Суждения о развитости человека, его способностях основываются во многом на его словарном запасе. Чем богаче его лексикон, тем выше интеллект. Внимание этому нужно уделять с детства. Но словарный запас ребенка формируется не сам по себе, а под влиянием различных факторов: общения с окружающими, просмотра (прочтения) и усвоения информации из книг и телепередач и т.д.
Вот некоторые идеи о том, как работать над развитием речи детей.
Для того чтобы понять, насколько отвечает общепринятой норме словарный запас вашего ребенка, можно воспользоваться таблицей:
Возраст ребенка | Словарный запас (количество слов) |
До 12 мес. | 3-4 |
До 15 мес. | 6 |
До 1,5 лет | До 20 |
До 1 год, 9 мес. | 15-30 |
2 года | 50 |
До 3 лет | 250-700 |
До 4 лет | От 1,5 до 2 000 |
До 5 лет | 3 000 |
До 7 лет | 3 500 |
Конечно, говоря о словарном запасе ребенка в разные периоды, мы не имеем в виду точность произношения. Понятно, что малыш до 2 лет говорит так, как может, пропуская в словах слоги или искажая их для удобства произнесения. Здесь важно то, что он понимает, о чем идет речь, то есть пополняется и его пассивный запас слов.
Современные учебные программы рассчитаны на приход в школу начитанных и достаточно развитых интеллектуально детей, уровень знаний которых подтверждается вступительными тестами. Прежде чем определить малыша в класс, с ним побеседует психолог, в задачу которого входит и определение степени развития речи ребенка. То есть, с того момента, как малыш произнес первое слово и до его готовности делать сравнения, сопоставления, умозаключения, должно пройти совсем немного времени – каких-то 4-5 лет.
Развитию словарного запаса ребенка помогает каждодневное общение с близкими. Чем ярче и богаче ваша собственная речь, тем разговорчивее и сообразительнее будет ваш малыш.
Метки: близкие, богатый, важно, вид, возраст, воображение, выражение, грамотный, запас, запоминание, информация, книга, малыш, общение, память, помогать, понимать, пополнение, произношение, развитие, развитие детей, различный, ребенок, речь, родитель, словарный, Словарный запас ребенка, собственный, тренировать, тьма
При рождении ребенка молодые родители испытывают не только счастье, но и легкое недоумение, ведь теперь на них лежит ответственность за развитие маленького человека. Главным вопросом станет словарный запас ребенка и грамотные методы по его расширению. Богатство лексикона свидетельствует о развитом интеллекте, поэтому так важно уделить этому вопросу много внимания.
Существуют строгие нормы по степени развития лексикона детей. До года ребенок знает в среднем 3–4 слова, с возрастом количество увеличивается, и в течение второго года доходит до 50 слов, а в 3 года – до 700 слов (минимально 250). В 4 года развитие малыша позволяет знать порядка 250–700 слов. К поступлению в первый класс лексикон дошкольников должен составлять около 3,5 тыс. слов.
Указанные рамки не распространяются на точное произношение каждого слова, что в маленьком возрасте для ребенка по факту невозможно. Речь здесь идет об активном и пассивном словарях. Ребенок не обязан в собственные 7 лет говорить, используя 3,5 тыс. слов, но узнавать и понимать значение уже нужно. Также допускаются отклонения в большую сторону, когда ребенок в два года знает около сотни слов.
Современные приемы позволяют дошкольнику в течение каждого года жизни выучить слова сверх нормы, но нужно ли это на самом деле? Для развития полезны словесные игры, но бесконтрольный поток информации может негативно отразиться на нервной системе малыша.
Естественно, словарный запас ребенка пополняется не за один день, поэтому специалистами были разработаны специализированные методики, чтобы расширить лексикон подрастающего человека. Они все разделены по возрасту и уровню развития детей.
Главной рекомендацией, чтобы пополнить словарный запас ребенка, является провождение большего количества времени за разговорами с малышом, не забывая хвалить его успехи. Но не стоит говорить в одиночку, родительские монологи не разовьют речь у детей.
Чтение художественной литературы как нельзя лучше скажется на увеличении активного словарного запаса детей. Влияние литературы на формирование грамотной речи доказано как специалистами, так и на практике. Подходящим вариантом станут книги А. С. Пушкина. Не стоит брать книги для школьников и взрослых, детские сказки – вариант, который подойдет.
