Для детей 5 лет
Занятия в старшей группеАртикуляционная гимнастика для детей должна осуществляться сидя у зеркала, чтобы ребенок созерцал в отражении и себя, и специалиста, а к тому же то, что совершают их языки. Упражнения приемлемо исполнять не торопясь, умеренно и точно. Первое, что нужно сделать специалисту – это рассказать об упражнении, какое предстоит выполнить. Затем следует показать положенную артикуляцию звука и объяснить, какие движения предстоит совершить для этого. И наконец, предложить повторить упражнение ребенку. Сначала он может испытывать напряжение органов речи, которое постепенно исчезнет, уступая место свободе и координации. После нескольких проб выполнения упражнения у ребенка получится добиться требуемой позы языка или губ. Если ему трудно, логопед должен помочь шпателем или зондом. Взрослому необходимо контролировать качество выполняемых упражнений ребенком. Движения должны быть медленными, точными, устойчивыми, симметричными без лишних действий. Дома рекомендуется повторять упражнения родителям с ребенком, отрабатывать полученные навыки. Артикуляционная гимнастика для детей должна организовываться ежедневно, либо через день, чтобы добиться высоких результатов в исправлении недостатков речи. Таким образом, полученные навыки прочнее закрепятся. В день стоит отводить время для двух занятий, которые проводятся спустя час после еды. Разрешается заниматься и перед завтраком на протяжении 3-7 мин, избегая переутомления. Артикуляционная гимнастика проводится по подгруппам или индивидуально. За одно занятие не стоит упражняться с детьми более чем над тремя действиями. Из них 2 выполняются на повторение и отработку, а 1 упражнение вводится новое. Детские упражнения артикуляционной гимнастики предстоит прорабатывать от простого к сложному, а выбирать их с учетом достигаемой цели. Организовывать их рекомендуется в виде игры. Если ребенок столкнулся со сложностью в выполнении какого-либо действия, то знакомиться с новыми упражнениями не рекомендуется. Лучше уделить время на отработку знакомого материала, применяя игровые приемы.
Игры, обучающие правильному произношению звуковАртикуляционная гимнастика для детей учит их видеть в зеркале свои органы речи, чувствовать их и управлять ими. Но если на занятиях увлекаться только ими, положительного итога по исправлению речи не добиться. Помимо артикуляционных упражнений для детей важно работать над голосом и дыханием, используя различные игры:
В последнее время артикуляционная гимнастика для детей становится все более популярной среди педагогов. Современные дети все чаще проводят свое свободное время за телевизором, компьютером, телефоном или планшетом. Это заставляет их больше смотреть и слушать, а не говорить самим. Такая ситуация приводит к проблеме развития речи и плохой работе органов речи. Поэтому артикуляционную гимнастику все чаще вводят в занятие педагоги. Автор: Поленок О.А. Оформление статьи: Владимир Великий Видео про артикуляционную гимнастикуАртикуляционная гимнастика вместе с логопедом: kidteam.ru Артикуляционная гимнастика для детей 3 – 5 летАртикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные по артикуляции звуки, например, такие как [С], [З], [Ш], [Ж], [Л], [Р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Мы советуем в начале, перед выполнением самих артикуляционных упражнений, познакомить ребенка с органами артикуляции. Разберите с ребенком, как устроен его речевой аппарат. Пусть он рассматривает в зеркале органы речи, которые хорошо видны, остальные можно ощупывать пальцем. Пусть ребенок покажет, где у него верхние и нижние зубы, губы, язык. Во рту, за верхними зубами, есть шероховатые бугорки (альвеолы), к которым прислоняется язык при произнесении звуков [Ш], [Р]. Пусть ребенок ощупает их пальцем , а затем поводит по ним языком. Попросите ребенка показать пальцем, где у него верхняя губа, нижняя; кончик языка и его середина. Помочь в этом может пособие Е.М. Косиновой «Уроки логопеда». Приобрести данное пособие можно в книжном магазине, например в этом: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/352421/ Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь учителя-логопеда и специальный логопедический массаж. Необходимо помнить, что ведущая роль в работе по коррекции нарушений звукопроизношения принадлежит логопеду. Но одних занятий с логопедом крайне недостаточно! Для эффективной работы необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми: родителями, бабушками и дедушками, которые помогут сократить подготовительный период работы, сделать его наиболее эффективным, а результаты стабильными.
БЕГЕМОТИКИОписание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3–4 раза. Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот – Отдыхает бегемот. О. Перова
ЛЯГУШКИОписание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3–4 раза.
Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем. М. Синицына
СЛОНОписание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение. Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Я водичку набираю И ребяток поливаю! Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. М. Синицына
ЧАСИКИОписание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5–10 раз.
