Урок обучению написанию сжатому изложению в 5 классе. Как научить ребенка писать изложения 5 класс
Что такое изложение: как научиться его писать?
Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.
Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.
Что значит излагать и как это должно быть?
Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.
Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.
Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.
Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».
Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.
Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.
У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:
понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
правильно применять стиль и речь при пересказе,
запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
всё оформлять с началом и завершённым концом,
совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.
Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!
Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.
Как можно пересказывать?
В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.
Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.
В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».
Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.
Но это ещё не всё!
По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.
Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.
С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?
Учимся писать изложение
В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.
Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.
Итак, если старшеклассники делают пометки на черновик уже при первом прослушивании, обладая навыками быстрого письма, то младшим школьникам и писать, и слушать одновременно сложновато. Потому их задача при первом чтении текста – слушать внимательно, улавливая главную мысль и понимая, о чём идёт речь.
После первого раза учитель даёт время на осмысление услышанного, и его-то как раз можно использовать максимально полезно, накидав на черновик, что удалось запомнить, оставляя большие пробелы, которые можно попробовать заполнить во время второго прочтения материала.
Во второй раз пытаемся записать по максимуму: необычные слова, фразы, даты, героев – всё, что помогло бы вспомнить оригинал текста.
В перерыве разбираемся с тем, что отметили и пытаемся набросать план. Если по тесту всё вяжется, мысли не путаются и не прыгают, то половина дела уже сделана. Но не стоит расстраиваться, если что-то не клеится, так как впереди ещё одна попытка уловить пропущенные детали.
В третий раз ученик решает сам для себя: слушать предельно внимательно, не стараясь ничего записать, или воспользоваться последним шансом отметить упущенное на черновике.
Приступаем к написанию работы. Нужен обязательно маленький планчик, который позволит не запутаться «в трёх соснах». Если его ещё не появилось, когда учитель читал текст, то стоит набросать прямо сейчас, пока всё ещё свежо в памяти.
Пересказывая услышанное на бумаге, не забываем про главное правило для школьных изложений: чем короче предложение, тем меньше в нём ошибок. Не стоит отягощать тест, но и скупиться на красивые слова тоже не нужно, используя эпитеты к месту и по назначению. Следим за тем, чтобы мысли были закончены, предложения взаимосвязаны.
Перечитываем черновик и обращаем внимание на повторяющиеся слова – тавтологию. Этой неприятности можно избежать, подобрав замену при помощи синонимов. Здесь конечно, важен большой словарный запас ребёнка, и это, родители, и ваша задача тоже! Красноречие ребёнка зависит от его кругозора и эрудиции.
Итак, вроде всё ладится, все факты на своих местах, есть начало и концовка, главная мысль присутствует и понятна, тогда за дело – пишем начистовую.
Гордо несём учителю на проверку!
Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!
На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.
Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте»)
Всего вам доброго!
Евгения Климкович.
shkolala.ru
Как пишут изложение. Как научиться писать изложение
Перед выпускными экзаменами многие ученики испытывают стресс. Одной из причин является необходимость написания изложения. Причина - неумение формулировать свою мысль. Можно ли этому научиться? Да, и в этой статье мы рассмотрим, что такое сжатое изложение ГИА, как писать его и при этом избежать типичных ошибок.
Что такое изложение?
Изложением называется творческий вид работы, в котором ученикам читают текст и они, в зависимости от задания, должны его пересказать в письменной форме.
Основная цель изложения - развить навыки правописания и стилистики.
Как пишут изложение? Вся работа делится на 4 этапа:
учитель дважды зачитывает текст;
ученики делают наброски в черновике;
после второго зачитывания они пишут черновой вариант изложения;
учащиеся проверяют текст на ошибки, и если все верно, переписывают все в беловик.
Каким бывает изложение?
Прежде чем узнать как писать правильно изложение, нужно выяснить, каким оно бывает.
подробное - текст пересказывается с сохранением последовательности событий и действий.
