Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса Школа вежливых наук. Вежливые ребята внеурочная деятельность 4 класс


Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса Школа вежливых наук

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубокинская казачья средняя общеобразовательная школа №1

Каменского района Ростовской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Глубокинской

казачьей СОШ №1

Приказ от ____________ №_______

Подпись руководителя_______________О.И.Кандалова

Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

__ ________________________Школа вежливых наук____________________

(наименование)

Направление внеурочной

деятельности: Социальное

(духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

Форма организации

внеурочной деятельности: Учебный курс

(учебный курс, творческое объединение)

Уровень общего образования (класс) _____4 класс____________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Срок реализации программы: ___1 год_____

Количество часов __1___

Учитель ________Щербакова Анастасия Константиновна__________________

(ФИО учителя, квалификационная категория)

Программа разработана на основе_ основной образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся среднего звена

(указать примерную программу / программы, издательство, год издания при наличии)

2017- 2018 уч.год

Пояснительная записка.

 Кружок «Школа вежливых наук» реализует духовно- нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с ФГОС  начального   общего образования.  Необходимость нравственного образования в школе основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать в социуме нормам и правилам общения, нести моральную  ответственность за свои действия и поступки. Младший школьный возраст наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этом возрасте ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. В настоящее время наше общество испытывает острую нужду в  таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острейшая необходимость  проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы занятий по нравственности и этикету.

Цель -  формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, ориентирование на общечеловеческие ценности.

Задачи:

infourok.ru

Программа внеурочной деятельности " Вежливые ребята"

Программа курса

«Вежливые ребята»

Пояснительная записка

Программа курса « Вежливые ребята» для 2 класса реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Программа составлена в соответствии с ВГОС НОО.

  1. Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;

  2. Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04 июля 2016 г. № 258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».

  3. Примерной основной образовательной программой начального общего образования

  4. Методическими рекомендациями по переходу на новые образовательные стандарты начального общего образования, утверждёнными на заседании Научно-методического совета НМЦРО ЛНР (протокол № 2 от 23.12.2014 г.).

  5. Методическими рекомендациями по организации проектной деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.

  6. Программой «Планируемые результаты начального общего образования»

  7. Методическими рекомендациями по организации экскурсий и практических работ учащихся начальных классов на уроках курса «Окружающий мир»

Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.

Главное назначение данной программы- формирование навыков общения и культуры поведения второклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Задачи:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживания, мотива, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Содержание программного материала «Вежливые ребята» перекликается с содержанием тем учебных предметов « Литературное чтение», « Окружающий мир».

Воспитательные идеи программы:

Методы работы:

Формы обучения:

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Фактически будет проведено 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Речевой этикет

Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.

Раздел II. Культура поведения

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.

Раздел III. Я среди людей

Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

Раздел IV. Культура внешнего вида

Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.

Раздел V. Итоговое занятие

Праздник «Будьте вежливы».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Количество часов

I.

Речевой этикет

11

II.

Культура поведения

13

III.

Я среди людей

5

IV.

Культура внешнего вида

4

V.

Итоговое занятие

1

Итого

34

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.

Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Личностные результаты:

учащиеся будут учиться:

Метапредметные результаты:

Формы контроля:

  1. Диагностики.

  2. Участие в сценках, диалогах.

  3. Проекты.

Предполагаемые проекты:

  1. Составление памятки о правилах поведения в школе.

  2. Составление сборника пословиц и поговорок о добре, вежливости, дружбе.

  3. Праздник «Будьте вежливы!».

Материально - техническое обеспечение курса «Вежливые ребята»

Компьютер. Проектор.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВО 2-А КЛАССЕ

Тема занятия

Кол-во

часов

Теоретическая часть занятия/

Форма организации деятельности

Практическая часть занятия/

Форма организации деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1.

Что такое этика и этикет?

1

Рассказ учителя.Понятия «этика», «этикет»

Ролевая игра» Мы соблюдаем этикет»

2.

Специфика речевого общения.

1

Рассказ учителя. « Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям»

Инсценирование отрывков сказок.

3.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

1

Беседа.Понятия «мимика», «жесты», «поза».Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям

Игра « ПОЙМИ МЕНЯ»

4.

Вежливые слова

1

Беседа. Содержание понятия « вежливость». Зачем людям нужны правила вежливости.

Игра-викторина « Вежлив ли я?»

5.

Правила знакомства

1

Знакомство с правилами приветствия и прощания.

Моделирование ситуаций:

« Первый раз в гостях», « Я в новой школе»

6.

Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа

1

Беседа. Знакомство с правилами обращения.

Разыгрывание ситуаций.

7.

Приветствие и прощание.

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами приветствия и прощания.

Моделирование ситуаций.

8.

Выражение благодарности. Поздравляем и желаем.