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? М. Синицына
КАЧЕЛИОписание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4–5 раз.
Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. Н. Тегипко
БЛИНЧИКИОписание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. О. Перова
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕОписание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4–5 раз. Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. М. Синицына
ЧАШКАОписание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3–4 раза.
ЧИСТИМ ЗУБКИОписание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8–10 раз.
Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.
ПАРУСОписание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2–3 раза.
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
ГРИБОписание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу. Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.
ЛОШАДКАОписание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. Я – весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. М. Синицына easy-speech.ru Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 летВ логопедической работе активно используется артикуляционная гимнастика. Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работу мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание и, соответственно, помочь правильной постановке звуков или откорректировать ошибочную. Можно ли заниматься с детьми логопедической гимнастикой самостоятельно? В том случае, если у ребенка нет серьезных нарушений произношения, упражнения для развития артикуляционного аппарата помогут активному формированию речи. Если же родителей беспокоят какие-то проблемы, лучше предварительно проконсультироваться со специалистом. Логопед подберет нужный комплекс упражнений и даст рекомендации по коррекции. Как заниматься артикуляционной гимнастикой
Важно также развитие мелкой моторики у детей от 2х лет. Требования к занятиям для детей 3, 4, 5, 6 лет
Читайте также: Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина? Упражнения для артикуляционной гимнастики
Упражнения для активной работы артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте сами, играйте — вместе веселее! Занимаясь регулярно, вы скоро увидите, что ваш ребенок намного лучше вас умеет сворачивать язык в трубочку, тарахтеть как моторчик и — ура! — рррычать как тигр! Не забывайте только, что если что-то не получается, не надо сердиться. Возможно, ребенок не понимает, как правильно выполнять то или иное упражнение. А может быть, следует проконсультироваться с логопедом и подобрать наиболее подходящий комплекс для занятий. karkusha.su Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду картотека
Ребенок овладевает речью в течение нескольких лет с момента рождения. Но из-за дефектов нервной системы и особенностей строения артикуляционного аппарата не у всех детей речевой навык развивается одинаково хорошо. Возраст ребенка напрямую влияет на возможность коррекции логопедических проблем – чем младше мальчик или девочка, тем проще их исправить. Артикуляция – это сложный многокомпонентный процесс, в котором задействованы гортань и глотка, голосовые связки, зубы и язык, мышцы лица и ротовой полости. Комплекс артикуляционной гимнастики – системы упражнений для органов речи – помогает выработать правильные движения каждого из элементов артикуляционного аппарата, и дает возможность малышу четко произносить все звуки. Цель артикуляционной гимнастики состоит в исправлении нарушений произношения звуков у детей и взрослых путем выработки способности правильно управлять артикуляторным комплексом органов. Задачи артикуляционной гимнастики включают в себя, как коррекцию и отработку элементарных движений, выполняемых каким-либо компонентом артикуляторного аппарата, так и объединение простых движений в более сложные. Это позволяет подготовить ребенка к произношению того или другого звука. В зависимости от способа выполнения различают такие виды артикуляционной гимнастики:
Упражнения этой группы направлены на то, чтобы научить ребенка фиксировать язык, губы и другие мышцы в определенном положении;
Динамические упражнения включают в себя повторяющиеся элементы движений для определенных составляющих артикуляционного аппарата. Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, с детьми в детском саду или развивающем центре должен заниматься опытный логопед. По мере усвоения упражнений, общая речевая гимнастика для малышей может выполняться ими в домашних условиях под присмотром родителей.
Регулярное использование артикуляционной гимнастики в логопедии помогает улучшить речь каждого дошкольника, нормализовать произношение и дикцию. Уроки, на которых делаются логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика проходят в игровой форме. Для занятий обязательно используют зеркало. Благодаря его наличию ребенок учится следить за движениями губ и языка, и запоминает правильный способ произношения каждого звука. Ранний возраст способствует быстрому усвоению новых речевых навыков. Артикуляционная гимнастика в стихах делает каждое занятие веселым и увлекательным. Перед началом работы на лице ребенка должна быть улыбка, зубы обнажены, а мышцы лица и ротовой полости находятся в умеренном тонусе. Малышам будет интересна сказку про язычок, который учится в волшебной школе. Тренировка мышц глотки и мягкого неба
Предлагаем вам следующие рекомендации по тренировке мышц глотки и мягкого неба. Для выполнения этих упражнений младший возраст ребенка не является препятствием.
Артикуляционная гимнастика для ребенка. Просто и правильно. На звук Л
Рассмотрим, какую артикуляционную гимнастику нужно делать, чтобы произошла выработка звука «Л».