сжатое - пересказ основных моментов текста.
выборочное - изложение определенных моментов в тексте, связанных с определенным персонажем или действием.
Как писать изложение?
В зависимости от вида, будет отличаться подход к написанию изложения. Итак, как пишут изложение?
В подробном письменном пересказе следует придерживаться следующих шагов:
выделить из текста основную мысль;
определить стиль написания - художественный, публицистический, разговорный, научный.
продумать жанр будущего изложения - описание, рассуждение, повествование.
продумать последовательность пересказа и написать его от одного лица.
При написании сжатого изложения следует придерживаться следующих шагов:
разделить текст на несколько частей;
выделить из них предложения со смысловой нагрузкой;
исключить материал, не влияющий на общий смысл повествования.
При написании выборочных изложений нужно пересказать текст по заданию.
Во всех вариантах возможно использование приёмов замены, исключения и слияния, но больше всего они применяются при написании сжатого изложения. Как пишут изложение в сжатой форме?
Замена предполагает замену отдельных слов общими словами. Например, "мужчины и женщины" - на "люди", "ученики и учениц" - на "дети" или "школьники".
Исключение предполагает сжатие текста за счёт избавления от лексических повторов, однородных членов и предложений, которые несут меньшую смысловую нагрузку. Например, предложение “Каждый преданный и любящий житель города вышел на защиту родных стен” можно сократить до такого предложения: “Каждый житель вышел на защиту города”.
Слияние предполагает объединение двух сложных предложений в одно сложное. Например, эти два сложных предложения можно объединить в одно: “Человек, работающий долго и упорно над своей целью, рано или поздно добьется её, несмотря на мнения окружающих. Для этого он должен верить в себя и идти к мечте, несмотря на преграды”. Результат объединения: “Только вера в себя и упорная работа приведёт человека к цели, несмотря на мнения окружающих и преграды.”
Написание изложения требуется на выпускном экзамене в 9 классе. Оно отличается от обычного изложения тем, что ученики прослушивают аудиозапись. Такое новшество появилось в 2014 году. Данный факт повлиял на качество работ, которые заметно ухудшились. Ухудшение качества работ объяснялось тем, что учитель, зачитывая текст, ориентировался на среднего ученика и делал акценты на важных моментах, а в записи диктор очень быстро читает текст, обезличивая его. Итак, как писать изложение ГИА 2014 года? Можно ориентироваться на следующие советы:
при первом прослушивании текста постарайтесь понять его главную мысль, одновременно делая заметки для тезисов и будущего плана.
попробуйте мысленно пересказать текст по плану;
во время второго прослушивания добавляйте к записям недостающую информацию;
начинайте писать черновой вариант изложения;
разбейте написанный текст на абзацы и сосчитайте количество слов в каждом;
посчитайте количество полученных слов и, если их меньше 70, то увеличьте текст, добавив прилагательные, деепричастия, причастия, заменив местоимения на существительные;
проверьте текст на наличие ошибок и при их отсутствии внимательно перепишите текст на контрольный лист.
Как пишут изложение ГИА? Основные требования к нему - минимум 70 слов, оно должно состоять из 3 абзацев.
Как избежать типичных ошибок?
При написании изложения у школьника могут возникнуть типичные ошибки:
в речи, грамматике и синтаксисе;
в передаче материала;
логического характера.
Как писать изложение по русскому языку, чтобы избежать указанных ошибок?
Речевые ошибки делятся на механические (опечатки) и нормативные. С первыми нужно просто быть внимательным и проверять текст перед сдачей. Здесь поможет приём, используемый в типографском деле: читать текст снизу вверх - так мысли сосредоточатся на ошибках, а не на содержании. С вторым типом ошибок сложнее, так как здесь нужно знать нормы языка.
