Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых. Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет


Артикуляционная гимнастика для детей 4, 5, 6 лет в детском саду. Картотека, музыка и видео занятий

Разработанная логопедами артикуляционная гимнастика содержит в своем списке упражнения, помогающие детям развить динамичность и ловкость губ, языка и щек. Помимо этого, подобные действия помогают отработать определенную позу органов речи, чтобы произносить положенные звуки.

Содержание статьи:

Результативность занятий

Значимой целью гимнастических артикуляционных занятий считается работа над верной постановкой речевых органов для произношения любых звуков. Чем раньше взрослые увидят дефекты речи ребенка и начнут организовывать занятия по их исправлению, тем легче и выше шансы избавиться от патологии.

Артикуляционная гимнастика поможет:

  • Улучшить кровоснабжение и нервную проводимость.
  • Произносить ясно звуки и говорить хорошо.
  • Устранить слабое произношение.
  • Натренировать мышцы для основных занятий при серьезных недостатках.
  • Исправить патологию на начальной стадии.
  • Снизить напряжение органов речи.
  • Поставить качественное произношение звуков.
  • Усовершенствовать работу речевых органов.

Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей содержит в себе упражнения, которые делятся на следующие категории:

  • статические;
  • динамические;
  • пассивные;
  • активные.

Во время статических упражнений органы речи замирают в положенной форме на 4-7 сек. Динамические упражнения подразумевают размеренное исполнение повторных действий, что способствует выработке подвижности губ и языка.

Пассивные упражнения подходят для младенцев или детей со сложными недостатками речевого аппарата. Их выполняют родители или специалисты своими пальцами. Активные упражнения ребенок осуществляет самостоятельно.

Помимо упражнений, помогающих развить органы речи, используются сказки и игры. Они заинтересовывают ребенка в ходе занятия, упрощающем осуществление упражнений и ускоряющем исправление патологий речи.

Основные правила

Для осуществления артикуляционной гимнастики положено:

Занятия для детей 4 лет

Название упражненияТехника выполнения
«Окно»Удержать положение открытого рта со спрятанным языком на некоторое время, по окончании которого закрыть рот.
«Щетка»Сформировать улыбку, концом языка при открывании рта подвигать по задним стенкам всех зубов.
«Замешивание теста»Сложить губы в образе улыбки, они разъединены; зубы разомкнуты. Продемонстрировать и придавить язык губами, проговорить: «мя-мя-мя». Затем придавить язык зубами-резцами и повторить слоги.
«Чаша»Губы в улыбающемся виде. Во время отрывания рта продемонстрировать широкий язык и несильно направить к носу его конец, придавая ему образ чаши.
«Часы»Из губ сложить улыбку. Конец языка при открытии рта вытягивается к правому углу рта, потом к левому.
«Сладкий джем»Губы сложены в образе улыбки. Конец широкого языка при открывании рта направить к верхней губе и подвигать им.
«Дудка»Соединить зубы, напрячь губы, выдвинув их вперед, не ослабляя.
«Забор»С усилием сформировать губы в вытянутую улыбку, продемонстрировав соединенные верхние и нижние зубы.
«Маляр»Вытянуть губы в образе улыбки; концом языка во время открывания рта прикоснуться до твердого неба и подвигать вперед, назад.
«Гриб»Губы сложены в виде улыбки. Пощелкать языком, представляя езду на лошадях; впоследствии притянуть язык к верхней челюсти и сохранить позицию на определенное время.
«Гармошка»Губы вытянуть в образе улыбки; притянуть язык к верхней челюсти; оставляя язык в этой позиции, пощелкать зубами.
«Кошка»Губы потянуть в образе улыбки. Концом языка во время открывания рта прикоснуться до нижних резцов и толкнуть в них. Сформировать языком гору, по-прежнему отталкиваясь его концом от нижних резцов.
«Ловля мыши»Губы потянуть в виде улыбки. Протянуть: «а-а-а-а-а-а». Далее выпятить язык и прихватить резцами его конец.
«Лошадь»Сформировать губами трубку, несильно открыв рот и пощелкать, как лошадь.
«Слон»Потянуть губы вперед, формируя хобот слона. Далее всосать воздух, имитируя, что слон пьет и почмокать.
«Разговор индюков»Притронуться языком к верхней губе и оживленно им пошевелить, открывая рот, приговаривая: «Ба-ба-ба-ба-ба».
«Орехи»Губы соединить вместе. Толкнуть с усилием язык в щеки поочередно.
«Насос»Губы соединить, округлить щеки и сдуть. Губы не размыкаются.
«Барабанные палочки»Рот в образе широкой улыбки. Коснуться концом языка до задней стенки зубов верхней челюсти и проговорить: «дэ-дэ-дэ-дэ».
«Гол»В момент раскрывания рта придавить язык губами и подуть, выталкивая широкий язык. Щеки остаются нерасширенными.

