Уход за ребенком. 5 месяцев уход за ребенком


Уход за ребенком 5 месяцев

Малыш постепенно взрослеет и требует тщательного ухода за собой. Ему уже 5 месяцев, он умеет свободно переворачиваться на животик, активно пытается ползать. Заботливый родитель должен знать все нюансы по уходу за своим ребеночком, чтобы случайно не навредить, чтобы знать, на что важно обращать внимание.

Тщательно следите за кожей, особенно в местах, где происходит трение. Чтобы избегать аллергических высыпаний, чаще меняйте подгузники и каждый день купайте кроху, а чувствительные места обрабатывайте дополнительно присыпкой.

Малыш уже знает, что такое вода и как себя в ней вести. Разнообразьте купание, добавив резиновые игрушки, стаканчики для переливания, книжечки для чтения в ванной. Будет полезен оздоравливающий массаж, который тоже можно делать каждый день.

Исследуя мир, младенец тянет в рот все, что может схватить (даже маленького котенка), в частности это игрушки. Это не вредная привычка, поэтому покупайте обязательно игрушки. Это должны быть качественные предметы, не имеющие мелких деталей, плохого запаха, из экологического безвредного материала. Детки любят звенеть погремушками, поэтому вешайте их на коляску и на кроватку. Выбирайте игрушечки яркие, ведь кроха хорошо различает цвета, ему будет интересней.

Десенки могут начать чесаться, даже если первый зубок начнет лезть месяцев в 6-7. Чтобы эта ситуация меньше беспокоила ребеночка, ему можно помочь специальными прорезывателями. Приобрести можно любой прорезыватель: силиконовый, охлаждающий, в виде погремушки. Мойте с мылом любую игрушку каждый раз, как дать ее в ручки. Если зубки сильно волнуют и ребенок не может уснуть, плачет, то можно смазать десна специальным обезболивающим детским гелем.

В какие игры играть с младенцем? Конечно же в пальчиковые, в «ку-ку». Ему можно уже читать сказки, стишки, показывать и называть предметы и части тела, показывать картинки. Носите его на руках, показывая окрестности, предметы утвари, листики и цветочки. Он хочет сидеть, чтобы больше видеть, но позвоночник еще не готов. Выход – положение «полулежа» в коляске, с опущенным капюшоном.

Малыш получает много впечатлений и может плохо спать. Также на это может повлиять прорезывание зубов. Ему хочется быть ближе к маме, она должна все еще спать рядом, чтобы он чувствовал ее защиту.

Как правило, до пяти месяцев у крохи еще не функционируют потовые железы, поэтому он легко перегревается или замерзает. Обеспечьте ему комфортные температурные условия в комнате. Устраивая воздушные ванны, оставляйте чаще его в комнате без подгузников и без пеленок.

Если ребенок правильно развивается и получает правильный уход, то он набрал 3.5 килограмма веса и 13 сантиметров роста (смотрите таблицу). Если чувствуете, что что-то не так, бегом к врачу! Грудничку через месяц можно внедрять прикорм, искусственнику можно и сейчас.

Спасибо, что пользуетесь кнопочками:

Похожие записи

beautifulkids.ru

Уход за ребенком в возрасте от рождения до 1 года

Новорожденный малютка – изумительное создание. Хотя он очень мал и слаб, но в состоянии переносить стрессовые ситуации, которые поразили бы и зрелого человека.Ну какой взрослый так легко бы перенёс внезапное изменение внешней среды, переход на другой способ дыхания, получения питательных веществ и циркуляции крови.

В маленькое тельце крохи природа вложила сильнейшие функции для роста и развития. Его пищеварительная система в состоянии усваивать суточный объём 600-700 г молочка, что составляет пятую часть массы его тела.

Младенец является в мир с полным запасом рефлексов. Только приложи к его губам сосок или пустышку и он их вытянет, начнёт сосать. Положи ему на язычок сладкое – он съест его, солёное или горькое вызовет негативную реакцию. На сильные звуки он реагирует с беспокойством.

Ребёнок уже распознает запахи, узнает кормилицу по молочному запаху. Но самое чудесное то, что кроха имеет свой характер. Учёными в последнее время доказано, что у новорожденных может быть разная реакция на внешние воздействия, различная моторика, эмоции.

По многим признакам можно спрогнозировать дальнейшее развитие ребёнка, каким он вырастет. Можно на ранних стадиях выявить «трудных» детей. Но не менее важно то, какие родители у крохи. Ведь взрослые тоже могут быть любящими и терпеливыми или чересчур раздражительными и строгими.

9 месяцев проходят в волнениях. Ожидая пополнение, родителям столько нужно успеть: купить одежду, кровать, колясочку, приготовить место в квартире для маленького человечка.Многие стараются накупить всего побольше, затрачивая значительные суммы. Поэтому, прежде, чем вы пойдете за покупками, хорошо всё просчитать.

Уход за ребенком 1-2 месяца:Температура воздуха в детском помещении должна быть не ниже 22-24 градусов по Цельсию. Влажность от 60 до 70%. Нужно следить за поведением ребёнка, чтобы не перегреть или не переохладить. Если под подгузником красная сыпь, а на других частях тела кожа гладкая – это признаки перегрева. Если ребёнок пьёт мало – значит ему комфортно.Пупок заживает за первые 2 недели. Его нужно обрабатывать каждый день после купания перекисью водорода и зелёнкой.По утрам необходимо протирать глаза и лицо ваткой, которую следует намочить в кипячёной воде.Нужно вовремя подрезать ногти, ежедневно купать в воде с температурой 35-37 градусов Цельсия. Но до полного заживания пупка купания лучше заменить обтираниями.