Орфографические ошибки возникают если ученик не знает правильного написания слова. Например, “извЕни” вместо “извИни”. Чтобы их избежать, нужно сформировать богатый словарный запас, читая как можно больше художественной литературы и периодических изданий, и писать словарные диктанты. Для этого можно записать на диктофон ряд слов с паузами и писать их, а слова с ошибками выписывать в ряд.
Причиной синтаксических ошибок является употребление слов в несвойственном им значении и при несогласовании. Например, предложение “Мы часто видели Светлану и каждый раз разговаривали со Светланой” можно заменить на “Мы часто видели Светлану и разговаривали с ней.”
Под стилистическими ошибками понимают искажение смысла текста. Чтобы этого избежать, нужно соблюдать порядок слов в предложении и согласуйте второстепенные члены предложения с зависимыми от них словами.
Под неправильной передачей материала и логическими ошибками понимают искажение смысла текста и неправильную аргументацию. Причиной является непонимание учеником текста. Чтобы избежать этой ошибки, нужно задавать вопросы: о чем текст, что хотел сказать автор, какие аргументы в тексте подтверждают эту догадку, согласен ли ученик с мыслью автора.
Как научить ребенка писать изложение: рекомендации
Навык написания изложения не формируется накануне экзамена. Подготовку к нему нужно начать заранее - за месяц, полгода или раньше, в зависимости от уровня подготовки ребёнка. Тогда на экзамене у ученика не возникнет вопроса, как писать изложения по русскому.
научите ребёнка сокращать слова и пользоваться стенографическими знаками;
найдите примеры аудиотекстов ГИА и пишите по ним изложения из представленного выше плана;
пишите словарные диктанты.
Как писать правильно изложение? Ответ на вопрос - периодическая практика, и даже самое сложное задание можно будет выполнить без проблем.
fb.ru
НИИ Эврика. Как писать изложение
Приветствуем вас, уважаемые читатели! Этот материал будет посвящён инструкции, как писать изложение. И хотя этому учат в школе, начиная с начальных классов, когда дело доходит до выпускного экзамена, многие правила написания работы учащиеся открывают для себя впервые. Чтобы ничего не пропускать и всегда получать высокие баллы за изложение, внимательно читайте статью!
Стандартные требования
Учить детей писать изложения начинают ещё в начальной школе. За основу берутся небольшие тексты, на которых оттачивают сам процесс подготовки и реализации требований к данному виду работы. В пятом классе материал становится сложнее, и в выпускных классах изложение сдаётся как один из видов экзаменационных заданий.
Что же такое изложение? Если говорить по-простому, это письменный пересказ текста. Оно бывает сжатым или творческим, с элементами сочинения. Рассмотрим сначала стандартную схему подготовки и написания этого вида работы. В начальных и средних классах она выглядит так.
Учитель читает текст вслух, дети внимательно его слушают.
Ученики под контролем учителя определяют основную мысль и тему текста.
Учитель выписывает на доске опорные слова, лексику, сложную для написания.
В совместной работе текст разделяется на смысловые части, микротемы.
Каждая из микротем озаглавливается, заголовок записывается в виде пункта плана.
По данному плану дети устно пересказывают текст.
Учитель читает ещё раз.
Ученики приступают к написанию изложения.
В старших классах часть подготовительных мероприятий опускается или выполняется детьми самостоятельно. Например, в 9–11 классах ученики вполне в состоянии сами предложить план к тексту, выделить микротемы. Устный пересказ требуется лишь в том случае, если тема сложная для детей и требует пояснений.
Как правило, учитель даёт возможность «набросать» изложение на черновик, а затем его переписать. Так происходит и на экзамене, если ученик владеет достаточным количеством времени.
Оценивание изложения происходит по двум критериям: за грамотность и за содержание. Затем баллы суммируются и выводится общий. Если от ученика требуется лишь письменно пересказать текст, то выдуманные факты или отступление от темы рассматривается как неумение сжато и по сути излагать мысль. Такая работа не получит высокий балл.