Пока ребенок в младшей группе, он вряд ли будет уметь читать, поэтому ответственность за лексикон ляжет на родителей. Темп чтения не должен быть слишком стремительным, иначе ребенку будет трудно уловить смысл художественной литературы. Когда малыш начнет читать, лучше покупать ему книги с яркими иллюстрациями, это позволит активизировать зрительную память.
Интересны методы, в основе которых лежит тяга детей к сложным словам. Порой из художественной книги ребенок не запомнит ни одного стандартного слова, но услышав термин из научной литературы, ринется повторять словосочетание с серьезным лицом.
Действенные методы и приемы включают в себя настольные игры и другие развлекательные мероприятия. Для дошкольников отлично подойдут речевые игры. В них составляют словосочетания, отвечают на вопросы по принципу викторины, развивая не только лексикон, но и общую эрудицию. К тому же настольные игры могут продолжительное время занимать внимание дошкольников.
Для старших дошкольников подойдут все виды детских кроссвордов. Они удачно справятся сразу с несколькими задачами: расширение лексикона, тренировка памяти и развитие любознательности.
Для активизации лексикона детей рекомендуют игры в слова (аналогия с игрой в города) и в синонимы, где ребенку требуется назвать как можно большее количество слов, схожих по смыслу с названным. Играть можно даже в общественном транспорте, дошкольников увлечет подобное занятие.
Этот способ проверен миллионами родителей по всему миру. Если после работы не остается сил пообщаться с собственным отпрыском, то вряд ли у него появится обширный лексикон, если кто-то не занимаются с ним дополнительно.
При общении важно дать чаду высказать свое мнение. Это улучшит словарный запас ребенка, а также научит выражать мысли и отстаивать собственное мнение при необходимости. Во время разговоров или пауз следует обратить внимание на новые слова. Важна визуальная составляющая, с ней малышу станет легче запомнить новое слово.
Влияние художественной литературы сильнее всего проявляется при подготовке дошкольников к первому классу, в этом родители убеждаются на практике. Такое же по силе влияние на дошкольников окажет активизация изученных слов при общении с родителями или сверстниками.
Ошибкой станет попытка научить ребенка в 3 года читать, писать и говорить научными терминами. В этом возрасте главным занятием малыша становятся развивающие игры, не нужно выращивать вундеркинда. Развитие должно соответствовать возрасту, перегружать неокрепший интеллект вредно.
yourspeech.ru
25.11.2014,
Словарный запас является своего рода визитной карточкой ребенка. Богатый лексикон выдает в обладателе эрудированность, хорошую память и отличные умственные способности. Неудивительно, что каждый заботливый родитель стремится увеличить словарный запас ребенка. О том, как это сделать, вы узнаете из этой статьи.
Примерно с 2-3 лет малыш начинает активно пополнять свой словарный запас, каждый день ребенок может радовать вас новыми интересными фразами и выражениями. Увеличить словарный запас ребенка за пару интенсивных занятий не получится, расширение личного лексикона в идеале будет продолжаться всю жизнь. Скорость освоения и качественное содержание словарного запаса зависит от окружающей среды, в том числе от тех привычек и знаний, которые вы заложите в раннем детстве.
Ориентировочные возрастные нормы словарного запаса ребенка от 1 года до 7 лет представлены в таблице
Формула наполнения личного лексикона проста. Чтобы ребенок регулярно «применял слово на практике», он сначала должен его где-то услышать, понять его значение, запомнить (включить в пассивный словарь) и потренировать в разных предложениях (включить в активный словарь). Именно на этой формуле построены рекомендации по увеличению словарного запаса.
Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов увеличения пассивного словаря. Читайте перед сном или по желанию ребенка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Кстати, отличный эффект для развития речи дают произведения для детей А.С. Пушкина. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребенка (не слишком быстрой).
Когда ребенок научится самостоятельно читать, поощряйте любовь к книгам. Вместе запишитесь в библиотеку, периодически выбирайтесь на шопинг в книжный магазин за интересными произведениями и, конечно, читайте сами.
