Как развивать, чем занимать и что должен знать ребенок в 6 лет. Что должен уметь ребенок в 6 5 лет
Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет: основные навыки и развитие
Каждый ребенок индивидуален, на его физические параметры, умственное и психическое развитие влияет множество факторов. Тем не менее существуют определенные нормы, которые выдвигаются для всех детей определенной возрастной категории. Что должен знать и уметь ребенок перед школой, вы узнаете из статьи. Она станет познавательной как для родителей, так и педагогов, которые работают с данной категорией деток. Прочитав ее, можно будет оценить, правильно ли развивается малыш, чему его еще необходимо обучить, какие игры и упражнения будут для него интересными и полезными.
Физические параметры: нормы роста, веса и другие
Физические или антропометрические параметры дошкольника в шесть лет оцениваются по таким характеристикам:
На физические параметры ребенка влияют следующие факторы:
наследственность;
пол;
питание;
деятельность эндокринной системы;
качество ухода;
физическая активность;
качество сна;
окружающая психологическая атмосфера;
условия проживания, в частности, климатические;
принадлежность к определенной этнической группе;
наличие острых либо хронических заболеваний.
Знаете ли вы? Учеными установлено, что рост ребенка контролируется почти сотней генов. Полная их реализация оканчивается, когда человек достигает совершеннолетия.
Для девочек и мальчиков установлены разные нормы роста и веса. Согласно антропометрической таблице, разработанной Всемирной организацией здоровья (ВОЗ), средними показателями для шестилетнего мальчика являются:
рост — от 111 до 120,9 см;
вес — от 18 до 23,5 кг.
Критически низкий рост для мальчиков в этом возрасте — 101,2 см и ниже, критически высокий — 130,7 см и выше.
Критически низкая масса тела для мальчиков этой возрастной категории — 14,1 кг и ниже, очень высокая масса тела, не соответствующая нормам, — от 31,5 кг.
Для девочек средние показатели выглядят следующим образом:
рост — от 110 до 120,2 см;
вес — от 17,5 до 23,5 кг.
Очень низкий рост у девочек — от 99,8 см и ниже, чрезмерно высокий — от 130,5 см. Очень низкой массой тела для этого возраста считается 13,5 кг и меньше, очень высокой — 33,4 и больше.
Важно! Родители должны следить за соответствием физических параметров своего ребенка, так как их нарушения приводят к неправильному физическому и психическому развитию. Если у малыша слишком низкие либо слишком высокие показатели роста и массы тела, то его необходимо показать специалисту. Возможен риск развития патологии роста, возникшей в результате какого-либо заболевания либо нарушений в работе эндокринной системы.
Приблизительный рост ребенка в будущем, в зависимости от роста его родителей, позволяют определить готовые формулы, разработанные, к примеру, педиатрами Д. Хокером, В. Каркусом, В. Смирновым. Также можно примерно высчитать длину тела ребенка в зависимости от того, какой рост у него был в один либо три года.
Соответствие физических параметров шестилетки можно определить, воспользовавшись специальными калькуляторами.
Развитие ребенка
В шесть лет ребенок отправится в школу. Перед тем как поступить в среднее образовательное учебное заведение, малышу нужно будет пройти медицинскую комиссию, которая определит не только степень его здоровья, состояния и работы внутренних органов и систем, но и соответствие его физического, психического и умственного развития нормативным показателям. Педиатры, психологи, педагоги выдвигают ряд требований к развитию ребенка в 6 лет: что должен уметь, какими навыками обладать, сколько слов знать и запоминать и т. п.
Кризис одного и трех лет уже позади, но в возрасте шести-семи лет у ребенка начинается следующий кризисный этап. Переход из садика в школу, смена положения в социуме резко увеличивают нагрузку на нервную систему, малыш подвержен частым сменам настроения и конфликтует с родителями.
Физическое
Физическое развитие ребенка предполагает, в частности, какие движения и игры должны ему уже даваться легко. В это время у крохи уже должно возникать желание обучиться чему-то новому: виду спорта, активной игре, езде на средстве передвижения.
В этом возрасте родителям особенно следует уделять внимание физической активности «киндера», поскольку, когда он сядет за школьную парту, времени на это у него будет гораздо меньше.
Очень хорошо, если удастся записать шестилетку в какую-либо спортивную секцию. В этом возрасте ему уже отлично будут удаваться катания на роликах, лыжах, коньках, плавание, художественная гимнастика, танцы. Обучение в секциях позволит не только занять малыша, увлечь каким-либо видом спорта, но и оздоровить, а также укрепить иммунитет.
Посещение секций, кроме поддержания физических формы, важны еще и потому, что в шесть лет ребенок становится на первую ступень отдаления от родителей и вливания в общество. Тут он получит необходимое общение, новые знакомства, интересный опыт.
Важную роль в физическом развитии будет играть утренняя гимнастика — ее можно делать как дома, так и в детском садике. После посещения дошкольного заведения с отпрыском обязательно нужно гулять до ужина, играть в активные игры. Поощрять физическую активность родители могут приобретая различные спортивные и игровые снаряды (качели, гантели, мяч, скакалку, фрисби, бумеранг и др.), средства и приспособления для передвижения (велосипед, самокат, скейт, лыжи, коньки, ролики, сноуборд и др.).
Важно! Физическое развитие малыша в этом возрасте настолько же важно, как и интеллектуальное. Если ему будет уделяться недостаточно внимания, то это может спровоцировать проблемы с психикой у ребенка.
Кроме хорошо развитых общих физических данных, у шестилетки также должна быть развита мелкая моторика. Перед школой он должен правильно держать ручку и карандаш, уметь проводить прямые и волнистые линии, заштриховывать рисунки, не выходя за контур, лепить из пластилина разные фигурки, надевать бусинки на нитку, вырезать фигуры ножницами, складывать непростые конструкторы, пазлы, делать поделки из разных предметов.
Психическое
Перед походом в школу важно, чтобы у шестилетки были хорошо развиты такие психические процессы, как концентрация мыслей, логическое мышление, память. К развитию психики шестилетнего ребенка также выдвигается ряд требований. Чтобы узнать, достаточно ли развит дошкольник, можно протестировать его с помощью специальных тестов, размещенных в интернете. Ниже вы найдете краткий перечень того, что должен уметь ребенок перед 1 классом.
Внимание. Считается, что малыш хорошо развит, если ему легко удается:
просидеть за одним занятием не меньше двадцати минут;
найти до десяти отличий на двух рисунках;
точно срисовать простой узор;
удерживать в поле зрения от восьми до десяти предметов;
находить одинаковые предметы.