Ещё раз акцентируем внимание: изложение предполагает максимальную близость к тексту, соблюдение стилистики, использование опорной лексики. Если отступления от темы изложения не предусмотрены в задании, они будут оцениваться как несоблюдение требований.
Как научить ребёнка писать изложение?
Изложение не стоит воспринимать исключительно как пересказ текста. Оно показывает умение ребёнка формулировать мысль, пользоваться активным словарем, находить нужные выражения. Этому нельзя научиться за один месяц и даже год.
Подготовка должна проводиться задолго до того, как ребёнок пойдёт в школу:
В 3–4 года, когда малыш уже умеет строить связные предложения, читайте ему сказки и просите пересказывать отдельные фрагменты или весь текст. Если кроха затрудняется, путает события, помогите ему наводящими вопросами.
К 5 годам усложняйте тексты (но если в этом возрасте ребёнок впервые сталкивается с понятием пересказа, обращайтесь к сказкам). Это могут быть небольшие детские рассказы с включёнными в них описаниями. Практика показывает, что именно фрагменты описательного характера сложнее даются детям. Они пропускают их или стараются заменить выдуманными событиями. Помогайте ребёнку вопросами, начинайте предложение и просите продолжить его соответственно тексту. Постепенно расширяйте описательную часть.
Когда малыш научится читать, продолжайте работу. Несколько предложений из текста ребёнок может прочитать сам и рассказать содержание. Остальную часть текста зачитывает взрослый. Если малыш затрудняется, подберите текст, иллюстрированный картинками. После прослушивания предложите взглянуть на изображения и по ним пересказать текст.
На данном этапе можно пробовать составлять элементарный план к тексту. Пусть в плане сначала будет всего 2 пункта. Для тренировки возьмите небольшой отрывок и попросите малыша выделить 2 основных события. Постепенно увеличивайте объём отрывка и количество пунктов плана.
Тренируйте память. Продиктуйте крохе 10–12 слов и попросите повторить их. Чем больше слов вспомнит ребёнок, тем лучше.
Учите на память стихи, текстовые отрывки. Чем лучше память, тем точнее будут запоминаться фрагменты текста.
Когда ребёнок научится писать печатными буквами, можно попробовать первое письменное изложение. Возьмите фрагмент из нескольких связных предложений. Желательно, чтобы они были повествовательного характера. Прочитайте и предложите пересказать устно. Как правило, для тренированного дошкольника это не составит труда. Подкорректируйте ошибки. Следите, чтобы не повторялись одни и те же слова. Предложения должны быть полными и развернутыми. Теперь настало время записать изложение.
Постепенно увеличивайте количество предложений в тексте. Если на каком-то этапе ребёнку стало затруднительно, не увеличивайте объём текста и проработайте появившиеся ошибки.
Если малыш хорошо пишет прописью, можно попытаться записать короткое изложение. Но торопиться не стоит: в школе для отработки навыка будет достаточно времени.
Если все указанные этапы не пройдены до школы, в первых классах у вас, дорогие родители, есть возможность наверстать упущенное. Последовательность подготовки останется той же, только для прохождения каждого этапа будет меньше времени. Вместо родительского чтения можно использовать звукозапись.
Изложение как вид экзаменационной работы
Сжатое изложение входит в ОГЭ как первая часть аттестации по русскому языку. Основные требования к данному виду работы сохраняются, но объём существенно сокращается. Так, в аудиозаписи в тексте около 150 слов, а на выходе должно быть от 70 до 90 слов. Иными словами, объём изложения сокращается на треть. Междометия и слова служебных частей речи тоже считаются. Увеличивать его специально не нужно, так как комиссия за избыток слов нещадно снижает баллы.
Помните: дело осложняется ещё и тем, что работа будет идти по аудиозаписи. Ученик, привыкший к голосу одного учителя, может растеряться, не успеть ухватить главную мысль. Темп чтения отрывка тоже может показаться ускоренным, что тоже ставит в тупик.