Для детей 5 лет

Название упражненияТехника выполнения
«Забор»Губы потянуть в образе улыбки, оголив поочередно зубы обеих челюстей.
«Трубка»Соединить губы, сложить их трубкой и сохранить в подобном образе на 7 сек.
«Забор-трубка»Губы, сохранить в образе улыбки. Продемонстрировать зубы обеих челюстей в порядке очереди. Потом переключиться в образ вытянутых губ трубкой, сберегая их в этом виде.
«Окно»Губы в образе широкой улыбки. Зубы не размыкать. Открыть рот, сохраняя улыбку и посчитать до 9. Впоследствии снова закрыть рот, соединяя зубы.
«Упрямый язык»Губы в образе улыбки, зубы обнажены, рот несильно открыт. Необходимо положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая им по губам, проговорить: «пя-пя-пя». Вести счет до 4.
«Лопата»Раздвинуть губы, демонстрируя зубы. Раскрыть рот и показать ненапряженный язык, положив его на нижнюю губу.
«Парашют»Расположить на конце носа кусок ваты. Показать язык, приподнять его конец вверх и коснуться верхней губы. Сберегая данный вид, предстоит сдуть вату с носа, чтобы она приподнялась вверх.
«Гол»Расставить на столе пару предметов, между ними поместить шар из ваты. Сложить губы трубкой и подуть на шар. Ему необходимо оказаться в воротах на единственном выдохе. Кубики можно постепенно отодвигать. Щеки сохранить сдутые.
«Джем»В момент открывания рта выпятить язык и его концом пошевелить по верхней и нижней губе в порядке очереди. Челюсть сохраняется в статике, активен лишь язык.
«Щетка»Губы вытянуты в улыбку, зубы оголены; рот несильно приоткрыт; конец языка шевелить налево, направо поочередно по задней стенке верхних и нижних зубов. Разрешается шевелить вниз, вверх.
«Барабанные палочки»Губы потянуть в образ улыбки, оголив зубы; в момент раскрывания рта направить конец языка за верхние резцы и, не торопясь, сказать: «д-д-д». Скорость произношения плавно увеличивается. Губы стоит сохранить в образе улыбки, нижнюю челюсть не шевелить, активность проявляет один язык.
«Конь»Губы в образе улыбки, зубы оголены; в момент открытия рта коснуться концом языка до задней стенки верхних зубов (резцов) и пощелкать им. Темп щелканья изначально медленный, впоследствии он увеличивается.
«Немая лошадь»Губы в образе улыбки, зубы оголены. Из слегка приоткрытого рта коснуться концом языка верхних резцов и пощелкать им, не издавая звука. Темп щелканья сначала размеренный, потом увеличивается.

Занятия в старшей группе

Артикуляционная гимнастика для детей должна осуществляться сидя у зеркала, чтобы ребенок созерцал в отражении и себя, и специалиста, а к тому же то, что совершают их языки. Упражнения приемлемо исполнять не торопясь, умеренно и точно. Первое, что нужно сделать специалисту – это рассказать об упражнении, какое предстоит выполнить.

Затем следует показать положенную артикуляцию звука и объяснить, какие движения предстоит совершить для этого. И наконец, предложить повторить упражнение ребенку. Сначала он может испытывать напряжение органов речи, которое постепенно исчезнет, уступая место свободе и координации.

После нескольких проб выполнения упражнения у ребенка получится добиться требуемой позы языка или губ. Если ему трудно, логопед должен помочь шпателем или зондом. Взрослому необходимо контролировать качество выполняемых упражнений ребенком.

Движения должны быть медленными, точными, устойчивыми, симметричными без лишних действий. Дома рекомендуется повторять упражнения родителям с ребенком, отрабатывать полученные навыки.

Артикуляционная гимнастика для детей должна организовываться ежедневно, либо через день, чтобы добиться высоких результатов в исправлении недостатков речи. Таким образом, полученные навыки прочнее закрепятся. В день стоит отводить время для двух занятий, которые проводятся спустя час после еды.

Разрешается заниматься и перед завтраком на протяжении 3-7 мин, избегая переутомления. Артикуляционная гимнастика проводится по подгруппам или индивидуально. За одно занятие не стоит упражняться с детьми более чем над тремя действиями. Из них 2 выполняются на повторение и отработку, а 1 упражнение вводится новое.

Детские упражнения артикуляционной гимнастики предстоит прорабатывать от простого к сложному, а выбирать их с учетом достигаемой цели. Организовывать их рекомендуется в виде игры.

Если ребенок столкнулся со сложностью в выполнении какого-либо действия, то знакомиться с новыми упражнениями не рекомендуется.

