Развитие ребенка: 2 месяца. Развитие ребенок 2 5 месяца


Уход за детьми - Ребёнок в возрасте до 2,5-3 месяцев

Первое кормление грудью активно способствует близости матери и младенца, является почвой для обретения психического контакта. Необходимо во время кормления прикоснуться к его лицу руками, губами и щекой, ощутить тепло и нежность, ласково поговорить с ним — ведь в первые дни это наиболее важный, а часто единственный повод для общения. Не надо спешить и нервничать: конечно, сосательный рефлекс врожденный, но не всегда все получается с первого раза. Ведь форма груди и сосков у всех женщин разные, да и формы рта и губ у младенцев не одинаковы, активность тоже различна. Малышу нужно время, чтобы разобраться. Ведь это первые шаги вашего сотрудничества.

Первый осязательный контакт. Неопытная мама в большинстве случаев прикасается к ребенку неуверенными, дрожащими руками. Чаще всего они излучают не уверенность и защиту, а скорее робость, если не страх. Важно в первую очередь правильно настроить себя. Ваши руки должны быть теплыми. Не надо волноваться. Посмотрите, какой он маленький, нежный и красивый. Как приятно к нему прикасаться, как хочется его прижать и расцеловать. Смелее! И тогда каждый следующий контакт вы оба будете ожидать и встречать с удовольствием. В укреплении любви матери к малышу этот период особый.

А теперь поговорим о том, как ухаживать за младенцем, как воспитывать, чему обучать.Период от рождения до двух лет отличается чрезвычайно быстрыми темпами развития. Во всей последующей жизни человека никогда не бывает такого стремительного темпа. Каждый микропериод раннего детства имеет свою специфику, отличается особой чувствительностью к тем или иным воздействиям. Упущенное в воспитании малыша компенсируется с трудом, а порой бывает невосполнимым.

В связи с переходом в совершенно новую среду из материнского лона для новорожденного начинается особый этап развития его организма. Малыш приходит в этот мир с целым рядом врожденных безусловных рефлексов. Именно на основе сосательного, защитного, двигательного рефлексов осуществляется жизнеобеспечение организма ребенка.

Органы чувств ребенка имеют достаточно высокий уровень развития: он видит, слышит, ощущает боль, тепло, холод, различает вкусовые изменения, запахи.

Одной из первостепенных задач является введение новорожденного в режим кормления, бодрствования и сна, основанные на физиологических потребностях младенца и помогающие упорядочить работу всех систем организма.

В первые 2,5—3 месяца жизни ребенок должен получать 7 кормлений через каждые три часа. Бодрствует он около часа, спит днем 5 раз, примерно по 2 ч, продолжительность ночного сна может достигать 9—10 ч.

Примерный режим малыша: часы кормления — 6.00, 9.00, 12.00, 15.00, 18.00, 21.00, 24.00 или 3.00 следующего дня;

часы бодрствования - 6.00-7.00, 9.00-10.00, 12.00-13.00, 15.00-16.00, 18.00-19.00, 20.00-21.00;часы сна - 7.00-9.00, 10.00-12.00, 13.00-15.00, 16.00-18.00, 19.00-20.00, 21.00-6.00.

Отклонения от режима в пределах пятнадцати минут в ту или другую сторону считаются вполне нормальными. Четкий режим кормления благотворно влияет на деятельность пищеварительных органов, способствует хорошему аппетиту, перевариванию пищи. При соблюдении постоянного ритма кормления потребность в пище возникает у новорожденного в определенные часы, и он к началу второй недели жизни обычно сам просыпается к моменту кормления. Очень важно, чтобы кормление проходило в обстановке благоговения и тишины и малыш мог бы полностью сосредоточиться на принятии пищи. Обычно за 10-12 мин малыш съедает все необходимое.

После кормления младенца наступает период активного бодрствования. Сытый ребенок и максимально активен, и восприимчив к воздействиям взрослого: ему можно показать игрушки, поговорить с ним. Через 20 мин после кормления малыш обязательно становится мокрым. Смена пеленок способствует дальнейшему спокойному бодрствованию и засыпанию. Сухой малыш спокойно спит как раз 2 ч и просыпается в период нарастающего голодного возбуждения.

К 2-2,5 месяцам продолжительность бодрствования увеличивается до 1-1,5 ч. С самого рождения необходимо соблюдать правило: проснувшегося малыша накормить, обеспечить активное бодрствование, затем уложить спать. Именно такая последовательность обеспечивает малышу наибольший комфорт.При обратном порядке, когда малыш засыпает сразу после кормления, он будет спать в мокрых пеленках, а, проснувшись, в период нарастания чувства голода будет капризничать.

Пеленка предпочтительнее памперсов, так как заботливая мать не поленится поменять пеленки через 20 мин после кормления, а затем после пробуждения и естественно перед укладыванием на сон. Всего в сутки новорожденному требуется 20 пеленок. Лучшие пеленки — из двухслойной марли. Они прекрасно кипятятся, быстро сохнут.

Меняя пеленки, мать приобретает бесценный опыт общения с младенцем. Ребенку же необходимы ласковое прикосновение материнских рук, перемена позы, тепло материнского тела, ласковые интонации родного голоса, к которому он привык еще до появления на свет.

Отяжелевшие памперсы раздражают малыша, могут при этом наблюдаться эротические проявления даже у полуторамесячных младенцев. Дети становятся очень возбудимыми, капризными, начинают раскачиваться, лежа на спине и на животе.

При правильном воспитании к четырем-пяти неделям у ребенка вырабатывается четкий ритм жизни. Лучшим условием для быстрого засыпания и глубокого сна для малыша является свежий воздух. Если же по каким-то причинам вы укладываете малыша на дневной сон дома, то на это время необходимо хорошо проветривать помещение. Ласковое, ритмичное дуновение воздуха поможет ребенку быстро заснуть. Быстрому засыпанию способствует и спокойная обстановка: необходимо исключить сильные шумовые воздействия, яркий свет или устранить из поля зрения малыша яркие цветовые пятна.

