Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Возрастные особенности детей старшей группы (5 - 6 лет). Возрастные особенности ребенка 5 6 лет


"Возрастные особенности детей 5-6 лет"

 

 Возрастные особенности детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.

Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах (при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке. Взрослый, находясь рядом с детьми, следит за безопасностью, заботится о смене двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми пространство для подвижных игр.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память.Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. По мнению Л.А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Речь. Речь, согласно мнению Л.С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп - детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода - становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С. Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Старшая группа (5-6 лет)

Физическое развитие

Физическая культура

Появляется лёгкость, ритмичность бега, исчезают боковые раскачивания.

Увеличивается длина прыжка, улучшается координация движений (детям доступны сложные игры, где требуется умение поддерживать равновесие как на месте, так и в движении).

Ходит и бегает легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп со сменой направления.

Метает предметы правой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м.

Отбивает мяч рукой не менее 10 раз.

Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

Перестраивается в колонну по трое, четверо, выполняет повороты.

Знает исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимает их оздоровительное значение.

Здоровье

Имеет представления о возможностях детского организма.

Знает правила ухода за телом.

Проявляет интерес и личную мотивационную направленность на соблюдение правил здорового образа жизни.

Самостоятельно следит за чистотой тела, одежды и обуви, а так же аккуратностью причёски.

Социально-коммуникативное развитие

Безопасность

Самостоятельно соблюдает элементарные правила поведения.

Умеет различать проезжую часть дороги, тротуар.

Понимает значение красного, жёлтого и зелёного сигналов светофора, их роль для движения машин и пешеходов.

Умеет анализировать наглядный случай перехода пешеходом через дорогу и делать вывод.

Умеет в игре применить полученные знания для безопасного движения на улице.

Умеет применить слуховую информацию при ориентировке в большом пространстве, когда движущаяся цель не видна, но её можно услышать.

Соблюдает правила поведения в различных помещениях и на участке ДОО.

Умеет правильно ходить по лестнице и уступать дорогу.

Знает путь домой.

Имеет представления об электричестве и правилах обращения с электроприборами.

Имеет представления об ядовитых растениях и грибах.

Социализация

Формируется модель взаимодействия и поведения с чужим (не родным) человеком в основном методом подражания взрослым.

Продолжается моральное развитие. Ребёнок становится особенно чувствителен к «по правде» или «понарошку», очень чувствует потерю доверия и искренности взрослых.

Форма общения – внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное.

Взрослый – источник информации, собеседник.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению с собственными.

Сильная эмоциональная зависимость от оценок взрослого, выраженное стремление получить одобрение, похвалу.

Появление лживости при нарушении детско-взрослых отношений (авторитаризм, попустительство).

Углубление интереса к сверстнику как партнёру по играм, предпочтения в общении при обмене своими знаниями и впечатлениями.

Умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, используя для этих целей театрализованные игрушки и атрибуты костюмов.

Умеет самостоятельно организовать знакомые подвижные игры, придумывает с помощью взрослого игры на заданные темы.

Способен усложнять игровые замыслы в длительных игровых объединениях.

Изменяет стиль общения со взрослыми и детьми, но в случае внутреннего конфликта возникает приспособленчество.

Происходит формирование нравственных норм и правил через игровые моменты.

Соблюдает в игре элементарные правила поведения.

Называет своё имя, отчество, фамилию, возраст и членов семьи, домашний адрес, свою половую принадлежность.

Испытывает любовь к родным местам.

Знаком с изменениями и благоустройством города.

Знает название города, улицы, на которой расположен детский сад.

Знает самый главный город страны.

Труд

Самостоятельно одевается и раздевается в определённой последовательности, аккуратно складывают одежду.

Умеет ухаживать за обувью, своевременно сушит одежду.

Постоянно поддерживает порядок в групповой комнате, помогает няне.

Самостоятельно дежурит по столовой: сервирует стол, убирает посуду после еды, протирает столы; по уголку природы.

Умеет протирать пыль, подметать дорожки на участке.

Умеет рыхлить землю на грядках, в цветнике, поливать растения.