В это время, если ребенок пожелает, его можно уже отдавать обучаться игре на музыкальном инструменте, что отлично развивает внимание и усидчивость. Мышление. Ребенок в шесть лет легко может:
ориентироваться в пространстве, знать направления «вперед-назад», «влево-вправо»;
рассказать о том, в какой стране, городе он живет, о столице его родины, назвать несколько названий других стран и их жителей;
ориентироваться по часам;
подбирать общее понятие для нескольких предметов;
находить лишний предмет в логической цепочке;
ориентироваться в причинно-следственных связях явлений;
отгадывать загадки;
решать простые логические задачи;
сделать собственные умозаключения по поводу увиденного или услышанного.
Память. С шести лет начинается процесс увеличения объема памяти ребенка. В норме теперь он должен уметь:
рассказать длинные стихотворения по памяти;
повторить семь слов из десяти озвученных, спустя время — пять из них;
запомнить и повторить предложение из пяти-шести слов;
пересказывать рассказ.
Важно! Не страшно, если что-то из вышеперечисленного ваш малыш еще не освоил. Задание родителей — вовремя обратить внимание на пробел в развитии и постараться его устранить.
Разработан комплекс упражнений, позволяющих натренировать память, мышление, внимание, речь, моторику. Если родители не имеют возможности сами проводить занятия с дошкольником, можно нанять ему репетитора или водить на специальные развивающие кружки. Главное, чему должны уделить внимание родители и чему не научат в заведениях, это:
правила безопасности поведения в доме и на улице;
правила этикета;
правила обращения с кухонными принадлежностями;
основы поведения с незнакомыми людьми, в обществе, транспорте, магазине, кафе и т. д.
Умственное
Ребенок, готовящийся к походу в первый класс, должен иметь определенные математические знания, на равных общаться с окружающими, иметь представление об устройстве окружающего мира.
Математика. К шести годам ребенок должен уметь:
вести счет до 10 и в обратном порядке;
уменьшать либо увеличивать количество предметов на один-два в пределах десяти;
делить предмет на две, три, четыре равные части;
знать геометрические фигуры и уметь их рисовать;
писать цифры до 10;
решать простые примеры на сложение и вычитание.
Развитие речи. Шестилетний ребенок на равных разговаривает со сверстниками и взрослыми, объясняет свои потребности, желания, рассказывает истории о себе и о том, что с ним произошло. Он может:
найти любую букву в слове;
разделять слово на слоги;
определять гласные и согласные звуки;
четко произносить все звуки;
подобрать антонимы к словам;
подобрать слово на заданную букву;
уметь пользоваться темпом, интонацией, эмоциональным окрашиванием при рассказе.
Знаете ли вы? Большинство мальчиков начинают говорить позднее девочек, и у них в три раза чаще диагностируются дефекты речи.
Словарный запас в этом возрасте должен состоять не менее чем из трех с половиной тысяч слов. Желательно, но не обязательно в этом возрасте читать по слогам. Требований к тому, сколько должен читать ребенок в 6 лет, не выдвигается. Техника чтения будет проверяться лишь по окончании обучения в первом классе.
Представление об окружающем мире. У шестилетки должны быть сформированы следующие познания об окружающей его среде:
элементарные понятия об организме человека;
названия множества растений, умение отличать культурные и дикие;
названия множества животных и птиц, умение отличать домашних и диких;
названия дней недели, месяцев, времен года, их очередность;
названия множества профессий;
элементарные знания о космосе и планете Земля;
знания о том, из чего сделаны окружающие предметы.
Отклонения от развития
Если малыш немного отстает в плане развития, например, у него недостаточно развита кратковременная память, и он может запомнить четыре слова из названных десяти, либо вместо двадцати минут занятий может с трудом высидеть всего пятнадцать, то это не означает, что у него имеются отклонения в развитии. Незначительные несоответствия нормам вполне можно наверстать и развить любой психический процесс с помощью упражнений и занятий.
Сложнее дело обстоит с серьезными отставаниями в развитии, как то несвязная речь, неспособность строить предложения, производить счет и т. п. Такие состояния требуют обращения к специалистам и лечения.
Если ребенок значительно отстает в развитии, то ему могут быть поставлены диагнозы «задержка речевого развития» (ЗРР), «задержка психо-речевого развития» (ЗПР).
На возникновение подобных отклонений влияют несколько факторов: осложнения беременности, преждевременные роды, родовые травмы, психические заболевания родителей либо ребенка, генетика, серьезные детские болезни, перенесенные в возрасте до трех лет, черепно-мозговые травмы, снижение слуха. Также ЗРР страдают дети с основными диагнозами ДЦП, синдром Дауна, аутизм, гиперактивность.
Узнайте, какие симптомы характерны и какие меры лечения зачастую назначаются при детских болезнях: ОРВИ, фарингите, ларингите, ринофарингите, трахеите, бронхите, ангине, краснухе, кори, ветрянке, скарлатине, коклюше, аденоидите, кишечной инфекции.
Все эти факторы приводят к тому, что неправильно работают мозговые отделы, отвечающие за речевое и психическое развитие. Также нередко отклонения в развитии наблюдаются у детей, педагогически, социально запущенных, эмоционально неустойчивых.
При выявлении проблем с развитием у шестилетки ему показаны консультации:
педиатра;
ЛОРа;
сурдолога;
дефектолога;
невропатолога;
психиатра;
логопеда.
В большинстве случаев потребуются медикаментозное лечение, электрорефлексотерапия, магнитотерапия. Альтернативными методами считаются иппотерапия, дельфинотерапия, которые будут рекомендованы ребенку в индивидуальном порядке.
Важно! Чтобы ребенку удалось сравняться в развитии со сверстниками, большое значение имеет не только медикаментозная терапия и назначения специалистов, но и активное участие в этом процессе родителей.
Задержки в развитии должны быть преодолены до семилетнего возраста. В противном случае ребенку будет показано посещение специализированного учебного заведения.
Развивающие игры и упражнения в 6 лет
Предлагаем ознакомиться с подборкой игр и упражнений, которые помогут развить необходимые знания, умения, навыки и психические процессы шестилетки.
Игры
Как правило, девочки в этом возрасте отдают предпочтение более тихим занятиям, усидчивым играм, задействующим мелкую моторику. У мальчиков же на первом плане продолжают оставаться активные игры.
Как и в пять лет, наиболее интересны сейчас сюжетно-ролевые игры, когда ребенок перевоплощается в какого-либо героя, играет какую-то роль, выполняет определенный порядок действий и при этом получает первый социальный опыт, развивает речь.
Велик интерес у детей в этом возрасте к играм, которые способны обучить их чему-то новому. Они с радостью складывают конструкторы по инструкции, пазлы, играют во всевозможные бродилки и другие настольные игры.
