Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Согласно календарю развития ребенка развитие ребенка в 5 месяцев, является для него периодом закрепления физиологических навыков и открытий психологического характера. Все мышцы тела укрепляются, давая тем самым возможность малышу расширять круг доступных действий.
Не смотря на столь юный возраст, ваш малыш уже умеет:
Большинство малышей к середине пятого месяца жизни весят в два раза больше, нежели при рождении. Их вес колеблется в среднем в приделах 6,5-7,5 кг, а рост 63-65 см.
Начиная с пятого месяца развития, у ребенка резко меняется режим дня. Поэтому к концу данного периода рекомендуется увеличить интервал между кормлениями с 3-х до 4-х часов. Что касается сна? Ночной сон малыша занимает до 10 часов, а двух-трех разовый дневной – 2 часа.
В данном периоде развития питание остается неизменным. То есть, Вы продолжаете придерживаться исключительно грудного вскармливания, в ином случае – даете смесь по требованию.
В связи с особенностями физиологического и психологического развития, кормление все чаще носит прерывистый характер, так как ребенок отвлекается на различного рода звуки. В этом нет ничего страшного.
Все больше малыш обращает внимание на пищу, которой питается мама. Он начинает тянуть ручки к тарелке и ложке взрослых, капризничает при отказе. Начиная с середины 5-ого месяца можно начать знакомство с новой пищей, дав малышу ложечку фруктового пюре, постепенно увеличивая данную порцию.
Иной прикорм допускается в следующих случаях:
Как бы то ни было начало прикорма стоит обсудить с Вашим педиатром.
Читайте также: Уникальные рекомендации о том, как правильно вводить прикорм
Малыш уже четко распознает людей своего окружения и настороженно относится к незнакомцам. Ему становится совершенно небезразлично на то, кто находится рядом. Потому на руки он идет далеко не к каждому.
Пятимесячный ребенок уже способен четко различать интонации голоса. На ласковое слово малыш готов ответить улыбкой, а вот на грубое – может и расплакаться.
Читайте также: Ранее развитие ребенка
На пятом месяце развития родителям уже следует научиться понимать просьбы ребенка, которые он выражает различной интонацией своего лепета. Так, к примеру, малыш четко выражает недовольство, если его уложат в кроватку, а он еще желает оставаться на руках у родителей.
В речи пятимесячного ребенка начинают появляться повторяющиеся слоги «ня-ня-ня», «ба-ба-ба». Именно в этот период пора начинать активное общение с малышом, в особенности, когда он сам начинает «агукать», тем самым выражая свое желание поговорить. Не лишним будет укладывание малыша путем напевания колыбельной. С 5-ти месяцев можно начать и знакомство с разнообразными стишками, скороговорками, короткими сказками.
На что следует акцентировать внимание и чему можно научить ребенка в 5 месяцев?
Очень важно не лениться и уделять время физической гимнастике. Она должна занимать не более 7 минут, чтобы малыш не переутомился.
На пятом месяце развития ребенка у малыша могут начать прорезываться зубы. Потому следует позаботиться о том, чтобы среди игрушек были те, которые можно было бы погрызть.
Перемены происходят в этот период и во время прогулок. Малыш уже меньше спит на свежем воздухе и с любопытством разглядывает окружающий мир из коляски.
Самое время приобрести пирамиду и начать учить ребенка надевать кольца на ее основание. Не лишним будет показать крохе, какие манипуляции можно совершать с мячом: подбрасывать вверх, катать его по полу.
Познакомьте малыша с музыкальными игрушками, укажите, куда следует нажать, чтобы раздалась мелодия. Конечно, сейчас он не сможет повторить за Вами всех действий. Однако спустя пару месяцев, Ваш малыш будет с уверенностью пользоваться всеми знаниями и навыками, которым Вы обучите его уже сейчас.
Манипуляции перед зеркалом. Возьмите малыша на руки и поднесите его к зеркалу. Пускай он обратит внимание на свое отображение. Постучите пальцем по стеклу, указывая на его носик, щечки, глазки. Помашите ему рукой, произнося «Привет!» или «Пока!». Меняйте гримасы выражения своего лица. Надувайте щеки, качайте головой, хмурьте брови, покажите язык. Пускай Ваш малыш учится фокусировать внимания на смене происходящих действий.Упражнение «хватай-ка». Как уже говорилось выше «ребенок на пятом месяце развития» уже учится самостоятельно дотягиваться до предметов и захватывать их. По этому, развесьте на шнурке игрушки различной формы и цвета на таком расстоянии, чтобы кроха смог к ним дотянуться и схватить. Протяните ему погремушку, таким образом, чтобы он сам взял ее в руки. В этот период дети уже умеют перекладывать предметы с одной ладошки в другую. Не скупитесь на похвалу за даже самые мелкие достижения малыша.