Для успокоения перед сном иногда используют укачивание, со-ску-пустышку. Не торопитесь с соской, ее лучше использовать в крайнем случае. При укачивании не надо допускать сильных трясущихся движений и постоянного катания коляски малыша до и во время его пребывания на прогулке, иначе его сон будет неполноценным, а родителям придется прибегать к этому «методу» все чаще и чаще. Соска-пустышка успокаивает ребенка перед сном, но как только она выпадает изо рта, малыш просыпается, а снова заснуть ему не всегда удается. Что же касается использования пустышки во время бодрствования, то это совершенно недопустимо.

Существует мнение, что, «открывая рот для пустышки, ребенок закрывает глаза на мир». Пустышка — это путь к отставанию в развитии, поскольку много энергии поглощает пищевой центр.

Нередко приходится слышать от мам, что ребенок днем спит не более часа, вместо необходимых для него двух часов в каждый из отрезков сна. Дело в том, что сон ребенка имеет свои закономерности. Первые 40 мин, во всяком случае, ребенок спит глубоко. Через 40 мин наступает фаза неглубокого сна: ребенок может открыть глаза, двигать руками, издавать какие-то звуки. Если его ничто не беспокоит, то минут через 20 он снова засыпает глубоко еще минут на 40. Затем следует вторая фаза неглубокого сна. Не торопитесь немедленно поднимать малыша, понаблюдайте за ним, но так, чтобы он вас не видел. Если малыш открыл, потом снова закрыл глаза и до кормления еще минут 20, то не торопитесь поднимать его.

Пусть он просыпается постепенно, переходя из фазы глубокого сна через дремоту к спокойному пробуждению. Не зная этих закономерностей, родители не дают ребенку возможности снова заснуть, и тогда действительно сон остается ^сформированным, дети хронически недосыпают несколько часов в сутки.

Полноценный, т.е. глубокий, продолжительный и достаточный по времени сон ребенка — непременное условие своевременного развития малыша. Ребенок в этом возрасте в течение суток может спать до 16,5-17 ч. Если же малыш хронически недосыпает, то чаще капризничает, плохо кушает и хуже растет.Спокойно ребенок засыпает тогда, когда его укладывают спать вовремя, т.е. в тот момент, когда он может заснуть. Если малыша укладывают спать раньше, он не засыпает, так как не израсходовал еще энергию. Если же малыша укладывают позже, то он, переутомившись и перевозбудившись, еще долго не может успокоиться и заснуть. Если малышу время спать, а его забавляют разными игрушками, которым он еще полчаса назад так радовался, то теперь эти самые игрушки только усиливают беспокойство ребенка. Во время подготовки ко сну с малышом надо тихо, спокойно и ласково разговаривать. Необходимо исключить все, что раздражает и возбуждает ребенка. Вовремя уложенный спать, малыш засыпает в течение пяти минут.

Быстро засыпают дети на воздухе, так как легкие ритмичные колебания воздуха убаюкивают, способствуют быстрейшему засыпанию. Необходимо следить, чтобы в коляске не было душно, жарко. Малыш может от перегрева болеть не меньше, чем от переохлаждения. Если нет возможности выйти с малышом во двор или нет балкона, то можно открыть настежь окно. За полчаса до пробуждения окна необходимо закрыть, чтобы воздух в комнате успел прогреться.

Укреплению здоровья ребенка способствуют различные виды закаливания, с помощью которых вырабатывается способность быстро мобилизовать защитные силы организма. Наиболее доступно закаливание воздухом: с 3—4 недель малыши хорошо спят на воздухе в любое время года. В помещении закаливание начинают с воздушных ванн. Меняя пеленки, переодевая, малыша оставляют раздетым первоначально на короткое время, постепенно увеличивая воздушные ванны до 3—4 мин. В течение дня процедура повторяется 5—6 раз. Температура в проветренной комнате при воздушных ваннах — 21-22 . Летом при такой же температуре воздуха и безветрии специальные воздушные ванны проводятся на воздухе в тени.

С первого месяца жизни целесообразно проводить закаливание водой: умывание, обтирание, обливание, купание. Умывание проводят несколько раз в день после пробуждения и по мере необходимости. В первые месяцы умывают водой при температуре 28 . Все закаливающие гигиенические процедуры проводятся спокойно и ласково, на фоне эмоционально положительного настроения младенца. Если малыш плачет, недоволен, то процедуру необходимо прекратить, так как пользы от ее проведения не будет.

С первой недели жизни важно ежедневно купать ребенка. Обычно это делается перед ночным сном. Воду в первые недели жизни нагревают до 36—37 . Купание продолжается 5—6 минут. Один раз в три-четыре дня ребенка моют с мылом. Заканчивают обливанием водой на один градус холоднее.

С первых месяцев жизни малышей проводят специальный массаж и гимнастику, стимулирующие физическую активность ребенка.

Рациональное использование непродолжительных отрезков свободного времени в каждый период бодрствования позволит малышу успешно развиваться. После сна, во время пеленания, малышу полезно полежать минутку-другую на животе. Неважно, что у него ножки согнуты в коленях и голову он не держит: отдохнет немного спинка, шейные позвонки получат новые нагрузки, «обрадуются» мышцы живота, почувствовав нагрузку. И если перед глазами малыша, лежащего на животе, будет размещен интересный рисунок из альбома, книжки, то малыш будет пытаться его рассмотреть.

После кормления малыша можно минут на десять взять на руки, чтобы отошел воздух, который малыш мог заглатывать при кормлении. Спокойно прохаживаясь с ребенком по комнате, взрослый предоставляет возможность держать головку (вначале с поддержкой затылка) в вертикальном положении, как-то сохранять ее равновесие, рассматривать окружающие предметы. Малыш широко открывает глаза, рассматривая шторы, ковер, люстру.