Уход за ребенком 2-3 месяца:Следует продолжать выполнять все процедуры. Во время купания необходимо следить чтобы вода на попала в ушки. Серу из ушей лучше чистить после купания ватными палочками. Также можно прочищать носик. Необходимо также проводить регулярный осмотр поверхности кожи ребёнка. Если появилась сыпь – выяснить причину, опрелости можно присыпать детскими присыпками.Пристальное внимание нужно обратить на подгузники. Необходимо выбирать для каждого ребёнка оптимальный вариант, он не должен причинять дискомфорт.

Уход за ребенком 3-4 месяца:В комнате малыша нельзя курить и не должно находиться большое количество людей. Телевизор должен стоять напротив ребёнка на достаточном расстоянии, чтобы он не скашивал глаза. Необходимо проводить регулярные водные процедуры. Можно принимать воздушные ванны.

Уход за ребенком 5-6 месяцев:В этом возрасте начинают прорезаться зубки, поэтому стоит купить ребёнку игрушку «грызунчик». Они стоят недорого и продаются в аптеках. Пятимесячные дети любят петь, слушать сказки, стихи. Можно играть в пальчиковые игры, давать потрогать окружающие предметы, чтобы развивать тактильные ощущения.

Уход за ребенком 7-8 месяцев:Семимесячный ребёнок уже сидит самостоятельно без поддержки и может учиться вставать. В это время уже можно малыша садить на ковер, убрав все опасные предметы. На мебель желательно установить безопасные замки. Это период, когда можно учить ребёнка словам «можно» и «нельзя».

Уход за ребенком 9-10 месяцев:В этот период жизни ночной сон длится 10-12 часов. Ему можно одевать на ночь пижаму и колготки. Лучше всего применять простыни-чехлы, чтобы ребёнок не запутался в постельном белье.Малыш уже умеет стоять, придерживаясь рукой за опору. Он быстро ползает.

Уход за ребенком 11-12 месяцев:В этом возрасте ребёнок пробует пить и есть самостоятельно. Нужно учить его пользоваться столовыми приборами, объясняя ребёнку названия вещей. Малыш в этом возрасте повторяет за родителями все действия, поэтому им нужно следить за тем, чтобы не научить плохому. Нужно не забывать проводить ежедневные процедуры, соблюдать режимы сна и питания. Необходимо больше проводить времени на свежем воздухе, играть с ребёнком в игры и заниматься гимнастикой.

Возраст: 1 год, 1 месяц, 10 месяцев, 11 месяцев, 12 месяцев, 2 месяца, 3 месяца, 4 месяца, 5 месяцев, 6 месяцев, 7 месяцев, 8 месяцев, 9 месяцев

.

deti-mam.ru

Уход за детьми - От 2,5-3 до 5-6 месяцев

За 2,5—3 месяца ребенок не только вырос на 8-10 см и прибавил в весе примерно два килограмма, непрестанно шло развитие и совершенствование его высшей нервной деятельности. Повысилась работоспособность клеток коры головного мозга, за счет чего малыш может теперь бодрствовать до полутора часов подряд, так как у него не израсходован запас энергии и не наступило утомление.

Малыш в этот период нуждается в переходе на новый режим. Детей в возрасте от 2,5 до 6 месяцев кормят 6 раз в сутки через каждые 3,5 ч. Каждый дневной сон длится два часа. Ночной сон составляет 10 ч. Если малыш просыпается в 6 утра, то его надо сразу же покормить, затем в 9 ч 30 мин, в 13 ч, далее в 16.30, 20 ч и один раз ночью.

В течение дня малыш, как правило, спит с 7.30 до 9.30; с 11 до 13; с 14.30 до 16.30 и с 18 до 19.30: три равномерных периода сна следуют за бодрствованием и заканчиваются перед кормлением.

Особого внимания требует последний дневной сон. Как правило, малыш плохо спит вечером. Хорошо, если этот четвертый дневной сон длится 1 ч — 1 ч 20 мин вместо двух часов, а то и минут сорок. Скорее всего, это происходит потому, что за день у малыша накопилась усталость и одновременно прибавилось впечатлений. Взрослые возвращаются с работы и вместо того, чтобы создать наиболее спокойную обстановку для малыша, порой не замечают, как переутомляют его своей радостью и любовью. К сожалению, именно в это время нередко приходится слышать надрывный плач малыша. А ведь весь день было тихо и спокойно, и вдруг столько шума, столько раздражителей!

Лучше всего в это время положить спать малыша на свежем воздухе — на балконе или выйти с ним во двор. Купают малыша где-то в 19.40. До полугода эта процедура проводится ежедневно перед кормлением. Чистенький уставший за день малыш спит так, что разбудить его через три-четыре часа непросто.

Время ночного кормления лучше всего определять, ориентируясь на поведение малыша. Около трех часов ночи он сам начнет просыпаться. Можно, не включая света, перепеленать малыша и покормить. Не просыпаясь окончательно, малыш снова быстро засыпает и спит примерно до шести утра. Со временем малыш станет просыпаться не в три часа, а чуть позже. Постепенно ночное кормление будет перемещаться сначала на 5—10 мин, затем на 15—30 мин, а к году ребенок будет спать спокойно, не просыпаясь до утра, т.е. до шести часов.

