Как научить ребенка пересказывать прочитанное. Как научить ребенка пересказу текста 5 класс
Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст
Пересказ прочитанного текста – один из важнейших школьных навыков, он необходим для успешного обучения.
Не всегда малышу легко адаптироваться к новым условиям
С самого раннего детства малыши любят пересказывать взрослым или друг другу смысл прочитанной сказки, просмотренного мультфильма. Но не каждый ребенок, особенно попав в школьный класс, способен быстро сориентироваться и пересказать прочитанное. В этом случае родителям необходимо ему помочь. Как это сделать, мы расскажем в данной статье.
Каких правил придерживаться, обучая ребенка пересказу прочитанного?
Первые книги ребенка должны быть с картинками
Существует несколько методик, которые позволят быстро освоить технику пересказа текста.
Анализируем прочитанное. Совместно с ребенком составьте устный план, в котором текст будет разбит поэтапно. Обсудите главных героев, их поступки, течение действий: вступление, основная часть, вывод. Задавайте малышу вопросы, помогайте ему вспомнить, но не подсказывайте.После подробного разбора прочитанного попросите пересказать сам текст. Если малыш уже умет хорошо писать самостоятельно, лучше составить письменный план, выделяя наиболее важные смысловые части. Пункты должны быть короткими, содержать в себе четко сформулированную информацию.
Рисуем то, что прочли. Предложите ребенку по ходу прочтения нарисовать картинки, которые отображают сюжет прочитанного. Когда он будет пересказывать, рисунки послужат ему маленькими подсказками и ориентирами. Такая методика позволяет превратить тяжелое задание в веселую игру. Рисуйте картинки совместно с малышом, стелите из них дорожку. Ребенок будет путешествовать по ней, пересказывая текст.
Первые книги для пересказа должны быть снабжены иллюстрациями. У детей просто отличная зрительная память, а картинки в книге могут послужить основой для дальнейшего пересказа.
Как научить пересказывать младших школьников? Простое, но невероятно полезное упражнение
7 Как научить ребенка понимать прочитанное
Как быстро научить ребенка пересказывать параграф?
Конечно, во время школьного урока у ребенка не будет возможности рисовать или запоминать картинки-иллюстрации. Но он овладеет базовой техникой пересказа, будет развивать память и перестанет опасаться того, что что-то не запомнит или не скажет.
Как научить ребенка-школьника пересказу текста: основные ошибки
Пересказывать текст нужно не менее 2 раз
Многие родители торопят ребенка, перебивают по ходу рассказа, сбивая его с мысли. Малыш теряется и может забыть то, что еще минуту назад хорошо помнил. Не стоит так поступать. Помним, что спокойствие родителей – это спокойствие их ребенка.
Рекомендуем прочитать
Подождите, пока пересказ будет закончен. Во время повествования делайте заметки на листочке, записывая, что было забыто, что нужно еще раз перечитать. После мягко объясните своему школьнику, что необходимо еще раз начать все сначала.
Родителям стоит быть готовыми к тому, что пересказывать и анализировать текст понадобится 2, а то и 3 раза. Когда текст будет пересказан на отлично, обязательно похвалите малыша. Для него это очень важно, а теплые слова родителей станут хорошим стимулом для его дальнейших успехов в школе.
Какие объемы информации нужно использовать и как правильно вести беседу?
Пересказ помогает ребенку лучше формулировать свои мысли
Выбирайте несложную литературу – сказки или книги, которые привлекут и заинтересуют юного школьника. Он должен понимать смысл, а понимая, будет легче пересказывать. Начинайте обучение с коротких текстов – 5-10 коротких предложений будет вполне достаточно. По мере освоения ребенком информации длина текста увеличивается на 2-3 предложения.
Если вы выбираете для пересказа текст определенного автора, обратите на это внимание малыша.
Поинтересуйтесь его мнением о главных персонажах: кто нравится, кто не нравится, кому больше симпатизирует автор рассказа? Если в книге нет картинок, предложите ребенку самостоятельно описать персонажей своими словами. Во время прочтения текста объясните ребенку незнакомые или непонятные ему слова. От владения техникой пересказа напрямую зависит умение ребенка формулировать свои мысли, складывать грамотные предложения, и это отличная тренировка развития речи.