Знакомство с музыкой, ее можно подобрать в нашей музыкальной гостиной для вашего малыша. Включите какую-нибудь спокойную мелодию, а через минутку выключите, после снова включите. Малыши пятого месяца развития способны реагировать на такие перепады.
Не следует включать музыку на длительное время. В данном возрасте музыка может утомлять и раздражать малыша. Периодически меняйте виды музыкальных воспроизведений: от спокойных к более ритмичным. Вы так же можете двигаться с малышом к так мелодии. Зачастую детям нравится танцевать с мамами.
И напоследок, смотрим видео «Развитие — 5 месяцев ребенку».
Похожие темы:
С Уважение, Екатерина Богданова
P.S. Не забудьте подписаться на обновление нашего сайта.
semya-i-detstvo.ru
К концу месяца он овладеет этим навыком и будет самостоятельно выполнять повороты с живота на бок и опять на живот. Что весьма значимо, не только для физического, но и психического развития крохи.
Задумаемся, что заставляет малыша высоко поднимать головку, удерживаться на предплечьях, делать повороты? Ребенком движет неудержимая познавательная потребность. Она инициируется данной от природы ориентировочной активностью замечать, реагировать и осваивать новизну в окружающем мире.
С каждым днем в ребенке появляется что-то, чего не было раньше: в движениях, выражении глаз, мимике, голосовых реакциях и т.п. Взрослому следует замечать все новации, которые появляются у крохи. Можно удивляться этому маленькому, но такому упорному человечку! Действительно, каждый навык возникает в результате неоднократного повторения – будь то повороты, или умение схватывать игрушку, или артикулировать гласные звуки и др.
Вы замечаете, что продолжают совершенствоваться ручные умения, координация движений рук малыша. Ребенок захватывает, отталкивает, вновь притягивает игрушки-подвески, ловит и даже пытается их ощупывать, т.е. всеми доступными для него средствами «собирает» сенсорную информацию о физических свойствах предметов. Идет накопление чувственного опыта. При этом, лежа на спине, малыш проделывает забавные «пируэты» ногами, поднимая и напрягая их при захватывании висящих предметов. Также при действиях руки активизируются все мышцы тела крохи.
Абсолютно новым в развитии малыша можно считать появляющуюся способность перехватывать предмет (игрушку) из руки взрослого. Этот жест сопровождается кратким словом «На!» (возьми), который становится малютке понятным в действии. С этого момента все действия взрослого, сопровождаемые словом, становятся для малыша необходимыми в понимании показов или совместных игр в качестве пояснения. Например, мама протягивает ребенку деревянную расписную ложку: «На! Возьми!» Она держит ложку за самый кончик, оставляя ее ручку свободной для захвата в удобном для ребенка положении. Дитя тянет ручку к ложке, раскрывает ладонь и хватает ее за ручку. Так он будет поступать и с погремушками, которые необходимы для развития активных самостоятельных действий. Но важно, что ребенок всякий раз будет слышать «На! Возьми!» и правильно реагировать на предложение взрослого. А это один из приемов развития понимания речи взрослого.
Малыш научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку произносить гласные звуки. Пребывая в хорошем расположении духа, он длительно, певуче и громко гулит: «А-а-а!», «У-у-а!», «А-а-ау!» Это важная веха не только в речевом, но и умственном развитии ребенка. Малыш как бы наслаждается своим умением и повторяет рулады речевых звуков, напоминающих воркование голубей. Гуление малютки не случайно. Так дитя «тренируется» в новом для него умении: еще и еще раз повторяет, вслушиваясь в издаваемые им звуки.
Раньше мама первая начинала копировать, повторяя за ним какие-то речевые звуки, стараясь преподать крохе «технику» подражания. Теперь взрослый может вступать с ним в настоящую перекличку. Мама проводит речевое занятие по схеме: вначале переключает внимание ребенка на себя, разговаривает с ним, называет по имени, наклоняется над крохой, начинает артикулировать гласные фонемы, которые ребенок хорошо произносит: вызывает его на речевой контакт. Далее делается пауза на 10–15 секунд и вновь повторяются те же звуки.
Как правило, малыш «откликается» как может – произносит знакомые (разученные) гласные звуки. Затем взрослый показывает звучащую игрушку или читает потешку, стишок, песенку, где этот звук хорошо прорабатывается, т.е. произносится под ударением. Малыш прислушивается, затем «демонстрирует» свои речевые достижения.
Взрослому необходимо эмоционально поддержать, похвалить малыша. Тем более что на пятом месяце он по-разному реагирует на ласковое или сердитое обращение: в первом случае широко улыбается, смеется, показывает весь «комплекс оживления», во втором – хмурится и может даже заплакать.