Главная мысль методики Марии Монтессори — «Помоги мне это сделать самому». Занятия по данной методике формируют у ребенка самостоятельность, способствуют самовоспитанию и самообучению.
Если родители уже вовлекли малыша в захватывающий компьютерный мир, то необходимо контролировать, чтобы он проводил за гаджетом время с пользой — то есть играл в развивалки.
Упражнения
Мы уже отмечали важность физических упражнений. Родителям следует не только записать ребенка в какую-либо спортивную секцию, но и всячески поощрять занятия спортом дома — утреннюю гимнастику, совместные пробежки и поездки на велосипедах, плавание на байдарках, поездки в горы на лыжах, походы на ролледром и каток и т. п.
В комплекс домашних упражнений должны входить:
ходьба;
бег;
прыжки;
приседания;
отжимания;
кувыркания.
Наверняка детям данного возраста просто выполнять однообразные упражнения будет скучно. Поэтому родителям следует заранее побеспокоиться о подборе специального сценария, чтобы проводить их с игровыми элементами. Например, представить зарядку в виде похода в лес и попросить ребенка имитировать скачки зайчика, походку медведя, покачивания деревьев, перепрыгивания через пеньки, сбор цветов и т. п.
Включив фантазию, взрослые превратят процесс физкультуры для малыша не только в полезную, но и в увлекательную процедуру.
Развитие речи
Скорее всего, ребенку в этом возрасте понравятся такие игры, как «Слова». Можно попросить малыша самому выбрать тему игры и назвать тематическое слово. Второй игрок называет следующее слово, которое начинается с последней буквы слова предыдущего игрока. Темы должны быть простыми и понятными для шестилетки. Например, это могут быть животные. Ребенок называет «кот», второй игрок называет «тигр», третий игрок — «рысь» и т. д. В процессе данной игры важно не просто называть слова, а рассказывать ребенку о новых понятиях.
Также интересна игра «Создай сказку». Взрослый может придумать начало сказки, а ребенок — ее окончание. Кстати, это распространенный метод в детской психологии, называемый сказкотерапией.
Развивать речь можно и при помощи игры «Съедобное-несъедобное». Смысл ее заключается в том, чтобы один игрок бросал мяч другому игроку, называя съедобные или несъедобные вещи. Если названное понятие съедобное, то игрок должен мяч поймать, если несъедобное — отбить.
С шестилетками уже вполне можно поиграть и в «Антонимы» — называть противоположные по значению понятия к заданному слову.
Важно не забывать о том, что ребенка следует хвалить за успешные результаты игры, называя, какое именно у него было достижение.
Развитие мышления и памяти
Мышление и память также отлично развиваются в игровой форме.
Натренировать память поможет простая игра «Кто пропал», когда взрослый расставляет от семи до десяти игрушек, просит ребенка посмотреть на них в течение одной минуты, а затем отвернуться. Пока малыш не видит, взрослый забирает одну игрушку, а затем просит «киндера» ответить на вопрос, кто пропал.
В эту игру можно играть и пряча все игрушки в домик, а затем прося ребенка назвать, кто спрятался в дом.
Мышление можно развивать при помощи увлекательной игры «Таинственные звуки». Взрослый предварительно должен записать на телефон звуки, которые издают домашние приборы, либо которые просто раздаются в доме, а затем попросить ребенка отгадать, кто или что данный звук издает.
Игра «Перейди речку» поможет не только развить логическое мышление, но и научить ребенка искать выход из сложной ситуации. Можно, например, предложить отпрыску представить, что ковер в комнате — это речка, и ее необходимо перейти. Ребенок должен будет использовать подручные средства, чтобы соорудить мост либо передвигаться каким-либо другим способом.
Образное мышление хорошо развивать при помощи игры «Клякса». С помощью чернил ставится пятно на лист бумаги, который затем складывается. После того как его разворачивают, пятно приобретет какую-либо форму. Можно вместе с ребенком пофантазировать, на что или кого похожа клякса. Придумать про этот предмет, человека либо животное рассказ.
Навыки самообслуживания
В шесть лет ребенок уже практически может себя самообслуживать:
умываться и чистить зубы без напоминания;
выбирать и надевать вещи для прогулок и похода в детский сад, школу;
переодеваться в домашнюю одежду после прогулки либо возвращения из садика/школы;
мыть руки перед едой без напоминания;
насыпать себе еду и разогревать ее в микроволновке;
пользоваться всеми столовыми приборами по назначению;
мыть за собой посуду;
самостоятельно купаться с намыленной мочалкой;
убирать за собой постель.
Желательно, чтобы у ребенка были домашние обязанности.
Режим дня для ребенка
Чтобы малыш меньше уставал, успевал сделать и усвоить все необходимое, хорошо высыпался, необходимо придерживаться режима дня. Для шестилетки он примерно выглядит следующим образом:
Подъем.
Гигиенические процедуры.
Уборка постели.
Утренняя гимнастика.
Завтрак.
Поход в детский сад / школу.
В детском саду малыш занимается на занятиях, прогуливается, обедает, спит, полудничает, играет.
Возвращение из детского сада, совмещенное с прогулкой с подвижными играми, либо посещение спортивной секции.
Если ребенок уже пошел в школу, то он посещает занятия, затем обедает, делает уроки и выходит на прогулку с активными играми либо посещает какую-либо секцию, кружок.
Ужин (за 1,5-2 часа до сна).
Спокойные игры (самостоятельно либо с родителями).
Гигиенические процедуры.
Расстилание постели.
Чтение сказки на ночь.
Ночной сон (желательно не позднее девяти часов).
Время процедур и занятий мы не указывали намеренно, поскольку в каждой семье оно будет разным. К тому же у каждого ребенка будут свои предпочтения и пожела ния к своему распорядку, с которыми родителям обязательно нужно будет считаться.
Большинство родителей шестилетних детей бросают все усилия на их подготовку к школе. Однако не стоит забывать и о физическом развитии ребенка и находить время для активных игр и посещения спортивных секций. Главным в процессе обучения шестилетки является игровой процесс. Только с помощью игр малыш сможет комфортно и ненавязчиво узнавать новую для себя информацию, расширять словарный запас, улучшать речевой навык и открывать мир вокруг.
Обучение играя может проводить любой родитель в домашних условиях. Также родители в этом возрасте должны особенно поддерживать ребенка и уделять ему внимание, поскольку впереди у него очень ответственный жизненный этап и кризис семилетки.
agu.life
общее развитие дошкольника и что должен уметь
В этой статье:
Прежде чем мы поговорим о том, как протекает развитие ребенка в 6 лет, что он должен уметь к этому возрасту и какими основными чертами обладать, отметим, что все показатели и навыки, описанные выше, являются лишь относительной нормой.