Лучше уделить время на отработку знакомого материала, применяя игровые приемы.

Название упражненияТехника выполнения
«Задувание свечи»В правую руку взять макет свечи, левой рукой прикоснуться до живота. Сформировать губы трубкой, вдохнуть воздух и совершить длительный выдох.
«Беззубая акула»Попытаться обнять губами верхние и нижние зубы при немного раскрытом рте.
«Оскал»Обхватить изначально верхней губой верхние зубы при немного раскрытом рте, а немного позже нижней губой нижние зубы.
«Стрелка часов»Выпятить язык из приоткрытого рта, приподнять его конец и подвигать им по губам вкруговую.
«Батут»Язык из открытого рта потянуть то наверх, к небу, то вниз.
«Ветерок»Взять в ладони кусок ваты. Губы вытянуть трубкой и потренироваться в сдувании ваты с них.
«Жираф»Поместить широкий язык на нижнюю губу, поочередно напрягать, как будто шея животного вытягивается, и ослаблять напряжение.
«Жало»Напрячь язык в раскрытом рте и рывком направить его вперед.
«Гора»Во время открытия рта оттолкнуться языком от нижних зубов, изогнуть его дугой, сохранив фигуру на отведенное время.
«Трубка»Попытаться согнуть боковые края языка кверху в открытом рте, слегка выдвинув его. Важно отметить, что не у всех выходит осуществить это задание.
«Футбол»С напряжением коснуться языком одной щеки, потом другой, затем в небо и в другие места при закрытом рте.
«Змея»Выдвинуть язык с усилием вперед из приоткрытого рта и отодвинуть назад, к гортани.
«Волна»Концом языка с усилием коснуться нижних передних резцов во время раскрытия рта, боковые его края притрагиваются к коренным зубам, расположенным сверху; широкий язык выпятить волной вперед, впоследствии задвинуть его назад глубже.
«Игла»Напрячь узкий язык во время открывания рта, вытолкнув его вперед, не расслабляя.

Игры, обучающие правильному произношению звуков

Артикуляционная гимнастика для детей учит их видеть в зеркале свои органы речи, чувствовать их и управлять ими. Но если на занятиях увлекаться только ими, положительного итога по исправлению речи не добиться.

Помимо артикуляционных упражнений для детей важно работать над голосом и дыханием, используя различные игры:

  • «Жуки». Посадить детей на стулья, объяснить правила игры. Педагог произносит фразы, показывает движения и просит детей их повторять. «Ж-ж-ж, — произнес крылатый жук, — посиж-ж-ж-у», – все присаживаются, обхватывают плечи. «Поднимусь и улечу, очень громко заж-жуж-ж-жу», — дети ставят руки в стороны, передвигаются по помещению и жужжат: «ж-ж-ж-ж».
  • «Самолеты». Педагог просит вдохнуть и на выдохе завести самолеты: «р-р-р-р». Завели, полетели: «ж-ж-ж-ж». Самолеты поворачивают: «у-у-у». Приземляются: «уух-уух-уух».
  • «Котята». Дети ползают на четвереньках, произнося с выдохом: «ммяу-ммяу-ммяу». Допускается расставить какие-либо препятствия, чтобы они их преодолевали.
  • «Надувание шара». Предложить детям представить, что они надувают шар: коротко вдохнуть и протяжно выдохнуть, формируя губы трубкой: «ф-ф-ф». В конце можно хлопнуть руками, как будто шар лопнул.
  • «Сдувание шара». Вдохнуть воздух через нос, после чего длительно выдохнуть: «ш-ш-ш-ш».
  • «Паровоз». Рассадить детей по кругу на ковер, передавать мяч из руки в руки, загружая вагоны. Когда погрузка заканчивается, дети изображают движение поезда и работу паровоза: «чух-чух-чух». После этого поезд тормозит: «ш-ш-ш-ш». Затем все глубоко вдыхают, и дети снова передают другу мяч, разгружая вагоны.
  • «Пчелка». Дети формируют круг, в центре него педагог. Он держит в руках прут, к которому прикреплена игрушка-пчелка. Педагог крутится, ведя пчелку над детьми. Они ловят пчелу и жужжат: «ж-ж-ж-ж».
  • «Солнце и дождь». Педагог сообщает детям, что на улице светит солнце и разрешается погулять. Дети передвигаются по помещению. Когда педагог говорит, что начался дождь, дети вдыхают в себя воздух, садятся и выдыхают: «кап-кап-кап».
  • «Сугробы». В помещении наставлены препятствия, имитирующие сугробы, которые дети перешагивают и перескакивают. При этом они издают звуки: «туп-туп-туп». Когда дается команда: «вьюга», им необходимо сесть и выдыхая произнести: «с-с-с-с-с».
  • «Петух». Дети принимают стойку прямо, ноги врозь, руки внизу. По команде они направляют руки в стороны и хлопают ими по бедрам. Хлопая, им нужно выдохнуть и произнести: «ку-ка-ре-куу».
  • «Регулировщик». Дети стоят прямо, ноги врозь, одну руку необходимо поднять вверх, вторую отвести в сторону. Необходимо вдохнуть и на протяжном выдохе сменить положение рук: «р-р-р-р».
  • «Трубач». Детям необходимо сесть, сложить кисти рук в трубочку и приподнять вверх. Затем нужно вдохнуть и медленно выдохнуть: «п-ф-ф-ф-ф».