Техника пересказа развивается у малыша с того момента, когда он начинает разговаривать. Техника пересказа прочитанного воспринимается малышом сложнее, требуя постоянной поддержки со стороны родителей. Ко всем возникающим вопросам относитесь с пониманием.
Главное, не забывайте хвалить ребенка за успехи!
aranetta.ru
Умеет ли Ваш ребенок пересказывать?
Умеет ли Ваш ребенок-школьник пересказывать? Наверняка, многие скажут, что, конечно, умеет. Ведь он еще с самого детства все сказки рассказывает, чуть ли, не дословно. И школьные произведения тоже прекрасно пересказывает.
Так, или почти так считают многие родители. Тогда почему в школе ребенок получает не очень высокие оценки и иногда приносит замечания «Не готов к уроку»? Почему учитель бывает недоволен пересказом ребенка, если он так прекрасно рассказывал всё дома?
Все очень просто. Пересказы бывают разные. Подробные и краткие пересказы очень различны между собой. И если в первом классе подробный пересказ считается хорошим, то в 3-4 классах – это уже плохо.
Давайте сначала сравним тексты в 1 классе и в 3 классе. Сколько строк или даже слов в текстах у первоклассников? Примерно треть страницы занимает большой текст. Можно ли пересказать такой текст дословно? Легко!
В 3 классе тексты уже очень большие. В учебниках по чтению некоторые произведения занимают более 2-3 страниц. Представляете, сколько времени займет пересказ такого произведения, даже если ребенок его и запомнит? А ведь он в классе не один и остальные ученики тоже должны участвовать в работе. Кроме того, что подробный пересказ в этом возрасте уже практически не используется, ребенок большое произведение пересказать просто не сможет по разным причинам. Да это и не нужно.
«Да зачем он вообще, этот пересказ, нужен! Прочитал и ладно», - думают многие родители. Нужен, еще как нужен! Только не подробный и дословный, а краткий пересказ. Причем, нужен он не только на чтении.
Что нужно, чтобы ребенок хорошо знал материал по Природоведению? Слушать на уроке – этого мало. Прочитать дома параграф в учебнике и даже ответить на вопросы – этого тоже недостаточно. Вот здесь и проявляется умение ребенка пересказывать текст, вынимать из него самое важное, самое интересное. И таких предметов в школе очень много, только появляются они уже в 5 классе и дальше. А в начальной школе идет подготовка к введению новых предметов.
Как же научить ребенка пересказывать текст правильно?
Могу предложить вам простую систему действий, которая научит вашего ребенка легко и правильно пересказывать любой текст.
6 шагов к хорошему пересказу.
1.Поставьте цель. Мы читаем текст и выбираем в нем самое важное и интересное.
2.Идем по этапам. Читаем не весь текст сразу, а по частям. Это может быть абзац или даже часть абзаца, если они длинные. Первое время примерно 4-6 строк достаточно.
3.Отмечаем главное. После чтения каждой части задаете ребенку вопрос: «О чем прочитал? Что здесь самое интересное или самое важное?» При этом не позволяете ребенку рассказывать дословно. Самое важное надо выразить в одном предложении.
4.Делаем план. Сразу можно составить план текста, придумав заголовок к каждой части. В качестве заголовка можно использовать то главное, что выделил ребенок.
5.Скажи по-другому. После прочтения всего текста, предлагаем ребенку поиграть в игру «Скажи по-другому». Для этого ребенок или взрослый читает любое предложение из текста, а ребенок говорит то же самое, только другими словами. Это очень важно! Часто дети не могут пересказать, потому что просто забыли то слово, которое было в книге, а заменить слово близким по смыслу не догадались или не смогли. С помощью этой игры вы избегаете таких проблем.
6.Склейка частей. А теперь, когда все прочитали, самое главное выделили, план составили, в игру «Скажи по-другому» поиграли, перескажи текст очень коротко, только самое важное. Можно давать план, чтобы ребенок на него смотрел и вспоминал последовательность событий.
