобы успешно развивать речевой аппарат малыша, логопеды рекомендуют придерживаться таких правил:
Осваивать букву нужно постепенно. Сначала учим произносить правильно слоги: ар, ра, ор, ро и так далее. Уже после этого можно осваивать сложные скороговорки.
Старайтесь заинтересовать ребенка. Гимнастику необходимо проводить в игровой форме. Упражнения должны увлечь ребенка, чтобы он выполнял их с удовольствием.
Занятия должны проводиться регулярно. Нескольких занятий может быть недостаточно для постановки звука «р». Необходимо каждый день проводить гимнастику.
Часто обучать ребенка начинают скороговоркам для простановки определенного звука. Это не верно. Для начала необходимо освоить звук отдельно. После этого добиться правильного произношения простых слогов с этим звуком. Потом закрепляем звук в произношении коротких легких слов. И лишь после этого начинаем заучивать скороговорки для выработки автоматизма при произношении звука «р».
Игры для развития навыка
Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения. Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка. Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка.
Поиграйте с малышом в лошадку. Всем знакомо, она как цокает. Покажите это ребенку. Пусть повторяет за вами. Потом лошадку останавливаем: «тппррр». Поехали дальше: «ноо». Продолжаем цокать.
Играем в котика. «Как котик лакает молочко?». Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и «лакает» им. «Как котик облизывается?» Малыш облизывается, водя язычком по верхней и нижней губам.
Играем в собачку. «Как собачка дышит, когда ей жарко?». Малыш широко открывает рот, и высовывает язык. Дышит так какое-то время. «Как собачка рычит, когда сердится?». Ребенок пытается порычать.
Можно имитировать любых животных: лягушку, которая ловит муху языком, медведя, и других.
Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат ребенка к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.
Зарядка для языка
Существуют специальные артикуляционные упражнения и зарядка для языка. Такие занятия проводят в игровой форме, чтобы ребенку было интересно и легко. Если поначалу что-то не будет получаться, не настаивайте сильно и не ругайте ребенка. Можно выбрать те упражнения, которые больше нравятся, а потом иногда их менять. Главное выполнять зарядку ежедневно.
Гармошка. Губы растянуты, язык «приклеен» к небу. Не смыкая зубы, открываем и закрываем рот, язык не отрываем.
Кисточка. Представим, что язык это малярная кисть. Не спеша «красим» небо от верхних зубов к горлышку и назад. Пусть язычок хорошо прокрасит все места.
Зубная щетка. Язык с силой проводит по всем зубкам, как бы обметая каждый снизу вверх.
Парашют. Язык высунут в форме чашечки, пытается достать до носа. Подуть в таком положении.
Футбол. Язычок бьет то в одну, то в другую щеку.
Маятник. Рот приоткрыт. Язык немного высунут. Двигаем язычок от одного уголка губ к другому.
Высовываем язык сначала узкий «иголочку», затем широкий «лопатку».
Бывают случаи, когда даже регулярные и верно построенные занятия не приносят результата, тогда родителям стоит обратиться к врачу и внимательно наблюдать за речью ребенка. Дело в том, что есть серьезные заболевания, которые проявляются таким образом. К примеру алалия и дизартрия. Что такое дизартрия и как ее распознать читайте в материале по нашей ссылке.
Упражнения — видео
После освоения упражнений для языка, если вы пока не решились обратиться к логопеду, можно начать выполнять упражнения для постановки звука «р».
Эти упражнения не сложные и не требуют длительного выполнения. Они помогут научить ребенка говорить букву р. Важно, чтобы занятия дома проводились регулярно. Тогда скоро вы заметите желанный результат.
Рот ребенка открыт, губы растянуты. Кончик языка упирается в верхние зубы. Несколько раз произнести «д-д-д». Это упражнение позволяет укрепить кончик языка. Выполняем 15 секунд.
Растягиваем подъязычную уздечку. Рот широко открыт. Кончик языка достает основания верхних зубов. Чувствуется, как натягивается уздечка. Выполняем 2-3 раза, по несколько секунд удерживая язык.
Губы растянуты, кончик языка между зубами. Покусываем язык несколько секунд. Повторить 8 раз.
Цокаем языком как лошадка. Язык прилепляется к небу и отлепляется со звуком. Повторяем 20 раз.
Следующие упражнения проводятся с использованием логопедического шпателя. Его можно приобрести в аптеке. Если его нет, то можно использовать чистый палец свой или ребенка. Малыш произносит звук «ж». Не прекращая произношения, постепенно сдвигаем шпателем или пальцем язык выше к небу до получения «р».