Нужно понимать, что каждый ребенок развивается по индивидуальному графику, кроме того, отличия в развитии могут быть связаны с долей участия взрослых в процессе. Так, например, если одни дети с двух лет посещают школы раннего развития и индивидуальные детские спортивные секции, то другие нигде не бывают кроме садика или дома. Естественно, что развитие у таких детей в 6 лет может несколько отличаться.
Итак, в 6 лет ребенок считается старшим дошкольником и вовсю готовится к школе, которая по мнению как ребенка, так и родителей откроет для него двери в новый увлекательный мир. Современные дети, поступая в первый класс, уже должны уметь считать как минимум до десяти, знать основные буквы, уметь их складывать в слоги и слова. Не имея таких навыков, детям будет сложнее адаптироваться в школе, не отставая от основной массы учащихся.
Особенности интеллектуального развития шестилеток
В словарном запасе шестилетки уже достаточно много слов — более трех тысяч. Ребенок активно применяет сложные обороты, порой не осознавая их значения в полной мере, чаще всего не к месту, в отчаянной попытке быть похожим на родителей.
На лексическое развитие в 6 лет прямое влияние оказывает общение взрослых с малышом, в ходе которого первые стараются изъясняться связно, грамотно и понятно. Чем больше родители уделяют внимания общению с дошкольником, терпеливо объясняя ему значения тех или иных слов, тем грамотнее он будет говорить к шести годам.
Шестилетки уже достаточно много знают о себе и членах семьи и при необходимости выдают эту информацию уверенно и с удовольствием. Дети знают свои имя, фамилию, адрес, дату рождения, а также даты рождения родителей, бабушек и дедушек, могут продиктовать номера домашних и мобильных телефонов. Если расспросить малыша о его семье, он с удовольствием перечислит ее членов, расскажет о местах их работы, укажет на свою роль в семье и обязательно уделит внимание такому важному моменту, как родственные связи.
Интеллектуальное развитие позволяет детям 6 лет делать простые выводы, прежде всего за счет накопленного багажа знаний. Можно проверить, насколько хорошо ребенок умеет проводить логические связи: поиграйте с ним в игру, предлагая заканчивать фразы типа: «Чем рисуют?» или «На чем сидят?», «Из чего поливают цветы?» и так далее.
Таким образом, в 6 лет ребенок уже не просто способен назвать предмет, если ему на него указать, но и рассказать о том, что он собой представляет, для чего служит и какие особенности имеет. Предложите ребенку рассказать о любом простом, на ваш взгляд, предмете, например о столе или стуле.
Малыш в этом возрасте уже сможет его описать, расскажет о том, для чего он нужен в доме, где еще его можно встретить и почему он именно такой, какой есть. Опять же, чтобы дети могли как можно больше и подробнее рассказывать об окружающих их предметах, родители должны уделять время общению на эти темы, пополняя запас их знаний во время прогулок и игр.
В 6 лет ребенок уже достаточно уверенно называет основные растения, животных, знает, чем дикие животные отличаются от домашних, а комнатные растения от уличных. Если предложить дошкольнику список животных для анализа, он обязательно определит диких и домашних, объяснит, почему он так считает.
Особенности образного мышления шестилеток
В 6 лет развитие ребенка позволяет ему мыслить в творческом ключе, не следуя образцу. В голове дошкольника то и дело появляются новые интересные образы. Он фантазирует и пробует воплощать фантазии в поделках, рисунках, мозаичных узорах, конструкторах.
В 6 лет дети с большим удовольствием играют с песком, используя его как материал для строительства объектов – плодов собственной фантазии. Дети строят не просто замки, а целые города и крепости с прудами, заборами, башнями, украшая их ракушками, камнями, веточками растений.
Сказки и рассказы, прочитанные родителями, малыши в этом возрасте пересказывают на свой лад, часто изменяя сюжет. Это не значит, что ребенок плохо запоминает то, что слышит. Главная причина подобной импровизации — желание фантазировать.
Понятие об окружающем мире
В 6 лет у ребенка достаточно обширные представления об окружающем его мире. С каждым днем они пополняются новыми фактами и знаниями, которые дошкольник черпает из ежедневных прогулок, мультфильмов, передач и, конечно же, книг и рассказов взрослых. В этом возрасте малыш уже умеет:
называть окружающие его предметы;
описывать и говорить о функциональности окружающих предметов;
выделять основные составляющие в окружающих его предметах;
определять по детенышам, какому животному они принадлежат;
определять птиц и животных по внешним признакам;
отличать диких животных от домашних, аргументируя выводы;
отличать деревья от кустов, знать их названия;
называть основные времена года, месяцы, дни недели, времена суток.
Естественно, что для того, чтобы ребенок все это знал и умел, родителям нужно с ним заниматься, общаться, читать, показывать. В 6 лет дети с удовольствием гуляют по зоопаркам, будут рады познакомиться с растениями в зоологическом саду. Родителям не стоит слишком уповать на воспитателей в детском саду – лучше брать развитие ребенка в свои руки, вместе получая удовольствие от процесса и результатов.
Как развиваются память и внимание
В 6 лет развитие психических процессов можно считать практически завершенным. В последующие годы они будут совершенствоваться, но не более. Именно поэтому шестилетки уже многое умеют, особенно если сравнивать их с младшими дошкольниками. Дети в этом возрасте удерживают внимание на протяжении 20 минут, но лишь в том случае, если занятие вызывает у них интерес или любопытство. Они нуждаются каждые 20 минут в пятиминутном перерыве, необходимом им для окончания дела.
Непроизвольная память в этом возрасте сдает позиции произвольной. Дети в 6 лет уже способны заучивать стихотворение специально, так же как и незнакомые им слова, намеренно повторяя их по несколько раз. Если заинтересовать ребенка, то он с большим удовольствием выучит и расскажет объемное стихотворение, сказку или рассказ. В среднем дошкольник в этом возрасте из произнесенных взрослым 10 слов способен запомнить до 7 слов.
Как развивается логика у шестилеток?
В 6 лет дети уже четко понимают, что такое время и как оно исчисляется. Что же должен уметь ребенок, чтобы в школе чувствовать себя комфортно? Крайне необходимо, чтобы дошкольник правильно пользовался личными наблюдениями и опирался на личный опыт. Для малыша не должно быть проблемой построить причинно-следственную связь в любой ситуации, найти ответ на такие простые вопросы, как, например, почему наступает утро, почему качаются деревья и пр.