Уверена, что после такой работы, ваш ребенок перескажет намного лучше и легче. А чтобы он справился с этой работой и в школе, не забыл все, что он готовил, повторите пересказ через 1-2 часа. Только пересказ. Это займет времени немного, а польза для ребенка и его памяти будет огромная.
Эта универсальная схема подойдет для любого устного предмета. Попробуйте. Ребенок быстро усвоит алгоритм действий и проблем с подготовкой устных предметов у вас будет намного меньше.
А чтобы ребенок быстрее читал и лучше запоминал и понимал прочитанное, возьмите специальные игры и упражнения. Результат будет заметен на всех школьных предметах.
chitalochka-ru.ru
Как научить ребенка пересказывать текст | Чтение и письмо
Умеет ли Ваш ребенок-школьник пересказывать? Наверняка, многие скажут, что, конечно, умеет. Ведь он еще с самого детства все сказки рассказывает, чуть ли, не дословно. И школьные произведения тоже прекрасно пересказывает. Так, или почти так считают многие родители. Тогда почему в школе ребенок получает не очень высокие оценки и иногда приносит замечания «Не готов к уроку»? Почему учитель бывает недоволен пересказом ребенка, если он так прекрасно рассказывал всё дома?
Все очень просто — пересказы бывают разные. Подробные и краткие пересказы очень различны между собой. И если в первом классе подробный пересказ считается хорошим, то в 3-4 классах – это уже плохо.
Давайте сначала сравним тексты в 1 классе и в 3 классе. Сколько строк или даже слов в текстах у первоклассников? Примерно треть страницы занимает большой текст. Можно ли пересказать такой текст дословно? Легко!
В 3 классе тексты уже очень большие. В учебниках по чтению некоторые произведения занимают более 2-3 страниц. Представляете, сколько времени займет пересказ такого произведения, даже если ребенок его и запомнит? А ведь он в классе не один, и остальные ученики тоже должны участвовать в работе. Кроме того, что подробный пересказ в этом возрасте уже практически не используется, ребенок большое произведение пересказать просто не сможет по разным причинам. Да это и не нужно.
«Да зачем он вообще, этот пересказ, нужен! Прочитал и ладно», — думают многие родители. Нужен, еще как нужен! Только не подробный и дословный, а краткий пересказ. Причем, нужен он не только на чтении.
Что нужно, чтобы ребенок хорошо знал материал по «Природоведению»? Слушать на уроке – этого мало. Прочитать дома параграф в учебнике и даже ответить на вопросы – этого тоже недостаточно. Вот здесь и проявляется умение ребенка пересказывать текст, вынимать из него самое важное, самое интересное. И таких предметов в школе очень много, только появляются они уже в 5 классе и дальше. А в начальной школе идет подготовка к введению новых предметов.
Как же научить ребенка пересказывать текст правильно? Можно предложить вам простую систему действий, которая научит вашего ребенка легко и правильно пересказывать любой текст.
6 шагов к хорошему пересказу
1.Поставьте цель. Мы читаем текст и выбираем в нем самое важное и интересное.
2.Идем по этапам. Читаем не весь текст сразу, а по частям. Это может быть абзац или даже часть абзаца, если они длинные. Первое время примерно 4-6 строк достаточно.
3.Отмечаем главное. После чтения каждой части задаете ребенку вопрос: «О чем прочитал? Что здесь самое интересное или самое важное?» При этом не позволяете ребенку рассказывать дословно. Самое важное надо выразить в одном предложении.
4.Делаем план. Сразу можно составить план текста, придумав заголовок к каждой части. В качестве заголовка можно использовать то главное, что выделил ребенок.
5.Скажи по-другому. После прочтения всего текста, предлагаем ребенку поиграть в игру «Скажи по-другому». Для этого ребенок или взрослый читает любое предложение из текста, а ребенок говорит то же самое, только другими словами. Это очень важно! Часто дети не могут пересказать, потому что просто забыли то слово, которое было в книге, а заменить слово близким по смыслу не догадались или не смогли. С помощью этой игры вы избегаете таких проблем.