Следует заметить, что на протяжении пятого месяца в речевых реакциях ребенка произойдут изменения: овладев гласными звуками, малыш начинает «манипулировать» ими, т.е. произносить в разных сочетаниях, как бы экспериментируя и изобретая новые звукосочетания из 2–3 фонем: «э-э-э-уэ-а-а», «оуа-и-и-и», «e-э-э-эуа», «и-и-ыу», «у-га-гу-у-гау», «ы-ы-ы-ва» и т.п. Эти «изобретения» крохи имеют индивидуальную выраженность и составляют суть того воркования, которое называется гулением. На пятом месяце у крохи возникает эта ярко выраженная речевая реакция.
Следует признать, младенец не так примитивен и прост, как может показаться непосвященному взрослому. Войти с ним в обоюдный контакт – большое искусство, требующее вдумчивости, внимания и душевного движения взрослых: перед вами не спеленатая куколка, а человек с огромным потенциалом роста и развития. Следует создать ему соответствующие социальные условия, чтобы реализовать заложенные в нем возможности.
Подготовительные этапы речевого развития ребенка нельзя рассматривать вне связи с формированием его общего развития, движений, действий рук, потому что понимание речи взрослого приходит к ребенку в конкретных ситуациях, когда малыш овладевает тем или иным навыком и взрослый побуждает его словом, жестом, соответствующим действиям самого малыша: «На! Возьми!», «На бочок! Вот как!», «Заинька, встань на лапки! Вот и этак, вот и так!» и т.п.
Какие общие задачи стоят перед родителями на 5 месяце роста и развития их ребенка?
В этот период жизни малыш начинает гулить без побуждений со стороны взрослого. Он делает это, стремясь привлечь внимание мамы к себе. Гуление становится средством их коммуникации.
Учитывая, что на пятом месяце жизни малютки происходят определенные изменения в его речевой практике, целесообразно выделить задачи, способствующие речевому развитию:
Взрослый должен умело использовать природный «интерес» ребенка к окружающему, наполняя его жизнь эмоциональным общением, сюрпризными моментами, занимательными показами и т.п.
В каждый отрезок времени бодрствования взрослый старается вступать в речевой контакт, показывает игрушки, включает их в действие и др.
Наряду с «разговорами» взрослый практикует «режим тишины», когда малыш начинает гулить по своей инициативе. В этот момент следует исключить посторонние звуки (телевизор, радио, бытовые приборы и др.), давая ребенку возможность в тишине «манипулировать» речевыми звуками, вслушиваясь в рулады произносимых гласных фонем. Желательно в этот момент сделать запись голосовых реакций малыша. Если в другой раз ребенок пассивен, мама может его активизировать, используя запись его же голоса, и малыш, прислушавшись, начнет повторять свои голосовые реакции.
Эмоционально-личностное общение с крохой является по?прежнему главным условием его психофизического благополучия. В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой реакции на знакомого взрослого, которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2–3 метров в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека малыш узнает по голосу, даже если последний и не попадает в поле его зрения, Как правило, это бывает отец, пришедший с работы, которого ребенок выделяет, как и мать, из всего взрослого окружения.
Мама старается расширить социальные контакты малыша. С этой целью она, заранее договорившись, включает всех членов семьи в игровые ситуации. В процессе эмоционального общения с бабушкой, дедушкой, тетей, сестренкой и др. малыш слышит речь в разном «исполнении» по тембру, темпу, высоте, эмоциональной окрашенности.
Действительно, бабушка произносит, например: «На-а-а!» ласково, протяжно; дедушка твердо и отрывисто: «На!»; тетя игриво: «На-на-на!»
Важно, чтобы в устах домашних одни и те же предметы и действия назывались одинаково. Так к малютке начинает приходить не только понимание, но и запоминание их названий. Не случайно на 6 месяце это станет одной из задач в речевом развитии крохи.
Примерная игровая ситуация эмоционального общения «Поехали, поехали!»
Задачи
Обогащать эмоции ребенка, создавая специальные игровые ситуации с участием близких: бабушки, дедушки, тети и др. Называть их имена (бабушка Таня, дедушка Витя и т.п.). Развивать ручные умения: перехватывать из рук взрослого погремушку (ложку, молоточек, «кнутик» и пр.). Ознакомить с значением слов: «На! Возьми!», сопровождаемых соответствующим жестом.
Материал
Хохломская ложка, «кнутик» (пустая стержневая ручка для письма, через носик которой пропущен небольшой шнурок, закрепленный им), погремушка на высокой ручке.