Перед экзаменом не лишним будет провести «репетицию» дома, включив любую запись художественного текста. Честно ответьте себе на вопрос: что вы поняли после первого прослушивания? Если усвоенной информации оказалось немного, слушайте разные тексты по несколько раз, настраивайте слух. Главное — не теряйтесь и соберите всё своё внимание. Оно вам понадобится, ведь половина успеха — в правильном психологическом настрое.
Отдельным видом работы является изложение, в котором присутствуют элементы сочинения. Оно также может присутствовать на ОГЭ. Варианты заданий могут быть разными. Чаще всего требуется высказать собственное мнение по поводу прочитанного или придумать продолжение истории.
Второе задание всегда кажется ученикам проще. Но при написании обратите внимание на следующие моменты:
Вы должны сохранить стиль рассказа. Если в нём много описаний и авторских отступлений, то и в вашем продолжении они должны быть, хотя бы в малой степени.
Окончание истории должно логично вытекать из предыдущих событий.
Многие художественные рассказы заключают в себе мораль, поучение. В концовке они тоже должны просматриваться.
Иногда вставки с рассуждениями актуальны в середине изложения, и тогда не стоит их избегать. Однако соблюдайте требования к объёму: творческая часть не должна быть больше одной трети от всей работы.
Уважаемые читатели, мы с вами рассмотрели подробно, как писать различные варианты изложений. Напомним стандартную схему:
Слушание отрывка.
Выделение основной темы и мысли.
Запись опорных слов, выражений, трудной лексики.
Составление плана по выделенным микротемам.
Повторное прослушивание текста и его написание.
Если вы хотите поделиться своим опытом, оставляйте комментарии. Они могут быть ценны для других читателей!
nii-evrika.ru
Как писать изложение? 9 полезных советов
От слова «изложение» у тебя начинает быстро колотиться сердце и потеют ладошки? Ты не любишь этот вид учебных работ, потому что отметки за него вечно портят балл по предмету? Адукар спешит на помощь, чтобы посвятить тебя в тайны письменных пересказов текста.
Если вкратце, то изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. Так как подробную инструкцию по написанию пересказа текста даёт учитель, мы не будем описывать поэтапно весь процесс, а сконцентрируемся на самых проблемных моментах. О чём стоит помнить?
Держи ухо востро
Возьми пару ручек или карандашей и сосредоточься на уроке. Это предостережёт тебя от возможных фейлов: отвлёкся и прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке или поломанного карандаша.
Не забывай о специфике изложения
Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими. Это может быть текст-повествование, описание или рассуждение. Поэтому обрати внимание на условия написания изложения. Если учитель просит написать подробное изложение, постарайся запомнить или записать мелкие подробности, сохранить авторские конструкции и прямую речь. Когда нужно написать краткое изложение, не зацикливайся на деталях, старайся передавать только самое основное, раскрыв тему и идею текста.
Следуй инструкции учителя
Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.
Оставляй пустые строки в черновике
Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.
Удобнее писать черновик изложения карандашом или капиллярной ручкой
Сокращай
Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй.
Используй каждую минуту
Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.
Сомневаешься — замени
Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.
Совет № 8: перепроверяй себя
Перепроверяй себя
Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.
Помни про абзац
Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.
Желаем тебе высоких отметок за изложение!
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
adukar.by
Как научить ребёнка писать изложение
Писать изложение является одной из наиболее трудных и важных задач при обучении ребёнка письменной речи. Этот процесс занимает достаточно длительный период времени и требует усердия и последовательности действия педагога или родителя. Также, как и при обучении написанию сочинений необходимо, чтобы они сами владели этим навыком, а ребёнок владел базовыми знаниями в грамматике языка, синтаксисе и построении предложений. Начинать обучать тому, как правильно писать изложение следует ещё в первых классах начальной школы, где закладываются основы связной и правильной речи у детей.