Правильно называет трудовые обязанности взрослых знакомых профессий.

Вычленяет отдельные действия и их последовательность в рудовом процессе.

Имеет представления о труде хлебороба и уважает его труд.

Познавательное развитие

Способы познания – общение со взрослыми, сверстниками, самостоятельная деятельность.

Условия успешности – оценки взрослого, собственный широкий кругозор и хорошо развитая речь.

Мышление – наглядно-образное, начало формирования образно-схематического; развивается интерес к чтению и математике.

Может решать простые геометрические задачи.

Развиваются целенаправленное запоминание, произвольность всех психических процессов.

Развивается соподчинение мотивов (отказ от игры в пользу другого).

Развивается самоинструктирование при выполнении или планировании деятельности.

Конструирование

Умеет самостоятельно делать отдельные простые, но выразительные фигурки с использованием природного материала.

Умеет строить по рисунку, по фотографии, схеме, самостоятельно подбирая строительный материал.

Создаёт различные конструкции одного и того же объекта с учётом определённых условий: улица, зоопарк, город, детский сад, дом.

Конструирует из готовых форм (коробки, цилиндры, пакеты), объединяя предметы в композицию.

Умеет складывать лист бумаги пополам и делить его на части. Выполняет несложные поделки приёмом оригами.

Сенсорное развитие и математические представления

Узнаёт, называет, соотносит цвета различной насыщенности.

Соотносит цвета с реальным объектом.

Группирует предметные картинки, предметы по цвету.

Сериация по насыщенности (до 7 оттенков основных цветов).

Узнаёт, называет геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо)).

Соотносит эталон формы с формой объёмных тел и предметов.

Соотносит эталон формы с формой предметного изображения.

Группирует фигуры по форме (круги – овалы; прямоугольники – квадраты).

Словесно обозначает параметры величины (понимание, называние: большой – маленький, высокий – длинный, широкий – низкий, толстый – тонкий; высота, длина, ширина, толщина; выше – ниже, длиннее – короче, шире – уже, толще - тоньше).

Соотносит 2-3 разных объекта, одинаковые по длине, высоте, ширине или толщине, расположенных в реальном пространстве.

Выполняет сериацию по величине (5-7 величин с незначительным разностным порогом).

Анализирует и конструирует по образцу из геометрических форм (6-7 деталей и дополнительные элементы).

Составляет целое из частей предметного изображения (6 частей, разрез по вертикали и горизонтали).

Понимает пространственные предлоги и наречия: из, на, под, по, в, к, за, рядом, над, перед, между, впереди, вперёд, сзади, назад, вверху, вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом.

Ориентируется на листе (верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх, слева направо в разных направлениях).

Составляет схему пространства (соотносит расположение предметов в реальном пространстве со схемой; умеет передавать пространственные отношения в схеме).

Ориентируется на себе. Знает части тела и их пространственное расположение (вверху – внизу, спереди – сзади, правая – левая).

Ориентируется относительно себя (вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево; вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево; впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева; впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева).

Ориентируется относительно предмета (другого человека): впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева; впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.

Ориентируется по схеме. Соотносит расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

Считает в пределах 10.

Знаком с образованием и составом числа в пределах 5-10, с цифрами первого десятка.

Сравнивает предметы по длине, массе, объёму.

Умеет сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар; использует знаки «больше», «меньше».

Социально-бытовая ориентировка

Называет явления природы и изменения в неживой природе, изменения в растительном мире; изменения в жизни животных и птиц.

Может различать по листьям, коре, плодам и называть 4-5 деревьев.

Узнаёт и называет 4-6 видов овощей и фруктов. Знаком с домашними заготовками на зиму.

Обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела (руки – правая, левая; спина – сзади; грудь – впереди).

Определяет пространственное расположение предметов с точкой отсчёта относительно себя: справа от меня – слева и пр.

Называет родной город, улицу, называет свою фамилию, имя и отчество, а так же имена и отчества родителей, близких и взрослых. Знает свой возраст и сравнивает с возрастом членов семьи.