К концу третьей, на четвертой неделе у новорожденного появляется первая осмысленная улыбка на склоненное над ним лицо матери. Улыбка может возникнуть и при виде яркой, перемещающейся в поле его зрения, игрушки. Появление первой улыбки является важным показателем своевременного психического развития малыша.

Проведение первых игр-занятий с игрушками не менее важно для ребенка, чем непосредственное общение, и способствует возникновению положительно-эмоционального состояния, сенсорному и общему развитию.

Конец периода новорожденности характеризуется у ребенка возникновением потребности в общении с взрослым.

Физическое воспитание является доминирующим в младенческом возрасте, так как физически крепкий ребенок активно воспринимает окружающую действительность. Очень важно поддерживать врожденную активность его движений и на ее основе заниматься с малышом специальными упражнениями, укрепляющими мышцы, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудис-тую и дыхательную системы.Существует тесная взаимозависимость в общем развитии и в развитии движений ребенка: если предметы привлекают внимание малыша, он тянется к ним, лучше развиваются его движения и наоборот. Физически ловкий ребенок быстрее овладевает пространством ближайшего окружения, постоянно открывая для себя что-то новое, у него развивается любознательность, он становится самостоятельным и «независимым». С первых недель младенцу необходимы специальные упражнения и поглаживающий массаж для снятия напряжения (гипертонуса) в мышцах, для развития целенаправленных движений.Двух-трехнедельного малыша (а если зажила пуповина, то и раньше) во время бодрствования кладут на живот на ровную, относительно твердую поверхность. Ручки ребенка при этом согнуты в локтях под грудью. В такую позу его выкладывают до кормления и не раньше, чем через 30—40 мин после еды. Перед ребенком, лежащим на животе, помешают яркие, привлекательные игрушки на расстоянии 30—35 см от его глаз. Игрушку медленно перемещают из стороны в сторону и затем оставляют перед ребенком в поле его зрения. Малыш учится следить за игрушкой, поднимать и поворачивать голову. При этом у него укрепляются мышцы спины и шеи. Оставлять ребенка в этом положении можно до тех пор, пока он активно пытается поднимать и немного удерживать голову.

К трем месяцам при правильном воспитании ребенок умеет долго лежать на животе, легко удерживать поднятую голову и верхнюю часть корпуса, прогибая спинку и опираясь на предплечья, проявлять радость при виде взрослого или «изучая» игрушки. Малыш научится удерживать головку в вертикальном положении при условии, если его будут брать регулярно на руки, придерживая за спинку. Для выработки этого умения взрослый, убедившись, что ребенок в хорошем настроении, берет его на руки и, ласково разговаривая, улыбается ему, вызывает сосредоточение взгляда на своем лице. Взяв малыша, можно предложить другому взрослому поговорить с ним. При этом взрослый находится на расстоянии 40-50 см от ребенка. Для нормального развития костно-мышечной системы в каждый отрезок бодрствования следует поддерживать малыша в вертикальном положении не более 10 мин.

С первых месяцев жизни развивать упор и укреплять мышцы ног помогает специальное приспособление. Во время бодрствования помещают у ног лежащего на спине ребенка поролоновую подушку или надувное «бревно» на 5—7 мин, чтобы он мог периодически касаться опоры и отталкиваться ступнями от нее.С двухмесячного возраста, если малыш хорошо удерживает голову, можно, взяв его под мышки, дать возможность прикоснуться ногами к опоре: коленям взрослого, столу и др. Затем чуть приподнять, чтобы малыш выпрямил ноги. Такое «пританцовывание» повторяется несколько раз. При этом у младенца ноги согнуты в коленях, и опирается он не на всю стопу.

С первых дней ребенка во время бодрствования совершенно необходимо перекладывать в манеж или на диван, где он имеет возможность более свободно двигаться, видеть разные предметы, расширяя свое представление об окружающем. Кроме того, у малыша вырабатывается привычка спать только в кроватке, что будет способствовать в дальнейшем быстрому засыпанию.

Важным этапом в развитии младенца является формирование эмоционально-положительного отклика при общении с взрослым. «Отвечая» на разговор с взрослым, малыш многократно улыбается, выпрямляет и сгибает ручки и ножки, прогибает спинку, двигает головой. Все это входит в так называемый комплекс оживления и является для малыша своеобразной гимнастикой, укрепляющей и развивающей мышечную систему, повышающую жизнедеятельность организма.

Все чаще малыш использует свои «эмоциональные умения» для привлечения к себе внимания окружающих. Ребенок третьего месяца жизни почти все время бодрствования находится в спокойном состоянии, активно интересуясь окружающим. Напряжение мышц к 2—3 месяцам ослабевает, ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулачки. Движения его становятся более плавными, целенаправленными. Он начинает ощупывать рукава рубашечки, игрушки, коснувшиеся его рук.С первых дней жизни необходимо обеспечить своевременное сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

Особую роль в сенсорном опыте играют зрительные ориентировочные действия малыша. В каждый отрезок бодрствования в течение 2—3 мин можно показывать малышу яркую игрушку (диаметром 5—7 см), перемещая ее вправо и влево, вверх и вниз на расстоянии 60-70 см над грудью ребенка. Предпочтение тому или иному цвету формируется очень рано: двадцатидневный малыш различает большое количество цветовых тонов и оттенков.

Очень хорошо подобрать для развития чувства цвета у малыша игрушки чистых цветовых тонов — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Если вы повесите над малышом зеленую игрушку, то он будет внимательно рассматривать ее в течение нескольких минут. На второй день малыш меньше будет направлять свой взгляд к зеленой игрушке, на третий день практически не станет смотреть на нее. При замене зеленой игрушки похожей, но красного цвета, внимание малыша буквально приковывается к ней.

Очень рано, к третьему месяцу, малыш отдает явное предпочтение объемным игрушкам и предметам, а не плоским; с удовольствием рассматривает крупные, а также мелкие предметы.