Всегда, когда речь идет о режиме, подразумевается примерный режим. Если ваш малыш уже приучен просыпаться в семь часов утра или в пять, то соответственно кормление он будет получать через 3,5 ч, полтора часа бодрствовать и по два часа спать днем. Утром дети спят по два часа или даже чуть больше, а во второй половине дня чуть меньше. Важно, чтобы ребенок в течение суток успевал отоспаться так, как ему необходимо.

Во время кормления малыш может съедать то меньше, то чуть больше, но в общем получает средний объем пищи. Важно кормить ребенка в спокойном состоянии. В этом случае ребенок съедает с аппетитом всю полагающуюся ему пищу.

Иногда бывает, что даже голодный малыш может плохо есть. Перевозбужденный, переутомленный или чем-то раздраженный малыш может отказываться от еды, капризничать. Идеальный вариант, если малыш проснулся за 5-10 мин до кормления. Ему будет тепло, уютно в сухих ползунках, он может периодически свободно двигать руками и ногами. Из пеленок ваш малыш уже вырос, и если заворачивать на время кормления в пеленки, то он не очень доволен. Двигая одной рукой или ногой, завернутыми в пеленки, малыш тянет сам себя за вторую ножку или ручку, отвлекается от кормления. Ребенок с тонкой нервной системой ест с большим аппетитом, если его никто не отвлекает разговорами, шумом и т.п. В спокойной обстановке максимально включается в работу пищевой центр коры головного мозга, активно приливает кровь к желудку и т.д.

С первых месяцев жизни у детей необходимо формировать положительное отношение к еде. Оно базируется на активности малыша, направленной на кормление. Прежде чем начать кормить из бутылочки, целесообразно показать ее малышу, дать возможность придерживать ее руками во время кормления. Активность рук, направленная на кормление, еще больше повысит деятельность пищевого центра, присоединившись по доминантному принципу к сильному голодному возбуждению.

Нередко из-за нехватки грудного молока ребенка докармливают. До 4—4,5 месяцев докармливать малыша необходимо из соски такой формы, которая похожа на сосок женской груди, так как с введением дополнительного кормления малыш нередко отказывается от грудного вскармливания, так как из резиновой соски легче сосать.

С 4 — 4,5 месяцев малыш готов к тому, чтобы начинать есть с ложки полугустую пищу. Именно с этого периода ребенок способен осуществлять комплекс движений, необходимых для того, чтобы снять пищу с ложки губами, задерживая ненадолго во рту, смачивая ее слюной в достаточном количестве. Малышу доставляет радость возможность быть активным. При кормлении с ложки малышу необходимо находиться в полусидячем положении на коленях у взрослого. Лучше набирать половину ложки пюре, каши, тертого яблока или творога. Поднося ко рту ребенка ложку с едой, лучше задержаться на секунду, подождать, когда малыш откроет рот. Затем приблизить ложку так, чтобы малыш снял пищу губами. Если малыш ест полугустую пищу не очень охотно, можно в процессе одного кормления чередовать 3—4 неполные чайные ложки пюре, творога или каши с молоком, кефиром или киселем и т.п. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно, так как у малыша может сформироваться отрицательное отношение к еде, появится рвота и другие нежелательные явления.

Бодрствует ребенок в этот период в среднем по полтора часа. Как же организовать время бодрствования? Малыш может бодрствовать на прежнем месте, однако наряду с высоко находящимися игрушками для рассматривания, ребенок нуждается в игрушках, подвешенных над его грудью. В возрасте 2,5—3 месяцев ребенок ощупывает свою одежду, случайно наталкивается на висящие над грудью игрушки и постепенно начинает захватывать их. Игрушки — это первые книжки ребенка. Какие они, чему учат?

Какими они должны быть?

Игрушка является тем замечательным изобретением человечества, когда общение взрослого человека с малышом осуществляется через предметы его окружающие. Все указания взрослых (например, «посмотри, возьми, протяни ручку или прислушайся, как звенит колокольчик» и т.д.) заложены в игрушке, и правильное ее преподнесение малышу вызывает у него как раз те реакции, которые необходимо на данном этапе развивать у ребенка.

С 2,5—3 месяцев малышу необходимы условия для интенсивных движений его рук. С этой целью необходимо над грудью ребенка поместить подвески таким образом, чтобы, выпрямляя руки, размахивая ими, малыш мог случайно натолкнуться на них, зацепить игрушки. Местоположения для сна и бодрствования должны быть четко разграничены. В одном месте малыш спит, и там нет никаких игрушек, в другом — малыш бодрствует, и там ему необходимы для успешного нервно-психического развития хорошо освещенные, удобно размещенные игрушки.

Малышу, лежащему на спине головой к окну, источнику освещения, очень удобно рассматривать игрушки. А в положении лежа на животике игрушки лучше освещены, если источник света находится позади малыша, т. е. когда малыш повернут ногами к окну. Проще всего игрушки разместить над диваном, на котором бодрствует малыш. От стены к стене поперек можно протянуть нитку или леску на такой высоте, чтобы взрослые не задевали ее головой. К этой нитке можно привязать две другие, на которые и подвешиваются различные игрушки на высоте в 60-70 см от груди ребенка для рассматривания или ниже, чтобы малыш мог, выпрямляя руки, наталкиваться на них. Такая многоплановая композиция удобна для рассматривания и ощупывания, захватывания игрушек. Наталкиваясь на нижние игрушки, малыш вначале случайно приводит в движение весь комплекс игрушек, удивленно и радостно подолгу играет с ними, не просясь на руки, не капризничая. Важно помнить, что в течение двух-трех дней малыш впитывает в себя почти всю доступную информацию, которую несет ему игрушка, он, можно сказать, «читает книжку», поэтому необходима постоянная смена игрушек. Однако через следующие 2—3 дня прежние игрушки малыш может воспринимать как новые, снова с удовольствием будет их рассматривать, ощупывать, радоваться им, оживленно двигая руками и ногами, издавать звуки, вокализировать. Очень нравятся ребенку и различные вариации из уже знакомых двух-трех игрушек.