В последнее время артикуляционная гимнастика для детей становится все более популярной среди педагогов. Современные дети все чаще проводят свое свободное время за телевизором, компьютером, телефоном или планшетом.

Это заставляет их больше смотреть и слушать, а не говорить самим. Такая ситуация приводит к проблеме развития речи и плохой работе органов речи. Поэтому артикуляционную гимнастику все чаще вводят в занятие педагоги.

Автор: Поленок О.А.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика вместе с логопедом:

kidteam.ru

Артикуляционная гимнастика для детей 3 – 5 лет

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные по артикуляции звуки, например, такие как [С], [З], [Ш], [Ж], [Л], [Р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые нарушения, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

  1. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво!

Мы советуем в начале, перед выполнением самих артикуляционных упражнений, познакомить ребенка с органами артикуляции.

Разберите с ребенком, как устроен его речевой аппарат. Пусть он рассматривает в зеркале органы речи, которые хорошо видны, остальные можно ощупывать пальцем. Пусть ребенок покажет, где у него верхние и нижние зубы, губы, язык. Во рту, за верхними зубами, есть шероховатые бугорки (альвеолы), к которым прислоняется язык при произнесении звуков [Ш], [Р]. Пусть ребенок ощупает их пальцем , а затем поводит по ним языком. Попросите ребенка показать пальцем, где у него верхняя губа, нижняя; кончик языка и его середина. Помочь в этом может пособие Е.М. Косиновой «Уроки логопеда». Приобрести данное пособие можно в книжном магазине, например в этом: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/352421/

Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5–7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3–4летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4–5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь учителя-логопеда и специальный логопедический массаж.

Необходимо помнить, что ведущая роль в работе по коррекции нарушений звукопроизношения принадлежит логопеду. Но одних занятий с логопедом крайне недостаточно! Для эффективной работы необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми: родителями, бабушками и дедушками, которые помогут сократить подготовительный период работы, сделать его наиболее эффективным, а результаты стабильными.

 

БЕГЕМОТИКИ

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3–4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

О. Перова

 

ЛЯГУШКИ

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3–4 раза.

 

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

М. Синицына

 

СЛОН

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

 

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

М. Синицына

 

ЧАСИКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот.

Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то

к правому. Повторить 5–10 раз.

 

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

М. Синицына

 

КАЧЕЛИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4–5 раз.

 

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Н. Тегипко

 

БЛИНЧИКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

 

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

О. Перова

 

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4–5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

М. Синицына

 

ЧАШКА

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.

Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3–4 раза.

 

ЧИСТИМ ЗУБКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при

этом широко открыт). Повторить 8–10 раз.

 

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

 

ПАРУС

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2–3 раза.

 

Лодочка под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

 

ГРИБ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу

«приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

 

ЛОШАДКА

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

М. Синицына

easy-speech.ru

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет

В логопедической работе активно используется артикуляционная гимнастика. Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работу мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание и, соответственно, помочь правильной постановке звуков или откорректировать ошибочную.

Можно ли заниматься с детьми логопедической гимнастикой самостоятельно? В том случае, если у ребенка нет серьезных нарушений произношения, упражнения для развития артикуляционного аппарата помогут активному формированию речи. Если же родителей беспокоят какие-то проблемы, лучше предварительно проконсультироваться со специалистом. Логопед подберет нужный комплекс упражнений и даст рекомендации по коррекции.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

  1. В занятиях обязательна регулярность. Упражняться необходимо каждый день. Однако не стоит перегружать ребенка, поэтому длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Если есть возможность, можно проводить комплекс даже 2 раза — утром и вечером — но сократив время урока до 5-7 минут.
  2. Во время занятия ребенок должен сидеть за столом. Выполнение упражнений требует сосредоточенности и контроля, поэтому на бегу правильно их сделать не получится. Результат такой деятельности «на скорую руку» не только не будет положительным, но и может оказаться негативным.
  3. Для того, чтобы ребенок выполнил задачу, мог научиться контролировать мышцы речевого аппарата, ему важно видеть себя. Для этого поставьте на стол удобное зеркало.
  4. Следите за тем, чтобы каждое упражнение выполнялось правильно. Иногда можно «помочь» языку специальным логопедическим шпателем, чистой ложечкой или просто пальцем.
  5. Не забывайте о том, что негатив не мотивирует! Это вам может казаться, что сделать упражнения легко и просто. Для ребенка же они оказываются довольно сложной задачей. Обязательно поощряйте и поддерживайте его. Сделайте уроки веселой игрой. Не зря для многих подобных комплексов придуманы «сказки про язычок». Подберите подходящий стишок для упражнения или сочините интересную историю.
  6. В начале освоения каждого упражнения проводите его в медленном темпе, фиксируясь на правильности выполнения, и лишь потом предлагайте ребенку пробовать делать движения быстрее.