Называет зимующих птиц, перелётных. Называет животных и их детёнышей.

Знаком с разными видами транспорта: наземный, водный; воздушный, специальный.

Называет предметы мебели и материалы, из которых они сделаны; может дифференцировать предметы внутри одного вида: предметы посуды (например, посуда чайная, столовая, кухонная).

Называет жука и два вида бабочек, имеет представления о насекомых, их строении (туловище, лапки, крылья, хоботок и т.д.).

Называет 4-7 видов луговых, садовых и лесных травянистых цветущих растений (цветов), имеет представления о строении травянистого цветущего растения (корень, стебель, лист).

Может дифференцировать предметы внутри одного рода (обувь: домашняя, спортивная, детская, женская, мужская, зимняя, модельная и пр.).

Речевое развитие

Способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «я хочу». Сострадание, сочувствие, радость, печаль стали регуляторами поведения и общения ребёнка.

Может входить в устойчивые игровые объединения детей, использует в общении речевые и неречевые средства эмоциональной реакции.

Развитие речи

Запас слов к пяти годам увеличивается до 2500-3000.

Употребляет все части речи, появляется словотворчество.

Способен произносить трудные звуки, речь отчётливая.

Активен в словотворчестве, словообразовании, задаёт много поисковых вопросов.

Грамотно использует все части речи.

Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткий рассказ.

Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.

Улавливает в звучащем слове отдельные звуки.

Выделяет гласные и согласные из слога и слова.

Дифференцирует согласные по принципу мягкости и твёрдости, глухости и звонкости.

Определяет местоположение звука в слове.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Изобразительная деятельность

Умеет передавать характерные признаки предметов (корзинка, грибы, фрукты, посуда) из одной части (шар, овал, брусочек).

Делит комок на нужное количество частей, соблюдая при этом относительную величину частей задуманной работы.

Плотно скрепляет части и сглаживает места скрепления. Владеет приёмами лепки: оттягивания, сплющивания.

Создаёт предметные и декоративные рельефные изображения на доске с помощью стеки, печаток.

Умеет вырезать основную часть предмета по нарисованному контуру простой формы.

Вырезает симметричные предметы путём сложения.

Вырезает сложные предметы по контуру (птицы, животные, транспорт и др.).

Может самостоятельно создать сюжетную аппликацию.

Рисует предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки.

Рисует предметы прямоугольной формы, точно передаёт пропорции и детали предмета (корабль, машина, автобус и пр.).

Владеет навыками срисовывания предмета с натуры (цветок, кувшин, игрушки и др.).

Подбирает цвет и фон бумаги для изображения пасмурного и солнечного дня, времени года, настроения.

Создаёт композиционный рисунок, используя при этом фланелеграф и вырезанные изображения.

Музыка

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня) и звуки высокие и низкие (в пределах квинты).

Поёт без напряжения, в сопровождении музыкального инструмента.

Ритмично двигается в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, не подражая другим.

Играет на металлофоне мелодии.

Чтение художественной литературы

Эмоционально откликается на художественные произведения.

С удовольствием слушает программные жанровые произведения в исполнении взрослого, узнаёт их и повторяет понравившиеся.

Умеет ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения, оценить поступки героев, определить их характер.

Умеет обыграть несложный сюжет в спектакле или театральной постановке.

«Утверждаю»

__________________

Заведующий МБДОУ№137

Толстых О.В.

Принята на заседании

педагогического совета

от

Рабочая программа

Старшей группы №4 «Улыбка»

«Детского сада общеразвивающего вида №137»

на 2015 – 2016 учебный год

Воспитатели:

Демидова С. П.

Мандрикова Н. П.