Зрительные умения формируются очень быстро, и скачкообразное движение глаз сменяется плавным, развивается координированное движение глаз. После того как ребенок научится четко следить за предметами, приступают к формированию у него умения сосредоточивать взгляд на игрушке. Для этого игрушку, которую плавно перемещают перед его глазами, периодически останавливают, чтобы малыш имел возможность внимательно ее рассмотреть.

Для познавательного развития игрушки меняют каждые 2—3 дня. Они должны быть различными по форме, цвету, размеру. Хорошо, когда новая погремушка содержит элементы прежней знакомой игрушки. Полезно также подвешивать цветные ленточки.

Не следует прикреплять игрушки в коляске или кроватке, в которых малыш только спит. Присутствие дополнительных раздражителей будет ему мешать засыпать.

На третьем месяце жизни ребенка учат сосредоточивать взгляд на предметах, находящихся не только вблизи, но и в отдалении: примерно в полутора метрах располагают крупные сюжетные игрушки — с одной стороны куклу в ярком платье, а с другой — мишку. Первоначально взрослый привлекает к ним внимание малыша, и он время от времени поглядывает на них, а немного позже начинает улыбаться знакомой игрушке.

Детям очень нравится длительно рассматривать крупный рисунок на цветных шторах, ковре, платьях. На их лицах возникают удивление, радость, улыбка.

Развивая слуховые ориентировки малыша, взрослый побуждает его прислушиваться к звукам человеческого голоса. Ребенок учится откликаться, эмоционально реагировать, «узнавать» взрослого по голосу. На втором месяце ребенок, услышав знакомую речь мамы, даже если не видит ее перед собой, проявляет радость, поворачивает голову и «ждет» ее приближения. Для развития слуховых реакций используют также различные по звучанию колокольчики, погремушки, музыкальные инструменты. Услышав колокольчик, малыш прекращает двигаться, прислушивается, сосредоточивается, а в дальнейшем поворачивает голову в сторону звука.

Для формирования у ребенка осязательных впечатлений в часы спокойного бодрствования целесообразно вызывать у младенца «захватывание» различных по фактуре и материалу предметов: ленточек, пластмассовых колечек, деревянных и резиновых палочек, тряпичных мячиков и т.п. С 2-2,5 месяцев игрушки подвешивают над грудью ребенка так, чтобы он мог, размахивая ручками, вначале случайно, а потом и намеренно их задевать. Постепенно напряжение в мышцах верхних конечностей ослабевает. Ребенок легко разжимает ладонь, и у него сначала начинает формироваться способность ощупывать, а затем хватать предметы, соотносимые с их формой.

Дальнейшему познавательному развитию будет способствовать установление связи между зрительным и осязательным впечатлениями. Для этого прочной тесьмой или шнуром соединяют подвеску, удобную для захватывания, с игрушкой, которая находится в поле зрения ребенка на высоте 60—70 см. Случайно касаясь и приводя в движение подвеску, ребенок приводит в движение верхнюю игрушку, которая до этого была неподвижна. Он следит за ее перемещением, убыстряя или замедляя свои движения. Такие игры-уп-ражнения интересны и полезны для младенца. Общение с миром становится для ребенка потребностью.

Второй важной стороной сенсорного воспитания является формирование у малыша речевого слуха и воспроизведение первых звуков речи родного языка. В первые недели жизни у младенца появляются гортанные звуки типа: «гы», «кхъ», «кхы». Со второго месяца он начинает «гулить», произносить гласные звуки, которые оформляются в звуковые сочетания типа: «ау», «эу», «ааа». Взрослые, постоянно общаясь с младенцем, разговаривают с ним во время различных гигиенических процедур, укладывая спать или купая его. Однако перед взрослыми стоит другая задача: научить малыша откликаться на обращение, адресованное ему, дать понять, что он сам может «говорить». Самый подходящий момент для этого — ситуация, когда ребенок находится в хорошем настроении: спокойно что-то рассматривает, улыбается, радостно «гулит». Взрослый наклоняется к малышу и вслед за ребенком отчетливо воспроизводит произносимые им звуки. Происходит диалог на равных. Малыш произносит: «Гу», взрослый вторит ему: «Агу». Малыш сосредоточивается, перестает двигаться, внимательно всматривается в лицо взрослого и через несколько секунд отвечает теми же звуками.

Разнообразное звуковое окружение необходимо ребенку не меньше, чем разнообразные зрительные впечатления. Младенец лучше слышит звуки, слова, ритм, пробует свои голосовые возможности в тишине. Внешние постоянные сильные раздражители оказывают лишь тормозящее влияние на его речевую активность. Исследователи детства считают, что «безнаказанно терзать слух ребенка нельзя».К третьему месяцу жизни голосовые возможности ребенка приобретают самостоятельность, интонационную выразительность и становятся для него средством общения.

Очень важно с первых дней жизни начать формировать у малышей предпосылки для развития музыкального слуха. Ребенку напевают простые, но выразительные мелодии, песенки, побуждая прислушиваться к мелодичным звукам и эмоционально откликаться. Взрослый создает определенный ритмический настрой и помогает ребенку двигаться в такт мелодии. Колыбельная мелодия не вызывает у ребенка быстрых движений, и он приучается спокойно слушать ее. Постепенно он начинает адекватно реагировать на музыку различного характера: интенсивно двигаться, улыбаться или спокойно прислушиваться к мелодичным звукам, замедляя движения.

Специально проводимые взрослыми игры-занятия с младенцем длятся 2—3 мин. Они способствуют формированию наиболее важных в развивающем плане умений и навыков.

Обучающее и воспитательное воздействия взрослых (приучение к умению занять себя, поддержание положительно-эмоциональ-ного состояния, соблюдение режима, гигиенических норм) исключают образование у детей отрицательных привычек: постоянного пребывания на руках взрослого, изнурительного укачивания, сосания пустышки или пальцев.