Читайте вместе как можно чаще, и перед вами не будет стоять вопроса, как пополнить словарный запас ребенка 3 лет. Книги в этом лучшие помощники.
Перед мамой стоит непростая задача: как научить ребенка говорить слова правильно, как помочь формированию красивой родной речи. Слова взрослых – единственная возможность крохотного малыша освоить язык. Поэтому как можно чаще разговаривайте с ребенком, называйте предметы, которые привлекают его внимание, рассказывайте о них. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и не запомнит.
Используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная». Есть разница?
Как показывает практика, богатый словарный запас родителя автоматически передается детям. А активные диалоги помогут расширить словарный запас ребенка 5 лет.
Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя. У малышей, которые только начинают говорить, можно спросить, как говорят персонажи из сказки (как говорит собачка, кошка и так далее).
В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: пейзаж на улице, погода, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Такие обсуждения помогут обогатить словарный запас ребенка 6 лет и более младших детей. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса!
Ученые доказали, дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме. Поэтому освойте и регулярно практикуйте игры на развитие словарного запаса.
Итак, формула увеличения словарного запаса проста: читать + говорить + обсуждать и играть!
Общайтесь с ребенком увлеченно!
Если вы хотите узнать больше о том, КАК ПРАВИЛЬНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА И СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ЗАНЯТИЙ С МАЛЫШОМ, то приглашаю вас в ОНЛАЙН-КЛУБ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ “БОЛТАЙ-КА”.
Алена Волкова, практикующий логопед-дефектолог, педагог, дважды мама.
Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.
Другие статьи - Сайт
rechrebenka.ru
В возрасте с 2 до 3 лет очень активно начинает расширяться словарный запас ребенка. К трем годам словарный запас составляет примерно 700-1000 слов. Благодаря такому большому количеству слов малыш начинает активно пользоваться речью.
К трем годам он говорит фразами, использует в речи глаголы, предлоги, существительные и глаголы в множественном числе, умеет передавать свои мысли и чувства, вести беседу. В 3 года ребенок должен уметь произносить гласные А О И У Ы , и согласные Б П В Ф Д Т Г К М Н .
В основном это слова из окружающего мира ребенка.
Существительные: игрушки, части тела, посуда, мебель, одежда, обувь, продукты питания, фрукты, овощи, бытовая техника, предметы обихода, названия некоторых животных, птиц, растений, явлений природы.
Глаголы: обозначающие действия самого ребенка, действия других людей, некоторые другие действия, например, каша варится, вода льется.
Прилагательные: обозначающие некоторые признаки предметов, например цвет: красный, синий, зеленый, желтый; величину: большой, маленький, другие признаки: горячий, холодный, сладкий, горький.
Наречия: много, мало, больно, жарко, холодно.
Не лишним будет напомнить, что все дети развиваются по разному, одни вовсю говорят уже в год, а другие и к трем годам произносят лишь несколько простых слов.
В два — два с половиной года родителям стоит выяснить, каков у ребенка пассивный словарный запас, то есть, что из вышеперечисленного словаря знает малыш, знает ли он, что обозначает то или иное слово.
Как родителям понять, какие слова ребенок знает, а какие нет?
Просто в моменты бодрствования и игр попросите ребенка принести какую-нибудь игрушку или предмет или предложите произвести какое-либо действие с предметом, лучше такое, которое ребенок в повседневной жизни не выполняет. Так вы сразу узнаете, понял вас малыш или нет. Бывает, что ребенок путает некоторые слова, например, туфли и ботинки. Иногда путает слова схожие по звучанию: дудочка-удочка, булочка -улочка; или принимает словосочетание за отдельное слово, как девочка, которая просила спеть песенку про Шумелку-мышь. Выяснилось, что это песня «Шумел камыш, деревья гнулись»
Очень полезно для расширения пассивного запаса слов читать ребенку, рассматривать картинки в книжках, предметные картинки. Предлагайте ребенку найти на картинке яблоко, банан, стул, кровать, тарелку, холодильник. Для расширения словарного запаса прекрасно подойдут занятия по методике Домана.
Большое значение для развития речи имеет наличие в словаре глаголов. Если в словаре ребенка часто присутствуют 20 глаголов, то происходит значительный скачок в развитии речи. Чтобы обогатить глаголами словарь ребенка, взрослым необходимо в моменты общения постоянно описывать свои действия: помешаю кашу, вытираем ротик салфеткой, протрем пыль, польем цветок.