1

Беседа « Умеешь ли ты дружить?»

Конкурс на лучшую поздравительную открытку.

9.

О сопереживании в радости и в горе.

1

Рассказ учителя « Сопереживание товарищам в радости и в горе»

Моделирование ситуаций

10

Общение по телефону

1

Беседа. Понятие «Тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону

Ролевая игра « Мы говорим по телефону»

11.

Викторина « Вежлив ли я?»

1

Игра-викторина « Вежлив ли я?»

12.

Мы на уроке.

1

Беседа «Знакомство с правилами поведения на уроке и в школе»

Веселые инсценировки.

13.

Зачем нужны перемены

1

Рассказ учителя « Зачем нужны перемены в школах?»

Составление правил поведения на переменах.

14.

Мы в школьной столовой.

1

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом.

Ролевая игра « Мы в столовой».

15.

Правила поведения на улице. Экскурсия.

1

Знакомство с правилами поведения на улице. Экскурсия по поселку.

16.

Правила поведения в транспорте.

1

Беседа « Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте»

Ролевая игра « Мы в автобусе»

17.

Урок – игра « Я – пассажир».

1

Ролевая игра « Я – пассажир»

18.

Правила поведения в общественных местах.

1

Проблемный вопрос: Что такое « общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Разгадывание кроссворда. Моделирование ситуаций.

19.

Экскурсия в библиотеку.

1

Экскурсия в школьную библиотеку. « Для чего нужна библиотека?» - коллективное обсуждение.

20.

Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения в гостях.

Разыгрывание ситуации « мы в гостях»

21.

Умей накрыть стол. Проект « Мы ждем гостей»

1

Проект « Ждем гостей. Сервировка стола»

22.

Как выбирать и что дарить?

1

Рассказ учителя « Что и как нужно дарить?»

Викторина « Как правильно дарить подарки?»

23.

Повседневный этикет.

1

Беседа « Правила хорошего тона»

« Путешествие в страну Мульти-Пульти»

24.

Викторина « Знаю ли я правила поведения?»

1

Викторина « Знаю ли я правила поведения?»

25.

Мой класс

1

Беседа на тему « Я и мой класс»

Ролевые игры.

26.

Умею ли я дружить?

1

Конкурсная игра « Умею ли я дружить?»

27.

Один за всех и все за одного

1

Беседа. «Сила дружбы и взаимопомощи»

Иллюстрирование « Мой друг»

28.

Самолюб никому не люб

1

Рассказ учителя древнегреческой легенды о Нарциссе.

Обсуждение легенды. Моделирование ситуаций

29.

Уважительное отношение к старшим и младшим.

1

Беседа. « Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье.»

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

30.

Поговорим о внешнем виде.

1

Беседа. Понятия «я», « Внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость.

Ролевые игры

31.

Поговорим о внешнем виде

1

Беседа-игра « Встречают по одежке»

32.

Каждой вещи свое место

1

Рассказ учителя о домашней спецодежде. Знакомство с рабочим инвентарем для уборки.

Мозговая атака. «Порядок проведения основной уборки»

33.

Бережливось

1

Беседа « Что такое бережливость?»

Составление памяток « Бережное отношение к школьным учебникам»

34.

Праздник « Будьте вежливы».

1

Праздник вежливости ( КТД)

multiurok.ru

Рабочая программа кружка "Вежливые ребята."

Рабочая программа для 2 класса

по внеурочной деятельности «Вежливые ребята».

Духовно - нравственное направление

Учитель начальных классов

МКОУ «Октябрьский лицей»

Коваль Е.Н.

2014 – 2015 уч. г.

Пояснительная записка

Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Объем нагрузки:

Участники образовательной программы: учащиеся 2 классов.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.

Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Задачи:

Основные разделы программы:

Воспитательные идеи программы:

Ожидаемые результаты:

Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Я среди людей

6

3

3

3.

Речевой этикет

6

2

4

4.

Культура поведения

12

6

6

5.

В мире сказок.

6

-

6

6.

Заключительное занятие

2

-

2

Итого:

33

12

21

Содержание курса:

1раздел (1ч.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 6ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 12ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (6ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Тематическое планирование курса

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

Вводное занятие

(1ч)

1

Давайте познакомимся.

Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»

Я среди людей

(6 ч)

2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

1

3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

1

4

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

5

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

1

6

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

1

7

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

Речевой этикет

(6 ч)

8

Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

1

10

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

1

11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

12

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

1

13

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

1

Культура поведения

(12 ч)

14

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

1

15

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

16

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

17

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

1

18

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

19

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1

20

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

21

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

22

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

1

23

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

24

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

1

25

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

В мире сказок

(6 ч)

26-27

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

2

28-29

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

2

30-31

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

2

Итоговые занятия

(2 ч)

32-33

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

2

Используемая литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

kopilkaurokov.ru

Внеурочная деятельность "Вежливые ребята""

МКОУ Вороновская ООШ

Рабочая программа

для 3-4 класса

по внеурочной деятельности

«Вежливые ребята».