В 6 лет ребенок должен понимать, что утро, день, вечер — это разные поры суток, в течение которых он долженделать определенные вещи. Так, утро должно ассоциироваться у ребенка с гигиеническими процедурами и завтраком, обед – с дневным сном, а вечер – с прогулкой и ужином. Также малыш в этом возрасте должен знать дни недели, разделяя будние дни и выходные.
О математических навыках шестилетних детей
Как уже было отмечено выше, ребенок, отправляясь в первый класс, должен иметь определенные знания в разных сферах, включая и математику. Современные педагоги утверждают, что достаточно часто дети при поступлении в первый класс даже раньше установленного срока обладают потрясающими арифметическими знаниями. Как правило, далеко вперед уходят те дети, которые с ранних лет посещают специальные подготовительные школы, активно занимаются с родителями, бабушками и дедушками или приходящими гувернантками.
На самом деле не так важно, чтобы малыш в 6 лет умел делать то, чему по плану должен был научиться лишь в 7-8 лет. Для успешной учебы и адаптации в школе ребенку будет достаточно уметь:
считать до 10-15, желательно с любого числа;
уметь перечислять в прямом и обратном порядке цифры до 10;
различать геометрические фигуры;
знать основные цвета и оттенки.
Гармонично развивающийся шестилетка должен видеть отличия между большими и маленькими предметами, уметь группировать их по общему признаку.
Особенности развития речи
Как уже отмечалось выше, в 6 лет словарный запас ребенка достаточно разнообразный и богатый. Ребенок понятно и быстро изъясняется, в некоторых случаях умеет читать по слогам. Детям, которые научились читать до школы, действительно будет проще в первом классе, но нужно понимать, что шестилетка совсем не обязательно должен уметь читать или складывать буквы в отдельные слоги. Для этого возраста вполне достаточно будет знать основные звуки и буквы, уметь называть слова на заданную букву.
Ниже стандартные речевые навыки, которыми обладает ребенок в 6 лет:
использует все части речи, строит сложные предложения с оборотами и однородными членами;
сознательно использует синонимы и антонимы;
применяет уменьшительно-ласкательные слова;
знает и использует местоимения;
меняет громкость голоса и интонации для эмоциональной окраски речи;
находит буквы в слове и показывает на картинках слова на эту букву;
делит слова на отдельные слоги;
произносит отдельные звуки без искажений.
В этом возрасте ведущей является диалоговая форма разговора, но все чаще малыш делает попытки произнести монолог, которые обычно увенчиваются успехом. Важно понимать, что ребенок в 6 лет не должен уметь произносить длинный монолог с сохранением первоначальной мысли. Если дошкольник потерял нить, можно путем наводящих вопросов помочь ему вернуться к ней и продолжить, обязательно поощряя его старания.
Как развиваются шестилетки физически?
Помимо психического развития, перед поступлением в школу важно обратить внимание на физическое развитие ребенка. В этом возрасте дошкольник уже должен свободно уметь:
ходить по бревну, сохраняя равновесие;
быстро подниматься и спускаться по лестнице;
подтягиваться 1-2 раза на перекладине;
прыгать через препятствия, как в длину, так и в высоту;
прыгать на скакалке на двух и на одной ноге;
уверенно владеть мячом, как ногами, так и руками.
В 6 лет на новый уровень выходит и мелкая моторика ребенка. Шестилетка лучше контролирует действия, а именно умеет:
правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
вырезать ножницами из бумаги;
лепить из теста и пластилина;
собирать мелкие предметы, используя пинцетный захват;
вдевать в ушко иглы нитку;
рисовать линии, прямые и волнистые;
дорисовывать рисунок по клеткам и пунктирам.
Особенности социальной адаптации
Развитие социальных навыков в 6 лет в большинстве случаев происходит в ходе игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является основной. Шестилетний малыш уже должен уметь себя обслуживать, начиная от гигиенических процедур и заканчивая мытьем посуды или разогреванием пищи.
Нормально развивающийся ребенок должен уверенно чувствовать себя в кругу незнакомых людей, без стеснения отвечать на их вопросы. В этом же возрасте у малышей могут появиться первые настоящие друзья.
Родителям важно научить малыша 6 лет уступать и искать компромиссы при необходимости, контролировать эмоции. Ребенок должен уметь адекватно воспринимать критику, признавать ошибки, проявлять сочувствие к окружающим, а также в отношении растений и животных.
rebenkoved.ru
Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет
В шестилетнем возрасте малыш выходит на финишную прямую, выводящую его в увлекательный и захватывающий мир школы. Каким же багажом умений должен обладать дошкольник, и вообще, что должен знать ребенок в 6 лет? На каких аспектах должны сконцентрировать внимание его родители, и при помощи каких методов можно устранить выявленные пробелы в знаниях ребенка?
Финишная прямая перед школой
Для начала нужно заметить, что в 99% случаев выявившиеся недостатки в детском запасе знаний и умений являются упущением с родительской стороны. Упрекать воспитателей детского сада или приходящих нянь в этом случае бессмысленно, ведь авторитетами практически для каждого малыша в первую очередь являются его родители, с которых он и берет пример. Итак, что же должен знать и уметь шестилетний ребенок, и чему должны обучать его мама с папой?
Интеллектуальное развитие, общение
Объясняйте ребенку значения слов
К указанному периоду жизни шестилетка активно использует словарный запас, состоящий примерно из 3-3,5 тысячи слов. При этом, применяя те или иные речевые обороты, ребенок может и не знать их значения, пользуясь ими в ситуациях по примеру своих родителей. Развитию лексического багажа поспособствует регулярное общение с ребенком с использованием грамотной и логически связанной речи. Не избегайте возможности объяснить своему малышу, что означает то или иное слово, выражение, термин.
Рекомендуем прочитать
В шесть лет ребенок может рассказать о себе, уточнить свой возраст, месяц рождения, место жительства (город, дом, улица, квартира и пр.). В этот же перечень биографических знаний следует добавить и небольшое повествование, которое малыш способен посвятить своей семье. Он может уточнить количество членов семьи, назвать их имена, места работы родителей, а также подчеркнуть свою роль в семье, для кого и кем он приходится: сыном/дочкой, внуком/внучкой, братом/сестрой и пр.
Запас знаний шестилетних детей на данном этапе жизни позволяет им легко угадывать тот или иной предмет по вопросительному описанию. Например: «Чем пишут на бумаге? — Ручкой», «Из чего поливают цветы? – Из лейки», «Чем копают землю? — Лопатой» и т. д.
Развитие ребенка 6-7 лет. Почему ребенок 6-7 лет не слушается и психует
Развитие ребенка 5-6 лет: самое важное
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ: уникальный курс для детей 3-5 лет. Игровые методы развития ребенка.