Содержание
Мама берет на руки ребенка. Малыша удобно располагают, придерживая за спинку (не сажают!). Взрослый двигается семенящим шагом, покачиваясь, имитирует езду:
Ехали-ехали, По рытвинам, по кочкам, Зеленым лесочком, Ехали-ехали, К бабушке Тане (имя бабушки) приехали! Бабушка разыгрывает сценку встречи с ребенком, ласкает, называет по имени, показывает красивую расписную хохломскую ложку, приговаривает: Сварила вам бабушка Вкусную кашку, Масло добавляла, Алешу (имя ребенка) угощала! Да? Да! Вот тебе ложка, Кушай понемножку! (держит ложку за кончик черенка)
С этими словами она протягивает ребенку ложку: «На! На! Возьми!» Ребенок берет ложку за середину ручки. Мама дает возможность ребенку рассмотреть ложку, поиграть с нею, затем забирает. Прощаются с бабушкой и едут к дедушке. Вся первая часть повторяется. Дедушка ласкает ребенка и говорит:
Здравствуй, милый внучек, Вот тебе кну-у-тик! На! (Держит кнутик за кончик)
Ребенок перехватывает предмет из руки дедушки. Мама берет кнутик и показывает, как им можно играть: делает легкие круговые движения и шнурочек наворачивается на кончик кнутика, затем разворачивает его в обратную сторону.
Примечание
Если занятие проводится с девочкой, к ней другое обращение:
Здравствуй, здравствуй, внучка! За-а-бавная штучка – Кнутик – веселушка, Олина (имя ребенка) игрушка!»
При перехватывании предмета малыш слышит те же слова: «На! Возьми!» Мама забирает у ребенка кнутик. Они «едут» к тете. Сценка повторяется.
Ехали-ехали В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Ехали-ехали, К тете Маше (имя тети) Приехали! Тетя ласково встречает малыша и говорит ему: Вот тебе игрушка, Держи погремушку! На! На! Возьми (держит погремушку за кончик ручки)
Ребенок перехватывает игрушку, играет.
Наряду с ласковыми именами, например, «солнышко», «зайка» и др., мама и родственники должны называть ребенка по имени. Хороши стихи, посвященные ребенку, в которых звучит его имя. Маленькие рифмовочки могут сочинять и сами родители. Например, такие:
Маечка
На зеленую лужайку Вышла маленькая Майка, Ну-ка, Майка, запевай-ка: «Ма-а-ай, Ма-а-ай!», Маечка-Майя – Девочка мая!» (Л. Павлова)
В этом стихотворении, помимо своего имени, ребенок слышит полезные для речевого развития звукосочетания «ма-а-а», которое в скором времени начнет осваивать.
Тимочка
В приоткрытое окошко Проскользнула тихо кошка И запела: «Мур-мур-мур, Где же Тимочка, Тимур? Он, конечно, ваш ребенок, Но Тимур и мой котенок! Мур-мур-мур! Где же Тимочка, Тимур? Мур?! Да вот он!» (Л. Павлова)
Мама выразительно читает стишок, интонирует, ласково прикасается, пестует кроху. Для взрослого очень важно находить поводы для речевого взаимодействия с малышом, в которых он демонстрирует образец произношения звуков и слов.
Примерное речевое занятие «Петушок-петушок»
Задачи
Активизировать гуление, побуждая ребенка к речевому подражанию. Развивать речевой слух, используя фольклорное произведение, где прорабатываемый звук «о-о-о» находится под ударением.
Материал
Игрушка-петушок (15–20 см).
Содержание
Мама эмоционально общается с ребенком, поглаживает, называет по имени. После того как малыш войдет в контакт, она читает потешку:
Петуш-о-о-к, петуш-о-о-к! Ты подай гол-о-о-сок, Через дальний лес-о-о-ок. Ко-о-о! Ко-о-о!
Как правило, малыш откликается на напевность фольклора, начинает гулить. Далее взрослый показывает малютке петушка, называет игрушку, разыгрывает с нею различные забавные сценки (петушок поет, ходит, прячется, показывается с разных сторон и т.п.).
Занятие заканчивается ласковым разговором, игровым пестованием ребенка.
www.2mm.ru
Для ребенка возможность исследовать, изучать окружающее значит много. Старайтесь давать ему возможность знакомиться с разными предметами. Обозначайте словами, звуками, жестами предметы, людей, которые окружают ребенка.
3 месяца - посмеемся, мама
Теперь уже успехи вашего малыша очевидны. Это особенно заметно, когда вы держите ребенка на руках, а он смотрит на вас совершенно осмысленно. Вы улыбаетесь ему, он улыбается вам в ответ. Более того, он умеет весело и громко смеяться и можно представить себе, какое наслаждение доставляет родителям этот смех. Старайтесь больше и чаще разговаривать с ребенком, озвучивать и свои, и его действия. Малыш ответит вам улыбкой, звуками, движениями ручек и ножек.
Помните, мы говорили о том, как много значит для ребенка возможность исследовать, изучать окружающее? Старайтесь давать ему возможность знакомиться с разными предметами. Когда вы выкладываете малыша на животик, а эта процедура обычно доставляет всем участвующим большое удовольствие, обратите внимание, как хорошо и долго он уже умеет удерживать головку. Значит, и обзор тоже увеличивается. Кроме того, малыш немедленно поворачивает голову в сторону звука или яркой игрушки. Это надо обязательно использовать. Обозначайте словами, звуками, жестами предметы, людей, которые окружают ребенка.