Духовно - нравственное направление

Программу разработала

учитель начальных классов

Егорова Л.Н.

2016– 2017 уч.год

Пояснительная записка

Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 3-4 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Объем нагрузки:

Участники образовательной программы: учащиеся 3-4 класса.

Сроки реализации образовательной программы: второе полугодие учебного года.

Программа рассчитана на 17 часа: 1 занятие в неделю.

Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Задачи:

Основные разделы программы:

Воспитательные идеи программы:

Ожидаемые результаты:

Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Я среди людей

3

1

2

3.

Речевой этикет

3

1

2

4.

Культура поведения

6

2

4

5.

В мире сказок.

3

-

3

6.

Заключительное занятие

1

-

1

Итого:

17

5

12

Содержание курса:

1раздел (1ч.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (3ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 3ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 6ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (3ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (1ч.)

Заключительное занятие.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Тематическое планирование курса

Вводное занятие

(1ч)

1

Давайте познакомимся.

Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»

1

Я среди людей

(3 ч)

2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

1

3

Плохо одному Товарищи и друзья. Как завоевывать друзей.

Бескорыстие в дружбе.

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Правила общения с товарищами и друзьями.

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе.

1

4

Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

Речевой этикет

(3ч)

5

О вежливых словах и их применении.

Правила знакомства, представления и обращения.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

1

6

Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

1

7

Отношение к старшим.

Отношение к учителю.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Этикет в общении с учителем.

1

Культура поведения

(6 ч)

8

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

9

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1

10

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

11

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

12

Правила поведения в общественном транспорте и общественных местах.

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра автобусе». Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

13

Правила поведения в театре и кино, в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку

1

В мире сказок

(3 ч)

14

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

1

15

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

1

16

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

1

Итоговые занятия

(1 ч)

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят.

1

Используемая литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

infourok.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята"

Рабочая учебная программа

курса внеурочной деятельности

«Вежливые ребята»

Ступень обучения начальное общее образование 1-4 классов

Количество часов 33 часа уровень базовый

Продолжительность освоения – 1 года

Возрастной диапазон освоения программы – 6-7 лет

Направление - духовно-нравственное

Пояснительная записка

Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Объем нагрузки:

Участники образовательной программы: учащиеся 1 классов.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.

Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Задачи:

Основные разделы программы:

Воспитательные идеи программы:

Ожидаемые результаты:

Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Я среди людей

6

3

3

3.

Речевой этикет

6

2

4

4.

Культура поведения

12

6

6

5.

В мире сказок.

6

-

6

6.

Заключительное занятие

2

-

2

Итого:

33

12

21

Содержание курса:

1раздел (1ч.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 6ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 12ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (6ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Тематическое планирование

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

Вводное занятие

(1ч)

1

Давайте познакомимся.

Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»

1

Я среди людей

(6 ч)

2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

1

3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

1

4

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

5

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

1

6

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

1

7

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

Речевой этикет

(6 ч)

8

Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

1

10

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

1

11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

12

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

1

13

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

1

Культура поведения

(12 ч)

14

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

1

15

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

16

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

17

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

1

18

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

19

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1

20

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

21

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

22

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

1

23

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

24

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

1

25

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

В мире сказок

(6 ч)

26-27

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

2

28-29

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

2

30-31

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

2

Итоговые занятия

(2 ч)

32-33

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

2

infourok.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята".

Пояснительная записка

Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 3 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Объем нагрузки:

Участники образовательной программы: учащиеся 3 класса.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю.

Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Задачи:

Основные разделы программы:

Воспитательные идеи программы:

Ожидаемые результаты:

Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Я среди людей

6

3

3

3.

Речевой этикет

6

2

4

4.

Культура поведения

12

6

6

5.

В мире сказок.

6

-

6

6.

Заключительное занятие

3

-

3

Итого:

34

12

22

Содержание курса:

1раздел (1ч.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 6ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 12ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Вежливые ребята» 1 класс

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Ивановская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю.

Директор МКОУ

«Ивановская ООШ»

__________ О.Н.БеляеваРабочая программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Вежливые ребята»

1 класс

учителя начальных классов

МКОУ «Ивановская ООШ»

Гоголь С.С.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МКОУ «Ивановская ООШ»

протокол № ____ от ______Пояснительная запискаКурс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Объем нагрузки:

Участники образовательной программы: учащиеся 1 классов.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.

Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Задачи:

Основные разделы программы:

Воспитательные идеи программы:

Ожидаемые результаты:

Учебно-тематический план на год

N п\п Содержание программы Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие 1 1 -
2. Я среди людей 6 3 3
3. Речевой этикет 6 2 4
4. Культура поведения 12 6 6
5. В мире сказок. 6 - 6
6. Заключительное занятие 2 - 2
Итого: 33 12 21

Содержание курса:

1раздел (1ч.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.2 раздел (6ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.3раздел ( 6ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.4 раздел ( 12ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.5 раздел (6ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.Тематическое планирование курса

Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приемы Кол-во часов Дата
1 2 3 4 5 6
Вводное занятие

(1ч)

1 Давайте познакомимся. Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»
Я среди людей

(6 ч)

2 Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. 1
3 Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. 1
4 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. 1
5 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. 1
6 Как завоевывать друзей Правила общения с товарищами и друзьями. 1
7 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 1
Речевой этикет

(6 ч)

8 Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1
9 О вежливых словах и их применении. Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. 1
10 Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. 1
11 Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. 1
12 Правила извинения и просьбы Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. 1
13 Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. 1
Культура поведения

(12 ч)

14 Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. 1
15 Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. 1
16 Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. 1
17 Как вести себя в школе, на переменах Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. 1
18 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». 1
19 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». 1
20 Искусство делать подарки Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. 1
21 Как правильно разговаривать по телефону Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» 1
22 Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». 1

23

Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 1
24 Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. 1
25 Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. 1
В мире сказок

(6 ч)

26-27 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. 2
28-29 Сказки – волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. 2
30-31 Сказка – ложь, да в ней намек Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. 2
Итоговые занятия

(2 ч)

32-33 Что мы узнали и чему научились Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

2

Используемая литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Ивановская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю.

Директор МКОУ

«Ивановская ООШ»

__________ О.Н.БеляеваРабочая программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Планета Здоровья»

3 класс

учителя начальных классов

МКОУ «Ивановская ООШ»

Гоголь С.С.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МКОУ «Ивановская ООШ»

протокол № ____ от ________

  1. Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».

  1. Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Особенности программы
Данная программа строится на принципах:При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

  1. Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
  1. Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:Учащиеся должны знать:
  1. Тематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения - (33 часа)
Тема занятия Кол-во часов
1 Советы доктора Воды. 1
2 Друзья Вода и Мыло. 1
3 Глаза – главные помощники человека. 1
4 Подвижные игры 1
5 Чтобы уши слышали. 1
6 Почему болят зубы. 1
7 Чтобы зубы были здоровыми. 1
8 Как сохранить улыбку красивой. 1
9 Подвижные игры 1
10 «Рабочие инструменты» человека. 1
11 Зачем человеку кожа 1
12 Надёжная защита организма 1
13 Если кожа повреждена 1
14 Подвижные игры 1
15 Питание – необходимое условие для жизни человека 1
16 Здоровая пища для всей семьи 1
17 Сон – лучшее лекарство 1
18 Какое настроение? 1
19 Я пришёл из школы 1
20 Подвижные игры 1
21-22 Я - ученик 2
23-24 Вредные привычки 2
25 Подвижные игры 1
26 Скелет – наша опора 1
27 Осанка – стройная спина 1
28 Если хочешь быть здоров 1
29 Правила безопасности на воде 1
30-31 Подвижные игры 2
32-33 Обобщающие уроки «Доктора природы» 2

Содержание занятий.

Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Подвижные игры. (1час)

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

Тема 6. Почему болят зубы. (1час)

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.

Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 10. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.

Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Тема 14. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

Тема 18. Как настроение? (1час)

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.

Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)

Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа)

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.

Тема 25. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».

Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)

Тема 32-33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

2 год обучения - (34часа)

Тема занятия Количество часов
1 Причина болезни 1
2 Признаки болезни 1
3 Как здоровье? 1
4 Как организм помогает себе сам 1
5 Здоровый образ жизни 1
6 Какие врачи нас лечат 1
7 Инфекционные болезни 1
8 Прививки от болезней 1
9 Какие лекарства мы выбираем 1
10 Домашняя аптека 1
11 Отравление лекарствами 1
12 Пищевые отравления 1
13 Если солнечно и жарко 1
14 Если на улице дождь и гроза 1
15 Опасность в нашем доме 1
16 Как вести себя на улице 1
17 Вода - наш друг 1
18 Как уберечься от мороза 1
19 Чтобы огонь не причинил вреда 1
20 Чем опасен электрический ток 1
21 Травмы 1
22 Укусы насекомых 1
23 Что мы знаем про собак и кошек 1
24 Отравление ядовитыми веществами 1
25 Отравление угарным газом 1
26 Как помочь себе при тепловом ударе 1
27 Растяжение связок и вывих костей 1
28 Переломы 1
29 Если ты ушибся или порезался 1
30 Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело 1
31 Укус змеи 1
32 Расти здоровым 1
33 Воспитай себя 1
34 Я выбираю движение 1

l.120-bal.ru


Смотрите также