6.Склейка частей. А теперь, когда все прочитали, самое главное выделили, план составили, в игру «Скажи по-другому» поиграли, перескажи текст очень коротко, только самое важное. Можно давать план, чтобы ребенок на него смотрел и вспоминал последовательность событий.
Уверена, что после такой работы, ваш ребенок перескажет намного лучше и легче. А чтобы он справился с этой работой и в школе, не забыл все, что он готовил, повторите пересказ через 1-2 часа. Только пересказ. Это займет времени немного, а польза для ребенка и его памяти будет огромная.
Эта универсальная схема подойдет для любого устного предмета. Попробуйте. Ребенок быстро усвоит алгоритм действий и проблем с подготовкой устных предметов у вас будет намного меньше.
Источник — http://chitalochka-ru.ru
Общая информация о статье
Название
Как научить ребенка пересказывать текст
Описание
Умеет ли Ваш ребенок-школьник пересказывать? Наверняка, многие скажут, что, конечно, умеет. Ведь он еще с самого детства все сказки рассказывает, чуть ли, не дословно. И школьные произведения тоже прекрасно пересказывает. Так, или почти так считают многие родители. Тогда почему в школе ребенок получает не очень высокие оценки и иногда приносит замечания «Не готов к уроку»? Почему учитель бывает недоволен пересказом ребенка, если он так прекрасно рассказывал всё дома?
Похожие публикации
wellness.co.ua
Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы.
Виды пересказа
В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный, близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Обеднение языка
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Скучность пересказа
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу малышей
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: "Да ты что! А он что? А ты что ответил?"
Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию "страшных историй" (помните, как в детстве дети рассказывают о "черной руке", "зеленом глазе" и прочих ужасах).
Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
Метод "снежного кома". Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.
Спрашивайте. Не стоит говорить: "А теперь перескажи!". Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе "Красной шапочки" уместны вопросы: "Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?". Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам.
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом для детей постарше
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Словарная работа.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
Первичное знакомство с текстом.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: "О чем здесь написано?" Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
Обобщение впечатлений и совместный пересказ.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Передышка минут на 5-10.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Повторное чтение.
Собственно пересказ.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.
При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
Если текст сложный, попробуйте читать вслух и "с чувством, толком, с расстановкой".
Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
Найдите "благодарного слушателя". Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Эта статья будет полезна не только родителям детей, которые собираются поступать в первый класс.
Родители, чьи дети уже учатся в школе – в младших, средних и в старших классах, а также родители детей – студентов, тоже найдут для себя полезную информацию.
Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.
Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами.
Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.
Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.
Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе.
Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста.
А лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства.
С чего следует начать обучение ребенка пересказу?
Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина.
Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны.
Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.
С чего следует начать беседу?
Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе?
Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял».
Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ».
Пусть ребенок вспоминает.
Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения.
Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя?
Чем он ему запомнился?
Тут вы можете ему помочь.
Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали.
Попросите ребенка своими словами описать героя.
Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»
Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка).
Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо?
Учите ребенка понимать основную мысль текста.
Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста).
В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло.
Об этом автор и говорит.
Рассмотрите иллюстрации.
О чем они рассказывают?
Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться.
Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение.
Можете даже предложить ему самому нарисовать героя.
Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.
Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста.
Для этого ещё раз перечитайте его.
Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат.
После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово.
Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.
Предложите ребенку пересказать текст вместе.
Начинаете вы, а он продолжает.
Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше.
Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит!
Похвалите его за это обязательно!
Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.
Спросите ребенка: «Понравился ли ему ваш совместный пересказ?».
Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать.
А вы наверняка что-то упустите.
Если не понравился, спросите: «Чем?», «Что было не так?».
И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся!
В следующий раз у нас обязательно всё получится!
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Если в детстве не получилось научить ребенка пересказывать, с возрастом это превращается в большую проблему и может стать причиной того, что ребенок просто потеряет интерес к учебе, станет учиться хуже, чувствовать себя не уверенно…
На наши тренинги приходит много детей разного возраста с 1 по 11 класс и даже взрослые
И вот по опыту нашей работы хочу сказать, что неумение пересказывать или рассказывать или связно и внятно отвечать и формулировать свои мысли – это большая проблема для очень многих людей разного возраста.