Важно также развитие мелкой моторики у детей от 2х лет.

Требования к занятиям для детей 3, 4, 5, 6 лет

  • В 3-4 года перед ребенком стоит самая главная задача — осознать и научиться контролировать работу речевого аппарата. Основной акцент делается на правильности выполнения. Комплекс состоит в основном из статических упражнений.
  • В 5 лет уже требуется следить за плавностью и четкостью движений, правильным переходом от одного упражнения к другому. Набирать высокий темп может пока показаться сложным. Не торопите ребенка.
  • К 6 годам осознанный контроль над мышцами артикуляционного аппарата уже вполне достижим. Дети могут выполнять упражнения в нужном темпе и удерживать правильное положение языка определенное время.

Читайте также: Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Упражнения для артикуляционной гимнастики

  • «Улыбка». Это база для каждого последующего упражнения. Для правильного выполнения ребенку нужно будет удерживать губы в широкой улыбке. Так давайте улыбаться! Губы широко растянуты, зубы соединены. Варианты — с сомкнутыми губами и приоткрытыми.
  • «Слоник». Слоненок тянется хоботком к цветочку. Губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой. Тянемся изо всех сил. Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.
  • «Лопатка». Делаем широкий язычок. Немного вытянуть язык между зубов, не прижимая сильно. Сам язык должен быть расслабленным и широким. Настоящая большая лопата для уборки снега!
  • «Змея». А теперь можно превратиться в длинную змею. Язык также расположен между зубов, но теперь он должен быть напряженным и вытянутым, тонким. Пусть ребенок представит, как кончик языка тянется вперед, как у змейки. Такое положение, как и предыдущее, удерживать по 10 секунд.
  • Если упражнения хорошо освоены, предложите ребенку научиться чередовать их в определенном темпе. Вы будете чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает лопату в змейку и обратно. А может быть, вы придумаете какую-то другую историю про волшебство?
  • Переходим от статики к действиям. Делая «Улыбку» с сомкнутыми зубами под счет взрослого, ребенок должен разомкнуть зубы на пару сантиметров, то есть открыть рот. Двери открываются — двери закрываются. Придумайте, от кого запирается дверка?
  • «Вправо — влево». Язычок решил прогуляться, но не знает, куда же ему пойти. Рот приоткрыт в улыбке, язык двигается из одного угла губ к другому.
  • Ваш ребенок любит играть в футбол? Упражнение «Мяч». Пусть ребенок упирается кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Вы можете контролировать точность и напряжение языка, «толкая» щечки. Очень весело!
  • Еще одна вариация футбола — только мяч будет надувной. Научите ребенка надувать то одну щеку, то другую по очереди. Задача непростая, но для того, чтобы поднять настроение, вы можете «лопать» воздушный шарик, нажимая на надутую щеку.
  • Ох, язычок ушел гулять, но ведь он еще не умывался! Чистим язык, прокатывая его вперед-назад при сомкнутых зубах.
  • Теперь надо еще почистить и зубы — пусть язычок позаботится о них. Плавным движением слева-направо и наоборот провести языком по наружной поверхности верхних зубов, потом нижних.
  • Качаемся на качелях. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а потом — внизу, за зубами нижними. Рот полуоткрыт в улыбке.
  • Поскачем на лошадке? Все дети любят воспроизводить цоканье. Давайте соревноваться — кто дальше ускачет, вы или ваш ребенок?
  • Еще одно статическое упражнение — «Грибок». Оно хорошо растягивает короткую уздечку. Язык нужно приклеить («присосать») к верхнему небу как при цоканье лошадкой и оставить в таком положении на 10 секунд.
  • Усложняем «Грибок» — играем на гармошке. В положении «Грибка» ребенок должен двигать нижней челюстью вверх и вниз. Язык при этом не отпускаем!

Упражнения для активной работы артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте сами, играйте — вместе веселее! Занимаясь регулярно, вы скоро увидите, что ваш ребенок намного лучше вас умеет сворачивать язык в трубочку, тарахтеть как моторчик и — ура! — рррычать как тигр!