И называйте, называйте, проговаривайте все, что делает ребенок, все, что делаете вы. В этом возрасте ребенок уже очень любит, когда с ним играют. Он вообще становится очень активным, сам переворачивается со спины на бок, внимательно смотрит за движущимися игрушками и предметами и ориентируется на голос, то есть пытается узнать, где находится говорящий. У вас появляется дополнительная возможность помочь малышу развивать свои умения. Разговаривая с ним, отдаляйте и приближайте свое лицо, отводите лицо влево и вправо, вообще уведите из вида ребенка. Этим вы развиваете его умение слушать.
Играя, вы можете сначала показывать своему малышу одну игрушку, потом, позднее, две, но не более трех. Подойдут и резиновые, и пластмассовые, и деревянные, и тканевые игрушки: животные, погремушки, кольца, шары.
Прежде всего, добейтесь, чтобы малыш увидел игрушку, поводите ею около него, коснитесь ею малыша, поднимите над ним, спрячьте, пусть ребенок, слыша звучание, попытается отыскать игрушку. Ну, а потом вложите ее в ручку маленького труженика. Не торопитесь и не форсируйте события. Малыш не может сразу схватить предмет, сначала вы даете игрушку из рук в руки и помогаете удерживать. Вот если ребенок хорошо справился с этим (о чем вы ему, конечно, сказали, и погладили, и похвалили), можно попробовать подвесить игрушки над грудью. Они должны быть удобными для захватывания: кольца, шарики с дырочками, вкладыши-трубочки. Играя с малышом, вы обязательно проговариваете все манипуляции и не забываете называть предметы, попадающие в поле зрения ребенка. Ваша улыбка также постоянно при вас.
Поиск звучащих игрушек продолжается, причем вы можете использовать и другие предметы, как-нибудь скрипящие, шуршащие и т. д. Очень полезно мять бумагу и прислушиваться к раздающемуся при этом звуку.
Не забудьте, пожалуйста, о «Козе рогатой» . Пора начинать играть в эту игру.
Идет коза рогатая За малыми ребятами. Забодает, забодает.
Ребенок радостно смеется при приближении грозной козы из двух пальцев.
4 месяца - звуки на вкус
Как быстро летит время! Вы только посмотрите на этого ребенка. Мало того, что он отлично поднимает и удерживает голову и лежа на спине, и лежа на животе, он уже хорошо опирается на ножки при поддержке под мышки, да еще и сидит, правда, с поддержкой.
Конечно, при таких достижениях и речь не остается в стороне. В звуковом арсенале вашего малыша появляются певучие звуки, так называемое гуление. Все новые звуки, а их еще называют предречевыми вокализациями, как бы распробуются ребенком. Он гулит, то есть пропевает звуки, и при этом, заметьте, прекрасно тренирует речевое дыхание. Оно понадобится для речи, и ждать уже не так долго. Малыш прислушивается к звукам собственного голоса. Родители должны знать, что без гуления с его распробованием звуков на вкус не перейти к лепету. Но об этом чуть позже, а сейчас вернемся к нашим 4 месяцам.
Итак, вы услышали «пение» , доносящееся из кроватки, так пойте сами, привлекайте внимание малыша к звукам, радуйтесь его успехам, отвечайте ему. Для этого можно использовать такой момент как кормление. Ребенок открывает ротик, и вы комментируете это словами: «Ты открыл ротик, молодец. Сейчас будешь кушать. Открой ротик и скажи: а-а-а. А теперь будешь кушать» . Не спеша, с ребенком на руках, подойдите к зеркалу и показывайте, как вы открываете рот, произносите: э-э-э-э, а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у, и-и-и-и, высовываете язык, надуваете щеки, облизываете губы.
Если вы, находясь рядом с ребенком, ласково разговариваете с ним, тормошите, поглаживаете, показываете игрушки, то уже одного вашего присутствия достаточно, чтобы малыш начал произносить звуки. Без такого общения, без вашего обучающего влияния малыш позднее не будет вас замечать, не будет проявлять интерес к вам и к тому, что вы делаете. А если положительного контакта не будет, готовьтесь, что ребенок будет обращаться к вам криком... «Ну, я уж не знаю, что ему надо!» - возмущается молодая мама, кивая на красного, орущего младенца. - «Кажется, сухой, сытый, все у него есть!» Действительно, сухой, сытый, живот не болит, в кроватке полно игрушек, на которые ребенок не смотрит. И мама рядом, читает детектив. Ну, что ему еще надо? А как вы думаете?
Теперь уже малыш достаточно долго занимается игрушками, подвешенными на расстоянии вытянутой руки. Рассматривая их, ребенок не просто до них дотрагивается, но и захватывает. Заметив такие действия, попробуйте не только подвешивать игрушки, но и положить их рядом с малышом. В этом возрасте вы уже можете использовать для занятий с малышом две игрушки, как и прежде, удобные для удерживания. Вначале аккуратно вкладывайте в ручки игрушки, а когда они будут зажаты в кулачках, понарошку отбирайте, при этом обязательно приговаривая что-нибудь вроде: «Ты взял колечки, молодец, умница. Крепко держишь. Отдай-ка, вот какой, не отдаешь...» и т. д.