Есть много причин, я перечислю 5 основных:
Ребята не понимают, зачем им надо читать этот текст, как они будут применять эту информацию на практике, поэтому они не могут свой мозг заставить сосредоточиться, понять и запомнить материал.
Глаза не натренированы на работу с текстом. Читать трудно, поэтому ребята любыми способами избегают чтения. Попытки заменить чтение книг аудио и видео – материалами – знаний в голове не прибавляет. Почему не работает, сейчас раскрывать не буду, потому что тема – большая. Тема для отдельной статьи, которая будет называться – «Как эффективно работать с источниками информации».
Словарный запас маленький. Ребята просто не понимают сути базовых понятий, которые лежат в основе любого школьного предмета. Очень сложно запомнить то, что не понимаешь, а уж пересказать – просто невозможно.
Ребята не умеют выделять главные мысли, не умеют структурировать и систематизировать информацию. Это приводит к тому, что они делают уроки «все свободное время в сутках», но успеваемость при этом только ухудшается, потому что пересказать или ответить по сути они не могут.
Ребята просто не умеют говорить. Они не знают, как готовить выступление, как говорить, как стоять, куда смотреть, куда девать руки…. Поэтому чувствуют себя очень некомфортно и обычно сильно стесняются говорить.
На наших тренингах мы учим детей и взрослых – не только быстро читать и много запоминать, мы учим применять эти навыки в жизни.
Мы учим ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ в формате устных ответов, пересказов, презентаций, выступлений.
Мы учим ЗНАТЬ материал, по которому надо отвечать или выступать и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ в своих знаниях.
Дети дошкольники – на нашем тренинге учатся читать и выступать по книгам, которые читают.
Идет набор детей 6-7 лет на май!
Группа стартует 14 мая. Занятия 2 р в неделю – суббота, воскресенье
Узнать подробности и записаться на собеседование можно по телефону 7(347) 266-87-83
или оставить заявку на сайте ufa-turboread.ru/learnread
Дети 1 - 3 классов - тренируются быстро читать, понимать прочитанное, также учатся рассказывать книги, и материал устных предметов.
Идет набор детей 7-9 лет на тренинг на май и на период летних каникул.
Дети будут готовы прочитать все книги, заданные им на лето.
Не только прочитать, но и рассказать их.
Не просто рассказать, а рассказать в формате интересного рассказа.
Рассказать так, чтобы всем, кто их слышит тоже захотелось прочитать эту книжку!
Дети 4 - 11 классов – тренируются самостоятельно прорабатывать материал школьных предметов.
Обучаются быстро воспринимать информацию, структурировать, систематизировать, а также - рассказывать содержимое целого учебника.
На финальном занятии они в течение 10 минут рассказывают материал целого учебника.
Идет набор детей на тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР
Группа стартует 10 мая.
Время занятий будет определяться на собеседовании.
Дети 9 и 11 класса – учатся осваивать материал целого предмета по нескольким учебникам, а также - рассказывать материал целого предмета, по которому они готовятся сдавать экзамен.
Идет набор детей на тренинг ЕГЭ НАЛЕГКЕ
Группа стартует 10 мая.
Время занятий будет определяться на собеседовании.
Студенты – не просто учатся осваивать материал предметов по технологии экспресс-обучения, которая позволяет подготовить предмет к сдаче экзамена за сутки или получить образование экстерном. Также учатся выступать по предмету, который им надо сдавать на экзамене и публично защищать свой диплом.
Идет набор на тренинг ДИПЛОМ НА ОТЛИЧНО
Расписание и время занятий будет определяться на собеседовании.
Взрослые – прорабатывают целую область знаний до уровня эксперта, и в течение 10 минут рассказывают материал в интересной и увлекательной форме. Рассказывают так, как могут рассказать только эксперты, люди, которые «глубоко в теме»
Идет набор взрослых на тренинг ТУРБОНАВЫК
Группа стартует 11 мая.