СодержаниеРаскрыть
Типы изложений
Возможные проблемы и как их избежать
Когда ребёнок работает над изложением, он знакомится с тем, как нужно описывать, что такое повествование или рассуждение, как можно эмоционально окрасить речь, что такое стили речи и т.д. Особо следует подчеркнуть, что именно написание изложений способно приобщить детей к лучшим образцам языка и открыть талант писателя.
Типы изложений
В школьной практике принято выделять следующие типы изложений:
Сжатые;
Подробные;
Выборочные;
Творческие.
При подведении результатов работы оцениваются:
Насколько точно, последовательно и без искажений или неточностей передано содержание текста;
Грамматическое и стилистическое оформление речи;
Наличие или количество орфографических ошибок.
Возможные проблемы и как их избежать
В зависимости от поставленной задачи, т.е. типа изложения, у ребёнка могут возникнуть некоторые трудности:
Подробное изложение требует внимательности ко всем деталям повествования и описания в тексте. Необходимо обучить, как оформлять изложение, как связывать предложения между собой, обращая внимание на правильную последовательность событий во времени и пространстве, причинно-следственные связи. В дальнейшем это помогает развивать логику и память у ребёнка. Особенно полезны изложения при обучении орфографии — дети могут использовать трудные слова и грамматические формы, введённые в текст с целью упражнений. Педагог должен помочь составить список опорных слов, которые могут быть трудными в написании и понимании их значения.
Также следует научить детей писать краткие (сжатые) изложения, которые являются наиболее сложной разновидностью изложений. Зная, как правильно научить этому, педагог может существенно помочь ребёнку выбрать существенные детали, без которых текст потеряет последовательность и связность, а также передать основное содержание без потерь. Следует проводить коллективные беседы, в течение этого времени дети должны определить, что является главным, а что можно опустить.
Научить как писать выборочные изложения несколько проще и, видимо, поэтому ему не уделяют должного внимания в школе. Работая над этим, следует обратить внимание детей на тот отрывок или событие, которое следует в дальнейшем изложить. Трудность может возникнуть, если необходимая информация «разбросана» по тексту. Однако, если правильно научить этому виду письменной речи, то дети смогут правильно отбирать и собирать важный материал для своих высказываний, систематизировать его, а также именно выборочные изложения способствуют развитию избирательности и активности мышления, его способности абстрагироваться.
Наибольшую любовь дети обычно испытывают к творческому изложению, ведь именно в них ребёнок может проявить свой творческий потенциал и индивидуальность. Творческая составляющая способна развить воображение ребёнка, привить любовь к чтению художественной литературы, а, соответственно, и научить пониманию замысла и основной мысли произведения. Но, следует учитывать, что возможны и трудности. Не все дети могут вжиться в роль, понять происходящие события и видеть их с точки зрения героя, его возраста и образа жизни, если требуется писать от первого лица. Несколько проще научить творческому дополнению текста, так как дети охотно придумывают дальнейшее развитие событий, проецируя в изложения свой собственный опыт, воображение и переживания. При написании от третьего лица следует уделить внимание ребёнка грамматике и орфографии.
Очень важно всегда понимать, что только самостоятельное написание изложений и других видов письменной речи, опирающееся на речь самих детей, а не на списывание, должно вводиться как можно раньше.
Педагог – преподавательЛебедь Евгения
Как написать сжатое изложение на ГИА:
marypop.ru
проблемы и пути решения"., Фиалковская Вероника Петровна
Мастер-класс по теме «Обучение сжатому изложению»
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна
1 слайд
Уважаемые коллеги!
Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ученик подготовлен к этому экзамену. В контрольные измерительные материалы экзамена за курс основной школы включено задание С1, которое предполагает написаниесжатого изложения содержания прослушанного текста. Это первая часть экзаменационной работы, на выполнение которой отводится 90 минут.
2 слайд
Я разделила систему обучения детей написанию сжатого изложения на несколько шагов, ну или по-другому этапов.