В качестве игрушек для рассматривания и ощупывания можно использовать разнообразные предметы: ложки из хохломы, ленты узкие и широкие и т.п. Очень хорошо разместить рядом с подвесками-погремушками мягкие шелковые (не капроновые) ленты шириной 1—2 см, которые можно привязать к нитке, а концы опустить к рукам малыша. Самым легким шевелением руки или пальчиков малыш, прикоснувшись к ленте, приводит ее в движение, рассматривает переливающийся блеск, меняющиеся оттенки цвета. Необходимо обратить внимание на то, чтобы на лентах, касающихся рук ребенка, не было никаких петель, бантов. Иначе, если малыш случайно попадет рукой в петлю банта, он не сможет сам вынуть руку оттуда, а, повернувшись на бок (это он умеет), может потянуть петли банта, оборвать на себя все игрушки или травмировать руку. Постепенно, месяцам к 3,5—5, руки ребенка окрепнут, и он начнет сильнее дергать за подвешенные ленты или игрушки. К этому периоду неплохо подвесить в 60—70 см над грудью ребенка мелодичный колокольчик, соединенный с лентой, концы которой спускаются к рукам малыша. Захватывая и дергая ленту, малыш периодически сам звонит в колокольчик, проявляя активность.

Примерно с трех месяцев малышу необходимо показывать качественно новые игрушки, например, погремушку на рукоятке, и стараться вызвать у ребенка стремление схватить ее. Вместо погремушки с рукояткой можно использовать хохломскую ложку. Малыш отдает предпочтение именно ей, так как она радует глаз золотистой цветовой гаммой, мягкой, ласкающей руку малыша деревянной фактурой.При развитии у малыша первых координированных движений по целенаправленному хватанию рукоятки необходимо учитывать ряд нюансов. Трехмесячному малышу покажите хохломскую ложку, держа ее за рукоятку над грудью ребенка по центру на расстоянии 25-30 см от глаз. Ложку можно слегка покачивать, поворачивать из стороны в сторону, привлекая внимание малыша переливами окраса. Увидев красивый предмет, малыш зачарованно смотрит на него, затаив дыхание, широко открывает глаза и вскидывает руки по направлению к ложке, раскрывая ладони. Ребенок направляет руки в сторону предмета от запястья, он еще не может довести руки до середины груди, так как у него очень скованны плечи и предплечья. В этот момент переместите ложку к правой или левой руке ребенка. Закрывая ладонь, малыш схватывает рукоятку ложки и радостно замирает или взмахивает ею. При первых попытках малыш быстро выпускает из рук захваченный предмет. Можно снова показать понравившуюся ему игрушку и снова предоставить возможность схватить ложку за рукоятку. Взрослый, держа предмет вместе с ребенком, может попытаться медленно и плавно отвести совместным с малышом движением ложку вправо, влево или вверх примерно на 5—10 см. Вначале малыш вместе со взрослым всего 2—3 сек участвует в перемещении схваченного предмета, но как же он радуется, ощущая мышечное усилие и связывая его со зрительными впечатлениями! Именно здесь и заложено начало координации движений собственной руки и рассматривания предметов.

Научившись брать игрушку из рук взрослого, малыш начинает перекладывать ее из одной руки в другую и, конечно же, тащит в рот, обследуя ее и зрительным, и осязательным путем, и на вкус. Поле деятельности у малыша значительно расширяется к пяти месяцам. Ребенок, упустив игрушку из рук, не видя ее, похлопывает руками вокруг себя, наощупь находит игрушку и берет ее в руки вполне самостоятельно. В связи с этим необходимо, чтобы вокруг малыша, на расстоянии вытянутой руки, находилось несколько разнообразных игрушек, удобных для захватывания. Наиболее удобна для ребенка небольшая гирлянда из игрушек. Можно нанизать на один шнур или ленту несколько небольших игрушек таким образом, чтобы они были узлами шнура, зафиксированными на расстоянии 3-5 см одна от другой. Такая гирлянда общей длиной 20—25 см позволит малышу играть самостоятельно гораздо продолжительнее. Выпущенная из рук игрушка не откатывается, ребенок может наощупь легко отыскать если не одну, то другую игрушку или шнур, потянув за который, он к великой радости обнаружит ряд игрушек.

У детей в возрасте 5—6 месяцев уровень развития движений рук, умение обращаться с игрушками могут быть очень разными. Если малышу уделяли недостаточно внимания, то он с трудом будет брать игрушку из рук взрослого.