Без разумной помощи взрослого развитие ребенка будет идти медленными темпами. Поэтому взрослым нужно стремиться создавать такие условия, при которых бодрствование малыша станет активным и интересным, будет способствовать его познавательному развитию.

ymbaby.ru

2 месяца: грудной возраст - Дети Mail.Ru

Физиология

Активное физическое развитие – главное отличие первого года жизни. Прибавка в весе за второй месяц жизни может варьироваться в широких пределах: от 600 г до 2 кг. Дети, находящиеся на исключительно грудном вскармливании, могут прибавлять достаточно много, но и это является вариантом нормы. Не стоит беспокоиться, если малыш набрал 2 килограмма. Позже он просто будет меньше прибавлять.

Сон пока достаточно длительный, однако время бодрствования увеличивается до 1-1,5 часа. Важно научиться понимать, когда ребенок устал и при первых же признаках усталости стараться уложить его спать. Дело в том, что он достаточно быстро переутомляется и потом не может из-за этого уснуть. Многие мамы подмечают оптимальное время бодрствования ребенка, после которого его проще всего уложить спать.

Объем питания детей составляет примерно 1/5 от их веса. Частые прикладывания к груди все так же актуальны для этого возраста, однако многие дети уже сами создают себе определенный режим сна-еды-бодрствования.

Желудочно-кишечный тракт младенца достаточно адаптировался к новому типу питания и уже не сильно реагирует на какие-либо изменения в рационе кормящей мамы. Стул у детей на исключительно грудном вскармливании может отсутствовать даже 2 недели, а потом самостоятельно нормализоваться. При этом очень важно, что отсутствие стула не вызывает у ребенка беспокойства и дискомфорта. Обратите внимание, что стул при этом представляет собой не плотные комки или «козьи шарики», а достаточно мягкую консистенцию.

Такая же ситуация, если стул отсутствует у ребенка на исключительно грудном вскармливании, например, неделю. При этом ребенок активный и веселый, просто к концу этой недели он начинает чуть меньше есть. После этого отходит самостоятельный стул, первая порция которого достаточно плотная, а последующие мягкие или даже жидкие. Объем стула достаточно большой. И после отхождения стула ребенок начинает есть, как обычно - много и с аппетитом. Такая ситуация очень часто встречается и вполне нормальна.

Психология

Малыш умеет сосредотачивать внимание на интересных ему вещах. Он узнает и эмоционально выделяет вас из всего окружения. Вы можете заметить, что малыш может резко заплакать, выражая протест, когда вы уходите.

Плач пока остается основным способом общения с вами и окружающим миром.  Однако у малыша к концу месяца появляется большое разнообразие эмоций, которые он учится выражать. Адаптация к окружающему миру уже завершилась, и теперь ребенок пытается взаимодействовать с ним.

Постепенно угасают рефлексы новорожденных, трансформируясь в навыки.

Зрение и слух

Все дети близоруки, но с каждым месяцем они могут видеть все дальше и дальше. Двухмесячный ребенок уже умеет фиксировать взгляд на новых или ярких предметах в его поле зрения. Но расстояние ограничивается примерно 1 метром. Кроме этого, малышу трудно хорошо следить за подвижным предметом, находящимся далеко, однако на расстоянии около 20 см малыш будет достаточно хорошо следить за движущейся игрушкой.

Обратите внимание, как ребенок  следит за своими руками, как рассматривает их. Совсем скоро он поймет, что это его руки и научится ими управлять.

Слух ребенка тоже развивается. Малыш уже активно прислушивается к звуку вашего голоса, поворачивает голову в сторону источника звука, улыбается в ответ на вашу речь. Музыка – отличный способ развития слуха. Старайтесь как можно чаще говорить с ребенком.

Младенцы этого возраста лучше реагируют на более высокий голос, поэтому большинство людей непроизвольно поднимают тональность своего голоса при разговоре с детьми. Ученые выяснили, что такое «сюсюкание» (без коверкания слов, конечно) не замедляет развитие речи у детей. Бонусом за частый разговор с ребенком будет его довольная и осознанная улыбка.

Ребенок учится различать человеческие голоса. Так, уже в двухмесячном возрасте он выделяет голос мамы из всех остальных.

Навыки и умения

♦ В положении лежа на животе поднимает голову и удерживает ее несколько секунд подряд (часто даже 20-30 секунд).

♦ В вертикальном положении на руках уверенно держит голову.

♦ В положении лежа на животе начинает приподниматься на руках, отрывая грудную клетку от горизонтальной поверхности.

♦ Отвечает осознанной улыбкой на приближение мамы.

♦ Удерживает и размахивает зажатой в руке игрушкой.

Двигательное развитие

Младенец уже начинает осознавать, что что-то шевелящееся около него – это его руки. Он начинает следить за ними и учится осознанно ими управлять. Пока ребенок еще непроизвольно хватает все, что находится в зоне досягаемости его рук: пеленку, игрушки, собственные пальчики.

Частое выкладывание на живот – залог гармоничного развития. Ребенок учится удерживать голову и уже пытается приподнять грудную клетку. Это развивает координацию и держит мышцы в тонусе. Одевайте ребенка в одежду, которая не мешает движениям, не пеленайте его во время бодрствования.

Как играть с ребенком

Основная игра, направленная на развитие ребенка в этом возрасте, – следить за подвижными предметами. Именно в этом возрасте малышам крайне интересны музыкальные мобили. Они развивают одномоментно его зрение и слух. Игрушки, развешанные над кроватью, позволят ребенку развивать координацию рук, поскольку он будет пытаться дотянуться до них.

Чему можно научить ребенка

Во время бодрствования старайтесь петь малышу, рассказывать сказки или просто разговаривать с ним. Ребенок будет видеть ваше лицо, шевелящиеся губы и будет пытаться подражать вам. Это хороший старт для формирования будущей речи.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

deti.mail.ru

Развитие ребенка: 2 месяца - Уход и развитие малыша от 2 до 3 месяцев

Малышу 2 месяца: Режим, сон и уход за ребенком от 2-х до 3-х месяцев

Время летит совсем незаметно, и вот вашему малышу уже 2 месяца. К этому времени он значительно окреп и ему уже есть чем удивить родителей.