Игрушки кладите так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, легко мог достать нужную ему вещь. Очень хорошо, если вы сумеете привлечь внимание малыша, когда он лежит на животе. Игрушка должна быть яркой, удобной. На первых порах вы можете помочь, слегка подвинуть игрушку, не забывая при этом поощрять малыша. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок сам стремился достать предмет. Кроме того, в положении лежа на животе малышу легче пользоваться губами, языком, открывать ротик. Поставьте перед ним зеркало, пусть полюбуется на себя и, возможно, попытается совершить что-то выдающееся. Не расстраивайтесь, если будут предприняты попытки засунуть игрушку в рот (кстати, туда активно засовывается и палец), ведь это важный этап изучения предмета. Смотрите только, чтобы игрушки были достаточно большими, тогда не будет опасности, что они будут проглочены и почаще их мойте. И по-прежнему, проговаривайте все, что вы делаете вместе с ребенком.
При этом старайтесь разнообразить интонацию, с которой говорите, пошепчите, произносите звуки одними губами. Услышав звуки, произнесенные малышом, сами попытайтесь их повторить ему и при этом улыбкой, ласковым приглашающим взглядом побуждайте к «ответу» - продолжению «разговора» .
5 месяцев - мама, папа, я вас знаю... и доверяю
Пришла пора обзавестись магнитофоном или музыкальным центром, если у вас их до сих пор не было. Мамы и папы отмечают, что малыш с удовольствием слушает мелодичную музыку. Родители могли бы и сами сыграть малышу что-нибудь на дудочке или губной гармонике. Только обзаведитесь не металлической гармошкой, извлекание звуков из которой сопровождается поистине титаническими усилиями (такие инструменты одно время выпускала наша промышленность), а удобной и не требующей больших энергетических затрат пластмассовой.
Не старайтесь разнообразить музыкальные впечатления малыша обилием мелодий, полезнее обогащать ребенка различием тембра. Пусть музыка слышится то ближе, то дальше, исполняется на разных инструментах (пожалуй, барабан еще не потребуется), звучит то справа, то слева. Именно это развивает способность малыша слушать. А умение слушать очень пригождается, ведь малыш повторяет за вами звуки. Слова пока еще не понятны, но зато тон, которым они произносятся, улавливается превосходно. Основной смысл понимается по интонации. Поэтому гуление ребенка очень певучее, он как бы пробует овладеть интонацией.
Особенно приятно маме и папе, что ребенок их уже узнает и выделяет. Напрасно знакомая тетя манит «на ручки» , у мамы оно как-то спокойнее и надежнее, к чужой тете идти не хочется. Это вовсе не говорит о том, что ребенок бука и дикарь. Просто его мир - это прежде всего мама и именно с ней ему комфортнее всего. А мама старается понять малыша и сделать так, чтобы и он ее понял.
Изображайте действия вашего ребенка и обязательно комментируйте при этом, что вы делаете. Очень важно, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. Если он отвернулся, закапризничал, показывает, что нерасположен к игре, не стоит настаивать. Ну, а уж если у вас нет настроения или вы «отбываете» игру как повинность, не ждите результата. Зато, услышав звук, произнесенный в ответ, не поскупитесь на улыбку и ласку. Если малыш не ответил вам сразу, не повторил, но с интересом смотрит на вас, повторите звук. И вообще, не требуйте от ребенка немедленного реагирования в виде повторения, ведь ему нужно время, чтобы произнести ответный звук. Это совсем не так легко, как может казаться взрослому.
Не забывайте о звучащих игрушках. Пятимесячному малышу интересен и зайка, бьющий в барабан, и детская шарманка, и музыкальная шкатулка. Так как ребенок уже внимательно ощупывает, трясет игрушки, можно предложить ему погремушки разного звучания, разной степени громкости. С интересом малыш слушает перекатывание пуговиц в жестяной коробке, громыхание камушков в железной банке, стук горошин о стенки спичечного коробка и многие другие звуки. Только будьте осторожны и внимательно следите, чтобы ребенок не взял в рот высыпавшие детали или не засунул их себе в носик или ушко.
Можно уже потихоньку подкладывать малышу игрушку для доставания после подползания, причем самостоятельного. Самые настойчивые мамы могут незаметно отодвигать игрушку, хитро стимулируя ребенка ползти за ней вперед и вперед. И вдруг вы увидите, как, достигнув желаемого предмета, ребенок отталкивает его и ползет к нему снова! Вот вам и манипуляции с игрушкой, и активное движение, и развитие речи, ведь вы не забываете обсуждать с малышом все происходящее?