Ребенку надо открыть рот и потом поместить широкий плоский язык за нижними зубами. В такой позиции он удерживается в течение от 2 до 5 секунд.
Малыш открывает ротик, кончик языка упирается в небо за верхними зубками и производит щелкающие звуки, имитируя передвижение лошади.
Малыш двигает язычком, как в предыдущем случае, но должен это делать совершенно бесшумно.
Ребенок создает поток воздуха, что выпускается с двух краев языка, — прикусывает окончание языка зубками и начинает дуть. На звук С
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков помогает в выработке звука «С» и остальные согласные из этой группы.
Ребенок улыбается, обнажает зубки, улыбается губами в течение 10 секунд.
Малышу нужно вытянуть соединенные вместе губы по направлению вперед и сложить в виде трубочке – это положение сохранять 10 с.
Ребенок открывает ротик, смыкает зубки вместе и держит ротовую полость открытой 10 с.
Мальчик или девочка немного открывают ротик, широкий язык размещается на нижней губе. Ребенок должен отшлепать его своими губами, и говорит «Пя» несколько раз. Затем язык в таком положении удерживается 5 с.
Малыш выкладывает расширенный язык на нижней губе и держит его так не менее 5-10 с.
Кроха устанавливает губы трубочкой и дует на бумажный и ватный шарик, задвигая его в пространство между двумя карандашами, что лежат на парте перед ребенком.
Ребенок, используя кончик языка, чистит нижние зубки с внутренней стороны. Язык двигается вправо-влево и вверх-вниз.
Малыш открывает ротик, кончиком языка упирается в передние резцы снизу. Далее не отрывая язык от резцов, выдвигает его спинку по направлению вперед. Потом опускает её обратно, сохраняя кончик языка в том же положении. На звук Р
У многих деток сразу не получается произносить звук, которому соответствует буква «Р». Для «Р» с ними необходимо делать такие упражнения:
Ребенок широко открывает ротик, затем, используя кончик языка, чистит верхний зубной ряд с внутренней стороны, передвигая язык поочередно вправо и влево. Малыш двигает язычком вперед и назад, гладя его кончиком твердое небо. Ребенок делает то же, что и в упражнении «Футболист забивает гол», но при этом еще на выдохе произносит «ф-ф-ф». Надо следить, чтобы поток воздуха был узконаправленным. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков поможет каждому ребенку произносить правильно звуки «Ш», «Ж», «Ч» и «Щ». Мальчик или девочка выполняет упражнение «Делаем трубу», затем округляет губы так, чтобы было видно сомкнутые зубки, и сохраняет такое положение 5-10 с.
После улыбки и открытия рта малыш поочередно покусывает кончик и середину языка, двигая его вперед-назад.
Ребенок после улыбки и открытия рта выдвигает язык как можно дальше и плавно двигает им от одного уголка рта к другому.
Кроха улыбается и открывает ротик. Боковые и передние края широкого язычка поднимаются, но не касаются зубов.
После улыбки мальчик или девочка открывает рот и языком в форме чашечки и облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз.
Ребенок улыбается, широко открывает рот, затем присасывает язык («грибная шляпка») к нёбу на 5-10с таким образом, чтобы подъязычная уздечка («грибная ножка») была натянута. Язычок при этом широкий, его края касаются верхних зубов. Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика для губ и языка дополняется пальчиковой. Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, что напрямую стимулирует правильное формирование речевых навыков в центральной нервной системе. Каждая лексическая тема находит отражение в стихах, когда дети изучают живую природу, Новый год, смены сезонов, животных и т.д.
1, 2, 3, 4, 5, (пальчики левой и правой руки поочередно стучат по столу) Пошел дождик полетать. (в свободном порядке стучим по столу пальцами рук) Летел тихонько и привычно, (делаем «шаги» 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности стола) Ведь зачем дождю спешить? Видит надпись на табличке – «По газонам не ходить!» (По очереди стучим по столу кулачками и раскрытыми ладонями) Дождик прошептал беззвучно: «Ох, ох, ох!» (Ритмично хлопаем в ладоши 3 раза) И исчез. Газон засох. (Последний громкий хлопок в ладони).