Если при обследовании вы выяснили, что с пониманием речи, то есть с пассивным словарем все хорошо, но активной речи нет необходимо, чтобы у ребенка появилось желание вам подражать, повторять за вами различные действия, движения, мимику. Поощряйте желание малыша протереть пыль, подмести пол, помыть посуду, состряпать пирог, выложить узор, сделать зарядку для язычка и т. д. Часто родители в стремлении сделать все быстро, буквально отбивают у малыша желание действовать, они лучше сами быстро вымоют посуду, сами оденут ребенка, накормят его. Если же у взрослых хватит терпения, то посредством этих несложных дел вы привьете ему любовь к труду, расширите его словарный запас, укрепите ваши отношения.
Следующий шаг для расширения активного словарного запаса — это развитие слуха и развитие речевого дыхания.
И конечно, с самого раннего возраста необходимо проводить с ребенком игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Также не забывайте об артикуляционной гимнастике. Заведите дневник и записывайте в него какие слова уже есть в словаре вашего ребенка и какие появляются вновь. Так вам легче будет контролировать развитие речи малыша.
Настольная игра для развития речи
Нарушения развития речи у детей.
stotysyhc.ru
Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому!
Как повысить словарный запас у ребенка – расскажет небанальный женский сайт «Красивая и Успешная».
В каждом своем возрасте ребенок должен владеть определенным минимумом слов и активно ими пользоваться. В первые годы жизни подсчитать словарный запас ребенка не составляет труда. Конечно, многие дети намного превосходят эти нормы – разумеется, это хорошо.
Но есть такой момент: даже младенцы понимают на слух намного больше слов родного языка, нежели используют в собственной речи. Ребенок 3-4 лет понимает практически все общеупотребительные слова, хотя разговаривает намного проще, чем взрослые.
Однако, это узнавание слов на слух не считается словарным запасом.
Несложно догадаться, что запас слов родного языка, которые знает ребенок, пополняется благодаря общению с окружающими людьми и чтению каких-либо текстов.
До того, как ребенок начнет уверенно читать (обычно это случается в 6-7 лет), устная речь – его единственный источник пополнения словарного запаса. Именно бытовое общение окружающих людей формирует тот набор слов, которые ребенок будет использовать в повседневности.
Даже если впоследствии он узнает намного больше слов (из книг, от учителей и т.д.) – то есть риск, что он не будет ими активно пользоваться, речь останется простой и бедной по ассортименту используемых слов.Дети очень сильно перенимают ту манеру общения, которая принята в семье и в той социальной среде, в которой они проводят много времени. Это касается и набора активно используемых слов.
«Перерасти» свое семейное окружение может активно читающий ребенок – если язык книг для него становится интереснее и важнее того бытового языка, который он слышит от людей вокруг. Но не все дети сами увлеченно читают «запоем», а принудительное чтение редко приводит к положительным изменениям в устной речи.
Поэтому главный совет родителям, как расширить словарный запас ребенка – обогащайте собственную речь (причем не только в разговорах с ребенком, но и в общении с другими родственниками, друзьями и т.д.).
В общении с малышом старайтесь следить за тем, как и что вы говорите (возможно, результаты наблюдений за своей речью удивят вас самих!)
Но и чтение как фактор обогащения словарного запаса ребенка со счетов списывать нельзя.
Подбирайте ребенку книги разной направленности – народные сказки, проза и поэзия разных авторов, научно-популярные издания и т.д. Пусть малыш сравнивает разные стили изложения, запоминает новые слова (от устаревших русских слов до научных терминов и слов иностранного происхождения). То же самое можно посоветовать относительно выбора фильмов, мультфильмов, телепередач и т.д.
Когда ребенок еще маленький и учить его читать рано, обязательно читайте ему вслух!
Причем, не стоит прекращать совместное чтение вслух и после того, как он начнет разбирать буквы – пока нет уверенного беглого чтения про себя, нельзя говорить о том, что ребенок полноценно вникает в книгу.
Совет сайта sympaty.net — мотивируйте ребенка говорить, причем не односложно, а повествовательно. Просите его пересказать сюжет книжки или какой-то жизненный случай, описать увиденный предмет, пейзаж или человека, и т.д.