Особое внимание необходимо уделить подбору игрушек и способу их преподнесения малышу, лежащему на животе. Выкладывая трехмесячного ребенка на живот, постарайтесь представить, что он видит, что ему может понравиться. Сначала можно поставить несколько игрушек высотой 5—7 см для рассматривания на расстоянии 25—30 см от ребенка. Или на стене у пеленального столика поместить яркий календарь или раскрытую детскую книжку, иллюстрированный альбом. Лежа на животе перед красочными иллюстрациями, рассматривая их, малыш старается подольше удержать голову, при этом энергично прогибается, опираясь на предплечья рук. Четырех-пятимесячные малыши, затаив дыхание, рассматривают жостовский поднос, календари с иллюстрациями павловских шалей и гжельской посуды и др.

С 4,5—5 месяцев малыши, лежа на животе, пытаются высвобождать то одну, то другую руку, чтобы схватить понравившуюся игрушку, попавшую в поле зрения. Как только ребенок схватывает ее, то она тут же исчезает из поля зрения. И снова поиск, повороты головы в стороны, повороты плеч, верхней части туловища, перемещение рук и т.д. Для организации более результативных действий с игрушками малышу хорошо давать гирлянду из игрушек.

С пяти месяцев ребенку нужны игрушки-неваляшки, сюжетные игрушки: кошки, собачки, медвежата высотой до 12—15 см. Именно такая величина игрушек позволяет малышу не только их рассматривать, но и доставать, трогать. Правда, удержать их в руках сложнее, поскольку движения рук еще несовершенны. Привяжите вокруг шеи медвежонка или неваляшки ленту, лучше мягкую по фактуре, атласную или хлопчатобумажную, длиной до 20 см, таким образом, чтобы один ее конец был длиннее другого и, конечно же, никаких бантов или петель. Именно эта дополнительная деталь позволяет значительно увеличить результативность действий ребенка. Дотянувшись до неваляшки, толкнув ее, малыш радуется мелодичному звону, зрительным впечатлениям. Что же касается осязательных впечатлений, то они устраивают ребенка только на начальном этапе игры с неваляшкой. Постепенно малыш изловчается и схватывает ленту. Ее удобно потянуть к себе, а с нею и неваляшку, поманипулировать ею, даже когда малыш лежит на спине.

Бодрствование малыша насыщается удивительно полезным содержанием, способствующим его полноценному нервно-психическому развитию.

Появление каждого нового движения свидетельствует об успешности развития ребенка. Двигательная активность оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, укрепление мышц, опорно-двигательного аппарата, совершенствование сердечно-со-судистой и дыхательной систем. Для детей этого периода наиболее полезны движения, лежа на животе. При правильном режиме наиболее благоприятны периоды выкладывания малыша на живот перед каждым кормлением и перед сном. Младенец в возрасте трех месяцев научается подолгу удерживать голову и верхнюю часть корпуса повернутыми в соответствующую сторону, именно туда, откуда исходит звук, куда ушел или откуда появился взрослый.

Длительное пребывание маленьких детей на руках у взрослых в вертикальном положении — не лучшее времяпровождение. Конечно же, малышу нравится обзор окружающего, приятно тепло человеческого тела, ласковое непосредственное общение. Но чрезмерные нагрузки на неокрепший позвоночник малыша могут замедлить рост, да и об искривлениях не следует забывать. Лучший вариант, когда малыш этого возраста в каждый из отрезков бодрствования находится в вертикальном положении на руках у взрослых только по 10—15 мин.

Положение ребенка во время бодрствования чередуется примерно следующим образом: после пробуждения он лежит на животе до кормления минут пять; в возрасте до 4,5—5 месяцев кормится полулежа на коленях у взрослого, опираясь на его руку, после кормления 3-5 мин взрослый держит малыша на руках, чтобы он не срыгнул и чтобы малыш избавился от воздуха, которого наглотался при приеме пищи; далее лежит на спине, через 20-30 мин после еды снова несколько минут проводит на руках, а затем его можно положить на животик.

Конечно, речь идет о примерном чередовании положений ребенка. Все это может выглядеть и несколько иначе, но совершенно необходимо чередование вертикального и горизонтального положений ребенка, то на спине, то на животе, то на руках у взрослого. При этом наиболее полезно положение на животе.

Малыш, лежа на спине, охотно переворачивается то на один, то на другой бочок, а в 4,5—5 месяцев сам активно переворачивается со спины на живот. С 5,5-6 месяцев он успешно овладевает умением самостоятельно переворачиваться с живота на спину.

Стимулом для развития двигательной активности являются игрушки. Развитие движений рук проходит не изолированно, а ведет за собой развитие общих движений: поворот туловища в сторону игрушки, подползание в результате стремления приблизиться к ней.

У пассивных, ослабленных детей названые умения развиваются несколько позже. Чтобы ребенок вовремя начал переворачиваться со спины на живот, месяцев с четырех помогайте малышу поворачиваться на бочок. С этой целью покажите ребенку игрушку, а после того, как он ее схватит правой рукой, слегка потяните плавно игрушку к центру корпуса ребенка и далее влево. Малыш поворачивает корпус вслед за игрушкой на бок, держась за нее. Если малышу трудно дается движение, он отпускает игрушку.

Переворачиваясь на живот, малыш первоначально затрудняется вытащить игрушку из-под себя, это может омрачить радость от овладения движениями собственного тела.

К пяти месяцам лежащий на животе малыш, увидев игрушку, старается приблизиться к ней. Малышу можно помочь, приставив к его стопам ладонь. Он энергично упирается ногами и продвигается к игрушке. Именно такой прием позволит малышу в комплексе усилий рук, всего туловища, ног почувствовать радость от достигнутого. Подготовительные этапы ползания в данном возрасте, а позже само ползание являются прекрасными условиями успешного роста малыша.