Расписание и время занятий будет определяться на собеседовании.
В Уфе работает только 1 класс по методике Шамиля Ахмадуллина.
Мы намеренно не увеличиваем количество классов, чтобы сохранить качество результата на должном уровне.
Мы - единственная школа скорочтения в Уфе, у которой гарантия результата наших тренингов прописана в договоре.
Узнать подробности и записаться на собеседование можно по телефону 7(347) 266-87-83
или оставить заявку на сайте ufa-turboread.ru
Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте - http://vk.com/ufa_turboread
Текст: Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе
17 мая в 19.00 мск Шамиль будет проводить мастер-класс.
Все подробности вы сможете узнать, нажав вот на эту ссылку - МАСТЕР-КЛАСС
www.ufamama.ru
Как научить ребенка пересказывать текст
В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.
Вы узнаете:
Технику «Габмургер», и как с ее помощью можно научить ребенка выделять в тексте основную мысль
Технику «Рыба» с помощью которой просто подготовить пересказ текста
Технику «Паук-карты», которые помогут усвоить прочитанный материал
Технику «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом
Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.
А так же сможете скачать их себе на компьютер, чтобы сразу же опробовать их в действии.
[Техника эффективного обучения «Гамбургер»]
Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.
Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.
Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.
1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.
2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.
3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.
[Техника эффективного обучения «Рыба»]
Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.
Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.
Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника.
Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.
Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.
Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.
[Техника эффективного обучения «Паук-карты»]
Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.
Сделать это вам поможет паук-карта.
1. Напишите название параграфа в центре.
2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.
[Как пересказывать художественный текст? Техника шести вопросов]
Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов
Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.
Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).
Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.
Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.
Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.
О ком рассказывается в этом тексте? Это рассказ или сказка?
С чего все началось?
Что было потом?
Чем закончилось?
Хорошие герои? Почему они хорошие?
Плохие герои? Почему они плохие?
Какие сложности есть в истории? Как их решили?
Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.
Вы можете скачать все четыре помогатора прямо сейчас, для того чтобы распечатать и начать использовать сразу же.
Для этого введите е-mail, на который прислать документы:
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
gladtolearn.ru
Как научить ребенка пересказывать текст
Родители первоклашек часто задаются вопросом: «Как научить ребёнка пересказывать текст?» Ведь с трудностями пересказа сталкивается чуть ли не половина учеников всей начальной школы. Детки либо рассказывают всё «вплоть до запятой», либо просто не могут и двух слов связать, говорят: «ничего я не понял». Давайте разберёмся, что делать, если ребёнок не умеет пересказывать, чем ему помочь и как тренировать память ребёнка.
Советы, как научить ребёнка пересказывать
Следующие советы помогут научить ребёнка пересказывать текст, более того, этот алгоритм пригодится школьникам при написании изложений и сочинений:
сначала читается весь текст целиком, если ребёнок пока не научился бегло читать, то первый раз для первоклашки текст может прочесть родитель, второй раз ребёнок читает самостоятельно.
после прочтения взрослый задаёт 2 вопроса: «о чём текст?» и «какая мысль здесь самая важная?» На начальном этапе взрослые могут помочь с ответами на эти вопросы, далее, со второго класса, школьник должен отвечать на них самостоятельно.
затем читается текст по абзацам.
после прочтения абзаца ребёнок отвечает на вопрос: «какая главная мысль в этом абзаце?». Здесь главное, чтобы это мысль была выражена в 3-4 словах, а не пересказывался весь абзац целиком.
потом берётся тетрадочка под названием «Планы моих текстов», куда первоклашка записывает план только что прочитанного текста. Это могут быть главные мысли тех абзацев, которые он читал ранее, а может быть и более усечённый вариант, но пунктов должно быть не менее трёх. Письменно работая с «Планами моих текстов» в начальной школе, в среднем звене родители уже не будут задаваться вопросом: «Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст?
дальше ребёнок пересказывает текст по написанному плану.
через пару часов обязательно ещё раз попросите пересказать ранее прочитанный текст, но уже без тетрадки-помощницы.
похвалите ребёнка за сделанную работу. Похвала очень важна для гармоничного развития и обучения школьника.