Просите его уточнять ответы на разные вопросы: как это можно сказать иначе, какое слово точнее описывает этот предмет, какие еще подробности он мог заметить и передать на словах.
Для обогащения словарного запаса ребенка служат многочисленные речевые игры (например, «Трехлитровая банка»: игроки по очереди называют предметы на загаданную букву, которые можно положить в трехлитровую банку – проигрывает тот, кто в свою очередь не сможет вспомнить ни одного подходящего слова).
---Автор - Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и УспешнаяКопирование этой статьи запрещено!
www.sympaty.net
1.Ответы на вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?» Предложения из двух слов.
2.Составление предложений из трёх слов: подлежащее, сказуемое и прямое дополнение в винительном падеже: Девочка пьёт чай; ест суп; держит мяч; шьёт платье.
3.Винительный падеж с окончанием -у: дай ручку; на бумагу, ест кашу...
4.Предложения из четырёх слов, добавляется существительное в дательном падеже:
Папа читает книгу сыну. (Предложения составляются по картинкам или по демонстрируемым действиям.)
5.Творительный падеж существительного: Мама режет хлеб ножом.
6.Использование наречий, дающих качественную оценку совершающимся действиям: Нина поёт хорошо, громко...
7.Предложения с предлогом у: «Укого когти, грива?» (Игра в лото.)
8.Предложения с предлогами в, на.
9.Предлоги под, на.
Поставь машину на полку! Где стоит машина? Спрячь игрушку под коврик! Где лежит игрушка? Сравнение по картинкам или по демонстрируемым действиям: Кошка сидит на стуле, под стулом.
10.Предлог с (с кем совместно совершается действие): Коля с Валей играют.
11.Предложение с предлогом к о направленности совершаемого действия:
Вова подошёл к столу.
12.Существительное в предложном падеже, единственном числе с предлогом на:
Мальчик катается на машине.
13.Существительное в предложном падеже, множественном числе с предлогом на:
Катается на качелях, на санках, на лыжах...
14.Предложения из четырёх-пяти слов с использованием глагола в неопределённой форме:
Девочка идёт купаться на речку.
— Загадай желание! Что ты хочешь сделать?
— Я хочу подарить маме цветы.
15.Единственное и множественное число существительного: шар — шары. Чем отличаются?
16.Уменьшительное название предметов: нос — носик. Чем отличаются эти предметы?
17.Сопоставление двух-трёх глагольных форм: лежи — лежит — лежу.
18. Самостоятельное преобразование формы глаголов. (Используются сюжетные картинки, например: «Девочка пьёт».)
— Что сказала мама дочке?
— Пей молоко!
— Что ответила дочка?
— Я пью.
— Что делает Таня?
— Таня пьёт молоко.
19. Использование утвердительной и отрицательной формы в предложении. (Задания проводятся в форме вопросов и ответов на фоне противопоставления: «Да, пойду», «Нет, не пойду».)
20. Преобразование глаголов в форме единственного числа первого лица в форму множественного числа:
Я читаю. — Мы читаем.
21. Сопоставление глаголов первого, второго и третьго лица единственного числа:
Я несу. Ты несёшь. Он несёт.
22. Существительное в единственном и множественном числе, родительном падеже:
У меня один дом. У кого много домов?
Я назову один предмет, а ты — много предметов: один стол — много столов, один кубик — много кубиков.
Я скажу: «Есть предмет», а ты — «Нет предмета»-. У меня есть ручка — нет ручки.
23. Видоизменение глагола в форме третьего лица единственного числа настоящего времени в неопределённую форму с помощью вопроса: «Что делать?»
Образец: Мальчик играет в мяч. Нам надо (мы хотим) играть в мяч.
24. Согласование местоимений с существительными мужского и женского рода: мой — моя, чей — чья.
25. Согласование существительного с прилагательным с использованием слов-антонимов и союза а:
Кот большой, а котёнок маленький. (Размер.)
Сумка тяжёлая, а книга лёгкая. (Вес.)
Снег белый, а трава зелёная. (Цвет.)
26. К существительному подобрать согласованные определения: сахар — сладкий, белый, вкусный...