Всеобщая беда при воспитании детей в семье — это раннее сидение. Оно может привести к искривлению еще не окрепшего позвоночника, замедлить рост малыша. Замедляется также кровообращение, особенно в области таза и ног. Не исключено, что именно из-за раннего сидения у ребенка может сформироваться коротконогость. Нет никакой необходимости сажать малыша до тех пор, пока он сам не сядет месяцам к восьми.

К сожалению, большинство детей, воспитывающихся в семьях, не ползают из-за того, что взрослые по неведению не предоставляют малышу простор для развития бесценного вида движения.

Одним из показателей успешного нервно-психического развития считается ровное и устойчивое стояние при поддержке подмышки в пятимесячном возрасте. Упражнять малыша в упоре ног необходимо, начиная за полмесяца до указанного срока. Более ранние упражнения по упору ног не рекомендуются.

В данный возрастной период малыш все чаще общается с взрослыми. От гуления постепенно переходит к лепету. В его речи появляются вокализации «а» — «а», лепетные слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма» и др. До того времени, когда он произнесет первые осмысленные слова, малыш еще много потрудится, упражняя свой голосовой аппарат, напрягая ум, память, проявляя сообразительность.В период от 2,5-3 до 5—6 месяцев малыш переходит от вокализации гласных к произнесению слогов, включающих звонкие и глухие согласные. Используя этот арсенал звуков, улыбок, выразительных интонаций, радостных или жалобных, а подчас и сердитых выражений лица, малыш активно «разговаривает», общается.

Общаясь с малышом, важно помнить, что ребенок должен хорошо себя слышать, для чего необходима тишина. Немаловажно и то обстоятельство, что малыш видит лицо взрослого, приветливое и улыбающееся. В разговоре с малышом лучше использовать доступный ребенку язык, т. е. на равных повторять произносимые младенцем гласные и бесконечные «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», поддерживая и развивая диалог.

Довольно рано малыш начинает запоминать некоторые слова, а также не только отличает близких и чужих людей по внешнему виду, но и по голосу. Пяти-шестимесячные дети при вопросе «где», произнесенном с вопросительной интонацией, начинают делать поисковые движения взглядом. Целесообразно периодически спрашивать малыша: «Где телефон?» (находящийся на одном и том же месте). Вместо телефона можно использовать телевизор, часы, прилетающих голубей и другие интересные для малыша предметы.

Очень рано, месяцев с пяти, малыш начинает постигать смысл слова «нельзя», сказанного с определенной интонацией. Научившись схватывать игрушки, он хватает вас за волосы, за очки, срывает их и может бросить на пол. Сказав слово «нельзя», отведите руку малыша от очков, высвободите осторожно волосы из цепких рук ребенка. При повторных ситуациях, услышав слово, малыш затормаживает движения, вслушивается, вспоминает.

Темп нервно-психического развития у детей в возрасте от 2,5-3 до 5—6 месяцев чрезвычайно высок. К полугоду малыш прибавляет в весе около пяти килограммов. В народе метко замечено: «Полугодовичок — полупудовичок». Он вырос примерно на 17 см, научился есть с ложки, переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, начинает ползать, лепетать, хорошо играет с игрушками.

ymbaby.ru

Уход за ребенком от рождения до года по месяцам

С рождением малыша каждая мама должна правильно ухаживать за своим ребенком. И это естественно, потому что здоровье детей с момента зачатия и до сознательного возраста целиком зависит от родителей.

Содержание статьи

Конечно, правильный уход за новорожденным ребенком с самого рождения потребует определенных знаний и навыков. Все мероприятия по уходу можно разделить на ежедневные и еженедельные. Но, конечно, любые процедуры, в которых нуждается малыш, можно проводить и чаще.

Ежедневный уход за ребенком

Умывайте личико малютки каждое утро теплой кипяченой водой. Протирать можно и рукой, но лучше воспользоваться обычной ватой.

Уход за глазками

Обработайте малышу глаза при помощи ватного диска, предварительно смоченного в кипяченой воде. Если заметили, что глаза стали загрязняться больше обычного, то примените раствор фурацилина. Промывание проводится строго от наружного угла глазика к внутреннему. Обязательно для каждого глаза применяйте новый ватный диск.

Берегите органы зрения вашего малыша с самых ранних лет. Избегайте воздействий очень яркого света, не разрешайте смотреть на солнце, осторожно обращайтесь с фотовспышкой. Не подвергайте глазки крохи резким перепадам света, а ночью пользуйтесь настольной лампой или торшером под зеленым абажуром.

См статьи по теме:

  1. Если у ребенка загноился глазик
  2. Уход за глазками (подробно)

Подмывание и купание

Новорожденных следует подмывать после каждого испражнения в проточной воде, а не в тазике или в ванночке. В противном случае в мочеполовые пути может попасть инфекция.

Девочек обязательно подмывают рукой спереди назад под теплой струей. Перед началом этой процедуры, обязательно проверьте температуру воды. После подмывания на пеленальном столе чистой пеленкой промокательными движениями осушите кожу ребенка. Складочки смажьте ватным тампоном, смоченном в стерильном растительном масле или детском креме.

См статьи по теме:

  1. Как подмывать мальчиков
  2. Как подмывать девочек
  3. Как купать новорожденного ребенка

Видео: купание

Ежедневный уход за ребенком до года проводится по утрам.