Под листом – крошечный домик, (из ладошек делаем шалаш) В нем живет маленький гномик. (стучим кулачком правой руки о ладошку левой и наоборот) В дверцу дома ручками постучим, В колокольчик дверной позвоним. (соединяем 1,2, 3 пальцы щепоткой на двух руках и будто звоним колокольчиком) Распахнет нам двери гномик, Пригласит в крошечный домик. (указываем на дверь кабинета) В доме том – дощатый пол, На полу – из дуба стол. (указываем на пол, стол, стул) Рядом – стул с резною спинкой, На столе – тарелки, вилки. (Показываем вилку – разводим пальчики на обеих руках в стороны) Вот блины для нас стоят – Гномик очень гостям рад. (Хлопаем в ладоши) Пальчиковая гимнастика для детей Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание играет очень важную роль в нашей речи. Поэтому артикуляционная и дыхательная гимнастика должны дополнять друг друга. Приведем примеры наиболее полезных упражнений, что помогут выработать дыхание нужной формы и силы. Малыш дует на кусочки бумаги и конфетти, при этом губы округляются и немного вытягиваются, а щеки не надуты. На воду в миске или в ванночке пускают легкий бумажный кораблик. Кроха выдыхает струю воздуха и заставляет его плыть. В стакан наливается вода, ребенок дует через трубочку от сока.
Малыш выдувает мыльные пузыри из колечка. Дыхательная гимнастика для детей Для детей 2 – 3 лет
Артикуляционная гимнастика для совсем маленьких деток в 2-3 года должна сопровождаться стихами, рассказами и песнями. Занятия нужно проводить постоянно, но они очень ограничены по времени, так как у деток этого возраста еще слабо развито внимание. Для детей 4 – 5 лет
В старшей группе можно проводить полноценные логопедические занятия. Артикуляционная гимнастика для детей 4 лет включает вышеуказанные упражнения. Индивидуальный комплекс для каждого ребенка подбирается логопедом, исходя из речевых проблем конкретного малыша. Для детей 6 – 7 лет
Очень полезна артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду, картотека упражнений для которой изложена выше. Она помогает старшим дошкольникам окончательно сформировать правильные речевые навыки и, вместе с другими образовательными предметами, подготовиться к поступлению в первый класс. Артикуляционная гимнастика в логопедии – эффективное средство, что позволяет любому малышу говорить красиво и без ошибок. Хорошо поставленная речь в дальнейшем благоприятно влияет на познание окружающего мира, социализацию и психическое развитие ребенка. razvitieiq.ru Артикуляционная гимнастика для детей: 2-3, 4-5, 6-7 летНеправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др [ads-for-wp ads-id="9157"][ads-for-wp ads-id="9158"]Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться. Зачем нужна гимнастикаДефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей. Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений. Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом. Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии. Основные правила гимнастикиЗанятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж. Похожий материал: Виды упражненийАртикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата). Статические упражненияПри их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд. «Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу. «Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот. «Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд. Динамические упражненияВыполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи. «Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта. «Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу. «Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку. «Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем. Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда. Рекомендуем ознакомиться: Возрастные особенности детей и гимнастикаЗаниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.
Для детей 2 – 3 летПолноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум). «Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно. «Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка. «Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет. «Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд). Материал по теме: Для детей 3 – 4 летЦель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево). «Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт. «Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней. Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку». Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи. Для детей 4 – 5 летЦель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы. «Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким. «Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается. «Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны. Для детей 5 – 7 летЦель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик». К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух. «Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук. «Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск». Как это было: «Вкусные» игры с пользой для речиДети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
Лучше один раз посмотреть…Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям». Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы. Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы. rearchildren.ru Артикуляционная гимнастика для детей 1,5 – 3 летВсе органы речевого аппарата состоят из мышц. Всем известно, что можно тренировать мышцы ног, рук, спины, значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого нам поможет специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы речевого аппарата, сделать его сильным, подвижным и упругим. Это позволит произносить слова отчётливо, красиво и правильно. Важно помнить! Упражнения не смогут заменить занятия с логопедом. Консультация специалиста понадобится для того, чтобы индивидуально и правильно подобрать комплекс артикуляционных упражнений для развития развитие речи дома, в детском саду. Кому показана артикуляционная гимнастикаВсем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Артикуляционная гимнастика будет полезна всем детям. Малышам 1.5 – 3 лет артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. Советы родителям для правильного проведения артикуляционной гимнастики Начинать полноценные занятия артикуляционной гимнастикой можно уже с 2 лет. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи. Эффективность артикуляционной гимнастики зависит от ее регулярности. Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
Рекомендуются простые артикуляционные упражнения:
Важно помнить! Если гимнастика дается ребенку с большим трудом, язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду! Возможно, понадобится помощь логопеда и специальный логопедический массаж. easy-speech.ru Артикуляционная гимнастика для детей и взрослыхАртикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи. Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи. Подбираем гимнастику правильноАртикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков. Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий. Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь. Полезные советыАртикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:
Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 летМалыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:
Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:
Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком. Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 летДети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений: «Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены. «Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении. «Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам. «Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе. «Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки. «Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье. «Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов. «Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит. «Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд. «Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик. В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков. Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов. Упражнение для детей от 7 летРазвитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:
Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно. vseorechi.ru |