Обучение школьников написанию сжатого изложения, как я определила для себя и своих учеников, включает в себя несколько этапов работы, ориентация на которые позволит ученику добиться положительных результатов. Прежде всего необходимо ознакомить школьников с критериями оценивания текста на ГИА. Обучающиеся должны знать о максимальном количестве баллов за сжатое изложение, необходимом объёме изложения - не менее 70 слов.
Следующий этап – ознакомление учащихся с моделью проведения сжатого изложения. Школьники должны быть знакомы с моделью проведения сжатого изложения: прослушивание исходного текста, работа с черновиками и чистовым вариантом, временные затраты на каждый период работы.
Третий этап включает в себя работу с текстом, а именно, определение типа речи текста и выделение микротем. Ученикам необходимо передать главное содержание каждой микротемы (количество микротем в задании С1 ГИА по русскому языку – три) и всего текста в целом, сохраняя смысловую последовательность. Главное, что при сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому он относится.
Заключительный этап – это отработка навыков компрессии текста. При этом школьники должны уметь разделять информацию на главную и второстепенную, уметь использовать приёмы исключения несущественной и второстепенной информации, сворачивать исходную информацию за счёт обобщения.
3 слайд
Как научить детей писать сжатые изложения, научить их слушать и слышать текст, а затем воспроизводить его на письме?
Уважаемые коллеги! Я бы хотела представить Вашему вниманию последовательность работы при восприятии текста на слух. Ученик должен чётко понимать, что от правильности распределения времени, зависит успех его работы.
При первом прослушивании школьнику нужно внимательно и сосредоточенно воспринимать текст, разделяя его мысленно на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них, определить тему и основную мысль текста, обратить внимание на опорные слова, особенности повествования.
www.prodlenka.org
Урок обучению написанию сжатому изложению в 5 классе
Урок обучения написанию сжатого изложенияпо тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»
Цель урока: познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.
Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенностях, овладение анализом текста.
Метарпедметные: овладение разными видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения кратко излагать мысли, давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные цели: обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Вы удивлены? Я не случайно пришла на урок с мягкой игрушкой. Она мне дорога, потому что всегда рядом. Это пес Тишка. Его привез папа из Москвы, когда мне было 1, 5 года. А какая игрушка для вас самая дорогая и почему?
Варианты ребят.
Конечно же, я не просто так спросила вас об игрушках, ведь сегодня речь на уроке пойдет именно об истории, а точнее судьбе одной такой игрушки.
Тема нашего урока «Урок обучения написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства».
2. Целеполагание
Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.
Научиться писать сжатое изложение.
Для осуществления цели мы должны решить следующие задачи:
- познакомиться со способами сжатия текста;
- совершенствовать работу по формированию навыков анализа текста, разграничивая главное и второстепенное;
- создать итоговый сжатый текст, используя полученные на уроке знания.
Сегодня мы будем работать с дидактическим материалом к уроку, который представлен перед каждым из вас. Все записи сегодня мы будем вносить в рабочий лист, который мною будет оценен. Давайте его подпишем.
3. Объяснение нового материала.
Я наслышана о вас как об умных детях. Чтобы мне с вами познакомиться как учителю русского языка, давайте разгадаем кроссворд.
Ваша задача внимательно слушать вопросы и, выбрав правильный ответ, записать получившийся вариант. Наш кроссворд волшебный, если правильно разгадаем его, то узнаем, какие способы сжатия текста существуют в русском языке.
А) Когда мы говорим, то произносим? (звук – ответ в единственном числе)
Б) Что может быть заглавной и прописной? (ответ запишите в единственном числе – буква)
В) Какая наука изучает звуки речи? (фонетика)
Г) Часть речи, обозначающая признак предмета? (прилагательное)
Д) До какого города может довести язык в одной из русских поговорок? (Киев, ответ запишите в именительном падеже)
Е)Назовите третье слово - исключение из правила, когда после шипящих ж, ч, ш, щ пишем и, у, я; первые два следующие: парашют, брошюра? (жюри)
ж) Как называются несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
Итак, какие же три способа сжатия текста существуют в русском языке и отобразились у нас в кроссворде?