Вес также подвергается большим переменам и может увеличиться в 1.5 – 2 раза, чем при рождении и выписке из роддома. Многие детки успевают прибавить и несколько сантиметров в росте.

Однако за эти два месяца жизни ребенка меняется не только он сам, но и его родители, особенно мама. Она учится понимать, что хочет ее малыш, начинает улавливать интонации в его плаче, которыми кроха пытается донести, что он голоден, либо, что ему жарко\холодно\пора сменить памперс.

Кормление

Педиатры никогда не устанут повторять, что для ребенка в первые месяцы его жизни нет ничего полезнее, питательнее и вкуснее материнского молока, поэтому, если у мамы есть возможность кормить грудью, то пока не стоит этого прекращать, ведь малыш еще слишком мал и слаб. Допаивать водичкой или соком также не стоит. Если кормление грудью по той или иной причине оказалось невозможным к этому времени, то необходимо найти качественную смесь, предварительно проконсультировавшись с педиатром.

А для кормящих мам наступает период, когда строгость диеты постепенно ослабевает. Теперь женщины вводят все новые и новые продукты в свой рацион, понемногу возвращаясь к тому, к которому они привыкли. Не стоит, однако, забывать проверять реакцию малыша, которая может выражаться в виде сыпи, покраснений, усиленного газообразования. Срыгивание еще весьма актуальны и не должны тревожить родителей, если ребенок прибавляет в весе.

Не смотря на то, что ночью малыш требует грудь через определенный промежуток времени, он вполне вероятно делает это во сне и во время ночного кормления может даже не просыпаться.

Сон

Времена, когда ребенок спал дни и ночи напролет, постепенно уходят в прошлое, и теперь ему достаточно около 18 часов в сутки. Это все еще много для взрослого человека, но для двухмесячного малютки это уже большой прогресс.

Особое внимание хотелось бы уделить положению, в котором малыш спит. Лучше укладывать спать на бочок, поскольку срыгивает он еще довольно часто и есть вероятность того, что он попросту захлебнется.

Кости головы еще очень мягкие и поэтому очень важно каждый раз либо менять положение кроватки, либо укладывать малыша то в одну, то в другую сторону. Это очень важно, поскольку находясь в одном и том же положении и держа головку в одном направлении кости черепа могут неправильно срастись, что приведет к деформированию.

Психическое развитие

Многие малыши в возрасте двух месяцев начинают сосать кулачки или пальчики. Также появляется все более осознанная улыбка, которой малыш с удовольствием одаривает близких и знакомых ему людей.

Двухмесячные детки очень активно развиваются и потому им пойдет на пользу, если мамы будут с ними почаще разговаривать: рассказывать короткие стишки-потешки во время купания, кормления, отдыха. Очень скоро малыши начнут агукать в ответ.

Визит в поликлинику

Как уже упоминалось ранее весь первый год вам предстоит ежемесячно посещать врача-педиатра, который каждый раз будет взвешивать малютку, измерять рост, осматривать кожные покровы, прощупывать «родничок».

На втором месяце жизни никаких прививок не ставят, а вот уже на третьем необходимо будет поставить прививку АКДС, пройти осмотр у невролога и сдать анализы, направление на которые даст педиатр.

Купание и гигиена

Врачи не рекомендуют слишком частые купания. 2-3 раза в неделю по 5-7 минут вполне достаточно. Однако подмывать малыша следует при каждой смене памперса, либо тщательно протирать влажной салфеткой. А чтобы избежать раздражений, то необходимо использовать крем под памперс, или любой детский крем.

Ногти начинают расти очень быстро, а потому очень важно следить за их длиной и регулярно постригать, чтобы малыш случайно не исцарапал лицо.

 

У здорового двухмесячного ребенка стул обычно желтого оттенка с кисловатым запахом, и бывает до 4-6 раз в сутки. Но не стоит пугаться, если за целый день ребенок покакал один раз, либо ни одного раза. Особенно, если при этом он чувствует себя хорошо.

У многих деток на лице появляются небольшие красные прыщики. Пугаться этого не стоит. Так организм малыша выводит ненужные ему гормоны, которые он получил с материнским молоком. Но все же следует уделить подобным высыпаниям особое внимание, если они не проходят по истечении 2-3 недель. И ни в коем случае нельзя пытаться каким-либо способом избавиться от них!

Умения ребенка в 2 месяца

Зрение постепенно улучшается и теперь ваш сынок или дочка могут отчетливо видеть предметы, находящиеся на расстоянии не более 50 см. Его взгляд становится все более и более осмысленным, он с интересом рассматривает лицо мамы, либо игрушки, попадающие в поле его зрения. Лежа на животике он уже способен неплохо удерживать головку, но достаточно непродолжительное время не более 15 секунд. Однако и это очень хорошо и родителям непременно нужно хвалить свое чадо за такие грандиозные успехи, а также продолжать выкладывать его на животик каждый день перед кормлением.

Ребенок начинает активно использовать свои ручки и крепко сжимает в кулачок все, что ему попадет: мамины волосы, нос, может даже хорошенько ущипнуть.

Режим дня и прогулки

У многих малышей начинает формироваться свой собственный режим, а их мамы замечают, что ребенок требует грудь через определенные промежутки времени (2.5 – 3 часа), особенно это касается ночного кормления. Утреннее пробуждение также происходит примерно в одно и то же время.

Очень замечательно, если мама постепенно приучит и себя и малыша к утренней гимнастике и легкому массажу. После утренних процедур оставьте ребенка голеньким для принятия воздушных ванн, это позволит его телу подышать и служит прекрасным способом закаливания. Затем проделайте некоторые упражнения и массаж, а какие именно вам наиболее точно подскажет ваш педиатр.