Можно начинать игру в «Прятки». Вы закрываете ладонями лицо (или приседаете за кресло) и говорите при этом: «Ку-ку!» А затем открываете лицо (или вылезаете из-за кресла) со словами: «А вот я!»
В этом возрасте ребенок ровно стоит на ножках, если его поддерживать под мышки, садится при поддержке и опоре (вот только спину держать прямо ему пока не удается).
По материалам статьи психолога Анны Герасимовой «Развитие речи у ребенка первого года жизни»
www.medkrug.ru
Кроха уже не просто отличает близких людей от незнакомцев, но отмечает такие детали, как цвет одежды, в которой Вы обычно ходите, причёску, фасон нарядов, поэтому завидев Вас, к примеру, с другой причёской карапуз насторожится и будет с Вами как-будто заново знакомиться, внимательно изучая.
Когда мама рядом, крохе ничего не страшно, даже появление незнакомца, хоть и настораживает, но не пугает. Но стоит новому человеку появиться в поле зрения малыша, когда мамы рядом не будет, ждите истерики. Старайтесь сначала познакомить кроху с гостем, дайте карапузу привыкнуть к новому человеку, осмотреть его, изучить его взаимодействие с Вами, и только после того, как кроха привыкнет к присутствию незнакомца, можете попробовать личный телесный контакт — потрогать за ручки, и даже взять на руки.
Как только карапуз окажется в новом помещении, он тут же начнет осматриваться, покажет своё отношение к происходящему, разнообразно воркуя, интонацией показывая свою радость или страх и недовольство.
Ваш карапуз уже пытается повторять звуки за Вами, подолгу произносить певучие гласные «а», «э», «ю», «я» и уже начинает произносить первые слоги «ма», «ба», «на», «да», всё чаще соединяя гласные и согласные звуки. Ребёнок прислушивается к голосу взрослого, различая знакомые голоса и реагируя на интонацию, и сам он тоже лепечет, меняя интонацию.
Любопытно, что кроха чаще всего произносит слоги несколько раз подряд, например «ма-ма-ма», стоит Вам всегда подхватывать эти звуки малыша, как вскоре, чтобы вызвать у Вас ответную реакцию, карапуз будет произносить эти слова снова, переходя, таким образом, от бессвязного лепета к осознанной речи.
Речь ребёнка в пять месяцев переходит из стадии гуления в стадию свирелей, когда в продолжительном звуковом потоке крохе, легко распознать цепочки слогов. Пока малыш все звуки напевает без участия губ и языка, имитируя то, что он слышит гортанью. Поэтому часто появляются и гортанные звуки «кх», «сх», «хы», начинает произносить новые слоги "да", "де", "га".
Важно! Если Вы до сих пор не ходили отоларингологу, сделайте это сейчас, чтобы диагностировать возможные проблемы со слухом и избежать многих проблем в языковом развитии.
Речевое развитие Вашего малыша напрямую связано с Вашей речевой активностью, ведь новые звуки ребёнок может услышать только от того, с кем постоянно общается. Во время бодрствования ребёнка, рассказывайте ему всё, чем занимаетесь, называйте окружающие Вас предметы. Спрашивайте и сами отвечайте на свои вопросы, например: «Где окошко? - Вот окошко», и показывайте крохе на окно. Таким же образом показывайте на фотографиях родственников, называйте их по именам и фамилиям, показывайте маму и папу, чтобы малыш знакомился со всеми членами семьи и постепенно запоминал их имена. Не забывайте постоянно называть ребёночка по имени, чтобы он скорее научился ассоциировать себя со своим именем.
Познакомьте малыша с зеркалом, это замечательная игрушка, которая будет привлекать его еще очень долгое время. Расскажите крохе, кого он видит в отражении, постарайтесь для этой игры добыть большое зеркало, в котором карапуз увидит себя во весь рост.
Важно! Если ребёнок не проявляет интерес к собственному отражению, не интересуется своим лицом, это не очень хороший признак. Проследите за этим моментом более внимательно, и если в шесть месяцев кроха так и не заинтересовался ни своим, ни маминым лицом, сообщите об этом Вашему врачу.
Как уже говорилось выше, пятимесячные малыши начинают активно исследовать своё тело, когда Вы заметите, что шаловливые ручки потянулись к паху, объясните карапузу, что там находится так же, как Вы рассказывали, где глазки, носик, язычок, и потихоньку, продолжите рассказывать про тело малыша, направляя его ручки на другие части тела.
В частой потребности потрогать свои половые органы может быть виноват недостаток ласки по отношению к малышу. Здесь не сработают строгий возглас, шлепки по ручкам, да и не стоит этого делать, ведь малыш познаёт своё тело, тем более, что ему ещё и приятно, постарайтесь обеспечить карапузу больше тактильных ощущений и душевного комфорта.
Одним из способов познания у ребёнка является – оральное осязание, проще говоря, малыш тянет все предметы в рот. Поэтому проследите, чтобы предметы, которые кроха тянет в рот, были безопасны с точки зрения возможности их проглотить, и удобными в чистке.