Как научить ребёнка пересказывать прочитанное
Если ребёнок не умеет пересказывать, то здесь важна тренировка. Первый раз будет сложно, но с каждым последующим пересказом ситуация будет выравниваться, учение и труд как говорится, всё перетрут.
если ученик при пересказе вдруг забывает слово, и из-за этого «встаёт» вся следующая работа, то надо научить его подбирать другие слова-синонимы. Для этого надо при прочтении текста и выделении главных мыслей, эти главные мысли говорить двумя разными предложениями, т.е. то же самое, но другими словами (я увидел, что за окном моросил дождь= дождик капал, когда я выглянул в окно)
взрослым желательно добавить в свой повседневный лексикон как можно больше разнообразных слов, а не общаться на уровне «подай соль – иди спать». Ведь наш русский язык велик и могуч. Чем больше ребёнок слышит разных слов, тем богаче его словарный запас, который и поможет быстро подбирать синонимы к забывшемуся слову. Добавьте в свою речь сравнительные обороты, говорите образами, предложения делайте максимально развёрнутыми («я налила горячий, вкусный, красный борщ в эту красивую жёлтую тарелку со слонёнком, приятного аппетита», вместо «ешь суп»)
начните с пересказов самых простых сказок: «Колобок», «Курочка Ряба» и другие, хорошо знакомые с детства персонажи, легко научат пересказывать.
скажите ребёнку, что он режиссёр и должен снять в своём воображении кино по прочитанному сценарию. Так у него разовьётся фантазия и образное мышление, которые помогут в дальнейшем пересказе. Можно в ролях разыграть небольшую сценку по прочитанному произведению.
спрашивайте у ребёнка, как он видит главного героя, как остальных – эти образы подскажут школьнику дальнейшее развитие сюжета.
Читайте вслух как можно больше книг, обсуждайте с ребёнком прочитанное, это сможет помочь школьнику хорошо учиться . В детских книгах большое количество иллюстраций, они также сыграют немаловажную роль в помощи при пересказе.
Расспрашивайте, как ребёнок провёл день, что ему запомнилось, что он хотел бы изменить, и вопрос «как научить ребёнка пересказывать прочитанное» отпадёт сам собой, ведь если малыш перескажет свой день, то и пересказ интересной книжки не вызовет у него затруднений.
Развитие красноречия у детей
Наше общество всё выстроено на общении, все умеют говорить, но говорить красиво, понятно и интересно умеют лишь единицы.Развивать красноречие ребёнка поможет выработка силы и темпа голоса. Учите школьника говорить чётко и громко, «не глотая» окончания слов. Повторяйте с ребёнком скороговорки, делайте артикуляционную гимнастику. Читайте классику русской и зарубежной литературы, когда встречаются непонятные слова, объясняйте их значение.
Если ребёнок неправильно говорит слово, или ставит не туда ударение, всегда поправляйте его, пусть он с детства запоминает правильное произношение, чтобы во взрослой жизни не думать, куда ставить ударение в слове «звонит».
Если родители думают о том, как научить ребёнка быстро читать , то здесь на помощь придут маленькие хитрости:
1. Записки – пишите ребёнку записки о том, как вы его любите, что ему делать, и какой у него обед.
2. Смотрите иностранные фильмы и мультики в оригинальном дубляже и с русскими субтитрами, если эта скорость для ребёнка велика, то можно достать с антресолей диафильмы, либо скачать эти слайды с интернета.
3. Читайте один и тот же короткий текст на время. Если первый раз ребёнку потребуется 5 минут, то каждое последующее прочтение будет занимать времени всё меньше и меньше; поставьте перед ним цель – прочитать этот текст за 2,5 минуты (т.е. в 2 раза быстрее, чем изначально).
4. Напишите несколько предложений, заранее поменяв в них слова местами, например, «дождь окном за шёл», пусть ребёнок прочитает правильно.
Обязательным условием и для развития красноречия, и для быстрого чтения, и для хорошего пересказа являются систематические занятия, позитивный настрой и похвала ребёнка за каждое достижение.