Еженедельный уход

Уход за носиком

Носовые ходы у новорожденного очень маленькие, поэтому даже незначительное засорение вызывает затрудненное дыхание. Ходы могут забиваться волосками от одеяла и одежды, пылью, раздражаться сигаретным дымом. Прочищайте их с помощью жгутика из стерильной ваты.

Смочите  в стерильном вазелиновом или растительном масле и вводите в носовой вход не более чем на один сантиметр вращательными движениями. Для левого и правого носовых ходов используйте разные жгутики. Иногда ребенок сам может справиться с такой проблемой частым чиханием. Вы должны следить за чистотой воздуха и не допускать его загрязнения.

Как и с помощью чего почистить ребенку носик?

Уход за ушками

Внимательно относитесь к органам слуха и прочищайте ушные раковины. Если видно выделение серы – не паникуйте, это нормальный процесс. Вместе с ней из наружного уха удаляются микроорганизмы ипыль, то есть проходит процесс самоочищения. Дабы не возникли серные пробки, следует удалять излишек серы снаружи слухового прохода чистой ватной палочкой. Но при этом не проникать в него глубоко, чтобы не поранить нежную кожу и не травмировать барабанную перепонку.

(Подробнее об уходе за ушами новорожденного)

Уход за ногтями

Обрезайте малышу ногти. Некоторые новорожденные появляются на свет уже с таким «маникюром», что при активных движениях могут себя поцарапать. У грудничков ногти растут быстро, поэтому их следует часто обрезать, иначе они ломаются и загибаются. Но не нужно стричь очень коротко, это причинит ребенку боль. Пользуйтесь безопасными ножницами или маленькими детскими щипчиками. При обрезании нажмите на подушечку пальца, чтобы случайно не задеть кожу. Если все-таки произошло ранение, приложите к ранке стерильный бинт и подержите до остановки кровотечения. Удобно стричь ногти малютке, когда он спит и полностью расслаблен.

(Подробнее: Уход за ногтями ребенка — Как подстричь ногти новорожденному ребенку)

Видео: Уход за ребенком до 3-х месяцев

Не забывайте

Уход за ребенком от рождения до года – очень важный момент, где на первом месте стоят гигиена и чистота. С самых первых дней обращайте внимание на пупочную ранку, ежедневно обрабатывайте и не допускайте в нее попадание микробов

  1. Как правильно обрабатывать пупочную ранку.
  2. Что делать если пупочная ранка кровоточит?

Комната, где живет малыш, должна быть светлой, теплой и чистой. Каждый день проводиться влажная уборка и проветривание помещения. Чистая и проветренная комната — это залог хорошего развития вашего ребенка!

Ежедневно осматривайте кожные покровы ребенка. Если заметны покраснения в зоне ягодиц, паха, шейных складках или подмышечных впадинах, возможно, это опрелости, возникшие из-за перегрева кожи. В этом случае используйте специальные крема или косметические средства, делайте ребенку воздушные ванны на 15-20 минут после смены подгузника.

См статьи по теме:

  1. Уход за кожей ребенка
  2. Опрелости у ребенка
  3. Прыщики на лице новорожденного — причины и как избавиться
  4. Потница у новорожденных ─ как отличить, как предотвратить и что делать?

Ухаживать за малышом – ответственно и непросто. Уход за ребенком индивидуален и имеет отличия у разных малышей в одном возрасте.

Помните, что самое главное, в чем он нуждается – это забота и любовь родителей и тогда точно все будет хорошо.

Читаем далее по теме ухода и гигиены:

  1. О гигиене новорожденного
  2. Закаливание новорожденных детей

Медсестра роддома рассказывает как ухаживать за младенцем

Видео: Уход за новорожденным малышом до года

razvitie-krohi.ru

Правильный уход за ребенком от 0 до 6 месяцев

Появление на свет ребенка приносит не только радость знакомства с самым родным и долгожданным существом, но и массу вопросов о том, как правильно за ним ухаживать, особенно, в первые полгода жизни.

После вашего возвращения из роддома очень важна поддержка и помощь супруга или близких людей, ведь времени на ведение домашнего хозяйства у мамы почти совсем не остается. Младенец в первый месяц жизни чувствует и перенимает эмоциональное состояние взрослых. Постарайтесь меньше волноваться и раздражаться по поводу мелких бытовых неурядиц, сосредоточьтесь на общении с маленьким существом, которое понемногу адаптируется в новых менее благоприятных условиях.

Сон и кормление

Поначалу новорожденный «бодрствует» всего 4 часа в сутки. Значительная часть этого времени уходит на еду. Современные медики рекомендуют кормить младенца по его требованию, но интервал между получением пищи должен быть не меньше 2 часов.

В период до третьего месяца кроха ест в среднем 8 раз в сутки. С трех месяцев, он обычно придерживается своего графика сна и принятия пищи. Ночью не рекомендуется кормить ребенка больше 2 раз, он должен научиться спать спокойно. Днем пятимесячному малышу нужно получать еду каждые 4 часа, а ночной сон должен длиться не меньше 11 часов.

Нужно ли давать новорожденному воду?

Большинство мам волнует вопрос, нужно ли давать новорожденному пить воду. Материнское молоко на 90% состоит из воды, остальное приходится на белки, жиры, а также необходимые маленькому организму микро- и макроэлементы. Следовательно, если вы кормите грудью, малыш не нуждается в дополнительном поступлении жидкости. В жаркую погоду ненадолго прикладывайте его к груди в периоды между приемами пищи. Первые порции молока содержат больше воды и полностью могут удовлетворить жажду. При естественном вскармливании предлагать крохе питьевую воду можно с третьего месяца жизни. Лучше делать это с помощью ложечки, а не бутылочки и не стоит добавлять в жидкость подсластители.