Малыш несказанно рад оказаться рядом со взрослым в положении сидя, он гордится тем, что может так же, как и родители сидеть самостоятельно. Совсем скоро Вы предложите своему подросшему ребёнку отдельный стул за общим столом, подчеркивая тем самым, что малыш – полноценный член семьи.
www.minibanda.ru
Однажды, вы увидите, что ваш малыш, самостоятельно перевернулся со спины на живот, и этот момент, может настать весьма неожиданно. Это еще один шаг, на его пути к самостоятельности, и значит, развитие ребенка до года, идет в соответствии с нормой. Необычайно возрастает активность, и малышу уже совсем неохота, просто лежать на спине. Теперь, положение на животе, становится для него наиболее интересным. К этому возрасту, маленькие ручки достаточно окрепли, чтобы лежа на животе, можно было приподняться на них и посмотреть, что же там есть, за пределами манежа. Все кажется абсолютно новым, и необыкновенно интересным.
В 5 месяцев, ваш малыш должен прибавить 700 грамм в весе, и 2 сантиметра в росте.
Развитие ребенка в 5 месяцев, напрямую зависит от получения им, полноценного питания. И если вы кормите ребенка грудью, то будьте внимательнее к своему рациону, так как правильное питание ребенка полностью зависит от вас, и от того, что вы едите. Начинать введение прикорма, пока еще рановато, малышу, в этом возрасте, вполне достаточно молока матери.
В 5 месяцев, малыш уже хорошо узнает родных и близких ему людей, и начинает проявлять интерес к посторонним, но относится к ним с большой опаской, и навряд ли решится, пойти к ним на руки. Поэтому, если к вам в гости пришли бабушка или дедушка, и решили взять любимого внука или внучку на руки, то скорее всего, малыш заплачет и крепко вцепится в мамину шею. Это происходит лишь по тому, что он признает только тех, кто находится с ним постоянно, ухаживает за ним, играет, гуляет на улице и укладывает спать. Все остальные, вне зависимости от степени родства, сейчас для него чужие.
Проснувшись, малыш не начинает сразу искать и звать маму, а первым делом переворачивается на живот, дотягивается до игрушки, которые становятся теперь, объектом его пристального внимания. Ребенка в 5 месяцев, начинает интересовать не только игрушка вцелом, но и ее отдельные части, которые он подолгу может ощупывать, своими маленькими пальчиками. Это благоприятно сказывается на работе той части мозга, которая отвечает за развитие речи.
Развитие речи ребенка в 5 месяцев, начинает набирать темпы, все чаще можно услышать, как ваш малыш что-то там лопочет. Пока это просто сочетание звуков, но это тоже важный этап в развитии ребенка до года.
В этом возрасте, малышу придутся по вкусу, разные пищалки, погремушки, колокольчики и другие игрушки, издающие звуки. А вам придется набраться терпения, потому что, вы серьезно устанете слушать все эти звуки целый день.
Малыш, уже очень хорошо отличает голоса, и может улыбнуться вам или заплакать, в зависимости от вашей интонации.
Руки становятся гораздо послушнее, и теперь, он может легко взять игрушку, которую вы ему протягиваете. Теперь, особый интерес для него, представляет возможность, не только взять игрушку, но и пощупать ее, рассмотреть и бросить на пол.
Ребенка в 5 месяцев, можно легко увлечь, не только игрой, но и разглядыванием красивой книжки с красочными картинками. Можете полистать вместе с ним семейный фотоальбом, деткам в этом возрасте, очень нравится рассматривать лица. А если вы научите и разрешите ему самому листать страницы, то это наилучшим образом скажется на развитии мелкой моторики, а в последующем и на развитии речи.
Сон 5 месячного ребенка, длиться около 14-16 часов, а его большая часть, порядка 10 часов приходится на ночное время.
Очень важно, в этом возрасте, соблюдать распорядок дня, это оказывает свое влияние на развитие ребенка в 5 месяцев. Он должен хорошо знать, что зачем следует, и если сейчас он пойдет гулять, то потом его обязательно покормят, и положат спать. Если быть объективным это не только полезно для малыша, но и крайне удобно для мамы.
В возрасте 5 месяцев, могут проявиться проблемы по части неврологии, которые были упущены из виду раньше. Если вы видите, что ваш малыш, не особенно активен, совсем не улыбается, или вас беспокоят еще какие-то моменты в его развитии, обязательно сообщите об этом врачу. Возможно, это просто индивидуальная особенность вашего ребенка, а возможно это какое-то нарушение в развитии ребенка 5 месяцев. Большинство неврологических нарушений, поддаются исправлению, если обнаружить их в раннем возрасте. Поэтому, никогда не стесняйтесь обсудить с педиатром, интересующие вас вопросы, ведь от этого зависит развитие ребенка до года.
nasha-mamochka.ru