Воронеж – 2015 год

Режим дня (холодный период)

Старший дошкольный возраст детей

5-6 лет

Утренний прием, игры, индивидуальное общение с детьми, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика

7.00 -8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 - 8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.50 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 – 9.25

Игры средней и малой подвижности

9.25 – 9.35

Непосредственно образовательная деятельность

9.35 – 9.55

Игры средней и малой подвижности

Непосредственно образовательная деятельность

Подготовка и выход на прогулку, прогулка (наблюдения, игры)

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию на улице

9.55 – 12.15

11.50 -12.15

Самостоятельная деятельность по выбору и интересам

12.15 – 12.30

Игры, подготовка к обеду, обед

12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, сон

13.00 - 15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, игры, досуги, кружки

15.00 – 16.00

Подготовка к полднику, уплотненный полдник

16.00 – 16.20

Игры, самостоятельная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность: образовательные ситуации

16.20 – 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

17.00 – 18.20

игры, уход детей домой

18.20 – 19.00

infourok.ru

Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет - Возрастные особенности - Каталог файлов

 Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе. 

Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.

В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"

Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с  целью заполучить то, что хочет.

В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».

В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.

Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Вам как  родителям важно:

С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.

Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.

Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.

Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологу.

 

psiholog-ds.ucoz.ru

Возрастные особенности детей старшей группы (5

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5 – 7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7 – 10 см, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, активно развиваются двигательные способности. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики.

   Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

   Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

   По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.

  Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.

   В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Продолжает совершенствоваться речь (связная, монологическая).

   Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, волшебников и т.п. эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

   Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его воспитателем. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям.

   В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.

   Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

  Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет). Всѐ больший интерес ребѐнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребѐнка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более чѐтко. К этому периоду жизни у ребѐнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребѐнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребѐнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребѐнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребѐнку целенаправленно преодолевать определѐнные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребѐнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребѐнок может решать простые геометрические задачи.         Ребѐнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребѐнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребѐнку заранее организовать своѐ внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:  • Любопытство; • Любознательность; • Чувство юмора; • Удивление. К эстетическим чувствам относится: • чувство прекрасного; • чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести: • чувство гордости; • чувство стыда; • чувство дружбы.        

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребѐнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребѐнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребѐнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребѐнокузнаѐт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребѐнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого, находящегося рядом.          Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребѐнка. Именно в этот период в ребѐнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребѐнка, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребѐнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребѐнку интересно всѐ, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чѐтко, научно, доступным для ребѐнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребѐнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.                                                                      

Этот период называется сензитивным (особеннно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребѐнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).  Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребѐнка.

Автор: Павленкова Е.С.

pavlenkova-detstvo.edumsko.ru

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.

Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах ( при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке. Взрослый, находясь рядом с детьми, следит за безопасностью, заботится о смене двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми пространство для подвижных игр.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. По мнению Л.А.Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме ( в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) Кнаглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Речь. Речь, согласно мнению Л.С.Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя ( часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С.Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.

infourok.ru

"Возрастные особенности детей 5-6 лет"

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и

обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование

действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные,

уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст

овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.

Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется

существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого).

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

Литература: ДЕТСТВО. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Бабаева Т.И. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.

infourok.ru

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

•    Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

•    Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.•    С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.•    Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.•    Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.•    Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.•    Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.•    Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.* Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

МатематикаРебенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление-Развитие Мышления, Памяти, ВниманияРебенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:1.Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…».2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие РечиРебенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:1.Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мирРебенок в возрасте от 5 до 7 лет может уметь:1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки обиходаРебенок в возрасте от 5 до 7 лет может уметь:1.Ребенок может звонить по телефону.2.Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу3. Ребенок может уметь вести себя за столом.4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Вам как его родителям важно:

•    С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.•    Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.•    Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.•    Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.•    Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.•    Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.•    Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на можетствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.•    По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.•    На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.•    Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

nsportal.ru

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

• продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии;

• желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками;

• с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет;

• готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя;

• стремится к большей самостоятельности;

• очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры;

• может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Математика

1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.

3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы:

Сколько? Который? Какой по счету?

4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление

1.Ребенок может отвечать на такие вопросы «Как…».

2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).

4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие речи

1. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мир

1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки обихода

1.Ребенок может звонить по телефону.

2.Ребенок может знать, как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу.

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ВАМ ВАЖНО ЗНАТЬ:

• С уважением относиться к версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным.

infourok.ru