Соответственно, при указании на какой-либо известный предмет или существо шестилетка может не только назвать его, но и вкратце рассказать о нем, о его свойствах и особенностях. Например: «Это стул, у него спинка и четыре ножки, на нем сидят, когда кушают или работают». Опять же, если родители будут стараться расширить кругозор малыша, рассказывая ему о новых и незнакомых вещах и предметах, это позволит не только пополнить детский багаж знаний, но и в достаточной степени развить речь, мышление и логику.
К шести годам ребенок знает названия известных деревьев, кустарников и цветов, наименования разных животных, причем в большинстве случаев он также способен отличить дикое животное от домашнего. Например, волк – дикий, а собака — домашняя, или тигр – дикий, а кошка – домашняя и т. д.
Логическое мышление
В шестилетнем возрасте ребенок имеет представление о времени
В преддверии грядущего похода в школу малыш должен обладать и определенными умениями, подкрепленными уже накопленным запасом знаний. Итак, что должен уметь ребенок в 6 лет?
Согласно наблюдениям детских психологов большинство детей, достигнув шестилетнего рубежа, умеют правильно использовать накопленный опыт и личные наблюдения. Так, для ребенка 6 лет не представляет сложностей поиск отличий и сходств между определенными предметами, выявление простых причинно-следственных связей в тех или иных ситуациях, допустим, при ответе на вопросы, почему качаются деревья, почему наступает ночь и пр.
В шестилетнем возрасте ребенок имеет представление о времени, о том, что в сутках существует утро, день, вечер и ночь. Также к этому отрезку жизни малыш знает, как сменяются времена года, дни недели.
Математические знания и умения
Занимайтесь постоянно со своим малышом
Закономерно, что к тому времени, как ребенок впервые отправится в школу, он должен обладать определенным багажом знаний и умений, касающихся естественных наук. По словам педагогов, преподающих в начальных классах, многие шестилетние детки, пришедшие на учебу несколько раньше положенного срока, в некоторых сферах демонстрируют поразительные знания, превосходя подчас по интеллектуальным возможностям даже семи- и восьмилетних детей.
Такое удивительное опережение в интеллектуальном развитии часто наблюдается у детей в семьях, где с малышами много и часто занимаются родители, бабушки и дедушки, приходящие няни.
Что касается такой сложной и точной науки, как математика, в шестилетнем возрасте детки обычно демонстрируют такие знания и умения, как:
умение вести количественный и порядковый счет до 10-15, начиная с любого числа;
знание и умение последовательно перечислять цифры от 0 до 10;
умение различать и называть простые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, овал, ромб и пр.
В возрасте 6 лет ребенок легко отличает большие предметы от маленьких, объединяет в группы несколько разных предметов, объединенных каким-либо общим признаком. Например, по просьбе отметить в тетради только то, что относится к овощам, он обводит на рисунке изображение морковки, картошки и капусты и т. д.
Концентрация внимания и память
Именно в этом возрасте у ребенка отличная память
Рассказывая о том, что должен уметь и знать ребенок в 6 лет, психологи и педагоги настоятельно рекомендуют не забывать, что приведенные сведения являются результатами практических наблюдений, и незначительное отставание, равно как и опережение, ребенка в сфере тех или иных знаний и умений не является отклонением от нормы. Более того, родители ни в коем случае не должны радикально менять режим дня шестилетки и тем более ругать его, заставляя чадо наверстывать то, что знают и умеют его сверстники.
Весь процесс устранения тех или иных пробелов должен происходить в игровой форме. Ведь, играя, ребенок легче запомнит необходимую информацию, не испытывая при этом нервозности и стресса.
Как свидетельствуют наблюдения детских психологов и педагогов, к шести годам малыши уже умеют понемногу концентрировать внимание на выполнении определенных заданий. Не отвлекаясь, шестилетки способны корпеть над задачкой, ребусом или загадкой примерно 15-20 минут. Ровно столько позволяет на первых порах детская нервная система.
Отдельного внимания заслуживает память малыша в этом возрасте. Специалисты считают ее развитие очень важным и обязательным пунктом программы подготовки малыша к школе. Каковы же возможности памяти у детей шестилетнего возраста?
Итак, на указанном этапе жизни малыши способны запоминать 6-8 слов из любых предложений, произнесенных взрослым, а также перечислять по памяти предметы, расставленные в комнате, уточняя местонахождение каждого из них.
В шестилетнем возрасте дети могут описывать сюжетные события, к примеру, пересказывать фильмы и сказки или же в деталях рассказывать об увиденном на прогулке. Надо заметить, что шестилетки легко усваивают сведения, идущие с ТВ-экранов, поэтому некоторые специалисты советуют родителям приложить определенные усилия к тому, чтобы их чадо получало как можно меньше бессмысленной и негативной информации.
aranetta.ru
Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет
Рубрика: Ребенку 6-7 лет | Дата публикации: 24 сентября 2015 | нет комментариев
Шесть лет – возраст ребенка, когда он уже начинает готовиться к школе, а значит, он должен обладать определенным багажом знаний. Что должен знать ребенок в 6 лет? Какие умения нужно развивать и на что обратить внимание в первую очередь? Даже если ребенок посещает детский сад, это не значит, что его там всему научат. Каждый малыш берет пример со своих родителей и имен они являются для него авторитетом. Итак, чему нужно научить своего ребенка?
Развитие интеллекта и общение
В шесть лет словарный запас дошкольника составляет более трех тысяч слов. Иногда в разговоре ребенка присутствуют речевые обороты, значения которых он даже не знает. Дети просто берут пример со своих родителей, подражая им. Никогда не отказывайтесь объяснить значение того или иного слова, термина или выражения.
В этом возрасте ребенок умеет рассказать о себе – возраст, день рождения, домашний адрес, имена членов семьи и место работы родителей. Если шестилетке показать на какой-либо предмет, он может рассказать о его особенностях и свойствах. Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему расширить кругозор. Обычно дошкольник знает названия распространенных кустарников, деревьев и цветов, может перечислить животных, отличить диких от домашних.
Ребенок в 6 лет — логическое развитие
Что должен уметь шестилетка в области логики? В этом возрасте дети уже могут использовать личный опыт и наблюдения, знают о различиях и сходстве предметов, о причинно-следственных связях, о времени. Ваш малыш должен иметь представление о днях недели и временах года. Разгадывайте вместе с ребенком загадки.
Математика
Если с малышами заниматься, поступив в первый класс, они покажут высокий уровень знаний в области естественных наук. Что касается математики, перед тем, как пойти в школу ребенок умеет:
считать от 1 до 15, может вести счет от любого числа;
различает и называет простые геометрические фигуры;
различает большие и маленькие предметы;
объединяет по общим признакам разные предметы.