Изучение логических тем (времена года, животные и птицы, транспорт и др.) проводится с детьми трёх-четырёх лет на занятиях в то же время, что и с детьми пяти-шести лет. Отличие состоит лишь в том, что малышей знакомят с основными элементами предметов по изучаемой теме, а у старших детей формируется умение составлять связный рассказ о любом предмете с называнием мелких деталей при его описании.
Происходит постепенное увеличение активного словарного запаса за счёт имеющегося пассивного и повседневного обогащения новыми словами, в том числе и во время занятий в детском саду и дома.
Октябрь
1.Осень. Овощи и фрукты, сад — огород.
2.Составление простых распространённых предложений с прямыми дополнениями. (Охотник увидел лису.) Единственное и множественное число существительных.
3.Составление рассказа по картинке с помощью вопросов: кто? что? что делает? кого? что?
Ноябрь
1.Дом и его части. Мебель. Профессия.
2.Согласование существительных с глаголом; предложения с двумя зависимыми от глагола существительными, одно из них — прямое дополнение (винительный падеж). (Маша дала яблоко брату.)
3.Согласование притяжательных местоимений и количественных числительных с существительными. (Моя книга, твой кубик, две ручки.)
4.Усвоение навыков составления коротких рассказов по сюжетной картинке.
5.Описание предмета по схеме.
6.Выполнение приказаний и самостоятельная отдача их на знакомом словарном материале. (Возьми флажок в правую руку!)
Декабрь
1.Зима. Домашние животные и птицы. Дикие животные и птицы.
2.Образование множественного числа существительных и глаголов, их согласование.
3.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. (Голубая бумага, голубой платок, голубое небо, голубые носки.)
4.Образование притяжательных прилагательных с различными значениями соотнесённости. (Лисий хвост, волчья лапа, львиная грива.) Формирование предложений с однородными дополнениями. (Ира надела пальто, шапку, шарф и варежки.)
5.Составление предложений после демонстрации действий.
6.Формирование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы.
7.Формирование умения находить сходство и различие между двумя предметами, животными и птицами.
8.Рассказ-описание о любом животном и птице по схеме и без неё.
Январь
1.Зима (продолжение). Транспорт. Продукты питания.
2.Образование формы родительного падежа множественного числа имени существительного с нулевым окончанием и -ев, -ей: много деревьев, стульев; колёс, окон, гнёзд, яблок; карандашей...
3.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида: что делать? что сделать?
Ловить — поймать, рубить — срубить, рисовать — нарисовать.
4.Предложения с однородными подлежащими, дополнениями и обстоятельствами: Коля, Юра и Саша строили домик.
5.Использование предлогов в и на:
Снег лежит на крышах, на деревьях, на земле...
6.Сложносочинённые предложения с союзом а, использование слов- антонимов и уменьшительных суффиксов:
Гора большая, а горка маленькая.
7.Использование сравнений в предложениях:
Снег - как белое покрывало; снег хрустит, словно сухарики жуёт.
8.Понимание, выполнение, а затем и самостоятельное задание направлений и действий:
Возьми куклу, поверни направо, сделай два шага...
9.Рассказ по картинке о зимних забавах (с выделением начала, середины и конца рассказа).
10.Составление рассказа с деформированным текстом. (Вечером дети слепили снеговик. Ночью выпал снег. Найди ошибку.)
11.Работа над смысловой стороной загадок.
Февраль
1.Посуда. Стихи и рассказы об армии.
2.Правильное использование местоимений мне, меня, мной.
Местоимения с предлогом у: у меня, у нас, у него, у них...
3.Однородные определения, их подбор при построении сложносочинённых предложений. (Лиса — хитрая, рыжая, пушистая, а заяц — косой, серый, трусливый...)
4.Построение предложений с прямыми и косвенными падежными конструкциями. (Мама купила детям конфеты в магазине.)
5.Предложения со словами сначала — потом. (Сначала Таня помыла руки, а потом села обедать.)
6.Предлоги из, под, над, около, между в предложениях.
7.Составление рассказов по сюжетной картинке (продолжение).
8.Составление рассказа-описания о любом предмете на знакомую логическую тему по схеме и без неё.
9.Умение найти сходство и различие между двумя-тремя предметами (чашка, стакан и кружка и др.).