Не забывайте только, что если что-то не получается, не надо сердиться. Возможно, ребенок не понимает, как правильно выполнять то или иное упражнение. А может быть, следует проконсультироваться с логопедом и подобрать наиболее подходящий комплекс для занятий.

karkusha.su

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду картотека

Ребенок овладевает речью в течение нескольких лет с момента рождения. Но из-за дефектов нервной системы и особенностей строения артикуляционного аппарата не у всех детей речевой навык развивается одинаково хорошо. Возраст ребенка напрямую влияет на возможность коррекции логопедических проблем – чем младше мальчик или девочка, тем проще их исправить.

Артикуляция – это сложный многокомпонентный процесс, в котором задействованы гортань и глотка, голосовые связки, зубы и язык, мышцы лица и ротовой полости. Комплекс артикуляционной гимнастики – системы упражнений для органов речи – помогает выработать правильные движения каждого из элементов артикуляционного аппарата, и дает возможность малышу четко произносить все звуки.

Цель артикуляционной гимнастики состоит в исправлении нарушений произношения звуков у детей и взрослых путем выработки способности правильно управлять артикуляторным комплексом органов.

Задачи артикуляционной гимнастики включают в себя, как коррекцию и отработку элементарных движений, выполняемых каким-либо компонентом артикуляторного аппарата, так и объединение простых движений в более сложные. Это позволяет подготовить ребенка к произношению того или другого звука.

В зависимости от способа выполнения различают такие виды артикуляционной гимнастики:

Упражнения этой группы направлены на то, чтобы научить ребенка фиксировать язык, губы и другие мышцы в определенном положении;

  • Динамическая.

Динамические упражнения включают в себя повторяющиеся элементы движений для определенных составляющих артикуляционного аппарата.

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, с детьми в детском саду или развивающем центре должен заниматься опытный логопед. По мере усвоения упражнений, общая речевая гимнастика для малышей может выполняться ими в домашних условиях под присмотром родителей.

Регулярное использование артикуляционной гимнастики в логопедии помогает улучшить речь каждого дошкольника, нормализовать произношение и дикцию.

Уроки, на которых делаются логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика проходят в игровой форме. Для занятий обязательно используют зеркало. Благодаря его наличию ребенок учится следить за движениями губ и языка, и запоминает правильный способ произношения каждого звука. Ранний возраст способствует быстрому усвоению новых речевых навыков.

Артикуляционная гимнастика в стихах делает каждое занятие веселым и увлекательным. Перед началом работы на лице ребенка должна быть улыбка, зубы обнажены, а мышцы лица и ротовой полости  находятся в умеренном тонусе. Малышам будет интересна сказку про язычок, который учится в волшебной школе.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

Предлагаем вам следующие рекомендации по тренировке мышц глотки и мягкого неба. Для выполнения этих упражнений младший возраст ребенка не является препятствием.

  1. Предложите ребенку зевать, сначала не размыкая губ, а потом наоборот, широко открывая ротик и интенсивно вдыхая;
  2. Малыш откашливается, широко разевая рот и стиснув кулачки;
  3. Ребенок воспроизводит движения, что совершаются при полоскании горла;
  4. Кроха пьет жидкость маленькими глотками;
  5. Ребенок зажимает пальцами носик и пробует надуть щечки;
  6. Малыш поочередно свистит, мычит и стонет;
  7. Мальчик или девочка отклоняет голову назад, в том время, как взрослый ладонью удерживает головку малыша за затылок и препятствует этому;
  8. Кроха поочередно выговаривает звуки «и», а потом «а», с промежутком между ними.

Артикуляционная гимнастика для ребенка. Просто и правильно.

На звук Л

Рассмотрим, какую артикуляционную гимнастику нужно делать, чтобы произошла выработка звука «Л».

  • «Качели качаются»

Ребенку надо открыть рот и потом поместить широкий плоский язык за нижними зубами. В такой позиции он удерживается в течение от 2 до 5 секунд.

  • «Пони цокает копытами»

Малыш открывает ротик, кончик языка упирается в небо за верхними зубками и производит щелкающие звуки, имитируя передвижение лошади.

  • «Пони-ниндзя»

Малыш двигает язычком, как в предыдущем случае, но должен это делать совершенно бесшумно.

  • «Ветер играет»

Ребенок создает поток воздуха, что выпускается с двух краев языка, — прикусывает окончание языка зубками и начинает дуть.

На звук С

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков помогает в выработке звука «С» и остальные согласные из этой группы.

  • «Строим забор»

Ребенок улыбается, обнажает зубки, улыбается губами в течение 10 секунд.

  • «Делаем трубу»

Малышу нужно вытянуть соединенные вместе губы по направлению вперед и сложить в виде трубочке – это положение сохранять 10 с.