В свободное ото сна и кормления время кроха проводит активно двигая ручками и ножками, эти движения еще хаотичны, но малыш, на самом деле, уже старается ими управлять.

Прогулки имеют большое значение для развития и укрепления здоровья маленького человечка. Проводите на свежем воздухе не менее 2-4 часов, возможно разделить время пребывания на улице на 2 подхода.

Развивающие занятия (игры)

Самым лучшим времяпрепровождением для ребенка – это общение с родителями. Спойте ему песенку, расскажите детскую историю, покажите игрушки. Можно надеть на ручку малыша специальный браслетик с колокольчиком, так, размахивая ручками, ребенок будет сам себя развлекать. Однако время занятий не должно превышать 7-10 минут, чтобы маленькое создание не переутомилось. В любом случае о своем самочувствии он вам подскажет, а вам, родителям, нужно только внимательно и с пониманием к этому отнестись.

Очень полезно проводить занятия с ребенком, включающие в себя хватательный рефлекс. На втором месяце малыш уже может достаточно крепко зажимать предмет, помещенный в ладонь. Поэтому в качестве занятий рекомендуется такое упражнение: вкладывайте в маленькую ладошку различные небольшие предметы с разными характеристиками (мягкий, шершавый, гладкий, теплый). Такие занятия оказывают положительное воздействие и на кору головного мозга.

Возможные проблемы

1) Первая проблема: колики

Колики – самая распространенная проблема среди грудничков. Как с ними справляться мы уже писали ранее в статье «Развитие ребенка: 1 месяц». В два месяца колики все еще имеют место быть, поэтому мамочки не должны сильно беспокоиться по этому поводу, а просто пытаться помочь крохе преодолеть этот не очень приятный период.

2) Вторая проблема: режим дня

Многие родители стремятся скорее установить достаточно строгий режим дня для своего ребенка, особенно что касается кормления. И тогда любые попытки малыша призвать маму к тому, что пора кушать, заканчиваются одинаково, и мама попросту пытается различными способами отвлечь ребенка от этой мысли только бы продержаться эти 3 часа. Это не совсем правильно, и к подобному режиму нужно приходить постепенно.

3) Третья проблема: аллергия\высыпания на коже

В столь нежном возрасте детки очень склонны к тому, чтобы подхватить какую-либо аллергию. И вполне вероятно, что она будет мучить их еще много лет. Чтобы этого не произошло, желательно еще до рождения малыша позаботиться о том, чтобы домашние животные не имели доступа к детской комнатке и тем более к детской кроватке. Цветущие растения также лучше убрать в другую комнату.

Но аллергия может подкрасться и вместе с маминым молочком. Поэтому включая все новые и новые продукты в свой рацион, мамочки должны тщательно осматривать кожные покровы своего ребеночка на наличие реакции. А таких сильных аллергенов, как клубника, цитрусовые, мед, орехи, лучше вообще пока избегать.

Потница, а в народе потничка, очень частое явление у грудничков. Проявляется она в виде красноватых высыпаний и мелких пузыриков чаще всего в месте сгибов (на сгибе локтя, на шее, на ножках), а также на личике. Появляется она либо от того, что ребенка слишком сильно кутают, либо из-за несоблюдения гигиены. Сама по себе потница не страшна, однако, если не предпринять меры покраснения начнут чесаться, а в ранки могут попасть болезнетворные бактерии.

Опрелости. Чаще всего опрелости появляются в местах, где кожа продолжительное время соприкасается с мокрой или влажной поверхностью. Как правило, такой поверхностью является памперс. Если вы заметили покраснения на коже в области паха, в складочках, на попе, то, скорее всего, вы слишком туго надеваете подгузник и малыш подолгу в нем находится. При появлении подобной проблемы, необходимо бережно отнестись к нежной коже малыша. Очень осторожно подмывать, поскольку прикосновения к опрелостям доставляют болезненные ощущения и ребенок начинает плакать и дрыгать ножками. Перед тем как надеть памперс насухо промокните все складочки, дайте коже хорошенько просохнуть. Затем нанесите тонким слоем ухаживающий крем и позвольте ему окончательно впитаться, и только после этого одевайте малыша. Через день-два при правильном уходе опрелости проходят.

4) Четвертая проблема: температура

Система терморегуляции маленьких мальчиков и девочек еще не совершенна и потому очень часто температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

И для грудничка так же опасен перегрев, как и переохлаждение. Если вы заметили, что у ребенка высокая температура, то первым делом проверьте не слишком ли жарко в комнате и не слишком ли он сильно укутан. Если у малыша жар, и он при этом тепло одет, то снимите с него одежду, дайте его телу немного остыть. Однако не устраивайте в комнате сквозняк.

При температуре 38 градусов стоит дать жаропонижающие средства, которые, естественно, всегда должны быть под рукой (в детской аптечке). Перед тем как дать ребенку лекарство обязательно проверьте срок его годности. Сообщите о температуре в «скорую помощь».

5) Пятая проблема: «смерть в колыбели»

Ужаснее этого нет ничего. Причины, как таковые, все еще установлены не точно, и именно это пугает молодых родителей как ни что иное. То есть малыши просто перестают дышать. Но, все-таки, можно этого избежать, если соблюдать простые правила:

• комната, в которой спит ребенок, должна быть хорошо проветрена, а температура должна быть комфортной, то есть не выше +20 градусов по Цельсию;

• матрас в детской кроватке не должен быть мягким. Отдавайте предпочтение таким моделям, в составе которых есть кокосовое волокно;

• от подушки сейчас нужно отказаться, поскольку есть опасность того, что малыш уткнется в нее личиком и не сможет дышать;

• укладывать малыша нужно на бочок, следить за тем, чтобы он не перевернулся на спинку и тем более на животик;

• как утверждают врачи, процент детской смертности выше среди деток на искусственном вскармливании.

Чаще всего под страшную статистику попадают груднички до 4 месяцев, после чего процент резко снижается.