10.Продолжение работы над смысловой стороной загадок.
11.Объяснение смысла пословиц, применение их в жизни.
Март
1.Весна. Перелётные и зимующие птицы. Женский праздник 8 Марта. Семья.
2.Простые распространённые предложения с глаголами прошедшего времени, изменение их по родам и числам. (Мальчик лежал. Кукла лежала. Одеяло лежало. Ручки лежали.)
3.Продолжение работы по согласованию прилагательных и порядковых числительных с существительными в разных падежах. (Книга лежала на большом письменном столе. Мальчик взял с полки вторую книгу.)
4.Родительный падеж существительного множественного числа (продолжение). (Нет людей, дверей; много глаз, рук, ног; крыльев, перьев.)
5.Имена собственные, их замена личными местоимениями третьего лица:
— Вова играет в песочнице.
— Как сказать иначе?
— Он играет в песочнице.
6.Составление предложений по опорным словам (предметным картинкам).
7.Несклоняемые существительные: пальто, кофе, какао...
8.Закрепление умения составлять рассказ-описание по демонстрации действий, предметов, по заданному плану, по схеме и без неё.
9.Сравнение трёх-четырёх предметов, составление рассказа о сходстве и различии между ними.
10.Рассказ о событиях от имени другого лица.
11.Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Установление последовательности событий, причинно-следственных связей между ними.
12.Пересказ сказок, рассказов.
Апрель
1.Лес: деревья, ягоды, грибы, цветы, трава. Реки и водоёмы, их обитатели.
2.Понимание и правильное использование предлогов к, от.
3.Закрепление совершенного и несовершенного вида глаголов; вос питание умения самостоятельно ставить вопросы к демонстрируемым действиям или по содержанию картинок: «Что делать (сделать)?», «Что делал (сделал)?», «Что делали (сделали)?», «Что делает, делают (сделает, сделают)?»
4.Образование однокоренных слов приставочным способом по демонстрируемым действиям или по картинке. (Лететь — улетает, прилетает, залетает, вылетает...)
5.Формирование умения использовать сравнительную и превосходную степень прилагательных и наречий при сравнении двух или нескольких предметов. (Красивая — красйвее — самая красивая; хорошо — лучше, плохо — хуже...)
6.Сложносочинённые предложения с союзами а, и и словами сначала, потом. (Сначала мы почистили рыбу, а потом мама её пожарила.)
7.Понимание и подбор синонимов — однородных определений. (Мальчик смелый, отважный, храбрый, бесстрашный...)
8.Предложения с разделительным союзом или. (Я сейчас буду или рисовать, или лепить из пластилина.)
9.Рассказ по сюжетной картинке с использованием притяжательных и качественных прилагательных. (Медвежья лапа, умная галка, злом волк.)
10.Умение рассказывать стихи и сказки; высказывать своё отношение к поступкам товарищей или героям рассказа, сказки.
11.Соблюдение интонационно-смысловой выразительности в речи и правильного дыхания.
12.Знание скороговорок, загадок, пословиц и поговорок.
Май
1.Страна, город, улицы. День Победы, стихи и рассказы об этом празднике. Беседа о школе.
2.Использование любых однородных членов предложения в самостоятельной речи. (В нашем городе есть кукольный театр, кинотеатры, школы. Улицы прямые, чистые, зелёные, красивые, широкие...)
3.Работа со всеми предлогами; умение самостоятельно придумать предложение с заданным предлогом; соотносить сказанное с действием. (Положила на стол — лежит на столе.)
4.Определение местоположения предметов с использованием наречий в предложениях. (Внизу, наверху, справа, слева, впереди, сзади, в центре; в правом углу, в левом верхнем (нижнем) углу ящика.)
5.Сопоставление грамматических форм глагола настоящего, прошедшего и будущего времени с использованием наречий, сейчас, теперь, сегодня; давно, уже, вчера, завтра, потом; буду, будет, будем... (Оля сейчас играет в куклы (вчера играла, завтра будет играть). Лена рисует, рисовала, нарисует, будет рисовать...)
6.Использование прямой речи в диалогах.
7.Пересказ от другого лица с употреблением прямой речи.
8.Сложноподчинённые предложения с союзами: потому что (Мама взяла зонтик, потому что шёл дождь), чтобы (Я хочу, чтобы она поиграла со мной.)