Для получения мягкого звука р, выполняем то же самое, только ребенок говорит «ззззи», для твердого – «ззззаа».
Когда звук «р» начнет получаться, то для его произношения сначала учимся говорить слоги: ра, ро, ру, ри, ре, ар, ор, ур, ир. Позже более сложные слоги или простые слова: мур, ром, рис, рак, рука, рыба и так далее. Важно научить ребенка говорить также мягкий и твердый звук «р».
Если у ребенка не все получается, ни в коем случае не ругайте его. Занятия должны приносить удовольствие. Будьте настойчивы и терпеливы. Показывайте ребенку упражнения и выполняйте вместе с ним.
Пусть повторяет за вами как отражение в зеркале. Если занятия не приносят никакого результата, то лучше все-таки показать ребенка специалисту.
umnyash.com
Как поставить ребенку звук «Р»?
Звук «Р» - один из самых сложных для произношения в русском языке. Именно с проблемой невыговаривания или нечеткого произнесения этого звука наиболее часто родители обращаются к профессиональным логопедам.
Современные врачи считают, что все другие звуки ребенок должен произносить правильно к 4,5 годам. Однако на постановку звука «р» дается значительно больше времени – малыш имеет право подружиться с буквой «Р» только к 5-6 годам.
Между тем, далеко не всегда следует незамедлительно обращаться к логопеду, если ваше чадо нечетко произносит некоторые звуки. Во многих случаях родители в силах помочь своему ребенку самостоятельно, приложив лишь небольшие усилия.
Не забывайте, что маленький ребенок может напугаться и застесняться чужого человека, а значит, занятия с логопедом в таком случае не принесут ощутимой пользы. Гораздо эффективнее заниматься с малышом в домашних условиях, где он чувствует себя расслабленно и комфортно. В данной статье мы расскажем вам о том, как родители смогут быстро и правильно поставить ребенку звук «Р», не обращаясь к квалифицированному специалисту.
Упражнения артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р»
«Цоканье» язычком. Данному упражнению полезно учить малыша примерно с годовалого возраста.
«Малярная кисть». Здесь ребенок гладит верхнее небо язычком, как будто бы красит кисточкой. При этом малыш должен улыбнуться и немного приоткрыть рот.
«Маятник» - кроха высовывает язык и качает им из стороны в сторону.
«Гармошка». Ребенок максимально широко открывает рот, а затем быстро-быстро закрывает его. Такую последовательность действий можно повторять очень долго.
Также можно «чистить» зубки язычком, изображая щеточку.
Некоторые родители также обращаются к логопеду с вопросом, как поставить ребенку мягкий звук «Р». Если твердый звук вашим чадом уже освоен, а звук «РЬ» никак не получается, попробуйте следующее упражнение: ребенок должен как можно дольше «рычать» и соединять звук «Р» со всеми гласными поочередно. При этом губы необходимо растягивать в улыбку.
womanadvice.ru
как научить ☀ ребенка выговаривать букву р
Многие детки имеют проблемы с правильным произношением некоторых букв. Есть определенные звуки, которые часто вызывают у малышей проблемы, особенно им сложно выговаривать букву «р». Это довольно сложный звук, который требует управление воздушными потоками. Если в детстве не решить данную проблему, то она может перейти во взрослую жизнь. Конечно, от 2-летней крохи никто не ждет такого умения, но когда он достиг 5 лет, а нужного результата нет, то следует начинать определенные занятия, которые можно проводить дома. В нашей статье мы расскажем о том, как ребёнка в домашних условиях научить произносить этот непростой звук.
Малыши часто имеют задержку с выговариванием буквы Р
Когда следует бить тревогу?
Если по достижении 4 лет ребенок не начинает рычать, то следует начинать определенные упражнения. Речевое расстройство обычно происходит в следующих случаях:
Чаще всего у девочек встречается плохо развитое дыхание, у них слабый выдох, у мальчиков, как правило, такие проблемы встречаются реже.
Нередко данный недостаток бывает в тех семьях, где кроха слышит неверное произношение.
Неправильный прикус у ребенка также является причиной не произношения звука.
Страдает произношение у ребёнка, имеющего короткую уздечку языка.
Если к 4 годам ребенок не выговаривает Р, надо начинать специальные занятия
Обычно дети над буквой «издеваются» следующим образом:
Не говорят букву полностью, данный вид встречается в тех словах, где буква находится в середине, например, «го…а», «га..аж».
Вместо нужной буквы малыш говорит следующие вариации: «ы», «й», «л», например, лот, колова, ыба.
Буква «Р» звучит несвойственно ей, либо с излишней вибрацией, либо грассируя. Особенно это характерно для ребенка – билингва.