Наш женский журнал "Charm Lady" советует всем молодым мамочкам с большим вниманием относиться к поведению своих деток, ведь, хотя двухмесячные малыши еще совсем крошечные, но они уже способны подать вам знак о своем самочувствии. Здоровья вам и вашим малышам!

portal-od.com

Развитие ребенка в 2 месяца и особенности физиологии

Грудничок 2 месяца, развитие которого проходит правильно, будет регулярно радовать близких улыбкой. Ею он отвечает на каждое появление мамы и папы, когда пребывает в хорошем настроении. Эта улыбка, доверчивая и открытая, наверное, самое прекрасное, что видит в своей жизни каждая женщина. И она становится для крохи важным средством общения с миром.

Особенности физиологии

Данный период характеризуется для крохи и началом подвижности. Он все еще не умеет контролировать движение ручек, которые находятся в «свободном полете». Но уже значительно дольше удерживает погремушку. Перекладывать из ручки в ручку для него еще тоже сложно, поэтому малыш просто отпускает игрушку, когда устает.

Для второго месяца жизни ребенка развитие достаточно, чтобы дольше удерживать головку приподнятой, когда он лежит на животике. Попробуйте потянуть за ручки, и головка приподнимется уже вместе с плечиками. Когда малышу исполнится 3 месяца, он сможет свободно держать голову ровно, но пока ее следует поддерживать, если кроха находится в вертикальном положении. Другой важный физиологический навык — упор ножками в твердую поверхность. Кроха может стоять так несколько секунд.

Сон ребенка в 2 месяца становится короче, чем был раньше. Обычно даже «ночные» малыши, привыкшие беспокоить маму по несколько раз вместо продолжительного сна, начинают жить по более удобному распорядку. Так, если 2 месяца ребенку, развитие и режим считаются нормой при продолжительности ночного сна от 6 до 10 часов. То есть если вы покормите малыша в полночь, сможете спокойно проспать всей семьей до утра. Дневной сон делится на 5 периодов, два из которых продолжаются от 1 до 3 часов, а другие 3 включают лишь 10-30 минут отдыха.

Стул ребенка в 2 месяца зависит от типа кормления. У малышей на грудном вскармливании он вполне может доходить до 8 раз в сутки, а вот искусственники какают 1-4 раза. Если ваш малыш не укладывается в эти рамки, следите за его поведением. Животик не болит, и кроха нормально набирает вес? Значит, у вас все нормально! Индивидуальны также рост ребенка в 2 месяца, и его вес. Вот общепринятые параметры роста, окружности головы и веса ребенка в 2 месяца, которые, как видите, очень условны.

Вес, кг Рост, см Окружность головы, см
Девочки 3,9-6,6 53-61,1 35,8-40,7
Мальчики 4,3-7,1 54,4-62,4 36,8-41,5

5 основных навыков малыша

Что должен уметь делать ребенок в 2 месяца? Кроме того, чтобы одаривать близких лучезарной улыбкой, развитие ребенка на 2 месяце жизни позволяет ему:

  1. Удерживать в поле зрения лица и предметы, сосредотачиваться на них. Причем уже не важно, движется этот предмет или стоит на месте;
  2. Поворачивать на звук головку, искать глазками источник звука;
  3. В ответ на общение демонстрировать явное оживление. Малыш начинает активно двигать ручками и ножками, даже пытается выгнуться и приподнять попу. И конечно, улыбается!
  4. Расширить диапазон произносимых звуков. В лексиконе крохи появляется множество гласных, которые он произносит протяжно, нараспев. Такое гуление может продолжаться подолгу. Иногда кроху очень интересует произнесенный им же звук. Тогда он замолкает и пробует сказать его снова.
  5. Поворачиваться на спинку с бочка. Не нужно удивляться, если вы укладывали малыша спать на бочок, а утром обнаружили кроху на спине. Его подвижность начинает увеличиваться. И совсем скоро кроха будет вести себя очень активно!

Конечно, это не все, что может грудничок в 2 месяца. Еще у него активизировался хватательный рефлекс, и все, что попадает к нему в ладошку, оказывается на время крепко зажатым. Это касается и маминых волос, и папиного носа.

Во время грудного кормления ребенок уже не просто сосет, а помогает кулачком, придерживая сисю. Или отрывается от груди, рассматривает маму, улыбается, а потом вновь принимается за еду.

Полезные игры и гимнастика

Малыш все еще много времени проводит во сне, поэтому вам нужно столько всего успеть в моменты бодрости! Можно искупаться, сделать массаж, послушать музыку. Или поиграть в полезные игры!

Игры с ребенком в 2 месяца

Подойдут браслет на ручку с колокольчиками, которые интересно звенят при малейшем движении. И пластиковая спираль, за движениями которой ребенок будет с удовольствием наблюдать. Пластмассовый или тканевый мячик с бубенчиком внутри можно подержать в руки и потрясти его. Не волнуйтесь, если кроха все тянет в рот. Конечно, игрушку следует предварительно помыть, но из-за высокой ферментной активности слюны в этом периоде ничего страшного с малышом не случится.

Гимнастика

Очень полезна пальчиковая гимнастика для детей 2 месяцев, которая обеспечит развитие тактильных ощущений и будет стимулировать работу мозга. Вкладывайте в раскрытую ладошку мячики разного диаметра из разных материалов: матерчатые и пластиковые, мягкие и твердые. Используйте также палочки длиной до 25 см с диаметром сечения 1,5 см. Ребристые и гладкие, округлые и квадратные, они развивают тактильную чувствительность ручек малыша и правильное развитие нервной системы.

Такие занятия понравятся малышу. Но не переусердствуйте, так как эмоциональное состояние крохи можно назвать неуравновешенным. Он начинает по-новому реагировать на звуки, цвета, и все это может вызывать переутомление, а затем и раздражение, капризность. Играйте и занимайтесь, когда малыш отдохнул или перекусил и готов к общению!

kids365.ru


Смотрите также