  • «Открываем окно»

Ребенок открывает ротик, смыкает зубки вместе и держит ротовую полость открытой 10 с.

  • «Наказание вредного язычка»

Мальчик или девочка немного открывают ротик, широкий язык размещается на нижней губе. Ребенок должен отшлепать его своими губами, и говорит «Пя» несколько раз. Затем язык в таком положении удерживается 5 с.

  • «Показываем лопату»

Малыш выкладывает расширенный язык на нижней губе и держит его так не менее 5-10 с.

  • «Футболист забивает гол»

Кроха устанавливает губы трубочкой и дует на бумажный и ватный шарик, задвигая его в пространство между двумя карандашами, что лежат на парте перед ребенком.

  • «Чистим нижние зубки»

Ребенок, используя кончик языка, чистит нижние зубки с внутренней стороны. Язык двигается вправо-влево и вверх-вниз.

  • «Котик рассержен»

Малыш открывает ротик, кончиком языка упирается в передние резцы снизу. Далее не отрывая язык от резцов, выдвигает его спинку по направлению вперед. Потом опускает её обратно, сохраняя кончик языка в том же положении.

На звук Р

У многих деток сразу не получается произносить звук, которому соответствует буква «Р». Для «Р» с ними необходимо делать такие упражнения:

  • «Чистим верхние зубки»

Ребенок широко открывает ротик, затем, используя кончик языка, чистит верхний зубной ряд с внутренней стороны, передвигая язык поочередно вправо и влево.

Малыш двигает язычком вперед и назад, гладя его кончиком твердое небо.

Ребенок делает то же, что и в упражнении «Футболист забивает гол», но при этом еще на выдохе произносит  «ф-ф-ф». Надо следить, чтобы поток воздуха был узконаправленным.

Звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков поможет каждому ребенку произносить правильно звуки «Ш», «Ж», «Ч» и «Щ».

Мальчик или девочка выполняет упражнение «Делаем трубу», затем округляет губы так, чтобы было видно сомкнутые зубки, и сохраняет такое положение 5-10 с.

  • «Покусаем язычок»

После улыбки и открытия рта малыш поочередно покусывает кончик и середину языка, двигая его вперед-назад.

  • «Часики тикают»

Ребенок после улыбки и открытия рта выдвигает язык как можно дальше и плавно двигает им от одного уголка рта к другому.

  • «Показываем чашечку»

Кроха улыбается и открывает ротик. Боковые и передние края широкого язычка поднимаются, но не касаются зубов.

  • «Сладкоежка съел варенье»

После улыбки мальчик или девочка открывает рот и языком в форме чашечки и облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз.

  • «Грибы растут»

Ребенок улыбается, широко открывает рот, затем присасывает язык («грибная шляпка») к нёбу на 5-10с таким образом, чтобы подъязычная уздечка («грибная ножка») была натянута. Язычок при этом широкий, его края касаются верхних зубов.

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика для губ и языка дополняется пальчиковой. Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, что напрямую стимулирует правильное формирование речевых навыков в центральной нервной системе. Каждая лексическая тема находит отражение в стихах, когда дети изучают живую природу, Новый год, смены сезонов, животных и т.д.

  • «Про дождик и газончик»

1, 2, 3, 4, 5,

(пальчики левой и правой руки поочередно стучат по столу)

Пошел дождик полетать.

(в свободном порядке стучим по столу пальцами рук)

Летел тихонько и привычно,

(делаем «шаги» 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности стола)

Ведь зачем дождю спешить?

Видит надпись на табличке –

«По газонам не ходить!»

(По очереди стучим по столу кулачками и раскрытыми ладонями)

Дождик прошептал беззвучно:

«Ох, ох, ох!»

(Ритмично хлопаем в ладоши 3 раза)

И исчез. Газон засох.

(Последний громкий хлопок в ладони).

  • «Гномик в домике»

Под листом – крошечный домик,

(из ладошек делаем шалаш)

В нем живет маленький гномик.

(стучим кулачком правой руки о ладошку левой и наоборот)

В дверцу дома ручками постучим,

В колокольчик дверной позвоним.

(соединяем 1,2, 3 пальцы щепоткой на двух руках и будто звоним колокольчиком)

Распахнет нам двери гномик,

Пригласит в крошечный домик.

(указываем на дверь кабинета)

В доме том – дощатый пол,

На полу – из дуба стол.

(указываем на пол, стол, стул)

Рядом – стул с резною спинкой,

На столе – тарелки, вилки.

(Показываем вилку – разводим пальчики на обеих руках в стороны)

Вот блины для нас стоят –

Гномик очень гостям рад.