9.Формирование умения передавать чужую речь с помощью союза что или чтобы и придаточного предложения из двух-трёх слов: (Маша сказала, что на улице идёт снег. Соня попросила, чтобы я принесла ей сказки.)
10.Составление рассказа по ряду предметных или по серии сюжетных картинок из предложений различной степени сложности.
11.Составление рассказов на основе личного опыта: как провёл выходные дни, что видел в лесу, в парке, случаи из жизни...
12.Составление рассказа о любом предмете без схемы.
13.Составление рассказа об улице, на которой живёт, о своём доме, о квартире, о своей комнате, об игрушках...
14.Знание названия страны, республики, города, в котором живёт.
15.Дети должны накопить достаточный запас потешек, скороговорок, загадок, стихотворений, сказок, пословиц и поговорок.
Июнь
Повторение пройденного материала, ликвидация пробелов у детей, нуждающихся в педагогической поддержке.
В течение учебного года проводятся беседы о писателях, художниках и других выдающихся деятелях той республики и страны, в которой живут дети, а также о религиозных праздниках (Пасха, Рождество).
Все эти планы лишь схематично отражают систему детского речевого развития: усвоение грамматических форм, пополнение словарного запаса и навыки связной речи. Это предполагает возможные изменения, которые зависят от индивидуальных способностей ребёнка.
Оглавление
Часть I
poisk-ru.ru
Елена Мазитова
Словарный запас ребенка является важным показателем его гармоничного развития. Сегодня редакция 4mama расскажет о том, как развить речь крохи с помощью увлекательных игр.
Пока ребенок маленький его словарный запас пополняется за счет слов, которые он слышит в процессе общения с родителями и другими людьми. При этом в возрасте 1-3 лет кроха усваивает не все категории слов. Так малыши лучше запоминают названия игрушек, имена членов семьи, а также слова, касающиеся знаний об окружающей среде (погодные явления, времена года и пр.).
Как только малышу исполняется 4 года, количество используемых им слов резко увеличивается. В этом возрасте кроха уже может описать, что чувствует, оценить предмет, исходя из его характеристик, а также попробовать свои силы в словообразовании.
Еще через несколько лет словарный запас вашего чада может достигнуть 3000-4000 слов, что считается вполне нормальным для дошкольника. Речь ребенка становится взрослее и пополняется новыми категориями слов.
Ученые доказали, что дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме. Именно поэтому стоит обратить внимание на игры по развитию словарного запаса у детей.
Возьмите 10 разных предметом и поместите их в тканевый мешочек. Предложите крохе доставать по одному предмету, детально описывая то, как он выглядит. Уверены, что такое занятие понравится вашему чаду!
А в такую игру можно смело играть даже на детской площадке. Ребенку необходимо назвать слово и бросить мяч следующему игроку. Если слово означает что-то съедобное, малыш должен поймать мяч, если же нет - отбить.
Еще одна популярная игра на развитие словарного запаса ребенка. Ее суть заключается в том, что ребенок описывает предмет или явление, а вы должны угадать, что это.
Придумайте несколько утверждений, например, «ворона любит сыр» или «у Мальвины волосы зеленого цвета». А малыш, в свою очередь, должен сказать, где правда, а где ложь. При этом важно, чтобы кроха смог объяснить свою позицию.
Данное развлечение будет интересно детям дошкольного возраста. Необходимо придумать 10 предложений, закончить которые должен ребенок. Не забудьте объяснить своему чаду, что в этой игре он может быть максимально креативным.
С помощью игры «Угадай игрушку» можно развить словарный запас маленького ребенка. Для этого посадите любимых кукол и зверушек в ряд и по очереди называйте их характеристики. А кроха должен отгадать, о какой игрушке идет речь.
А такое упражнение можно смело выполнять даже во время путешествия. Вы просто называете слово, а ребенок должен подобрать к нему самую удачную рифму. Например, ложка-мошка, лягушка-квакушка и т.п.
Выполняя с малышом эти простые упражнения, вы не только увеличите его словарный запас, но и будете способствовать гармоничному развитию ребенка. А что еще нужно для счастья родителей!
Фото: depositphotos
4mama.ua