Исключение, обобщение, упрощение.
Обратимся к первому термину. Как вы можете объяснить этот термин?
Ребята дают варианты ответов.
Сверим наши наблюдения со статьей из лингвистического словаря.
Давайте прочитаем определение. Верны ли наши наблюдения? Чем новым мы их можем дополнить?
Ребята отвечают.
Как вы понимаете, что такое обобщение?
Ребята отвечают.
Отредактируем наши наблюдения с помощью словарной статьи.
А как вы понимаете прием упрощения? Что значит упростить текст?
Ответы учеников.
А теперь проверим, верны ли наши предположения?
Читаем словарную статью об упрощении.
С помощью чего мы можем упростить текст?
Ответы:
сложных предложений простыми
однородных членов общим словом
прямой речи словами автора.
Давайте обобщим весь опыт о способах сжатия текста, полученный нами ранее. Создайте текст на основе предложенной модели, которая находится у вас в рабочих листах, воспользовавшись словами для справок.
Создайте текст на основе предложенной модели, воспользовавшись словами для справок:
Существует _____ способа сжатия текста: _________________, _________________, _________________. Текст можно сократить за счёт того, что мы ____________________ детали, подробности, __________________ отдельные факты, действия, ___________________ сложные предложения простыми, однородные члены общим словом, прямую речь авторской, пользуясь приёмом упрощения.
слова для справок: обобщать, исключение, исключать, заменять, обобщение, упрощение, три.
Озвучьте полученный вариант вашего текста.
А теперь обратимся к рассказу «Друг детства», который написал Виктор Драгунский. Он был актёром театра им. Н. В. Гоголя, публицистом, и самое главное - детским писателем.
Прослушайте текст и определите его тему ( о чем этот текст?)
Включаю аудиозапись или читаю текст сама.
Итак, какова тема данного текста?
Темой текста является решение мальчика заняться боксом и выбор использования плюшевого медведя вместо груши.
Какова идея текста, с какой целью автор создавал данный рассказ, чему учит нас данный рассказ?
Автор хотел донести до нас мысль о том, что так с лучшими друзьями не поступают.
Как тема и идея текста нашли отражение в заглавии рассказа?
Ответы учеников.
Обратимся к таблице на рабочем листе нашего урока и прочитаем первый абзац.
Почему содержание первой и второй графы совпадает?
Так как вся информация имеет огромное значение.
Уместно ли будет воспользоваться нашими знаниями о способах сжатия текста, при работе над первой микротемой? Обоснуйте свою позицию.
А мы переходим ко второй микротеме. Выделите ключевые слова в микротеме, их мы не должны потерять. Наша задача: сравнить два варианта текста(один исходный и сжатый мною текст во второй графе).Изучите тексты. Объясните, что я изменила , чтобы текст получился сжатым? Как называется способ?
Заменила два простых предложения одним сложным, прямую речь словами автора. Такой способ называется упрощение.
Обратимся к третьей микротеме. Мы видим, что вторая графа пустует. Преобразуйте исходный вариант текста в сжатый, используя одни или несколько известных вам приемов. Запишите полученный вариант. Дети озвучивают 1-2 варианта.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Кто попробует сжато пересказать весь текст.
Поведем итог нашего урока. О каких способах сжатия текста вы узнали?
Исключение, обобщение, упрощение.
С какой целью они используются?
Уметь отделить главное от второстепенного.
Всегда ли уместно сжатие текста?
Нет, не всегда, иногда, чтобы описать картину более полно, человеку необходимо подробно пересказывать.
А где в жизни нам может пригодится такое умение?
Отвечают.
Вашей домашним заданием будет написание творческого размышления
на тему :«О чём я задумался благодаря рассказу В. Драгунского «Друг детства»?