(Хлопаем в ладоши)

Пальчиковая гимнастика для детей

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание играет очень важную роль в нашей речи. Поэтому артикуляционная и дыхательная гимнастика должны дополнять друг друга. Приведем примеры наиболее полезных упражнений, что помогут выработать дыхание нужной формы и силы.

Малыш дует на кусочки бумаги и конфетти, при этом губы округляются и немного вытягиваются, а щеки не надуты.

На воду в миске или в ванночке пускают легкий бумажный кораблик. Кроха выдыхает струю воздуха и заставляет его плыть.

В стакан наливается вода, ребенок дует через трубочку от сока.

  • «Магические пузыри»

Малыш выдувает мыльные пузыри из колечка.

Дыхательная гимнастика для детей

Для детей 2 – 3 лет

Артикуляционная гимнастика для совсем маленьких деток в 2-3 года должна сопровождаться стихами, рассказами и песнями. Занятия нужно проводить постоянно, но они очень ограничены по времени, так как у деток этого возраста еще слабо развито внимание.

Для детей 4 – 5 лет

В старшей группе можно проводить полноценные логопедические занятия. Артикуляционная гимнастика для детей 4 лет включает вышеуказанные упражнения. Индивидуальный комплекс для каждого ребенка подбирается логопедом, исходя из речевых проблем конкретного малыша.

Для детей 6 – 7 лет

Очень полезна артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду, картотека упражнений для которой изложена выше. Она помогает старшим дошкольникам окончательно сформировать правильные речевые навыки и, вместе с другими образовательными предметами, подготовиться к поступлению в первый класс.

Артикуляционная гимнастика в логопедии – эффективное средство, что позволяет любому малышу говорить красиво и без ошибок. Хорошо поставленная речь в дальнейшем благоприятно влияет на познание окружающего мира, социализацию и психическое развитие ребенка.

razvitieiq.ru

Артикуляционная гимнастика для детей: 2-3, 4-5, 6-7 лет

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др

[ads-for-wp ads-id="9157"][ads-for-wp ads-id="9158"]

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Похожий материал:

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Рекомендуем ознакомиться:

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Материал по теме:

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей  5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых  встречается искомый звук.

«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как это было:

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

rearchildren.ru

Артикуляционная гимнастика для детей 1,5 – 3 лет

Все органы речевого аппарата состоят из мышц. Всем известно, что можно тренировать мышцы ног, рук, спины, значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого нам поможет специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы речевого аппарата, сделать его сильным, подвижным и упругим. Это позволит произносить слова отчётливо, красиво и правильно.

Важно помнить! Упражнения не смогут заменить занятия с логопедом. Консультация специалиста понадобится для того, чтобы индивидуально и правильно подобрать комплекс артикуляционных упражнений для развития развитие речи дома, в детском саду.

Кому показана артикуляционная гимнастика

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Артикуляционная гимнастика будет полезна всем детям. Малышам 1.5 – 3 лет артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка.

Советы родителям для правильного проведения артикуляционной гимнастики

Начинать полноценные занятия артикуляционной гимнастикой можно уже с 2 лет. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи.

Эффективность артикуляционной гимнастики зависит от ее регулярности. Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • Выполнять упражнения желательно каждый день, в среднем по 5-7 минут. Начинают с 2 - 3 минут в день;
  • Во время занятий малыш сидит перед зеркалом: вы показываете ребенку упражнение, он, глядя в зеркало, повторяет его за вами;
  • Никогда не принуждайте ребёнка, лучше превратите тренировки в веселую игру. Большинство упражнений это учитывают и представляют собой комплексы из интересных стихов. Данный комплекс можно найти в пособии Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика». Приобрести данное пособие можно в книжном магазине, например в этом: https://www.labirint.ru/books/205836/
  • Артикуляционная гимнастика проводится в размеренном темпе, по   3 – 4 упражнения за сеанс;
  • Если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему, обыграйте эту ситуацию, покажите это упражнение на себе. Можно использовать механическую помощь, например, ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку поднять язык вверх;
  • Задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Рекомендуются простые артикуляционные упражнения:

  • «Поцелуй мамочку». Попросите ребенка вас поцеловать.
  • «Улыбка». Ребёнок улыбается и задерживает улыбку дольше.
  • «Окошко». Ребенок открывает ротик как можно шире на несколько секунд.
  • «Домик».Малыш прячет язычок в «домик» (в рот) и высовывает его наружу на три-четыре секунды, затем снова его прячет.
  • «Вкусные губки». Намажьте губы ребенка чем-нибудь сладким и пусть малыш облизывает их языком.
  • «Шарики». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их.

Важно помнить!  Если гимнастика дается ребенку с большим трудом, язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду! Возможно, понадобится помощь логопеда и специальный логопедический массаж.

easy-speech.ru

Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Подбираем гимнастику правильно

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Полезные советы

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

vseorechi.ru