Детей на искусственном или смешанном вскармливании можно поить с первого дня. В среднем они могут выпить150 миллилитров в сутки.

Современные аптеки предлагают широкий ассортимент бутилированной жидкости предназначенной для младенцев определенного возраста, но вполне может подойти и обычная кипяченая вода, охлажденная до комнатной температуры.

Детям до 6 месяцев обязательно давать воду только в случае повышенной температуры или поноса, также можно дать попить ребенку для прекращения икоты. В 4 месяца малышу можно понемногу давать соки, желательно начать с яблочного. Первые порции должны составлять не больше 5 миллилитров жидкости. Внимательно следите, нет ли аллергических реакций на новые продукты.

Прогулки и купание

В теплый период делать короткие прогулки (до 15 минут) с новорожденным можно уже с первых дней жизни. В холодный – начиная с третей недели жизни продолжительностью до 10 минут.

Для малышей очень полезны воздушные ванны при температуре не ниже 22 градусов. В первый месяц оставляйте ребенка голым на 1-2 минуты дальше по мере взросления постепенно увеличивайте этот период. Двухмесячный младенец может оставаться без одежды и пеленок до 15 минут. Эта процедура является эффективной профилактикой потницы.

Не забывайте два раза в сутки обрабатывать пупочную ранку антисептиком. Обычно через неделю она уже сухая и имеет небольшую площадь, поэтому можно начинать купать кроху. Ванны младенцу необходимы каждый день по определенному графику, а мыло используйте не чаще двух раз в неделю. Если малыш страдает от потницы, добавьте в воду отвар ромашки или чистотела, также эффективен раствор марганцовки. После банных процедур осторожно промокните влагу мягкой тканью.

Когда можно начинать класть на животик?

С 12 дня жизни ребенка можно по несколько раз в день класть на животик. Осуществляйте это перед кормлением или по истечению 20 минут после приема пищи. Большинству малышей данная процедура не очень нравится, поэтому начните с 2 минут и постепенно увеличивайте длительность до 20 минут. Такая «тренировка» укрепляет мышцы шеи и живота, способствует отхождению газов. В четыре месяца розовый комочек, опираясь на ручки, уже сможет приподнимать туловище.

Какие игрушки нужны ребенку до 6 месяцев?

К концу первого месяца новорожденный начинает фокусировать взгляд, поэтому не забудьте прикрепить над кроваткой, медленно вращающуюся, яркую музыкальную игрушку. Это поможет ребенку развить зрительные реакции. В период до полугода малышам подходят игрушки, которые помогают познакомиться с разнообразными звуками, цветами, формами, а также с особенностями различных материалов.

Покупайте только те, которые соответствуют возрасту крохи (погремушки, колокольчики, мобили, мячики, пирамидки), иначе он может травмироваться или проглотить мелкую деталь. Дети любят все «пробовать на зуб», поэтому следите, чтобы предметы вокруг младенца были чистыми и изготовленными из экологичных материалов.

Когда начинать давать прикорм?

С 5-6 месяцев младенцу можно давать прикорм. Лучше добавлять в меню новые блюда во второе раннее кормление. Дайте ему пару ложечек продукта и докормите молоком или смесью. Если кроху новое блюдо не обрадовало, повторите попытку через несколько дней.

Внимательно изучите реакцию организма на прикорм. Проверьте, нет ли сыпи, проследите за изменением стула. Если негативных реакций нет, увеличивайте дозу каждый день в два раза, пока порция не достигнет 200 грамм. В случае проявления негативной реакции, сделайте перерыв в несколько дней. В среднем на то, чтобы одно кормление осуществлялось только прикормом уходит от 7 до 10 дней.

Начать знакомить малыша с новыми продуктами можно предложив ему овощное пюре, кисломолочные продукты или кашу.

Если вы решили отдать предпочтение пюре, выберете овощи зеленого или белого цвета, позже — оранжевого и картофель. Данное блюдо можно приготовить самостоятельно, отварив и хорошо перетерев составляющее, или купить готовый продукт.

Если ребенок отстает в весе, начните с рисовой, гречневой или кукурузной безмолочной каши перед сном. Позже к данному списку можно будет добавить овсянку.

Дети хорошо воспринимают в качестве прикорма кефир. По составу он близок к привычной для младенцев пище и содержит полезные кисломолочные бактерии.

Когда начинать учить ребенка садиться на горшок?

Среди современных родителей существует три основных теории о том, когда стоит впервые познакомить малыша с этим неотъемлемым атрибутом детства. Поклонники естественного родительства убеждены, что приучать детей к емкости необходимо с первых недель жизни.

Представители старшего поколения считают, что садить на горшок ребенка необходимо после того, как он начнет уверенно себя чувствовать в сидячем положении, приблизительно в 7 месяцев. А большинство современных педиатров пытаются доказать, что делать это нужно не раньше, чем кроха научится сознательно контролировать процесс испражнения (1,5-2 года).

Дорогие читательницы, в комментариях вы можете поделиться личным опытом и дать советы молодым мамочкам! Не забываем делиться статьями в социальных сетях!

thewomen.kz


Смотрите также