Память и внимание
Не зря в школу дети идут в семь лет, к этому возрасту развивается хорошая память. Но стоит иметь в виду, что незначительное отклонение от нормы не катастрофа и не надо заставлять малыша усиленно учить что-то, менять режим дня и давать массу заданий. Легче всего усваиваются знания, поданные в игровой форме. Но уже дети способны сосредоточиться на выполнении какого-нибудь задания в течение 15-20 минут. Что касается памяти, что должен уметь ребенок в 6 лет:
после произнесенного предложения запоминать 6-8 слов;
перечислить по памяти предметы обстановки;
пересказать сказку, фильм или книгу, события, происходящие на прогулке.
ourkids.info
Что должен знать ребенок в 6 лет: интеллектуальное и физическое развитие
Большинство родителей совершенно справедливо считают, что самое главное для ребенка шести лет – качественная и всеобъемлющая подготовка к школьному обучению. Но и забывать об основном предпочтении дошкольника – игре – нельзя, поэтому любое занятие, будь то знакомство с числами сотни или обучение чтению, желательно превращать в увлекательное игровое действие.
Шестилетний ребенок умеет и знает гораздо больше даже по сравнению с пятилеткой. Этому способствуют развитая устойчивость внимания, сформированное умение мыслить логически, значительный словарный запас и накопленные жизненные впечатления. Итак, как же характеризуют специалисты развитие дошкольника шести лет?
Физическое развитие
Будущих первоклассников всегда можно узнать по особой примете – отсутствию передних зубов. На седьмом году жизни начинается постепенная смена молочных зубов на постоянные.
Сам ребенок активно растет, причем девочки несколько обгоняют своих сверстников в росте. Из-за быстрого роста большим нагрузкам подвергается позвоночник и весь опорно-двигательный аппарат, поэтому взрослым следует внимательно следить за правильной осанкой детей во время игр и занятий за столом, при ходьбе.
Шестилеткам свойственно много и быстро двигаться: там, где можно пройти спокойно, они набирают скорость и несутся, ловко обходя препятствия. И не удивительно – огромное количество энергии требует выхода. Постоянное совершенствование физических навыков, занятия в спортивном или танцевальном кружках, плавание в бассейне помогают детям в возрасте шести лет приобрести ловкость, силу, выносливость, быстроту реакции и другие качества, которые пригодятся любому школьнику, да и взрослому человеку.
Интеллектуальное развитие
Умственные способности дошкольника шести лет интенсивно развиваются благодаря способности воспринимать и осмысливать большие объемы новой информации, соотнося ее с уже имеющимися знаниями:
Так, на основе умения считать и сравнивать множества малыш хорошо решает задачи и головоломки.
Он знает, чем отличаются геометрические фигуры от тел, называет их и находит в элементах рисунка.
Ребенок справляется с заданием разделить круг или квадрат пополам или на несколько равных частей.
Он может измерять предметы с помощью условной мерки.
Пользуясь знанием букв родного алфавита, шестилетний малыш складывает их в слова или уже бегло читает. При этом он может:
различать и называть в слове гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
умеет пользоваться выразительными средствами речи – темпом, силой звука;
строит фразу согласно правилам родного языка, применяя правильные падежи, число, род.
Ребенок умеет формулировать вопросы и отвечать на них, вести диалог, рассуждать. Словарь старшего дошкольника содержит около 3000-3500 слов. Кроме умения запоминать и рассказывать наизусть или пересказывать литературные произведения, он знает их авторов.
Кругозор ребенка шести лет весьма широк:
Он знает, что растения бывают дикими и культурными, животные – дикими и домашними, а у них есть детеныши и разные жилища;
что на свете есть множество профессий, и папа с мамой выбрали свои не случайно;
что собой представляет организм человека.
Малыш может назвать по порядку дни недели, объяснить, что значит будни и выходные, рассказать о характерных признаках времен и месяцев года, временах суток.
Ребенок умеет классифицировать группы предметов, выделяя общие и отличающиеся признаки, находит в перечне группы слов лишнее (платье, сапоги, рубашка, брюки), определяет по описанию характерных свойств предмет или явление (жаркое, яркое, желтое, круглое – солнце).
У старшего дошкольника сформированы причинно-следственные связи, которые он применяет, наблюдая за явлениями в окружающем мире или рассказывая о них по памяти.
Развитие мелкой моторики
В шестилетнем возрасте развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание, поскольку ловкость и сила пальцев поможет будущему школьнику осваивать навык письма.
Для этого используются и пальчиковая гимнастика, и игры с мелкими предметами (пазлами, деталями конструктора), и творческие занятия рисованием, лепкой и аппликацией с использованием разных материалов (крупа, песок, шариковый пластилин, соленое тесто), и графические диктанты.
В шесть лет ребенок должен обладать следующими навыками:
уметь правильно держать карандаш;
регулируя силу нажима, штриховать различными способами контуры рисунка или геометрической фигуры;
Вот, далеко не все, что может и должен уметь ребенок в 6 лет:
Развитие внимания
К шести годам ребёнок может выполнять задание, не отвлекаясь 15 - 20 минут;
находить 5 – 6 отличий между предметами;удерживать в поле зрения 8 – 10 предметов;находить одинаковые предметы, отрезки, фигуры;способен научиться выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу и копировать в точности узор или движение;
может заметить и описать настроение и эмоции собеседника. Не только более простые, - такие, как злость или радость,- но более сложные: гордость и растерянность, грусть и тд...
Память и мышление
Шестилетний ребёнок умеет запоминать не менее 7 – 8 предложенных предметов или названных слов;запоминать и рассказывать с выражением стихотворения, потешки, загадки;пересказывать близко к тексту рассказы или сказки, давая характеристики действующим лицам и анализируя их поступки;рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки, описывая не только действующих лиц, но и погоду и природу;запоминает ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух; запоминает и повторяет фразы, состоящие из 7 – 8 слов; рассказывает о событиях своей жизни, вспоминая все подробности и, к сожалению, цитирует рекламу из телевизора, поэтому лучше избавить детей от прослушивания бессмысленной информации.
К шести годам ребёнок умеет
выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;классифицировать предметы и понятия; находить закономерности, последовательности, вычленять лишнее, дорисовывать недостающее, т.е. умеет:объединять предметы в группы по определённым признакам;называть группы предметов обобщающим словом; находить в группах предметы, имеющие общие или отличные признаки; подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой; решает простые логические задачи;выстраивает логический ряд из фигур слов или цифр.