Предварительная тренировка язычка
Дома, примерно с 3-4 лет, можно проводить несложные упражнения, помогающие тренировать язычок. Среди них:
Большой пальчик, вымытый предварительно, кроха должен положить под язычок, двигая им влево-вправо. Чтобы данное занятие не давило на него, можно поиграть в машинку, таким образом мы заводим мотор.
Игры -повторялки — хороший способ тренировок
Если у малыша маленькая уздечка, то конечно можно ее подрезать у хирурга, а можно в домашних условиях попробовать растянуть ее. Для этого нужно приоткрыть рот, язычок присосать к верхнему небушку и производить раскачивающие движения вверх-вниз.
Следующая тренровка ассоциируется с чисткой зубов, для этого губы растягиваются в улыбке, а кончик язычка имитирует чистку задней поверхности зубов. Во время этого упражнения важно не двигать нижней челюстью.
Еще одна действенная тренировка заключается в том, чтобы научить ребенка цокать языком, подражая при этом лошадке.
Также подготовка заключается в развитии дыхательного аппарата. Для чего обычно надувают воздушные шарики.
Логопедические упражнения на букву Р
Следует помочь малышу развить сильный выдох, для этого необходимо высунуть мягкий язычок и плюнуть через него. Именно такой выдох нужен при произношении «Р».
Упражнения на букву «Р»
Тренировку следует производить сидя за столом. Еще одно условие для успешного выполнения тренировок – это два зеркала, одно из которых нужно маме или другому члену семьи, который занимается с крохой, а другое – малышу.
Занятия перед зеркалом позволяют ребенку контролировать произношение
Это необходимо для того, чтобы ребенок самостоятельно следил за правильностью выполнения тренировки.
Ниже перечислены широко применяемые логопедами упражнения:
Нужно попросить ребенка открыть шире ротик, поднять язычок за верхние зубки. Зафиксировать результат на 15 секунд.
Кончик язычка находится наружи, губы растянуты в улыбке. Ребёнка нужно попросить легонько прикусить кончик языка не менее 10 раз.
Следует повторять цоканье языком не менее 15 раз, постепенно ускоряя темп.
Открыв широко ротик малыш ударяет по бугоркам верхнего неба, при этом подражая дятлу, он произносит «Д-Д-Д» на протяжении 15 секунд.
Выполнять упражнение на проблемный звук нужно только в хорошем настроении, хорошо поиграть с крохой в машинки, при этом заводя их: «ТР-Р-Р». Важным моментом будет раскатистое «Р». Можно порычать, как тигр, лев, соседский песик.
Тренировка звука в разговоре
После того, как у ребенка освоены все вышеперечисленные упражнения, следует переходить к новому этапу: научить выговаривать букву в словах. Для этого кончик язычка в твердом состоянии прижимается к небу, «давай сделаем укольчик», и производится сильный выдох. При условии, что все правильно, кончик язычка должен завибрировать, что вызывает сильный и твердый «Р».
Упражнения на выговаривание звука Р
Конечно, это большой прорыв в обучении, но теперь стоит не менее важная задача: процесс автоматизации. Если опустить этот момент, то все пойдет насмарку.
Автоматизация – это довольно кропотливый процесс, который занимает длительное время. Сначала следует научить ребенка произносить букву в слогах, затем в словах, а позже в предложениях.
Первым делом происходит тренировка звука на стыке с согласными: «пр», «тр», однако здесь нужно фантазировать, так как у одного ребёнка идет быстрей на стыке со звонкими: «др», «жр». А у другого легче идет состыковка между согласными и гласными: «дра», «тра», причем, в этом случае гласные тянутся как можно дольше. Эти нюансы зависят от индивидуальностей ребёнка, и задача родителей – научить, подбирая нужный метод.
Когда можно переходить на скороговорки
После того, как малыш научился выговаривать букву в слогах и словах, можно будет подключать коротенькие чистоговорки, именно они помогут для дальнейшей автоматизации буквы. Однако их нужно подбирать в соответствии с той возрастной группой, в которой находится малыш. И это естественно, ведь упражнения, рассчитанные на 3-леток существенно отличаются от занятий для детей от 5 лет.
Скороговорки на звук Р
После того, как у ребёнка получилось произносить букву в чистоговорках, нужно научить ее выговаривать в стишках и песенках. Можно подобрать стишки, в которых максимально часто используется данная буква к какой-нибудь дате и выучить их с малышом.
Важным условием получения нужного результата является доброжелательный настрой. У ребёнка должно быть желание заниматься, он должен чувствовать удовольствие и поддержку от родителей.