Все это относится и к математике:
К шести годам ребёнок умеет считать до 10 и больше в обе стороны;правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливая, какое число больше другого;уравнивает неравное число предметов двумя способами;сравнивает до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимает соотношения между ними; может решать задачи не только на сумму или увеличение и уменьшение числа предметов, но и на сравнение количества предметов в пределах 10; может подряд решить до десяти простых примеров;может самостоятельно разбирать и решать простые задачи в 2 — 3 действия, например такую: Мишки по лесу бежали,-Два присели отдохнуть,Пять пропали, два отстали,Трое продолжали путь.Сколько было их вначале?Может, скажет кто-нибудь?
У шестилетнего ребенка уже достаточно развито пространственное мышление:
он различает геометрические фигуры;выражает словами местонахождения предмета по отношению к себе, к другим предметам;ориентируется на листе бумаги, различая правые и левые, верхние и нижние углы и середину,может найти нужную строчку, например: третью сверху;может перерисовать заданный рисунок, уменьшая или увеличивая его размер; может нарисовать план комнаты, детской площадки или дорогу домой.
Мелкая моторика
Шестилетний ребёнок свободно владеет карандашом и кистью при разных приёмах рисования;изображает в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;штрихует или раскрашивает рисунки, не выходя за контуры;ориентируется в тетради в клетку или в линию;передаёт в рисунке форму предмета, пропорции, расположение частей;копирует простейшие рисунки.
Развитие речи
Шестилетний ребёнок правильно произносит все звуки;употребляет в речи простые и сложные предложения;пользуется прямой и косвенной речью;поддерживает непринуждённую беседу;составляет небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым;последовательно и выразительно пересказывает небольшие литературные произведения;определяет место нужного звука в слове.
Окружающий мир
К шести годам ребёнок знает своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села), название столицы своей Родины;знает название профессий, объясняет, чем занимаются люди этих профессий;знает основные правила дорожного движения;знает последовательность времён года;помнит названия месяцев и дней недели; знает, что в неделе 7 дней и 2 выходных;различает и называет деревья, кустарники по листьям и плодам;знает из чего сделаны большинство окружающих его предметов;знает множество животных, где они живут и чем питаются, какие из них - домашние, а какие - дикие;не забыл, что мама цыпленка - курица, а сын лошади - не «коненок»;знает не менее дюжины зимующих и перелётных птиц, таких как: орлы, синицы, ласточки, снегири, голуби, вороны, сороки, совы, филины, галки, скворцы, воробьи и соловьи.
www.vashevse.ru
Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет
Шестилетние дети – самые старшие в детском саду, поэтому по полному праву они чувствуют себя настоящими взрослыми. Впереди совсем другая жизнь, вне стен полюбившегося садика, с новыми обязанностями, привычками и традициями. Этот возраст можно назвать репетицией школьной жизни. Ребенок постепенно подходит к новому этапу обучения, поэтому ум малыша не только активно впитывает всю нужную информацию, но и не устает углублять знания, менять на них точку зрения и собственную оценку. В познании нового не существует ограничений, но всегда есть общие моменты, характерные для определенного возраста. Давайте вместе выясним, что же должен знать и уметь ребенок в этом возрасте?
В шесть лет мир, окружающий малыша, уже хорошо ему знаком. Ребенок без труда отличает диких животных от домашних, правильно называет детенышей животных, знает о зимующих и перелетных птицах, аквариумных и морских рыбах, а также может сказать, где живет и чем питается та или иная особь. Знание животного и растительного мира помогает легче ориентироваться во времени и природных явлениях. Малыш хорошо знает последовательность месяцев и дней недели, может сказать, сколько месяцев в году и дней в неделе. Кругозор ребенка не ограничивается только миром за окном. Гораздо большее внимание привлекают уже знакомые предметы. В 6 лет малыш знает и умеет различить, из чего сделаны большинство вещей (дерево, стекло, пластмасса, металл) и отличает их по сложным оттенкам цвета (фисташковый, абрикосовый, лиловый). Проверить познания малыша или открыть для него что-то новое вы сможете в наших упражнениях «Изучаем рыб», «Запоминаем марки автомобилей», «Запоминаем цвета».
Умение выразить словами своими мысли и чувства – важный навык дошкольника. К шести годам словарный запас малыша составляет около 4-6 тысяч слов. Кроме этого ребенок произносит все слова практически без ошибок, умеет согласовывать их в простых и сложных предложениях, а также использует прямую и косвенную речь. В 6 лет малыш умеет поддержать беседу, легко отвечает на вопросы о себе и любимых занятиях. Совместное чтение книг увеличивает не только словарный запас, но и приучает ребенка рассуждать, анализировать действия героев, давать им свою оценку и пересказывать понравившиеся моменты. Развить умение пересказывать сюжет, а также познакомить малыша с живописью поможет наше упражнение «Репродукции картин». Собирая паззлы, старайтесь не выполнять задания на скорость, а обратите внимание ребенка на художественный замысел, оттенки цветов и героев картин.
Выражать свои эмоции и чувства можно не только словами и поступками. Шестилетний ребенок обладает высоким уровнем эмоционального развития. Малышу хорошо знакомы радость и грусть, печаль и обида, удовольствие и счастье. Часто ребенок не может самостоятельно справиться с нахлынувшим на него чувством, не знает, почему так получилось и что делать дальше. Помочь ребенку разобраться в самом себе поможет упражнение «Эмоции и чувства», которое лучше делать вместе с родителями.
Чтобы слова быстрее и легче складывались в предложения, малышу очень нужна грамота. Ребенок шести лет хорошо умеет отличать букву от звука, может находить и показывать определенную букву в начале, середине и конце слова и называть на нее слова. Кроме этого малыш активно делит слова на слоги, предложения на отдельные слова и может прочитать короткое предложение из 4-5 слов. Устранить пробелы в чтении и закрепить новый материал вам помогут следующие задания «Читаем слова и различаем звуки», «Изучаем звуки», «Прочитай и сравни».
При разборе слова на буквы и звуки ребенку очень пригодится счет. Какие же познания в математике характерны для шести лет? Шестилетний малыш хорошо знаком с числами до 20, может восстановить числовой ряд с пропущенными числами, легко решает не только примеры, но и задачи на счет и сравнение чисел. Также ребенок может активно интересоваться числовым рядом после 20 или захочет узнать, какое самое большое число на свете. Мы рекомендуем вам познакомить ребенка с числами до 100, а потом позаниматься нашими упражнениями «Сравнение чисел в пределах 20», «Примеры в несколько действий (до 10)», «Минимум и максимум».
Некоторые математические законы шестилетний малыш может применить и в логике. Например, ребенок легко выстроит логический ряд из фигур, слов или цифр, найдя общую закономерность, может разделить предметы, разные по свойствам, или, наоборот, объеди